УДК 343.9 № 3 (10) / 2016, с. 72-77
ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ С ЖИВОТНЫМИ
Наталья Евгеньевна Яременко
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Озерск, Челябинская область, Российская Федерация E-mail: [email protected]
Андрей Владимирович Майоров
кандидат юридических наук, доцент,
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Озерск, Челябинская область, Российская Федерация E-mail: [email protected]
В рамках настоящей статьи изложены основные проблемы российского законодательства в области противодействия жестокому обращению с животными, внесены авторские предложения по его совершенствованию. Также изучена международная правовая база, направленная на защиту животных от противоправного посягательства со стороны человека, проанализирована судебная практика на примере Озерского городского суда города Озерска Челябинской области.
Ключевые слова: защита животных, жестокое обращение с животными, Всемирная Декларация прав животных, защита домашних животных, российское законодательство, противодействие.
PROSPECTS OF RUSSIAN LEGISLATION IN THE AREA OF COMBATING ANIMAL CRUELTY
Natalya Yaryomenko
South Ural State University (National Research University), Ozersk, Chelyabinsk region, Russian Federation E-mail: [email protected]
Andrey Mayorov
Candidate of Law, Associate Professor, South Ural State University (National Research University), Ozersk, Chelyabinsk region, Russian Federation E-mail: [email protected]
Within this article the basic problems of the Russian legislation in the area of combating animal cruelty are stated, the author made suggestions for its improvement. Also the international legal framework aimed at protecting animals from unlawful encroachments on the part of a person is studied, the jurisprudence by the example of Ozyorsk municipal court of the city Ozyorsk in Chelyabinsk region is analyzed.
Keywords: protection of animals, animal cruelty, the Universal Declaration of animal rights, the protection
of domestic animals, the russian legislation, counteraction.
В мировой политике остро стоит вопрос защиты животных от жестокого обращения. Наше государство и международное сообщество озабочены растущим количеством
правонарушений и преступлений данной категории. В связи с этим ведущие мировые державы принимают в пределах своих полномочий законодательные акты, защи-
щающие права животных от неправомерного посягательства. К таковым относятся Россия, Германия, Япония, Австрия, США, Индия, Нидерланды и некоторые другие. Все они имеют общие задачи - воспитать в каждом человеке уважение к животным, научить достойному обращению с ними, укрепить морально-нравственные ценности, проводить профилактические мероприятия в целях предупреждения преступности по отношению к животным.
Жестокое обращение с животными отражается, в первую очередь, на психике личности, приводит к ее деградации, при этом став своеобразной предпосылкой более тяжких преступлений. Зачастую случается, что самые закоренелые преступники, еще, будучи подростками, истязали животных, причиняли им физические страдания, мучения, и, чувствуя свою безнаказанность, переходили к более решительным действиям, нарушающим уже интересы граждан, общества и государства. Так, например, Р.Б. Осокин утверждает, что жестокость принимала у этих лиц устойчивый характер и превращалась в черту личности, что впоследствии способствовало совершению правонарушений [5, с. 45].
Ведущее место в мировом законодательстве по охране животных от жестокого обращения принадлежит Всемирной Декларации прав животных, которая была принята 23 сентября 1977 года в Лондоне. В ней содержится положение о том, что животные не должны подвергаться плохому обращению или жестоким действиям. Также, согласно данному международному документу, любое животное, находящееся в зависимости от человека, имеет право на надлежащие уход и заботу1.
Не менее важным источником правового регулирования, затрагивающим интересы животных, является Европейская Конвенция по защите домашних животных, которую подписало достаточно большое количество государств-участников. Среди них: Австрия, Бельгия, Кипр, Дания, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Норвегия, Португалия. Положения настоящей Конвенции закрепляют основные принципы благополучия животных:
никто не имеет право причинять животному ненужной боли, страданий или ущерба;
никто не имеет право бросать домашнее животное2.
1 Всемирная Декларация прав животных. Принята Международной Лигой Прав животных 23 сентября 1977 года. Объявлена 15 октября 1978 года в штабе ЮНЕСКО в Париже. Пересмотрена в 1989 году. Представлена Генеральному директору ЮНЕСКО и обнародована в 1990 году. - Ст. 3, ч. 1, ст. 5, ч. 1.
2 Европейская Конвенция по защите домашних животных. Принята в Страсбурге 13 ноября 1987 года. Вступила в силу 1 мая 1992 года. - Ст. 3.
Таким образом, на основании юридического анализа перечисленных международных документов, можем сделать однозначный вывод о стремлении мирового сообщества добиться максимального эффекта, направленного на защиту животных от жестокого обращения и охрану их прав.
Помимо положений о запрете совершения неправомерных действий по отношению к животным, документы императивно закрепляют: правила содержания домашних животных; гуманность усыпления; участие в выставках, соревнованиях, рекламе; возможность дрессировки; разведение; запрет на проведение хирургических операций с целью изменения внешнего вида животного.
К сожалению, сегодня, институт российского законодательства уделяет исследуемой проблеме меньше внимания, чем другие государства. К такому заключению можно прийти, изучив нормативно-правовую базу, касающуюся защиты животных от противоправных посягательств. Так, на территории Российской Федерации до сих пор не принят самостоятельно действующий Закон, посвященный охране прав животных, который является острой необходимостью. Его отсутствие считаем главным пробелом нашей правовой системы в области надлежащего обращения с животными. В связи с чем предлагаем подготовить проект Федерального закона «Об охране и защите прав животных» и принять его в пределах всей страны. В названном Законе необходимо конкретизировать некоторые положения Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), с учетом особенностей национального права ратифицировать основные международные источники, присоединившись к Всемирной Декларации прав животных, Европейской Конвенции по защите домашних животных и другим законодательным актам.
Правовое положение животных в России регулируется нормами уголовного, административного и гражданского права.
Согласно статье 245 УК РФ жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних, устанавливает максимальный размер наказания в виде ареста на срок до шести месяцев. То же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой -лишение свободы на срок до двух лет, что
соответствует категории преступления небольшой тяжести.
Институт административно-правового регулирования не закрепляет на уровне федерации правонарушения, связанные с антигуманным обращением с животными. Однако существует Закон от 21 ноября 2007 г. № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»3, устанавливающий, что жестокое обращение с животными, повлекшее его гибель или увечье, если это деяние не содержит признаков преступления, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц -от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от пятнадцати до двадцати тысяч рублей.
Запрет на жестокое отношение к животным содержится и в нормах гражданского права. Таким образом, не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности. Помимо названного положения, права животных охраняются и статьей 241 Гражданского кодекса, дозволяющей возможность выкупа домашних животных при ненадлежащем обращении с ними. Изъятие животных осуществляется лицом, предъявившим соответствующее требование в суд.
Проанализировав действующее российское законодательство в сфере реализации должного отношения к животным, авторы приходят к выводу о его явной недоработке.
Во-первых, в поправках нуждается УК РФ, где предлагаем законодателю в диспозиции правовой нормы указать деяния, относящиеся к преступлению, а также применить более суровые меры наказаний. Во-вторых, предполагаем обязательным по аналогии права дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях положениями главы 5 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, затрагивающими запрет неправомерных посягательств по отношению к животным, не содержащих признаков состава преступления. Соответственно, предлагаем в пределах обоих нормативных-правовых актов, увеличить размеры штрафов и иных санкций для граждан, должностных и юридических лиц, а также за отдельные правонарушения установить административный арест. Также, при внесении изменений, законодатель обязан
3 Кодекс города Москвы об административных правонарушениях : закон города Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45 // Вестник мэра и Правительства Москвы. - 2007. - № 69. - Ст. 5.7, ч. 1.
разъяснить, какие действия будут являться правонарушениями, тем самым отграничив их от преступных. В-третьих, существует острая необходимость разработки и принятия Федерального закона «Об охране и защите прав животных», который станет началом для конкретизации Особенной части Уголовного кодекса, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Закона города Москвы, Гражданского кодекса, послужив правильному толкованию материально-правовых норм.
Предложенные поправки, несомненно, внесут ясность в российское законодательство, облегчат процесс доказывания фактов при установлении вины и привлечении к ответственности, помогут эффективно применять действующие нормы права в сфере защиты животных от жестокого обращения.
Так, Е.В. Бочаров особо акцентирует внимание на криминологической характеристике жестокого обращения с животными и вносит авторские предложения о наиболее эффективных методах превенции [2, с. 150]. Специалист предлагает осуществление комплекса внутриполитических мер воспитательного и образовательного характера в отношении молодого поколения в целях обеспечения его должного морально-нравственного развития и выработки установки на гуманное отношение к животным; реформирование системы правоохранительных органов в целях снижения латентности жестокого обращения с животными, обеспечения должного учёта и расследования по факту совершения данных деяний; организацию правового обучения и воспитания современного населения, на всех уровнях образовательной системы.
Жестокое обращение с животными непосредственно влияет на нравственное развитие нашего общества и отношение к морали. Кроме того, совершение данного деяния может свидетельствовать о наличии психических отклонений, либо являться предупреждающим знаком девиантного поведения [1, с. 15]. В криминологических работах описаны основные признаки личности, жестоко обращающейся с животными. В основной массе - это мужчины (95%). Значительную долю составляют лица 24-30-летнего возраста. По своему образованию % - лица со средним или неполным средним образованием, % - представители рабочих профессий. Половина преступников к моменту совершения преступления нигде не работала и не училась. Более 40% преступлений совер-
шено лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения [6, с. 204].
В редакции современного российского уголовного законодательства привлечь виновное лицо к ответственности за жестокое обращение с животными не просто, даже в тех случаях, когда преступное посягательство является очевидным.
Подобное происходит вследствие отсутствия в 245 статье УК РФ достаточного количества объективных и субъективных признаков, указывающих на оконченный состав преступления. Столь серьезная правовая проблематика нуждается в устранении путем принятия Федерального закона «Об охране и защите прав животных», в котором считаем обязательным закрепление легитимного понятия «жестокое обращение с животными», а также его признаков.
Уверены, что внесенные изменения расширят механизм применения статьи 245 Уголовного кодекса, что окажет неоценимую помощь органам следствия и судам в правильном толковании норм закона, а виновное лицо уже не сможет уйти от ответственности.
Б.А. Левитанус и О.Ю. Орлова обращают внимание на возможность выкупа домашнего животного при ненадлежащем обращении с ним собственником, что устанавливает Гражданский кодекс [4, с. 57]. По их мнению, «человек, который гуманно относится к животным, испытывает к ним чувство сострадания и жалости, изначально находится в ситуации, заведомо для него несправедливой. Ведь именно он, видя, как собственник грубо обращается со своим питомцем, и, желая из чувства сострадания прекратить мучения несчастного животного посредством изъятия последнего из собственности его законного владельца, должен еще и заплатить тому, кто, по сути, является правонарушителем в прямом смысле этого слова, поскольку нарушает принцип гуманного обращения с животными и таким образом преступает закон» [4, с. 57]. Более того, если мы говорим о породистых животных, то и суммы здесь будут немалые.
С позицией указанных авторов тяжело спорить, поэтому мы разделяем их точку зрения. Таким образом, учитывая все вышеизложенное, предлагаем внести поправки в гражданское законодательство Российской Федерации, конкретнее, в статью 241 ГК РФ, установив безвозмездное, принудительное изъятие у собственника животного, который обращается с ним не в соответствии с нормами права и принципами гуманности. Осуществлять его в пользу лица, которое
предъявило заявление с соблюдением обязательных требований. Здесь также необходимо отметить неизбежность привлечения владельца животного к административной или уголовной ответственности. Таким образом, считаем действующую формулировку указанной правовой нормы Гражданского кодекса некорректной и предлагаем следующую редакцию: «Статья 241. Принудительное изъятие домашних животных при ненадлежащем обращении с ними.
В случаях, когда собственник домашнего животного обращается с ним в явном противоречии с установленными на основании закона правилами и принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным, это животное изымается у собственника путем его безвозмездной передачи лицу, предъявившему соответствующее требование в суд. С учетом положений действующего федерального законодательства, собственник привлекается к административной или уголовной ответственности».
Корни многих проблем кроются в морально-психологическом климате семьи. Тот факт, что распадается половина семей, уже сам о многом говорит. В стране ежегодно отказываются от новорожденных тысячи матерей, вне брака рождается около 8000 детей, из них более чем у 300 несовершеннолетних матерей. Рост бедности, семейный алкоголизм, увеличение количества неполных семей ведет к тому, что снижаются моральные устои, родители не желают воспитывать своих детей в соответствии с правовыми нормами. Таким образом, несмотря на то, что примерно около 70% подростков, совершивших преступления и правонарушения, воспитывались в полных семьях, их социальное, материальное положение и психологический климат в семье зачастую все же способствуют негативному влиянию на детей, и, как следствие, ребенок постоянно находится в напряжении, у него развивается агрессия и негатив к окружающему миру, он озлоблен настолько, что готов наброситься на любого, но, понимая, что может получить ответную реакцию, пытается выместить свое зло на животных (кошках, собаках и т. п.), восхищаясь своим превосходством над ними. Исследования влияния негативного потенциала семьи показали, что он может быть в значительной степени усилен за счет действия субъективных факторов, выражающихся в асоциальном поведении родителей. Семья нуждается как в хорошо спланированной социально-экономической политике, так и в строгом контроле со стороны общества и государства
воспитания детей в семьях с явно выраженным асоциальным поведением родителей [3, с. 142, 143].
При изучении поставленной проблемы, соответственно, возникает вопрос: может ли животное быть жертвой преступного посягательства? Разумеется, виктимология называет жертвами преступлений исключительно людей, которым причинен материальный и моральный ущерб преступником. В свою очередь, нормы гражданского права присваивают животным статус вещи. На наш взгляд, это является необоснованным и несправедливым, ведь любое животное так же, как и человек, способно испытывать физические страдания, боль. Мы полагаем, что ученые-виктимологи имеют достаточно оснований рассматривать животных в качестве жертв, возможно, выделить их в отдельную группу и создать новый раздел виктимологии, где подробно изучить данный вопрос, что будет весьма актуально.
Таким образом, факторов, способствующих жестокому обращению с животными, множество, и не всегда виновные лица несут заслуженные наказания за совершенные деяния, причем как административные, так и уголовные. Однако, несмотря на трудности применения норм материального права, судебная практика имеет место быть.
Так, 2 сентября 2014 г. мировой судья судебного участка № 1 признал виновным жителя города Озерска Челябинской области Ш. в жестоком обращении с животными и вандализме. В период времени с 2012 по 2014 гг. Ш. совершил четыре преступления, предусмотренных частью 1 статьи 245 Уголовного кодекса РФ. Ш. в состоянии токсического опьянения, имея умысел на жестокое обращение с животными, применял к ним садистские методы, понимая, что причиняет животным боль и особые страдания, путем нанесения многочисленных телесных повреждений. В 2014 году Ш. совершил два преступления, предусмотренных частью 1 статьи 214 Уголовного кодекса - вандализм. При назначении Ш. наказания мировой судья учел все обстоятельства и назначил Ш. наказание по совокупности преступлений в виде исправительных работ на срок один год четыре месяца с удержанием ежемесячно 20% заработка в доход государства (пунктуация и орфография сохранены)4.
4 Официальный сайт Озерского городского суда Челябинской области. Пресс-релиз: 2 сентября 2014 г. мировой судья судебного участка № 1 города Озерска признал виновным Ш. в жестоком обращении с животными и вандализме. - http://ozersk.chel.sudrf.ru
Подводя итоги вышеизложенного анализа, хотим особо подчеркнуть, что жестокое обращение с животными является негативным социальным явлением, нуждающемся в противодействии, путем осуществления органами внутренних дел, сотрудниками прокуратуры комплекса профилактических мероприятий, подробный план которых необходимо разрабатывать каждый год.
Позволим также предложить обязательность организации хотя бы раз в полугодие социологических опросов (особенно это касается детей и молодёжи); проведения неформальных бесед в целях прививания элементарного понятия человечности, гуманности и любви к животным, а также укрепления морального облика, нравственных приоритетов, воспитания должного обращения каждого с «братьями нашими меньшими». Предложенные меры позволят эффективно бороться с проявлениями жестокости по отношению к животным.
Однако изложенная проблема должна устраняться не только методикой социального воздействия, но и совершенствованием системы действующего законодательства.
Таким образом, авторами видится необходимость пересмотра нормативно-правовой базы Российской Федерации в сфере противодействия жестокому обращению с животными и внесение в нее определенных поправок, с учетом положений норм международного права. Предложенные изменения позволят усилить воздействие норм уголовного законодательства, и виновные лица уже не смогут уйти от ответственности, ведь причиняя вред животным, они становятся потенциальной угрозой всему обществу, и в дальнейшем их действия могут направляться на совершение насильственных, и, к тому же, еще более изощренных преступлений.
Учитывая вышесказанное, предлагаем также отстраивать за счет средств соответствующего бюджета и добровольных фондовых взносов граждан большее количество специализированных приютов, куда впоследствии помещать отловленных бездомных животных. Также в целях осуществления контроля над соблюдением законодательства о гуманном обращении с животными, предполагается обязательным создание надзорного комитета, и наделение его соответствующими полномочиями.
Названные меры, реализованные на практике, только в своей правоприменительной совокупности способны оказать существенное влияние в снижении показателей право нарушений и преступлений по отношению
к животным. Введение в действие специального Федерального закона поможет конкретизировать иные нормативно-правовые акты, облегчить процесс доказывания и решить проблемы привлечения виновного к ответственности. Помимо всего прочего, необходимо наделить животных статусом живого
существа, а не вещи. Тем самым, наше государство укрепит свои позиции изнутри и на международном уровне. И только достигнув этого, можно будет говорить о том, что российское законодательство имеет перспективы в области противодействия жестокому обращению с животными
Примечания
1. Авдеева Л. В. Жестокое обращение с животными: социально-правовая характеристика // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 12-3. - С. 15.
2. Бочаров Е. В. Криминологическая характеристика жестокого обращения с животными // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - № 10. - С. 150.
3. Кургузкина Е. Б., Саратова О. В. Криминогенные признаки личности, склонной к жестокому обращению с животными // Территория науки. - 2013. - № 5. - С. 142, 143.
4. Левитанус Б. А., Орлова О. Ю. Проблемы правоприменительной практики в сфере жестокого обращения с животными // Управленческое консультирование. - 2014. - № 2. - С. 57.
5. Осокин Р. Б. Проблемы уголовно-правового противодействия жестокому обращению с животными // Вестник Воронежского института МВД России. - 2011. - № 1. - С. 45.
6. Шалагин А. Е. Ответственность за жестокое обращение с животными по законодательству Российской Федерации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 6-1. - С. 204.