УДК 316, 340 Виктор МИРОНЕНКО
УКРАИНА. ПЕРВЫЙ ГОД ПРЕЗИДЕНТА В. ЗЕЛЕНСКОГО
Статья поступила в редакцию 16.07.2020
Аннотация. В статье проанализированы некоторые результаты первого года президентства В. Зеленского. Прошедшее после его избрания время - срок недостаточный, чтобы исчерпывающе ответить на вопрос, оправдались ли ожидания электората. Этому мешают и некоторые сопутствующие обстоятельства: пандемия СОУГО-19, экономический кризис, политическая неопределенность в Европе и в мире. Однако уже можно сравнить сделанное с обещанным и попытаться составить представление о том, какой может быть будущая траектория уже почти тридцатилетнего «украинского транзита». Она определяется внутренней логикой эволюции Украины, внутриполитической ситуацией и сильным внешним влиянием. Общественный запрос накануне выборов - и президентских, и парламентских - состоял во всестороннем и глубоком пересмотре всей системы общественного и государственного управления и её безотлагательной замене на более справедливую, современную, отвечающую объективным потребностям развития страны. Анализ показал, что цели политики новой государственной администрации Украины, провозглашенные В. Зеленским, объективны и обоснованы. Вероятность их достижения при сохранении режима Третьей украинской республики очень мала.
Ключевые слова: Украина, Третья украинская республика, кризис, украинский транзит.
В июле 2020 г. украинские ученые в связи с 30-летием Декларации о государственном суверенитете Украины предложили обсудить ситуацию в стране и ее перспективы1. Предложение своевременное. Молодое украинское государство переживает непростую, турбулентную геополитическую ситуацию. Наблюдение за этим внешне хаотичным движением может помочь в понимании политических императивов - местных и региональных - европейских.
Х. Д. Маккиндер предрекал Восточной Европе важную роль в геополитике будущего [Маск^ег, 1919]. И он не ошибся. От судьбы Старого Света сегодня в мире очень многое зависит. Она в свою очередь - от того, что будет происходить с самой неблагополучной восточной его частью [Дэвис, 2005]. Украина, как и другие
1 Заради стльного майбутнього. З нагоди 30^ччя Деклараци про державний суверенитет. Стратепчна група Софiя, 16 липня 2020 р. URL: http://sg-sofia.com.ua/iniziativa-16-lipnya (дата обращения: 16.07.2020)
© Мироненко Виктор Иванович - к.и.н., руководитель Центра украинских исследований, Институт Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: victor@mironenko.org DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope52020121131
расположенные здесь страны, остро нуждается в модернизации1. Это не только её внутренняя цель, но и задача для всей Европы, Европейского союза2. От того, как она будет решена, зависит место Европы в мире, и Украины - в ней.
«Электоральная революция» возвращает нас к «бархатным революциям» конца 1980-х гг. с той лишь разницей, что в Украине сменились лица, но не изменилась система. Литература, посвященная этому вопросу, не так обширна, как можно было бы ожидать. Диапазон оценок очень широк - от оптимистических [Гуриев, 2020; Жаворонков, 2020; Иноземцев, 2020; Bugriy, 2019; Kornblum, 2020; Kramar, 2019; Sasse, 2020] до умеренно критических [Гущин, 2020; Жалило, 2020; Минаков, 2020; Чижов, 2020] и крайне скептических [Илларионов, 2019; Скоркин, 2020; Портников, 2020; Чеснаков, 2019]. На количестве соответствующих публикаций сказалась, по-видимому, общая усталость от «украинского вопроса», проявившаяся, например, на Мюнхенской конференции по безопасности 2020 г., а на качестве - общее состояние зарубежной украинистики и политической транзитологии [Мельвил, 2020].
Формула Зеленского
В новейшей истории Европы немного примеров такого эмоционального волеизъявления, как имевшего место в 2019 г. на выборах в Украине. Чем это было вызвано? Ведь по большому счету ничего принципиально нового В. Зеленский не сказал 3.
Накал общественных ожиданий был высоким. Были использованы технологии формирования «управляемой индивидуальной фантазии». Имелся кандидат с соответствующим общественным настроениям имиджем4. Аналогично тому, как отказ от Соглашения об ассоциации с ЕС в 2013 г. не объясняет всей силы последовавших за этим протестов, более поздние события не объясняют мощи электорального урагана, который буквально смёл с украинской политической сцены старую элиту.
На наш взгляд, это вызвано тем, что перемены в украинском обществе назрели. «Закончился исторический период [...] своеобразного "общественного договора", где олигархическая верхушка пользовалась "большими ресурсами" [...] в обмен на то, что позволяла населению [... жить] за счёт пользования "малыми ресурсами"» [Щербина; 2019]. Зеленский понял или почувствовал это и потому победил.
Назовём это «формулой Зеленского».
1 Мироненко В.И. «Украинский транзит» - 4. Испытание пандемией. Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, № 3. С. 95-99; В.И. Мироненко. Год гнева и надежды. Мир перемен, 2020, №1, С. 123-130; В.И. Мироненко. Украина: время решений. Российский совет по международным делам. 12.11.2019. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/ukraina-vremya-resheniy/? (дата обращения: 08.07.2010)
2 Европа XXI века. Новые вызовы и риски. Под ред. Ал.А. Громыко и В.П. Федорова. Институт Европы РАН. Нестор История, Москва, Санкт-Петербург, 2017.
3 Володимир Зеленский, 1навгурацшна промова. Президент Украши. Володимир Зеленсь-кий. Офщшне штернет-представництво. 20.05.2019. URL: https://www.president.gov.ua/news/inavguracijna-promova-prezidenta-ukrayini-volodimira-zelensk-55489 (дата обращения: 05.07.2020)
4 Имеется в виду образ «народного президента» Голобородько - героя популярного в Украине сериала «Слуга народа», роль которого сыграл В. Зеленский.
Ситуация в Украине в целом очень напоминает «кривую Дэвиса» [Davies, 1962], утверждавшего, что массовые протесты происходят, когда период подъёма, внушивший людям надежды, сменяется упадком, движение - застоем. Однако призывы к революции не находят отклика. Опыт двух «майданов» убедил, что пользы от них немного, а ущерб велик.
Всё хуже работает и гавеловский лозунг «возвращаемся в Европу». То, что ожидать скорого приглашения в Европейский союз не приходится [Институт Европы РАН, 2015; Борко, 2018], уже понятно не только специалистам. Под «возвращением в Европу» все большее число людей в Украине понимают не только и даже не столько формальный акт вступления, способ «обменять свою "европейскость" на продовольствие и технологии Запада» [Дэвис, 2005: 20], а совсем другое. Как о желаемой цели об этом говорит лишь 3,3%. Остальные мыслят более реалистично. 39,1% хотели бы снижения тарифов на коммунальные услуги, 35,5% - снятия депутатской неприкосновенности, 32,4% - искоренения коррупции, 23,3% - прекращения войны, 18,4% -сокращения имущественной дифференциации, 8% - справедливых и честных выборов, 5,5% - снижения государственных расходов, 4,2% - прямой демократии1.
Прямо о том, что он решит все эти проблемы Украины, В. Зеленский не гово-рил2, но, судя по всему, именно так он был понят.
Главной своей задачей он назвал возвращение мира. «Не мы начали эту войну, -сказал новый президент в инаугурационной речи, - но нам эту войну заканчивать»3. Он объявил своей целью формирование общества, в котором все будут равны перед законом, а суд будет справедливым и беспристрастным, защищенным от вмешательства со стороны других ветвей власти. Молодой президент заявил о намерении покончить с коррупцией, произвести конфискацию имущества коррупционеров, устранить депутатскую неприкосновенность, несменяемость и криминальную неподсудность чиновников и др.
В экономической части предвыборной программы акцент был сделан на свободе труда и предпринимательства. Обещалось защитить производителя, стимулировать экономическую активность, провести демонополизацию, монетизацию льгот, уменьшить и упорядочить налоги, удешевить кредит, дать надежные гарантии инвесторам, реформировать налоговую и пограничную службы.
Двигаться к этим целям В. Зеленский предлагал через широкий национальный диалог и сплочение, народовластие, в том числе и в формах прямой демократии. Он обещал сделать молодое украинское государство более компактным, современным, открытым, внимательным к гражданам и не столь для них обременительным.
Все перечисленное укладывается в формулу «мир, справедливость и благополучие». Вопреки ожиданиям новичок в политике не стал слабым президентом. Довольно быстро он смог сосредоточить в своих руках столько власти, сколько не имел ни один из его предшественников. Как же он ею воспользовался? Попробуем ответить на этот вопрос, следуя упомянутой выше триединой формуле, не меняя порядка её элементов.
1 Кшвський мiжнародний шститут соцюлоги, квггень, 2019. URL:
https://kiis.com. ua/?lang=ukr&cat=reports&id=851&page=1 (дата обращения: 04.07.2020)
2 Володимир Зеленський. Передвиборча програма кандидата на пост Президента Украши Володимира Зеленського. URL: https://program.ze2019.com (дата обращения: 07.07.2020)
3 Володимир Зеленский, 1навгурацшна промова...
Успехи и неудачи первого года
Восстановить мир в Украине не получилось. Удалось сохранить поддержку ключевых внешних акторов (ЕС, США, Канады), не допустить эскалации конфликта, произвести обмен пленными, развести воюющие стороны в станице Луганской, в населенных пунктах Золотом и Петровском. Возобновился заочный диалог президентов Украины и России, состоялась их очная встреча в Париже. Результаты разочаровали их участников, но вряд ли можно было ожидать другого. Два пункта в существующей редакции Минских соглашений о проведении выборов на неконтролируемой территории и об особом конституционном статусе были и остаются неприемлемыми для В. Зеленского. «Если я соглашусь на это, - сказал он в Париже, обращаясь к российскому президенту, - вы будете разговаривать с другим президентом»1.
Искренность молодого украинского лидера не была оценена, но, несмотря на это и на непрекращающуюся резкую критику его миротворческих усилий изнутри и извне, он не отказывается от политического решения проблемы2. Об этом свидетельствует и очередная договоренность о полном и бессрочном прекращении огня, и попытки Зеленского возобновить двусторонний диалог .
Пришло понимание того, что борьба идет не столько за территории, сколько за людей, за их сознание. Началось регулярное вещание на неконтролируемые территории (телеканал «Дом»), изменен формат украинской части Трехсторонней контактной группы (ТКГ): в неё были включены выходцы из Донбасса, в том числе знаковая для него фигура - бывший премьер-министр Витольд Фокин. Молодым людям, желающим учиться в вузах Украины, предоставлены льготы и преференции. Назначенный новым руководителем украинской части ТКГ Л. Кравчук довольно прозрачно обозначил эти новые акценты в позиции Киева4
Быстрый прогресс в этом вопросе маловероятен. Позиция российской стороны стала препятствием для урегулирования во внешнем измерении, украинской - во внутреннем. Это - тупик, выход из которого пока не найден, «гордиев узел», рубить который новый президент не хочет, а развязать сам не в силах.
Остается открытым вопрос о справедливости вообще и о распределении тягот переходного периода, в частности. Даже формальной правовой несправедливости не ста-
1 «Будете разговаривать с другим президентом!» Зеленский резко ответил на встрече в Париже. Обозреватель, 11.12.2019. URL: https://www.obozrevatel.com/politics/budete-razgovarivat-s-drugim-prezidentom-zelenskij-rezko-otvetil-na-vstreche-v-parizhe.htm (дата обращения: 05.08.2020)
2 Володимир Зеленський. Эксклюзивное Интервью Зеленского на 100 дней его Президентства. Последний шанс. 01.09.2019. URL: https://www.youtube.com/watch? (дата обращения: 25.06.2020)
3 Новые договоренности по перемирию в Донбассе вступят в силу 27 июля. Интерфакс. 22.07.2020. URL: https://m.interfax.ru/718567 (дата обращения: 28.07.2020); ТКГ домовила-ся про нове перемир'я на Донбаа: обстрши мають припинитися 27 липня. УН1АН, 22.07.2020. URL: https://www.unian.ua/war/peremir-ya-na-donbasi-2020-tkg-domovilasya-pro-nove-pripinennya-vognyu-novini-donbasu-11085566.html (дата обращения: 28.07.2020)
4 Кравчук назвав два перших кроки на переговорах по Донбасу. УН1АН, 02.08.2020. URL: https://www.unian.ua/politics/tkg-v-minsku-kravchuk-nazvav-dva-pershih-kroki-na-peregovorah-po-donbasu-novini-ukrajina-11097767.html (дата обращения: 02.08.2020)
ло меньше. Специфический украинский «средний класс» из последних сил борется за собственное выживание \ что в свою очередь является condition sine qua non2 для выживания как экономики Украины, в частности, так и её молодой государственности.
Решение вопроса зависит от двух факторов - человеческого и институционального. В Украине произошла смена политических поколений, это обнадеживает. В обновленной «высшей лиге» украинской политики ощущается дефицит квалификации и политического опыта. Достаточным политическим весом обладает только сам президент. Кабинет А. Гончарука, к примеру, проработал всего семь месяцев, не многим больше продержался и первый глава президентского офиса А. Богдан.
В том, что касается институтов, намеченные на конец октября местные выборы в увязке с административной реформой должны завершить «электоральную революцию» и открыть путь к перезагрузке всей политической системы, которая уже происходит стихийно - и сверху, и снизу. После долгих проволочек принят новый Избирательный кодекс Украины3. Волевым решением был завершен затянувшийся процесс формирования объединенных территориальных общин (ОТГ). 17 июля 2020 г. с подачи правительства Верховным советом (Радой) Украины принято постановление «Об образовании и ликвидации районов». В июне 2020 г. в парламент был внесен проект закона «О народовластии через всеукраинский референдум».
Реформа государственного управления идет, но очень медленно, не затрагивая главный вопрос о властных полномочиях. Соответствующие законы («О местном самоуправлении в Украине» и «О местных государственных администрациях») на момент написания статьи не были приняты даже в первом чтении.
Принят закон «Об экономическом паспорте гражданина Украины», согласно которому граждане, родившиеся после 1 января 2021 г., будут получать на накопительный счет 1% от рентной платы за пользование недрами. Мера, прямо скажем, символическая, неспособная выправить образовавшиеся в этом вопросе перекосы. Возможно, понимая это, новая администрация переводит вопрос о справедливости из социально-политической в формально-правовую плоскость.
Начата реформа прокуратуры, введена уголовная ответственность за незаконное обогащение, ужесточены меры по предотвращению коррупции. Подготовлен проект государственной антикоррупционной стратегии на 2020-2023 гг. 28 сентября 2020 г. он был обсужден на заседании Совета по антикоррупционной политике с участием президента4 В декабре 2019 г. был принят закон о реформе Государственного бюро расследований (ГБР), изменен его статус и расширены полномочия. 16 октября 2019 г. Верховный совет (Рада) Украины принял закон №193IX «О судебной
1 Сашко Шевченко. Середнш клас в Укра1ш скорочуеться. Що ще стало вщомо з ново! до-повщ Програми розвитку ООН? Громадське, 20.12.2019. URL: https://hromadske.ua/posts/serednij-klas-v-ukrayini-skorochuyetsya-sho-she-stalo-vidomo-z-novoyi-dopovidi-programi-rozvitku-oon (дата обращения: 26.07.2020)
2 В переводе с латинского языка «обязательное условие».
3 Виборчий кодекс Украши. Ввдомосп Верховно! Ради Украши (ВВР), 2020, №7, №8, №9, ст. 48.
4 Антикорупцшна стратег на 2020-2024 роки: Зеленський закликав Раду якнайшвидше ухвалити проект. УН1АН, 28.09.2020. URL: https://www.unian.ua/politics/antikorupciyna-strategiya-zelenskiy-zaklikav-radu-yaknayshvidshe-uhvaliti-proekt-novini-ukrajina-11163029.html (дата обращения: 29.09.2020)
реформе». В июне 2020 г. президент внес новый законопроект, целью которого стало повышение статуса и влияния судебной ветви государственной власти.
Вместе с тем участники международной конференции, состоявшейся в Киеве в сентябре 2020 г., пришли к выводу, что судебная реформа и реформа правоохранительных органов не состоялись, так как проводились с большими ошибками1. Раздаются голоса, что справедливости, настоящего правосудия в Украине даже с формально-правовой точки зрения не прибавилось. Это, конечно, некоторое упрощение, но в том, что реформы соответствующих структур и институтов идут медленно, не поспевают ни за объективными общественными потребностями, ни за изменениями общественного мнения, есть большая доля правды. Исполком Национального совета реформ предложил их значительно ускорить и подготовил более радикальные проекты судебной реформы, реформы таможенной службы, кодекса землепользования и др. 2. Но реакция на них была более чем сдержанной.
Таблица 1. Валовый внутренний продукт Украины (млн грн)
Номинальный ВВП (в фактических ценах) Реальный ВВП (в ценах предыдущего года) Разница
2014 1566728 1365123 -201605 / - 13%
2015 1979458 1430290 -549168 / - 28%
2016 2383182 2034430 -348752 / - 15%
2017 2982920 2445587 -537333 / - 18%
2018 3558706 3083409 -475297 / - 13%
Источник: Министерство финансов Украины. Мшфш. 21.09.2020 URL: https://index.minfin.com.ua/economy/gdp/ (дата обращения: 03.08.2020)
Промедление и выжидание стали все менее допустимыми. Продолжающаяся с небольшим перерывом в годы второго президентского срока Л. Кучмы деградация экономики превратила Украину в самую бедную страну Европы.
В 2019 г. экономика страны показала небольшой рост в 3%, темпы сокращения ВВП замедлились. Наметился прирост непрямых внешних инвестиций. Внутренние инвестиции в основные фонды и модернизацию выросли на 20%3. Стал расти ВВП в пересчете на душу населения.
1 Мшнародш експерти визнали провал проведено! за чаав Порошенка судово! реформи. УН1АН, 03.09.2020. URL: https://www.unian.ua/society/mizhnarodni-eksperti-viznali-proval-provedenoji-za-chasiv-poroshenko-sudovoji-reformi-novini-ukrajini-11134124.html (дата обращения: 05.09.2020)
2 Укра!на. Интервью Михаила Саакашвили Тиграну Мартиросяну. 18.07.2020. URL: https://www.facebook.com/SaakashviliMikheil/videos/706094980232469 (дата обращения: 03.08.2020)
3 Интервью Дмитрия Гордона с экс-премьер-министром Украины Алексеем Гончаруком. В гостях у Гордона. Сайт «Гордон», 14.07.2020. URL: https://www.youtube.com/watch? (дата обращения: 18.07.2020)
Таблица 2. ВВП Украины на душу населения
грн к пред. году долл. США к пред. году Население (тыс.)
2014 35834,0 3845,3 12,0% 3014,6 -1015,7 25,2% 43722
2015 46210,2 10376,1 29,0% 2115,4 -899,2 29,8% 42836
2016 55853,5 9643,3 20,9% 2185,9 70,5 3,3% 42668
2017 70224,3 14370,8 25,7% 2640,3 454,4 20,8% 42477
2018 84192,0 13967,7 19,9% 3095,2 454,9 17,2% 42269
2019 94589,8 10397,8 12,4% 3659,2 564,6 18,2% 42019
Источник: Министерство финансов Украины. 21.09.2020. Мшфш. URL: https://index.minfin.com.ua/economy/gdp/ (дата обращения: 03.08.2020)
Отмеченное в четвертом квартале 2019 г. снижение общих показателей экономического развития было вызвано падением объемов украинского экспорта в связи с ухудшением мировой конъюнктуры1. Во втором квартале 2020 г. ВВП уменьшился еще на 11%. Говорить об этом как о тенденции рано, поскольку причиной этого стали ограничения, связанные с пандемией СОУГО-192. Во второй половине года ситуация несколько улучшилась, что позволило скорректировать в лучшую сторону общий экономический прогноз на 2020 г.
В заслугу новой администрации можно поставить также сохранение относительной макроэкономической стабильности, принятие Закона о земле, начало демонополизации и преобразований в банковском секторе, наведение порядка в работе таможни и налоговой службы, усиление независимости рыночных регуляторов (Антимонопольного комитета Украины и Национальной комиссии регулирования энергетики и коммунальных услуг)3.
Увеличены лимиты доходов для мелких индивидуальных предпринимателей, стали доступнее кредиты. Упорядочены и понижены коммунальные платежи. Ли-
1 Там же.
2 Нацюнальний банк Укра!ни. Офщшний сайт. Липень, 2020. URL:
https://bank.gov.ua/admin_uploads/article/IR_2020-Q3.pdf?v=4 (дата обращения: 01.08.2020)
3 Рк з дня перемоги Зеленського на виборах - шдсумки вщ бiзнесу. Економiчна правда, 21.04.2020. URL: https://www.epravda.com.ua/news/2020/04/21/659626/ (дата обращения: 24.07.2020)
цам, потерявшим работу вследствие пандемии COVID-19, и пенсионерам оказывается государственная помощь. Усилилась поддержка государством малого и среднего бизнеса - отсрочки по кредитам, беспроцентные кредиты для пополнения оборотных средств при условии сохранения соответствующими предприятиями и предпринимателями не менее 80% рабочих мест и др.
Вместе с тем общее состояние экономики продолжает ухудшаться, а объективных и субъективных политических факторов изменения этой долгосрочной тенденции пока не видно. От новой власти ожидали избавления от хронических недугов украинской экономики: монополизма, старения основных фондов и деградации инфраструктуры, сокращения в производстве доли добавленной стоимости, преодоления сырьевой ориентация экспорта, расширения рынка труда и многого другого. М. Минаков полагает, что В. Зеленский не смог с этим справиться и положение ухудшилось [Wilson Center, 2020]. Подготовленный Кабинетом министров Украины и переданный 14 сентября в парламент на утверждение проект государственного бюджета на 2021 г. не только не вызывает оптимизма, но и выглядит угрожающе1. Бывший глава президентского офиса А. Богдан в длинном и очень откровенном интервью Д. Гордону 9 сентября назвал главной угрозой выросший почти в три раза по сравнению с предыдущим годом бюджетный дефицит. Без внешней финансовой помощи переломить негативные тенденции в украинской экономике вряд ли удастся. С. Гуриев вполне обоснованно зачисляет в актив новой администрации отказ в иске И. Коломойского к государству в связи с национализацией ПриватБанка [Гуриев, 2020]. Вопрос о ПриватБанке стал проверкой на политическую зрелость для молодого президента, и он его прошел. Неизвестно, давал ли В. Зеленский какие-либо обещания И. Коломойскому. Даже если это так, то он показал, что у его благодарности есть границы, определяемые национальными интересами. Помимо прочего, решение этой проблемы было условием предоставления Украине помощи МВФ. Ей в этом году предстоит выплатить 17 млрд долл. внешнего долга. 10 июня 2020 г. Совет директоров МВФ утвердил новую программу для Украины на 3,6 млрд долл. с немедленным выделением первого транша в размере 2,1 млрд долл.3
Меморандум Украины-МВФ содержит положения, выполнение которых несет существенные риски. Речь идет о пункте втором - об ужесточении фискальной политики с целью уменьшения государственного долга ниже 60% ВВП, пунктах пятом и шестом, предполагающих сокращение государственных расходов на здравоохранение и образование, пункте 27(б) о пересмотре тарифов на отопление и некоторых других. На это вынуждены были пойти, потому что без денег МВФ сохранить социально-политическую стабильность в стране было бы невозможно.
1 Щдвищення «мшшалки» i доплати пенсюнерам: Мшфш представив проект держбюджету-2021. УН1АН, 14.09.2020. URL: https://www.unian.ua/economics/finance/minfm-napraviv-uryadu-proekt-derzhbyudzhetu-2021-novini-ukrajina-11145449.html (дата обращения: 29.09.2020)
2 Богдан. Крах Зеленского, Ермак, кидок Путина, посадка Порошенко, Коломойский. В гостях у Гордона. Гордон. 09.09.2020. URL: https://www.youtube.com/watch?time_continue=8493&v=ogGK8rjDqJE&feature=emb_title (дата обращения: 29.09.2020)
3 МВФ утвердил программу помощи Украине на 5 млрд. долл. Интерфакс, 10.06.2020. URL: https://rn.interfax.ru/712557 (дата обращения: 29.09.2020)
Выводы и рекомендации
Из представленного краткого анализа следует, что общественный запрос накануне выборов - и президентских, и парламентских - состоял во всестороннем и глубоком пересмотре всей системы общественного и государственного управления и её безотлагательной замене на более справедливую, современную, отвечающую объективным потребностям развития страны.
В. Зеленский прямо этого не обещал, но его победа на выборах и приход вслед за этим новых лиц в украинскую политику вселили надежду на радикальные перемены в управлении обществом и хозяйством. Многое сделано, но, как показал прошедший год, этого недостаточно, чтобы переломить долгосрочные негативные экономические и политические тренды. Не удалось отделить бизнес от политики, победить коррупцию, осовременить государство и государственное управление. Не оправдались надежды и на то, что новому президенту будет легче договориться с Россией о прекращении длящегося вот уже шесть лет военного противостояния.
Подтвердились, к сожалению, высказывавшиеся ранее, в том числе и автором, предположения о том, что создававшийся ad hoc режим Третьей республики в Украине с целым рядом политических атавизмов не позволил и не позволит выйти из затянувшегося кризиса. «Страна входит в новый процесс, на кону реальная историческая альтернатива между рациональным выбором нового курса и продолжением прежней политики, но с новым исполнителем» [Щербина, 2019].
Украинские эксперты все чаще говорят о «втором этапе постсоветской трансформации» [Ермолаев, 2019]. Судя по всему, это действительно так. Несмотря на упущенное время и допущенные ошибки, возможность радикальной перезагрузки системы остается - и сверху, и снизу.
В. Зеленский сохранил относительно высокий уровень доверия и поддержки. Успешной деятельность нового президента в мае считали 46%, а неуспешной - 45%1. В. Зеленский втрое опережает своих ближайших конкурентов - и П. Порошенко, и Ю. Бойко. Многое будет зависеть от того, как пройдут местные выборы.
Украина в своей трансформации достигла рубежа, преодолеть который политическими паллиативами уже не удастся. Слишком глубоко она погрузилась в кризис и слишком долго в нем находилась. 5 сентября 2020 г. в Украине официально стартовала предвыборная кампания по выбору местных органов власти2. Эти выборы теоретически должны завершить длинный электоральный цикл и показать, готово ли общество и политическая элита к решительному пересмотру направленности и темпов «украинского транзита», к тому, чтобы наполнить обретенную и прошедшую испытание временем государственность содержанием, соответствующим времени и вызовам, с которыми она столкнулась.
1 Рк президента Зеленського, боротьба з епiдемieю коронаырусу, травневi свята та полтгич-ний рейтинг. Кшвський Мiжнародний 1нститут Соцюлогй (КМ1С), 19.05.2020. URL: https://kiis.com.ua/?lang=ukr&cat=reports&id=945&page=1&t=3 (дата обращения: 04.07.2020)
2 Мiсцевi вибори 2020: в Украш стартувала виборча кампашя. УН1АН, 05.09.2020. URL: https://www.unian.ua/elections/miscevi-vibori-v-ukrajini-startuvala-viborcha-kampaniya-osoblivosti-viboriv-11135702.html (дата обращения: 05.09.2020)
Список литературы
Борко Ю.А. (2018) Восточное партнёрство: проект, реальность, будущее. Доклады Института Европы РАН, № 355. Ин-т Европы РАН. Москва.
Гуриев С. Интервью Д. Гордону. «В гостях у Гордона». Гордон, 1 июня 2020 г. URL: https://www.youtube.com/watch?v=DC2wRZRYK6o (дата обращения: 19.06.2020).
Гущин А. (2020) Год президентства Зеленского - тактика без стратегии. РСМД, 28.04.2020. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/god-prezidentstva-zelenskogo-taktika-bez-strategii/? (дата обращения: 29.04.2020).
Дэвис Н. (2005) История Европы. Транзиткнига, Москва.
Евроинтеграция Украины: перспективы, последствия и политика России. (2015) Доклады Института Европы РАН, № 317. Ин-т Европы РАН, Москва.
Ермолаев А. (2019) Второй трансформационный кризис. Strategic Group Sofia, август, 2019. URL: http://project705127.tilda.ws/vtoroj-transformazionij-krizis? (дата обращения: 30.07.2020).
Жаворонков С. (2020) Год правительству Зеленского: станет ли лучше? МБХ Медиа 29.08.2020 URL: https://mbk-news.appspot.com/sences/god-pravitelstvu-zelenskogo/ (дата обращения: 03.09.2020).
Жалило Я. (2020) Экономика угасающего роста на пороге глобального кризиса. Европейский диалог. Выпуск №10, с. 20. URL: http://www.eedialog.org/ru/2020/03/25/ukraina-segodnja-osnovnye-tendencii-vypusk-10/ (дата обращения: 02.07.2020).
Илларионов А. (2019) Нормандский счет - 0:26. Livejornal 12 декабря 2019 URL: https://aillarionov.livejournal.com/1150805.html? (дата обращения: 20.04.2020).
Иноземцев В. (2020) Интервью А. Бацман. YouTube 17.06.2020. URL: https://www.youtube.com/watch? (дата обращения:19.06.2020).
Леонов А. (2020) Новый виток судебной реформы. Европейский диалог. Выпуск №10. с. 8-11. URL: http://www.eedialog.org/ru/2020/03/25/ukraina-segodnja-osnovnye-tendencii-vypusk-10/ (дата обращения: 27.03.2020).
Портников В. (2020) Корупцш перетворюеться на шститущю. Есперсо, 26.03.2020 URL: https://espreso.tv/article/2020/03/26/vitaliy_portnykov_korupciya_peretvoryuyetsya_na_instytuciyu (дата обращения: 02.07.2020).
Скоркин К. (2020) Без популярности. Что будет с Зеленским после обвала рейтинга. Московский центр Карнеги, 15.07.2020. URL: https://carnegie.ru/commentary/82299 (дата обращения: 17.07.2020).
Чеснаков: нельзя играть с Украиной в поддавки. Актуальные комментарии, 21 августа 2019. URL: http://actualcomment.ru/chesnakov-nelzya-igrat-s-ukrainoy-v-poddavki-1908210956.html (дата обращения: 29.04.2020).
Чижов Г. (2020) Экзамен для Зеленского. Что ждет Украину в 2020 году. Европейский диалог. URL: http://www.eedialog.org/ru/2020/01/11/georgij-chizhov-jekzamen-dlja-zelenskogo-chto-zhdet-ukrainu-v-2020-godu/ (дата обращения: 04. 04. 2020).
Щербина В. (2019) «Маленький украинец» в политическом казино: ставка на «ЗЕ»ро. Нова Украша, 02.06.2019. URL: http://newukraineinstitute.org/blog/368? (дата обращения: 30.06.2020).
References
Borko Yu.A. (2018) Vostochnoye partnerstvo: proyekt. realnost. Budushcheye. Doklady Instituta Evropy RAN. № 355. Institut Evropy RAN. Moscow.
Bugriy M. (2019) Zelenskiy's Presidency Is a Chance for Europe. Carnegie Europe, 29.05.2019. URL: https://carnegieeurope.eu/strategiceurope/79223 (accessed: 15.06.2019).
Chesnakov: nelzya igrat s Ukrainoy v poddavki. Aktualnyye kommentarii. (2019) 21 avgusta 2019 URL: http://actualcomment.ru/chesnakov-nelzya-igrat-s-ukrainoy-v-poddavki-1908210956.html (accessed: 29.04.2020).
Chizhov G. (2020) Ekzamen dlya Zelenskogo. Chto zhdet Ukrainu v 2020 godu. Evropeyskiy dialog. URL: http://www.eedialog.org/ru/2020/01/11/georgij-chizhov-jekzamen-dlja-zelenskogo-chto-zhdet-ukrainu-v-2020-godu/ (accessed: 04. 04. 2020).
Davies J. (1962) Toward a Theory of Revolution (англ.). American SociologicalReview. Т. 27.
Guriyev S. (2020) Intervyu D. Gordonu. "V gostyakh u Gordona». 1 iyunya 2020 g. URL: https://www.youtube.com/watch?v=DC2wRZRYK6o (accessed: 19.06.2020).
Gushchin A. (2020) God prezidentstva Zelenskogo - tktika bez strategii. RSMD. 28.04.2020. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/god-prezidentstva-zelenskogo-taktika-bez-strategii/? (accessed: 29.04.2020).
Devis N. (2005) Istoriya Evropy. Tranzitkniga. Moscow.
Evrointegratsiya Ukrainy: perspektivy. posledstviya i politika Rossii. (2015) Doklady Instituta Evropy RAN. №317. In-t Evropy RAN. Moscow.
Ermolayev A. (2019) Vtoroy transformatsionnyy krizis. Strategic Group Sofia. avgust. 2019. URL: http://project705127.tilda.ws/vtoroj-transformazionij-krizis? (accessed: 30.07.2020).
Illarionov Andrey. (2019) Normandskiy schet - 0:26 Livejornal 12 dekabrya 2019 URL: https://aillarionov.livejoumal.com/1150805.html? (accessed: 20.04.2020).
Inozemtsev Vladislav. (2020) Intervyu A. Batsman. YouTube 17.06.2020. URL: https://www.youtube.com/watch? (accessed: 19.06.2020).
Kornblum J.C. (2020) The Fundamental Challenge of a Free and United Ukraine. Carnegie Europe. February 06, 2020. [on line] Available at: https://carnegieeurope.eu/strategiceurope/80992 (accessed: 30.06.2020).
Kramar O. (2019) Break out of the vicious circle. How international trade relates to economic lag and poverty in Ukraine. The Ukrainian Week, 3 11 (141) November, pp. 24-27. URL: https: //i.tyzhden.ua/content/photoalbum/2019/n_2019/20/uw/KHHra11.pdf (accessed: 15.06.2019).
Leonov A. (2020) Novyy vitok sudebnoy reformy. Evropeyskiy dialog. Vypusk № 10. pp. 8-11 URL: http://www.eedialog.org/ru/2020/03/25/ukraina-segodnja-osnovnye-tendencii-vypusk-10/ (accessed: 27.03.2020).
Mackinder, H.J. (1919) Democratic Ideals and Reality. New York: Holt.
Portnikov V. (2020) Koruptsiya peretvoryuetsya na institutsiyu. Esperso. (2020) 26.03.2020 URL: https://espreso.tv/article/2020/03/26/vitaliy_portnykov_korupciya_peretvoryuyetsya_na_instytuciyu (accessed: 02.07.2020).
Skorkin K. (2020) Bez populyarnosti. Chto budet s Zelenskim posle obvala reytinga. Moskovskiy tsentr Karnegi. 15.07.2020. URL: https://carnegie.ru/commentary/82299 (accessed: 17.07.2020).
Shcherbina V. (2019) «Malenkiy ukrainets» v politicheskom kazino: stavka na «ZE»ro. Nova Ukraina. 02.06.2019. URL: http://newukraineinstitute.org/blog/368? (accessed: 30 06 2020.
The Uneven First Year of Zelenskiy's Presidency. (2020) By Gwendolyn Sasse. Carnegie Europe, May 19, 2020. URL: https://carnegieeurope.eu/strategiceurope/81829? (accessed: 28.05.2020).
Zhavoronkov S. (2020) God pravitelstvu Zelenskogo: stanet li luchshe? MBKh Media 29.08.2020. URL: https://mbk-news.appspot.com/sences/god-pravitelstvu-zelenskogo/ (accessed: 03.09.2020).
Zhalilo Ya. (2020) Ekonomika ugasayushchego rosta na poroge globalnogo krizisa. Evropeyskiy dialog. Vypusk № 10. p. 20. URL: http://www.eedialog.org/ru/2020/03/25/ukraina-segodnja-osnovnye-tendencii-vypusk-10/ (accessed: 02.07.2020).
Ukraine. The first year of President Zelensky
Received 16.07.2020
Author: Mironenko V., Candidate of Science (History), the Chief of the Centre of Ukrainian Studies of the Institute of Europe of RAS. Address: 11-3, Mokhovaya street, Moscow, Russia, 125009. E-mail: victor@mironenko. org
Abstract. The article is an attempt to analyze some results of the first year of President V. Zelensky's tenure. The time elapsed since his election is not long enough to fully answer the question whether the new leadership has met the electorate expectations. The COVID-19 pandemic, the economic crisis, and political uncertainty in Europe and beyond are all contributing factors. It is already possible to compare what has been made with what has been promised and try to give an idea of what will be the future trajectory of almost thirty years of the «Ukrainian transit». This is determined by the internal logic of Ukraine's evolution, internal situation, and strong external influences. All factors mentioned have a roughly equal impact. The first one pushes forward, the second and the third - prevent it. The brief analysis shows that the public expectations on the eve of the elections - both presidential and parliamentary - consisted of a comprehensive and in-depth overhaul of the entire system of public administration. The article reveals that the policy goals of the new State administration of Ukraine, proclaimed by V. Zelensky, were objective and justified. However, the probability of their achievement is very low provided that the regime of the Third Ukrainian Republic is maintained. It is outdated and it should be replaced. The author concludes that this is the main challenge Ukraine is facing and a new generation of Ukrainian politicians will have to find an adequate response.
Key words: Ukraine, Third Ukrainian republic, Zelensky, crisis, Ukrainian transit.
DOI: http://dx. doi.org/10.15211/soveurope52020121131