Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ ПОСРЕДСТВОМ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ '

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ ПОСРЕДСТВОМ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная поддержка / пенсионная система / негосударственные пенсионные фонды / пенсионные резервы / social support / pension system / non-state pension funds / pension reserves

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терещенко Татьяна Александровна, Балашова Ирина Владимировна

Пенсионная система — это система взаимосвязанных и взаимодействующих денежных источников, органов и учреждений, субъектов обеспечения, видов обеспечения и нормативных правовых актов, направленных на реализацию прав граждан в области пенсионного обеспечения. Пенсионная система в России, как и в большинстве стран мира, устроена по страховому принципу. Граждане являются застрахованными лицами, а их работодатели на протяжении трудовой деятельности платят за них страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Негосударственные пенсионные фонды — это организации, занимающиеся негосударственным пенсионным обеспечением граждан: досрочным пенсионным обеспечением и обязательным пенсионным страхованием. Негосударственный пенсионный фонд — это специальная организационно-правовая форма некоммерческой организации социальной направленности. Центральный банк Российской Федерации контролирует и регулирует деятельность таких фондов. Пенсионными резервами называются средства, находящиеся у негосударственного пенсионного фонда для исполнения обязательств перед участниками, а пенсионные накопления — для исполнения обязательств перед застрахованными лицами. Пенсионные накопления — это средства, хранящиеся на личном счете граждан. Первые места в рейтинге по объему накоплений занимают те организации, в которых хранится больше всего сбережений будущих пенсионеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE IMPLEMENTATION OF RUSSIA’S SOCIAL POLICY THROUGH NON-STATE PENSION FUNDS

The pension system is a system of interrelated and interacting monetary sources, bodies and institutions, security entities, types of security and regulatory legal acts aimed at realizing the rights of citizens in the field of pension provision. The pension system in Russia, as in most countries of the world, is based on the insurance principle. Citizens are insured persons, and their employers pay insurance premiums for them to the Pension and Social Insurance Fund of the Russian Federation throughout their working life. Non-state pension funds are organizations involved in non-state pension provision of citizens: early retirement and mandatory pension insurance. A non-state pension fund is a special organizational and legal form of a non-profit organization of a social orientation. The Central Bank of the Russian Federation controls and regulates the activities of such funds. Pension reserves are funds held by a non-state pension fund to fulfill obligations to participants, and pension savings — to fulfill obligations to insured persons. Retirement savings are funds kept on the personal account of citizens. The first places in the rating in terms of savings are occupied by those organizations that store the most savings of future pensioners.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ ПОСРЕДСТВОМ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ »

УДК 336

Терещенко Татьяна Александровна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита, Краснодарский филиал

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Краснодар, Российская Федерация. Балашова Ирина Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент,

заведующая кафедрой корпоративного и государственного управления, Краснодарский филиал

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г Краснодар, Российская Федерация.

Tereshchenko Tatiana Alexandrovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Finance and Credit, Krasnodar branch,

Plekhanov Russian University of Economics, Krasnodar, Russian Federation. Balashova Irina Vladimirovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of corporate and public administration, Krasnodar branch,

Plekhanov Russian University of Economics, Krasnodar, Russian Federation.

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ ПОСРЕДСТВОМ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ пенсионных фондов

PROSPECTS FORTHE IMPLEMENTATION OF RUSSIA'S SOCIAL POLICY THROUGH NON-STATE PENSION FUNDS

Пенсионная система — это система взаимосвязанных и взаимодействующих денежных источников, органов и учреждений, субъектов обеспечения, видов обеспечения и нормативных правовых актов, направленных на реализацию прав граждан в области пенсионного обеспечения. Пенсионная система в России, как и в большинстве стран мира, устроена по страховому принципу. Граждане являются застрахованными лицами, а их работодатели на протяжении трудовой деятельности платят за них страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Негосударственные пенсионные фонды — это организации, занимающиеся негосударственным пенсионным обеспечением граждан: досрочным пенсионным обеспечением и обязательным пенсионным страхованием. Негосударственный пенсионный фонд — это специальная организационно-правовая форма некоммерческой организации социальной направленности. Центральный банк Российской Федерации контролирует и регулирует деятельность таких фондов. Пенсионными резервами называются средства, находящиеся у негосударственного пенсионного фонда для исполнения обязательств перед участниками, а пенсионные накопления — для исполнения обязательств перед застрахованными лицами. Пенсионные накопления — это средства, хранящиеся на личном счете граждан. Первые места в рейтинге по объему накоплений занимают те организации, в которых хранится больше всего сбережений будущих пенсионеров.

Ключевые слова: социальная поддержка, пенсионная система, негосударственные пенсионные фонды, пенсионные резервы.

The pension system is a system of interrelated and interacting monetary sources, bodies and institutions, security entities, types of security and regulatory legal acts aimed at realizing the rights of citizens in the field of pension provision. The pension system in Russia, as in most countries of the world, is based on the insurance principle. Citizens are insured persons, and their employers pay insurance premiums for them to the Pension and Social Insurance Fund of the Russian Federation throughout their working life. Non-state pension funds are organizations involved in non-state pension provision of citizens: early retirement and mandatory pension insurance. A non-state pension fund is a special organizational and legal form of a non-profit organization

82

of a social orientation. The Central Bank of the Russian Federation controls and regulates the activities of such funds. Pension reserves are funds held by a non-state pension fund to fulfill obligations to participants, and pension savings — to fulfill obligations to insured persons. Retirement savings are funds kept on the personal account of citizens. The first places in the rating in terms of savings are occupied by those organizations that store the most savings of future pensioners.

Keywords: social support, pension system, non-state pension funds, pension reserves.

ВВЕДЕНИЕ

Пенсионные выплаты являются важнейшим фактором социальной поддержки населения. Пенсия —денежные средства, которые получает гражданин после достижения пенсионного возраста и в некоторых других случаях, когда обеспечивать себя средствами, необходимыми для жизни, он не может. Степень развития пенсионной системы страны говорит об уровне жизни незащищенных слоев населения, что определяет актуальность темы. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью научной работы является изучение негосударственных пенсионных фондов, показателей их деятельности и перспектив развития данных организаций в России.

В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи: изучить понятие негосударственных пенсионных фондов и систему их работы; выявить роль негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного страхования России; составить рейтинги негосударственных пенсионных фондов по различным показателям их деятельности; проследить динамику развития негосударственных пенсионных фондов в России; перечислить факторы, позволяющие выбрать наилучший пенсионный фонд; описать перспективы развития НПФ в России. МЕТОДЫ

В исследовании были использованы следующие методы:

• общенаучные и философские методы: системный подход, органический подход, диалектический метод;

• методы фундаментальных наук: математические, экономические;

• методы логики: метод анализа, метод индукции, метод исследования причинно-следственных связей, метод выдвижения и проверки гипотез, метод дедуктивного вывода, метод эмпирического обобщения;

• метод экспертных оценок, метод расчета экономической эффективности. РЕЗУЛЬТАТЫ

Пенсионная система — это система взаимосвязанных и взаимодействующих денежных источников, органов и учреждений, субъектов обеспечения, видов обеспечения и нормативных правовых актов, направленных на реализацию прав граждан в области пенсионного обеспечения.

Пенсионная система в России, как и в большинстве стран мира, устроена по страховому принципу. Граждане являются застрахованными лицами, а их работодатели на протяжении трудовой деятельности платят за них страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Пенсионер будет получать пенсию по старости и накопительную пенсию, если выберет только государственное пенсионное страхование. Пенсию по старости ему будет платить государство, а ее размер будет зависеть от того, сколько пенсионных коэффициентов гражданин набрал. Накопительная пенсия, в таком случае, также будет выплачиваться Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Но у жителей России есть возможность уже с начала своей трудовой деятельности обеспечить себя в будущем сразу тремя видами пенсий: по старости, накопительной и негосударственной. Для этого необходимо заключить договор НПО (негосударственного пенсионного обеспечения) с негосударственным пенсионным фондом (НПФ). Такой договор заключается либо по собственной инициативе работника, либо в рамках корпоративной программы. Помимо негосударственной пенсии, НПФ также может выплачивать накопительную пенсию, если гражданин переведет туда свои средства из Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Заключить договор на негосударственное пенсионное обеспечение можно в НПФ: большинство фондов работают как с пенсионными накоплениями (государственная система ОПС), так и с резервами (НПО).

83

Заключив договор с негосударственным пенсионным фондом, будущий пенсионер получает индивидуальный пенсионный счет, а затем пополняет его по согласованной с фондом схеме. В зависимости от НПФ условия могут отличаться, но в основном зачисления происходят в следующих видах:

1. Гражданин вносит средства самостоятельно;

2. Работодатель вносит деньги на счета своих работников;

3. И работник, и его работодатель осуществляют отчисления в НПФ.

Перевести пенсионные накопления из Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в негосударственный фонд можно 1 раз в год, а обратно 1 раз в 5 лет. Если накопления уже лежат в негосударственном пенсионном фонде, но вкладчика что-либо не устраивает в этом НПФ, он может менять негосударственные фонды неограниченное количество раз, но нужно учесть некоторые сложности.

Чтобы сменить пенсионный фонд, необходимо совершить следующие действия:

1. Проанализировать возможные варианты и выбрать наиболее подходящий пенсионный фонд;

2. На сайте фона узнать, какими способами можно подать заявление. Это может быть представительство организации, через представителя, через компанию-партнера;

3. Составить заявление по форме и отправить выбранным способом;

4. Заключить договор с фондом;

5. До 1 декабря этого же года направить в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации заявление о переводе накоплений (имеющихся и будущих) в выбранный негосударственный фонд. Часто обязанность по направлению такого заявления берет на себя сам фонд, будущий клиент только подписывает подготовленный документ при оформлении отношений с фондом.

После выхода на пенсию, есть три способа получать деньги из негосударственного пенсионного фонда:

1. Пожизненная пенсия. Пенсионер до конца жизни будет получать социальную пенсию из Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и накопительную через НПФ. Способ доступен для всех вкладчиков, без ограничения.

2. Единовременное получение денег Такой вариант доступен только в установленных случаях, например, если накопительная часть получается очень маленькой — не больше 5 % от общего размера пенсии.

3. Срочная пенсия. Выплаты будут производится в установленный срок. Срок таких выплат должен быть не менее 10 лет. Этот вариант доступен для вкладчиков, которые делали добровольные взносы на свой индивидуальный счет, в частности перечислили на него материнский капитал, или за них дополнительные взносы делали работодатели.

В современных реалиях, когда высокая значимость отводится политическим, социальным, экономическим и технологическим изменениям, возрастает необходимость обеспечения высокого уровня финансовой безопасности государства. Оценка уровня финансовой безопасности представляет собой сложный механизм, учитывающий многообразие факторов и критериев [4]. Базисом для обеспечения финансовой устойчивости страховой компании выступают достаточный объем резервов и собственные средства страховой компании [3]. К числу основных финансовых институтов относятся НПФ, управляющие компании, государственный пенсионный фонд, привлекающий к управлению денежными средствами государственную (Внешэкономбанк) и негосударственные управляющие компании, а также страховые компании (программы накопительного страхования) [9].

Распределительные пенсионные системы в целом демонстрируют больший уровень устойчивости и эффективности, а также лучше выполняют задачу, связанную с достойным уровнем обеспечения населения [2].

Негосударственное пенсионное обеспечение является одной из составляющей многоуровневой пенсионной системы, целью которой является обеспечение целевого размера пенсии [6].

Негосударственные пенсионные фонды являются важным инструментом для решения социальных проблем в части пенсионного обеспечения [1]. Если у негосударственного пенсионного

84

фонда аннулируют лицензию, то в течение трех месяцев средства пенсионных накоплений будут переведены страховым Агентством в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Вкладчики могут принять решение оставить накопления там, либо снова положить их в другой НПФ. Нюансы отчислений средств в фонд, их последующем получении и наследовании прописываются в договоре [5]. Негосударственные пенсионные фонды — это организации, занимающиеся негосударственным пенсионным обеспечением граждан: досрочным пенсионным обеспечением и обязательным пенсионным страхованием. Негосударственный пенсионный фонд — это специальная организационно-правовая форма некоммерческой организации социальной направленности. Центральный банк Российской Федерации контролирует и регулирует деятельность таких фондов.

Работа негосударственных пенсионных фондов состоит в следующем:

1. Гражданин, желающий в будущем быть обеспеченным негосударственной пенсией, выбирает фонд и вкладывает в него денежные средства, объем и частота перечисления которых закреплены в договоре.

2. Негосударственный пенсионный фонд сам, либо через специальную управляющую компанию аккумулирует средства, поступившие от вкладчиков и направляет их в инвестиционные проекты с целью получения прибыли.

3. Получаемая от инвестиций прибыль возвращается в НПФ.

4. Фонд выплачивает пенсии своим застрахованным вкладчикам.

У жителей России есть возможность уже с начала своей трудовой деятельности обеспечить себя в будущем сразу тремя видами пенсий: по старости, накопительной и негосударственной. Для этого необходимо заключить договор НПО (негосударственного пенсионного обеспечения) с негосударственным пенсионным фондом. Такой договор заключается либо по собственной инициативе работника, либо в рамках корпоративной программы. Помимо негосударственной пенсии, НПФ также может выплачивать накопительную пенсию, если гражданин переведет туда свои средства из Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Причем осуществлять перевод средств в НПФ может как работодатель застрахованного лица, так и сам будущий пенсионер.

Пенсионными резервами называются средства, находящиеся у негосударственного пенсионного фонда для исполнения обязательств перед участниками, а пенсионные накопления — для исполнения обязательств перед застрахованными лицами.

В настоящее время в России функционируют 39 негосударственных пенсионных фондов. Все они имеют лицензии на осуществление своей деятельности. Но прежде, чем переводить пенсионные средства в негосударственный фонд, необходимо изучить весь список данных действующих организаций и выделить наиболее устойчивые фонды — проанализировать их рейтинги и оценки.

Чтобы проанализировать работу негосударственного пенсионного фонда, нужно узнать коли -чество его пенсионных накоплений и резервов, число уже заключивших с фондом договор вкладчиков, размер его активов и капитала, а также показатели доходности фонда и суммы, выплаченные по договорам негосударственного пенсионного обеспечения. Все официальные данные по работе негосударственных пенсионных фондов России указаны на официальном сайте Центрального Банка и взяты из бухгалтерской и финансовой отчетности фондов.

Пенсионные накопления — это средства, хранящиеся на личном счете граждан. Первые места в рейтинге по объему накоплений занимают те организации, в которых хранится больше всего сбережений будущих пенсионеров. Драйвером роста и обеспечения конкурентоспособности НПФ выступят экосистемы [10].

В таблице 1 представлен рейтинг негосударственных пенсионных фондов по количеству пенсионных накоплений по состоянию на 2021 год, а также данные за предыдущие годы. В ней указаны лишь те НПФ, которые функционируют на данный момент времени и их нынешние названия.

Как видно из таблицы 1, первое место по количеству пенсионных накоплений занимает «Негосударственный пенсионный фонд Сбербанка». За 3 года данная сумма в лидирующем фонде возрос-

85

Таблица!. Рейтинг НПФ России по сумме пенсионных накоплений за 2017-2021 гг. *

Наименование фонда Пенсионные накопления (рыночная стоимость), млн. руб. Темп прироста 2021 г. к 2019 г., %

2017 год 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год

АО «НПФ Сбербанка» 353 189 469 718 573 509 614 637 658 935 + 14,9

АО «НПФ ГАЗФОНД Пенсионные Накопления» 165 103 457 382 505 785 554 522 570 529 + 12,9

АО «НПФ «Открытие» 250 738 253 209 492 990 516 083 530 373 +7,6

АО «НПФ «Будущее» 259 371 282 613 262 197 260 708 268 333 +2,3

АО НПФ ВТБ Пенсионный Фонд 126 869 143 629 191 830 246 200 266 213 +38,8

АО НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ » 186 004 192 301 165 023 259 880 259 409 +57,2

АО «НПФ Эволюция» 7 252 7 256 120 664 128 328 177 068 +46,7

АО МНПФ «БОЛЬШОЙ» 34 418 35 893 37 624 45 776 48 249 +28,2

АО «Национальный НПФ» 17 676 17 528 17 621 20 729 24 805 +40,8

АО «НПФ «Социум» 14 884 15 373 17 967 22 050 23 385 +30,2

* Составлено на основании [11]

ла на 14,9 %, что не является наибольшем показателем прироста. Лидер по приросту накоплений за указанный промежуток времени — негосударственный пенсионный фонд «Достойное БУДУЩЕЕ» —рыночная стоимость его средств увеличилась на 57,2 %. Наименьший прирост пенсионных накоплений показал негосударственный пенсионный фонд «Будущее» — прирост его средств составил 2,3 %.

Пенсионные резервы — средства, находящихся в собственности пенсионного фонда и необходимые для выплаты будущих пенсий в соответствии с пенсионными договорами. Фонд формирует пенсионные резервы для платежеспособности по обязательствам перед участниками. Резервы образуются за счет: пенсионных взносов и дохода фонда от размещения пенсионных взносов. Резервы являются важнейшим фактором финансовой устойчивости фонда.

В таблице 2 представлен рейтинг негосударственных пенсионных фондов Российской федерации за 2021 год по сумме пенсионных резервов. В таблице для сравнения также указаны данные по пенсионным резервам за 2017-2020 годы.

Исходя из информации, представленной в таблице 2, можно сделать вывод о том, что лидирующее место по сумме пенсионных резервов в 2021 году занимает негосударственный пенсионный фонд «ГАЗФОНД». Но рост его резервов за 3 года является одним из самых маленьких — лишь 9,7 %, когда у лидера по приросту (фонда «Эволюция) наблюдается рост на 60,7 %. Наименьший прирост показателя пенсионных резервов из десятки лидеров был у НПФ «Открытие» — 6,7 %.

Застрахованные лица—это граждане Российской Федерации, а также некоторые иностранные лица и лица без гражданства, проживающие на территории России, заключившие договор пенсионного страхования.

В таблице 3 представлен рейтинг негосударственных пенсионных фондов России по количе -ству застрахованных лиц, с указанием числа лиц, уже получающих пенсию.

Из представленной таблицы 3 видно, что наибольшее число застрахованных лиц приходится на «Негосударственный пенсионный фонд Сбербанка», но по числу лиц, уже получающих пенсию, данный фонд занимает второе место, после фонда «Открытие».

С 2019 года у лидера рейтинга число застрахованных лиц уменьшилось на 1,2 %, а количество уже получающих средства пенсионеров увеличилось на 12,9 %. Безусловным лидером по приросту застрахованных лиц является негосударственный пенсионный фонд «Транснефть» — его анализируемые показатели за 3 года выросли в 8 раз.

86

Таблица2. Рейтинг НПФ России по сумме пенсионных резервов за 2017-2021 гг.

Наименование фонда Пенсионные резервы, млн. руб. Темп прироста 2021 г. к 2019 г., %

2017 год 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год

АО «НПФ ГАЗФОНД» 372 203 3 743 79 406 209 436 142 445 529 +9,7

АО «НПФ «Благосостояние» 327 012 368 630 386 805 414 920 441 751 + 14,2

АО «НПФ Транснефть» 76 285 84 071 89 352 98 873 107 469 +203

АО «НПФ Эволюция» 45 062 0 65 901 86 711 105 900 +60,7

АО «НПФ «Открытие» 25 043 24 777 63 996 67 406 68 258 +6,7

АО «НПФ Сбербанка» 18 207 26 651 37718 45 293 55 899 +48,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

АО «НПФ «Алмазная осень» 15 188 18 595 25 406 30 409 34 968 +37,6

АО «НПФ Газфонд Пенсионные Накопления» 3 17 885 18 964 22 215 24 831 +30,9

АО НПФ «Пенсионные решения» 0 0 16 946 20 385 23 480 +38,6

АО НПФ «Сургутнефтегаз» 13 930 15 724 17383 19 543 21 169 +21,8

* Составлено на основании [11]

ТаблицаЗ. Рейтинг НПФ России по числу застрахованных лиц за 2017-2021 гг. *

Количество застрахованных лиц, Темп

Наименование фонда тыс. чел. прироста

2017 2018 2019 2020 2021 2021 г. к

год год год год год 2019 г., %

АО «НПФ Сбербанка» 4 249 6 815 8 855 8 725 8 753 -1,2

- Из них уже получают пенсию 41 58 85 99 97 +12,9

АО «НПФ «Открытие» 3 338 3 499 7 415 7 116 7 036 -5,1

- Из них уже получают пенсию 86 79 70 76 115 +63,9

АО «НПФ Газфонд Пенсионные 1 340 6 225 6 326 6 460 6 435 + 1,7

Накопления»

- Из них уже получают пенсию 36 72 83 89 85 + 1,7

АО «НПФ «Будущее» 3 964 4 428 4 503 4 291 4 214 -6,4

- Из них уже получают пенсию 38 68 46 34 57 +23,4

АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ» 2 265 2 266 2 163 3 877 3 825 +76,8

- Из них уже получают пенсию 12 15 22 20 32 +45,9

АО НПФ ВТБ Пенсионный Фонд 1 329 1 540 2 121 2 655 2 722 +28,3

- Из них уже получают пенсию 18 21 24 28 26 +11,9

АО «НПФ Эволюция» 71 65 1 530 1 467 1 980 +29,4

- Из них уже получают пенсию 1 3 3 6 12 в 4 раза

АО «НПФ «Транснефть» 46 51 49 49 440 в 9 раз

- Из них уже получают пенсию 0,9 2 2 2 16 в 8 раз

АО «Национальный НПФ» 308 279 268 284 309 +15,5

- Из них уже получают пенсию 11 11 10 9 8 -16,7

АО «НПФ «Социум» 243 238 268 307 303 +13,1

- Из них уже получают пенсию 8 7 7 6 6 -12,9

* Составлено на основании [11]

Активы любого предприятия, в том числе негосударственного пенсионного фонда—это совокупность его имущества и денежных средств, а также имущественные права и иные права, имеющие денежную оценку.

По сумме активов можно судить о финансовой устойчивости организации. В таблице 4 представлен рейтинг негосударственных пенсионных фондов России по сумме активов за 2020 год, а также данный показатель за 2017-2021 годы.

87

Та&шца4. Рейтинг НПФ России по сумме активов за 2017-2021 гг. *

Наименование фонда Активы, млн. руб. Темп прироста 2021 г. к 2019 г., %

2017 год 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год

АО «НПФ Сбербанка» 379 665 509 584 627 149 678 622 731451 +16,6

АО «НПФ «Открытие» 283 610 283 822 564 937 602 520 611645 +83

АО «НПФ Газфонд Пенсионные Накопления» 168 049 490 290 541 409 594 113 610926 +12,8

АО «НПФ ГАЗФОНД»» 415 091 436 121 477 483 518 873 532789 +11,6

АО«НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» 340 054 3 77 837 407 632 43 7 411 465878 +14,3

АО «НПФ Эволюция» 46 419 58 278 192 675 225 572 294377 +52,8

АО НПФ ВТБ Пенсионный Фонд 130 365 147 362 200 019 260 368 285954 +43,0

АО «НПФ «Будущее» 269 208 291 688 268 032 270 670 281400 +5,0

АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ» 198 463 204 533 177 631 275 767 273294 +53,9

АО «НПФ Транснефть» 86 205 96 359 101 711 112 170 122235 +20,2

* Составлено на основании [11]

Как видно из таблицы 4, «НПФ Сбербанка» занимает лидирующую позицию по сумме активов. За 3 года данный показатель фонда вырос на 16,6 %. Наибольший прирост активов за 20192021 год показал негосударственный пенсионный фонд «Достойное БУДУЩЕЕ» — его активы выросли на 53,9 %. Наименьшее увеличение активов наблюдается у фонда «Будущее» — плюс 5 %.

Капитал предприятия представляет собой имущество, сформированное за счет собственных средств (вкладов учредителей и прибыли). Без капитала невозможно функционирование предприятия, организация его деятельности.

В таблице 5 представлен рейтинг негосударственных пенсионных фондов по сумме капитала за 2021 год, показаны данные также за предыдущие 4 года и темп прироста.

Исходя из данных таблицы 5, «Негосударственный пенсионный фонд ГАЗФОНД» является лидером по сумме капитала. Прирост данного показателя за 3 года у «ГАЗФОНДА» составил 29,3 %. Максимального прироста капитала достиг «НПФ Эволюция» — плюс 66,4 %. Однако

Таблица 5 Рейтинг НПФ России по сумме капитала за 2017-2021 гг. *

Наименование фонда Капитал, млн. руб. Темп прироста 2021 г. к 2019 г., %

2017 год 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год

АО «НПФ ГАЗФОНД»» 0 0 119 480 143648 154481 +29,3

АО «НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» 0 0 69 041 83 746 95 101 +37,7

АО «НПФ Сбербанка» 5 262 16626 25 049 33 949 37 699 +50,5

АО «НПФ «Открытие» 5 220 7 811 19 146 31 613 29 395 +53,5

АО «НПФ Газфонд Пенсионные Накопления» 3 543 26 409 32 065 36 223 25 332 -21,0

АО «НПФ Эволюция» 393 574 12 984 19 352 21 603 +66,4

АО НПФ «Сургутнефтегаз» 10 039 11 153 13 085 14 962 15 920 +21,7

АО «НПФ Транснефть» 1 848 11 129 11 250 13 453 15 492 +37,7

АО «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ» 4 997 7 837 9 709 15 204 12 577 +29,5

АО НПФ ВТБ Пенсионный Фонд 2 634 14 491 8 040 9 992 10 466 +30,2

* Составлено на основании [11]

88

среди лидеров наблюдается и уменьшение капитала—у фонда «Газфонд Пенсионные накопления» данная сумма снизилась за 3 года на 21 %.

По статистике и рейтингу НПФ России по доходности можно определить, насколько полно и своевременно компания выполняет свои обязательства перед застрахованными гражданами.

Доходность характеризует сумму, на которую негосударственный пенсионный фонд увеличил имеющиеся накопления.

Заранее определить показатель процента накоплений нельзя, однако надежные организации обычно уже при оформлении соглашений с гражданами сообщают им об объемах планируемого дохода либо демонстрируют прибыль прошлых лет.

В таблице 6 показан рейтинг негосударственных фондов пенсионного страхования по средней доходности за 5 лет.

Таблица6 Рейтинг НПФ России по средней доходности за 5 лет *

Наименование фонда Средняя за 5 лет 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год

АО «НПФ «Алмазная осень» 9,01 12,62 11,16 6,78 8,78 5,84

АО «МНПФ «АКВИЛОН» 8,77 11,51 9,71 6,83 10,75 5,17

АО НПФ «Сургутнефтегаз» 8,75 11,61 8,74 5,32 12,12 6,14

АО «НПФ «Гефест» 8,58 11,95 9,97 3,94 12,16 5,14

АО «НПФ «Первый промышленный альянс» 8,38 12,22 8,14 5,04 10,72 5,96

АО «НПФ «Волга-Капитал» 8,31 11,31 9,66 4,1 10,81 5,88

АО «НПФ Эволюция» 8,22 10,8 8,13 5,12 10,36 6,79

АО «НПФ Газфонд Пенсионные Накопления» 8,11 13,16 9,53 6,37 6,21 5,46

АО «Национальный НПФ» 8,06 11,48 9,81 4,08 9,49 5,61

АО НПФ «УГМК-Перспгктива» 8,01 10,36 9,19 4,78 9,88 5,95

АО НПФ ВТБ Пенсионный Фонд 7,86 10,3 9,02 5,53 8,58 5,96

АО НПФ «Альянс» 7,76 9,76 8,83 4,2 9,68 6,42

АО «Ханты-Мансийский НПФ» 7,63 9,63 8,16 4,15 10,94 5,42

* Составлено на основании [11]

Исходя из данных таблицы 6, можно сделать вывод о том, что с 2017 года доходность НПФ сильно уменьшилась. Максимальная средняя доходность за 5 лет принадлежит негосударственному пенсионному фонду «Алмазная осень» — 9,01 %. Наибольший показатель доходности — 13,16 % — наблюдался в 2017 году у фонда «Газфонд Пенсионные Накопления».

Негосударственная пенсия—денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику НПФ в соответствии с условиями пенсионного договора. По суммам таких выплат можно судить об эффективности инвестирования средств фондом и, следовательно, о качестве его работы.

В таблице 7 представлен рейтинг негосударственных пенсионных фондов по сумме выплат негосударственных пенсий за 2021 год. Для сравнения приводятся данные за 2017-2020 годы.

Наибольшие выплаты по негосударственному пенсионному обеспечению получают участники фонда «НПФ ГАЗФОНД». Темп прироста выплат этого фонда за 3 года составил 17,2 %.

Лидером по увеличению негосударственных пенсий за 2019-2021 год стал фонд «Эволюция» — его изучаемый показатель вырос в 2,9 раз. Наименьший прирост выплат среди лидеров заметен у фонда «Телеком-Союз» — всего лишь 1,8 %.

Исходя из рейтингов негосударственных пенсионных фондов по различным показателям, лидерами в данной сфере являются: АО «НПФ Сбербанка», АО «НПФ ГАЗФОНД», АО «НПФ Газфонд Пенсионные Накопления», АО «НПФ Эволюция», АО НПФ ВТБ Пенсионный Фонд, АО «НПФ «Открытие», АО «НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ», АО «Национальный НПФ», АО НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ». Эти фонды входят в десятку лучших по многим показателям, а значит,

89

Таблица7. Рейтинг НПФ России по сумме выплат пенсий по негосударственному пенсионному страхованию за 2017-2021 гг. *

Наименование фонда Выплаты пенсий по НПО, млн. руб. Темп прироста 2021 г. к 2019 г., %

2017 год 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год

АО «НПФ ГАЗФОНД» 15 570 16 824 18 581 20 552 21 771 +17,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

АО «НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» 14 469 16 912 18 690 20 504 21 229 +13,6

АО «НПФ «Открытие» 1 805 1 914 3 510 6 288 6214 +77,1

АО «НПФ Эволюция» 2 506 2 948 1 747 4 154 5 142 в 2,9 раз

АО «НПФ Транснефть» 2 078 2 522 2 910 3 193 3 467 +19,2

АО «Ханты--Мансийский НПФ» 2 572 2 600 2 628 2 642 2 793 +6,3

АО «НПФ Газфонд Пенсионные Накопления» 0 1 103 1 581 1 667 1 716 +8,6

АО «НПФ «Алмазная осень» 1 150 1257 1 342 1 441 1 663 +23,9

АО «НПФ «Телеком-Союз» 1 480 1 505 1 553 1 576 1 582 +1,8

АО «Национальный НПФ» 742 885 1 024 1 130 1 191 +16,3

• Составлено на основании [11]

являются устойчивыми и платежеспособными, и, следовательно, привлекательными для будущих пенсионеров.

Участие негосударственных пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования привело к становлению их в качестве крупнейшего страховщика, так, начиная с 2016 года, НПФ как крупный институциональный инвестор стали сконцентрировать больше половины всех переданных в управление всем субъектам средств пенсионных накоплений [8]. Широкое информирование граждан о системе негосударственных пенсионных фондов может привести к резкому увеличению клиентов данной сферы. Путем осуществления данной цели могут стать посещения крупных предприятий работниками негосударственных пенсионных фондов и ознакомление сотрудников организаций с деятельностью НПФ. При рассказе сотруднику НПФ важно упомянуть о легальности деятельности фонда, о застрахованности вложений и о показателях доходности фонда.

Экономика Российской Федерации находится в постоянном развитии и преобразовании [7]. Новые внешние и внутренние экономические и политические ситуации оказывают воздействие на функционирование всех систем страны, в том числе и пенсионной.

За последние 10 лет произошло много корректировок и в деятельности негосударственных пенсионных фондов. На рисунке 1 наглядно представлена ситуация с изменением количества НПФ в России за2012-2021 годы.

Как видно из рисунка, число функционирующих пенсионных фондов в России за последние 10 лет сократилось более, чем в 3 раза. Самый большой спад на графике наблюдается в 2018 году — тогда закрылось 32 негосударственных пенсионных фонда. Стабильно каждый год несколько НПФ уходят с рынка пенсионных услуг, и значит, на сегодняшний день на нем остались самые надежные и платежеспособные фонды.

На рисунке 2 представлена динамика сумм пенсионных накоплений, хранящихся на счетах в негосударственных пенсионных фондах за последние 10 лет.

Как видно из рисунка, пенсионные накопления граждан в НПФ сильно приумножились за 10 лет. Вот числовые значения данного показателя по годам:

• 2012 год — 263 923 664 тыс. руб.;

• 2013 год — 509 257 470 тыс. руб.;

• 2014 год — 817 713 126 тыс. руб.;

• 2015 год — 1 132 441 332 тыс. руб.;

• 2016 год — 1 719 548 668 тыс. руб.;

90

160 140 120 100 80 60 40

150

143

130

119

101

42

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 Рис 1. Динамика количества НПФ в России за 2012-2021 ГГ., ед. (Составлено на основании [11])

3 500 000 000 3 000 000 000 2 500 000 000 2 000 000 000 1 500 000 000 1 000 000 000 500 000 000 0

||

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 Рис. 2 Динамика пенсионных накоплений НПФ России за 2012-2021 гг., тыс. руб. (Составлено на

основании [11])

• 2017 год — 1 991 033 611 тыс. руб.;

• 2018 год — 2 435 011 423 тыс. руб.;

• 2019 год — 2 582 322 848 тыс. руб.,

• 2020 год — 2 823 051 146 тыс. руб.;

• 2021 год — 2 946 124 720 тыс. руб. [11].

Динамика количества застрахованных лиц в негосударственных пенсионных фондах за 10 лет представлена на рисунке 3.

Исходя из рисунка, можно сделать вывод о том, что за 10 лет число лиц, застрахованных в негосударственных пенсионных фондах, возросло в 5,5 раз. Наибольший прирост наблюдался в 2013 году — тогда за год застрахованных лиц в НПФ увеличилось более, чем в 2 раза. Но в 2021 году, по равнению с 2019, данный показатель немного уменьшился.

На рисунке 4 представлена динамика сумм выплат пенсий по негосударственному пенсионному страхованию в России за последние 10 лет.

91

2021 37 144 030

2020 37 304 039

2019 36 973 256

2018 34 324 155

2017 29 372 3 95

2016 26 327 744

2015 22 065 907

2014 19 494 353

2013 15 170 041

2012 И 6 695 543 ■

0 5 0 00 0 00 10 0 00 000 1 5 00 0 00 0 20 0 00 00 0 2 5 0 00 0 00 30 00 0 00 0 3 5 00 0 0 00 40 00 0 000

Рис 3. Динамика застрахованных лиц в НПФ России за 2012-2021 гг., чел. (Составлено на основании [11])

80 000 000 70 000 000 60 000 000 50 000 000 40 000 000 30 000 000 20 000 000 10 000 000 0

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 Рис. 4 Динамика выплат пенсий по негосударственному пенсионному страхованию в России за 2012-2021 гг., тыс. руб. (Составлено на основании [11])

Анализируя рисунок, видно, что с 2012 года выплаты негосударственных пенсий намного увеличились. Но в 2017 году был резкий спад, а затем подъем данного показателя. Числовые значения выплат пенсий по НПО следующие:

• 2012 год — 7 005 814 тыс. руб.;

• 2013 год — 8 642 700 тыс. руб.;

• 2014 год — 9 904 643 тыс. руб.;

• 2015 год — 45 522 673 тыс. руб.;

• 2016 год — 49 329 381 тыс. руб.;

• 2017 год — 16 960 141 тыс. руб.;

• 2018 год — 59 553 404 тыс. руб.;

• 2019 год — 60 318 046 тыс. руб.,

92

• 2020 год — 70 185 892 тыс. руб.;

• 2021 год — 74 006 021 тыс. руб. [11].

Таким образом, за последние 10 лет функционирование негосударственных пенсионных фондов в России вышло на новый уровень. Хоть количество самих НПФ снизилось в 3 раза, их экономические показатели, такие как пенсионные накопления, резервы, число застрахованных лиц и суммы выплат пенсий по негосударственному пенсионному обеспечению выросли во много раз. Это значит, что качество работы НПФ и степень доверия граждан к таким организациям выросли и продолжают расти до сих пор. ВЫВОДЫ

Негосударственные пенсионные фонды, продолжающие функционировать в настоящее время, показывают свою финансовую устойчивость и способность быстро реагировать на колебания рыночной инфраструктуры. Многие фонды начали свою работу еще в конце прошлого века и продолжали выполнять свои обязанности даже в кризисные периоды.

Неустойчивые негосударственные пенсионные фонды не «выживают» на высоко конкурентном и еще не сильно популярном среди потребителей рынке. Они либо прекращают свою деятельность и передают свои обязательства Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации, либо «сливаются» с более крупными и устойчивыми НПФ.

Фонды, наиболее часто встречающиеся в лидерах рейтингов по показателям деятельности, являются крупными и влиятельными организациями. Часто первыми по экономическим показателям выступают НПФ, работающие в сфере добывающей промышленности, а также основанные банковскими организациями.

Негосударственные пенсионные фонды — необходимый элемент финансовой системы России, так как государственная пенсия не может в полном объеме удовлетворить потребности пенсионеров в обеспечении денежными средствами. НПФ заполняют эту нишу и являются наилучшим вариантом решения проблемы низких пенсий в стране.

Негосударственные пенсионные фонды функционируют не только в сфере дополнительного пенсионного обеспечения граждан. Их работа необходима также в инвестиционном секторе, поскольку они удовлетворяют экономические потребности реального сектора экономики путем перераспределения свободных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и населения.

Модернизация и улучшение деятельности пенсионной системы России в настоящее время необходимы. В том числе, нужны некоторые изменения в функционировании негосударственных пенсионных фондов. Важно стимулировать граждан на участие в системе добровольного негосударственного пенсионного страхования, а также привлекать различные предприятия к внедрению корпоративных программ негосударственного пенсионного обеспечения. Сами негосударственные пенсионные фонды важно стимулировать на участие не только в негосударственной пенсионной сфере, но и в системе обязательного пенсионного страхования.

Таким образом, негосударственные пенсионные фонды играют огромную роль в системе пенсионного страхования в России. Они не только обеспечивают пенсионеров достойными денежными выплатами, но и помогают реальному сектору экономики, инвестируя средства в различные проекты.

СПИСОКЛИТЕРАГУРЫ

1. Амирханян, Л.С. Негосударственные пенсионные фонды как инструмент реализации социальной политики: современные вызовы и тренды развития / Л. С. Амирханян // Экономика и предпринимательство. — 2021. — № 6(131). — С. 188-191. — БС1 10.34925/Е1Р.2021.131.6.034. — ББК ЮдБЫд.

2. Биткина, И.К. К вопросу об эффективности накопительных элементов пенсионной системы: международный опыт / И.К. Биткина // Финансы: теория и практика. — 2020. — Т. 24, № 5. — С. 24-40. — БС1 10.26794/ 2587-5671 -2020-24-5-24-40. — ББК СШЖ.

3. Блажевич, О.Г. Оценка финансовой устойчивости страховой организации / О.Г. Блажевич // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2020. — № 2 (51). — С. 68-78. — БС1 10.37279/2312-5330-2020-2-68-78. —ББК 8ГУОТЬ.

4. Блажевич, О.Г. Комплексная оценка финансовой безопасности Российской Федерации и разработка рекомендаций по повышению ее уровня / О.Г. Блажевич, С.В. Жупанова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2022. — № 3 (60). — С. 19-36. — ББК ГУБСЫ!

93

5. Воробьева, Е.И. Реализация национальных проектов, обеспечивающих экономический рост в Российской Федерации / Е.И. Воробьева, О.Г Блажевич // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2021. — № 4 (57). — С. 5-23. — EDN CCADYC.

6. Козлов, П.А. Взаимодействие негосударственных пенсионных фондов и граждан как фактор развития негосударственного пенсионного обеспечения / П.А. Козлов, К.Р. Вичентиевич, В. А. Прокудин // Уровень жизни населения регионов России. — 2022. — Т. 18, № 2. — С. 227-235. — DOI 10.1918Msprr.2022.18.2.7. — EDN HZBMMS.

7. Терещенко, Т.А. К вопросу о формировании бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на современном этапе / Т. А. Терещенко, И.В. Балашова // Вестник Академии знаний. — 2021. — № 44(3). — С. 288-291. — DOI 10.24412/2304-6139-2021-11258. — EDN WCNFNY

8. Фатхлисламова, Г.Ф. Конкуренция между негосударственными пенсионными фондами на российском пенсионном рынке / Г.Ф. Фатхлисламова // Финансовый журнал. — 2019. — № 4(50). — С. 9-23. — DOI 10.31107/2075-1990-2019-4-9-23. — EDNAPTNET.

9. Эзрох, Ю.С. Институт банковского пенсионного обеспечения: конкуренция с традиционными институтами / Ю.С. Эзрох // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. — 2015. — № 2. — С. 27-55. — EDN TTHIID.

10. Яровая, Е.С. Экосистема негосударственных пенсионных фондов — модный тренд или стратегическая необходимость? / Е.С. Яровая // Финансы и кредит. — 2022. — Т. 28, № 3(819). — С. 597-627. — DOI 10.24891/ fc.28.3.597. — EDN RBZQRW.

11. Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов [Электронный ресурс] / Банк России. — Режим доступа: cbr.ru/analytics/RSCI/activity_npf/rewiew_npf/ (дата обращения: 14.02-17.02.2023).

SPESOKLITERATURY

1. Amirkhanyan, L.S. Negosudarstvennyye pensionnyye fondy kak instrument realizatsii sotsial'noy politiki: sovremennyye vyzovy i trendy razvitiya / L.S. Amirkhanyan // Ekonomika i predprinimatel 'stvo. — 2021. — № 6(131). — S. 188-191. — DOI 10.34925/EIP.2021.131.6.034. — EDN IGQBHQ.

2. Bitkina, I.K. K voprosu ob effektivnosti nakopitel'nykh elementov pensionnoy sistemy: mezhdunarodnyy opyt / I.K. Bitkina // Finansy: teoriya i praktika. — 2020. — T. 24, № 5. — S. 24-40. — DOI 10.26794/2587-5671-202024-5-24-40. — EDN CILIIR.

3. Blazhevich, O.G. Otsenka finansovoy ustoychivosti strakhovoy organizatsii / O.G. Blazhevich // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2020. — № 2 (51). — S. 68-78. — DOI 10.37279/2312-5330-2020-2-68-78. — EDN SFVDTL.

4. Blazhevich, O.G. Kompleksnaya otsenka finansovoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii i razrabotka rekomendatsiy po povysheniyu yeye urovnya / O.G. Blazhevich, S.V. Zhupanova // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2022. — № 3 (60). — S. 19-36. — EDN FYDCHJ.

5. Vorobyova, E.I. Realizatsiya natsional'nykh proyektov, obespechivayushchikh ekonomicheskiy rost v Rossiyskoy Federatsii / E.I. Vorobyova, O.G. Blazhevich // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2021. — № 4 (57). — S. 5-23. — EDN CCADYC.

6. Kozlov, P.A. Vzaimodeystviye negosudarstvennykh pensionnykh fondov i grazhdan kak faktor razvitiya negosudarstvennogo pensionnogo obespecheniya / P. A. Kozlov, K.R. Vichentiyevich, V.A. Prokudin // Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii. — 2022. — T. 18, № 2. — S. 227-235. — DOI 10.19181/lsprr.2022.18.2.7. — EDN HZBMMS.

7. Tereshchenko, T.A. K voprosu o formirovanii byudzheta Pensionnogo fonda Rossiyskoy Federatsii na sovremennom etape / T.A. Tereshchenko, I.V Balashova // Vestnik Akademii znaniy. — 2021. — № 44(3). — S. 288-291. — DOI 10.24412/2304-6139-2021-11258.—EDN WCNFNY

8. Fatkhlislamova, G.F. Konkurentsiya mezhdu negosudarstvennymi pensionnymi fondami na rossiyskom pensionnom rynke / G.F. Fatkhlislamova // Finansovyy zhurnal. — 2019. — № 4(50). — S. 9-23. — DOI 10.31107/ 2075-1990-2019-4-9-23. — EDNAPTNET.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Ezrokh, Yu.S. Institut bankovskogo pensionnogo obespecheniya: konkurentsiya s traditsionnymi institutami / Yu.S. Ezrokh // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6: Ekonomika. — 2015. — № 2. — S. 27-55. — EDN TTHIID.

10. Yarovaya, Ye.S. Ekosistema negosudarstvennykh pensionnykh fondov — modnyy trend ili strategicheskaya neobkhodimost'? / Ye.S. Yarovaya // Finansy i kredit. — 2022. — T. 28, № 3(819). — S. 597-627. — DOI 10.24891/ fc.28.3.597. — EDN RBZQRW.

11. Obzor klyuchevykh pokazateley negosudarstvennykh pensionnykh fondov [Elektronnyy resurs] / Bank Rossii. — Rezhim dostupa: cbr.ru/analytics/RSCI/activity_npf/rewiew_npf/ (data obrashcheniya: 14.02-17.02.2023).

Статья поступила в редакцию 12 марта 2023 года Статья одобрена к печати 27 июня 2023 года

94

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.