Научная статья на тему 'Контуры макроэкономической модели цен таможенного пространства'

Контуры макроэкономической модели цен таможенного пространства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКРОЭКОНОМИКА / МОДЕЛЬ ЦЕН / КОНТУРЫ МОДЕЛИ / ТАМОЖЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / МАТРИЧНАЯ НАТУРАЛЬНО-СТОИМОСТНАЯ МОДЕЛЬ ЦЕН / МЕЖОТРАСЛЕВОЙ БАЛАНС / МНОГОУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ЦЕН / МОНИТОРИНГ / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / MACROECONOMICS / PRICE MODEL / MODEL OUTLINE / CUSTOMS TERRITORY / MATRIX PRICE MODEL BASED ON NATURAL VALUE / INTER-BRANCH BALANCE / MULTILEVEL MODEL OF PRICES / MONITORING / ADMINISTRATIVE DECISION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Купринов Э. П.

В статье обосновывается необходимость разработки макроэкономической модели цен на таможенном пространстве и определяются ее контуры. Анализируются матричные натурально-стоимостные модели цен. Рассматриваются межотраслевой баланс и многоуровневая модель цен, которые способны имитировать процесс формирования полных затрат труда на производство продукта. Акцентируется внимание на географических аспектах федерально-регионального ценового и товарного мониторинга, на экономико-информационном согласовании управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Купринов Э. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The outline of macroeconomic model of prices on the customs territory

The author proves the necessity to work out the macroeconomic model of prices on the customs territory and to outline it. Matrix price models based on natural value are analyzed. Inter-branch balance and multilevel model of prices which are able to imitate the process of products full laboriousness formation are presented in this article. Some special attention is paid to the geographical aspects of federal-regional price and goods monitoring as well as to economic-informational co-ordination of administrative decisions.

Текст научной работы на тему «Контуры макроэкономической модели цен таможенного пространства»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Э.П. Купринов

КОНТУРЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЦЕН ТАМОЖЕННОГО ПРОСТРАНСТВА (инструментарий государственного регулирования экономики и внешней торговли)

Постановка для обсуждения в литературе данного направления исследований и экономических разработок связывается автором с актуальными задачами действенного целенаправленного воздействия на хозяйственную жизнь страны, уровень и соотношения ее рыночных цен и инструментов государственного регулирования. В системе таких инструментов ведущее место занимают различные налоги, а в условиях интегрированной, открытой экономики - также таможенные пошлины, возможности применения и ставки которых воздействуют на объемы внешнеторговых товарных потоков, на уровень внешнеторговых цен. Еще более актуальным и ощутимым для отечественных производителей и потребителей товаров является их существенное косвенное влияние на уровень и соотношения цен внутреннего национального рынка.

При обосновании ставок косвенных налогов и таможенных пошлин в составе импортного и экспортного тарифа до последнего времени главным образом руководствовались фискальными целями, без прогнозирования последствий практического применения этих мощных экономических регуляторов в национальной экономике. Такое утверждение справедливо и для плановой системы хозяйствования, обеспечивавшей расширенное воспроизводство и самодостаточность экономики, следовательно, экономическую безопасность страны. Но плановая, научная по замыслу экономика была вооружена не только идеологией планомерного ее развития, но и мощным институциональным обеспечением. В него входили: сеть научно-исследовательских институтов при центральных и отраслевых органах экономического управления, централизованно организованная и доступная для специалистов информация, квалифицированные научные кадры, разработанные алгоритмы, программы, экономические модели.

В аспекте обозначенной тематики следует особо выделить межотраслевой баланс производства и распределения продукции в народном хозяйстве, а также макроэкономические многопродуктовые модели цен. Целесообразно вспомнить об опыте их

разработки, поскольку их восстановление на новом информационно-технологическом уровне может рассматриваться на нынешнем этапе экономического развития страны в качестве полезного инструментария государственного экономического управления. Вопрос о необходимости государственного регулирования экономики и внешней торговли косвенными, не директивными методами больше не отвергается ни специалистами, ни руководителями управляющей государственной машины, ни населением страны. Но в его механизме пока нет целостной модели товарно-ценностного мониторинга, а также совместного прогнозирования внешней торговли и национальной экономики в географическом аспекте, с выделением регионов в качестве экономических объектов государственно-таможенного регулирования.

В статье приводятся аргументы в пользу необходимости разработки и контуры макроэкономической модели цен таможенного пространства, которая может стать важным звеном федерального и регионального мониторинга и имитационных расчетов последствий применения в экономике и внешней торговле, прежде всего, таких мер государственного регулирования, как налоги и таможенные пошлины. Речь идет о создании принципиально нового для рыночной экономики расчетно-имитационно-го инструментария государственного регулирования экономики и внешней торговли, используемого для гармонизации экономической, внешнеторговой и таможенной политики страны. При этом акцентируется внимание на географических аспектах федерально-регионального ценового и товарного мониторинга, на экономико-информационном согласовании управленческих решений, нацеленных на оптимальное развитие экономики и внешней торговли как единого целого.

Рассматриваются лишь основная идея, предварительная концепция моделирования цен единого таможенного пространства без развернутого математического аппарата и ссылок на источники ее информационного обеспечения. Поэтому говорится именно о контурах модели, которые можно интерпретировать как схемы ее отдельных частей без полной расшифровки содержимого. Под контурами управления и регулирования в информатике, кибернетике понимают границы их воздействия, границы совокупности элементов системы управления и регулирования [1, с. 350]. Такого рода границы в общей постановке вопроса в статье обозначаются и рассматриваются.

Под макроэкономической моделью будем понимать комплекс взаимосвязанных моделей: федеральную (центральную) и региональные (окружные) модели с обеспечивающим их функционирование комплектом вычислительных и информационных атрибутов. В различных словарях в качестве базового определения понятия «модель» используются русские слова «мера», «образец» (лат. modulus). В информатике, кибернетике различают множество моделей по их функциональному назначению. Об их разнообразии писали академик В.С. Немчинов, его ученики и последователи [2].

Анализируются матричные натурально-стоимостные модели цен, использующие принцип их взаимозависимости наподобие взаимозависимости отраслей народного хозяйства в межотраслевом балансе производства и распределения продукции. Построение моделей нацелено на решение системы линейных уравнений, в которых неизвестными переменными могут быть цены и другие ее структурные показатели. Математическая схема многопродуктовой модели цен приводится в формуле (1).

Взаимная зависимость цен устанавливается путем решения системы уравнений, определяющих искомые параметры поставленной задачи:

п

(1)

где Ц - цена производимого товара;

аг - расход одного товара на производство другого;

Ц - цена расходуемого товара;

В. - амортизация и другие расходы в денежной форме;

З. - зарплата;

П - чистый продукт, включая прибыль, налоги, пошлины и др.;

О. - затраты в сфере оптового оборота.

Особое значение в механизме взаимозависимости имеют технологические расходные коэффициенты - показатели расхода одного продукта на производство других. Суммарный расход продуктов в процессе производства в денежной форме представляет собой общие затраты прошлого труда.

Затраты добавленного труда, т.е. добавленная стоимость, - это сумма других элементов формулы (1), измеряемых в модели в стоимостном выражении.

Прежде чем рассказать об опыте матричной натурально-стоимостной модели цен, необходимо дать определение таможенного пространства, для которого модель и предназначается. Нужно отметить, что в научной литературе понятие и экономическое содержание таможенного пространства как категории и атрибута государственного регулирования экономики и внешней торговли практически не обсуждались до последнего времени. Из ряда похожих определений, представленных в разных словарях, выберем следующее: под таможенным пространством понимается «территория отдельной страны или нескольких стран, на которой действует единое таможенное законодательство и проводится единая согласованная таможенная политика» [1, с. 687].

С такой формулировкой можно согласиться, но стоит подчеркнуть, что на этом пространстве проводится также экономическая и внешнеторговая политика страны (стран), которая реализуется в системе государственного регулирования экономики и внешней торговли, использующего таможенные методы и средства. Правильно считать таможенное пространство частью экономического пространства страны. Вместе с тем, имея в виду международную торговлю, трудно в экономическом пространстве любой страны выделить сферы, на которые не распространялись бы меры таможенной политики. Но они, безусловно, имеются и их нужно предусмотреть в моделировании. Речь может идти о производстве товаров и услуг локального назначения в регионах страны, о незарегистрированных коммерческих предприятиях мелкого бизнеса и т.п.

Однако невозможно включать в экономическое пространство страны экономическое пространство других стран (сегмента мировой экономики), хотя оно и является частью единого таможенного пространства. Соотношение экономического и таможенного пространства иллюстрируют следующие формулы.

Будем понимать под экономическим пространством собственной страны все ее отрасли и сферы, на которые распространяются в том числе нормы таможенного пространства:

где ЭП (с) - экономическое пространство страны в условных единицах, например, квадратных километрах или макроэкономических показателях;

ЭП (нт) и ЭП (н) - экономическое пространство (национальная экономика), на котором действуют нормы единого таможенного пространства, и экономическое пространство (часть национальной экономики), где этого действия нет.

ЭП (с) = ЭП (нт) + ЭП (н),

(2)

Введем понятие интегрированной (совместной) экономики, объединяющей отрасли и сферы, на которые распространяются нормы единого таможенного пространства, т.е.

где ЭП (и) - интегрированное экономическое пространство (в выбранных измерителях);

ЭП (нт) - экономическое пространство собственной страны;

ЭП (мт) - экономическое пространство других стран, на которое распространяются нормы единого таможенного пространства.

Интегрированная экономика представляет собой регулируемый объект, экономический базис. Единое таможенное пространство соответственно представляется управляющей (регулирующей) надстройкой, нормы которой воздействуют на этот экономический базис. Однако найти интегральный измеритель этого пространства довольно сложно. В качестве возможного показателя предлагается суммарный результат экономической деятельности, включая внешнеторговую деятельность, за выбранный период времени, на который оказали влияние меры единого таможенного пространства:

где ТП (е) - единое таможенное пространство;

ТП (нт), ТП (мт) - таможенное пространство национальной экономики и соответственно часть таможенного пространства (сегмент) мировой экономики. Их измерение также целесообразно осуществлять по результатам экономической деятельности народного хозяйства.

В современной научной литературе неоднозначно трактуют внешнеторговую и таможенную политику. По-видимому, необходимо функционально разграничивать основное назначение составных частей государственной политики: экономической, внешнеторговой и таможенной. Экономическая политика - это курс, направление государственной деятельности по решению вопросов экономического обеспечения жизни общества, включая собственное национальное производство, распределение произведенных благ, организацию товарообмена на территории, взаимодействие отраслей народного хозяйства с внешней торговлей. Внешнеторговая политика направлена на решение главных вопросов торговли с зарубежными странами, к которым относятся, например, такие: какими товарами и услугами торговать, какими должны быть объемы взаимных поставок товаров, как оптимизировать торговый баланс. Задачами таможенной политики являются выбор предусмотренного законодательством инструментария государственного регулирования, обоснование их параметров, определение условий применения таможенных методов и средств регулирования экспорта и импорта товаров в интересах отечественных производителей и потребителей продукции.

Разработка расчетно-имитационного инструментария слежения за динамикой внутренних и внешнеторговых цен с использованием агрегированных экономических моделей становится все более актуальной. Прямое наблюдение за ценами конкретных товаров и прогнозирование на этой основе их влияния на национальную экономику пока мало вероятно. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и номенклатура товаров внутреннего рынка, значительно различающиеся, включают сотни тысяч только важнейших позиций.

Статистическое наблюдение за динамикой цен внутреннего рынка на федеральном и региональном уровнях, таможенная статистика внешней торговли не дают воз-

ЭП (и) = ЭП (нт) + ЭП (мт),

(3)

ТП (е) = ТП (нт) + ТП (мт),

(4)

можности выявить закономерности формирования соотношений цен и денежных затрат в экономике. Индексные методы слежения за ценами по укрупненным группам продукции лишь констатируют направленность стоимостных изменений в экономике и внешней торговле. Но они не в состоянии учесть взаимное влияние цен друг на друга, что особенно актуально в связи с всеобщей инфляцией издержек производства из-за удорожания энергоносителей и другой продукции базовых отраслей промышленности и сельского хозяйства. Проиллюстрируем влияние изменения цен таких продуктов на удорожание производства других продуктов на основе укрупненных расчетов по данным разработанной ранее макроэкономической модели (табл. 1).

Таблица 1

Удорожание отдельных продуктов промышленности при повышении средних цен некоторых энергоносителей

Повышение средней цены на 100 руб. Номер укрупненной номенклатуры Удорожание

1 т железной руды 1 т агломерата 1 т стали 1 т проката 1 тыс. кВтч электроэнергии 1 мгкал тепло-энергии 1 т цемента

1 2 6 7 83 84 180

1 т угля, включая концентрат 62 +29 + 118 +8

1 т сланцев 64 +2 +7 + 1

1 т топочного мазута 79 +3 +2

1 тыс. кВтч электроэнергии 83 +3 +2 +7 + 18 +12

1 мгкал теплоэнергии 84 + 1 +8 + 10

Примечание. Копейки округлены до целочисленных значений рублей.

Импорт инфляции представляет одну из самых опасных угроз для экономической безопасности страны. Следовательно, необходима разработка модели взаимного влияния цен, в чем должны быть заинтересованы многие звенья государственного управления экономикой. Сделаем краткий экскурс в историю продуктового моделирования, которое и было направлено на учет взаимного влияния цен и расчет на этой основе удорожания и удешевления продукции при массовых единовременных пересмотрах оптовых цен в нашей стране. Это и рассматривалось как проявление плановости в сфере ценообразования.

В 1968 г. впервые была разработана многопродуктовая натурально-стоимостная матричная модель оптовых цен калькуляционного типа, аналогов построения которой в отечественной научно-практической работе не было (разработка стала результатом первой научно-исследовательской работы созданного в середине 1967 г. Научно-исследовательского института по ценообразованию Государственного комитета цен). Первое название этой модели вошло в научный оборот и используется в литературе. Понятие «продукт» (от англ. product - товар) было призвано подчеркнуть то-

варный аспект и нацеленность моделирования на выявление количественной взаимосвязи между ценами агрегированных товаров, а не между отраслями.

Опыт использования многопродуктовой модели цен (МПМ) позволил сделать важные научно-практические выводы, которые могут быть полезными при возможной разработке адекватных нынешней ситуации ценовых моделей взаимозависимых внутреннего и внешнего товарных рынков. Конечно, в рыночной экономике единовременные пересмотры цен невозможны. Но государство должно быть заинтересовано в разработке механизма учета взаимного влияния цен, прогнозирования на этой основе важнейших стоимостных показателей народного хозяйства, в прогнозировании виртуальных цен, рассматриваемых в качестве ориентиров реальной стоимости важнейших товаров.

Возможность экономико-математического моделирования в области ценообразования связана с тем, что народное хозяйство, товарный рынок систематически порождают экономическую числовую информацию, содействующую анализу и прогнозированию цен, факторов производства и потребления различной продукции. Продуктовое моделирование, предметом которого является товар (группа товаров, агрегированный продукт) и учитывающее взаимное влияние цен, возможно с использованием так называемых «шахматных» моделей, моделей типа «затраты-выпуск». К ним относятся и межотраслевой баланс (МОБ), и многопродуктовая модель цен (МПМ), которые способны имитировать процесс формирования полных затрат труда на производство каждого продукта (или отрасли). Одновременно они иллюстрируют картину расходования его на производство других продуктов (товаров) отраслей экономики.

Обобщающей моделью, в том числе для задач экономического анализа, регулирования и прогнозирования, на сегодняшний день остается межотраслевой баланс производства и распределения продукции. Соответственно методом согласования уровней цен является балансирование стоимостных связей между отраслями производства. Межотраслевой баланс в интересах планового ценообразования исследовался Р.А. Белоусовым, Л.П. Постышевым, А.Н. Коминым, С.С. Шаталиным, Н.Я. Петраковым и другими отечественными экономистами.

Следует отметить важность информационной «начинки» МОБ как модели ценообразования. Здесь имеется в виду обоснование номенклатуры отраслей и стоимостной структуры. В частности, для адаптации межотраслевой модели народного хозяйства к мировым стандартам моделирования в нее необходимо включать услуги отраслей социально-культурной сферы общества, признавая тем самым производительный характер деятельности ее работников. Огромное значение имеет также обоснованность коэффициентов прямых затрат и получаемых с их помощью коэффициентов полных затрат.

Трудности формирования достаточно полной структурно-элементной информации для составления прогнозного (планового) МОБ не позволяли в прошлом экономистам, специалистам по ценам, осуществлявшим практические и экспериментальные расчеты для целей ценообразования, более активно применять МОБ как макроэкономическую модель, а не как метод. Поэтому приходилось использовать имеющуюся у плановиков и статистиков информацию. Количество позиций в статистических и плановых балансах чаще всего различалось, что нарушало связь между ретроспективным анализом и прогнозными расчетами. В этом случае пропадала возможность экстраполяции элементов матрицы из-за несоразмерности номенкла-

тур, разной классификации отраслей. Однако для целей макроэкономического анализа возможно использовать МОБ любой размерности, позволяющей выделять важнейшие (базовые) отрасли и укрупненные группы продукции для определения влияния цен на стоимостные соотношения производственных ресурсов.

Результаты применения МОБ для макроэкономического анализа, статистики, планирования были широко описаны в литературе. Значительный опыт использования МОБ в научном анализе и предплановой практике ценообразования накоплен в бывших социалистических странах Европы. В СССР при пересмотре оптовых цен в 1967 г. применялся 33-отраслевой, в Венгерской Народной Республике - 15- и 60-от-раслевой, в ГДР - 113-отраслевой, в ЧССР - 416-отраслевой.

В некоторых странах помимо МОБ использовались МПМ цен, включавшие гораздо более значительное количество позиций. В ГДР, например, их было 1 300. В будущем количество позиций может быть ограничено, по-видимому, только вычислительными мощностями и возможностями информационного обеспечения расчетов. Главное отличие многопродуктовой модели от межотраслевого баланса как модели взаимосвязи цен заключается, однако, не в количестве номенклатурных позиций. Объект рассмотрения в МПМ - продукт (товар), а не хозяйственная отрасль (подотрасль). Многопродуктовая матричная модель представляет собой свод единообразных по структуре калькуляций цен укрупненных товарных групп. Объектом исчисления (калькулирования) служит единица (в соответствующих измерителях) продукции. Многопродуктовая модель может быть построена без объемных показателей выпуска каждого продукта.

В отличие от многопродуктовой модели межотраслевой баланс производства и распределения продукции в народном хозяйстве включает дополнительный блок, так называемый второй квадрант, характеризующий как раз распределение продукции в народном хозяйстве. В МОБ указывается величина экспорта и импорта, что очень важно с позиций согласования объемов национального производства и внешнеторгового оборота. Это имеет большое значение для прогнозирования экономических последствий изменения цен в структурно-отраслевом разрезе. Обобщая изложенное, можно отметить, что МПМ - это модель средних ценностных соотношений, а МОБ - модель отраслевых уровней цен. И то, и другое направления важны для научно-практической деятельности, имитационных расчетов в сфере государственного регулирования цен товаров, в том числе экспортируемых и импортируемых.

Многопродуктовая модель является определяющей как модель имитации процесса образования цены продукта с позиции процесса формирования затрат. Используемый при этом метод вычисления подобен процессу калькулирования себестоимости и издержек производства. Он основывается на применении среднеотраслевых параметров, характеризующих нормы материальных, трудовых, денежных затрат на производство единицы (агрегированной) продукции. При этом для анализа важны натурально-ценностные взаимосвязи между элементами матрицы, которые во многом определяются уровнем цен на потребляемые в процессе производства материальные ресурсы.

Первая разработанная в НИИ по ценообразованию натурально-стоимостная (ценностная) матричная модель цен включала 505 продуктов. Построение модели преследовало цель отработки методики использования и проверки ее работоспособности как инструмента анализа и учета взаимного влияния средних цен (оптовых). Эту миссию МПМ цен выполнила. Далее была проведена основательная работа по уточ-

нению номенклатуры продукции, отдельных нормативов затрат, элементов технологической матрицы, структуры средних оптовых цен.

Следующая уточненная модификация модели включала 480 товаров (продуктов, важнейших групп продукции народнохозяйственной значимости). Из расширенной номенклатуры были исключены группы продукции, изменения цен которых несущественны для всей системы цен и народного хозяйства в целом. Они не оказывают сильного влияния на изменение денежных затрат большинства отраслей и производств.

В качестве примера изъятых из МПМ продуктов можно назвать изделия из асбеста, хозяйственно-бытовой фарфор, отдельные виды оборудования (санитарно-техническое и др.), текстильную галантерею, кожгалантерейные изделия, парфюмерно-косметические изделия, запасные части ко многим видам оборудования и машин, инструмент. Все перечисленное измеряется в денежных показателях без приведения натуральных единиц. Кроме того, были исключены товары с многозначными характеристиками измерения: средства взрывания, детонаторы (тыс. шт.), кинофотопленка (тыс. погонных метров), приводные ремни (тыс. усл. единиц), резиновые изделия (тыс. м), провод и другие продукты.

В 480-продуктовой модели было выделено шесть крупных блоков (групп), объединенных по отраслевому признаку: 1) топливно-сырьевой комплекс (68 продуктов); 2) химический комплекс (87); 3) стройматериалы (49); 4) машиностроение и металлообработка (181); 5) легкая и пищевая промышленность (65); 6) сельское хозяйство (20).

Оставленные в модели продукты являются важнейшими материальными ресурсами народного хозяйства. Представительность учтенных в модели продуктов по отношению ко всей производимой в стране продукции иллюстрируют следующие цифры. Черная металлургия представлена на 85%, химическая промышленность - на 80%, машиностроение и металлообработка - на 80-87%.

При отборе важнейших номенклатурных позиций для модели учитывалась не только возможность качественного измерения вещественного состава продуктов и представления продуктов в натурально-ценностном выражении, но, прежде всего, их значимость для производственного потребления, его масштабность. В связи с этим представляет интерес проведенный количественный анализ матрицы товарных (продуктовых) связей, на основе которого можно сделать следующие выводы.

Из всей номенклатуры народнохозяйственной продукции можно выделить около 70 наименований продуктов (групп), изменение которых в централизованной практике ценообразования неизбежно вызывало потребность массового (общего) пересмотра оптовых цен в стране. Из этого числа 35 продуктов потребляются при изготовлении более чем сотни других продуктов. Например, электроэнергия используется в производстве 446 продуктов, прокат - 300. Далее следуют: пиломатериалы (255), теплоэнергия (245), сталь (194), пластмассы и синтетические смолы (177), сода (164), серная кислота (150), мазут (109), газ (82), кокс (80), огнеупоры (72), аммиак (68), приборы и средства автоматизации (51) и др.

Можно выделить большую группу, насчитывающую около 170 продуктов, используемых при производстве от одного до десяти продуктов; 26 продуктов применяются для изготовления одного; 40 - для изготовления двух; 31 - для изготовления трех или четырех; 34 - для изготовления пяти или шести продуктов. Очевидно, что изменение цен этих продуктов не повлечет серьезных изменений в затратах и в ценообразовании на другие продукты. Самую многочисленную группу составляют продукты,

используемые в производстве от десяти до пятидесяти продуктов. Большинство из них - представители химической промышленности и электроэнергетики. Как показал опыт многопродуктового моделирования, желательно иметь развернутую структуру цен с необходимой расшифровкой материальных и трудовых затрат, но учитывающую в современных условиях структуру налогообложения.

Многопродуктовая модель средних оптовых цен была предусмотрена в составе первой и второй очередей автоматизированной системы обработки информации по ценам (АСОИ цен). Но, к сожалению, планомерная работа по многопродуктовому моделированию в 80-е гг. приостановилась. В середине 90-х гг. автором статьи с небольшой группой энтузиастов - сотрудников НИИ цен была предпринята попытка возобновить работы по многопродуктовому моделированию. Однако в тот период перед органами государственного управления стояли более прозаические задачи, и выдвинутые предложения оказались не востребованы.

В условиях рынка, определенной экономической, частично и налоговой самостоятельности регионов, республик, на федеральном или межгосударственном уровнях регулирования такая макроэкономическая модель, как межотраслевой баланс производства и распределения продукции (модель «затраты - выпуск»), приобретает в основном индикативное значение. На первый план выдвигается межрегиональный баланс производства и обмена продукции. Однако только такого баланса в стоимостном выражении для целей государственно-таможенного регулирования цен недостаточно. Необходимо разработать комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих с центральной (федеральной) моделью многопродуктовых региональных моделей цен применительно к экономическому (таможенному) пространству всей страны.

Эскизный набросок предлагаемого проекта может выглядеть следующим образом. Федеральную целостную модель цен таможенного пространства страны можно представить как комплекс взаимосвязанных блоков (моделей) цен, включающих центральную и региональные (окружные - по числу федеральных округов) модели. В ней также необходимо предусмотреть внешний блок (модель) внешнеторговых цен.

Итак, в перспективе предлагается разработать и постоянно использовать в интересах государственного регулирования экономики и внешней торговли страны следующие модели цен, связанные друг с другом:

- центральную модель цен (ЦМЦ);

- модель внешнеторговых цен (МВЦ);

- региональные модели цен (РМЦ) - по числу выбранных регионов.

Наименования и аббревиатуры частей целостной федеральной модели цен на данной стадии работы приняты условно.

Основные положения и принципы построения целостной федеральной модели цен предварительно можно сформулировать следующим образом.

1. Методология построения всех ее блоков должна быть одинаковой, включая алгоритмы расчетов, информационное обеспечение, внешние связи.

2. Назначение каждого регионального блока, в том числе внешнего, - установить непосредственную количественную связь между всеми составными элементами ценовой модели, включая цены разных продуктов (товаров), стоимостных векторов (зарплата, начисления, прибыль, налоги, пошлины), технологические расходные коэффициенты.

3. В каждом региональном блоке должны использоваться и отражаться только средние региональные цены, но определенные с учетом ввоза и вывоза товаров за гра-

ницу региона (округа). Следовательно, уровни внешнеторговых цен и объемы вывозимых и ввозимых товаров, так же как и цены перемещаемых между регионами отечественных товаров, будут непосредственно влиять на средний уровень цены каждого товара в регионе.

4. Номенклатура товаров во всех блоках целостной модели должна быть одинаковой. Методы агрегации стоимостных и качественных характеристик одинаковых товаров при формировании их укрупненных позиций в региональных блоках (моделях) также должны быть одинаковыми.

5. Взаимодействие и стоимостной потоварный баланс между элементами центральной и региональных моделей возможно обеспечить путем расчета коэффициентов перевода всех элементов региональных моделей, названных в п. 2. Например, цена за тонну проката в РМЦ по состоянию на 01.01.2008, умноженная на коэффициент ее перевода в ЦМЦ, например (К = 1,1), должна совпасть со средней ценой за тонну проката в целом по стране. Аналогично должны пересчитываться абсолютно все элементы региональных и центральной моделей, что может обеспечить в автоматизированном режиме постоянный товарно-ценностной мониторинг.

6. В качестве абсолютно нового инструментария такого мониторинга предлагается использовать в каждой региональной модели укрупненные товарные счета на принципах системы национальных счетов и счетов бухгалтерского учета. Постоянное ведение этих счетов в регионах на основе данных товарно-ценового и товарно-транспортного мониторинга позволит осуществлять расчеты средних региональных цен. Это, в свою очередь, даст возможность исчислять средние для таможенного пространства цены по всей номенклатуре продуктов (товаров).

Примерная схема макроэкономического товарного счета (ЦТС, РТС) может выглядеть следующим образом (табл. 2).

Таблица 2

Макроэкономический (центральный, региональный) товарный счет Х

(ЦТС и РТС)

Дата Приход товара Х Дата Расход товара Х

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

01.00.00 Наличие товара Х 01.00.00 Наличие товара Х

02.00.00 Импорт зарубежный 020.00.00 Экспорт за рубеж

03.00.00 Импорт региональный 03.00.00 Экспорт в регионы

04.00.00 Собственное производство 04.00.00 Собственное производство

05.00.00 Наличие товара 05.00.00 Наличие товара

Графы «приход» и «расход» следует детализировать, выделив в них цену Ц(Х), количество товара Т(Х), его общую стоимость Ц(Х)хТ(Х). Здесь же необходимо будет предусмотреть оформительскую атрибутику, связанную с перевозкой товаров, в том числе через государственную границу, включая грузовую таможенную декларацию. Расчет средней региональной цены на базе регионального товарного ее счета с учетом предложения конкретного товара, включая собственное производство и импорт, за вычетом экспорта осуществляется по общей формуле:

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ц = Д

СР ЦрихТри+ЦрохТро (5)

где Цср - средняя региональная цена товара (руб.); Цри - цена ввезенного в регион товара (руб.); Цро - цена произведенного в регионе товара (руб.);

Т и и Т - количество соответственно ввозимого и производимого в регионе товара (шт., т и др.); Др - суммарный платежеспособный прогнозируемый спрос на товар (руб.).

Аналогично на основе системы макроэкономических товарных централизованных счетов определяется средняя централизованная цена товара Цсц. Их баланс со средними региональными ценами обеспечивается коэффициентом перевода К, т.е. Цсц = Цср х К. Подчеркнем, что понятие региона условно, хотя в будущем, вероятно, возможно будет построить более 80 МПМ цен в качестве составных частей единой макроэкономической модели таможенного пространства. На данном этапе, скорее всего, речь может идти о разработке таких моделей по федеральным округам.

Таковы в общих чертах концепция многопродуктового моделирования и гипотеза разработки комплекса моделей для государственного регулирования экономики и внешней торговли РФ.

список использованных источников

1. Новый экономический и юридический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2003.

2. Кобринский Н.Е, Майминас Е.З., Смирнов А.Д. Экономическая кибернетика. М.: Экономика, 1982.

3. Купринов Э.П. Проблемы государственного регулирования цен в интегрированной рыночной экономике // Теория и практика ценообразования. Вып. 1. М.: НИИ цен, 1992.

4. Купринов Э.П. Концептуальные основы механизма комплексного регулирования цен в интегрированной рыночной экономике // Теория и практика ценообразования. Вып. 4. М.: НИИ цен, 1992.

5. Ожегов СИ, Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / РАН; Российский фонд культуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: АЗЪ, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.