УДК 378.183.063 Б01 10.17238^^998-5320.2018.31.74
С. Н. Широбоков,
Омский государственный педагогический университет
ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО МОЛОДЁЖНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Проблема. В последнее время состоялось большое количество межгосударственных мероприятий, направленных на развитие сотрудничества между университетами России и Китая на основе принципа диалога культур. Вместе с тем очень мало работ, посвящённых сравнительному анализу образования в России и Китае в контексте определения перспектив реализации российско-китайского молодёжного сотрудничества, было опубликовано в международных научных журналах. Методология сравнительных исследований. Сравнительная педагогика изучает развитие систем образования в разных странах и регионах мира, а также международное сотрудничество. Актуальным направлением исследований в этой области является осмысление перспектив реализации российско-китайского молодёжного сотрудничества в современном информационном пространстве. В результате анализа методологических подходов отечественных и зарубежных учёных выявлены основные тенденции проведения современных сравнительных исследований. Учёные-компаративисты указывают на необходимость акцентирования внимания на подготовке молодёжи к взаимодействию в условиях многокультурной среды.
Результаты. Раскрыта сущность деятельности российско-китайских студенческих бизнес-инкубаторов, и актуализированы аспекты взаимодействия молодежи в условиях многокультурной среды. Обосновано использование в практике высшего профессионального образования опыта взаимодействия социальных партнёров в совершенствовании информационной поддержки российско-китайского молодёжного сотрудничества. Представлены данные информационно -аналитической системы относительно информационного освещения деятельности российско-китайских студенческих бизнес-инкубаторов. Определены перспективы реализации российско-китайского молодёжного сотрудничества и возможности взаимодействия социальных партнёров в развитии международного молодёжного сотрудничества.
Вывод. Современная методология сравнительной педагогики, основываясь на идее «диалога культур», принципиальное значение придаёт «механизму культурного отбора» - «мирного заимствования» передового опыта стран, имеющих признанные достижения научных школ. Потребность информационного общества в использовании рефлексивного управления в процессе подготовки конкурентоспособных кадров в современных социокультурных условиях очевидна. Ключевые слова: диалог культур, информационная поддержка, молодёжное международное сотрудничество, проект, социальное партнёрство, сравнительное и международное образование студенческий бизнес-инкубатор.
Постановка проблемы. В последнее время состоялось достаточное количество межгосударственных мероприятий, направленных на развитие сотрудничества между университетами России и Китая на основе принципа диалога культур. Многие социальные партнёры включились в реализацию российско-китайского молодёжного сотрудничества, предлагая содержательные программы для резидентов российско-китайских студенческих бизнес-инкубаторов в своих регионах. Учитывая, что сравнительная педагогика изучает развитие систем образования в разных странах и регионах мира, а также международное сотрудничество, актуальным направлением исследований в этой области оказалось осмысление перспектив реализации российско-китайского молодёжного сотрудничества в современном информационном пространстве. По мнению ученого Марка Брэя, в течение последних нескольких лет очень мало работ, посвящённых сравнительному анализу образования в России и Китае, было опубликовано в международных научных журналах [1].
Методология сравнительных исследований. Отечественные и зарубежные учёные отмечают, что развитие сравнительного и международного образования, а также обозначение его границ является важной проблемой не столько с точки зрения развития фаз, сколько с точки зрения решающих эпистемологических событий. Дело в том, что развитие данной области происходило дискретно в рамках гносеологического течения, которое и побудило его практиков объединить набор понятий и образцов поведения, а также выделить связь с другими схожими областями.
Область исследования становится систематизированной, когда группа учёных, владеющих разными знаниями о ней, работает совместно. Это исследование ограничено эпистемологическими рамками - т. е. рамками, которые сформировали концептуальные основы, в пределах которых профессионально изучается сравнительное образование. При этом акцент делается на том, какие учёные достаточно компетентны, чтобы проводить данные исследования, а также на определении границ. Ни одна область исследования не имеет определённого начала. У всех у них есть своё прошлое, без которого они не смогли бы существовать. Точнее, по поводу переломного момента или периода возникновения и становления любой области знания могут возникнуть разногласия, именно тогда учёные начинают идентифицировать её с общей аналитической моделью.
В данной статье предлагается проанализировать возможности взаимодействия социальных партнёров в совершенствовании информационной поддержки российско-китайского молодёжного сотрудничества. Многие учёные-компаративисты в своих работах указывают на необходимость акцентирования внимания в сравнительном и международном образовании на аспекте проблемы подготовки молодёжи к взаимодействию в условиях многокультурной среды [2].
Результаты. Омский государственный педагогический университет совместно с социальными партнёрами в июле прошлого года принял первых участников международного проекта «Российско-Китайский студенческий бизнес-инкубатор», реализация которого стала возможной благодаря программе развития деятельности студенческих объединений.
Омская область стала единственным сибирским регионом, где открылся Российско-Китайский бизнес-инкубатор. Министерство образования и науки Российской Федерации, Российский союз молодёжи, Всекитайская федерация молодежи и Российско-Китайский комитет дружбы, мира и развития определили только четыре вуза-партнера для реализации проекта в нашей стране.
Необходимо отметить, что прошлым летом три бизнес-инкубатора начали свою работу, а именно: в Омском государственном педагогическом университете, Башкирском государственном университете, Ульяновском государственном университете. Четвёртый бизнес-инкубатор продолжил свою деятельность в Тихоокеанском государственном университете. Омские участники данного проекта объединились в команды с представителями КНР для реализации совместных молодежных инициатив. Руководители и эксперты крупных компаний предложили молодым предпринимателям конкретные темы для разработки новых идей, а также помогли резидентам найти необходимые решения для развития своего бизнеса.
Важно, что все финалисты прошли многоступенчатый отбор для того, чтобы стать участниками столь необходимого для их профессионального роста проекта. Тридцать резидентов с новыми знаниями в сфере менеджмента инноваций влились в предпринимательские сообщества своих городов и стран. Всем слушателям, успешно освоившим образовательную программу, выдали удостоверения о повышении квалификации и рекомендации для дальнейшего участия в международных инвестиционных сессиях. Деятельность Российско-Китайского студенческого бизнес-инкубатора в Омском регионе признана успешной.
Официальное мероприятие, посвящённое подведению итогов реализации международного проекта состоялось по завершении образовательной программы. Резидентами были представлены восемь инновационных проектов для оценки экспертной комиссией. Необходимо отметить, что студенты и сотрудники ОмГПУ инициировали три предпринимательских проекта в разных сферах. Лауреатами конкурсной номинации «Лучшая инновационная идея» стали представители факультета иностранных языков, представившие проект «Российско-Китайский культурно-образовательный центр «Иртыш».
Все представители России и гости из Китая выполнили образовательную программу, а лучшие проекты были отмечены конкурсной комиссией. Вместе с резидентами программу осваивали и другие слушатели, которым интересна тема развития международного образования и ведения совместного бизнеса с китайскими партнёрами. Итогом успешной реализации проекта стало подписание ряда соглашений о сотрудничестве. Намерения о развитии международного образования были закреплены подписанием документа о сотрудничестве между Омским государственным педагогическим университетом и Циндаоским университетом науки и технологий.
Социальные партнёры отмечают, что у Российско-Китайского студенческого бизнес-инкубатора в Омске появились новые перспективы. Осенью прошлого года были открыты инкубаторы-побратимы в Китае, а в этом году Сибирский федеральный округ снова планирует принять резидентов на своей площадке. Более того, решением Учёного совета ОмГПУ открыта новая магистерская
программа «Педагогика развития детского и молодёжного движения», в рамках которой запланировано изучение следующих дисциплин: развитие международного и межрегионального детского и молодёжного сотрудничества, лучшие практики развития детского и молодежного движения в России и за рубежом, конкурентоспособность молодёжи в современном мире, международное добровольчество и волонтёрская деятельность и др.
Однако, согласно данным информационно-аналитической системы «Медиалогия», только 1054 сообщений относительно деятельности российско-китайских студенческих бизнес-инкубаторов было опубликовано за период с первого января прошлого года по текущее время. В топ-5 рейтинга по информационной активности в данном направлении из числа регионов нашей страны вошли Ульяновская и Омская области. Эксперты отмечают, что огромный потенциал в обеспечении информационной поддержки развития российско-китайского молодёжного сотрудничества имеется у медиа-волонтёров, которые наряду с работой со СМИ обеспечивают межкультурное общение участников проекта [3]. В Омске активную работу по информационному обеспечению ведётся пресс-служба Минспорта и подразделения ОмГПУ.
В январе текущего года в Шанхае (КНР) состоялось подписание Меморандума о реализации проекта «Российско-китайский молодёжный бизнес-инкубатор - 2018». Меморандум был подписан Российским Союзом Молодежи и Китайским молодёжным центром международных обменов. В этом году будут действовать двадцать инкубаторов на территории Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Кроме Омска, работа молодёжных бизнес-инкубаторов будет начата ещё в девяти городах России: Москве, Казани, Барнауле, Ростове-на-Дону, Ульяновске, Уфе, Кемерово, Брянске и Хабаровске. Ответные визиты состоятся в десяти городах Китая.
Вывод. Безусловно, научные подходы и методы в сравнительных исследованиях имеют важное значение, но, к сожалению, они не всегда получают должного внимания. Данная работа позволяет внести новые идеи в давние традиции - сравнительного и международного образования, расставляя акценты на разных единицах анализа. В ходе исследования выявлено, что современная методология сравнительной педагогики, основываясь на идее «диалога культур», принципиальное значение придает «механизму культурного отбора» - «мирного заимствования» передового опыта стран, имеющих признанные достижения научных школ.
Анализ информационной поддержки деятельности российско-китайских студенческих бизнес-инкубаторов и вовлеченности социальных партнёров являются первостепенными задачами в развитии сотрудничества между университетами России и Китая. Потребность информационного общества в использовании рефлексивного управления в процессе подготовки конкурентоспособных кадров в современных социокультурных условиях очевидна, т. к. усвоение новых культурно-образовательных ценностей осуществляется по управляемому пути. Таким образом, в дальнейшем изучение перспектив реализации молодёжного международного сотрудничества требует проведения дополнительного сравнительного исследования в контексте рефлексивного управления образовательными отношениями в современном информационном пространстве.
Библиографический список
1. Брэй М. Взгляд с глобального уровня. Россия - Китай: образовательные реформы на рубеже XX-XXI вв.: Сравнительный анализ. - М., 2007. - С. 122-124.
2. Супрунова Л. Л. Поликультурное образование в современной России: поиск стратегии // Магистр. -2000. - № 3. - С. 77-81.
3. Баташова С. М., Широбоков С. Н. Развитие межнационального общения в студенческой среде // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2017. - № 27. - С. 122-124.
S. N. Shirobokov, PhD in Education
Director of Public Relations and Associate Professor, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0278-0915 e-mail: [email protected] Omsk State Pedagogical University 14 Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, 644099, Russian Federation
PROSPECTS FOR THE REALIZATION OF RUSSIAN-CHINESE YOUTH COOPERATION
Problem. Recently, a large number of interstate events aimed at developing cooperation between the universities of Russia and China on the basis of the principle of dialogue of cultures took place. At the same time very few articles devoted to the comparative analysis of education in Russia and China in the context of realizing the prospects for the implementation of Russian-Chinese youth cooperation were published in international scientific journals.
Methodology of comparative studies. Comparative education studies the development of education systems in different countries and regions of the world, as well as international cooperation. The actual direction of research in this area is the comprehension of the prospects for the development of Russian-Chinese youth cooperation in the modern information space. As a result of the analysis of methodological approaches of national and foreign scientists, the main tendencies of modern comparative studies are revealed. Comparativists pointed out the need to focus on training young people for interaction in a multicultural environment.
Results. The essence of the activity of Russian-Chinese student business incubators is revealed. The article actualizes the aspects of interaction of youth in the conditions of a multicultural environment. The use of the experience of interaction of social partners in improving the information support of Russian-Chinese youth cooperation in practice of higher professional education is grounded. The data of the information and analytical system concerning information coverage of the activities of Russian-Chinese student business incubators are presented. The prospects for the implementation of Russian-Chinese youth cooperation and the opportunities for interaction of social partners in the development of international youth cooperation are also determined.
Conclusion. Based on the idea of a "dialogue of cultures" the modern methodology of comparative education pays attention to the fundamental importance related to the "mechanism of cultural selection" -"peaceful borrowing" of the best practices of countries that have recognized achievements of scientific schools. The need of the information society in the use of reflexive management in the process of training marketable professionals in modern sociocultural conditions is obvious.
Keywords: comparative and international education, dialogue of cultures, information support, youth international cooperation, project, social partnership, student business incubator.
References
1. Brjej M. Vzgljad s global'nogo urovnja. Rossija — Kitaj: obrazovatel'nye reformy na rubezhe XX—XXI vv.: Sravnitel'nyj analiz. [View from the global level. Russia - China: educational reform at the turn of XX-XXI centuries: a Comparative analysis]. Moscow, 2007. pp. 122-124.
2. Suprunova L. L. Multicultural education in modern Russia: searching for strategy. Magistr. 2000. no. 3. pp. 77-81.
3. Batashova S. M., Shirobokov S. N. The development of international communication in the student's environment. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovanija. 2017. no. 27. pp. 122-124.
Поступила в редакцию 26.02.2018 © С. Н. Широбоков, 2018
Автор статьи: Сергей Николаевич Широбоков, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела информационной политики, доцент кафедры педагогики, Омский государственный педагогический университет, 644099, Омск, Набережная Тухачевского, 14, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
С. М. Баташова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики, Омский государственный педагогический университет.
О. А. Фадеева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Омский государственный технический университет.