Научная статья на тему 'МОРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ НЕФТИ И ГАЗА: ФОРМИРОВАНИЕ ВОСТОЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ'

МОРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ НЕФТИ И ГАЗА: ФОРМИРОВАНИЕ ВОСТОЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

1990
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЙ РЫНОК НЕФТИ И ГАЗА / THE WORLD MARKET OF OIL AND GAS / СЖИЖЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / LIQUEFIED NATURAL GAS / ЭКСПОРТ / EXPORT / МОРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / МОРСКИЕ ПОРТЫ РОССИИ / SEA PORTS OF RUSSIA / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / NORTHERN SEA ROUTE / СТРАНЫ АЗИИ / SHIPPING / THE COUNTRIES OF ASIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жариков Евгений Прокофьевич

В статье рассматривается роль морского транспорта в международных перевозках наливных грузов. Доля наливных грузов (нефти, нефтепродуктов, сжиженного газа, химических грузов и т.д.) в международных морских перевозках составляет около 50 %, из них свыше 80 % приходится на нефть и нефтепродукты. Современной мировой тенденцией является увеличение спроса на танкерные суда. Доля танкеров, занимающихся перевозками нефти и нефтепродуктов, в составе мирового торгового флота около 40 %. Рост спроса на сжиженный природный газ (СПГ) вызвал и повышенный спрос на танкеры-газовозы. Россия осуществляет перевозку российских грузов через морские порты России, Балтии и Украины. В динамике наблюдается увеличение грузовой базы морских портов России и уменьшение - морских портов стран Балтии и Украины. В перевозках через морские порты России наблюдается неуклонный рост экспорта, в своей основе - сырьевых ресурсов, при снижении импорта и транзита. В перспективе следует ожидать рост потребления нефти, в первую очередь со стороны Индии, развивающихся стран, Китая и США. Учитывая, что больше 50,0 % потребляемой в мире нефти приходится на транспортный сектор, можно считать автомобилизацию населения мира основным фактором сохранения и повышения спроса на нефть и нефтепродукты. Сопутствующие тенденции будут характерны и для газового рынка. По прогнозам, спрос на газ будет ежегодно расти на 1,5 %. Основные потребители - развивающиеся экономики стран Ближнего Востока, Индии, Китая и т.д. Активно растет мировой рынок СПГ, который за последние 15 лет увеличился более чем в два раза и в настоящее время занимает около 33 % от всей международной торговли газом. По оценкам, экспорт газа из России к 2040 г. вырастет почти на 25 % и будет поставляться как в Европу, так и в страны Азии. Доля России на мировом рынке СПГ около 5%. Ближайшие планы - увеличить присутствие на мировом рынке СПГ до 10%. Начало XXI в. ознаменовалось появлением быстро растущих новых рынков сбыта, в первую очередь в Азии. Это даёт возможность диверсификации направлений участия России в экспорте энергоносителей, что расширяет транспортную конфигурацию и снижает зависимость от транзита через страны Балтии и Украину. А это обусловливает усиление восточного вектора поставок энергоресурсов на растущие рынки Азии. В этой связи в статье рассматриваются четыре направления поставок нефти и газа через так называемые «Восточные ворота», включая морские порты Дальнего Востока и Северный морской путь. Для эффективного выхода нефтегазодобывающих предприятий Арктики на рынки стран АТР необходимо повышение безопасности и качества движения по Северному морскому пути, а это требует современной инфраструктуры, включающей атомный ледокольный флот, станции слежения и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHIPPING OF OIL AND GAS: FORMATION OF THE EASTERN AREAS

The article discusses the role of maritime transport in the international transport of bulk cargoes. The share of liquid cargo (oil, oil products, liquefied gas, chemical goods, etc.) in international maritime transport is about 50%, of which over 80% are oil and oil products. Modern global trend is the increase in demand for tanker vessels. Share tankers involved in transportation of oil and oil products, about 40% in the composition of the world's merchant fleet. Growth in demand for liquefied natural gas (LNG) has caused an increased demand for LNG tankers. Russia carries out transportation of cargoes through the seaports in Russia, the Baltic States and Ukraine. In dynamics, there is an increase in the cargo base of Russian seaports and reduction - in the sea ports of Baltic countries and Ukraine. Export cargos are growing at the expense of natural resources while the import and transit cargos are decreasing. In the future, we should expect the growth in oil consumption, in the first place by India, the developing countries, China and the United States. Given that more than 50.0% of the consumed oil in the world is used in the transport sector, the world's population motorization can be considered the major factor in maintaining and increasing demand for oil and petroleum products. Other trends are also characteristic of the gas market. According to forecasts, the demand for gas will grow annually by 1.5%. The main consumers of gas include the emerging economies of the Middle East, India, China, etc. There is a growing global LNG consumption. It has more than doubled over the past 15 years and currently holds about 33% of the international gas trade. Export of gas from Russia in 2040 will grow by nearly 25% and will be available both in Europe and in Asia. Russia accounts for about 5% of the world market for LNG. Future plans involve increasing the presence in the global LNG market to 10%. In the XXI century, new markets emerged in Asia. This makes it possible to increase the areas of Russia's participation in the export of energy that extends the configuration of transport and reduce its dependence on transit through the Baltic countries and Ukraine. This causes increase in the eastern vector of energy supplies to the growing markets in Asia. In this regard, the article examines four areas of oil and gas supplies through the so-called "Eastern Gate", including the ports of the Far East and the Northern Sea Route. To effectively release the Arctic oil and gas companies in the Asia-Pacific countries need to improve the safety and quality of movement along the Northern Sea Route, as it requires a modern infrastructure, including nuclear icebreaker fleet, tracking stations, etc.

Текст научной работы на тему «МОРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ НЕФТИ И ГАЗА: ФОРМИРОВАНИЕ ВОСТОЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ»

УДК 656.614.3.073.44:622.323(5:265) Е.П. Жариков1

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия E-mail: [email protected]

МОРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ НЕФТИ И ГАЗА: ФОРМИРОВАНИЕ ВОСТОЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается роль морского транспорта в международных перевозках наливных грузов. Доля наливных грузов (нефти, нефтепродуктов, сжиженного газа, химических грузов и т.д.) в международных морских перевозках составляет около 50 %, из них свыше 80 % приходится на нефть и нефтепродукты. Современной мировой тенденцией является увеличение спроса на танкерные суда. Доля танкеров, занимающихся перевозками нефти и нефтепродуктов, в составе мирового торгового флота около 40 %. Рост спроса на сжиженный природный газ (СПГ) вызвал и повышенный спрос на танкеры-газовозы. Россия осуществляет перевозку российских грузов через морские порты России, Балтии и Украины. В динамике наблюдается увеличение грузовой базы морских портов России и уменьшение - морских портов стран Балтии и Украины. В перевозках через морские порты России наблюдается неуклонный рост экспорта, в своей основе -сырьевых ресурсов, при снижении импорта и транзита. В перспективе следует ожидать рост потребления нефти, в первую очередь со стороны Индии, развивающихся стран, Китая и США. Учитывая, что больше 50,0 % потребляемой в мире нефти приходится на транспортный сектор, можно считать автомобилизацию населения мира основным фактором сохранения и повышения спроса на нефть и нефтепродукты. Сопутствующие тенденции будут характерны и для газового рынка. По прогнозам, спрос на газ будет ежегодно расти на 1,5 %. Основные потребители -развивающиеся экономики стран Ближнего Востока, Индии, Китая и т.д. Активно растет мировой рынок СПГ, который за последние 15 лет увеличился более чем в два раза и в настоящее время занимает около 33 % от всей международной торговли газом. По оценкам, экспорт газа из России к 2040 г. вырастет почти на 25 % и будет поставляться как в Европу, так и в страны Азии. Доля России на мировом

'Евгений Прокофьевич Жариков, доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток, Россия.

Для цитирования: Жариков, Е.П. Морские перевозки нефти и газа: формирование восточного направления // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2016. № 4. С. 38-52.

© Жариков Е.П., 2016

рынке СПГ около 5%. Ближайшие планы - увеличить присутствие на мировом рынке СПГ до 10%. Начало XXI в. ознаменовалось появлением быстро растущих новых рынков сбыта, в первую очередь в Азии. Это даёт возможность диверсификации направлений участия России в экспорте энергоносителей, что расширяет транспортную конфигурацию и снижает зависимость от транзита через страны Балтии и Украину. А это обусловливает усиление восточного вектора поставок энергоресурсов на растущие рынки Азии. В этой связи в статье рассматриваются четыре направления поставок нефти и газа через так называемые «Восточные ворота», включая морские порты Дальнего Востока и Северный морской путь. Для эффективного выхода нефтегазодобывающих предприятий Арктики на рынки стран АТР необходимо повышение безопасности и качества движения по Северному морскому пути, а это требует современной инфраструктуры, включающей атомный ледокольный флот, станции слежения и т.д.

Ключевые слова: мировой рынок нефти и газа, сжиженный природный газ, экспорт, морские перевозки, морские порты России, Северный морской путь, страны Азии.

Evgenie P. Zharikov1

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia

E-mail: [email protected]

SHIPPING OF OIL AND GAS: FORMATION OF THE EASTERN AREAS

Abstract. The article discusses the role of maritime transport in the international transport of bulk cargoes. The share of liquid cargo (oil, oil products, liquefied gas, chemical goods, etc.) in international maritime transport is about 50%, of which over 80% are oil and oil products. Modern global trend is the increase in demand for tanker vessels. Share tankers involved in transportation of oil and oil products, about 40% in the composition of the world's merchant fleet. Growth in demand for liquefied natural gas (LNG) has caused an increased demand for LNG tankers. Russia carries out transportation of cargoes through the seaports in Russia, the Baltic States and Ukraine. In dynamics, there

'Evgenie P. Zharikov, Doctor of Economics, Professor, Department of International Economics Relations, School of Economics and Management, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia.

For citing: Zharikov, E.P. Shipping of oil and gas: formation of the eastern areas // PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law. 2016. № 4. P. 38-52.

is an increase in the cargo base of Russian seaports and reduction - in the sea ports of Baltic countries and Ukraine. Export cargos are growing at the expense of natural resources while the import and transit cargos are decreasing. In the future, we should expect the growth in oil consumption, in the first place by India, the developing countries, China and the United States. Given that more than 50.0% of the consumed oil in the world is used in the transport sector, the world's population motorization can be considered the major factor in maintaining and increasing demand for oil and petroleum products. Other trends are also characteristic of the gas market. According to forecasts, the demand for gas will grow annually by 1.5%. The main consumers of gas include the emerging economies of the Middle East, India, China, etc. There is a growing global LNG consumption. It has more than doubled over the past 15 years and currently holds about 33% of the international gas trade. Export of gas from Russia in 2040 will grow by nearly 25% and will be available both in Europe and in Asia. Russia accounts for about 5% of the world market for LNG. Future plans involve increasing the presence in the global LNG market to 10%. In the XXI century, new markets emerged in Asia. This makes it possible to increase the areas of Russia's participation in the export of energy that extends the configuration of transport and reduce its dependence on transit through the Baltic countries and Ukraine. This causes increase in the eastern vector of energy supplies to the growing markets in Asia. In this regard, the article examines four areas of oil and gas supplies through the so-called "Eastern Gate", including the ports of the Far East and the Northern Sea Route. To effectively release the Arctic oil and gas companies in the Asia-Pacific countries need to improve the safety and quality of movement along the Northern Sea Route, as it requires a modern infrastructure, including nuclear icebreaker fleet, tracking stations, etc.

Keywords: the world market of oil and gas, liquefied natural gas, export, shipping, sea ports of Russia, the Northern Sea Route, the countries of Asia.

Современные мировые морские перевозки нефти и газа

Перевозки морским транспортом различных категорий товаров и сырья в общем мировом грузообороте занимают более 60%; около 80% международных внешнеторговых отношений обслуживает транспортировка грузов морским транспортом [1], табл. 1.

Одним из важнейших направлений морских перевозок является перевозка наливных грузов, таких как нефть и нефтепродукты, химических грузов (перевозимых наливом), сжиженных газов и пищевых продуктов.

Доля наливных грузов в международных морских перевозках составляет около 50%, из них свыше 80% приходится на нефть и нефтепродукты, которые транспортируются из:

- ближневосточных государств в Западную Европу, Соединенные Штаты и Японию;

- района Карибского моря в Америку и Западную Европу.

Таблица 1

Структура перевозок торговых грузов морскими судами на 01.01.2015 г., %

Страна Обеспечение перевозок грузов морскими судами Импорт Экспорт

Великобритания 98,0 69,0 38,0

Япония 97,0 90,0 86,0

США 90,0 80,0 77,9

Индонезия 80,9 68,0 35,0

Китай 79,5 69,0 65,0

Австралия 78,5 85,0 66,0

Россия 68,0 45,0 35,0

Несмотря на появление относительно новых видов транспорта, в частности, трубопроводного, морская транспортировка нефти (около 25 % от всех товаров, перевозимых по морю) по-прежнему остается актуальной в международной экономике.

Анализ особенностей грузопотока сырьевой продукции показывает, что темп роста объёмов морских грузоперевозок во всём мире начал снижаться. Если в период с 2010 г. по 2014 г. ежегодно товарооборот на морском транспорте увеличивался почти на 5%, то в настоящее время прирост составляет около 2%. Считается, что основная причина в том, что в Китае уже нет такого спроса на сырьевые товары, как раньше [2]. Тем не менее, тенденцией современных морских грузоперевозок является увеличение спроса на танкерные суда почти на 5%. Эксперты связывают её с падением цен на нефть и увеличением на неё спроса. Количество танкеров и их доля в составе мирового торгового флота увеличивались с ростом добычи нефти и усилением её роли в качестве энергоносителя в промышленном производстве. Почти 40 % судов мирового флота - это танкеры, занимающиеся перевозкой нефти и нефтепродуктов.

По грузоподъёмности танкерный флот подразделяется на следующие классы.

VLCC (Very Large Crude Carrier) грузоподъёмностью около 300 тыс. т, вмещающий 2 млн баррелей нефти. Такие танкеры используются в основном на перевозках из портов Ближнего Востока в США, Японию и Южную Корею [3].

«Суэцмакс» - танкеры грузоподъёмностью около 150 тыс. т, вмещающие 1 млн баррелей нефти и способные по своим габаритам проходить Суэцкий канал.

Они используются, как правило, на тех же направлениях, что и VLCC, а также для перевозок из Нигерии и нефтепромыслов Северного моря в США и Южный Китай.

«Афрамакс» - танкеры грузоподъёмностью 95-110 тыс. тонн, предназначенные для перевозок около 500-700 тыс. баррелей нефти. Они работают на уже указанных выше направлениях и на более коротких маршрутах, например, из бассейна Карибского моря в США и в Европу, из Северной Европы в Великобританию, из Индонезии в Японию и т.д.

«Панамакс» - танкеры грузоподъёмностью 60-80 тыс. т, способные проходить Панамский канал, используются в зависимости от объёмов торговых партий, как и более мелкие танкеры.

В связи с тенденцией перевода электростанций с атомного топлива на газ (особенно после аварии на атомной электростанции «Фукусима», Япония, 2011 г.), мировой спрос на сжиженный природный газ (СПГ) начал быстро расти, что вызвало спрос на суда, транспортирующие СПГ[4].

В мировой практике используются газовозы LNG (Liquefied Natural Gas) для перевозки сжиженного природного газа и LPG (Liquefied petroleum gas) для перевозки сжиженного нефтяного газа. Типовой СПГ-танкер (метановоз) может перевозить 145-155 тыс. м3 сжиженного газа, из чего может быть получено порядка 8995 млн м3 природного газа в результате регазификации. Следующее поколение СПГ-танкеров уже характеризуется более высокой грузовместимостью (200-250 тыс. м3). Основной мировой центр строительства газовозов - Республика Корея (более 50 % заказов), а также Япония и Китай. Основная тенденция на рынке данного вида флота - рост спроса на СПГ- танкеры [5].

Перевозки через морские порты России

Россия осуществляет перевозку российских грузов через морские порты России, стран Балтии и Украины. В 2015 г. всего было транспортировано 739, 2 млн т (из них: 353,2 млн т сухогрузов, 386,0 млн т наливных). Объём перевозок через порты России составил 676,8 млн т (сухогрузы - 273,5 млн т, наливные - 347,2 млн т), через морские порты стран Балтии и Украины - 62,4 млн т (40,9 млн т сухогрузы и 21,5 млн т наливные). В целом, в динамике наблюдается увеличение грузовой базы морских портов России (на 5,7 % к 2014 г.) и уменьшение - морских портов стран Балтии и Украины (на 18,5 %), что вполне закономерно на фоне обострения отношений между странами.

По мере роста перевозок через морские порты России меняется и структура грузооборота российских портов, табл. 2 [6]. Наблюдается неуклонный рост экспорта, в своей основе - сырьевых ресурсов, при снижении импорта и транзита, что, в основном, является следствием политики санкций.

Таблица 2

Структура грузооборота российских портов, %

Тип грузовой базы 2008 2010 2012 2013 2014 2015

Экспорт 75,6 76,8 78,9 78,1 78,9 79,7

Импорт 9,3 7,6 8,4 7,8 7,0 4,9

Транзит 8,7 8,7 7,1 8,0 7,6 7,1

Каботаж 6,4 6,9 5,6 6,1 6,5 8,3

В грузовой экспортной базе морских перевозок растёт доля нефти и нефтепродуктов, табл. 3.

Таблица 3

Объём перевалки грузов в портах России, млн т

Показатели 2008 2010 2012 2013 2014 2015

Объём перевалки грузов

в портах России, 454,6 526,0 567,1 589,2 623,6 676,8

в т.ч. - наливных грузов, 262,8 314,4 315,3 333,5 331,2 364,5

из них:

сырая нефть 198,4 170,4 187,1 202,1

нефтепродукты 114,0 111,8 128,2 146,0

сжиженный газ 11,1 12,2 12,9

Распределение перевалки грузов в морских портах по бассейнам (табл. 4) показывает, что усилилась роль морских портов Азово-Черноморского бассейна как в перевалке всего спектра грузов, так и наливных. В 2015 г. перевалка сухих грузов в бассейне увеличилась по отношению к 2014 г. в основном за счёт зерна на 14,2%, чёрных металлов на 22,3%, угля на 19,2%, руды на 37,8% и т.п. Объём перевалки наливных грузов увеличился в основном за счёт нефтепродуктов на 5,5%, сырой нефти на 1,5% и сжиженного газа в 1,6 раза [6].

Таблица 4

Перевалка грузов по морским бассейнам Российской Федерации, %

Морской бассейн 2013 2014 2015

Азово-Черноморский 29,6 / 33,6* 31,2 / 35,5 34,4 / 36,9

Балтийский 36,7 / 40,1 35,8 / 40,4 34,1 / 39,2

Дальневосточный 24,6 / 18,4 26,4 / 19,8 25,3 / 20,0

Арктический 7,8 / 6,4 5,6 / 3/0 5,2 / 1,0

Каспийский 1,3 / 1,4 1,3 / 1,3 1,0 / 2/9

* в числителе - доля бассейна в перевалке всех грузов в морских портах России, знаменателе - наливных.

Аналогичная тенденция прослеживается и в морских портах Дальневосточного бассейна. В 2015 г. грузооборот морских портов бассейна увеличился по сравнению с 2014 г. на 5,2 %. Увеличилась перевалка сухих грузов на 1,1 % и наливных грузов на 11,3 %. Объём перегрузки наливных грузов вырос за счёт увеличения перевалки сырой нефти на 20,2 % и сжиженного газа на 0,7 %. Перевалка нефтепродуктов снизилась на 2,2 %.

В портах Азово-Черноморского, Балтийского и Дальневосточного бассейнов в 2015 г. произошло снижение к предыдущему году перевалки грузов в контейнерах, соответственно на 5,2 %, 17,0 % и 17,6 %.

Перспективы добычи и потребления нефти и газа

Согласно данным МЭА (Международного энергетического агентства), тенденции производства и потребления нефти в 2015-2016 гг. относительно стабилизировались (табл. 5) и спрос на нефть в 2016 г. составит 95,8 млн барр./сутки, что на 1,1 млн барр./сутки превысит спрос 2015 г. [7].

Таблица 5

Производство и потребление нефти, млн барр. /сутки [9]

Производители 2015 г. 2016 г.

и потребители 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1 кв.

Производство нефти

ОПЕК 38,9 39,1 39,2 39,3

Саудовская Аравия 12,2 12,2 12,1 12,1

США 13,0 13,0 13,0 12,7

Россия 11,0 11,0 11,1 11,2

Мир 96,3 97,0 97,2 96,4

Потребление нефти

Китай 11,4 11,5 11,5 11,5

Европа (ОЭСР) 13,6 14,1 13,7 13,5

США 19,5 20,0 19,7 19,6

Мир 94,1 95,5 95,5 95,0

В перспективе следует ожидать рост потребления нефти, что подтверждается многочисленными прогнозами, в том числе содержащими маловероятно осуществимые различные сценарии масштабного сокращения потребления нефти в мире (за счёт перехода на биотопливо, производство электромобилей и т.д.). Основной вариант прогноза МЭА развития спроса и предложения на рынке нефти до 2040 г. учитывает обещания стран в рамках Парижского соглашения по сокращению вредных выбросов. По этому сценарию мировой спрос на нефть к 2040 г. - до 103,5 млн

44

барр./сутки. Основная доля в росте спроса на нефть в этом периоде отводится Индии и развивающимся странам, а Китай станет крупнейшим потребителем нефти, опередив США к началу 2030-х годов [8].

30.11.2016 г. страны ОПЕК договорились сократить добычу нефти в общей сложности на 1,2 млн барр./сутки, что составит снижение мирового производства нефти примерно на 1,0 %. Другие нефтедобывающие страны, не входящие в ОПЕК, вместе должны снизить производство нефти на 600 тыс. барр./сутки, в том числе Россия - на 300 тыс. барр./сутки. Данное соглашение приведёт к росту цен на нефть (на 03.12.2016 цена на нефть марки Brent уже поднялась до 54,3 долл./барр., и это пока не предел), что относительно стабилизирует рынок нефти [9,10]. В дальнейшем рынок освоится с новым уровнем цен, который задаст более умеренные темпы потребления нефти, если опять не возникнут непреодолимые разногласия между основными её производителями. Основания к этому есть, во-первых, договорённости пока предусматриваются на 6 месяцев, во-вторых, при цене 50-60 долл./ барр., опять будут выгодны разработки сланцевой нефти со всеми вытекающими отсюда последствиями. Учитывая, что более 50,0 % потребляемой в мире нефти приходится на транспортный сектор (особенно активно прогрессирующий в развивающихся странах с большим населением), где наибольшая доля потребленного топлива приходится на легковые автомобили, можно считать автомобилизацию населения мира основным фактором сохранения и повышения спроса на нефть и нефтепродукты. Это даёт основание считать, что мировое потребление нефти будет расти даже при некотором повышении цен.

Россия около 60% нефти экспортирует морским путём, 40% - международными нефтепроводами и, частично, по железной дороге. В последние годы отмечается рост использования морского транспорта в экспорте нефти, обусловленный необходимостью обеспечить гибкость поставок, а также независимость от транзитных стран. Страны Европы пока остаются наиболее крупными потребителями российской нефти, покупающими около 80% всего экспорта нефти из России [11].

Сопутствующие тенденции будут характерны и для газового рынка. По прогнозам МЭА, до 2021 г. спрос на газ будет ежегодно расти на 1,5 %, затем установится относительное равновесие на данный энергоноситель. Производство сжиженного природного газа (СПГ) вырастет к 2021 г. на 45%. Около 90 % этого прироста должны обеспечить США и Австралия. В Европе потребление газа будет ежегодно расти на 0,3%. Ожидается, что российский газ ограничит поставки в Европу СПГ [12]. Значительный рост потребности в природном газе идёт за счёт развития экономик прогрессирующих стран Ближнего Востока, Индии, Китая. Спрос на газ будет также расти во Вьетнаме, Индонезии, Малайзии, странах Африки [13].

Следует отметить, что мировой рынок СПГ за последние 15 лет увеличился более чем в два раза и в настоящее время занимает около 33 % от всей междуна-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

родной торговли газом. Предполагается, что к 2030 г. доля потребления СПГ на международном газовом рынке достигнет 50%. Его рост обусловило то, что транспортировка СПГ газовозами резко повысила гибкость поставок и расширение возможностей доставить газ потребителям в любую точку Мирового океана. При очевидной экономической предпочтительности газопроводов над газовозами (включая необходимость сжижения газа, меры по обеспечению безопасности и т.п.), способы доставки газа (собственно, как и нефти) в конкретных условиях определяются географией добычи, переработки, дислокацией потребителей и прогнозами потребления соответствующих энергоносителей. Поэтому обычно считается, что морские перевозки газа используются в основном тогда, когда отсутствует возможность доставки сырья по суше.

Крупнейшими импортёрами СПГ в Азии являются Япония, Республика Корея, Индия, Китай (50-55 % импорта СПГ от общего объёма мирового рынка). Испания, Франция, Великобритания и США являются крупнейшими импортерами СПГ в Атлантическом бассейне. Роль крупнейших производителей и экспортёров СПГ отводится Катару, Малайзии и Индонезии (40-45% экспорта мирового рынка). На подходе к ним такие производители, как Нигерия, Алжир, Австралия и др.

Россия по добыче газа в мире прочно занимает второе место после США (642,9 млрд куб. м в 2015 г.) и первое место по его экспорту (196 млрд куб. м в 2015 г.), затем с солидным отрывом идут Катар, Норвегия [14]. Основная доля газа на экспорт (30,5 % от добычи) поставляется в Европу, незначительная - в страны СНГ. В перспективе, по оценкам МЭА, экспорт газа из России к 2040 г. вырастет почти на 25 %. Газ будет поставляться как в Европу, так и по новым газопроводам в Китай.

По производству СПГ Россия находится в начале пути, около 5% мирового рынка. Пока функционирует один завод по производству СПГ в Сахалинской области, производя 10,8 млн т СПГ, который отправляется на экспорт в страны АТР. Ближайшие планы - увеличить своё присутствие на мировом рынке СПГ до 10%. В настоящее время единственным реальным крупным проектом, находящимся на стадии практической реализации, является проект «Ямал СПГ» мощностью 16,5 млн т/год. Весь будущий СПГ фактически законтрактован, и его основной объём будет поставляться в страны АТР. Ожидается, что 1-я очередь проекта, мощностью 5,5 млн т/год СПГ, начнёт работу в 2017 г., в настоящее время степень её готовности более 75 % [15].

Тем не менее, в перспективе для России существуют значительные риски на рынке энергоресурсов:

- это и политика Европы по диверсификации источников поставок энергоресурсов;

- увеличение доли поставок за счёт стран Латинской Америки и США;

46

- диверсификация поставок Китаем за счёт стран Центральной Азии;

- производство Китаем собственного сланцевого газа из своих месторождений, крупнейших в мире.

Перспективы «Восточных ворот» поставок энергоносителей в Азию

Начало XXI в. ознаменовалось появлением быстро растущих новых рынков сбыта, в первую очередь в Азии. Это даёт возможность диверсификации направлений участия России в экспорте энергоносителей, что расширяет транспортную конфигурацию и снижает зависимость от транзита через страны Балтии и Украину. Такой парадигме содействует и то, что часть активно разрабатываемых и перспективных месторождений сосредоточено на Ямале (Западная часть Сибири), а также на Дальнем Востоке.

Как уже выше отмечалось, перевалка наливных грузов в портах Дальневосточного бассейна неуклонно возрастает и, следовательно, усиление восточного вектора поставок энергоресурсов на растущие рынки Азии обусловливает необходимость создания полноценной инфраструктуры. В настоящее время выделяются четыре направления поставок нефти и газа через восточные ворота.

Первое направление - через морские порты, включая нефтеналивной порт Козьмино. Порты Дальнего Востока являются конечными пунктами международного транспортного коридора «Восток - Запад» и играют важную роль во внешнеэкономической деятельности региона. Наиболее крупные из них: Владивосток, Находка, Восточный, Ванино, Посьет. На их долю приходится более 70% грузооборота морского транспорта Дальнего Востока. Самый мощный порт по перевалке нефти - это порт Козьмино, расположенный в конечной точке трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» (Приморский край). Строительство порта обеспечило России выход на масштабный экспорт нефти в страны АТР. Мощность порта после ввода в эксплуатацию второй очереди проекта составляет около 30 млн т/год. С конца 2009 г. (момента ввода в эксплуатацию) до середины 2016 г. через порт Козьмино экспортировано 139,035 млн т нефти. Основные потребители нефти - Китай, Республика Корея, Япония, США, Сингапур, Таиланд, Тайвань, Индонезия, Филиппины, Индия, Перу, Малайзия, Новая Зеландия, Австралия, Вьетнам [16]. Перевалка нефтепродуктов осуществляется большинством основных портов Дальнего Востока, в частности и специализированным Находкинским нефтеналивным морским торговым портом.

Второе направление - отгрузка нефти через порт Де-Кастри. Из трёх морских месторождений проекта «Сахалин-1» нефть по трубопроводу поступает в построенный в посёлке Де-Кастри нефтяной терминал, откуда её отгружают на экспорт в страны АТР. Погрузка нефти на танкер осуществляется через выносной точечный

причал (ВТ11) (рис. 1), один из самых крупных в мире. Нефтеналивной терминал в Де-Кастри действует уже 10 лет. За это время из него на экспорт отправлено более 90 млн т нефти.

Рис. 1. Выносной точечный причал Источник: http://www.morvesti.ru/upload/iblock/21b/mp-08-14-0001 .jpg

Третье направление - отгрузка на экспорт сжиженного газа через Пригородный порт Корсаковского района (Сахалинская область) с пока единственного в России завода по производству СПГ. С начала ввода в эксплуатацию (март 2009 г.) по март 2015 г. было экспортировано около 135 млн м3 СПГ (около 60 млн т) в Китай, Японию, Южную Корею [17].

Четвёртое направление - поставки нефти, нефтепродуктов и СПГ в страны АТР по Северному морскому пути (СМП). Выше отмечалось, что поставки СПГ будут осуществляться по мере ввода в строй завода «Ямал СПГ». Первая транспортировка нефтепродуктов ОАО «Газпром нефть» в страны АТР по новому высокоширотному маршруту СМП была осуществлена танкером SCF Amur в августе 2012 г. Танкер с минимальным ледокольным сопровождением прошел по СМП за 7 суток, что значительно быстрее, чем по традиционному маршруту через Суэцкий канал [18].

Безусловно, потенциальная окупаемость СМП находится в зависимости, во-первых, от ресурсного освоения Арктики, морской путь через которую - наиболее удобный для экспорта ресурсов и продукции, во-вторых - от высоких цен на топливо, так как за счёт меньшей дистанции должны быть компенсированы затраты на ледокольное сопровождение и навигацию. Для эффективного выхода нефтегазодобывающих предприятий Арктики на рынки стран АТР необходимо повышение безопасности и качества движения по СМП, а это требует современной инфраструктуры, включающей современный ледокольный флот, станции слежения и т.д. Более подробно проблемы и перспективы транспортировки углеводородов по СМП рассмотрены в работе [19].

Перспективный рост объёмов производстваобусловливает строительство новых газоперерабатывающих заводов, танкеров для перевозки нефти и нефтепродуктов и танкеров-газовозов, которые Россия заказывает на верфях Республики Корея. В этом плане большие надежды возлагаются на реализацию в Приморском крае программы строительства судов данного типа на отечественном судостроительном заводе «Звезда». На территории опережающего развития г. Большой Камень планируется создать первую в России верфь крупнотоннажного судостроения. Продукцию верфи составят высокотехнологичные крупнотоннажные суда, элементы морских и наземных нефтегазовых сооружений, морская техника, суда обслуживающего флота, в том числе ледового класса [20].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Морская транспортировка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iccwbo.ru/blog/2016/morskaya-transportirovka-vse-tonkosti-protsessa/.

2. Грузоперевозки 2016: прогнозы экспертов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://crew-man.com/news/gruzoperevozki_2016_prognozy_ekspertov.html.

3. Мировой танкерный флот [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.morvesti.ru/analitics/detail.php?ID=31948.

4. Судоходные компании Греции стремятся на газовый рынок [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.morvesti.ru/analitics/detail.php?ID=27215.

5. СПГ-танкеры: общие сведения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lngas.ru/transportation-lng/spg-tankery.html.

6. Информационно-статистический отдел «Морцентр-ТЭК» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://transrussia.net/analytics/analytics.aspx.

7. МЭА повысило прогноз мирового спроса на нефть в 2016 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //http://www.interfax.ru/business/498031.

8. МЭА спрогнозировала пик мирового спроса на нефть не раньше 2040 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: hhttp://www.rbc.ru/economics/16/11 /2016/582c38249a794710e6094dfe.

9. Решение ОПЕК стало важным шагом к стабилизации рынка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://interfax.com.ua/news/economic/387993.html.

10. Большое возвращение России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gosnovosti.com/.

11. Энергетический бюллетень. - 2016. - Вып. 36 : Развитие транспортировки нефти. - 31 с.

12. МЭА снизило глобальный прогноз по спросу на газ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/economics/08/06/2016/5757eae89a79 4778625da298.

13 Энергопотребление в мире будет расти [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2015/12/22/prognoz.html.

14. 10 мировых лидеров по добыче газа в 2015 году [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://promtu.ru/dobyicha-resursov/lidery-po-dobyichi-gaza.

15. Обзор российских СПГ-проектов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vostockcapital.com/spg/sderzhannyiy-optimizm-obzor-rossiyskih-spg-proektov.

16. Нефтеналивной порт «Козьмино» в Приморском крае [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://smitsmitty.livejournal.com/232392.html.

17. Через Пригородный порт отправлена на экспорт 1000-я партия сжиженного природного газа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://neftegaz.ru/news/ view/135443 -Cherez-Prigorodnyj -port-otpravlena-na-eksport- 1000-ya-partiya-szhizhennogo-prirodnogo-gaza.

18. «Газпром» сообщил о первой транспортировке энергоресурсов танкером по СМП в страны АТР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fleetmo n.com/ru/vessels/Scf_Amur_28646.

19. Григорьев, М. Проблемы транспортировки углеводородов по Северному морскому пути [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://newsite.gecon.ru/wp-content/uploads/2012/10/OilGas-Journal-Russia-2012.

20. Дальневосточный завод «Звезда» отмечает день рождения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://primorsky.ru/news/121182/.

REFERENCES

1. Marine transportation. Available at: http://www.iccwbo.ru/blog/2016/morskaya-transportirovka-vse-tonkosti-protsessa/ (accessed 12 December 2016). (In Russian).

2. Cargo 2016: Expert forecasts. Available at: http://crew-man.com/news/gruzo perevozki_2016_prognozy_ekspertov.html (accessed 12 December 2016). (In Russian).

3. The world tanker fleet. Available at: http://www.morvesti.ru/analitics /detail.php?ID=31948 (accessed 12 December 2016). (In Russian).

50

4. Greek shipping companies tend to gas market. Available at: http://www.morvesti.ra/analitics/detaiLphp?ID=27215 (accessed 12 December 2016). (In Russian).

5. LNG tankers: general information. Available at: http://lngas.ru/transportation-lng/spg-tankery.html (accessed 12 December 2016). (In Russian).

6. Information and Statistics Division «Mortsentr-TEK». Available at: http://transrussia.net/analytics/analytics.aspx (accessed 12 December 2016). (In Russian).

7. The IEA raised its forecast for global oil demand in 2016. Available at: http://www.interfax.ru/business/498031 (accessed 12 December 2016). (In Russian).

8. The IEA predicted a peak in global oil demand until 2040. Available at: http://www.rbc.ru/economics/16/11/2016/582c38249a794710e6094dfe (accessed 12 December 2016). (In Russian).

9. OPEC's decision was an important step towards the stabilization of the market. Available at: http://interfax.com.ua/news/economic/387993.html (accessed 12 December 2016). (In Russian).

10. Big return Russia. Available at: http://gosnovosti.com/ (accessed 12 December 2016). (In Russian).

11. Energeticheskii byulleten'. Vyp. 36 : Razvitie transportirovki nefti [Energy Bulletin. Vol. 36. The development of oil transportation]. Moscow, 2016. 31 p.

12. IEA has lowered forecast for global demand for gas. Available at: http://www.rbc.ru/economics/08/06/2016/5757eae89a794778625da298 (accessed 12 December 2016). (In Russian).

13. Energy consumption in the world will grow. Available at: https://rg.ru/2015/12/22/prognoz.html (accessed 12 December 2016). (In Russian).

14. 10 world leaders in natural gas production in 2015. Available at: http://promtu.ru/dobyicha-resursov/lidery-po-dobyichi-gaza (accessed 12 December 2016). (In Russian).

15. Review of Russian LNG-projects. Available at: http://www.vostockcapital.com /spg/sderzhannyiy-optimizm-obzor-rossiyskih-spg-proektov (accessed 12 December 2016). (In Russian).

16. The oil port «Kozmino» in Primorsky Territory. Available at: http://smitsmitty.livejournal.com/232392.html (accessed 12 December 2016). (In Russian).

17. A Suburban port sent for export 10001 Party liquefied natural gas. Available at: http://neftegaz.ru/news/view/135443-Cherez-Prigorodnyj-port-otpravlena-na-eksport-1000-ya-partiya-szhizhennogo-prirodnogo-gaza (accessed 12 December 2016). (In Russian).

18. «Gazprom» announced the first tanker transportation of energy resources for SMEs in the Asia-Pacific countries. Available at: http://www.fleetmon.com/ru/ ves-sels/Scf_Amur_28646 (accessed 12 December 2016). (In Russian).

19. Grigoryev M. Hydrocarbon transportation problems along the Northern Sea Route. Available at: http://newsite.gecon.ru/wp-content/uploads/2012/10/OilGas-Journal-Russia-2012 (accessed 12 December 2016). (In Russian).

20. Far East Plant «Zvezda» celebrates his birthday. Available at: http://primorsky. ru/news/121182/ (accessed 12 December 2016). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.