Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-УКРАИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СВЕТЕ ТРАНЗИТА ВЛАСТИ В КИЕВЕ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-УКРАИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СВЕТЕ ТРАНЗИТА ВЛАСТИ В КИЕВЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
67
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / УКРАИНА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УКРАИНЫ / ВЫБОРЫ НА УКРАИНЕ / RUSSIA / UKRAINE / UKRAINIAN POLITICAL SYSTEM / THE ELECTIONS IN UKRAINE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Калита Владимир Николаевич

Вероятность улучшения российско-украинских отношений после президентских и парламентских выборов на Украине (2019 г.) анализируются с учётом особенностей украинской политической системы, а возможные сценарии развития отношений России с Украиной - в зависимости от внутриполитической ситуации в ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROSPECTS OF THE RUSSIAN-UKRAINIAN RELATIONS. IN THE LIGHT OF THE POWER TRANSITION IN KIEV

The article studies the probability of the relations between Russia and Ukraine being improved after the new presidential and parliamentary elections in Ukraine. It reviews the peculiarities of Ukrainian political system and the present power transition. The author also analyses possible scenarios for subsequent development of the Russian-Ukrainian relations depending on the internal political situation in Ukraine and proposes some measures for the most favourable of those scenarios being implemented.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-УКРАИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СВЕТЕ ТРАНЗИТА ВЛАСТИ В КИЕВЕ»

УДК 327(470+571)

Перспективы российско-украинских отношений

В свете транзита власти в Киеве

Владимир КАЛИТА

Современный транзит власти - уже шестой в новейшей истории Украины. Первый из них, в 1991 г., был, как признал через 20 лет первый президент Украины Л. Кравчук, мирным государственным переворотом, оформившим распад СССР. Аналогичный характер, по сути, носил и период 2004-2005 гг., вошедший в историю под названием «оранжевой революции» или «первого майдана». Однако «евромайдан» в 2013-2014 гг. (он же, в терминах его устроителей, «Революция достоинства»), который глава «теневого ЦРУ» Дж. Фридман охарактеризовал как «самый неприкрытый госпереворот в истории» [ 1], вышел далеко за мирные рамки, приведя в конечном счёте к отделению Крыма, фактической потере части Донбасса и сохраняющейся угрозе полного распада страны. На этом фоне транзит 2019 г. (как и произошедшие через выборы между переворотами транзиты 1994 и 2010 гг.) выглядит весьма демократично и порождает надежды на то, что в российско-украинских отношениях, при предыдущей власти достигших, по оценке российского Центра политической конъюнктуры, «нижней точки своего развития за всю постсоветскую историю» [2], произойдут позитивные изменения.

КАЛИТА Владимир Николаевич - кандидат исторических наук, доцент, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет). E-mail: freelance51@ rambler.ru

Ключевые слова: Россия, Украина, политическая система Украины, выборы на Украине.

1 Глава Stratfor Дж. Фридман о первопричинах украинского кризиса: «Интересы РФ и США в отношении Украины несовместимы друг с другом» // URL: https://www.kommersant.ru/ doc/2636177

2 Сценарии российско-украинских отношений после президентских выборов // URL: http: // cpkr.ru/analytics/scenarli-rossiysko-ukraLnskih-otnosheniy-posle-prezidentskih-vyborov

Характер политической системы Украины и современного транзита власти

Специфика украинской политической системы, далеко не уникальная на постсоветском пространстве, заключается в её олигархической (но с элементами анархии) сути при демократическом фасаде. Экономически господствующие олигархические группы периодически проводили передел политической власти в соответствии с изменением соотношения сил между ними, используя, среди прочих ресурсов, также и электоральный. При этом часть из них опиралась на избирателей, ориентированных на сохранение нормальных отношений с Россией, которых больше всего в преимущественно русскоязычных южных и восточных областях. Именно этим группам, контролировавшим Украину с 1994 по 2004 г. и с 2010 по 2014 г., удавалось прийти к власти путём относительно нормальных демократических процедур. В указанные периоды мнения и интересы данной части избирателей в какой-то мере учитывались: снижалась интенсивность повальной украинизации, а в отношениях с Россией наступала «оттепель», что, в частности, отражалось в достижении важных дипломатических договорённостей, таких как Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве (1997 г.), Договор о сотруд-

ничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива (2003 г.), а также отмена Россией экспортной пошлины на поставляемый на Украину газ (что привело к существенному снижению его цены) в обмен на продление до 2042 г. Соглашения о базировании в Севастополе российского Черноморского флота (2010 г.).

Однако и в эти периоды внешняя политика Киева оставалась многовекторной, с приоритетом прозападного тренда [3]. Как отмечал В. В. Путин, это объяснялось в первую очередь тем, что политические элиты Украины во главу угла своей деятельности ставят «сохранение своих капиталов, нажитых за счёт украинского народа, а хранящихся где-то за рубежом» [4]. Кроме того, украинский олигархический капитал был сосредоточен преимущественно в тех отраслях (например, металлургической, химической и др.), продукция которых могла найти спрос на западных рынках, а такие отрасли, как, например, авиа- и ракетостроение, тесно связанные кооперационными связями с российскими предприятиями [5], оставались главным образом в рамках госсектора, развитие которого интересовало олигархов в последнюю очередь. В условиях отсутствия реальной экономичес-

3 Ивашов Л. Г. Украина на геополитических перекрестках // Обозреватель-Observer. 2014. № 4.

4 Эксклюзивное интервью президента России Владимира Путина телеканалу «МИР» // URL: http://www.mirtv.ru/video/62850/

5 Калита В. Н. Свёртывание российско-украинских связей в области авиа- и ракетостроения: политические причины и последствия // Украинский кризис: причины, эволюция, уроки. Сб. науч. ст. / под общ. ред. д. и. н., проф. Б. А. Шмелёва. В 2 частях. М.: ИЭ РАН, 2014. Ч. 2. С. 179-181.

кой интеграции с Россией, а также усиливавшейся коррупции Украина постепенно теряла свой богатый промышленный потенциал, доставшийся ей в наследство от СССР, и осталась едва ли не единственной страной СНГ, так и не сумевшей восстановить свой уровень экономического развития, достигнутый в советскую эпоху. Эти негативные тенденции резко усиливались в те периоды, когда к власти приходили группировки, опирающиеся на откровенно антироссийский националистический электорат. В это время межгосударственные отношения иногда опускались до уровня «ниже плинтуса», ограничиваясь лишь чисто формальными дипломатическими связями, а взаимную торговлю периодически сотрясали глубокие кризисы, создававшие проблемы и для стран Европы [6].

Ситуация осложнялась ещё и тем, что период последнего относительного «потепления» российско-украинских отношений (20102013 гг.) совпал с началом общего кризиса украинской политической системы. С этого времени новые руководители Украины, приходившие к власти, стали неприкрыто использовать её в целях личного обогащения и возвеличивания - иногда в откровенно карикатурных формах.

Именно на высмеивании этих уродливых явлений в своих политических сатирах - как на эстраде, так и в известном телесериале «Слуга народа» - нынешний президент В. Зеленский, ранее просто талантливый, но вполне «безобидный» комик, заработал львиную долю той популярности, которая позволила

ему выиграть выборы у действовавшего президента П. Порошенко «с разгромным счётом». При этом давший старт указанным негативным тенденциям предыдущий президент В. Янукович удерживался у власти только до тех пор, пока создавал видимость, что ведёт страну в обещанную народу «землю обетованную» - Евросоюз. Стоило ему слегка притормозить этот процесс, чтобы разобраться в возможных негативных последствиях, как недовольство его правлением превысило «критическую массу». Первые участники «евромайдана» - тогда ещё ненасильственного - протестовали, несомненно, не только против изменений во внешней политике, но и против злоупотреблений, позволивших президенту стать новым олигархом, надеясь, что гарантией от новых злоупотреблений станет именно «приход в Европу». Затем главной движущей силой «евромай-дана» стали правые радикалы, перешедшие к насильственным действиям. В критической обстановке В. Янукович проявил полную неспособность защищать интересы государства и голосовавших за него избирателей юга и востока страны, чем немедленно воспользовался Запад. Выступившие единым фронтом Евросоюз и США сумели, открыто вмешавшись во внутренние дела Украины, досрочно и с нарушением украинской конституции привести к власти политических противников В. Януковича, готовых «вернуться в лоно европейской цивилизации» немедленно и без всяких условий.

Однако последствия «Революции достоинства» принесли разочарова-

6 Штоль В.В. Украина: реформы или крах // Обозреватель-Observer. 2014. № 5.

ние подавляющему большинству населения страны. При новом руководстве коррупция только усилилась, а перемены свелись к разгрому олигархической группы В. Януковича и резкому ослаблению группы Р. Ах-метова при усилении влияния групп П. Порошенко и И. Коломойского, причём последний был вскоре отлучён от участия как в политической власти, так и в дележе экономического «пирога». Всё это сопровождалось окончательным разрушением высокотехнологичных отраслей, превращением страны в преимущественно аграрную, ростом безработицы и резким снижением общего уровня жизни. Постоянные нарушения закона на всех уровнях властной пирамиды привели к массовому правовому нигилизму*. А во внешней политике многовекторность сменилась фактически прямым «внешним управлением», когда некоторые заседания правительства пытались проводить на английском языке (пока не выяснилось, что им владеют в основном только приглашённые «варяги»), американский посол публично выдавал инструкции украинским лидерам, а на одном из совещаний руководства страны председа-

тельствовал прибывший с визитом вице-президент США. Вместе с усилением противоречий между населением различных частей Украины и потерей территорий [7] всё это дало основание некоторым экспертам, включая украинских, упоминать эту страну в числе «несостоявшихся государств» [8] (среди которых до 2014 г. фигурировали только некоторые африканские страны типа Сомали) и предрекать ей полную потерю государственности [9].

В этих условиях отдельные западные аналитики склонны расценивать избрание комика президентом как еще одно свидетельство серьезной болезни украинского общества и «неполноценности Украины как государства» [ 10]. Однако следует учитывать, что современный период воспринимается (иногда на подсознательном уровне) массовым украинским избирателем как возможность, вероятно последняя, нормализовать обстановку в стране.

Этому во многом поспособствовал и сюжет известного сериала «Слуга народа», где В. Зеленский создал образ «народного президента», который, преодолев все объективные трудности и происки политических противников, в конечном счёте ре-

7 Задохин А.Г., Штоль В.В. Кризис российско-украинских отношений: психологический контекст // Обозревагель-Observer. 2019. № 8. С.

8 Коробейников Д. «Несостоявшееся государство»: в Киеве объяснили, почему Запад изменил отношение к Украине // URL: https://riafan.ru/1126588-nesostoyavsheesya-gosudarstvo-v-kieve-obyasnili-pochemu-zapad-izmenil-otnoshenie-k-ukraine

9 Головачев А. Украина потеряла свою независимость. Два условия, которые могут её спасти // URL: https://glawed.info/opinions/10004771-ukraina-poteryala-svoyu-nezavisimost-dva-usloviya-kotorye-mogut-ee-spasti.html

10 Добрынин В. Западные СМИ: Украина страна-пародия // URL: https://ukraina.ru/ exclusive/20190511/1023560323.html

* Согласно проведённому в июне этого года опросу 63% опрошенных граждан Украины считали, что парламентские выборы должны состояться 21 июля, даже если Конституционный суд признает указ президента В. Зеленского о роспуске Верховной рады противоречащим Конституции (Почти 60% украинцев считают указ о роспуске Рады законным, показал опрос // URL: https://ria.ru/20190614/1555565467.html).

шает эту проблему, и Украина становится процветающим государством.

В результате ядро электората нового президента действительно составили люди, которые «приняли сценарий за реальную программу» и видят в Зеленском его экранного персонажа. Но поскольку он вёл свою избирательную кампанию согласно политтехнологии «хватай всех», среди его избирателей есть и те, кто увидел в нём «второе издание» Порошенко (но без коррупционного шлейфа). Делая взаимоисключающие предвыборные заявления (в том числе и по поводу отношений с Россией), В. Зеленский сумел собрать голоса людей самых разных взглядов, разочарованных итогами «евромайдана», но не до конца растерявших оптимизм.

В свою очередь, среди голосовавших за П. Порошенко были не только убеждённые националисты, но и те, кто счёл его всё же «меньшим злом», поскольку видели в Зеленском либо всего лишь креатуру опального и не слишком популярного олигарха И. Коломойского* и не желали нового межолигархического передела власти, либо дилетанта в политике, способного только окончательно развалить страну **.

Тем не менее президентские выборы - это только начало транзита власти. Согласно действующей украинской конституции полномочия президента сильно ограничены, и, чтобы проводить в жизнь свою

программу (каково бы ни было её реальное содержание, если оно вообще существует), В. Зеленскому было необходимо получить контроль над Верховной радой, что позволило бы сформировать лояльный кабинет министров. Поэтому первым шагом нового президента стал роспуск парламента и объявление досрочных выборов. Они состоялись в максимально короткий срок, пока не растерян кредит доверия избирателей. Их проведение оказало влияние и на реальные действия В. Зеленского в тех сферах, которыми он по конституции формально может руководить, включая внешнюю политику, национальную безопасность и оборону (хотя на практике он не контролирует министра иностранных дел, которого не может отправить в отставку).

Самый чувствительный вопрос в этих сферах - это, безусловно, прекращение огня в Донбассе, которое было ядром предвыборной кампании Зеленского. Многие избиратели ожидали, что он как Верховный Главнокомандующий немедленно отдаст соответствующий приказ. Вновь назначенный им представитель Украины в контактной группе по Донбассу Л. Кучма даже выдвинул конкретные предложения, которые в случае реализации закрыли бы последние «лазейки» для саботажа перемирия и, вероятно, открыли бы путь к полному выполнению Минских соглашений. Однако столкнувшись с ожесточённым, на грани истерики, сопротивлением «партии войны»,

* Зеленский это отрицает, сводя отношения с Коломойским к бизнес-партнёрству.

** Из этих же соображений Зеленского поддержали также многие из тех, кто окончательно разочаровался в проекте «Независимая Украина» и стремится к полному «переформатированию» страны.

президент фактически дезавуировал инициативы своего назначенца.

Данный эпизод наглядно продемонстрировал, что до проведения парламентских выборов и оглашения их результатов ждать от нового президента каких-либо решительных шагов нереально, так как это неминуемо привело бы к потере значительной части голосов*. Видимо, и в дальнейшем свои подлинные взгляды (если, повторимся, они действительно существуют) он как можно дольше будет тщательно скрывать, а его

политтехнологически грамотная тактика будет и впредь заключаться в том, чтобы поручать запуск «пробных шаров» членам своей команды, оставляя за собой возможность манёвра. Из этого можно сделать вывод, что В. Зеленский отнюдь не является таким же наивным идеалистом-правдоискателем, чуждым любым политическим хитростям, как его экранный герой, а задача выстраивания с ним нормальных отношений будет для российского руководства не такой уж лёгкой.

Вероятные сценарии развития российско-украинских

отношений

В среднесрочной перспективе (известно, что Зеленский намерен решить все проблемы Украины за пять лет и на второй президентский срок не идти) реальная политика нового президента в отношении России во многом будет определяться тем, как он выстроит отношения с радикальными националистами, которые при власти Порошенко были тактическими союзниками последнего с фактически независимым силовым ресурсом и обладали значительным влиянием, несмотря на низкие электоральные показатели [11]. Для радикалов (в отличие от киевской либеральной интеллигенции, чьи взгляды Зеленский в основном и выражает) он, русскоязыч-

ный еврей из типичного для восточной Украины индустриального города - Кривого Рога, никогда не станет своим.

Один из националистических лидеров, А. Би-лецкий, уже заявил, что «Зеленский априори ментально не может быть выразителем национальных интересов украинского народа» [12].

А другой видный радикал, Д. Ярош, обвинил В. Зеленского в том, что он «постоянным унижением Украины» в своих сатирических телешоу способствовал росту пророссийских настроений части населения страны и, таким образом, стал «одним из создателей оккупации Крыма и Донбасса». Он также пообещал, что если президент «предаст Украину» (а предательством радикалы считают любой компромисс), то «будет висеть на каком-нибудь дереве на Крещатике». Однако, будучи

11 Калита В. Н. Особенности менталитета украинцев. В контексте российско-украинских отношений // Обозреватель-Observer. 2017. № 9. С. 91.

12 Це не наш кандидат: Бшецький прокоментував перемогу Зеленського на президентських виборах // URL: https://nv.ua/ukr/ukraine/politics/ce-ne-nash-kandidat-bileckiy prokomentuvav-peremogu-zelenskogo-na-prezidentskih-viborah-50018068.html?prefer_lang=ukr

* Невыполнение предвыборных обещаний дало тот же эффект, но в меньших масштабах (Антироссийская болтовня оттолкнула от Зеленского уже 7% избирателей // URL: https://www. politnavigator.net/antirossijjskaya-boltovnya-ottolknula-ot-zelenskogo-uzhe-7-izbiratelejj.html).

прагматиком, Ярош предложил президенту своих единомышленников в качестве опоры, если тот исправится и станет «настоящим строителем Украинского Национального Государства» [13].

Между тем нормализация отношений с Россией, даже частичная, немыслима без компромиссов. Потенциальную готовность к ним населения Украины и самого Зеленского признают даже самые антирос-сийски настроенные аналитики [14]. При сложившемся соотношении сил компромисс должен включать как минимум признание де-факто российской юрисдикции над Крымом и полный отказ от попыток силового возврата Донбасса. Если это будет сделано в ближайшее время, то появятся реальные шансы, что к концу президентства Зеленского над Донецком и Луганском будет развеваться флаг Украины, а её пограничники после выполнения всех остальных пунктов Минских соглашений появятся на ныне неконтролируемом участке границы с Россией. При этом присутствие на территории

ДНР и ЛНР (они же ОРДЛО) других киевских силовиков исключается.

Если В. Зеленский окажется готов, вопреки своей предвыборной риторике, пойти по этому пути, ему придётся предварительно решить несколько труднейших задач.

Во-первых, убедить в необходимости этого партнёров по парламентской коалиции и олигархов.

Во-вторых, соответствующим образом подготовить общественное мнение, что в условиях многолетней националистической «интоксикации» умов потребует значительных усилий и времени *.

В-третьих, разоружить как нелегальные, так и уже легализованные вооружённые отряды националистов, что вряд ли удастся без привлечения регулярной армии. В этом случае нынешний президент действительно войдёт в историю, поскольку прекращение гражданской войны принесёт Украине не только долгожданный мир, но и благоприятный климат для широкомасштабных иностранных инвестиций **, без

13 «Это - он. Именно он завёл российские войска». Ярош обвинил Зеленского в потере Украиной Донбасса и Крыма // URL: http://antifashist.com/item/eto-on-imenno-on-zavel-rossijskie-vojska-yarosh-obvinü-zelenskogo-v-potere-ukrainoj-donbassa-i-kryma.html; Ярош про Зеленського: Якщо зрадить Украшу - буде висгги на деревi на Хрещатику // URL:.https://inforesist.org/ua/ yarosh-pro-zelenspkogo-yakshho-zradytp-ukrayinu-bude-vysity-na-derevi-na-hreshhatyku

14 Пионтковский А. У Москвы появилась блестящая возможность по Украине // URL: https://www.obozrevatel.com/mssia/2385-u-moskvyi-poyavilas-blestyaschaya-vozmozhnost-reshit-svoi-tseli-v-ukraine.htm

* Даже среди избирателей самого Зеленского часть отрицает какую-либо автономию Донбасса, а другая часть допускает её лишь как ограниченную или временную. Большинством же украинских политических сил предусмотренная Минскими соглашениями автономия Донбасса будет истолкована как национальное предательство (Сценарии российско-украинских отношений после президентских выборов // URL: http://cpkr.ru/analytics/scenarii-rossiysko-ukrainskih-otnosheniy-posle-prezidentskih-vyborov).

** По состоянию на 2018 г. больше всего средств (почти 35% всех инвестиций) вложила в украинскую экономику, как ни странно, Россия, за которой в украинском законодательстве закреплён статус агрессора (Сшльки шоземних швестицш надшшло в Украшу в 2010-2018 роках // URL: https://www.slovoidilo.ua/2018/08/31/infografika/ ekonomika/skilky-inozemnyx-investyczij-nadijshlo-ukrayinu-2010-2018-rokax).

которых невозможно восстановление экономики. А оно, в свою очередь, позволит трудоустроить сотни тысяч демобилизованных военнослужащих. Правда, вернуться хотя бы к докризисному (2013 г.) уровню социально-экономического развития вряд ли удастся без восстановления кооперативных связей с Россией в высокотехнологичных отраслях. А оно нецелесообразно для Москвы, которая уже затратила огромные средства на вынужденное импортозамещение. Тем не менее в результате Украина останется единым и как минимум нейтральным по отношению к России государством.

Возможность имплементации этого сценария, несомненно, самого благоприятного для народов как Украины, так и России, сильно снижает и тот факт, что Украина продолжает пребывать «под внешним управлением». И если наиболее влиятельные страны Евросоюза будут, скорее всего, довольны таким поворотом событий и даже, возможно, готовы помочь ему материально, поскольку явно «созрели» для нормализации отношений с Россией [15] и только ждут предлога для этого, то для США Украина представляет интерес исключительно как средство давления на Россию с целью ослабления её как одного из основных «вызовов американскому глобальному лидерству» (точнее - гегемонии). Поэтому реализация данного сценария, и без того трудновыполнимого, вероятна только в случае, если США

серьёзно увязнут в торговой войне с КНР (а возможно, и с ЕС) либо в очередной военной авантюре (в Иране, КНДР, Венесуэле и т. п.) и надолго отвлекутся от украинской темы.

Второй, несколько более вероятный, но менее выгодный для России и достаточно непредсказуемый по конечным последствиям сценарий может быть, если Зеленский «спасует» перед радикалами и попытается с их помощью «строить Украинское Национальное Государство» откровенно бандеровского толка. Государство в этом случае окончательно перейдёт в качество «несостоявшегося» и под грузом внутренних противоречий, как уже не раз прогнозировали многие эксперты, распадётся, части из которых, возможно, будут присоединены к соседним странам, включая Россию*.

Наиболее же вероятным (и наименее благоприятным для нашей страны) сегодня представляется третий сценарий. Он предусматривает сохранение Зеленским курса Порошен-ко с «косметическими» поправками в языковой политике, некоторой активизацией борьбы с коррупцией и несколько менее агрессивной риторикой и реальной политикой в отношении России и населения Донбасса. Радикалы сохранят влияние в прежних масштабах. Гражданский конфликт будет законсервирован в нынешнем вялотекущем состоянии с ежедневными перестрелками, но без широкомасштабных наступлений. Стабильность государства по-

15 Gvosdev N. K. Ukraine Protests as Russia Returns to the Council of Europe // URL: https:// nationalinterest.org/feature/ukraine-protests-russia-returns-council-europe-64461

* Таким же может стать и итог первого сценария, если обуздание радикалов будет проводиться недостаточно решительно и не будет доведено до конца.

прежнему будет поддерживаться за счёт западных финансовых вливаний на уровне, обеспечивающем безбедное существование элиты и физиологического выживания беднейших слоёв населения.

Таким образом, решение большинства проблем Украины будет переложено на следующего президента, а в российско-украинских отношениях значимых изменений не произойдёт.

Что в такой ситуации может предпринять Россия?

Её политика на украинском направлении прошла через несколько этапов: «невовлечённость» во внутренние процессы до конца 2000-х годов, попытки формально вовлечь Украину в евразийскую интеграцию (2010-2013 гг.), «пошаговая интеграция» в конце правления Януковича и достаточно жёсткая конфронтация с «послеевромайданной» властью.

Все они оказались малоэффективными. После украинских президентских выборов Россия заняла в целом выжидательную (с элементами прежней жёсткой линии) позицию, предоставив инициативу в возможном улучшении отношений новой украинской власти, которая тоже вела себя достаточно пассивно. Однако Москва кровно заинтересована в реализации первого из представленных сценариев, и ей стоит сделать для этого всё от неё зависящее, сколь бы ни мала была вероятность успеха. В частности, необходимо убедить «горячие головы» в ДНР и ЛНР не использовать возможную междоусобицу в стане противника для попытки переломить военную ситуацию в свою пользу, тем более что ресурсов для этого у них всё равно недостаточно. Кроме того, в случае заметных шагов украинской стороны в нужном направлении можно, например, рассмотреть применение следующих встречных мер:

1. Амнистия для украинских моряков, участвовавших в инциденте в районе Керченского пролива и других содержащихся под стражей в России украинских граждан (на взаимной основе).

2. Заключение контракта о транзите газа через украинскую ГТС на 5 лет (т. е. до конца президентства В. Зеленского).

3. Допуск международных миротворцев для контроля за соблюдением перемирия на территорию ДНР и ЛНР (с согласия их властей) вне зоны линии соприкосновения.

Однако при отсутствии нужных шагов со стороны Киева подобные меры (кроме, возможно, первой, чисто гуманитарной) были бы неуместны.

При любом развитии событий являются недопустимыми и потенциально опасными разговоры о возможных российских «компенсациях» Украине за последствия событий, вызванных неразумными и зачастую противоправными действиями самих украинских властей и опекаемых ими радикалов.

Библиография • References

Антироссийская болтовня оттолкнула от Зеленского уже 7% избирателей // URL: https://www.politnavigator.net/antirossijjskaya-boltovnya-ottolknula-ot-zelenskogo-uzhe-7-izbiratelejj.html

[Antirossijskaya boltovnya ottolknula ot Zelenskogo uzhe 7% izbiratelej // URL: https://www.politnavigator.net/antirossijjskaya-boltovnya-ottolknula-ot-zelenskogo-uzhe-7-izbiratelejj.html] Глава Stratfor Дж. Фридман о первопричинах украинского кризиса: «Интересы РФ и США в отношении Украины несовместимы друг с другом» // URL: https:// www.kommersant.ru/doc/2636177 [Glava Stratfor Dzh. Fridman o pervoprichinah ukrainskogo krizisa: «Interesy RF i SSHA v otnoshenii Ukrainy nesovmestimy drug s drugom» // URL: https://www. kommersant.ru/doc/2636177] Головачев А. Украина потеряла свою независимость. Два условия, которые могут её спасти // URL: https://glawed.info/opinions/10004771-ukraina-poteryala-svoyu-nezavisimost-dva-usloviya-kotorye-mogut-ee-spasti.html [Golovachev A. Ukraina poteryala svoyu nezavisimost'. Dva usloviya, kotorye mogut eyo spasti // URL: https://glawed.info/opinions/10004771-ukraina-poteryala-svoyu-nezavisimost-dva-usloviya-kotorye-mogut-ee-spasti.html] Задохин А. Г., Штоль В. В. Кризис российско-украинских отношений: психологический контекст // Обозреватель-Observer. 2019. № 8. С. 5-24 [Zadohin A. G., SHtol' V. V. Krizis rossijsko-ukrainskih otnoshenij: psihologicheskij

kontekst // Obozrevatel'-Observer. 2019. № 8. S. 5-24] Глава Stratfor Джордж Фридман о первопричинах украинского кризиса: «Интересы РФ и США в отношении Украины несовместимы друг с другом» // URL: https:// www.kommersant.ru/doc/2636177 [Glava Stratfor Dzhordzh Fridman o pervoprichinah ukrainskogo krizisa: «Interesy RF i SSHA v otnoshenii Ukrainy nesovmestimy drug s drugom» // URL: https://www. kommersant.ru/doc/2636177] Ивашов Л.Г. Украина на геополитических перекрестках // Обозреватель-

Observer. 2014. № 4. С. 5-10 [Ivashov L.G. Ukraina na geopoliticheskih perekrestkah // Obozrevatel'-Observer. 2014. № 4. S. 5-10]

Калита В. Н. Особенности менталитета украинцев. В контексте российско-украинских отношений // Обозреватель-Observer. 2017. № 9. С. 83-93. [Kalita V. N. Osobennosti mentaliteta ukraincev. V kontekste rossijsko-ukrainskih

otnoshenij // Obozrevatel'-Observer. 2017. № 9. S. 83-93] Калита В. Н. Свёртывание российско-украинских связей в области авиа- и ракетостроения: политические причины и последствия // Украинский кризис: причины, эволюция, уроки. Сб. науч. ст. / под общ. ред. д. и. н., проф. Б. А. Шмелёва. В 2 частях. М.: ИЭ РАН, 2014. Ч. 2. С. 179-192. [Kalita V. N. Svyortyvanie rossijsko-ukrainskih svyazej v oblasti avia- i raketostroeniya: politicheskie prichiny i posledstviya // Ukrainskij krizis: prichiny, evolyuciya, uroki. Sb. nauch. st. / pod obshch. red. d. i. n., prof. B. A. SHmelyova. V 2 chastyah. M.: IE RAN, 2014. CH. 2. S. 179-192] Коробейников Д. «Несостоявшееся государство»: в Киеве объяснили, почему Запад изменил отношение к Украине // URL: https://riafan.ru/1126588-nesostoyavsheesya-gosudarstvo-v-kieve-obyasnili-pochemu-zapad-izmenil-otnoshenie-k-ukraine [Korobejnikov D. «Nesostoyavsheesya gosudarstvo»: v Kieve ob»yasnili, pochemu Zapad izmenil otnoshenie k Ukraine // URL: https://riafan.ru/1126588-nesostoyavsheesya-gosudarstvo-v-kieve-obyasnili-pochemu-zapad-izmenil-otnoshenie-k-ukraine] Пионтковский А. У Москвы появилась блестящая возможность по Украине // URL: https://www.obozrevatel.com/russia/2385-u-moskvyi-poyavilas-blestyaschaya-vozmozhnost-reshit-svoi-tseli-v-ukraine.htm

[Piontkovskij A. U Moskvy poyavilas' blestyashchaya vozmozhnost' po Ukraine // URL: https://www.obozrevatel.com/russia/2385-u-moskvyi-poyavilas-blestyaschaya-vozmozhnost-reshit-svoi-tseli-v-ukraine.htm] Почти 60% украинцев считают указ о роспуске Рады законным, показал опрос

// URL: https://ria.ru/20190614/1555565467.html [Pochti 60% ukraincev schitayut ukaz o rospuske Rady zakonnym, pokazal opros //

URL: https://ria.ru/20190614/1555565467.html] Сценарии российско-украинских отношений после президентских выборов // URL: http://cpkr.ru/analytics/scenarii-rossiysko-ukrainskih-otnosheniy-posle-prezidentskih-vyborov [Scenarii rossijsko-ukrainskih otnoshenij posle prezidentskih vyborov // URL: http:// cpkr.ru/analytics/scenarii-rossiysko-ukrainskih-otnosheniy-posle-prezidentskih-vyborov]

Штоль В.В. Украина: реформы или крах // Обозреватель-Observer. 2014. № 5.

С. 6-33

[SHtol' V.V. Ukraina: reformy ili krah // Obozrevatel'-Observer. 2014. № 5. S. 6-33] Эксклюзивное интервью президента России Владимира Путина телеканалу

«МИР» // URL: http://www.mirtv.ru/video/62850/ [Eksklyuzivnoe interv'yu prezidenta Rossii Vladimira Putina telekanalu «MIR» // URL:

http://www.mirtv.ru/video/62850/] «Это - он. Именно он завёл российские войска». Ярош обвинил Зеленского в потере Украиной Донбасса и Крыма // URL: http://antifashist.com/item/eto-on-imenno-on-zavel-rossijskie-vojska-yarosh-obvinil-zelenskogo-v-potere-ukrainoj-donbassa-i-kryma.html [«Eto - on. Imenno on zavyol rossijskie vojska». YArosh obvinil Zelenskogo v potere Ukrainoj Donbassa i Kryma // URL: http://antifashist.com/item/eto-on-imenno-on-zavel-rossijskie-vojska-yarosh-obvinil-zelenskogo-v-potere-ukrainoj-donbassa-i-kryma.html]

Сшльки iноземних швестицш надiйшло в Украшу в 2010-2018 роках // URL: https://www.slovoidilo.ua/2018/08/31/infografika/ ekonomika/skilky inozemnyx-investyczij-nadijshlo-ukrayinu-2010-2018-rokax Це не наш кандидат: Бшецький прокоментував перемогу Зеленського на президентских виборах // URL: https://nv.ua/ukr/ukraine/politics/ce-ne-nash-kandidat-bileckiy prokomentuvav-peremogu-zelenskogo-na-prezidentskih-viborah-50018068.html?prefer_lang=ukr Ярош про Зеленського: Якщо зрадить Укра!ну - буде виати на деревi на Хрещатику // URL: .https://inforesist.org/ua/yarosh-pro-zelenspkogo-yakshho-zradytp-ukrayinu-bude-vysity-na-derevi-na-hreshhatyku / Gvosdev N.K. Ukraine Protests as Russia Returns to the Council of Europe // URL: https://nationalinterest.org/feature/ukrame-protests-russia-returns-council-europe-64461

Статья поступила в редакцию 1 июля 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.