Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РОЛИ РОССИИ В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТА И ХРАНЕНИЯ ГАЗА В КИТАЕ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РОЛИ РОССИИ В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТА И ХРАНЕНИЯ ГАЗА В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Северный морской путь / подземное хранение газа / «Сила Сибири» / магистральный газопровод / российско-китайские отношения / The Northern Sea Route / underground gas storage / Power of Siberia / main gas pipeline / Russian Chinese relations

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хасанов Ильнур Ильдарович, Бахтиёр Нуриддинхон, Шакиров Руслан Азатович

В статьи рассмотрены вопросы взаимоотношений России и Китая в области транспорта газа за последние 20 лет. Выделяются основные причины высокого роста спроса Китая на газ, сложностей в установлении ключевых договоренностей по постоянному экспорту российского газа и необходимости развития альтернативных магистральным газопроводам способов транспорта газа. Сделан акцент на важности Северного морского пути как одного из способов увеличения поставок сжиженного природного газа в Китай.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE IMPORTANCE OF RUSSIAN-CHINESE RELATIONS IN THE DEVELOPMENT OF THE NORTHERN SEA ROUTE

The article deals with the issues of relations between Russia and China in the field of gas transportation over the past 20 years. The main reasons for the high growth in China's gas demand, difficulties in establishing key agreements on the permanent export of Russian gas and the need to develop alternative gas transportation methods are highlighted. The emphasis is made on the importance of the Northern Sea Route as one of the ways to increase the supply of liquefied natural gas to China.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РОЛИ РОССИИ В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТА И ХРАНЕНИЯ ГАЗА В КИТАЕ»

УДК 622.692.4.053

https://doi.org/10.24412/0131-4270-2021-4-12-17

ПЕРСПЕКТИВЫ РОЛИ РОССИИ В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТА И ХРАНЕНИЯ ГАЗА В КИТАЕ

ASSESSMENT OF THE IMPORTANCE OF RUSSIAN-CHINESE RELATIONS IN THE DEVELOPMENT OF THE NORTHERN SEA ROUTE

Хасанов И.И.1, Бахтиёр Н.1, Шакиров Р.А.2

1 Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3422-1237, E-mail: ilnur.mt@mail.ru E-mail: nuriddinkhon---1995@mail.ru

2 Филиал ПАО АНК «Башнефть» «Башнефть-Новойл», 450037, г. Уфа, Россия

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7017-081X, E-mail: rshakirov.02@gmail.com

Резюме: В статьи рассмотрены вопросы взаимоотношений России и Китая в области транспорта газа за последние 20 лет. Выделяются основные причины высокого роста спроса Китая на газ, сложностей в установлении ключевых договоренностей по постоянному экспорту российского газа и необходимости развития альтернативных магистральным газопроводам способов транспорта газа. Сделан акцент на важности Северного морского пути как одного из способов увеличения поставок сжиженного природного газа в Китай.

Ключевые слова: Северный морской путь, подземное хранение газа, «Сила Сибири», магистральный газопровод, российско-китайские отношения.

Для цитирования: Хасанов И.И., Бахтиёр Н., Шакиров Р.А. Перспективы роли России в развитии системы транспорта и хранения газа в Китае // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2021. № 4. С. 12-17.

D0I:10.24412/0131-4270-2021-4-12-17

Ilnur I. Khasanov1, Nurridinkhon Bakhtiyor1, Ruslan A. Shakirov2,

1 Ufa State Petroleum Technological University, 450062, Ufa, Russia

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3422-1237, E-mail: ilnur.mt@mail.ru E-mail: nuriddinkhon---1995@mail.ru

2 Branch of PJSC ANK Bashneft Bashneft-Novoil 450037, Ufa, Russia

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7017-081X, E-mail: rshakirov.02@gmail.com

Abstract: The article deals with the issues of relations between Russia and China in the field of gas transportation over the past 20 years. The main reasons for the high growth in China's gas demand, difficulties in establishing key agreements on the permanent export of Russian gas and the need to develop alternative gas transportation methods are highlighted. The emphasis is made on the importance of the Northern Sea Route as one of the ways to increase the supply of liquefied natural gas to China.

Keywords: The Northern Sea Route, underground gas storage, Power of Siberia, main gas pipeline, Russian - Chinese relations.

For citation: Khasanov I.I., Bakhtiyor N., Shakirov R.A. ASSESSMENT OF THE IMPORTANCE OF RUSSIAN-CHINESE RELATIONS IN THE DEVELOPMENT OF THE NORTHERN SEA ROUTE. Transport and Storage of Oil Products and Hydrocarbons. 2021, no. 4, pp. 12-17

DOI:10.24412/0131-4270-2021-4-12-17

По прогнозам китайских национальных нефтяных компаний и China CBM, опубликованных в начале 2000-х годов, внутренняя добыча газа в Китае к 2020 году должна была достигнуть 120-150 млрд м3. Однако обновленный прогноз Китайской национальной нефтяной корпорации за 2013 год предполагал, что общая цифра добычи может составить 202 млрд м3, из которых 62 млрд придется на добычу нетрадиционного газа (30 млрд м3 газа из плотных пластов, 20 млрд м3 метана из угольных пластов и 12 млрд м3 сланцевого газа). В декабре 2011 года на Всемирном нефтяном конгрессе в Дохе вице-президент компании PetroChina Нин Нин заявил, что добыча газа в Китае к 2015 году вырастет до 150 млрд м3, из которых 43 млрд, или 29%, будут добычей из нетрадиционных источников. Он прогнозировал, что к 2030 году добыча достигнет 250-300 млрд м3, из которых 100-150 млрд м3 будут нетрадиционным газом [1]. Как видно из табл. 1, эти прогнозы оправдались частично, к 2019 году объем добытого газа составил 173,3 млрд м3.

Согласно статье Института Бейкера о роли Китая на мировых рынках СПГ, на Азию приходится 59% мирового спроса на СПГ, при этом Китай лидирует с 24% всего мирового импорта СПГ. Таким образом, рост поставок сланцевого газа является катализатором

I

углубления мирового рынка природного газа, а высокий спрос в Азии вызывает значительный рост мировой торговли СПГ. В отчете утверждается, что Китай, как и США, обладает значительными ресурсами сланцевого газа, но сталкивается с проблемами технической, нормативной и рыночной инфраструктуры, которые могут задержать быстрое развитие данного направления. Если бы Китай мобилизовал инвестиции в сланцевый газ быстрее, чем ожидалось, ожидаемый крупный импорт СПГ из Австралии и с Ближнего Востока был бы меньше. Фактор сланцевого газа не только повлияет на масштабы импорта СПГ в Китай, но и отразится на импорте трубопроводного газа, в частности трубопроводного газа из России, если соглашение о цене на газ между Россией и Китаем будет постоянно откладываться.

Успехи развития газовой инфраструктуры Китая за последние десятилетия отражены в статистике: за первые 14 лет XXI века число людей, чьи дома подключены к системе центрального газоснабжения природным газом в

Таблица 1

Увеличение добычи природного газа в Китае с 2002 по 2019 год

Год 2002 2005 2010 2015 2019

Объем газа, млрд м3

32,865

50,492

93,600

127,1

173,3

городах Китая, увеличилось в 10 раз, до 237 млн человек. Особенностью газопотребления Китая является неравномерное распределение расхода природного газа по стране, что отражает существенное преобладание западной и восточной частей страны в экономическом развитии. По состоянию на середину 2010-х годов, Китай активно наращивал количество стран - экспортеров газа в разном виде: из 21 страны, поставляющей газ в Китай, 17 являются экспортерами сжиженного природного газа.

История развития переговоров между руководством России и Китая берет свое начало в середине 1990-х годов, когда был подписан меморандум о строительстве газопровода от Ковыктинского месторождения до Шанхая протяженностью около 3000 км. Этот проект остался нереализованным, а конкретные действия были предприняты, только когда началась переориентация внешней политики России с западных стран в сторону Китая. Экономический рост и активное расширение производства в стране увеличили потребность в газе, которую Россия, имея выгодное географическое положение, может ликвидировать.

Несмотря на это, контракт между Газпромом и CNPC был подписан только в 2014 году. До этого момента наблюдались долгие переговоры, в которых Россия показывала возможность выбора между крупнейшими странами Азии как основного потребителя российского газа.

Одной из наиболее вероятных дат заключения сделки между Россией и Китаем о поставках газа являлся июнь 2011 года - время проведения саммита в Санкт-Петербурге, но совместные встречи руководства стран оказались безрезультатными. После саммита Москва решила снова использовать «корейскую карту», поспешно проведя саммит в конце августа в Улан-Удэ с лидером Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР) Ким Чен Ыном. Пекин был недоволен итогом этого саммита, в ходе которого обсуждалась возможность экспорта трубопроводного газа из Владивостока в Южную Корею через КНДР, вследствие чего руководство КНР объявило о своем решении увеличить импорт газа из республик Центральной Азии, в частности из Туркменистана. Послание Китая Газпрому и правительству России было ясным и громким: Китай не намерен получать российский трубопроводный газ по обременительной цене.

Помимо экспорта трубопроводного газа в Корею, Москва также активно изучала возможность экспорта СПГ с будущего завода во Владивостоке в Японию, что, по сути, установило бы ориентир цены для экспорта российского газа в Азию. Поскольку перспективы развития китайско-российского газового сотрудничества в период с 2011 по 2012 год ухудшились, возможности для России расширить экспорт в Японию за счет поставок СПГ из восточных портов России стали более привлекательными. Разрушение атомной электростанции «Фукусима-1», вызванное

землетрясением и цунами в марте 2011 года, заставило Японию пересмотреть свою энергетическую политику, отключив свой последний работающий ядерный реактор в мае 2012 года. Чтобы восполнить дефицит топлива для выработки электроэнергии, Япония была намерена в ближайшие годы значительно увеличить импорт СПГ. В соответствии с соглашением в январе 2011 года Япония и Россия выполнили технико-экономическое обоснование проекта СПГ мощностью 10 млн т/год возле Владивостока.

Несмотря на это, проект по строительству завода СПГ во Владивостоке по состоянию на 2021 год не реализован, что говорит об окончательном смещении приоритетов руководства России в сторону Китая. Многие японские торговые дома и коммунальные предприятия стремятся импортировать СПГ в больших объемах из США, и это косвенное подтверждение того, что японские потребители начинают очень сознательно относиться к ценовой нагрузке на импорт СПГ. Стратегия России по проникновению на азиатский газовый рынок с использованием экспорта Владивостокского СПГ менее перспективна. Такая стратегия приоритетности экспорта СПГ может минимизировать роль поставок российского газа в газовую экспансию Китая. Неспособность выйти на газовый рынок Китая кардинально противоречила интересам России.

С учетом того что Китаю нужен российский газ для ускорения возрождения устаревших промышленных зон в северо-восточных провинциях и для снижения чрезмерной цены за СПГ, взимаемой с покупателей из Северо-Восточной Азии, ожидалось, что в течение 2010-х годов между странами должен был быть заключен договор. В 2012 году по поручению президента России Владимира Путина Газпром начал разработку проекта строительства магистрального газопровода на Дальнем Востоке, позволяющего в дальнейшем экспортировать российский газ на территорию Китая. В конце того же года планируемый газопровод получил официальное название «Сила Сибири».

Рис. 1. Карта газопровода «Сила Сибири» по состоянию на 2020 год

Действующие газопроводы Реализуемые проекты Перспективны» газопроводы

Центры газодобычи:

(Т) Красноярский © Иркутский (?) Якутский (7) Сахалинский

Месторождения

4 •

202 1

13

Два года спустя был заключен договор между Газпромом и CNPC, а непосредственно газопровод был запущен в эксплуатацию в конце 2019 года. Схема газопровода по состоянию на начало 2020 года представлена на рис. 1.

В то же время существует несколько альтернатив магистральному транспорту природного газа. Одним из важных источников сырья для автономного газоснабжения отдельных хозяйств и производств является использование сжиженных углеводородных газов (СУГ). Дефицит рынка СУГ в Китае в последние годы преодолел отметку в 15 млн т в год и быстро растет, что обусловлено интенсивным развитием нефтехимии и использованием СУГ в коммунально-бытовом секторе. С учетом территориальной близости России и Китая, а также ряда инициатив, направленных на развитие экономического сотрудничества, начало поставок СУГ российских производителей в Китай было лишь вопросом времени.

Из множества анонсированных крупных проектов строительства терминалов для перевалки СУГ на Дальнем Востоке пока был реализован лишь железнодорожный вариант поставки этого груза в Китай. Остальные преимущественно так и остались на этапе проработки из-за уже описанных сомнительных перспектив существенного прироста экспорта.

В настоящее время сжиженный углеводородный газ транспортируется на китайский рынок из России по сети РЖД через терминал Manzhouli Far East Gas, введенный в эксплуатацию в 2019 году. Поставщиками СУГ являются Иркутская нефтяная компания (ИНК), «Омский каучук» и Сургутский завод по стабилизации конденсата Газпрома.

В выборе погранперехода Забайкальск-Маньчжурия и соответствующей ему станции железной дороги сыграли роль три фактора. Во-первых, северо-восточный рынок Китая территориально близок к России. Во-вторых, потребители в этом регионе сталкиваются с сокращением снабжения в связи с тем, что добыча нефти в районе г. Дацин (самая нефтеносная провинция КНР) сократилась с 50 млн до 30 млн т в год. Наконец, северо-восточный рынок закрыт и расположен вдали от моря. Самый близкий к нему терминал, который может принимать суда, перевозящие СУГ (VLGC), находится в порту Тяньцзинь - на расстоянии около 1300 км от Дацина.

Несмотря на достаточно серьезный рост объемов производства, эксперты ожидают, что экспортные отправки в разрезе следующих пяти лет достигнут максимум 8-10 млн т по всем направлениям. При этом уже заявлено несколько крупных проектов морской перевалки СУГ на Дальнем Востоке. Их суммарная мощность составляет почти 3,4 млн т в год.

Компания «Прайм» планирует построить терминал мощностью 1,4 млн т в год на территории свободного порта Ванино. Предполагается, что

через него СУГ будет отгружаться на экспорт с Амурского ГПЗ. Еще 1 млн т в год от СИБУРа и ИНК планирует перегружать в порту Советская Гавань компания «Ремсталь». Кроме того, ООО «Восток LPG» сообщала о реализации проекта строительства терминала по перевалке СУГ во Владивостоке мощностью 1 млн т в год.

При этом Китай активно диверсифицирует поставки углеводородов в страну, ежемесячно корректируя баланс трубопроводных поставок нефти и газа. В этой связи все новые терминальные проекты для экспорта СУГ нужно рассматривать при условии инвестиций партнера-инопокупателя, гарантирующего стабильные объемы перевалки [2].

Другим альтернативным источником топлива являются морские перевозки сжиженного природного газа (СПГ) на специализированных танкерах. Это направление в газовых отношениях России и Китая имеет огромный потенциал по причине большего внимания к транспортной инфраструктуре как со стороны России, так и со стороны Китая.

Известно, что в России находятся крупнейшие запасы природного газа, из которых 90% расположено в арктических и субарктических районах страны [3]. Арктика обладает уникальным природно-ресурсным и инфраструктурным потенциалом, а ее освоение обоснованно становится приоритетом политики обеспечения национальной безопасности, реализуемой нашим государством. Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации осуществляется по двум основным направлениям: широкого освоения минерально-сырьевого потенциала и развития транспортной системы, в том числе обеспечивающей транзитные перевозки по Северному морскому пути (СМП).

Северный морской путь (рис. 2) - кратчайший путь между Северной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Исторически до начала XX века Северный морской путь был основной магистралью для морского транспорта,

Рис. 2. Сравнение Северного морского пути с альтернативными путями морских перевозок газа

1. Завод «Ямал СПГ»

позволявшей связывать российские порты, расположенные на двух окраинах страны. Создание новых перспективных высокоширотных глубоководных маршрутов, пролегающих севернее Новосибирских островов, над чем сегодня активно работает отечественная наука, позволит осуществлять практически круглогодичное судоходство крупнотоннажных судов с осадкой более 15 м. Использование их полной грузовместимости и дополнительная экономия времени обеспечивают повышение экономической

эффективности доставки грузов как в российские порты, так и в порты стран Юго-Восточной Азии.

Морская деятельность в Арктике на современном этапе многогранна, она складывается из нескольких компонентов:

- завоз грузов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности, строительства;

- вывоз продукции, добываемой или производимой в Арктике;

- транзитные перевозки грузов по Северному морскому пути;

- морская деятельность, связанная с освоением шельфа;

- морская исследовательская и другая деятельность [4].

Один из последних документов, регламентирующих план развития инфраструктуры СМП, был утвержден в конце 2020 года [5]. Работы, предусмотренные планом, в частности создание благоприятных для привлечения инвесторов условий, развитие кадров для увеличения морских грузоперевозок, должны позволить увеличить объем грузоперевозок до 80 млн т к завершению первого основного этапа - к 2024 году [6].

В свою очередь, перспективы Северного морского пути как транспортной системы для поставок сжиженного природного газа правительство Китая оценило еще в нулевые

Рис. 3. ПХГв Китае на 2017 год

годы: так, более 2/3 от общих инвестиций в проект «Ямал СПГ» составляют инвестиции КНР [7], которая в настоящее время владеет пятой частью акций в лице компании CNPC [8]. В апреле 2016 года из китайского порта Циндао в порт Сабетта начались поставки крупнотоннажных модулей завода «Ямал СПГ» (фото 1). 5 декабря 2017 года началось производство сжиженного природного газа на первой производственной линии мощностью 5,5 млн т/год.

Параллельно с развитием транспортной инфраструктуры в Китае большое внимание уделяется строительству подземных хранилищ газа, позволяющих компенсировать скачки в потреблении газа как в течение суток, так и на протяжении года в целом. По данным на 2017 год, в Китае введено в эксплуатацию 25 подземных хранилищ газа с общим активным объемом газа примерно 18 млрд м3 (рис. 3). Несмотря на это, неравномерное потребление газа в различных частях Китая и дальнейшее развитие производства и продолжающегося перехода населения на использование газа в качестве топлива в домашнем хозяйстве подразумевают необходимость дальнейшего строительства подземных хранилищ. Так, существующие ПХГ обеспечивают менее 10% годового потребления газа страной и не позволяют в полной мере справиться с неравномерным газопотреблением потребителями, что потенциально может являться продолжением развития газового сотрудничества между Россией и Китаем.

Причина, по которой Россия решила развивать направление по строительству заводов - производителей СПГ в качестве одного из важных инструментов для экспорта газа в Азию, была тесно связана с трудностью заключения сделки по поставке газа по трубопроводам из России в Китай.

В то же время неспособность добиться существенного покрытия потребления газа по действующим

магистральным газопроводам вынуждает Китай расширить импорт СПГ. Это повысит конкуренцию за поставки СПГ не только между импортерами СПГ в Северо-Восточной Азии (Япония, Южная Корея и Тайвань), но и между другими покупателями СПГ в таких далеких регионах, как Европа. Таким образом, необходимость увеличения поставок природного газа в Китай любыми путями, в частности морскими танкерами, стратегически важна как для России, так и для Китая.

Среди основных сложностей для укрепления российско-китайских отношений выделяются как конкуренты в лице других стран-экспортеров, так и особенности законодательства каждой из стран. Некоторыми исследователями [9] выделяются следующие проблемы:

- энергетическая политика Китая ввиду крайне крупной потребности в энергоресурсах характеризуется импортом различных видов топлива, в частности СПГ, являясь лидером среди мировых стран по его закупке [10];

- существенное влияние на соотношение импортируемых видов топлива оказывает изменение мировых цен на энергоресурсы, что в наибольшей степени отражается на региональном уровне;

- повышенные в сравнении с Китаем требования к защите окружающей среды создают более высокую себестоимость транспорта энергоресурсов [11];

- необходимость в крупных поставках энергоресурсов со стороны Китая позволяет России проявлять свои интересы, в частности в процессе ценообразования.

Несмотря на ряд противоречий, энергетическое сотрудничество между Китаем и Россией является в большей степени выгодным для обеих стран, поскольку позволяет удовлетворить потребности каждой из сторон в экспорте и импорте газа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. China's shale gas output to exceed the US. Oilgram News, 12 December 2012.

2. Российский СУГ ждут в Китае. URL: https://www.rzd-partner.ru/logistics/comments/rossiyskiy-sug-zhdut-v-kitae/ (дата обращения 27.08.2021).

3. Газовый вояж: Газпром. URL: https://www.gazprom.ru/press/news/reports/2015/gas-voyage/ (дата обращения 27.08.2021).

4. Никитин В.С., Буянов С.И. Задачи и направления развития морской деятельности в Российской Арктике. URL: http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=5988 (дата обращения 27.08.2021).

5. Правительство РФ утвердило План развития инфраструктуры СМП до 2035 года, подготовленный Госкорпорацией «Росатом». URL: https://portnews.ru/news/289058/ (дата обращения 27.08.2021).

6. Грузопоток по Севморпути можно увеличить за счет продления арктической навигации. 16 февраля. URL: https://portnews.ru/news/308970 (дата обращения 27.08.2021).

7. Колзина А.Л., Миндубаева А.А. «Полярный шелковый путь» как сфера стратегического партнерства Российской Федерации и КНР // Вестник Удмуртского университета, 2020. Т. 4. Вып. 2. С. 186-195.

8. О проекте: Ямал СПГ. URL: http://yamallng.ru/project/about/ (дата обращения 27.08.2021).

9. Стеблянская А.Н., Чжэнь В., Разманова С.В. и др. Экспорт российского СПГ в Китай: конкурентные преимущества и риски // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление, 2017. № 5. С. 72-76.

10. China's 2015 oil imports and exports, Tian Chunrong, Sinopec group, International Petroleum Economics magazine.

11. Chucheng Feng, Eurasian Union Perspectives, May 2014, "Energy Cooperation Between Russia and China: Prospects, Impediments, and Impacts to the Region".

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. China's shale gas output to exceed the US. Oilgram News, 2012.

2. Rossiyskiy SUG zhdut v Kitaye (Russian LPG is expected in China) Available at: https://www.rzd-partner.ru/logistics/ comments/rossiyskiy-sug-zhdut-v-kitae/ (accessed 27 August 2021).

3. Gazovyy voyazh: Gazprom (Gas voyage: Gazprom) Available at: https://www.gazprom.ru/press/news/reports/2015/ gas-voyage/ (accessed 27 August 2021).

4. Nikitin V.S., Buyanov S.I. Zadachiinapravleniya razvitiya morskoy deyatel'nosti vRossiyskoyArktike (Objectives and directions of development of maritime activities in the Russian Arctic) Available at: http://www.proatom.ru/modules. php?name=News&file=print&sid=5988 (accessed 27 August 2021).

5. Pravitel'stvo RF utverdilo Plan razvitiya infrastruktury SMP do 2035goda, podgotovlennyy Goskorporatsiyey «Rosatom» (The Government of the Russian Federation approved the Plan for the Development of the NSR Infrastructure until 2035, prepared by Rosatom State Atomic Energy Corporation) Available at: https://portnews.ru/news/289058/ (accessed 27 August 2021).

6. Gruzopotokpo Sevmorputi mozhno uvelichit' za schetprodleniya arkticheskoy navigatsii. 16 fevralya (Freight traffic along the Northern Sea Route can be increased by extending Arctic navigation) Available at: https://portnews.ru/ news/308970 (accessed 27 August 2021).

7. Kolzina A.L., Mindubayeva A.A. "Polar Silk Road" as a sphere of strategic partnership between the Russian Federation and the PRC. Vestnik Udmurtskogo universiteta, 2020, vol. 4, no. 2, pp. 186-195 (In Russian).

8. O proyekte: Yamal SPG (On the project: Yamal LNG) Available at: http://yamallng.ru/project/about/ (accessed 27 August 2021).

9. Steblyanskaya A.N., Chzhen' V., Razmanova S.V. Export of Russian LNG to China: competitive advantages and risks. Mineral'nyye resursy Rossii. Ekonomika i upravleniye, 2017, no. 5, pp. 72-76 (In Russian).

10. China's 2015 oil imports and exports, Tian Chunrong, Sinopec group. International Petroleum Economics magazine.

11. Chucheng Feng, Eurasian Union Perspectives, May 2014, Energy Cooperation Between Russia and China: Prospects, Impediments, and Impacts to the Region.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Хасанов Ильнур Ильдарович, к.т.н., доцент кафедры транспорта и хранения нефти и газа, Уфимский государственный нефтяной технический университет.

Бахтиёр Нуриддинхон, аспирант кафедры транспорта и хранения нефти и газа, Уфимский государственный нефтяной технический университет.

Шакиров Руслан Азатович, оператор, Филиал ПАО АНК «Башнефть» «Башнефть-Новойл».

Ilnur I. Khasanov, Cand. Sci. (Tech.), Assoc. Prof. of the Department of Transport and Storage of Oil and Gas, Ufa State Petroleum Technological University.

Nurridinkhon Bakhtiyor, Postgraduate Student, Department of Transport and Storage of Oil and Gas, Ufa State Petroleum Technological University. Ruslan A. Shakirov, Operator, Branch of PJSC ANK Bashneft, Bashneft-Novoil.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.