ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА
Э. П. Купринов
ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ И ТАМОЖЕННЫЕ АСПЕКТЫ ЕЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Статья посвящена перспективе государственного регулирования экономики России. Автор анализирует сценарии развития российской экономики, критически оценивая отдельные положения теории и практики внешнеторгового регулирования. В статье показана значимость таможенных методов управления экономикой.
Ключевые слова: экономика; внешняя торговля; регулирование; таможенные методы; модели; мониторинг; цены.
В интегрированной мировой экономике, разделенной государственно-административными границами, объективно возрастает роль таможенной службы как весомого фактора развития национальной экономики в формах регулирования внешней торговли и государственной поддержки производственных отраслей народного хозяйства страны. Все функции таможенной службы в соответствии с Таможенным кодексом РФ относятся к сфере управления внешней торговлей страны, являющейся важной отраслью национальной экономики [1]. Данное обстоятельство следует иметь в виду при рассмотрении перспектив развития российской экономики и адекватной «настройки» инструментов таможенного контроля и регулирования применительно к вариантам (сценариям) экономического развития.
Правовое и нормативное их обеспечение предусмотрено также Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [2], ведомственными программными документами, прежде всего Концепцией развития таможенных органов РФ [3].
Развитие интеграционных процессов в международных экономических отношениях, оптимизируя разделение труда в мировой экономике и позитивно воздействуя на перестройку народного хозяйства отдельных стран, одновременно способствует распространению негативных явлений, возникающих в некоторых из них. Таким стал глобальный финансово-экономический кризис, продемонстрировавший несовершенство либерально-рыночной модели хозяйствования даже в масштабе мировой экономики. Он, а также другие недостатки общего рынка еще раз напомнили мировому сообществу о необходимости комплексного государственного и межгосударственного
регулирования социально-экономических процессов в национальной и мировой экономике.
Важно использовать не только методы текущего их регулирования (стабилизацию финансового состояния, корректировку параметров экономических регуляторов), но также и методы программного регулирования, т. е., например, важно заблаговременно разрабатывать такой экономико-правовой инструментарий, как единый таможенный тариф участников таможенного союза.
Речь может идти о разработке комплекса перспективных регуляторов применительно к различным вариантам индикативных целей (ориентиров) развития страны. Стратегические макроэкономические ориентиры России официально обозначены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ [4]. Основные варианты долгосрочного социально-экономического развития России в соответствии с этой Концепцией увязываются с уровнем развития и реализации сравнительных преимуществ российской экономики. Они могут проявиться в энергетике, науке и образовании, в развитии предпринимательства и инвестиционной активности главным образом в обрабатывающих производствах, в развитии транспортной и энергетической инфраструктур.
Благоприятным условием реализации потенциальных возможностей роста российской экономики можно считать интеграцию европейско-азиатского экономического пространства. Этот геоэкономический фактор глобального значения имеет непосредственное отношение к таможенной службе России. Объективные экономические процессы неизбежно вызовут потребность в развитии новых направлений таможенной науки, поскольку, наряду с существующими традиционными методами таможенного контроля и регулирования, возникают новые аспекты практики, требующие теоретического осмысления.
Повышение значимости решения географических проблем регулирования внешнеторговой деятельности, регионального управления экономическими параметрами народного хозяйства потребует усовершенствования не только устоявшихся таможенных методов, но также диверсификации многих составных элементов экономики таможенного дела. Здесь речь может идти о таможенной инфраструктуре в целом, разработке долгосрочных планов по строительству дорог, пунктов пропуска (переходов), развитии коммуникаций и разработке специальных средств связи и т. п.
Особое значение для Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России), научных исследователей и разработчиков управленческих решений имеет создание таможенного союза, к которому смогут присоединиться и другие страны, помимо Беларуси и Казахстана. Поэтому следует обратить внимание на факторы, связанные с внешней торговлей в рассмотренных ниже сценариях социально-экономического развития - инерционном, энерго-сырьевом и инновационном.
По прогнозным расчетам, во всех трех вариантах предполагается, что цены на нефть постепенно начнут повышаться по мере роста инфляции и достигнут 60 долл. США в 2015 г. и 65 долл. США в 2020 г. Особого внимания экономистов и управленцев заслуживает третий - инновационный - сценарий. Его особенность специалисты видят в устойчивости экономики к падению мировых цен на нефть и сырьевые товары, к усилению глобальных торговых и финансовых дисбалансов. К этому следовало бы добавить принцип многоотраслевого сбалансированного национального производства как самодостаточной гарантии экономической и товарной безопасности страны.
При инерционном варианте развития не следует ожидать высокой мотивации инновационного предпринимательства, вероятны отказ от реализации долгосрочных проектов и программ с участием государства, углубление дезинтеграционных процессов. Возможности экономического роста могут быть ограничены относительно невысокими объемами увеличения экспорта углеводородов (медленное развертывание трубопроводной инфраструктуры и недостаточное освоение новых месторождений).
Рост реального сектора российской экономики в соответствии с расчетными значениями прогноза увеличит потребность в углеводородах, что ограничит их экспорт. Технологическая конкурентоспособность обрабатывающих производств не только не возрастет, но, скорее всего, снизится при опережающем росте импорта. При осуществлении данного сценария в топливно-энергетическом комплексе будут реализованы только те проекты, работы по которым уже начаты. Такая ситуация после 2010 г. может привести к стагнации нефтедобычи, сохранению дисбалансов в развитии газового комплекса и электроэнергетики, что повлечет за собой сокращение доли российских энергоносителей на европейском рынке. Прогноз свидетельствует о сохранении преобладающей роли сырьевого сектора и в экспорте, и в накоплении капитала.
Целевую функцию таможенных регуляторов по данному сценарию развития можно оценить как компенсационную. Действительно, таможенные пошлины, обеспечивающие наполнение федерального бюджета, в определенном смысле станут инструментом финансовой компенсации за еще большее снижение конкурентоспособности отечественных производителей на мировой экономической арене. Но это - номинальное утешение за слабое развитие обрабатывающих, высокотехнологичных секторов и отраслей «экономики знаний», как сказано в разработанном стратегическом документе Министерства экономического развития и торговли РФ.
Формирование доходов федерального бюджета за счет таможенных пошлин как финансовая компенсация за низкую конкурентоспособность обрабатывающих отраслей народного хозяйства России, однако, не дает гарантий для формирования конкурентоспособного национального производства в перспективе. Защита отечественных товаропроизводителей импортными пошлинами без комплексной их государственной поддержки может оказаться формальной и бесполезной.
Сценарий энергосырьевого развития, по мнению разработчиков долгосрочного сценария экономического развития, частично снимает ограничения инерционного развития за счет реализации конкурентного потенциала России в сферах энергетики и транспорта, повышения качественного уровня энергосырьевых отраслей и укрепления сырьевой специализации России в мире. Он характеризуется реализацией крупномасштабных проектов, обеспечивающих добычу и разработку месторождений полезных ископаемых в новых районах Восточной Сибири, развитием транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала экономики, в том числе совместных проектов по добыче и экспорту углеводородов в рамках ЕврАзЭС и с другими государствами.
Регулятивные возможности таможенной политики применительно к данному сценарию представляются достаточно ограниченными, поскольку не только сохраняется, но и усиливается значимость экспортной энергетической, сырьевой направленности развития экономики. Сырьевая направленность внешнеторговой и соответственно таможенной политики России сегодня подвергается массированной критике. Но еще в 90-е гг. ученые Российской таможенной академии предостерегали о продолжении ориентации на торговлю ресурсным достоянием страны. В частности, об этом писал
один из представителей так называемого «разумного» протекционизма, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра Российской таможенной академии, профессор М. В. Кокорев [5].
Сценарий инновационного развития нацелен на использование конкурентных преимуществ российской экономики в традиционных (энергетика, транспорт, аграрный сектор) и наукоемких секторах. Превращение инновационных факторов в основной источник экономического роста обусловлено созданием эффективной национальной инновационной системы и развертыванием долгосрочных программ и проектов, обеспечивающих лидирующие позиции России на рынках высокотехнологичных товаров и услуг.
В таблице 1 приводятся макроэкономические сравнительные характеристики экономического роста, в том числе за счет дополнительных его факторов.
Таблица 1
Влияние факторов модернизации на экономический рост (среднегодовые темпы прироста, проц. пунктов)
Факторы модернизации 2008-2010 2011-2015 2016-2020
Темп роста ВВП (инерционное развитие) 5,5 3,2 3,2
Дополнительный прирост ВВП, за счет: 0,7 3,1 3,4
- развития инновационного сектора 0,4 1,9 2,3
- преодоления инфраструктурных ограничений 0,1 0,7 0,6
- других факторов 0,2 0,5 0,5
Итого - рост ВВП (инновационный вариант) 6,2 6,3 6,6
Источник: [4].
Разработанные прогнозные значения важнейших экономических показателей развития экономики России, естественно, постоянно уточняются с изменением конъюнктуры мирового рынка и динамики цен на нефть. Зафиксированные в названном документе показатели не являются непосредственным объектом обсуждения. Основное внимание уделяется не точности прогноза цен и связанных с ними макроэкономических показателей, а новым аспектам регулирования экономики, связанным с таможенной политикой при различных сценариях ее развития.
Важным условием реализации рассмотренных сценариев разработчики считают ценовые факторы, которые могут стать и факторами роста экономики, и факторами риска. Значительная неопределенность динамики нефтяных цен в перспективном периоде предполагает необходимость учета способности российской экономики к адаптации как к высоким ценам на нефть, так и к возможному резкому их падению.
При реализации энергосырьевого и инерционного сценариев падение цен может привести к большему торможению роста из-за низкого уровня диверсификации экономики. Сохранение в долгосрочной перспективе сверхвысоких цен на нефть позволит увеличить объемы экспорта по сравнению с основным вариантом в рамках инновационного сценария. Приток валюты будет компенсироваться более интенсивным укреплением курса рубля и повышением спроса на импорт. Данное обстоятельство следует иметь в виду при корректировке таможенной политики и использования тарифных регуляторов внешней торговли.
Структурная диверсификация экономики, вероятно, будет проявляться в изменении структуры российского экспорта. Определенное воздействие на оптимизацию
структуры экспорта и структуры национального производства могут оказать таможенные регуляторы. Но все более ясным становится то, что все экономические регуляторы должны работать во взаимосвязанном комплексе по принципу интегрального достижения искомой цели.
Для количественной оценки критериев применения государственных регуляторов необходимы экономические исследования и расчеты. Критерием обоснованности применения комплекса регулятивных изменений надо считать обеспечение макроэкономического равновесия товарной и денежной массы в стране (регионе, районе). Таможенное регулирование как составная часть государственного регулирования экономики и рыночной конъюнктуры общего национального и региональных рынков страны может стать важным инструментом перестройки общественного производства, содействовать становлению многоотраслевого национального производства товаров и услуг, исключению из экономического оборота некачественных товаров и навязанных государственных услуг.
Государственное регулирование товарного рынка, как это доказала многолетняя отечественная и зарубежная практика хозяйствования, должно осуществляться главным образом косвенными методами - экономическими, правовыми, информационными, научно-рекомендательными, согласительными как проявление социального партнерства государственной власти, бизнеса, профсоюзов и других общественных организаций.
Государственное регулирование параметров рынка в экономике и внешней торговле с более активным использованием таможенных методов является необходимым инструментарием экономической, внешнеторговой и таможенной политики государства. Однако применение даже косвенных методов целенаправленного воздействия на формирование уровня и соотношений внутренних и внешнеторговых цен имеет объективные границы на каждом участке экономического пространства. Они очерчены действием объективно действующих законов, которые необходимо изучать, используя накопленный теоретический багаж и современные информационно-технологические достижения. На этой основе обоснованно разрабатывать соответствующие регуляторы, которые бы изменяли стоимостные пропорции в народном хозяйстве с учетом совокупной созданной стоимости.
В современной экономике целесообразно иметь набор экономических регуляторов для конкретного целевого применения. Кроме регуляторов, предусмотренных Налоговым и Таможенным кодексами РФ, Таможенным тарифом, другими экономико-правовыми документами, желательно иметь более широкий арсенал методов, организационно-технических средств и инфраструктурных элементов. Необходимость оперативной и гибкой реакции на изменение экономической конъюнктуры в стране и мире выдвигает на повестку дня вопрос об использовании в государственном регулировании дополнительных мер воздействия на развивающиеся экономические процессы.
Для установления взаимосвязи изменений параметров экономических регуляторов и стоимостных параметров в национальной экономике целесообразно разработать специальную матричную модель, характеризующую изменение стоимостных пропорций в народном хозяйстве, вызываемое изменениями экономических регуляторов. Данная постановка вопроса требует проведения специальной научно-практической работы. Здесь можно привести аналог, показывающий смысл такого рода расчетов.
Возьмем, для примера, проблему учета влияния изменения цен на моторное топливо на издержки производства других товаров. Любые повышения цен на отдельные его виды, какими бы причинами они не вызывались, отрицательны в целом для национальной экономики. В результате мультипликативного эффекта происходит удорожание во всех звеньях народного хозяйства. И мультипликатором спиралеобразного роста цен во всех сферах отечественного производства является именно рост цен на энергоносители, в том числе за счет их избыточного вывоза за границу.
На основе проведенных автором расчетов была составлена таблица изменения затрат в разных отраслях народного хозяйства (табл. 2) при изменении цены единицы моторного топлива (коэффициенты эластичности), которые показывают степень изменения (эластичности) удорожаний (удешевлений) продукции производственного и потребительского назначения при изменении цены на одну единицу (руб.). Коэффициент эластичности отражает степень изменения одного зависимого показателя от другого, в данном случае цены используемого продукта:
Э (сц) = ДС / ДЦ,
где Э (сц) - коэффициент эластичности себестоимости от цены;
ДС - изменение себестоимости товара в стоимостном измерении (руб);
ДЦ - изменение цены потребляемого товара на единицу измерения (руб).
Таблица 2
Коэффициенты эластичности (изменения) себестоимости продукции в зависимости от изменения цены дизельного топлива на 1 руб. за т
Наименование продукции Единица измерения Изменение (прирост) себестоимости в руб., коп.
Тепловозы промышленные широкой колеи и маневровые шт. 3,60
Кислородные установки и установки редких газов шт. 1,26
Электротехнический фарфор и изоляторы из стекла т 0,78
Коксовое оборудование комплект 0,58
Олово металлическое т 0,44
Шерсть всякая (настриг) 100 кг 0,37
Экскаваторы шт. 0,34
Вагоны пассажирские магистральные шт. 0,23
Автогрейдеры шт. 0,20
Прокатное оборудование т
Агломерационное оборудование комплект 0,17
Табак-сырец 100 кг 0,15
Алюминиевый прокат, включая прокат из силумина и дюраля т 0,12
Ванны чугунные и стальные шт. 0,10
Хлопок-сырец т 0,09
Скреперы шт. 0,08
Цитрусы т 0,07
Чайный лист 100 кг 0,07
Котлы паровые большой и средней емкости шт. 0,05
Зерно продовольственное т 0,05
Плоды и ягоды т 0,05
Окончание таблицы 2
Наименование продукции Единица измерения Изменение (прирост) себестоимости в руб., коп.
Виноград т 0,5
Масло, семена т 0,5
Зерно фуражное т 0,5
Бахчевые культуры т 0,02
Молоко 100 кг 0,02
Сахарная свекла(фабричная) т 0,02
Технологическое оборудование и запасные части для производства кирпича, черепицы и блоков шт. 0,01
Картофель т 0,01
Приведенная таблица иллюстрируют важность наблюдения за отпускными ценами на транспортное топливо и регулирования их уровня в случае монопольного завышения цен производителями. Сырьевая ориентация внешнеторговой политики России, при которой в экспорте преобладает вывоз энергоносителей (газ, сырая нефть), успешно обеспечивавшая до последнего времени фискальные задачи государства, усложняет экономическое положение производственного сектора, потребительского рынка, социально-экономическую ситуацию во многих регионах страны, рентабельность транспортных перевозок. А от их стоимости зависит формирование общего уровня цен в стране.
В системе государственных регуляторов есть таможенный регулятор - экспортная пошлина. Здесь много аспектов и проблем ее применения. Но нужен экономически обоснованный прогнозный расчет последствий применения этого регулятора, так же как и расчет стоимостных последствий вывоза за границу каждой единицы энергоносителей. Целесообразно ввести в практику предварительного обоснования исходной величины ставок таможенных пошлин расчет коэффициентов изменения издержек производства, цен товаров от изменения таможенных пошлин. Эти коэффициенты представляют собой величину изменения цен товаров, в производстве которых используются энергоносители, а также величину изменения затрат издержек производства у потребителей энергоносителей.
Ставки таможенных пошлин, наряду с налогами различных видов и типов, обязательно должны присутствовать в комплексе экономических регуляторов, о необходимости которого говорилось выше. Индикатором стоимостных последствий изменения экспорта (импорта) могут стать не только издержки производства товаров (денежное выражение затрат), но и средние цены товаров в целом по стране, региональные затраты и цены производимой продукции, связанной с использованием экспортных и импортных товарных потоков. В связи с этим возникнет потребность в разработке специальной системы расчетов с соответствующим информационным обеспечением.
Фискальная направленность таможенной политики в сочетании с адвалорным принципом таможенного обложения импортных товаров усугубляет проблему достоверного исчисления таможенной стоимости. Как правило, участники внешнеэкономической деятельности стремятся занизить ее уровень и снизить бремя этого обложения. Таможенники, наоборот, пытаются этот уровень поднять, чтобы повысить величину таможенного сбора. Процесс таможенного оформления из-за этого
фактора усложняется. Напрашивается предложение замены указанного принципа на специфический или комбинированный способ таможенного обложения. Тогда более естественным будет выглядеть соотношение мировых и национальных цен в формуле таможенной пошлины. Чем ниже таможенная стоимость товара (цена его на таможенной границе), тем выше импортная пошлина. Данный вопрос связан не только с методологией таможенного обложения импортных товаров, в его решении заинтересованы главным образом фискальные органы, поэтому здесь нужны и мнения специалистов, и доскональные многовариантные расчеты.
Следует обратить внимание на необходимость при обосновании исходной базы таможенных пошлин сравнения рыночных - мировых и национальных - цен. Вместе с тем в отечественной литературе, например в учебнике профессора В. Г. Свинухова [6], цены отечественных товаров предлагается исчислять по формуле издержек производства соответствующих товаров (себестоимость + прибыль), т. е. по цене производителя. Однако выручка отечественного производителя получается за счет реализации его товара по цене конкретного рынка, определяемой соотношением Д/П, где Д - спрос в денежной форме и П - предложение в натуральной форме. Следовательно, абсолютная величина таможенной пошлины может быть искажена, а результат применения этого регулятора не будет соответствовать ожидаемому. Подробнее данный вопрос рассмотрен автором в монографии «Государственно-таможенное регулирование цен в экономике и внешней торговле» [7].
В рамках комплексной системы экономических регуляторов возможно обеспечить согласованность применения ставок таможенных пошлин и налогов, а также порядок их исчисления. Значительной проблемой в ряде случаев являются преференциальное таможенное обложение отдельных ввозимых товаров и завышенное налоговое обложение производства отечественных аналогов.
Учет в большей мере региональных интересов ставит на повестку дня вопрос о совершенствовании методологии определения любых таможенных пошлин, о нахождении дополнительных корректирующих инструментов их применения к предприятиям, находящимся в разных регионах страны, производящим или потребляющим продукцию в разных условиях производства и потребления. Напрашивается постановка вопроса о создании системы коэффициентов, применяемых к таможенным пошлинам и определяемых с учетом региональных условий. Экономической основой для расчета дифференцированных коэффициентов могли бы стать региональные цены предлагаемой модели цен таможенного пространства.
Стоимостные регуляторы - таможенно-тарифные, налоги, другие финансовые инструменты - целесообразно дополнить организационно-техническими и инфраструктурными средствами экономики и внешней торговли - компьютерной и оргтехникой, техникой, обеспечивающей принятие более обоснованных решений по регулированию внешней торговли и экономики, а также проектируемыми транспортными коридорами, пунктами пропуска и другими объектами инфраструктуры.
Существенную роль в информационном обеспечении системы государственного регулирования экономики может сыграть общегосударственный товарно-транспортный мониторинг, в разработке которого могут принять участие специалисты, занимающиеся решением комплекса информационных и технологических задач ФТС России, в единой автоматизированной информационной системе которой имеется уникальная информация по конкретным товарам и путям их транспортировки в мировом и национальном экономическом пространстве.
Актуальна разработка макроэкономической модели цен таможенного пространства с региональными блоками, включающими внешнеторговые цены и цены внутреннего рынка, что можно рассматривать в качестве дополнительного средства (к таможенной статистике) макроэкономического наблюдения за ценами. Главное назначение предлагаемой модели как инструментария государственно-таможенного регулирования - обеспечение многовариантных имитационных расчетов при обосновании ставок таможенных пошлин и налогов применительно к различным сценариям экономического развития страны. При разработке собственно сценариев развития важно обеспечить долгосрочный прогноз в разрезе товаров и товарных групп по единой товарной номенклатуре российской экономики и внешнеэкономической деятельности.
Для обоснования вариантов макроэкономического прогноза было бы целесообразно разработать базовую систему приоритетных элементов экономики России (далее - БСПЭЭ), включающую минимально необходимый набор товаров, производимых в стране, гарантирующий ее экономическую независимость от импорта потребительских товаров и избыточного экспорта стратегических товаров отечественного производства. Его можно рассматривать как эталонный набор товаров самостоятельного жизнеобеспечения страны в кризисной ситуации.
Использование товарной номенклатуры БСПЭЭ в системе государственного прогнозирования на основе данных товарно-транспортного мониторинга дало бы возможность сравнения товаров этой номенклатуры с импортируемыми товарами по качеству, цене, количеству (предложению). Для оптимизации товарных потоков внутри страны, в которой существуют так называемые депрессионные регионы, целесообразно было бы создать (открыть) макроэкономические региональные товарные счета в системе национального счетоводства по укрупненной (агрегированной) номенклатуре экспортно-импортных операций. Это позволит организовать постоянное статистическое слежение за динамикой средних цен в разрезе товарных групп по гармонизированной номенклатуре национального производства и внешней торговли.
Разработка обоснованных прогнозов потребует информации о наиболее важных экономических объектах страны (по регионам), нуждающихся в государственной поддержке таможенными, налоговыми и другими методами.
Использованные источники
1. Таможенный кодекс РФ. М.: ИНФРА, 2004.
2. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2003. Ст. 4850.
3. Концепция развития таможенных органов РФ. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 14.12.2005 № 2225-р.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ. М.: Министерство экономического развития и торговли РФ, 2007.
5. Кокорев М. В. Совершенствование внешнеэкономических связей - мощный рычаг структурно-технологической перестройки и подъема экономики РФ: сборник научных трудов «Проблемы теории и практики таможенного дела». М.: РИО РТА, 1997. С. 15-25.
6. Свинухов В. Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности: учебное пособие. М.: Экономистъ, 2004.
7. Купринов Э. П. Государственно-таможенное регулирование цен в экономике и внешней торговле. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2008.