Научная статья на тему 'Арктические горизонты российского СПГ'

Арктические горизонты российского СПГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
253
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АРКТИКА / ТЕРМИНАЛ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА / ЭКСПОРТ ГАЗА / ЛОГИСТИКА СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА / ГАЗОВЫЙ ХАБ / ARCTIC / LIQUEFIED NATURAL GAS TERMINAL / GAS EXPORT / LIQUEFIED NATURAL GAS LOGISTICS / GAS HUB

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климентьев А. Ю., Родичкин И. Г., Богданов Е. В.

Ужесточение экологических стандартов для всех видов топлива требует поиска путей снижения углеродного следа при производстве сжиженного природного газа. Использование электроприводов с энергообеспечением от плавучих атомных теплоэлектростанций может стать существенным преимуществом российских арктических проектов. Рост конкуренции на мировом рынке сжиженного природного газа требует снижения издержек по всей цепочке стоимости. В результате логистические цепочки поставки усложняются и включают в себя перевалку с газовозов арктического класса на конвенциональные газовозы. С 2023 г. для перевалки сжиженного природного газа планируется использовать терминалы в Мурманске и на Камчатке, которые могут в перспективе выполнять роль региональных газовых хабов и центров местного газоснабжения. Разнообразная ресурсная база составляет основу для реализации проектов различной производительности - от малотоннажных до проектов мирового класса. Сжиженный природный газ - наиболее экологически дружественный и экономически выгодный ископаемый вид топлива. Его использование для снабжения промышленных проектов и для бункеровки позволяет реализовать сценарий устойчивого развития Арктики, обеспечить соответствие мировым экологическим и климатическим вызовам в период до 2050 г. и усилить влияние на судоходство в Российской Арктике. В условиях, когда сроки введения жестких экологических требований для арктического судоходства точно неизвестны, определение вектора развития судостроения и переоборудования (модернизации) флота приобретает стратегическое значение, определяющее на ближайшие 40 лет развитие не только судостроительной отрасли России. В период надвигающегося переизбытка производства сжиженного природного газа большую роль будут играть различные финансовые модели реализации проектов. Анализ краткосрочных, долгосрочных и денежных затрат позволит определить наиболее устойчивые схемы его реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCTIC HORIZONS OF THE RUSSIAN LNG

The Russian Arctic unexpectedly becomes the world LNG production center. Yamal LNG project not only increased LNG production in Russia but also allowed to boost the share of Russia on the European gas market. Russia became the largest LNG exporter to Europe in February 2019. The Yamal LNG infrastructure has sufficient reserves and allows to build additional Yamal LNG T4 and even new three trains of new Obskiy LNG project. Brownfield conditions determine low short and long-term marginal cost of LNG. NOVATEK was not only a pioneer in LNG production in the Arctic, but also the first Russian company which launched the construction of a medium scale LNG line using Russian technology «Arctic cascade». Increased competition on the global LNG market requires lower costs along the entire value chain. As a result, LNG supply chains are becoming more complex and include LNG transshipment from Arctic-class gas carriers to conventional gas carriers. Since 2023, LNG terminals in Murmansk and Kamchatka are planned to be used for LNG transshipment and can in the future serve as regional gas hubs. A diverse resource base is the basis for the implementation of LNG projects of different productivity - from low-scale to large-scale (global). LNG is the most environmentally friendly fossil fuel. The use of LNG for supplying industrial projects and for bunkering makes it possible to implement the scenario of sustainable development of the Arctic and to ensure compliance with global environmental and climatic challenges in the period up to 2050.

Текст научной работы на тему «Арктические горизонты российского СПГ»

АРКТИЧЕСКИЕ ГОРИЗОНТЫ РОССИЙСКОГО СПГ

УДК 339.13+665.725

А.Ю. Климентьев, Центр энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО (Москва, РФ),

[email protected]

И.Г. Родичкин, Центр энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО, [email protected] Е.В. Богданов, АО «НовоХим» Корпорация «Энергия» (Москва, РФ), [email protected]

Ужесточение экологических стандартов для всех видов топлива требует поиска путей снижения углеродного следа при производстве сжиженного природного газа. Использование электроприводов с энергообеспечением от плавучих атомных теплоэлектростанций может стать существенным преимуществом российских арктических проектов.

Рост конкуренции на мировом рынке сжиженного природного газа требует снижения издержек по всей цепочке стоимости. В результате логистические цепочки поставки усложняются и включают в себя перевалку с газовозов арктического класса на конвенциональные газовозы. С 2023 г. для перевалки сжиженного природного газа планируется использовать терминалы в Мурманске и на Камчатке, которые могут в перспективе выполнять роль региональных газовых хабов и центров местного газоснабжения. Разнообразная ресурсная база составляет основу для реализации проектов различной производительности - от малотоннажных до проектов мирового класса.

Сжиженный природный газ - наиболее экологически дружественный и экономически выгодный ископаемый вид топлива. Его использование для снабжения промышленных проектов и для бункеровки позволяет реализовать сценарий устойчивого развития Арктики, обеспечить соответствие мировым экологическим и климатическим вызовам в период до 2050 г. и усилить влияние на судоходство в Российской Арктике. В условиях, когда сроки введения жестких экологических требований для арктического судоходства точно неизвестны, определение вектора развития судостроения и переоборудования (модернизации) флота приобретает стратегическое значение, определяющее на ближайшие 40 лет развитие не только судостроительной отрасли России. В период надвигающегося переизбытка производства сжиженного природного газа большую роль будут играть различные финансовые модели реализации проектов. Анализ краткосрочных, долгосрочных и денежных затрат позволит определить наиболее устойчивые схемы его реализации.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: АРКТИКА, ТЕРМИНАЛ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА, ЭКСПОРТ ГАЗА, ЛОГИСТИКА СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА, ГАЗОВЫЙ ХАБ.

Продолжение. Начало в № 8 (788)

ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ С НИЗКИМ УГЛЕРОДНЫМ СЛЕДОМ В СПГ-ПРОЕКТАХ

Энергетическая трансформация и ужесточение экологических требований оказывают влияние на все виды ископаемых топлив. Все чаще обвинения в недостаточной экологической чистоте звучат и в адрес природного газа.

Несмотря на технологическое развитие вдоль всей цепочки производства, которое повышает энергетическую эффективность и снижает углеродный след, име-

ются существенные возможности повышения экологической эффективности производства сжиженного природного газа (СПГ) за счет электрических приводов и низкоуглеродных источников при электрической энергии.

Использование приводов для производства СПГ в северных условиях осуществлялось на проекте установленной мощностью 4,3 млн т в год в Норвегии. Электрические приводы являются принятым технологическим решением в проекте Calcasieu LNG (США) - 11,2 млн т и Plaquemines LNG (США) - более 20 млн т. Канада продвигает применение электроэнергии для про-

изводства СПГ в качестве одного из конкурентных преимуществ для получения экологически чистого СПГ. Энергообеспечение выпуска производств СПГ с использованием энергии, произведенной на АЭС, предполагалось в проекте «Штокман СПГ».

В качестве модели рассмотрен условный проект «Полярный СПГ» (см. ч. 1 № 8), использующий только электрические приводы:

- электростанция на газе - вариант 1;

- плавучие атомные теплоэлектростанции (ПАТЭС) - вариант 2.

В результате «Полярный СПГ» по углеродному следу при приме-

A.Yu. Klimentyev, Skolkovo Energy Centre (Moscow, the Russian Federation), [email protected] I.G. Rodichkin, Skolkovo Energy Centre, [email protected]

Ye.V. Bogdanov, NovoKhim JSC, Corporation Energy (Moscow, the Russian Federation), [email protected] Arctic horizons of the Russian LNG

The Russian Arctic unexpectedly becomes the world LNG production center. Yamal LNG project not only increased LNG production in Russia but also allowed to boost the share of Russia on the European gas market. Russia became the largest LNG exporter to Europe in February 2019.

The Yamal LNG infrastructure has sufficient reserves and allows to build additional Yamal LNG T4 and even new three trains of new Obskiy LNG project. Brownfield conditions determine low short and long-term marginal cost of LNG. NOVATEK was not only a pioneer in LNG production in the Arctic, but also the first Russian company which launched the construction of a medium scale LNG line using Russian technology «Arctic cascade».

Increased competition on the global LNG market requires lower costs along the entire value chain. As a result, LNG supply chains are becoming more complex and include LNG transshipment from Arctic-class gas carriers to conventional gas carriers. Since 2023, LNG terminals in Murmansk and Kamchatka are planned to be used for LNG transshipment and can in the future serve as regional gas hubs.

A diverse resource base is the basis for the implementation of LNG projects of different productivity - from low-scale to large-scale (global).

LNG is the most environmentally friendly fossil fuel. The use of LNG for supplying industrial projects and for bunkering makes it possible to implement the scenario of sustainable development of the Arctic and to ensure compliance with global environmental and climatic challenges in the period up to 2050.

KEYWORDS: ARCTIC, LIQUEFIED NATURAL GAS TERMINAL, GAS EXPORT, LIQUEFIED NATURAL GAS LOGISTICS, GAS HUB.

нении электрических приводов и полной газовой генерации будет на уровне лучших заводов в мире, а при безуглеродной энергии, производимой на ПАТЭС, - абсолютным лидером. В табл. 1 приведен расчет углеродного следа для трех вариантов производства СПГ. На рис. 1 показаны данные по углеродному следу различных проектов СПГ.

Применение энергии АЭС для получения СПГ может стать конкурентным преимуществом России и предложить на рынок СПГ с чрезвычайно низким углеродным следом.

В условиях растущей международной конкуренции на рынке СПГ это обеспечит дополнительную конкурентоспособность.

РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИКИ И НОВЫХ РЫНКОВ ИПОЛЬЗОВАНИЯ СПГ

Логистические цепочки СПГ и связанные с ними объекты инфраструктуры начали развиваться в рамках проекта «Ямал СПГ».

Первоначальный вариант предполагал эксплуатацию газовозов высокого ледового класса непосредственно для поставки потребителю. Существенная цена газовозов класса Arc 7, связанные с этим

большие затраты на транспортировку СПГ и бурный рост планов по производству СПГ потребовали изменения логистических решений. На рис. 2 показано сравнение маршрутов транспортировки СПГ в ЮВА.

НОВАТЭК

Планируемые перегрузочные терминалы в Мурманской обл. и на Камчатке могут играть не только функциональную роль по перевалке СПГ, но и роль центров торговли. Для реализации этого потенциала необходимо нормативное регулирование с условиями доступа третьих лиц (ТРА) к терминалам, развитие механизмов торговли СПГ на западе и на востоке страны.

Аналогичные возможности имеются и у введенного в эксплуатацию в начале 2019 г. плавучего хранилища газа в Калининграде на основе FSRU «Маршал Василевский».

ТЕРМИНАЛ ПЕРЕВАЛКИ В МУРМАНСКЕ

В 2018 г. ПАО «НОВАТЭК» объявило о проекте строительства терминала по перевалке СПГ в Мурманской обл.

Терминал в Мурманске планируется мощностью 20 млн т в год. Его основная задача - накопление и перевалка СПГ с танкеров ледового класса на конвенциональные танкеры. В табл.2 показаны параметры терминала СПГ.

До лета 2019 г. перевалка осуществлялась с газовозов ледового класса в районе норвежского порта Сарнесфьорда рядом с Хоннингсвогом по схеме ship-to-ship. С конца 2019 г. перевалка СПГ по схеме ship-to-ship будет проводиться в российских водах у о-ва Кильдин [1]. Схему перевалки ship-to-ship, которая будет длиться несколько лет, заменит терминал в Мурманске.

С СПГ-терминалом руководство Мурманской обл. связывает надежды на замещение нефтяных топ-лив и угля. Можно предположить, что расчет идет на использование отпарных газов, образующихся при хранении СПГ. На рис. 3 показаны схема газификации и расчеты замещения СПГ различных топлив.

Использование СПГ для газификации позволит заместить до 177 тыс. т нефтяных топлив и более 1 тыс. т угля на объектах теплоснабжения Мурманской обл.

Таблица 1. Сравнение углеродного следа российских арктических производств СПГ Table 1. Comparison of the hydrocarbon footprint of Russian Arctic LNG production facilities

Выбросы СО2, тыс. т СО2 emissions, thou. t «Ямал СПГ» Yamal LNG «Полярный СПГ», вариант 1 Polyarny LNG, option 1 «Полярный СПГ», вариант 2 Polyarny LNG, option 2

Добыча газа Gas production 41,2 1,048 1,048

Подготовка газа Gas treatment 66,0 1,7 1,7

Транспортировка газа Gas transmission - 4,953 4,953

Основная технологическая линия Main production train 2486,1 - -

Электростанция Power station 1594,1 131,1 -

ВСЕГО выбросов СО2, тыс. т TOTAL СО2 emissions, thou. t 4187,4 138,8 7,7

Тонн СО2 на 1 т СПГ СО2 tones per 1 t LNG 0,25 0,28 0,02

Источник информации: Оценки А. Климентьева Information source: Assessment by A. Klimentyev

0,02

CO n CD

— и —■ re — û= —1 o. — с n ^ |= £ " oc o_ га _ jg re ~i_ о

g =t ГО CD К CD El CD m го CD et го CD X s co tn m Û_ ш 1_ CD

_1 Ш с о ш 1— _1 .52 ш S M _1 ш Ж о I— _1 С га Е с го ? о _1 == VO го с_э m CJ го z _1 "ra E

1_ C_J tñ _пз CD с_э сто С—3 о о г с_э о ш m ш о О "о го s =i о ca- го сn oc £

Источник информации: Данные ВС EQA, оценки А. Климентьева Information source: ВС EOAdata, assessment by A. Klimentyev

Названия проектов производства СПГ LNG production projects

Рис. 1. Углеродный след СПГ-производств в мире и Российской Арктике

Fig. 1. Hydrocarbon footprint of LNG production facilities worldwide and in the Russian Arctic

Для замещения потребуется около 150 тыс. т СПГ.

ТЕРМИНАЛ НА КАМЧАТКЕ

В аналитическом обзоре [2]была представлена карта расположения возможных производств СПГ в Арктике и бункеровочных цен-

тров. Двумя наиболее привлекательными местами расположения определены Камчатка и Мурманск. В табл. 3 приведены параметры терминала СПГ.

После публикации доклада в августе 2017 г. ПАО «НОВАТЭК» объявил о желании построить пе-

ревалочный терминал на Камчатке [3]. Терминал планируется в плавучем исполнении мощностью 20 млн т в год [4]. Первоначально предполагалось разместить его в бухте Моховая Авачинской губы. Заявлялось, что потребители могут приобретать газ на условиях

Терминал перегрузки СПГ

в Мурманске LNG transshipment terminal in Murmansk

Производство СПГ LNG production m' Терминал перевалки СПГ LNG transshipment terminal

о Терминалы СПГ, расстояние 1000/2000 от Сабетты/от Sabine Pass LNG terminals Distance from Sabetta/Sabine Pass

маршрут перевозки танкером Yamalmax Yamalmax tanker shipment route маршрут конвенционального газовоза

conventional gas carrier route

Источник информации: оценки А. Климентъева Information source: according to A. Kiimentiev

Рис. 2. Маршруты транспортировки и места размещения терминалов на Камчатке и в Мурманске

Fig. 2. Shipment routes and locations of terminals on the Kamchatka Peninsula and in Murmansk

Таблица 2. Параметры и место размещения терминала в Мурманске Table 2. Parameters and location of the terminal in Murmansk

FOB-терминала. График проекта намечает ввод терминала в эксплуатацию в 2022-2023 гг.

Камчатский край в настоящее время потребляет около 400450 млн м3 в год газа при потенциале спроса в 720 млн м3 в год. Только отпарных газов с терминала вместимостью 300 тыс. м3 СПГ будет недостаточно для полного покрытия дефицита газоснабжения Камчатки, и понадобится иметь хранилище СПГ объемом около 600 тыс. м3 или 3 отгрузки для покрытия пиков потребления газа в зимний период.

В мае 2018 г. ПАО «НОВАТЭК» перенес место реализации терминала СПГ на Камчатке [5] на 77,7 км от ближайшего газопровода в бухту Бечевинская. Как это скажется на обещанной газификации Камчатского края, не сообщается. Скорее всего, данное решение свидетельствует о том, что поставок отпарного газа с терминала СПГ на Камчатке не будет.

С целью газификации Камчатского края потребуется строительство малотоннажных терминалов СПГ и создание инфраструктуры по транспортировке и распределению криогенных цистерн-контейнеров.

При этом не следует исключать возможности отгрузки малотоннажных партий СПГ с терминала для поставки газа малотоннажным газовозом на терминалы или в криогенных цистернах-контейнерах потребителям Камчатки и Дальнего Востока.

БУНКЕРОВКА СПГ В АРКТИКЕ

Российская Арктика становится регионом самого масштабного экономического развития с фокусом на добычу и экспорт различных природных ресурсов. Особо важная роль при этом отводится судоходству: до 2024 г. руководством страны поставлена задача довести годовой грузооборот до 80 млн т. При этом с 2020 г. ужесточаются международные требования к выбросам от судоходства, и данная тенденция сохранится и в дальнейшем [6].

Характеристика МПК

Properties of offshore transshipment

facility

Место Location

Концепция Concept

Источник информации: ПАО «НОВАТЭК» Information source: PAO NOVATEK

В связи с тем, что Международная морская организация (International Maritime Organization, IMO) активно продвигает идею запрета на использование флотского мазута (HFO -heavy fuel oil) в полярных водах, ошибка в стратегическом выборе топлива для новых судов может обернуться многомиллиардными потерями или вообще привести к тому, что проекты будут закры-

20 млн т 20 mln t

• Бухта Ура-Губа (40 км от г. Мурманск) Ura Bay (40 km from Murmansk)

• 1000 морских миль от Сабетты 1000 nautical miles from Sabetta

• 2 судна - хранилища СПГ 2 vessels - LNG storages

• Возможна продажа на условиях FOB Sale under FOB terms is possible

ты с инвестиционными потерями для их инициаторов. В зоне риска находятся танкеры по перевозке нефти, флот «Норильского никеля», рыболовецкие суда, транзит и планируемые промышленные проекты в Арктике.

Переоборудование на СПГ или заказ нового флота являются инновационным и капиталоемким инвестиционным решением. Но в этом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

/

I I I I I I I I I \

СПГ-терминал LNG terminal ПАО «НОВАТЭК» PAO NOVATEK

ГАЗОПРОВОД Gas pipeline

г. Снежногорск 17 056,495 М-100 Snezhnogorsk town

н. п. Оленья Губа 1079,731 М-1 Inhabited area Olenya Guba

Снежногорск Снежногорск

Snezhnogorsk

Вид топлива Fuel tupe Объем замещения, т Substitution volume, t

М-100 M-100 169 662,796

Ф-5 F-5 17 905,633

Дизельное топливо Diesel fuel 149,364

Уголь coal 1 193,397

Источник информации: Правительство Мурманской обл. Information source: Government of the Murmansk region

Рис. 3. Схема возможной газификации Мурманской обл. с СПГ-терминала Fig. 3. Layout of possible gasification of the Murmansk region from LNG terminal

Таблица 3. Параметры и место размещения терминала на Камчатке Table 3. Parameters and location of the terminal on the Kamchatka Peninsula

Характеристика МПК Properties of offshore transshipment facility • 20 млн т 20 mln t • 500 судозаходов 500 ship entries

Место Location • Бечевинская бухта (100 км от г. Петропавловск-Камчатский) Bechevinskaya Bay (100 km from Petropavlovsk-Kamchatsky town) • 4000 морских миль от Сабетты 4000 nautical miles from Sabetta

Концепция Concept • 2 судна - хранилища СПГ 2 vessels - LNG storages • Возможна продажа на условиях FOB на Камчатке Sale under FOB terms on the Kamchatka Peninsula is possible

Источник информации: ПАО «НОВАТЭК» information source: PAO NOVATEK

случае операции флота будут допустимы в арктической зоне в течение долгосрочной перспективы вплоть до 2050 г. и все новые жесткие экологические требования не окажут влияния на операционную деятельность и не приведут к дополнительным капитальным затратам в течение жизненного цикла судна.Российские СПГ-проекты способны надежно обеспечить флот топливом.

В условиях неопределенности по срокам введения жестких экологических требований

для арктического судоходства обозначение вектора развития судостроения и переоборудования (модернизации) флота - стратегическая задача, определяющая на ближайшие 40 лет развитие не только судостроительной отрасли России. Выбор направления развития арктического флота России повлияет на успешность реализации российской промышленной стратегии в Арктике, решит, насколько эффективными и экологически безопасными будут крупные российские добывающие

и транспортные (например, транзит по Северному морскому пути (СМП)) проекты.

Россия может выступить с инициативой запрета использования любых нефтяных топлив в Арктике, и это создаст не только дополнительные доходы от продажи СПГ на внутреннем рынке, но станет стимулом для строительства сотен судов на российских верфях и инструментом «мягкой силы» для контроля за судоходством в Арктике через контроль бункеровки морских судов.

Политика 1МО в отношении использования мазута

В настоящее время в акватории Арктики осуществляются значимые и регулярные перевозки грузов для горнодобывающей отрасли, нефти, СПГ, оборудования для строительства промышленных объектов.

Флот, действующий в Арктике, имеет высокий ледовый класс, его использование в прочих регионах маловероятно. Это подтверждается многолетней историей эксплуатации флота, который работает на фиксированных маршрутах в челночном режиме.

Международная морская организация планирует введение за-

Рис. 4. Зона арктических вод IMO Fig. 4. IMO Arctic waters zone

прета на мазут в качестве судового топлива в Арктике. В настоящее время подобный запрет введен для Антарктической зоны. На рис. 4 показаны границы Арктической зоны и Северного морского пути.

Позиция 1М0 заключается в запрете транспорта и HFO, при этом запрет касается не только мазута, но и даже нахождения мазута в топливных баках судна.

Сжиженный природный газ -политическая позиция России в развитии Арктики

В течение последнего времени политические деятели постоянно высказываются в поддержку применения экологически чистых видов топлив в Арктике. Прежде всего, каждый раз речь идет о СПГ.

«„необходимость перехода на более экологичное топливо в Арктике, это абсолютно правильное предложение», - Президент РФ В.В. Путин [7].

«Наверное, первым и самым легким шагом могла бы стать борьба

с черным углеродом, сажей... И второе мероприятие - это может быть переход арктического мореходства к использованию сжиженного при-

родного газа в качестве топлива вместо мазута и других более тяжелых», - Президент Финляндии Саули Ниинисте [7].

Санаторий «Орен-Крым» ЩЯ открытые плавательные бассейны;

Многопрофильный лечебно-оздоровительный санаторий в г. Евпатории Республики Крым, учредителем которого выступил ООО «Газпром добыча Оренбург».

Подходит для родителей с детьми в возрасте от 4 лет, расположен в курортной части г. Евпатории, специализируется на лечении большого числа заболеваний.

ф ф

площадки для волейбола, бадминтона, теннисный корт, бильярдная;

комната для детей и детская оборудованная площадка;

библиотека;

бары;

цифровое телевидение, W¡-Fi-зoны в номерах и на всей территории санатория.

2Э7412, РФ, Республика Крым, г Евпатория, ул. Фрунзе, д. 17 Тел.: +7 (36569) 3-66-80, 3-24-49, 4-91-76 Моб. +7 (978) 082-10-40 E-mail: oren-box о mall ru. oren-bronamaii.ru www.oren-crimea.ru

КРЫМ

Таблица 4. Выигрыши и ущербы для экономики России при запрете HFO в Арктике [6] Table 4. Benefits and damages for the Russian economy from HFO ban in the Arctic [6]

Выигрыши Benefits Ущербы Damages

Социальные Social

Рост качества жизни. Модернизация и повышение эффективности энергетических систем населенных пунктов в Арктике Life quality improvement. Upgrading and increasing the efficiency of energy systems in the inhabited areas of the Arctic Рост потребительских цен. Ограничения роста занятости населения Higher consumer prices. Limited population employment rise

Экономические Economic

Использование СПГ, производимого в Арктике в качестве бункерного топлива. Развитие машиностроительной и судостроительной отрасли для новых видов топлив. Снижение затрат на страхование рисков разлива нефтепродуктов Application of LNG produced in the Arctic as a bunkerage fuel. Development of the machine building and ship building industries for new fuel types. Lower oil product spill insurance costs Рост транспортных затрат для реализации промышленных проектов. Рост издержек на вывоз готовой продукции. Дополнительные капитальные вложения в переоборудование судов.Риски развития транзита по СМП в связи с необходимостью дополнительных операций замены топлив перед входом в арктические воды. Снижение конкурентоспособности арктических промышленных проектов Higher in transportation costs of industrial projects. Higher ready product transportation costs. Additional capital investments into vessels' reequipment. Risks of transit development along the Northern Sea Route due to the additional operations related to fuel replacement before the Arctic waters. Lower competitiveness of Arctic industrial projects

Военные Military

При вводе зоны исключительно использования СПГ контроль над транзитными потоками за счет «мягкой силы» бункеровки СПГ In case of introducing exclusively LNG use zone the control over transit flows due to LNG bunkerage soft force Неприменимо Not applicable

Политические Political

Решение задачи сокращения выбросов по международным договорам и соглашениям по климату Addressing the target of reducing emissions under climatic international agreements Неприменимо Not applicable

Окружающей среде Environment

Снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Ликвидация выбросов сажи, снижающей отражающую способность льда и снега, приводящей к ускоренному их таянию. Минимизация последствий разлива нефтепродуктов Reducing atmospheric emissions. Eliminating the emissions of soot decreasing the reflective capacity of ice and snow, which causes their faster thawing. Minimizing oil product spill consequences Неприменимо Not applicable

«Российский Арктический флот будет переведен на использование СПГ или на другое топливо с низким влиянием на окружающую среду...» - Специальный представитель Президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта С.Б. Иванов [8].

«Серьезно нужно задуматься о газификации транспорта на Северном морском пути», - генеральный директор ПАО «Совкомфлот» - председатель Правления С.О. Франк [9].

В табл. 4 показано, каких выигрышей и ущербов следует ожидать для экономики и политики страны при запрете использования HFO.

Экономическая конкурентоспособность СПГ

В отличие от всех других арктических государств, в России действует постоянный водный маршрут Северный морской транспортный коридор, который на участке от Дудинки до Мурманска является круглогодичным и обеспечивает грузопоток промышленных товаров. В летнее время Северный морской транспортный коридор выступает в качестве транзитного маршрута, соединяющего Европу со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Для оценки отпускной стоимости СПГ на заводе принято предположение о стоимости в 5,3 $/ттЬ^

[10]. При коэффициенте пересчета 43,62 ттЬ1и в 1 т стоимость СПГ на заводе на Ямале составит 231 $/т. Данные по затратам на транспортировку и перевалку СПГ приняты на основании результатов работы

[11]. На рис. 5 показаны графические оценки стоимости бункеровки СПГ в различных пунктах и сравнение со стоимостью MGO. В табл. 5 приведено сравнение составляющих стоимости бункеровки.

Привлекательность использования СПГ взамен нефтяных топ-лив будет заключаться в более низкой его стоимости. При стоимости MGO 35-40 тыс. руб/т ценовая разница между дистил-лятным топливом и СПГ изменилась с 8,5 тыс. руб/т в 2017 г. до

ProSoft

SYSTEMS

РОССИЙСКИЕ КОНТРОЛЛЕРЫ (ЗЕОШ.

для автоматизации технологических процессов в газовой промышленности

Высокопроизводительные решения для создания АСУ ТП любой сложности, а также локальных и распределенных систем управления на объектах газового хозяйства.

ПЛК REGUL R400

ПЛК REGUL R2Q0

Полностью российский продукт с оперативной техподдержкой

«Бесшовная» интеграция линейки контроллеров на основе единого протокола передачи данных

Единая бесплатная среда разработки прикладного ПО Epsilon LD с поддержкой 5 языков стандарта IEC 61131-3

«Горячая» замена модулей

Время цикла от 1 мс

Точность синхронизации времени 50 мкс Встроенные архивы Поддержка визуализации

Контроллеры серии РЕОШ ИХОО применимы в широком спектре задач автоматизации газового комплекса. На их основе реализованы сотни ответственных внедрений на территории России и стран СНГ

Подробная информация о контроллерах и примеры проектов - на сайте prosoftsystems.ru

Инженерная компания ООО «Прософт-Системы> 620102, г. Екатеринбург, ул. Волгоградская, 194а Тел.: +7 (343) 356-51-11 prosoftsystems.ru

8,6 тыс. руб/т для условий Архангельска и до 10-15 тыс. руб/т в 2019 г. в условиях Сабетты, что обеспечивает топливную экономию от 11 млн до 16,5 млн руб. за один рейс для судна типа «Мончегорск».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Арктика становится бурно развивающимся регионом с добывающими проектами мирового уровня, и как следствие, растут объемы перевозок строительных материалов, оборудования и готовой продукции.

Рост грузопотока приводит к росту потребляемого топлива, что, безусловно, оказывает большое влияние на экологическое состояние атмосферного воздуха в регионе, повышает риски разлива топлива и ускоренного таяния льда.

При этом весь объем нефтяных топлив завозится в Арктику, что является одной из причин высоких цен на все виды нефтяных топлив на Севере и высоких затрат на генерацию электрической и тепловой энергии. Одним из локомотивов развития судоходства служит производство СПГ. Сжиженный природный газ обладает существенными энергетическими и экологическими преимуществами по сравнению с другими видами ископаемых топлив. В условиях постоянно ужесточающихся требований к нефтяным топливам и потенциального запрета на мазут в Арктике по требованиям 1М0 переход на СПГ позволит удовлетворять всем действующим и планируемым экологическим требованиям вплоть до 2050 г.

Сжиженный природный газ может активно использоваться не только для судоходства, но и для энергообеспечения арктических населенных пунктов с замещением угля и нефтяных топлив.

Главное экологическое преимущество перехода на СПГ - устранение угрозы аварийных нефтераз-ливов. Важное достоинство СПГ -его ценовая конкурентоспособность. Газ для производства СПГ добывается в Арктике, СПГ там же

Таблица 5. Оценка затрат для СПГ-бункеровки в основных портах Арктики [11] Table 5. Assessment of LNG bunkerage costs in the main Arctic ports [11]

Статья затрат, $/т Cost item, $/t Порт Port Мурманск Murmansk Архангельск Arkhangelsk Ямал Yamal

Производство СПГ LNG production 231 346 [12] 231

Перевалка на газовоз Transshipment to gas carrier 30 Х Х

Стоимость фрахта Freight cost 1S Х Х

Перевалка на береговое хранилище Onshore storage cost 30 Х Х

Работа бункеровочного судна Bunker ship operation 121 121 121

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИТОГО TOTAL 427 467 3S2

Разница с MGO (относительно цены MGO) Difference from MGO (compared to MGO price) 28,80 % 22,09 % 41,30 %

Мурманск Murmansk

■ Стоимость СПГ на заводе, $/т LNG cost at the plant, $Л

■ Стоимость фрахта, $/т Freight cost, $/t

Источник информации: оценки А. Климентъева Information source: according to A. Klimentiev

Архангельск Ямал

Arkhangelsk Yamal

Бункеровка Bunkerage

Бункеровка СПГ, $/г LNG bunkerage, $/t i Перевалка на газовоз, $/т Transshipment to gas carrier, $/t

Судовой газойль MGO

1 Перевалка в береговое хранилище, $/т Transshipment to onshore storage, $/t

Рис. 5. Оценка затрат для СПГ-бункеровки в основных портах Арктики Fig. 5. Assessment of LNG bunkerage costs in the main Arctic ports

и производится, т. е. нет больших транспортных затрат на доставку топлива.

Мировой рынок СПГ имеет большое количество разнообразных моделей реализации проектов производства. Очень часто для сравнения конкурентоспособности применяют предельные кратко-и долгосрочные затраты. При этом в категорию краткосрочных затрат для американских проектов

не включаются затраты на толлинг или даже на транспортировку СПГ при наличии долгосрочного фрахта [13].

Вместе с тем ряд затрат, относящихся к краткосрочным, например, затраты на толлинг и фрахт, являются денежными затратами, т. е. участник проекта имеет отрицательный денежный поток и реализует стратегию минимизации денежных убытков, но продает СПГ

9,00 8,00 7,00 6,00 Ё 5,00 1 4,00

2,00 1,00

i 1.1 lil III II IB

M

о É-:

z a_

[_} (Л

= "S

ш P>

Ê И

S S

|_ -S

c_3 (D

■Ë E

Названия проектов производства СПГ LNG production projects

■ Долговременные предельные издержки LRMC

| Кратковременные предельные издержки ■ Денежные затраты SRMC Cash costs

Источник информации: Оценки А. Климентьева Information source: Assessment by A. Klimentyev

Рис. 6. Сравнение LRMC, SRMC и денежных затрат на производство СПГ в Арктике (без учета поставки на рынок) Fig. 6. Comparison of LRMC, SRMC and cash costs of LNG production in the Arctic (delivery to the market not included)

выше предельных краткосрочных затрат.

В период до 2023 г. как минимум планируется переизбыток производства СПГ. В подобной ситуации имеет немалое значение факт денежных убытков у поставщиков СПГ, а не меньшие предельные краткосрочные затраты.

При достижении определенного уровня цен на рынке стратегия продавцов толлинговых проектов станет заключаться во временном уходе с рынка, т. е. сами заводы по толлингу не пострадают и получат необходимые платежи, но СПГ производить не будут.

Например, в рассмотренном упрощенном случае проекта Driftwood [14] при исключении фрахта из SRMC при цене 5 $/mmbtu все сценарии выше SRMC, но в каждом случае продавцы СПГ получают денежные убытки, т. е. имеют отрицательную EBITDA. В таком режиме необходима постоянная компенсация отрицательного денежного потока

от других видов деятельности. Понятно, что эта стратегия в долгосрочном периоде не может быть применена.

С целью определения устойчивости российских арктических проектов производилось сравнение по предельным краткосрочным, долгосрочным и денежным затратам. На рис. 6 показано это сравнение.

Большинство проектов, в том числе среднетоннажных, имеют достаточную конкурентную устойчивость по сравнению с поставками СПГ из США.

По ряду оценок СПГ обеспечит ценовую выгоду для потребителя до 50 % по сравнению с нефтяными топливами. Таким образом, использование СПГ для перевозок и реализации крупных промышленных проектов позволит реализовать сценарий устойчивого развития, т. е. развитие бизнеса, снижение топливных затрат и, следовательно, повышение долгосрочной конкурентоспособности арктических

проектов и обеспечение экологической безопасности.

Развитие инфраструктуры СПГ происходит в тесной связи с развитием производства СПГ в Арктике. Отгрузочные терминалы на Сабетте сейчас могут отгружать СПГ только в большие газовозы, но после начала работы четырех ледоколов на СПГ там должна быть создана инфраструктура бункеровки судов. Терминалы в Мурманске и Петропавловске-Камчатском также имеют цель перевалки СПГ с больших газовозов арктического класса на конвенциональные газовозы, но могут выступать в роли распределительного терминала для нужд Мурманской обл. и Камчатского края, бункеровки судов СПГ.

В Арктике могут появиться и новые малотоннажные проекты по производству СПГ в Архангельске, на Чукотке, что повысит надежность обеспечения СПГ потребителей и тем самым будет способствовать развитию инфраструктуры использования СПГ. ■

ЛИТЕРАТУРА

1. НОВАТЭК покинет Норвегию. Компания перенесет перевалку СПГ в Мурманск к концу года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.kommersant.ru/doc/3944739? utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 08.08.2019).

2. Климентьев А.Ю., Книжников А.Ю., Григорьев А.Ю. Перспективы и возможности использования СПГ для бункеровки в арктических регионах России // Всемирный фонд дикой природы (WWF). М., 2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wwf.ru/ resources/publications/booklets/perspektivy-i-vozmozhnosti-ispolzovaniya-spg/(дата обращения: 08.08.2019).

3. Компания Михельсона и Тимченко планирует построить на Камчатке терминал для перегрузки СПГ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kamchatinfo.com/news/economics_and_business/detail/21090/(дата обращения: 08.08.2019).

4. НОВАТЭК подписал меморандум о взаимопонимании с Marubeni и MOL по проекту перевалочного СПГ-терминала на Камчатке [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://neftegaz.ru/news/view/167164-NOVATEK-podpisal-memorandum-o-vzaimoponimanii-s-Marubeni-i-MOL-po-proektu-perevalochnogo-SPG-terminala-na-Kamchatke (дата обращения: 08.08.2019).

5. НОВАТЭК выбрал место на Камчатке для перевалочного СПГ-терминала [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://teknoblog.ru/ 2018/05/18/89445? from/teknoblog.ru (дата обращения: 08.08.2019).

6. Книжников А.Ю., Климентьев А.Ю. Перевод Арктического флота с мазута на сжиженный природный газ (СПГ). Россия в окружающем мире // Дискуссионные материалы к Международной конференции «Судостроение в Арктике», июнь 2019, Архангельск [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wwf.ru/upload/iblock/629/rabochie_materialy_po_spg_forum_sudostroenie_iyun_2019. pdf?fbclid=IwAR0Mf3AKoo2iEvnc9BQxSdyi TDRQJ0JDacZNmbNuQAUa6bbgRRV8305L0fA (дата обращения: 08.08.2019).

7. По окончании российско-финляндских переговоров Владимир Путин и Саули Ниинисте дали совместную пресс-конференцию [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/58347#sel=51:1: zBk,51:18: hhS (дата обращения: 08.08.2019).

8. Иванов считает, что арктический флот может перейти на сжиженный природный газ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// finance.rambler.ru/economics/36503888-ivanov-schitaet-chto-arkticheskiy-flot-mozhet-pereyti-na-szhizhennyy-prirodnyy-gaz/ (дата обращения: 08.08.2019).

9. Арктический потенциал. Северный морской путь как драйвер экономического роста [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// roscongress.rbc.ru/arctic (дата обращения: 08.08.2019).

10. Конкурировать с «НОВАТЭКом» сможет только Катар. Компания готова на треть снизить себестоимость производства на «Ямал СПГ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/01/25/748897-konkurirovat-s-novatekom (дата обращения: 08.08.2019).

11. Климентьев А.Ю., Книжников А.Ю. Потенциал газификации Арктической зоны Российской Федерации сжиженным природным газом (СПГ) // Всемирный фонд дикой природы (WWF). М., 2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wwf.ru/

resources/publications/booklets/analiticheskiy-obzor-potentsial-gazifikatsii-arkticheskoy-zony-rossiyskoy-federatsii-szhizhennym-pri/(дата обращения: 08.08.2019).

12. Климентьев А.Ю., Митрова Т.А., Собко А.А. и др. Среднетоннажный СПГ в России: между небом и землей // Московская школа управления СКОЛКОВО. М., 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://energy.skolkovo.ru/downloads/documents/SEneC/Research/ SK0LK0V0_EneC_RU_MediumDutyLNG_01122018. pdf (дата обращения: 08.08.2019).

13. «If you build it, will they come? The competitiveness of US LNG in overseas markets» // SIPA, November 2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://energypolicy.columbia.edu/research/report/if-you-build-it-will-they-come-competitiveness-us-lng-overseas-markets (дата обращения: 08.08.2019).

14. Мировой рынок СПГ имеет большое количество разнообразных моделей реализации проектов производства [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.facebook.com/groups/293375711148130/permalink/603119473507084/(дата обращения: 08.08.2019).

REFERENCES

(1) NOVATEK will leave Norway. The Company will move LNG transshipment to Murmansk by the end of the year. Available from: https:// www.kommersant.ru/doc/3944739? utm_source=yxnews&utm_medium=desktop [Accessed 8th August 2019]. (In Russian)

(2) Klimentyev AYu, Knizhnikov AYu, Grigoryev AYu. LNG for bunkerage in the Arctic regions of Russia: prospects and application possibilities. WWF. Moscow: 2017. Available from: https://wwf.ru/resources/publications/booklets/perspektivy-i-vozmozhnosti-ispolzovaniya-spg/[Accessed

8th August 2019]. (In Russian)

(3) Mikhelson's and Timchenko's Company is planning to build the LNG transshipment terminal on the Kamchatka Peninsula. Available from: https:// kamchatinfo.com/news/economics_and_business/detail/21090 / [Accessed 8th August 2019]. (In Russian)

(4) NOVATEK signed the memorandum of understanding with Marubeni and MOL on the LNG transshipment terminal on the Kamchatka Peninsula. Available from: https://neftegaz.ru/news/view/167164-NOVATEK-podpisal-memorandum-o-vzaimoponimanii-s-Marubeni-i-MOL-po-proektu-perevalochnogo-SPG-terminala-na-Kamchatke [Accessed 8th August 2019]. (In Russian)

(5) NOVATEK selected the site on the Kamchatka Peninsula for the LNG transshipment terminal. Available from: https://teknoblog.ru/ 2018/05/18/89445? from/teknoblog.ru [Accessed 8th August 2019]. (In Russian)

(6) Knizhnikov AYu, Klimentyev AYu. Transition of the Arctic fleet from fuel oil to liquefied natural gas (LNG). Russia and its surroundings. Discussion materials to International Conference Ship Building in the Arctic. June 2019: Arkhangelsk. Available from: https://wwf.ru/

upload/iblock/629/rabochie_materialy_po_spg_forum_sudostroenie_iyun_2019. pdf?fbclid=IwAR0Mf3AKoo2iEvnc9BQxSdyiTDRQJOJDacZNmbNuQAUa 6bbgRRV8305L0fA [Accessed 8th August 2019]. (In Russian)

(7) After the Russian-Finnish negotiations were finished, Vladimir Putin and Sauli Niinisto held a joint press-conference. Available from: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/58347#sel=51:1: zBk,51:18: hhS [Accessed 8th August 2019]. (In Russian)

(8) Ivanov believes that the Arctic fleet can switch to liquefied natural gas. Available from: https://finance.rambler.ru/economics/36503888-ivanov-schitaet-chto-arkticheskiy-flot-mozhet-pereyti-na-szhizhennyy-prirodnyy-gaz / [Accessed 8th August 2019]. (In Russian)

(9) The Arctic potential. The Northern Sea Route as the economic growth driver. Available from: http://roscongress.rbc.ru/arctic [Accessed 8th August 2019]. (In Russian)

(10) Only Qatar can compete with Novatek. The Company is ready to reduce the production cost of the Yamal LNG plant threefold. Available from: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/01/25/748897-konkurirovat-s-novatekom [Accessed 8th August 2019]. (In Russian)

(11) Klimentyev AYu, Knizhnikov AYu. The potential of gasification of the Arctic zone of the Russian Federation using liquefied natural gas (LNG). WWF. Moscow: 2018. Available from: https://wwf.ru/resources/publications/booklets/analiticheskiy-obzor-potentsial-gazifikatsii-arkticheskoy-zony-rossiyskoy-federatsii-szhizhennym-pri/[Accessed 8th August 2019]. (In Russian)

(12) Klimentyev AYu, Mitrova TA, Sobko AA, et al. Medium scale LNG in Russia: between the heaven and earth. SKOLKOVO Business School. Moscow: 2018. Available from: https://energy.skolkovo.ru/downloads/documents/SEneC/Research/SKOLKOVO_EneC_RU_MediumDutyLNG_01122018. pdf [Accessed 8th August 2019]. (In Russian)

(13) If you build it, will they come? The competitiveness of US LNG in overseas markets. SIPA. November 2016. Available from: https://energypolicy. columbia.edu/research/report/if-you-build-it-will-they-come-competitiveness-us-lng-overseas-markets [Accessed 8th August 2019].

(14) There is a vast number of various production project implementation models on the global LNG market. Available from: https://www.facebook.com/ groups/293375711148130/permalink/603119473507084 / [Accessed 8th August 2019]. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.