Научная статья на тему 'Российский мало- и среднетоннажный СПГ. Балтика'

Российский мало- и среднетоннажный СПГ. Балтика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
437
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГАЗОВЫЙ ХАБ / БИРЖЕВАЯ ТОРГОВЛЯ ГАЗОМ / ГАЗОВЫЙ РЫНОК СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ / ТЕРМИНАЛ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА / ЭКСПОРТ ГАЗА / GAS HUB / GAS EXCHANGE TRADE / GAS MARKET OF NORTH-WEST EUROPE / LIQUIFIED NATURAL GAS TERMINAL / GAS EXPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климентьев А. Ю., Родичкин И. Г.

В 2019 г. в России ожидается начало работы четырех среднетоннажных проектов производства сжиженного природного газа. Три из них находятся в районе Балтики. Развитию производства и использования сжиженного природного газа способствуют международное регулирование судоходства на Балтике и активно развивающаяся система терминалов в разных странах. Современные технологии производства сжиженного природного газа, выгодное географическое положение и, конечно, низкие внутренние цены на природный газ обеспечивают высокую конкурентоспособность российского сжиженного природного газа на рынке Европы. Конкурентоспособность российского сжиженного природного газа позволила осуществить его поставки в Литву на терминал «Независимость». В 2019 г. поставки российского сжиженного природного газа могут приблизиться к 10 % общего объема его поставок в Литву. Среднетоннажные проекты используют различные способы транспортировки продукции на рынок. В связи с ростом количества среднетоннажных проектов и объема производства сжиженного природного газа потребуется строительство флота среднетоннажных газовозов, увеличение количества криогенных цистерн-контейнеров, интеграция логистических цепочек с существующей инфраструктурой сжиженного природного газа в регионе. Плавучая регазификационная установка «Маршал Василевский» в Калининграде стала первым терминалом сжиженного природного газа в России, который может использоваться в качестве накопителя газа для нескольких проектов с последующей дистрибуцией любых партий сжиженного природного газа потребителям в Европе и мире. На северо-западе России может быть создан крупный европейский газовый хаб на основе среднетоннажных проектов сжиженного природного газа в сочетании с системой трубопроводов «Северный поток - 1», «Северный поток - 2» и планируемым проектом крупнотоннажного производства «Балтийский СПГ». Торги на таком хабе могут осуществляться за рубли, а потенциальный объем торгов будет сопоставим с физическими объемами торговли на крупнейших мировых газовых хабах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN LIGHT AND MEDIUM DUTY LNG. THE BALTICS

Four mid-scale LNG plants will start up LNG production in Russia in 2019. Three of them are located in the Baltic region. The international regulation of the shipping industry and the growing LNG infrastructure support the production and consumption of LNG in North-East Europe. Modern LNG technologies, favorable geographical location and, of course, low domestic gas prices ensure high competitiveness of Russian LNG on the European market. Lithuanian LNG floating storage and regasificaiotn unit Independence is one of the largest destination points for Russian midscale LNG. Russian LNG supplies may reach 10 % of the total LNG supplies to Lithuania in 2019. Mid-scale LNG projects use various logistic methods to supply LNG to the market. Integration with operating and planned LNG terminals in Europe, both large fleet of mid-scale gas carriers and fleet of LNG ISO-containers are required for the successful development of Russian mid-scale LNG plants. Floating storage and regasification unit Marshal Vasilevskiy in Kaliningrad was the first LNG terminal in Russia and can be used as the LNG terminal for Russian mid-scale projects for the subsequent distribution of any LNG shipments to consumers in Europe and the world. The large gas hub can be created in the North-West of Russia. Several mid-scale LNG projects and North Stream-1, North Stream-2 and planed large scale Baltic LNG project will be the main suppliers of gas for the hub. Gas trade can be carried out in Russian rubles and the potential trade volume will be comparable to the trade volumes on the world»s largest gas hubs.

Текст научной работы на тему «Российский мало- и среднетоннажный СПГ. Балтика»

РОССИИСКИИ МАЛО- И СРЕДНЕТОННАЖНЫИ СПГ. БАЛТИКА

УДК 339.13:665.725

А.Ю. Климентьев, Центр энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО (Москва, РФ), [email protected] И.Г. Родичкин, Центр энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО, [email protected]

В 2019 г. в России ожидается начало работы четырех среднетоннажных проектов производства сжиженного природного газа. Три из них находятся в районе Балтики. Развитию производства и использования сжиженного природного газа способствуют международное регулирование судоходства на Балтике и активно развивающаяся система терминалов в разных странах. Современные технологии производства сжиженного природного газа, выгодное географическое положение и, конечно, низкие внутренние цены на природный газ обеспечивают высокую конкурентоспособность российского сжиженного природного газа на рынке Европы.

Конкурентоспособность российского сжиженного природного газа позволила осуществить его поставки в Литву на терминал «Независимость». В 2019 г. поставки российского сжиженного природного газа могут приблизиться к 10 % общего объема его поставок в Литву. Среднетоннажные проекты используют различные способы транспортировки продукции на рынок. В связи с ростом количества среднетоннажных проектов и объема производства сжиженного природного газа потребуется строительство флота среднетоннажных газовозов, увеличение количества криогенных цистерн-контейнеров, интеграция логистических цепочек с существующей инфраструктурой сжиженного природного газа в регионе.

Плавучая регазификационная установка «Маршал Василевский» в Калининграде стала первым терминалом сжиженного природного газа в России, который может использоваться в качестве накопителя газа для нескольких проектов с последующей дистрибуцией любых партий сжиженного природного газа потребителям в Европе и мире.

На северо-западе России может быть создан крупный европейский газовый хаб на основе среднетоннажных проектов сжиженного природного газа в сочетании с системой трубопроводов «Северный поток - 1», «Северный поток - 2» и планируемым проектом крупнотоннажного производства «Балтийский СПГ». Торги на таком хабе могут осуществляться за рубли, а потенциальный объем торгов будет сопоставим с физическими объемами торговли на крупнейших мировых газовых хабах.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ГАЗОВЫЙ ХАБ, БИРЖЕВАЯ ТОРГОВЛЯ ГАЗОМ, ГАЗОВЫЙ РЫНОК СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ, ТЕРМИНАЛ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА, ЭКСПОРТ ГАЗА.

РОССИЙСКИЙ СЖИЖЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ - ЕВРОПЕЙСКИЙ ПОХОД

Отрасль производства и торговли сжиженного природного газа (СПГ) считается одной из наиболее динамичных в международной энергетике. Конкуренция на рынке растет, и для продвижения своих производителей правительства различных стран используют широкий диапазон мер поддержки, начиная от налоговых льгот

и вплоть до прямого продвижения продукции на рынки.

Министр энергетики Российской Федерации А.В. Новак сделал важный вывод об отсутствии конкуренции между российскими СПГ и трубопроводным газом в Европе [1]. Именно опасение возможного влияния российских поставок СПГ на европейский рынок, оказавшееся заблуждением, ограничивало развитие СПГ-индустрии.

Общая оценка потенциала производства СПГ в России, по оценке министра энергетики, составляет 40-80 млн т, что вместе с уже заявленными проектами производства дает общий возможный объем производства СПГ в России 123-163 млн т/год.

Реализация потенциала производства СПГ в России не может быть полностью обеспечена только ростом количества крупнотоннажных проектов, она будет связана

A.Yu. Klimentyev, SKOLKOVO Energy Centre (Moscow, Russian Federation), [email protected] I.G. Rodichkin, SKOLKOVO Energy Centre, [email protected]

Russian light and medium duty LNG. The Baltics

Four mid-scale LNG plants will start up LNG production in Russia in 2019. Three of them are located in the Baltic region. The international regulation of the shipping industry and the growing LNG infrastructure support the production and consumption of LNG in North-East Europe. Modern LNG technologies, favorable geographical location and, of course, low domestic gas prices ensure high competitiveness of Russian LNG on the European market.

Lithuanian LNG floating storage and regasificaiotn unit Independence is one of the largest destination points for Russian mid-scale LNG. Russian LNG supplies may reach 10 % of the total LNG supplies to Lithuania in 2019.

Mid-scale LNG projects use various logistic methods to supply LNG to the market. Integration with operating and planned LNG terminals in Europe, both large fleet of mid-scale gas carriers and fleet of LNG ISO-containers are required for the successful development of Russian mid-scale LNG plants.

Floating storage and regasification unit Marshal Vasilevskiy in Kaliningrad was the first LNG terminal in Russia and can be used as the LNG terminal for Russian mid-scale projects for the subsequent distribution of any LNG shipments to consumers in Europe and the world.

The large gas hub can be created in the North-West of Russia. Several mid-scale LNG projects and North Stream-1, North Stream-2 and planed large scale Baltic LNG project will be the main suppliers of gas for the hub. Gas trade can be carried out in Russian rubles and the potential trade volume will be comparable to the trade volumes on the world»s largest gas hubs.

KEYWORDS: GAS HUB, GAS EXCHANGE TRADE, GAS MARKET OF NORTH-WEST EUROPE, LIQUIFIED NATURAL GAS TERMINAL, GAS EXPORT.

Источник информации: Экономическая лаборатория А. Климентъева Information source: A. Klimentyev economic laboratory

I Балтийский СПГ Baltic LNG

i Калининград ГРС-2 Kaliningrad GDS-2 КС «Портовая» Portovaya CS i «Высоцк-СПГ» Vysotsk LNG I «Криогаэ-Псков» Kriogaz-Pskov i «Криогаэ-Калининград» Kriogaz Kaliningrad

Рис. 1. Объемы производства СПГ российскими компаниями в Балтийском регионе Fig. 1. LNG production by Russian companies in the Baltic region

и со структурными изменениями в отрасли, включая законодательное регулирование:

- ростом количества и объема производства малотоннажных (до 80 тыс. т/год) и среднетон-нажных (до 2 млн т/год) производств в России;

- созданием и совершенствованием нормативного регулирования доступа как к объектам инфраструктуры (газопроводы, СПГ-терминалы), так и к производ-

ственным мощностям, дающим возможность толлинга для производства СПГ;

- развитием сервисов по транспортировке и распределению СПГ, включая БО-контейнеры, автомобильные цистерны, бункеровщики и малотоннажные газовозы;

- формализацией и регулированием экспортных поставок СПГ. В ближайшие годы подавляющий объем поставок будет от ПАО «НОВАТЭК», на его место-

рождения не распространяется монополия экспорта, но сохранение монополии тормозит развитие мало-и среднетоннажных проектов, которые, как правило, ориентируются на близлежащие рыночные ниши.

Российская часть Балтийского региона имеет все необходимые условия для того, чтобы стать цен -тром производства СПГ мирового уровня. По заявленным проектам общий объем производства СПГ достигнет 16,5 млн т к 2024 г., а на базе FSRU (Floating Storage Regasification Unit - плавучая рега-зификационная установка (ПРГУ)) «Маршал Василевский» можно создать крупнотоннажный накопитель и региональный СПГ-хаб.

В период до 2025 г. взрывной рост российского производства СПГ на Балтике потребует значительных изменений по всей цепочке стоимости и значительных перемен в области нормативного регулирования отрасли СПГ в России.

РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ И БУНКЕРОВКА

Наиболее широко известны проекты по производству СПГ.

В то же время имеются проекты, связанные с развитием инфраструктуры и бункеровки СПГ.

газовая промышленность сжиженный природный газ

№ 6 | 785 | 2019 г.

Таблица 1. Карта российского СПГ на Балтике Table 1. Russian LNG map in the Baltics

Цены на газ и газовый хаб Prices for gas and gas hub Маловероятны значительные изменения цены на внутреннем рынке. Цены на балтийском рынке СПГ будут ограничены сверху поставками газа из Норвегии и США. Условия для создания регионального газового хаба с торговлей СПГ и трубопроводным газом за рубли Significant price changes on the domestic market are unlikely to happen. Prices on the Baltic LNG market will be bounded from above by gas supplies from Norway and the USA. Conditions for setting up regional gas hub with LNG and pipeline gas trading in rubles.

Производство СПГ LNG production Развитие всех сегментов, от малотоннажного до крупнотоннажного, производств мирового класса. Расширение использования российских технологий и оборудования Development of all segments from small to large scale world class production. Wider application of the Russian technologies and equipment

Перевозка СПГ LNG transportation Дефицит малотоннажных газовозов. Увеличение емкости парка хранения КС «Портовая» Использование ISO-контейнеров Shortage of low-tonnage LNG carriers. Increase of the storage park capacity at Portovaya compressor station. Use of ISO tanks

Терминалы Terminals Рост количества бункеровщиков. Появление новых терминалов всех сегментов, от малотоннажных до крупнотоннажных, в том числе плавучих терминалов. Использование крупнотоннажных терминалов в качестве накопителя Growth of the number of fuel vessels. Appearance of new terminals in all segments from small to large-scale, including floating terminals. Using large-capacity terminals as storage facility

Рынок СПГ LNG market Рост конкуренции среди поставщиков. Существенная доля российского СПГ на рынках Северной Европы и Прибалтики Enhancement of competitiveness among suppliers. Significant share of the Russian LNG on North European and Baltic markets

Нормативное регулирование Regulatory control Формализация получения разрешения на экспорт СПГ. Разработка национальных правил доступа к объектам инфраструктуры (терминалы, газовозы). Введение правила доступа третьих лиц (ТРА) к объектам инфраструктуры. Разработка правил толлинга мощностей по сжижению газа. Изменение правил экспорта регазифицированного газа с терминала «Маршал Василевский» Formalization of obtaining a permit for LNG export. Development of national rules of access to infrastructure facilities (terminals, gas carriers). Introduction of rules on third party access (TPA) to infrastructure facilities. Elaboration of tolling rules for gas liquefaction capacities. Amendments of export rules for regasified gas from "Marshal Vasilevsky" terminal

Бункеровка

Использование СПГ в качестве бункерного топлива распространяется по всему миру.

Большую роль в этом играет международное регулирование и введение зоны ЕСА Балтийского и Северного морей.

Сохраняющееся различие в стоимости СПГ и нефтяного топлива, последовательная политика стимулирования использования СПГ для бункеровки и ужесточение экологических требований поддерживают стабильно высокий уровень ожиданий в отношении перспектив СПГ на глобальном рынке судоходства.

Прогноз DNV-GL [2] - высокая конкурентоспособность СПГ для судоходства на короткие и длинные расстояния. При этом доля СПГ до -стигнет 32 % мирового потребления энергии, используемой для судоходства.

Действующим российским проектом в области бункеровки является проект компании «Газпром Марин Бункер» по строительству бунке-

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40 % 30% 20% 10% 0%

18 3 18 18

9

47 50 41

32 32 32

Всего по миру World total

Магистральные маршруты Main routes

Прибрежные маршруты Coastal routes

Биотопливо Biofuel

■ Электричество Electricity

■ HF0/MG0

■ СПГ LNG

Источник информации: DNV-GL [2] Information source: DNV-GL [ZI

Рис. 2. Роль СПГ в энергетическом балансе мирового судоходства в 2050 г. Fig. 2. LNG role in the energy mix of world shipping in 2050

ровщика СПГ в России. Ожидается, что бункеровщик будет построен в 2020 г. [3].

По государственному контракту с Министерством промышленности и торговли РФ ФГУП «Крыловский государственный научный центр» в 2019 г. должно провести переоборудование научно-исследовательского судна «Профессор

Павловский» и завершить создание бункеровщика для СПГ [4].

В Российской Федерации действует один проект производства СПГ (ООО «Криогаз-Псков»), который обеспечивает СПГ-паром в Балтийском море. Наибольший опыт бункеровки СПГ на территории стран бывшего СССР имеет компания Eesti Gaas, которая

Таблица 2. Перечень действующих и планируемых терминалов балтийских стран Table 2. The list of operating and planned terminals in Baltic countries

та CÜ u 4 О 5 n 2018 г. 2018 2019 г. (план) 2019 (plan) 2025 г. (план) 2025 (plan)

Страна Country Терминал Terminal Оператор Operator Статус Status Год начала произ Year of the start production Примечание Note Млрд м3 Bln m3 СПГ, м3 LNG, m3 Млрд м3 Bln m3 СПГ, м3 LNG, m3 Млрд м3 Bln m3 СПГ, м3 LNG, m3

Эстония Estonia Muuga (Tallinn) LNG terminal Vopak Планируемый Planned 2020 Small Scale 2 30 000 2 30 000 2 30 000

Paldiski LNG Terminal Balti Gaas Планируемый Planned 2021 - - - - - 2,5 160000

Финляндия Finland Tahkoluoto/Pori LNG Terminal SkanGas Действующий Operating 2016 Small Scale 0,11 30 000 0,11 30 000 0,11 30 000

Rauma LNG terminal AGA Строящийся Under construction 2020 Small Scale - 10 000 - 10 000 - 10 000

Tornio Manga LNG terminal Manga LNG Действующий Operating 2018 Small Scale 50 000 50 000 50 000

Hamina-Kotka LNG terminal Haminan Energia Планируемый Planned 2020 Small Scale - 30 000 - 30 000 - 30 000

Германия Germany Brunsbuettel LNG Terminal Gasunie, Vopak, Oiltanking Планируемый Planned 2023 - - - - - 8 -

Stade Macquarie Group China Harbor Enqineering Планируемый Planned 2023 - - - - - 5-8 -

Wilgelmshaven Uniper Планируемый Planned 2022 - - - - - 10 -

Rostock Fluxys НОВАТЭК Планируемый Planned 2022 Small Scale - - - - 300 тыс. т -

Латвия Latvia Skulte LNG terminal Skulte LNG terminal Планируемый Planned 2019 FRU - - 5 400 5 400

Литва Lithuania FSRU Independence Klaipedos Nafta Действующий Operating 2014 FSRU 4 170 000 4 170 000 4 170 000

Польша Poland Swinoujscie LNG Terminal GAZ-SYSTEM Действующий Operating 2016 5 320 000 5 320 000 5 320 000

Swinoujscie LNG Terminal GAZ-SYSTEM Планируемый к расширению Planned expansion 2020 - - 160 000 - - 2,5 180 000

FSRU Polish Baltic Sea Coast GAZ-SYSTEM Планируемый Planned 2023 FSRU - - - - 8,2 170 000

Россия Russia Kaliningrad LNG terminal «Газпром» Gazprom Действующий Operating 2018 FSRU 2,7 170 000 2,7 170 000 2,7 170 000

Швеция Sweden Nynäshamn LNG terminal AGA Действующий Operating 2011 Small Scale 0,3 20 000 0,3 20 000 0,3 20 000

Lysekil LNG Terminal SkanGas Действующий Operating 2014 Small Scale 0,3 30 000 0,3 30 000 0,3 30 000

Gävle LNG terminal SkanGas Планируемый Planned - Small Scale - - - - - 30 000

Göteborg LNG terminal Swedegas Планируемый Planned - Small Scale - - - 8000 - 33 000

Источник информации: Экономическая лаборатория А. Климентьева на основе GIE Source: Economic Laboratory of A.Klimentyev on the basis of GIE

Таблица 3. Перечень российских балтийских проектов СПГ Table 3. The list of Russian Baltic LNG projects

Цикл сжижения Liquefaction cycle Владелец. Место реализации Owner. Place of implementation Год начала производства The year of the start of production Производительность, тыс. т/год Capacity, Thous.tons/year Статус проекта Project status

Дроссельный Throttle ООО «Криогаз-Калининград» ГРС-1 Kriogas-Kaliningrad LLC GDS-1 2013 23 Действующий Operating

Дроссельный Throttle ООО «Криогаз» Кингисепп Kriogas-Kingisepp LLC 2015 9 Действующий Operating

Дроссельный Throttle ООО «Криогаз-Псков» Kriogas-Pskov LLC 2016 19 Действующий Operating

Смесевой хладагент Mixed refrigerant ООО «Криогаз-Высоцк», порт Высоцк Kriogas-Vysotsk, the port of Vysotsk 2019 T1-T2 2 * 330 Действующий Operating

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н/д N/a ООО «Криогаз-Высоцк», порт Высоцк Kriogas-Vysotsk, the port of Vysotsk Н/д N/a T3 1 200 (?) Планируемый Planned

Азотный цикл Nitrogen cycle «СПГ - Горская», Ленинградская обл. LNG - Gorskaya, Leningrad region Н/д N/a 3 * 420 Приостановленный Suspended

LINDE LIMUM3 -многостадийный процесс на смесевом хладагенте Multi-stage mixed refrigerant process «Газпром», КС «Портовая», Ленинградская обл. Gazprom CS Portovaya, Leningrad region 2019 1500 Строящийся Under construction

Азотный цикл Nitrogen cycle ООО «Криогаз-Калининград» Kriogas-Kaliningrad LLC 2019 3 * 50 Строящийся Under construction

DMR «Балтийский СПГ», Усть-Луга Baltic LNG, Ust-Luga 2023-2024 2 * 6500 Планируемый Planned

Н/д N/a ООО «Кировский завод «Газовые технологии» Kirovsk plant Gas Technologies LLC Н/д N/a 200 Планируемый Planned

Примечание. Зеленым обозначены действующие проекты, красным цветом - приостановленные проекты, синим - проекты в стадии строительства, белым - предполагаемые проекты.

Note: Green color marks existing projects, red color marks suspended projects, blue color marks projects under construction, and a white one-planned projects.

Источник информации: Экономическая лаборатория А. Климентьева Source: Economic Laboratory of A. Klimentyev

поставляет СПГ для парома Megastar с производства в Пскове.

В 2022 г. компания Tallink ожидает получения второго парома на СПГ [5].

Мощности завода СПГ ООО «Криогаз-Псков» будет недостаточно в случае начала работы второго парома. Для удовлетворения спроса планируются строительство малотоннажного терминала СПГ Muuga в Таллине [6] и приобретение бункеровщика [7].

Это свидетельствует о том, что развитие бункеровки стимулирует развитие инфраструктуры и приводит к росту конкуренции между поставщиками СПГ.

СПГ-терминалы

Международная инфраструктура включает в себя несколько малотоннажных терминалов в Швеции, Финляндии.

Считается,что плавучие системы хранения и регазификации обеспечивают быстрый доступ

потребителя к газу. Литва первой на Балтике начала использовать FSRU с целью повышения энергетической безопасности и снижения затрат на газ. Для финансирования деятельности терминала власти Литвы ввели специальную надбавку к цене на газ, которую оплачивают конечные потребители.

Причинами, которые осложнили функционирование терминала, стали:

- изменившиеся рыночные условия на рынке природного газа.

От 20 тыс. до 70 тыс. м3 From 20 to 70 thou.

До 10 тыс. м3 То 10 thou, m3

0t 20 tmc. flo 70 Tbic. m3 From 20 to 70 thou, m3

0t 10 Tbic. flo 20 Tbic. m3 From 10 to 20 thou, m3

flo 10 TbIQ. M3

From 10 thou, m3

434668

207 116

63 245

От 10 тыс. до 20 тыс. м: From 10 to 20 thou, m3

Источник информации: выборка на основании GIIGNL 2D1B [9] Information source: sampling based on GIIGNL 2018 [9]

а) a) б) b)

Рис. 3. Мировой флот газовозов, способный обслуживать среднетоннажные балтийские проекты: а) по количеству судов, ед.; б) по вместимости газовозов, м3

Fig. 3. World fleet of gas carriers servicing medium-duty Baltic projects: a) by the number of ships, units; b) by gas carrier loading capacity, m3

Мощность Запуск

Порт Высоцк 660 ktpa 2019 г.

18.07.2017 г. ПА0 «Н0ВАТЭК»

приобрело 51 % долю в проекте

ноытэк

Кингисепп 9 тыс. т/год 2015 г. I

Техническое перевооружение в 2015 г. -увеличение объема с 5 тыс. до 9 тыс. т/год

Псков 9 тыс. т/год 2016 г.

Поставки СПГ для бункеровки. Основной потребитель - эстонская паромная компания ТаШпк

1

Cryogas М&Т Poland

Компания создана в 2014 г. В настоящее время является крупнейшим трейдером малотоннажного СПГ в Европе.

Источник информации: ООО «Криогаз» [10] Information source: Kriogaz LLC [10]

Калининград ГРС-2 50 тыс. т/год

Строительство 1-й очереди Производительность -150 тыс. т/год (3-я очередь)

Калининград ГРС-1 23 тыс. т/год 12016 г.

«Криогаз» - ЕРС-подрядчик проекта. Эксплуатируется ООО «Газпром

газомоторноетопливо»

Г13ПР1М

Рис. 4. Проекты производства СПГ ООО «Криогаз» Fig. 4. LNG production projects by Kriogaz LLC

В результате динамических изменений на мировом рынке Литва платит завышенные цены на СПГ, который поставляет на основе долгосрочного контракта компания Equinor [8];

- повышенные арендные платежи за использование терминала. Литва платит не только повышенную цену по поставкам газа от Equinor, но и завышенную

цену по аренде 50 млн долл./год (137 тыс. долл. сут) за FSRU стои -мостью 360 млн долл (верхняя оценка стоимости от Роугу) при том, что на момент заключения контракта рыночная стоимость аренды составляла около $ 55 тыс./сут. Все перспективы терминала связаны со снижением стоимости аренды минимум на 20-30 %. Действующий контракт

по фрахту терминала распространяется до 2024 г., и вполне вероятно, что после этого срока терминал может прекратить свою деятельность;

- Роугу делает заключение о низкой роли терминала для обеспечения энергетической безопасности Литвы, т. е. политические цели создания терминала не были достигнуты.

Таблица 4. Основные параметры КС «Портовая» [12] Table 4. Basic parameters of Portovaya CS [12]

КС «Портовая» Portovaya CS

Установленная мощность, тыс. т Installed capacity, thous. tons 1500

Технология сжижения Liquefaction technology Н/д N/a

Начало производства Start of production Середина 2019 г. The middle of 2019

Поставка газа Gas supply ЕСГ UGSS

Обслуживаемый флот, м3 Served fleet, m3 170 000

Функции бункеровки Bunkering function Возможно Possible

Перевалка на грузовики Transshipment to trucks Возможно Possible

Признак TPA TPA indicator Нет No

САРЕХ, Р млн CAPEX, Р mln 148 750

Затраты на мощности сжижения Costs for liquefaction capacities Затраты на инфраструктуру Infrastructure costs $/т установленной мощности $/t of the installed capacity D IDD in m BOD 1000 1200 МО 1Ш 1000

Базис поставки для оценки Delivery basis for assessment Свиноуйсьце Swinoujscie

Издержки производства, $/mmbtu Cost of production Долгосрочные Long-term Краткосрочные Short-term

Сырье Feedstock Затраты на сжижение Liquefaction costs Поставка Supply $/mmbtu 0 2,00 4,00 6.00 0,00 I 0 ш m 3.00 4Д0 5.D0

В целях повышения эффективности деятельности на терминале развиваются сегменты малотоннажного СПГ, в том числе перевалка на грузовики и использование бункеровщика Kairos.

Как ни парадоксально, но повысить эффективность терминала в Литве может российский газ, от которого хотели дистанцироваться власти этой страны.

Пять уроков «независимости»:

- экономическая целесообразность не должна подавляться политическими целями;

- необходимо правильно определить мощность производства, которая должна соответствовать потребностям рынка;

- прозрачность и интеграция рынков разных регионов - основа для успешного развития;

- диверсификация поставщиков СПГ - основа для экономической эффективности;

- развитие сервисов малотоннажного СПГ и крупных терминалов -рост доступности СПГ для потре -бителя и рост уровня загрузки терминала.

Российские компании также участвуют в проектах создания инфраструктуры в регионе.

Компания ПАО «НОВАТЭК» совместно с Flyxis развивает сред-

Поставщик газа < Т | Gas supplier

Jlflt

Завод СПГ КС «Портовая» LNG plant Portovaya CS

Планируемая модель Planned model

Налив Filling

Газовоз вместимостью до 170 тыс. м3 Gas carrier with capacity of 17D thou, m1

Слив Discharge

FRSU «Маршал Василевский» Marshal VasilevskyFRSU

Потенциальное развитие Potential develoment

Потребитель газа в Калининградской обл. Gas consumer in the Kaliningrad region

Бункеровщик Bunkering baige

Малотоннажный газовоз Light-duty gas carrier

Налив Бункеровщик Filling Bunkering baige

Источник информации: [11] Information source: [11]

Рис. 5. Производственная цепочка проекта КС «Портовая» Fig. 5. Production chain of Portovaya CS project

Поставщик газа t Gas supplier

¿Utk A

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Завод СПГ «Высоцк»

Налив

Filling

LNG plant

Бункеровщик Bunkering barge

Малотоннажный газовоз Light-duty gas carrier

r-L,

Слив Discharge

Источник информации: [14] Irrformation source: [14]

Û

r-Ц

Налив хранилище СПГ Filling вРоспме Coastal ШБ storage facility in Rostok

Бункеровщик Bunkering barge

Малотоннажный газовоз/баркас Light-duty gas carrier/launch

Транспортировка Transmission

A

Спив

Discharge Сателлитная Потребитель газа

станция IСПХР в Европе Satellite station / Gas consumer Filling, storage in Europe

and regasification system система приема, хранения и регазификации

Рис. 6. Производственная цепочка проекта «Криогаз-Высоцк» Fig. 6. Production chain of Kryogaz Vysotsk project

нетоннажный терминал в Ростоке мощностью 300 тыс. т/год.

В качестве важного инфраструктурного проекта выступает плавучий регазификационный терминал «Маршал Василевский» в Калининграде.

Терминал «Маршал Василевский» имеет хорошие конкурентные преимущества, чтобы стать региональным хабом, в том числе для поставок регазифицированного газа в Литву и Польшу. Для этого необходимо внести изменения в законодательство РФ по недискриминационному доступу к мощностям терминала, возможностям экспорта регазифицированного газа и исключить 30-процентную пошлину на экспорт регазифицированного СПГ.

ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ВЫЗОВ ПРОЕКТОВ ПРОИЗВОДСТВА СПГ

Российские среднетоннажные проекты имеют выгодное расположение, но при их реализации действуют ограничения по размеру судов, которые могут вывозить СПГ из порта Высоцк, и построена относительно небольшая система хранения СПГ в сравнении с объемом производства в проекте КС «Портовая».

Данные ограничения будут значимыми при выборе судов для поставки СПГ и организации логистики СПГ на рынок Балтии или в другие страны Европы.

1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0

343 1029

175 524

626

939

Затраты

на инфраструктуру Infrastructure costs Затраты на мощности сжижения Liquefaction capacity costs

«СПГ- Горская» LNG — Gorskaya

КС «Портовая» «Криогаз-Высоцк» Portovaya CS Kryogaz Vysotsk

Источник информации: [16] Information source: [16]

Рис. 7. Полные капитальные затраты на единицу установленной мощности балтийских проектов СПГ

Fig. 7. Total CAPEX for the unit of installed capacity of Baltic LNG projects

США (Польша) USA (Poland) «СПГ - Горская» LNG - Gorskaya КС «Портовая» Portovaya CS «Криогаз-Высоцк» Kryogaz Vysotsk

Источник информации: [17] Information source: [17]

i Сырье Feedstock

i Затраты на ожижение Liquefaction costs Поставка Supply

4,00 4,00 6,00 8,00 10,00

Рис. 8. Долгосрочные предельные издержки балтийских проектов производства СПГ (S/mmbtu)

Fig. 8. Long-term marginal costs of Baltic LNG production projects (S/mmbtu)

газовая промышленность сжиженный природный газ

№ 6 | 785 | 2019 г.

Таблица 5. Основные параметры «Криогаз-Высоцк» [15] Table 5. Basic parameters of Kryogaz Vysotsk [15]

Установленная мощность, тыс. т Installed capacity, thous. tons Т1-Т2 2 * 330 Т3 1200 (?)

Технология сжижения Liquefaction technology Т1-Т2 Air Liquide Т3 неизвестно T3 n/a

Начало производства The start of production Март 2019 г. March 2019

Поставка газа Gas supply ЕСГ UGSS

Обслуживаемый флот, м3 Served fleet, m3 20 000

Функции бункеровки Bunkering function Да Yes

Перевалка на грузовики Transshipment to trucks Да Yes

Признак TPA TPA indicator Нет No

САРЕХ, Р млн САРЕХ, Р mln 63 627

Затраты на мощности сжижения Costs for liquefaction capacities Затраты на инфраструктуру Infrastructure costs S/т установленной мощности S/t of the installed capacity ^^^^^^^^^ I 1 0 2D0 400 600 BOO 1000 1200 IU0 1000 1000

Базис поставки для оценки Delivery basis for assessment Свиноуйсьце Swinoujstse

Издержки производства Cost of production S/mmbtu Долгосрочные Long-term Краткосрочные Short-term

Сырье Feedstock Затраты на сжижение Liquefaction costs Поставка Supply S/mmbtu 0 2,00 4,00 6,00 0,00 10,00 I 1 0 ш m Э.ОО 4Д0 5.D0

США (Польша) USA (Poland)

«СПГ- Горская» LNG - Garskaya

КС «Портовая» Portovaya CS

«Криогаз-Высоцк» Kryogaz Vysotsk

Источник информации: [1BI Information source: [1Щ

1,00

Сырье Feedstock

2,00

3,00

Затраты на ожижение Liquefaction costs

4,00

Поставка Supply

5,00

Рис. 9. Краткосрочные предельные издержки балтийских проектов производства СПГ, S/mmbtu

Fig. 9. Short-term marginal costs of Baltic LNG production projects, S/mmbtu

Хотя причальная стенка проекта КС «Портовая» может принимать газовозы вместимостью 170 тыс. м3, в составе производства береговая емкость хранения СПГ составляет всего около 50 тыс. м3, что не обеспечит полную загрузку крупнотоннажного газовоза.

Недостаточный объем емкостного парка на проекте КС «Портовая» потребует до 6 газовозов вместимостью 20 тыс. м3.

Максимальная вместимость газовозов в Высоцке - 20 тыс. м3, и достаточно большой свой флот газовозов (около 10 ед.) нужен будет для обслуживания производства мощностью 1,86 млн т.

По состоянию на начало декабря 2018 г. в заказе находится только 13 газовозов вместимостью менее 70 тыс. м3, из которых 6 газовозов заказано для европейского рынка.

При этом в условиях возможного дефицита газовозов малой вместимости достаточно удачным решением может быть использование созданной инфраструктуры в Балтийском море в качестве накопителя или проведения своп-операций на рынке СПГ с традиционными поставщиками СПГ.

Для этого, как вариант, надо ста -вить челнок Высоцк и КС «Портовая» -«Маршал Василевский» и проводить накопление СПГ для больших газовозов там.

В отдельных случаях малотоннажные производства могут работать на экспортные рынки, в том числе и с морской транспортировкой в цистернах-контейнерах ISO. Использование контейнеров ISO может стать одним из развивающихся направлений экспорта СПГ с балтийских проектов с применением контейнерных терминалов Ленинградской области.

РОССИЙСКИЕ СПГ-ПРОЕКТЫ В БАЛТИЙСКОМ РЕГИОНЕ

Ленинградская область стала одним из первых регионов России, в котором началось развитие отрасли производства СПГ. Первые проекты были малотоннажными

и направлены на потребителей для распределенной генерации и автономной газификации.

Годом среднетоннажных проектов для российской отрасли СПГ можно считать 2019 г. Ожидается запуск четырех проектов, три из которых реализуются именно в Балтийском регионе.

Начались работы по реализации давно обсуждаемого крупнотоннажного проекта «Балтийский СПГ» мощностью 13 млн т.

МАЛО- И СРЕДНЕТОННАЖНЫЕ ПРОЕКТЫ

Импульс развитию малотоннажного СПГ в России дают развитие распределенной энергетики в Польше, рост экологических требований к двигателям внутреннего сгорания.

Для экспорта в Польшу и Прибалтику компания «Криогаз» создает сеть малотоннажных производств в Северо-Западном регионе России.

КС «Портовая»

Проект по производству СПГ КС «Портовая» реализуется компанией ПАО «Газпром». Производительность установки составляет 1,5 тыс. т/год, используется технология компании Linde LIMUM 3 (Linde multi-stage mixed refrigerant process applying coilwound heat exchanger).

Для отгрузки СПГ используются протяженный криогенный трубопровод СПГ и газопровод отпар-ного газа, общая длина которых составляет порядка 4,5 км. Отгрузка СПГ будет возможна как на малотоннажные газовозы и суда-бункеровщики, так и на газовозы вместимостью 170 тыс. м3.

Официально проект начался в сентябре 2015 г. Ожидалось, что работы завершат в конце 2018 г., то есть за три года. Но уже в середине 2018 г. было заявлено о переносе начала производства СПГ на середину 2019 г. Таким образом, срок реализации проекта приблизится к четырем годам.

Проект КС «Портовая» - интегрированный проект, фактически включает в себя не только производство СПГ, но и строительство плавучей установки по приему и регазификации СПГ «Маршал Василевский».

Проект производства СПГ в порту Высоцк стал первым СПГ-проектом в России, который изначально имел в качестве целевого рынка новый сегмент рынка СПГ - бункеровку судов в Балтийском море.В марте 2017 г. в состав участников проекта вошла компания ПАО «НОВАТЭК», которая приобрела 51 % проекта.

Проект будет интегрирован со среднетоннажным терминалом в Ростоке [13] мощностью 300 тыс. т/год. Предполагается, что терминал в Ростоке будет использоваться не только для бунке -ровки судов, но и для перегрузки СПГ на баржи и грузовики для дальнейшей поставки потребителям, в том числе в сегменте малотон -нажного СПГ.

Больше на сайте

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

neftesas.inf

Подписывайтесь на нас в

14

«Северный поток -1»

EKOZON (метанол)

Рис. 10. Распределение потоков газа для переработки и экспорта в Ленинградской области Fig. 10. Distribution of gas flows going to processing and export in the Leningrad region

Партнером в проекте терминала в Ростоке выступает Fluxys.

Реализация проекта «Высоцк-СПГ» началась в августе 2014 г. В конце марта 2019 г. первая продукция была отправлена потребителям в Европе.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ Российские компании могут самостоятельно разработать и внедрить технологии среднетоннаж-ного производства СПГ.

Однако удельные капитальные затраты среднетоннажных проектов в России превышают мировой уровень. Причинами этого являются высокие затраты для создания сопутствующей инфраструктуры на побережье. Необходимо строить протяженные газопроводы, а также вкладывать значительные средства в объекты портовой инфраструктуры и гидротехнологические объекты.

Российские среднетоннажные проекты используют современное оборудование и технологии сжижения и не уступают по энер -гоэффективности большинству производств в мире.

Тем не менее за счет повышенных капитальных затрат на строительство затраты на сжижение газа, как правило, значительно превышают среднемировой уровень. Но за счет дешевого сырья и близ -кого расположения к целевым рынкам сбыта российские проекты конкурентоспособны по критерию полных издержек даже по сравнению с крупнотоннажными проектами производства СПГ из США.

При сравнении краткосрочных предельных издержек преимущество дешевого сырья проявляется наиболее ярко, и по этому критерию российские СПГ-проекты практически во всех случаях являются конкурентоспособными даже по сравнению с крупнотоннажными проектами СПГ в США.

ПОТЕНЦИАЛ ГАЗОВОЙ ТОРГОВЛИ И РЕГИОНАЛЬНОГО ГАЗОВОГО ХАБА

«Северный поток» и «Северный поток - 2», целая группа средне-и крупнотоннажных СПГ проектов -основа для создания регионального европейского хаба. Мощные газопроводы, проложенные к побережью Балтийского моря, по мере

развития биржевой торговли газом позволят осуществлять проекты производства СПГ по толлинговым схемам.

Для реализации этого потенциала необходимо нормативное регулирование с условиями доступа третьих лиц (ТРА) к терминалам, развитие механизмов торговли газом на западе и на востоке страны.

Мировая картина СПГ-индустрии меняется. Действующие схемы по мере развития рынка могут ока -заться неэффективными, а новые схемы выводят на рынок новых амбициозных игроков.

Отмена регулирования цены на газ для производств СПГ, принятая в 2017 г., открывает новые возможности для СПГ-проектов в виде покупки газа на бирже.

Первую сделку по реализации газа на экспорт в Западную Европу по цене, установленной в рублях, 7 марта 2019 г. провело на своей электронной торговой платформе ООО «Газпром экспорт» [19].

Стремительно развивается инфраструктура СПГ. Терминалы СПГ создаются почти в каждом крупном порту, увеличивается количество точек бункеровки, вводятся в экс-

плуатацию новые бункеровщики. Растут количество и дедвейт судов, использующих СПГ в качестве основного топлива.

Финляндия и две страны Прибалтики снимают ограничения и создают единый рынок газа.

Все это новые возможности для биржевой торговли газом и газового рынка Балтики, на котором Россия может выступить не только в качестве поставщика СПГ или трубопроводного газа, но и в качестве полноценного газового хаба.

Переход на торговлю энергетическими единицами, выгодное географическое положение, развитие газовой инфраструктуры и внутреннего потребления - основа для успешной реализации проекта газового хаба. ■

ЛИТЕРАТУРА

1. Новак А.В. Окно возможностей для России // Нефтегазовая вертикаль. 2018. № 1. С. 20-26.

2. Maritime Forecast to 2050. Energy Transition. DNV GL Outlook 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://eto.dnvgl.com/2017/maritime (дата обращения: 07.06.2019).

3. Совет директоров «Газпром нефти» рассмотрел информацию о перспективах развития бункерного бизнеса Компании [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gazprom-neft.ru/press-center/news/1509635/(дата обращения: 07.06.2019).

4. Крыловский ГНЦ победил в конкурсах на проведение ОКР в сфере применения газомоторного топлива на судах [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://portnews.ru/news/247978/(дата обращения: 07.06.2019).

5. Tallink signs contract with RMC for new LNG-powered fast ferry [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.lngindustry.com/ small-scale-lng/28032019/tallink-signs-contract-with-rmc-for-new-lng-powered-fast-ferry/?fbclid=IwAR3Gze73QAGnArbE40HFM2LpRBES8llMo1T u0HAfEyvduNTa0b69iFxJEio (дата обращения: 07.06.2019).

6. Эстония начнет строить свой терминал СПГ в порту Мууга. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://news.rambler. ru/baltic/37558442-estoniya-nachnet-stroit-svoy-terminal-spg-v-portu-muuga/?updated (дата обращения: 07.06.2019).

7. Эстония строит собственный терминал СПГ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://regnum.ru/news/2634267. html (дата обращения: 07.06.2019).

8. Independent economic analysis of the long-term liquefied natural gas import solution to the Republic of Lithuania // A report to Klaipedos nafta, April 2018. Poyry. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kn.lt/uploads/files/dir49/dir2/

9_0. php?fbclid=IwAR21LBfWozRgPhvtJfohYd2RF3GDVUDfle8CI-8mPsRW4A9n7OYRgpWeJe4 (дата обращения: 07.06.2019).

9. The LNG industry GIIGNL Annual Report 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://giignl.org/sites/default/files/PUBLIC_AREA/ Publications/giignl_annual_report_2019-compressed. pdf (дата обращения: 07.06.2019).

10. Смелов В. Опыт реализации малотоннажных СПГ-проектов. Презентация «Газпромбанк» // СПГ-Конгресс Россия 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.btpnadzor.ru/archive/spg-kongress-rossiya-2019 (дата обращения: 07.06.2019).

11. Климентьев А.Ю., Митрова Т.А., Собко А.А. и др. Среднетоннажный СПГ в России: между небом и землей // Московская школа управления СКОЛКОВО, М., 2018. С. 72.

12. Климентьев А.Ю., Митрова Т.А., Собко А.А. и др. Указ. соч. С. 74.

13. «НОВАТЭК» и Fluxys планируют строительство СПГ-терминала в Ростоке. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.novatek.ru/ ru/press/releases/index. php?id_4=2739 (дата обращения: 07.06.2019).

14. Климентьев А.Ю., Митрова Т.А., Собко А.А. и др. Указ. соч. C. 76.

15. Климентьев А.Ю., Митрова Т.А., Собко А.А. и др. Указ. соч. C. 76.

16. Климентьев А.Ю., Митрова Т.А., Собко А.А. и др. Указ. соч. C. 80.

17. Климентьев А.Ю., Митрова Т.А., Собко А.А. и др. Указ. соч. C. 81.

18. Климентьев А.Ю., Митрова Т.А., Собко А.А. и др. Указ. соч. C. 82.

19. «Газпром экспорт» провел первую сделку по продаже газа на электронных торгах за рубли. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/6197584? fbclid=IwAR1fmZtFXtkULqUuEhK30g7puSfEIr8jkVXBZFCbIuufiNabJb7RUR6YfSY (дата обращения: 07.06.2019).

REFERENCES

(1) Novak AV. Window of opportunities for Russia. Oil & Gas Vertical (Neftegazovaya vertical). 2018; 1: 20-26. (In Russian)

(2) Maritime Forecast to 2050. Energy Transition. DNV GL Outlook2017. Available from: https://eto.dnvgl.com/2017/maritime [Accessed 7th June 2019].

(3) The Board of Gazprom neft has considered the information on the development of the Company»s bunkering business. Available from: https://www.gazprom-neft.ru/press-center/news/1509635/[Accessed 7th June 2019]. (In Russian)

(4) Krylov State Research Centre has won the contest for design and engineering works in the area of gas motor fuel on ships. Available from: http://portnews.ru/news/247978/[Accessed 7th June 2019]. (In Russian)

(5) Tallink signs contract with RMC for new LNG-powered fast ferry. Available from: https://www.lngindustry.com/small-scale-lng/28032019/tallink-signs-contract-with-rmc-for-new-lng-powered-fast-ferry/?fbclid=IwAR3Gze73QAGnArbE40HFM2LpRBES8llMo1Tu0HAfEyvduNTa0b69iFxJEio [Accessed 7th June 2019].

(6) Estonia is launching the LNG terminal construction in Muuga port. Available from: https://news.rambler.ru/baltic/37558442-estoniya-nachnet-stroit-svoy-terminal-spg-v-portu-muuga/?updated [Accessed 7th June 2019]. (In Russian)

(7) Estonia is building its own LNG terminal. Available from: https://regnum.ru/news/2634267. html [Accessed 7th June 2019]. (In Russian)

(8) Independent economic analysis of the long-term liquefied natural gas import solution to the Republic of Lithuania. A report to Klaipedos nafta. April 2018. Poyry. Available from: https://www.kn.lt/uploads/files/dir49/dir2/9_0. php?fbclid=IwAR21LBfWozRgPhvtJfohYd2RF3GDVUDfle8CI-8mPsR W4A9n7OYRgpWeJe4 [Accessed 7th June 2019].

(9) The LNG industry GIIGNL Annual Report 2019. Available from: https://giignl.org/sites/default/files/PUBLIC_AREA/Publications/ giignl_annual_report_2019-compressed. pdf [Accessed 7th June 2019].

(10) Smelov V. Experience in carrying out light duty LNG projects. Gazprombank»s presentation. LNG-Congress Russia 2019. Available from: https://www.btpnadzor.ru/archive/spg-kongress-rossiya-2019 [Accessed 7th June 2019]. (In Russian)

(11) Klimentyev AYu, Mitrova TA, Sobko AA et al. Light duty LNG in Russia: between heaven and earth. Moscow: SKOLKOVO Business School; 2018. p. 72. (In Russian)

(12) Klimentyev AYu, Mitrova TA, Sobko AA et al. The above mentioned work. p. 74. (In Russian)

(13) NOVATEK and Fluxys are planning to build the LNG terminal in Rostok. Available from: http://www.novatek.ru/ru/press/releases/ index. php?id_4=2739 [Accessed 7th June 2019]. (In Russian)

(14) Klimentyev AYu, Mitrova TA, Sobko AA et al. The above mentioned work. p. 76. (In Russian)

(15 Klimentyev AYu, Mitrova TA, Sobko AA et al. The above mentioned work. p. 76. (In Russian)

(16) Klimentyev AYu, Mitrova TA, Sobko AA et al. The above mentioned work. p. 80. (In Russian)

(17) Klimentyev AYu, Mitrova TA, Sobko AA et al. The above mentioned work. p. 81. (In Russian)

(18) Klimentyev AYu, Mitrova TA, Sobko AA et al. The above mentioned work. p. 82. (In Russian)

(19) Gazprom export performed the first gas selling transaction in rubles at the electronic auction. Available from: https://tass.ru/ekonomika/ 6197584? fbclid=IwAR1fmZtFXtkULqUuEhK30g7puSfEIr8jkVXBZFCbIuufiNabJb7RUR6YfSY [Accessed 7th June 2019]. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.