ПЕРСПЕКТИВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
PROSPECTS OF REGIONAL DEVELOPMENT OF THE COMMERCIAL ORGANIZATIONS IN KHANTY-MANSI AUTONOMOUS AREA -UGRA IN THE CONDITIONS OF ECONOMIC INSTABILITY
А.С. САВИЧЕВА,
ведущий специалист отдела развития филиала ОАО «УРАЛСИБ» в г. Тюмень.
A.S. SAVICHEVA,
The leading expert of development's department of OJSC «URALSIB» chapter in Tyumen
Аннотация
В условиях глобальной конкуренции и экономической нестабильности невозможно достичь эффективного развития экономики страны или отдельного региона? не обеспечивая развития коммерческих организаций. Субъекты малого и среднего предпринимательства на сегодняшний день являются важной частью экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, призванные смягчить последствия кризисных явлений.
Abstract
In the conditions of the global competition and economic instability it is impossible to reach effective development of national economy or the certain region without providing development of the commercial organizations. Subjects of small and average business are today important part of economy of Khanty-Mansi Autonomous Area - Ugra, urged to soften consequences of the crisis phenomena.
Ключевые слова
1. Коммерческие организации
2. Объекты малого и среднего предпринимательства
3. Региональное развитие
4. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
5. Нефтедобывающая промышленность
6. Мировой финансово-экономический кризис
7. Конкуренция
Keywords
1. Commercial organizations
2. Subjects of small and average business
3. Regional development
4. Khanty-Mansi Autonomous Area - Ugra
5. Oil-extracting industry
6. World financial and economic crisis
7. Competition
В условиях глобальной конкуренции и мировой экономической нестабильности невозможно достичь благоприятного развития экономики страны или региона, не обеспечивая развития коммерческих организаций. Употребляя термин «коммерческие организации», мы подразумеваем субъекты малого и среднего предпринимательства (далее МСП). Так, согласно Федеральному закону от 24 июля 182
2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», возможность отнесения предприятий к соответствующей категории определяется средней численностью работников, которая не должна превышать 250 человек на средних предприятиях, 100 человек на малых предприятиях; среди малых выделяются также микропредприятия - до 15 человек [1].
На сегодняшний день малые и средние предприятия в развитых странах составляют важнейший сектор национальных экономик. Если крупные предприятия определяют уровень научно-технического и производственного потенциала страны, то МСП, являясь наиболее массовой формой деловой жизни, обеспечивают социально-экономическую стабильность.
По состоянию на 1 января 2008 года общее число субъектов МСП на территории Российской Федерации составило более 1,1 млн, а индивидуальных предпринимателей - почти 3,5 млн человек. К апрелю кризисного для России 2009 года количество зарегистрированных малых предприятий сократилось на 20,7% [2]. Таким образом, российский малый и средний бизнес оказался в упадке и не мог играть ту роль, которую планировалось на него возложить - смягчить кризисные явления в экономике за счет предоставления рабочих мест уволенным из крупных компаний. Доля МСП в ВВП России на сегодняшний день составляет около 20%, в то время как в странах Евросоюза, США, Китае этот показатель превышает 50%; занята в малом и среднем предпринимательстве пока только четверть работающих россиян, в США - более 50% от экономически активного населения.
Кроме того, экономическая ситуация в нашей стране, включая развитие коммерческого сектора, значительно зависит от динамики мировых сырьевых рынков - цен на нефть, газ и другие природные ресурсы. Одним из наиболее стратегически важных регионов России, с точки зрения
наличия сырьевых ресурсов, является Ханты-Мансийский автономный округ - Югра; рассмотрим развитие субъектов малого и среднего бизнеса в данном регионе.
Ханты-Мансийский автономный округ (историческое название - Югра) образован в 1930 году, на сегодняшний день является частью Уральского федерального округа, в состав входят 106 муниципальных образований, наиболее крупные из которых - города Ханты-Мансийск, Сургут, Нижневартовск, Когалым; общая численность постоянного населения округа составляет 1 583 500 человек [3].
Специфика развития экономики ХМАО - Югры связана непосредственно с нефтяными и газовыми месторождениями - округ является одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира, в России также лидирует по производству электроэнергии и объему инвестиций в основной капитал. Так, в целом по России объем добычи нефти за 2010 год составил 505,2 млн тонн, из которых на долю ХМАО - Югры приходится 52,6% общероссийской добычи нефти [3]. Все это не может не сказаться на развитии коммерческого сектора региона.
Охарактеризуем основные факторы, от которых зависит динамика развития коммерческих организаций, в первую очередь это - потребительские расходы на душу населения. В ХМАО - Югре по итогам 2011 года эта цифра составила 24 500 рублей, а уже в 2012 году выросла до 30 985 рублей. Отсюда и увеличение оборота розничной торговли, который является своего рода экономическим индикатором и отражает тенденцию развития предприятий малого и среднего бизнеса. Так, в 2011 году в автономном округе оборот розничной торговли составил 259 553,9 млрд рублей, а по итогам 2011 года увеличился до 285 014 млрд рублей [4].
Кроме того, уровень зарегистрированной безработицы в ХМАО - Югре за 2012 год является одним из самых низ-184
ких по России - 0,58% к численности экономически активного населения [4]. Позитивная динамика данных факторов способствует росту потребительской уверенности и, соответственно, увеличению объема продаж в коммерческом секторе.
Вместе с тем развитие отечественного коммерческого сектора оказалось очень уязвимым перед мировым финансово-экономическим кризисом 2009-го года. Рассмотрим показатели развития малых и средних предприятий ХМАО —Югры в период кризиса и на посткризисном пространстве в сравнении с аналогичными показателями по России в целом.
Показатели развития предприятий малого и среднего бизнеса в ХМАО - Югре и Российской Федерации
Таблица 1
Показатели развития МПС
2009 год
2012 год
Средние предприятия в РФ,
из них в ХМАО - Югре Малые предприятия (с учетом
микропредприятий) в РФ,
из них в ХМАО - Югре Оборот малых и средних предприятий по РФ, млрд руб.,
из них в ХМАО - Югре Доля МСП в ВВП РФ Доля МСП в ВРП (валовый региональный продукт) ХМАО - Югры
1 602 491
306 015 21%
16,57%
19 903
14 567
17 476
187
1 882 000
480 000 23%
22 167
17 000
18 012
19,5%
228
Рассматривая показатели развития МСП ХМАО - Югры и по России в целом, следует отметить, что их количество растет, несмотря на прошедший финансово-экономический кризис и сокращение численности коммерческих организаций в других регионах. Так, к 2012 году число малых предприятий (с учетом микропредприятий) ХМАО - Югры существенно увеличилось, что, однако, в таких же пропорциях не сказалось на увеличении численности работающих на МСП. Среднесписочная численность работников, занятых в коммерческих организациях ХМАО - Югры, составила в 2009 году 111 714 человек, а концу 2012 года -127 000 человек. Это только около 12% от общего населения ХМАО - Югры [4]. По России в целом эта цифра составляет 27,5%; для сравнения в странах Евросоюза занятость в МСП - 50-60% от экономически активного населения.
Несмотря на рост количества общероссийских МСП, их денежный оборот в 2012 году значительно снизился, это связано с длительным восстановлением коммерческих организаций в посткризисный период. Также, если говорить о России в целом, после кризиса произошло снижение доходов населения, сопровождающееся ростом цен на товары и услуги и, как следствие, уменьшение покупательной способности, что и повлекло за собой негативные тенденции снижения оборота денежных средств.
По меркам региона, значительно увеличился оборот малых и средних предприятий ХМАО - Югры, который в 2000 году составлял всего 10 189 млрд рублей, в 2009 году 306 015 млрд рублей, а в 2012 году - 480 000 млрд рублей [4]. Однако на сегодняшний день этого недостаточно, так как доля МСП в ВРП (валовый региональный продукт) ХМАО - Югры составляет всего 19,5%. Отметим, что по 8 федеральным округам объемы оборотов МСП Уральского федерального округа (куда входит ХМАО -186
Югра) находятся на 5-м месте. Среди лидеров - Центральный, Приволжский и Северо-Западный федеральные округа.
Таблица 2
Отраслевая структура предприятий малого и среднего бизнеса в ХМАО - Югре и Российской Федерации (по итогам 2010 года)
Российская
Отраслевая структура МСП
Сельское хозяйство, охота Добыча полезных ископаемых
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
Обрабатывающее производство
Строительство Оптовая и розничная торговля, ремонт автомашин и бытовых изделий Гостиницы и рестораны Транспорт и связь Операции с недвижимым имуществом, аренда Прочие, коммунальные, персональные услуги, здравоохранение
Федерация
4,0
0,4
0,7
9,7 11,1
38.0
2,9 6,1
21.1 6,0
ХМАО Югра
1,30
4,25
2,20
10,3 16,2
34,3
2,3 10,0
15,2 4,0
Следует отметить, что в целом отраслевая структура МСП ХМАО - Югры существенно не отличается от общероссийской - доминирует сектор оптовой и розничной торговли, операции с недвижимым имуществом. Однако показатели по строительству чуть выше, чем по России в
целом. Это связано с тем, что ХМАО - Югра является регионом с высоким уровнем экономического потенциала, привлекательным для строительного бизнеса. Так, в 2009 году на территории региона было введено в эксплуатацию 712 тысяч кв. м жилья, и уже в 2012 году этот показатель составил 1 012 тысяч кв. м [5].
Также в ХМАО - Югре немного интенсивнее, чем по России в целом, развиваются сектора МСП: добыча полезных ископаемых и производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Это связано с тем, как уже отмечалось выше, что регион занимает лидирующие позиции по добыче нефти и газа и производству электроэнергии. Однако для таких масштабов производства доля коммерческих организаций в этих секторах существенно мала, и в целом структура МСП ХМАО - Югры выглядит нерационально - существенно доминирует оптовая и розничная торговля.
Наряду с общероссийскими на территории ХМАО -Югры присутствуют проблемы, замедляющие развитие коммерческих организаций, среди которых сами предприниматели отмечают: административные барьеры, высокие налоги, незащищенность прав собственности, зависимость экономики от сырьевого экспорта, непрозрачное регулирование тарифов на электро- и теплоэнергию, газоснабжение.
Несмотря на это, правительство России ставит перед собой глобальные задачи - к 2020 году в малом и среднем бизнесе должно сосредоточиться не менее 50% трудоспособного населения России. То есть необходимо вдвое увеличить число МСП, причем это планируется сделать за счет высокотехнологичных предприятий - развивать сектора интеллектуального и творческого труда, работающие в глобальном рынке, экспортирующие свои продукты и услуги. У ХМАО - Югры есть все перспективы занять в 188
этом процессе одну из лидирующих позиций и увеличить долю МСП в валовом региональном продукте. Необходимо увеличивать финансирование и количество малых и средних предприятий в сфере обрабатывающего производства, добычи полезных ископаемых, производстве и распределении электроэнергии. Также следует увеличить количество государственных и муниципальных заказов, размещаемых у субъектов МСП. В 2012-м году этот показатель по региону составил 6,6 млрд рублей, или 13% от общего годового объема поставок товаров и выполненных работ [5]. Кроме того, не до конца исчерпан потенциал округа по развитию сферы гостиничного и ресторанного бизнеса, предоставления персональных услуг населению.
Можно сделать вывод, что Ханты-Мансийский автономный округ - Югра обладает необходимыми предпосылками для стабильного развития коммерческих организаций, однако следует учесть, что наиболее перспективными для развития экономики субъектами МСП на сегодняшний день являются инновационные предприятия, а также сектор интеллектуального и творческого труда.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
2. Кушлин В. Посткризисная экономика: управление развитием // Экономист. - 2011. - № 6. - С. 14.
3. Малый бизнес Югры - 2011// Информационно-аналитический ежегодник. Фонд поддержки предпринимательства Югры.
4. Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года // http ://www.depeconom.admhmao.ru/wps/portal/ecr/home/ser_hmao
5. Зыков В.В. Тенденции развития институтов предпринимательства в Тюменской области в посткризисный период// Вестник Тюменского государственного университета. - 2012. - № 4. - С. 215.
Bibliographical list
1. The Federal law of July 24, 2007 № 209-FL «About development of small and average business in the Russian Federation».
2. Kushlin V. Post-crisis economy: management of development/Economist. - 2011. - № 6. - P. 14.
3. Small business of Yugra - 2011// The Information and analytical year-book. Fund of support of Yugra's business.
4. Strategy of social and economic development of Khanty-Mansi Autonomous Area - Yugra till 2020 // http://www. depeconom. admhmao.ru/wps/portal/ecr/home/ser_hmao
5. Zykov V.V. Tendencies of development of institutes of business in the Tyumen region during the post-crisis pe-riod//the Messenger of the Tyumen state university. - 2012. -№ 4. - P. 215.
Контактная информация
628426, Сургут, филиал ОАО «УРАЛСИБ» в г. Тюмень
Тел. 8 (3462) 63-52-77
Contact links
628426, Surgut, OJSC URALSIB chapter in Tyumen
Tel. 8 (3462) 63-52-77