Е.А. Лексина
ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ЛИДЕРСТВА КНР НА МИРОВОЙ АРЕНЕ
PROSPECTS FOR RUSSIAN-CHINESE COOPERATION WITHIN CONTEXT
OF POTENTIAL LEADERSHIP OF CHINA ON THE WORLD STAGE
В статье рассматриваются основные уровни взаимодействия России и Китая. Анализируются позитивные и негативные аспекты сотрудничества. Характеризуются перспективы российско-китайского диалога.
Ключевые слова: потенциальное лидерство КНР, «поворот России на Восток», российско-китайские отношения, перспективы.
In this article the main levels of Russian-Chinese partnership are examined. The author analyzes positive and negative aspects of cooperation. Prospects of Russian-Chinese relations are characterized.
Key words: Chinese potential leadership, "Russia's turn to the East", Russian-Chinese relations, prospects.
Российско-китайские отношения, несомненно, имеют высокую ценность для обеих сторон. За прошедшие несколько лет наблюдается беспрецедентная интенсификация двустороннего диалога как в рамках политического, так и экономического форматов. Считается, что за короткий по историческим меркам 20-летний срок отношения между РФ и КНР прошли путь по нарастающей от дружественных отношений до всеобъемлющего равноправного и доверительного партнерства и стратегического взаимодействия [1].
Нередко утверждается, что между странами существует масса точек соприкосновения. Ведущие российские и китайские аналитики отмечают, что «позиции двух стран по большинству международных проблем близки или совпадают, что экономики двух стран взаимно дополняют друг друга, что между Москвой и Пекином в настоящее время нет проблем, или нет проблем, которые нельзя было бы решить, или, на худой конец, нет конфликта коренных интересов» [2].
Однако так ли радужно дела обстоят на самом деле, или все эти лозунги имеют лишь декларативный характер? Не сохраняется ли в настоящее
время явных противоречий между странами? И что в будущем ждет российско-китайские отношения?
С учетом беспрецедентного экономического роста, позволившего КНР выйти на авансцену мировой политики, возникает закономерный вопрос: насколько оправданно решение Москвы развивать отношения с Пекином? Не чреват ли данный выбор, во-первых, отсечением во всех отношениях Запада от России, а ведь Европа, например, всегда являлась одним из ведущих торговых партнеров РФ; во-вторых, не грозит ли России «поворот на Восток» положением второстепенного звена?
В текущих политических реалиях КНР постепенно «выходит из тени», поскольку принципы «стратегии двадцати четырех иероглифов» Дэна Сяопина исчерпали себя, потеряв актуальность. Сегодня Китай выполнил все установки, которые намечали предыдущие поколения руководителей. Результаты ошеломляют: за десять лет китайская экономика обогнала японскую и вышла на второе место после США, достигнув уровня ВВП около 9 трлн долларов [3]. Пекин активно пополняет свои золотовалютные резервы [4]. Ни для кого не секрет, что китайская армия - самая многочисленная в мире. Впрочем, китайское руководство прекрасно понимает, что количество не всегда лучше качества, и поэтому выделяет колоссальные средства на инновационное перевооружение армии, что отвечает общемировым трендам. Более того, обладателем статуса регионального лидера Китай стал уже относительно давно. Безусловно, все вышеперечисленные достижения КНР позволяют ей претендовать на глобальное лидерство наряду с США. Относительно тематики статьи возникает вопрос - как действовать России в условиях потенциального лидерства Китая?
Для начала необходимо понимать, что «поворот России на Восток», главным образом на Китай, обусловлен рядом причин. Во-первых, разногласия по Крыму и Украине; введение антироссийских санкций, которые подрывают не только российскую экономику, но и экономику инициаторов санкций ввиду масштабов глобализации; во-вторых, ориентация российской экономики только в сторону Запада - достаточно уязвимое решение, поскольку в условиях усиления Китая и других азиатских стран необходимо разумное «распыление» своего экспорта, в т.ч. сырьевого (страны Азии - одни из крупнейших потребителей сырьевой продукции и энергоносителей). Таким образом, в связи с ростом противоречий со странами Запада России необходимо было в срочном порядке найти альтернативный рынок сбыта своей нефтяной и газовой продукции в целях обеспечения определенной стабильности. В результате российская экономика нашла своего торгового партнера за счет разворота
на Восток. При этом, по замечаниям многих исследователей, поворот был именно в сторону Китая, а не на Восток в широком смысле слова. Например, «официальная Москва не может повернуться в сторону Токио, одновременно демонстрируя дружелюбный интерфейс Пекину: уж что-нибудь одно в ситуации, когда Китай конфронтирует с Японией, а теперь еще и с Вьетнамом» [5].
Китай по мере роста и укрепления своих позиций активно вступает в группу стран-претендентов на лидерство и стремится играть значимую, а в перспективе и ключевую роль в решении мировых проблем и создании новой архитектуры глобальной безопасности и соразвития [6]. Для реализации проекта «глобальная держава» КНР наращивает и укрепляет свой экономический потенциал, подкрепляя его соответствующим уровнем военно-стратегического развития, уделяя должное внимание гуманитарному влиянию, которое американский аналитик Дж. Най назвал «мягкой силой». Ресурсы «мягкой силы» обеспечивают государству, претендующему на лидерство, всеобщее восхищение и готовность последовать за ним. Китайское руководство понимает этот тренд мировой политики и прилагает усилия для организации мероприятий общемирового масштаба, направленных на популяризацию китайской культуры, китайского языка и иной присущей Китаю атрибутики. В отличие от Соединенных Штатов, лидерство которых было неоднократно скомпрометировано односторонними жесткими действиями, Китай стремится восстановить историческую справедливость с помощью бескровного «возвышения» над угнетателями, т.е. китайская модель глобального управления принципиально отличается от американской, что делает ей честь. Поэтому китайское лидерство во многих отношениях будет для России более приемлемым вариантом, чем американская гегемония.
Что касается российско-китайских отношений, то мне представляется необходимым рассмотреть основные уровни российско-китайского сотрудничества с целью выявления ниш, в которых российско-китайская связка достигает высокого уровня развития, и тех, где наблюдаются определенные прорехи, которые тормозят или в будущем затормозят темпы развития двусторонних отношений.
Политическое взаимодействие стран на глобальном уровне
На данном этапе российско-китайских отношений политическое взаимодействие имеет большой вес и высоко ценится обеими сторонами. По многим международным политическим вопросам стороны неизменно сохраняют единый тандем, выступая зачастую в противовес Западу, в частности США.
Особо хотелось бы отметить следующие моменты: обе страны нацелены на создание многополярного мира, выступая категорически против доминирования одной страны в мировых делах, призывают мировое сообщество к модернизации ООН с целью повышения качества и эффективности данной структуры и придания органу роли фактического неоспоримого арбитра в решении международных споров.
А теперь, что касается конкретных фактов: Россия и Китай как постоянные члены СБ ООН неоднократно выступали против излишне жестких мер Запада в отношении Ирана в связи с его ядерной программой, в отношении урегулирования сирийского вопроса и совсем недавний факт - КНР приняла нейтральную позицию в отношении присоединения Крыма к РФ, что означало фактическую поддержку России. И таких примеров немало. Суть же заключается в следующем: является ли эта поддержка именно проявлением дружеских чувств к России, а не просто лишь удобной позицией в современных реалиях глобальной политики? Естественно, не следует отрицать, что кооперация Китая с Россией имеет под собой дружественную почву, однако не стоит ее переоценивать, поскольку изменения в политической расстановке сил на международной арене играют на руку Пекину.
Ведь сегодня Китай - уже не та развивающаяся страна третьего мира, какой была еще несколько десятилетий назад. Сегодня это уже потенциальный лидер, имеющий все шансы потеснить на мировом пьедестале уже несколько ослабевшие США. Если раньше Пекин, хотя и шел своим путем, но все же кооперировался по многим вопросам с Вашингтоном, то сегодня в рамках меняющейся международной системы он постепенно разводит мосты и заявляет о себе как о сильной и самостоятельной державе, как экономически, так и политически, что ведет к соперничеству с США в различных регионах мира за сферы влияния. В таких условиях, как мне представляется, Китаю выгоднее сотрудничество с еще одной развивающейся страной - Россией, которая не стремится навязывать свои интересы другим.
По моему мнению, именно Россия - выгодный политический партнер для Китая на данном этапе, поскольку страны имеют схожие понятия о принципах мирового развития и могут налаживать политические отношения на основе равноправия и взаимного конструктивного диалога. Без сомнений, Россию и Китай можно назвать стратегическими партнерами. Однако также нельзя не отметить, что их взаимодействие носит прагматичный характер и основано на необходимости решать конкретные общие задачи и отвечать на общие вызовы.
Экономическое сотрудничество
В рамках данной темы нельзя обойти вниманием вопрос экономического взаимодействия стран, в котором за прошедшие несколько лет произошли существенные изменения. К сожалению, нельзя не учитывать, что именно экономическое сотрудничество представляет собой наиболее слабое звено в двустороннем диалоге. Торгово-экономический уровень отношений значительно отстает от уровня политических связей, и коренная причина этого отставания зависит прежде всего от темпов реализации программы модернизации в России и проблем, связанных с прозападной ориентацией значительного сегмента российского и китайского крупного бизнеса. Это наглядно видно, если сравнить показатели российско-китайской торговли с торговлей наших стран с ведущими партнерами. Так, в 2013 г. товарооборот Китая с США составил 521 млрд долларов, с Японией - 312,55 млрд, а с Россией всего лишь - 89,21 млрд долларов. Безусловно, это наивысший показатель за годы плодотворного сотрудничества, однако в мировых масштабах он крайне низок. Также сложность заключается в структуре торговли, поскольку Китай рассматривает Россию как поставщика сырья и энергоносителей, в то время как для России Китай - поставщик промышленных товаров и инвестиций. Однако даже в плане инвестиционного сотрудничества замечается невысокая динамика, хотя наше правительство осознает существование этой проблемы и старается привлечь китайский капитал в Россию.
«России еще предстоит всерьез побороться за китайские инвестиции и даже китайскую рабочую силу. А с учетом того, как долго согласовывался тот же газовый контракт, перспективы экспорта сырья тоже не столь радужны, как кажется на первый взгляд. Несмотря на всю сложность отношений Китая и США, Пекин ведет гораздо более сложную, многовекторную и в прямом смысле хитрую внешнюю политику, чем это кажется России, объявляющей Китай своим основным торговым и политическим партнером» [7]. Из этого можно заключить, что, как бы это ни прискорбно звучало, для Китая Россия менее важный партнер, чем Китай для России.
Региональный уровень сотрудничества
В отличие от глобального, региональный уровень сотрудничества отличается меньшей стабильностью и вызывает крайне неоднозначные суждения некоторых экспертов. Возрастающая мощь КНР уже ни для кого не секрет. Колоссальная перенаселенность страны такой же неоспоримый факт, как и чрезвычайная заинтересованность страны в импорте энергоресурсов для
обеспечения нормальной жизнедеятельности. Это заставляет Китай активизироваться в различных регионах - Ближний Восток, Латинская Америка уже стали считаться основными площадками экономической экспансии Китая. Однако нас интересует больше всего региональный аспект сотрудничества в контексте возможного российско-китайского противостояния в Центральной Азии (ЦА). Как все мы знаем, в регионе действует динамично развивающаяся организация ШОС, в которой главные роли де-факто исполняют Россия и Китай. Как долго две державы будут делить лидерство на двоих, учитывая увеличивающийся экономический вес Китая? Не возникнет ли рано или поздно трений между государствами, которые поставят ШОС на грань развала либо переформатирования роли участников в организации? Безусловно, такая возможность существует, однако, на мой взгляд, маловероятна, поскольку на сегодняшний момент у России и Китая в рамках ШОС больше общих целей, чем противоречий. Да и экономическое лидерство Китая в организации - уже свершившийся факт, но что мешает России развивать экономические связи с бывшими республиками в более интенсивном ключе вместо того, чтобы опасаться, что Китай в скором времени подвинет ее в Центральной Азии? На мой взгляд, если политическая элита России осознает, что экономическая основа несколько важнее политической и начнет диверсификацию своей экономики, то это позволит нам укрепить свое влияние в мире уже не голословно, а фактически и перенесет российско-китайское сотрудничество уже на гораздо более высокий и тесный уровень взаимодействия.
Кроме того, нередко в СМИ циркулирует фраза о т.н. «китайской/желтой» угрозе, которая якобы несет в себе серьезную опасность как для всего мира в целом, так и для России в частности. Что касается этого тезиса, некоторые ученые, особенно имеющие отношение к военной отрасли, например, заместитель директора Института политического и военного анализа А.А. Храмчихин, действительно считают, что такая угроза существует, и она обоснована. Но гораздо большее количество ученых и экспертов рассматривают данный тезис как не более чем миф, сложившийся из преувеличенных данных касательно количества китайских мигрантов в России, которым якобы уже не хватает места в своей стране ввиду ее колоссальной перенаселенности, а также выхода нашего Дальнего Востока непосредственно на границу с Китаем. Но разве не в компетенции правительства РФ обеспечивать безопасность части нашей страны, пусть даже и такой удаленной от центра? Может быть, правильнее поставить вопрос следующим образом: вместо того, чтобы бояться отторжения Китаем части нашей территории, нужно усилить охрану данной территории и включить Дальний Восток и Си-
бирь в единое политическое и экономическое пространство нашей страны реально. Естественно, если крайне вялое сообщение между частями нашей Родины сохранится, мы получим соответствующий результат в виде китайского Дальнего Востока, но, на мой взгляд, это будет продиктовано не аппетитами КНР, а просчетами российской внутренней политики.
Перспективы российско-китайских отношений
1. Позитивный сценарий при сохраняющейся динамике взаимоотношений. Китай и дальше будет поддерживать Россию прямо или косвенно во всех международных делах. При этом произойдет новый прорыв в экономическом взаимодействии между странами - наконец увеличится товарооборот, что явится признаком тесного сотрудничества на всех уровнях. Однако это возможно лишь при условии, что правительством РФ будет предпринят ряд шагов, нацеленных на диверсификацию национальной экономики, подъем промышленного сектора и переориентацию с сугубо энергетической и сырьевой направленности на более выгодные с экономической точки зрения товары. Такое положение вещей, несомненно, усилит положение самой РФ как в мире, так и в связке Россия-Китай. Еще Зб. Бжезинский говорил, что если Россия и Китай станут полноценными союзниками, то создадут тот самый Харт-ленд, о котором писал Х. Маккиндер. А США станут «одиноким островом». Кроме того, данное взаимодействие снимет противоречия в Центральной Азии, поскольку, на мой взгляд, Китай не претендует на доминирующую роль в регионе, просто экономическая слабость России порождает предположения касательно китайской экспансии. РФ и КНР действительно могут стать не только хорошими партнерами, но и союзниками и друзьями, поскольку исторически у нас больше возможностей наладить диалог, даже при имеющихся незначительных разногласиях, нежели с США, с которыми у нас более сложные отношения на протяжении всего периода после Второй мировой войны. И прав был Е.М. Примаков, который всегда говорил о необходимости поворота РФ в сторону Китая.
2. Негативный (маловероятный) сценарий. Несмотря на достаточно большое количество совпадений в подходах стран к международной системе, у Китая существуют свои интересы, которые он не намерен согласовывать с Россией или с кем бы то ни было. Да, в данный момент позиции китайского истеблишмента близки российским, но будет ли это продолжаться долго? Ведь все мы знаем из исторического опыта о том, что Китай, имея в целом дружественные отношения с СССР, в один прекрасный момент понял, что не
хочет быть «младшим братом», и переориентировался на Запад, в сторону США.
Однако вопрос заключается в следующем: может ли подобная ситуация произойти сегодня, в новых геополитических реалиях? На мой взгляд, нет, поскольку США уже не столь сильны как раньше, и если Китай все же отвернется от России, то по совсем иной причине. Учитывая тот факт, что КНР стремительно наращивает свой экономический, военный и политический вес на мировой арене, существует возможность перегруппировки сил и выхода КНР на авансцену мировой политики в качестве нового лидера. Нужна ли в таком случае Китаю будет Россия? Возможно, да, как страна-сателлит, ведь сейчас одним из инструментов сдерживания Китая является отсутствие полноценных союзников, кроме России. Но, возможно, Россия не пригодится Китаю, и он будет распространять влияние на близлежащие территории, затрагивая интересы РФ, в первую очередь, на Дальний Восток, который уже сегодня находится в определенной экономической зависимости от Китая, и на постсоветское пространство. Приходится думать, что России не понравится такое развитие событий, что приведет к конфронтации и, возможно, даже к локальному вооруженному конфликту. Однако, по мнению большинства экспертов, такой вариант развития ситуации маловероятен.
Несомненно, уровень российско-китайского сотрудничества в нынешних политических реалиях беспрецедентно высок, особенно в условиях ухудшения отношений России с блоком западных стран. Кем для нас является Китай: союзником, стратегическим партнером или другом, совмещающим оба качества? На мой взгляд, в мировой политике не существует понятия «друг» как такового, поскольку каждое государство ставит во главу угла лишь свои национальные интересы; союз может быть только в рамках определенного временного отрезка, о вечном союзе говорить не приходится.
Следовательно, Китай и Россия на сегодняшний момент представляют собой типичных стратегических партнеров, глобальные цели которых во многом пересекаются, между которыми не наблюдается острых разногласий и которые настроены развивать отношения долгосрочного партнерства. «Дальнейшее расширение и углубление отношений партнерства и стратегического взаимодействия с Китаем - одно из главных, безусловно, приоритетных и долговременных направлений политики нашей страны. Сложившийся характер российско-китайских отношений отвечает коренным интересам двух стран, является для них важным фактором обеспечения национальных интересов и безопасности в нынешней сложной международной обстановке и становится, таким образом, кардинальным фактором обеспечения прочного по-
тенциала развития и соразвития двух стран», - убежден директор ИДВ РАН М.Л. Титаренко [8].
Список использованных источников и литературы
1. Титаренко М.Л. Россия и ее азиатские партнеры в глобализирующемся мире. - М., 2012.
2. Там же. С. 243.
3. Рейтинг стран мира по уровню валового внутреннего продукта 2013 г. // Центр гуманитарных технологий, гуманитарные технологии и развитие человека: информационно-аналитический портал. - Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/rating-countries-gdp/rating-countries-gdp-info
4. Китайская золотая лихорадка // Газетами. - 14.02.2014. - Режим доступа: http://www.gazeta.ru/business/2014/02/13/5906505.shtml
5. Колесников А. Российско-китайский полюс. В чем смысл поворота официальной Москвы в сторону Пекина // Новая газета. - 20.05.2014. - Режим доступа: http://www.novayagazeta.ru/columns/63640.html
6. Амиров В.Б., Михеев В.В., Потапов М.А.. Россия-Китай и США-Китай: отношения нового типа. - М., 2010.
7. Колесников А. Российско-китайский полюс. В чем смысл поворота официальной Москвы в сторону Пекина // Новая газета. - 20.05.2014. - Режим доступа: http://www.novayagazeta.ru/columns/63640.html
8. Титаренко М.Л. Россия и ее азиатские партнеры в глобализирующемся мире. - С. 314.
Коротко об авторе
Лексина Елена Андреевна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: lexelen_28@mail.ru
Briefly about author
Leksina Elena Andreevna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: lexelen_28@mail.ru