Научная статья на тему 'Перспективы реализации программы инновационного развития Казахстана'

Перспективы реализации программы инновационного развития Казахстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы реализации программы инновационного развития Казахстана»

УДК 658.871.6

О.Р.Тюник,

студент А.Ф.Никишин,

К.т.н., доцент

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Т.В.Панкина, К.э.н., доцент

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

г. Москва, Российская Федерация

ТУРИЗМ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ Аннотация

Развитие туризма способствуют социальному развитию как регионов, так и уровню жизни страны в целом. Однако эффект проявляется не столько от туризма как такового, сколько от развития связанных с ним отраслей, в первую очередь торговли. Таким образом, статья посвящена туризму как фактору развития торговли.

Ключевые слова

Туризм, торговля, социальная эффективность торговли.

В настоящее время большое внимание уделяется развитию туристической отрасли. Зачастую доходы от туризма считаются напрямую, как доходы от посещения музеев, использования гостиниц. Но также можно отметить и большой подъем торговой отрасли в городах прохождения туристических маршрутов. Следует отметить, что туристическая отрасль имеет огромное значение для экономики регионов [1]. Известным примером является так называемый "Мышкинский феномен" - еще 10 лет назад город совершенно не являлся туристическим центром, а сейчас принимает огромное число туристов - и именно туристы обеспечивают экономический подъем небольшого города. При этом в городе, по сравнению с другими туристическим центрами, практически отсутствуют достопримечательности - но именно в Мышкине большинство туристов покупают сувениры - с изображением мыши.

Во время своего путешествия турист более подвержен импульсным покупкам, чем в повседневной жизни. Торговые организации, располагающиеся в местах прохождения основной туристической тропы, получают достаточно существенные доходы. Такие покупки являются импульсными, приобретенные товары зачастую не используются туристами даже в качестве сувениров - но тем не менее, число приобретаемых туристами товаров достаточно велико.

Огромное значение развитие торговли оказывает для улучшения социальной обстановки в регионах. Розничные торговые организации, осуществляя свою деятельность, реализуют социальный заказ общества [2, 3], уменьшая уровень безработицы и увеличивая поступление налогов в бюджет. Социальная ответственность торговли в этой ситуации огромна, ведь создание благоприятного климата очень сильно влияет на туристические потоки.

Одним из направлений, дающих повод для развития туризма, является развитие транспортной инфраструктуры. Пассажирам комфортабельных высокоскоростных поездов прямо в пути предлагаются различные товары, причем цены этих товаров в разы превышают цену их аналогов в других местах. И именно в этом момент покупатели готовы к импульсной покупке таких товаров. С другой стороны, увеличение скорости ведет к уменьшению времени остановок, что сводит на нет возможность торговли во время стоянок поезда, перенося покупки в конечные для туриста пункты. На вокзалах крупных городов уже многие торговые точки используют круглосуточный график своей работы.

С другой стороны, турист имеет возможность приобрести товары по более низким ценам, что у себя в городе. И такая экономия денежных средств может практически полностью окупить затраты на свое путешествие. Именно поэтому ряд туристических фирм предоставляет специальные туры за товарами. И если в сфере организованного туризма разграничиваются торговые и информационно-развлекательные туры,

то при самостоятельном путешествии турист может совместить приятное с полезным. Останавливаясь в гостинице, турист может вполне купить необходимые ему товары, забрав их с собой при отъезде.

Но и по месту своего проживания туристы создают дополнительный спрос на ряд товаров. Собираясь в путешествие, туристу необходимы те или иные товары в дорогу. И при этом играют роль совсем другие критерии - например, при выборе цифрового фотоаппарата одним из основных критериев выбора становится его вес. И именно поэтому ряд фирм-производителей, такие, как Panasonic, уже полностью исключили из своего модельного ряда тяжелые зеркальные фотоаппараты. Такие мелочи играют большую роль в путешествии, и покупатели приобретают все новые и новые товары.

Однако в местах прохождения туристических маршрутах огромное значение имеет конкуренция. Именно поэтому для торговых организаций важной задачей является формирование ассортимента [4]. Подавляющее большинство покупаемых туристами товаров относится к одной из двух групп - это или товары повседневного спроса, либо сувенирная продукция. Туристическая тропа известна, именно по ней путешествует подавляющее большинство туристов - но и все торговые организации также стремятся осуществлять свою деятельность именно на этой тропе. При продаже сувениров огромное влияние здесь оказывает месторасположение торговой организации, выкладка товаров. В случае же покупки товаров повседневного спроса внимание уделяется привычным торговым сетям, обладающим хорошей деловой репутацией [5], что приводит к еще более важной роли нематериальных активов в торговле [6].

Другой проблемой является намного более сильная неравномерность покупательского потока. Транспортные потоки привязываются к определенному времени, это определяется и временем прибытия и отправления поездов, расчетный час в гостиницах, стоянки туристических автобусов.

Говоря о доходах торговли от туризма, целесообразно также отметить рост доходов общественного питания [7, 8]. Зачастую турист тратит намного больше денежных средств на питание в путешествиях, чем дома. Обычно в стоимость проживания в гостиницах входит оплаченный завтрак, однако более удобным для туриста является выдача талона на питание. Это позволяет избежать ситуации, когда питание включено в две туристические программы (например, завтрак в гостинице и завтрак при посадке на теплоход), кроме того, оплата талоном составляет лишь некоторую часть денежных средств, которые потратит турист в местах общественного питания.

Следующей проблемой является большое количество товаров, продаваемых на туристических тропах без оформления соответствующих разрешений, особенно если это продукты питания. В настоящее время такая торговля приобретает более цивилизованные формы, но в случае организованной экскурсии время, в течение которого турист может посетить стационарный торговый объект, крайне ограничено.

Подводя итог вышеперечисленному, можно отметить, что развитие туризма влечет за собой развитие торговли, особенно в регионах, и соответственно, развитию экономики в целом. Список использованной литературы:

1. Магомедов Г.Д., Магомедова Д.Г. Формирование программы реструктуризации экономики региона // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2006. - № 5. - С. 21-23.

2. Иванов Г.Г., Орлов С.Л. Социальные аспекты предпринимательства в торговле // Вестник экономики, права и социологии. - 2013. - № 1. - С. 56-61.

3. Майорова Е.А. К вопросу о социальной эффективности торговли // Успехи современного естествознания.

- 2015. - № 1-4. - С. 718.

4. Феоктистова Е.М. Управление формированием ассортимента в розничных сетях. - М.: РГТЭУ, 2008. - 86 с.

5. Иванов Г.Г., Майорова Е.А. Деловая репутация и эффективность торговли // Економiчний часопис-XXI.

- 2014. - Т. 1. - № 1-2. - С. 54-57.

6. Майорова Е.А. Анализ и оценка эффективности применения нематериальных активов розничными торговыми организациями // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 4-1. - С. 745-749.

7. Каращук О.С. Возможности развития общественного питания в условиях кризиса финансового рынка // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2009. - № 1. - С. 103-106.

8. Тимирьянова В.М., Красильникова Е.А., Жилина Е.В., Галимов А.Р. Культурные аспекты потребления продуктов питания // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. -2014. - № 5 (37). - С. 32-37.

© О.Р. Тюник, А.Ф. Никишин, Т В. Панкина, 2015

УДК338.3У-77

Г.З.Успанова

Старший преподователь кафедры «Экономика» МКТУ имени Х.А.Ясауи, г.Туркестан, Республика Казахстан

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНА

Аннотация

В статье рассматривается стратегия индустриально-инновационного развития Казахстана, которая направлено на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности развития к перерабатывающей.

Ключевые слова Идустриальное развитие, инновация, диверсификации.

Для обеспечения устойчивого развития Казахстана на основе диверсификации и модернизации экономики, создания условий для производства конкурентных видов продукции и роста экспорта была принята Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.

Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан направлена на формирование государственной экономической политики Республики Казахстана на период до 2015 года и которая нацелена на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности развития к перерабатывающей.

Сохраняющееся усиление концентрации в экспортном сырьевом секторе казахстанской экономики подвергает ее опасности ощутимых убытков в случае снижения цен на мировом рынке. Известно, что развитие стран с доминирующим экспортом сырья в возрастающей степени зависит от группы товаров эластичного спроса на мировом рынке: в период бума производство этих товаров усиливает подъем, но в периоды спада усиливает спад и разрушительность экономического кризиса.

Активное проведение индустриально-инновационной политики обеспечит темпы роста экономики не менее чем на 8,8-9,2% в год. Это позволит увеличить к 2015 году по сравнению с 2000 годом объем ВВП примерно в 3,5-3,8 раза, довести среднегодовые темпы роста в обрабатывающей промышленности до 8-8,4%, увеличить рост производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снизить энергоемкость ВВП в 2 раза.

Реализация индустриально-инновационной политики позволит:

• увеличить к 2015 году удельный вес производства товаров в структуре ВВП с 46,5% до 50-52%;

• повысить удельный вес услуг научной и научно-инновационной деятельности в структуре ВВП с 0,9% в 2000 году до 1,5-1,7% в 2015 году;

• замедлить снижение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП с 13,3% в 2000 году до 12-12,6% в 2015 году (для сравнения: данный показатель без проведения индустриальной политики в 2015 году составил бы 10,9%).

В настоящее время в структуре экономики Казахстана промышленность занимает почти третью часть. Горнодобывающий сектор обеспечивает более 2,9% занятости и 18% валовой добавленной стоимости (далее - ВДС) в экономике. Инвестиции в основной капитал в добывающей промышленности сегодня составляют более 30% от общего объема, а в обрабатывающей промышленности всего 12%. Казахстан, лидирующий экспортёр продукции добывающих отраслей (в первую очередь за счет нефти), по показателю среднедушевого экспорта опережает все страны СНГ. Однако среднедушевой экспорт продукции обрабатывающей промышленности в Республике Казахстан вдвое ниже, чем в России.

Создав новые индустриальные отрасли, освоив приемлемые рынки, можно будет разрабатывать программы инновационного прорыва. С укреплением экономики на позициях экономического роста появится возможность создания отраслей, производящих технику, оборудование и приборы как для внутреннего потребления, так и для экспорта. Это вело бы к продвижению технологической модернизации и соответственно к подготовке интеграции в международную сеть для создания добавленной стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.