Научная статья на тему 'Развитие международного туристического бизнеса как фактор экономического роста мировой экономики'

Развитие международного туристического бизнеса как фактор экономического роста мировой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
326
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Катков Александр Львович

Tourism became one of the main elements which revolutionized tertiary industries in the twentieth century. This revolution has dramatically changed the orientation of the sector, and in the recent 20 or 30 years international tourism has become one of the leading sectors of the world economy. The growth of international tourism reflects some profund processes which change the world economy; in particular, it shows its growing coherence, which is now called globalization process. Our article deals with the economic aspects of international tourism development and its contribution towards the economic growth of the world economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of the international tourist business as an economic growth factor for the international economics

Tourism became one of the main elements which revolutionized tertiary industries in the twentieth century. This revolution has dramatically changed the orientation of the sector, and in the recent 20 or 30 years international tourism has become one of the leading sectors of the world economy. The growth of international tourism reflects some profund processes which change the world economy; in particular, it shows its growing coherence, which is now called globalization process. Our article deals with the economic aspects of international tourism development and its contribution towards the economic growth of the world economy.

Текст научной работы на тему «Развитие международного туристического бизнеса как фактор экономического роста мировой экономики»

ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА

А. Л. КАТКОВ1

Александр Львович Катков — кандидат экономических наук, ассоциированный профессор кафедры экономики Университета Джонсон и Уэлс, город Провиденс, штат Род Айленд, США.

В 1972 г. окончил философский факультет ЛГУ. С 1972 по 1990 г. работал в ЛФЭИ. В 1977 г. защитил кандидатскую диссертацию.

С 1990 г. работает по контракту в Университете Джонсон и Уэлс по подготовке кадров в области гостиничного бизнеса и туризма, организатор летних программ обучения для студентов Университета на базе СПбГУЭФ.

Автор более 30 публикаций, в том числе 1 монографии.

Круг научных интересов: мировая экономика, международный туризм, международный гостиничный бизнес, иностранные инвестиции,

совместные предприятия.

^ ^ ^

РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Международный туризм за последние 20-30 лет стал одним из ведущих секторов мировой экономики. Доходы от международного туризма составляют приблизительно 7 % от стоимости мирового экспорта товаров и услуг и около 30 % экспорта услуг1. Рост международного туризма отражает не только, да и не столько изменения в технических и информационных аспектах современной жизни, делающие для современного человека весь мир более узнаваемым и доступным через посредство Интернета, телефона, средств массовой информации, а также современных транспортных средств.

Рост международного туризма выражает глубинные процессы, меняющие современную мировую экономику, в частности, отражает нарастание ее связности, что сегодня называется процессом глобализации. Рассмотрим в этой статье именно экономические аспекты развития международного туризма и его вклад в экономический рост мировой экономики.

Туризм как отрасль представляет собой достаточно сложный и несколько аморфный комплекс различных услуг, производимых несколькими отраслями, в который включены, помимо гостиничных услуг, также услуги по предоставлению транспорта, общественного питания, экскурсий и развлечений, отдыха и восстановления здоровья, розничной торговли, а также страховые и финансовые услуги. Туризм в ХХ в. выступил одним из ведущих элементов, породивших «революцию» в секторе производства услуг мировой экономики, которая значительно изменила ориентацию и впоследствии уровень развития национальных и региональных экономик многих стран. Таким же он остается и в новом столетии.

Согласно данным Всемирной туристической организации (WTO) к 2002 г. стоимость услуг, предоставляемых международным туризмом, в долларовом эквиваленте составила приблизительно 7 % мирового экспорта товаров и услуг, заняв по объему 4-е место после экспорта химических продуктов, автомобилей и нефти2.

Как видно из табл. 1, экспорт туристических услуг был разделен на услуги по транспортировке туристов и на услуги, предоставляемые по прибытии на место: проживание, питание, путешествия, приобретение сувениров и т. п.

Туризм также является чрезвычайно важным источником рабочих мест. Поскольку, как отмечалось выше, индустрия, называемая «туризм», представляет собой конгломерат связанных между собой сфер обслуживания, туризм создает новые рабочие места не только в гостиничном и ресторанном бизнесе, но и во многих связанных с обслуживанием туристов отраслях сервисного сектора экономики. И хотя нет общепризнанного стандарта, определяющего список таких отраслей, их количество, как правило, колеблется в пределах 11-15 %, размещение (гостиницы), общепит, наземный общественный транспорт, такси,

1 © А. Л. Катков, 2008

автобусные перевозки, водный транспорт, воздушный транспорт, туристические агентства, аренда автомашин, театры и кинотеатры, библиотеки и музеи, спортивные сооружения и разные виды спортивного туризма, монументы и природные парки, курорты и оздоровительные учреждения, развлекательные парки. По данным голландского специалиста по статистике Н. Хирсшапа, на 1997 г. туризм являлся источником 11 % рабочих мест в мировой экономике и также 11 % в европейской экономике. Из европейских стран наивысший показатель создания рабочих мест благодаря туризму и связанным с ним отраслям был в Испании — 18 %3.

Таблица 1

Поступления от экспорта, 2002 г.

Валовая стоимость Млрд долл. США Доля рынка, %

Мировой экспорт товаров и услуг 7,903 100

Химические продукты 660 8,4

Автомобильная продукция 621 7,9

Топливо 615 7,8

Туризм

— поступления от туристов 474 6,0

— поступления от перевозок 104 1,3

Возможность найма людей без специализированного высшего образования на многие должности в отраслях, связанных с туризмом, и относительно высокий уровень оплаты труда в странах активного туризма в сравнении со средним уровнем оплаты в экономиках этих стран в целом делают рынок рабочих мест в туристической индустрии очень гибким и активным. Уровень почасовой заработной платы в отраслях, связанных с туризмом, на примере Нидерландов и Соединенного Королевства, в среднем составляет 90-95 % от средней зарплаты по стране в целом, хотя средняя оценка сглаживает существенные различия в почасовой оплате в разных отраслях, достигающие иногда 30-40 %. Так, в Соединенном Королевстве в 1995 г. средняя почасовая зарплата по стране во всех отраслях экономики составляла 5,16 фунта стерлингов, оплата работников ресторанов равнялась в среднем 3,92 фунта стерлингов, а работники спортивных, культурных и рекреационных учреждений получали в среднем 6,45 фунта4. Достаточно высокий уровень зарплаты определял высокий уровень конкуренции за рабочие места и высокую подвижность рынка рабочих мест в целом. При этом нужно помнить, что туризм также подвержен краткосрочным сезонным колебаниям спроса и долгосрочным колебаниям, определяемым циклическими колебаниями экономики конкретных стран и мировой экономики в целом.

Поскольку спрос на туристические услуги зависит от платежеспособности людей, совершающих путешествия, общая экономическая обстановка в конкретной стране, регионе и в мире в целом определяет степень экономической возможности зарубежных поездок. Особенно это справедливо для развивающихся стран, поскольку более низкий подушевой доход в этих странах по сравнению с развитыми странами приводит к тому, что их жителям приходится тратить значительно больший процент семейного бюджета на путешествия. В целом традиционно скорость роста международного туризма опережает скорость роста ВВП. Так, по оценкам WTO, за период 1975-2000 гг. мировой ВВП рос в среднем на 3,5 % в год, а мировой туризм по количеству путешествующих увеличивался ежегодно на 4,6 %, что приблизительно в 1,3 раза быстрее5. Понятно, что увеличение потока туристов и рост дохода, порождаемого туризмом, являются разными показателями, но, как видно из приведенных ниже таблиц, эти два показателя хорошо связаны между собой, поэтому оценку WTO можно принять как достаточно корректную.

Проанализируем динамику развития мирового туризма за последние 5-7 лет, используя статистические данные Всемирной туристической организации (WTO), которая оценила в своем отчете за 2001 г. поступления от международного туризма в 2000 г. в экономику принимающих туристов стран в размере 474 млрд долл., что в среднем составило по 680 долл на туриста, число которых в 2000 г. достигло почти 700 млн чел. В отчете за 2007 г. WTO оценила поступления от международного туризма в 2006 г. в 735 млрд долл., прирост составил более чем 55 % за 7 лет. Количество официально регистрируемых международной статистикой туристов в 2006 г. достигло почти 850 млн чел. (842 млн), прирост составил приблизительно 20 %. Соответственно доход от туризма в среднем на одного путешественника вырос до 873 долл., прирост составил 28 %. В табл. 2 показана посещаемость туристами разных регионов мира, а в табл. 3 отражена доходность туризма на примере 15 наиболее посещаемых стран6.

Сам по себе рост доходов от международного туризма на 55 %, естественно, не только результат увеличения потока туристов (20 %), но и результат инфляции. Но, тем не менее, приняв за среднюю величину инфляции 3,5 %, можно скорректировать рост доходов на величину инфляции за 7 лет приблизительно в одну треть от 55 %. Следовательно, фактически рост доходов составил около 35-36 %, что тоже весьма впечатляет. И это значит, что за последние 7-10 лет скорость роста доходов от туризма значительно выросла и опережает скорость роста мирового ВВП приблизительно в два раза.

Таблица 2

Мировые туристические потоки, млн туристов

Число туристов Доля рынка, %

2000 2006 2000 2006

Мир в целом 698,8 842,0 100 100

Америка 129,0 136,0 18,5 16,2

Африка 27,6 40,9 4,0 4,9

Ближний Восток 20,6 40,7 2,9 4,8

Азия/Тихоокеанский регион 111,9 167,4 16,0 19,9

Европа 403,3 459,6 57,7 54,6

Южная Азия 6,4 8,9 0,9 1,1

Табл. 3 показывает, что хотя все приведенные в ней страны увеличили свой доход от международного туризма, за последние 7 лет произошло некоторое перераспределение потоков туристов, в результате чего некоторые страны (США, Италия) потеряли часть своей доли мирового туристического рынка, а некоторые (Китай, Германия, Турция, Россия) приобрели. Но необходимо помнить, что совокупный доход от туризма этих 4 стран меньше доходов от туризма США. Приведенные в таблице данные и особенно изменения за 7 лет показывают, что все страны осознают важность туризма как источника национального дохода, но не все страны обладают эффективной инфраструктурой, позволяющей привлечь доход из этого источника. К тому же некоторые внеэкономические факторы (природные катаклизмы, войны, проявления международного терроризма) периодически оказывают отрицательное влияние на региональные, а иногда и на мировые туристические тенденции.

Таблица 3

Доходы от международного туризма, млрд долл.

Поступления от туризма Доля мирового рынка туризма, %

2000 2006 2000 2006

Мир в целом 474 735 100 100

США 85,2 85,7 18,0 11,7

Испания 31,0 51,1 6,5 7,0

Франция 29,9 46,3 6,3 6,3

Италия 27,4 38,1 5,8 5,2

Соединенное Королевство 19,5 33,5 4,1 4,6

Германия 17,8 32,8 3,7 4,5

Китай 16,2 33,9 3,4 4,6

Австрия 11,4 16,7 2,4 2,3

Канада 10,8 14,5 2,3 2,0

Греция 9,2 14,3 1,9 1,9

Австралия 8,4 17,8 1,8 2,4

Мексика 8,3 12,2 1,7 1,7

Гонконг (Китай) 7,9 11,6 1,7 1,6

Турция 7,6 16,9 1,7 2,3

Россия 3,4 7,0 0,8 1,0

Так, 2002 г. поступления от международного туризма были приблизительно такие же — 476 млрд долл., как и в 2000 г., поскольку события сентября 2001 г. в США оказали негативное влияние на развитие туризма, что выразилось в значительном сокращении в 2001 г. потоков туристов в США и из США. Потребовалось почти полтора года, чтобы вернуться к достигнутому в 2000 г. уровню поступлений от международного туризма. Природный катаклизм в Индийском океане, случившийся в декабре 2004 г., также оказал отрицательное влияние на экономические показатели международного туризма в целом и особенно международного туризма в Юго-Восточной Азии в 2005 г. Но сравнительно спокойный 2006 г. обеспечил рост поступлений от туризма на 8,4 % (с 678 до 735 млрд долл.).

Приведенные выше таблицы отражают факт разделения мира в нынешней фазе индустриальной эпохи развития мира на развитые и развивающиеся, богатые и бедные.

Сами по себе количественные показатели числа туристов и объемов доходов от туризма хотя и достаточно велики и интересны для сравнительного анализа стран и регионов, однако дают только поверхностную и упрощенную картину вклада туристической отрасли в экономику разных стран. Более интересная картина вырисовывается, если принять во внимание эффект рециркуляции денег в экономике, так называемый эффект мульти-

пликатора.

Эффект мультипликатора был описан английским экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом и носит его имя. Каждый доллар, инвестированный в экономику (или принесенный в экономику иностранным туристом в нашем случае), начинает циркулировать, переходя из рук в руки по цепочке производителей и потребителей и наоборот, и порождает вновь созданную стоимость в виде товаров и услуг, которая также получает денежное выражение в виде рыночной цены этих товаров и услуг. Вся вновь созданная таким образом рыночная стоимость, если товары и услуги, которые она отражает, были потреблены или ожидают конечного потребителя, включается в ВВП страны.

Анализ статистических данных двух ведущих международных организаций, занимающихся анализом проблем международного туризма: Всемирной туристической организации (WTO) и Всемирного совета по путешествиям и туризму (WTTO), с применением показателя мультипликатора позволяют показать, какой на самом деле вклад международный туризм делает в экономику каждой конкретной страны, привнося в нее деньги извне. Также мультипликатор дает возможность увидеть, как разница в развитии экономики в целом и в развитии инфраструктуры экономики и туризма в частности определяет величину отдачи каждого привнесенного в экономику нового доллара и его вклада в рост ВВП. Для иллюстрации нами были выбраны три страны: США, Китай и Россия. Выбор представляется весьма логичным, поскольку США являются мировым лидером в туристической отрасли (и при этом мы делаем акцент на изучении опыта США). У Китая в настоящее время России нужно многому учиться, поэтому сравнение с Китаем необходимо. Присутствие в этой группе России не требует дополнительных пояснений.

Так, по данным WTO и WTTC, в США в 2000 г. 50 млн иностранных туристов затратили непосредственно на проживание, питание и развлечения около 85 млрд долл., но суммарный эффект (прямой и косвенный) туризма, как международного, так и внутреннего на ВВП страны составил около 1 трлн долл.7 Это произошло благодаря эффекту мультипликатора (мультипликатор 11,8).

Для Китая картина была несколько иной. 31 млн туристов, посетивших страну в 2000 г., затратили на туристические услуги около 16 млрд долл., что привело к увеличению ВВП, благодаря эффекту мультипликатора, на 107 млрд долл. (мультипликатор 6,7).

Для России эти показатели оказались существенно ниже. Непосредственные затраты 21,2 млн туристов в 1999 г. (данные WTTC) составили в стране 7,6 млрд долл., что привело к увеличению ВВП, благодаря эффекту мультипликатора на 20,89 млрд долл., т. е. значение мультипликатора для России было в 1999 г. всего 2,7.

Как видим, разница во вкладе международного туризма в развитие экономики трех стран очень велика. Почему она возникла? Посмотрим еще раз на суть того, что происходит, когда новые деньги поступают в экономику, и как работает мультипликатор. Как уже говорилось, мультипликатор является одним из важных макроэкономических показателей, позволяющих оценить эффективность капиталовложений в экономику. Инвестиционный (кейнсианский) мультипликатор позволяет вычислить суммарный доход, порожденный сделанными капиталовложениями, прослеживая изменения доходов по всей цепочке взаимодействующих экономических контрагентов, начиная с блока, в который произошло первоначальное поступление денег (инвестиций). Вследствие взаимосвязанности многих компаний внутри одной отрасли и отраслей между собой деньги, поступившие в экономику, например в качестве платежа, произведенного иностранным туристом за товары или услуги в стране, в которую он приехал, вовлекаются в процесс рециркуляции. Так, деньги, потраченные на проживание, питание, досуг, сувениры и транспорт, становятся для продавцов этих товаров и услуг средствами для приобретения новых товаров и услуг (или ресурсов для их производства), которые будут предложены новым туристам. Кроме того, работники туристической отрасли приобретают на зарплату, полученную из этих же денег, отданных туристами за товары и услуги, продукты и услуги для себя и своих семей в местах своего проживания. Налоги, выплачиваемые поставщиками товаров и услуг и работниками туристической отрасли, также возвращаются в экономику региона и страны как расходы местных и федеральных властей. Поскольку цикл производства и потребления туристических услуг короток — от нескольких дней до нескольких недель, скорость рециркуляции денег (velocity) в этой отрасли высокая. Поэтому отдача от вложенных средств тем выше, чем больше циклов обмена деньги-товар-деньги между экономическими контрагентами первоначальная сумма сможет породить. Очевидно, что чем более развита экономическая инфраструктура и чем свободнее экономика страны от разного рода ограничений и тормозов, тем выше эффект мультипликатора.

Разница в величине мультипликатора и соответственно вклада туристической отрасли в ВВП страны определяется рядом факторов, среди которых наиболее значимы: политическая и экономическая стабильность страны, наличие природных, исторических и культурных достопримечательностей мирового уровня значимости, развитость экономики и ее инфраструктуры, открытость экономики, наличие развитой инфраструктуры туризма и ряд других. При сравнении данных по вкладу индустрии туризма во внутреннюю экономику приходится констатировать, что отставание России от других стран обусловливается главным образом неразвитостью как общей инфраструктуры экономики страны в целом, так и инфраструктуры туризма в частности. Следовательно, чтобы заставить работать туристическую привлекательность природных и культурных богатств России на развитие экономики и восстановление страны в целом, необходимо создать современную инфраструктуру индустрии в целом, начав скорее всего со строительства современных и модернизации существующих гостиниц, а также с формирования гостиничных сетей.

Успех в реализации программы развития индустрии туризма и гостиничного бизнеса в России будет во многом зависеть от государственной поддержки программы в центре и на местах. В прошлом в нашей стране производство товаров имело доминирующий приоритет над производством услуг. Эти приоритеты были во многом обусловлены спецификой исторических задач, решавшихся экономикой страны в ХХ в. В настоящее время все экономически развитые страны ускоренно развивают сектор производства услуг, поскольку производство товаров перемещается на территории менее развитых стран. Этот экономический тренд, наметившийся во второй половине ХХ в., стал основой структурной перестройки экономики наиболее развитых стран. Экономика таких стран, как США, все более становится экономикой, производящей услуги, а не товары. России, восстанавливающей свой экономический потенциал после хаоса 90-х годов прошлого столетия, необходимо наряду с восстановлением мощностей по производству товаров создавать мощности по производству услуг. В силу специфики цикла производство-потребление в секторе услуг национальные компании в состоянии выдерживать

конкуренцию с транснациональными группами во многих сферах бизнеса по производству услуг. Это позволяет сохранить национальный суверенитет значительного сектора национальной экономики, развитие которого способствует ускоренному развитию экономики в целом.

Но смена приоритетов развития экономики страны — задача государственная. Чтобы принимать решения такого масштаба, необходима информация, поддерживающая или опровергающая выбор конкретной стратегии развития национальной экономики. Интересно проанализировать особенности развития сектора услуг в целом в ведущих странах мира и в частности в США.

Туризм и гостиничный бизнес как его ведущий компонент вместе с образованием, здравоохранением, транспортом, банковским и страховым бизнесом составляют ядро современного сектора услуг. В развитых странах, в частности в США, в секторе услуг занято до 75 % рабочей силы, а вклад этого сектора экономики в ВВП превышает 70 %8. Проанализируем эту ситуацию.

Известная формула ВВП, рассчитываемого как сумма затрат четырех основных секторов-потребителей на макроуровне: семей, внутреннего бизнеса, государства и иностранного бизнеса, выглядит следующим образом:

ВВП = С + Ig + G + Xn,

где: С — суммарные затраты, произведенные в течение года всеми семьями; Ig — затраты на оборудование и строительство, произведенные фирмами внутри страны, а также на продукцию на складах фирм, оперирующих внутри страны; G — затраты правительства, Xn — величина нетто экспорта в текущем году (разницу между валовым экспортом и валовым импортом).

Во всех развитых странах самым большим компонентом ВВП является компонент С, т. е. затраты семей. Так, анализ статистики роста ВВП США показывает, что в начале 90-х годов ХХ в. затраты семей составляли около 68 % ВВП, а в начале ХХ1 в. превысили 70 % (в 2002 г. С было приблизительно равно 70,5 % ВВП: С = 7,385.3 млрд долл. США, ВВП США в 2002 г. составил 10,480.8 млрд долл. США)9. Из этих 7,385.3 млрд долл. 4,388.0 млрд долл. были израсходованы на приобретение услуг, что составило около 60 % всех затрат семей или около 42 % всего ВВП10. При этом необходимо отметить, что затраты семей на услуги растут наиболее устойчивыми темпами по сравнению с затратами на товары длительного и краткосрочного пользования. Так, даже в период рецессии 2000-2002 гг. в США, когда затраты на товары длительного пользования сокращались ежегодно на 1,6-2,9 %, а затраты на товары краткосрочного пользования выросли незначительно — на 0,5-1,5 %, затраты на услуги увеличивались в среднем на 2,7 % в год.

Учитывая тот факт, что примерно на этом же уровне происходит потребление услуг правительством и бизнесом, а деятельность правительства представляет комбинацию услуг населению и бизнесу, и международная торговля также является услугой, не стоит удивляться статистике, приводимой Организацией за экономическое сотрудничество и развитие — OECD, из которой следует, что вклад сектора услуг в ВВП всех ведущих стран мира превышает 65 % (данные 2000-2001 гг.): Канада — 67,3 %; США — 73,9; Япония — 69,2; Франция — 72,4; Германия — 69,7; Италия — 69,5; Соединенное Королевство — 72,31 %11.

Для сравнения: для России, Индии и Китая доля сектора услуг в ВВП существенно ниже: соответственно 53, 50 и 33 %12

Приведенные статистические данные поясняют практическое значение сектора услуг для экономического роста. Теоретически же важность сектора услуг для экономики любой страны утверждается определением самой экономики как системы, предназначенной находить и перерабатывать ресурсы, которые по определению ограничены, в товары и услуги для удовлетворения потребностей человека, которые по определению не ограничены. Поскольку наиболее важные потребности связаны с переработкой информации, то практически любая деятельность, связанная с процессом получения, передачи и хранения информации для удовлетворения потребностей общества, социально важна и экономически обоснованна и выгодна. Этим и определяется экономическая значимость всего сектора услуг в целом и индустрии туризма в частности.

Рассмотрим несколько важных особенностей процесса производства услуг, определяющих особенности стратегии развития индустрии туризма и гостиничного бизнеса в начале XXI в.

Важнейшими характеристиками, отличающими процесс производства услуг от процесса производства товаров, являются следующие: 1) нематериальность (неосязаемость); 2) одновременность процессов производства и потребления; 3) вовлеченность потребителя в процесс производства и доставки услуги; 4) неоднородность услуги как продукта и 5) невозможность хранения услуги.

Иными словами, главной особенностью процесса производства услуг является определенная степень персонализации конечного результата, поскольку потребитель непосредственно участвует в процессе производства и доставки услуги. Поэтому, несмотря на наличие стандартов в отрасли, комбинация услуг, представленная двум разным потребителям как конечный результат производства, будет разной. Следовательно, успех производителя во многом зависит от умения персонала предоставить стандартную, но и одновременно индивидуализированную услугу потребителю. Это умение должно быть подкреплено определенным уровнем свободы в процессах принятия решений персоналом. Ибо контроль качества услуги в каждом случае осуществляется не независимым инспектором, а потребителем и представителем производителя услуги в процессе их взаимодействия. Потребитель может быть недоволен предоставленной услугой, и в этом случае может быть потерян как потенциальный клиент в будущем. Поэтому работник должен не только попытаться исправить положение, предоставив другую услугу или комплекс услуг взамен, но и быть в состоянии изменить условия предоставления услуги во избежание недовольства других клиентов. Основная роль в связи с этими особенностями процесса производства услуг отводится управляющему звену предприятий, производящих услуги, ответственному за принятие таких решений.

Некоторые важные особенности международного туризма в целом и гостиничного бизнеса как его ведущего компонента в частности делают управляющее звено главным фактором, способствующим реализации стратегии его успешного развития даже в условиях замедления спроса на туристические и гостиничные услуги. Среди этих особенностей необходимо отметить следующие:

1) достаточно большое количество предприятий, производящих услуги того же рода и конкурирующих между собой;

2) разделение функций владения и управления между разными юридическими лицами, когда гостиницей владеет группа инвесторов, а управление осуществляет профессиональная гостиничная компания;

3) возможность копирования инновационных идей, разработанных конкурентами, создает основу для постоянного совершенствования и динамизма в отрасли в целом;

4) разница в запросах и вкусах потребителей и необходимость учета их интересов и особенностей, поскольку потребитель участвует в процессе производства и доставки услуги, создают возможность конкурентного сосуществования в одной отрасли и даже в одном географическом месте предприятий, различающихся размерами и уровнем предоставляемых услуг.

Международная гостиничная и ресторанная ассоциация опубликовала в 1997 г. экспертное исследование перспектив развития гостиничного бизнеса в XXI в., в котором лидеры отрасли попытались сформулировать, какие факторы обусловливают изменения, происходящие в настоящее время в гостиничном бизнесе, и определяют стратегии успешного развития отрасли в новом веке13.

Среди пяти наиболее значимых факторов: контроль уровня заполняемости номеров; обеспечение безопасности клиента; возврат на капиталовложения; технология и новый уровень управления, на наш взгляд, фактор возврата на капиталовложения будет определяющим в формировании вектора направления экспансии гостиничного бизнеса. Поскольку в регионах, где уровень концентрации достиг пределов насыщения, возврат на сделанные капиталовложения признается многими инвесторами низким, борьба за капиталовложения разворачивается между странами и регионами со слабо развитой гостиничной инфраструктурой, но с развивающейся экономикой. Наличие культурных, природных и исторических достопримечательностей, которые могут привлечь иностранных туристов, является дополнительным стимулирующим инвесторов фактором.

Россия — часть этого нового и потенциально интересного для инвесторов сегмента рынка услуг гостеприимства. Для успешного конкурирования с другими странами за инвестиции в сферу услуг в целом и в гостиничный бизнес в частности, Россия должна изучить опыт других стран и особенно тенденции и стратегии развития гостиничной отрасли в наиболее посещаемых туристами частях мира: Европе, Северной Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Следуя основным тенденциям формирования туристических маршрутов в конце XX — начале XXI в., мировая гостиничная индустрия концентрируется в основном в Европе, где находится 45 % всех доступных для проживания гостиничных номеров, и в США — 30 % общего их числа. На Азиатско-Тихоокеанский рынок приходится приблизительно 13 % гостиничных номеров, остаток распределяется на Африку, Латинскую Америку и бассейн Карибского моря.

В связи со значительным ростом мирового туризма в конце XX в. рост числа предоставляемых номеров в гостиницах составил в последнее десятилетие приблизительно 50 %. При этом наибольший рост наблюдался в Азии, а самый медленный — в Западной Европе. Это объясняется зрелостью европейского рынка гостиничных услуг, достигшего довольно высокого уровня насыщения, и молодостью стремительно растущего азиатского рынка. Очевидно, что этот факт отражает и перспективы тенденции развития мирового гостиничного бизнеса в первой половине XXI в. Азиатско-Тихоокеанский регион признается

многими экономистами как ведущий элемент развития мировой экономики нового столетия. Так, если в течение последних десятилетий ХХ в. мировой гостиничный бизнес рос приблизительно на 4,2 % ежегодно, то темпы роста в Азии составляли 12,6 %.

Если рассматривать тенденции развития гостиничного бизнеса с точки зрения уровня занятости гостиничных номеров (принимая во внимание тот факт, что в середине 90-х годов ХХ в. в мире потенциально было доступно для предоставления клиентам ежедневно около 4,1 млрд гостиничных номеров), то, согласно оценкам фирмы Horwath International, в 90-х годах уровень занятости составлял в среднем 62 %14. При этом самый низкий уровень занятости был на Ближнем Востоке, а самый высокий — в регионе бассейна Карибского моря. Краткая оценка потенциала различных региональных рынков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Европа. В ходе первого этапа развития всеевропейского рынка гостиничных услуг в 60-70-х годах ХХ в. приблизительно сложилась структура этого рынка, где основными игроками были европейские гостиничные группы, прибравшие к своим рукам наиболее престижные места в основных центрах деловой и туристической активности Западной Европы. При этом Скандинавские страны, а также Испания и Португалия оказались вне этого процесса.

В 80-х годах начался второй этап, порожденный решением создания Европейского Союза. В это время к активному освоению европейского рынка приступили международные гостиничные группы, такие как Марриотт, Рамада, Никко, Оберой и Тадж Интернешнл.

В связи с более высокими издержками на строительство отелей в Европе из-за более высоких цен на землю и строительные работы, а также в связи с многочисленными ограничениями, налагаемыми местными муниципалитетами, и высокой стоимостью рабочей силы, иностранные гостиничные группы считают европейский

рынок очень трудным для вхождения и начала своих операций по сравнению с ближневосточным и азиатскими рынками.

Поскольку в Европе находится приблизительно 50 % гостиничных номеров всего мира и в силу того, что этот рынок насыщен гостиничными услугами, где частные небольшие отели уживаются с большими отелями, принадлежащими известным международным группам, его полномасштабное освоение от Атлантики и до Урала представляется очень проблематичным, но региональное внедрение на рынки стран Восточной Европы, а также на рынок стран Балтии и особенно России является очень своевременным.

2. Северная Америка. Начиная с 80-х годов ХХ в. американский рынок, который до этого практически полностью осваивался американскими фирмами, начал привлекать внимание международных гостиничных групп. Такие факторы, как стабильность американской экономики и более низкие строительные и операционные издержки, чем в Европе и новых индустриальных странах, а также относительно низкая стоимость недвижимости в Северной Америке, сыграли решающую роль в поглощении европейскими и японскими группами таких известных американских гостиничных компаний, как Хилтон, Тревеллодж, Вестин и Интерконтинентал.

Хотя североамериканский рынок и достиг уровня зрелости и насыщения гостиничными услугами, он является очень привлекательным для инвесторов в недвижимость особенно в районах за пределами основных американских мегаполисов, находящихся в границах Атлантического и Тихоокеанского экономических коридоров и района Великих Озер, который объединяет ряд крупных городов США и юго-востока Канады.

Для потенциальных инвесторов североамериканские территории за пределами главных мегаполисов, условно именуемые экономическими районами вторичной значимости, очень интересны, поскольку стоимость недвижимости и издержки на строительство и ведение операций в этих местах значительно ниже, чем в мегаполисах. Кроме того, очень важным фактором является возможная политическая поддержка местных властей, которые не только могут организовать режим наибольшего благоприятствования на местном уровне, но и открыть доступ к получению средств из федерального бюджета для развития инфраструктуры, поддерживающей гостиничные и развлекательно-туристические проекты.

3. Азиатско-Тихоокеанский регион. В течение последних двух десятилетий многие гостиничные группы концентрировали свои усилия по расширению своего присутствия в Азии, особенно в странах Тихоокеанского бассейна. Поскольку, согласно прогнозам, Тихоокеанский регион будет продолжать оставаться наиболее динамично растущим регионом мира в ХХ1 в., а также в силу высокой динамики роста международного туризма в этом регионе, обусловленной экзотической красотой этих стран и уникальными возможностями для покупателей с деньгами, эта часть земного шара стала местом наиболее острой конкуренции между гостиничными компаниями.

В результате этой конкуренции к началу ХХ1 в. в некоторых городах отдельных стран этого региона, таких как Сингапур, Таиланд, Малайзия, Новая Зеландия и Австралия, образовалось значительное превышение предложения гостиничных услуг над спросом. Однако развитие новых курортных зон и туристических маршрутов, с одной стороны, и рост народонаселения, сопровождаемый ростом уровня жизни из-за экономического роста стран этого региона, — с другой, обусловливают хорошие перспективы для строительства новых отелей в таких странах этого региона, как Австралия, Индонезия, Малайзия, Индия, Вьетнам и Корея.

Российский туристический рынок находится в стадии становления. По итогам 2003 г. Россия вошла в десятку самых посещаемых стран мира — 20,2 млн туристов, доход от туризма составил приблизительно

7 млрд долл.15 Согласно прогнозам к 2008 г. поток туристов должен возрасти еще на 6-8 млн туристов; доход — на 2-3 млрд долл.16 Для того чтобы этот прогноз стал реальностью, необходимы не только благоприятные политический климат и макроэкономическая ситуация, но и быстрое развитие туристической инфраструктуры и в первую очередь гостиничного сектора экономики. Анализу основных историко-экономических тенденций в международном гостиничном бизнесе была посвящена наша статья, опубликованная в этом журнале в 2005 г.17

Вышеприведенные данные отражают факт разделения мира в нынешней фазе индустриальной эпохи развития мира на развитые и развивающиеся, богатые и бедные. Неравномерность индустриального развития привела в итоге к расколу мира на «черный» и «золотой» миллиарды, конфликт между которыми угрожает не только стабильности развития мировой экономики, но и перспективам развития вообще. В связи с этим процесс глобализации, зачастую негативно влияющий на перспективу развития экономик развивающихся стран, навязывая им подчиненное место в структуре складывающейся сейчас мировой системы разделения труда как поставщиков минеральных ресурсов и сборочных площадок, оказывает в соответствии с законами диалектики одновременно с отрицательным и положительное влияние на мировую экономику, которое в первую очередь проявляется в нарастании связности мира. Перенос сборочных производств из развитых в развивающиеся страны приводит к интенсификации контактов между владельцем технологии, проектировщиком, строителем и производителем. В результате возрастает интенсивность не только дистанционного общения и обучения, но и возникает необходимость непосредственного общения между участниками проекта и обучения на месте. А это возможно только перемещаясь в пространстве, т. е. путешествуя. Нахождение в другой стране позволяет не только изучить профессиональную сторону проблемы, но также и язык, культуру, историю и систему ценностей другой страны и ее народа. В результате появляются условия для возрастания и социально-культурного понимания между жителями разных стран и экономической взаимозависимости стран и регионов.

При этом в процессе производства промышленных товаров, когда товар можно произвести в одной стране по чертежам, подготовленным в другой стране, факторами, работающими на нарастание связности мировой экономики, будут работать в основном носители инженерных и управленческих знаний, представляющие разработчика идеи данного товара. Товар, будучи произведенным, после пространственного перемещения в другую страну не несет каких-либо индивидуальных черт его непосредственного производителя. Связность, проявляющаяся здесь, скорее носит технический и экономический характер. При производстве же услуг очень часто услуга может быть осуществлена только в результате непосредственного контакта производителя и потребителя. Нет этого контакта, нет и услуги. Следовательно, сфера услуг работает на нарастание связности мира в целом, не только реализуя технические и экономические характеристики мирового разделения труда, но также и через социальные и культурные связи, возникающие в процессе производства и потребления услуг.

Из этого следует, что сфера производства услуг является ведущим сектором мировой экономики, обеспечивающим не только рост благосостояния и потребления, но и порождающим нарастание связности мировой

экономики, которая работает на увеличение стабильности ее развития. И понятной поэтому становится важность изучения индустрии туризма в целом и ее гостиничного сектора в частности как важнейшей подсистемы мировой экономики, работающей на нарастание связности мировой экономики и как следствие на рост ее стабильности.

Упомянутые выше особенности индустриальной фазы развития мировой экономики обусловили доминирование в гостиничном бизнесе компаний из развитых стран. Представленные ниже таблицы показывают доминирование американских гостиничных групп. В ведущую десятку также входят по одной группе из Великобритании и Франции. А если слухи о возможном поглощении лидирующей в отельном бизнесе гостиничной группы Intercontinental Hotels Group PLC американской инвестиционной фирмой Starwood Capital, владеющей гостиничной группой Starwood Hotels and Resorts (Starwood), то американское доминирование еще более укрепится. Понятно, почему это происходит. Очень часто деньги из других секторов экономики вкладываются в гостиничный бизнес, который, хотя и не обещает высокой, но гарантирует устойчивую норму прибыли в условиях постоянно растущей и развивающейся (возможно, пока) индустрии мирового туризма и ее гостиничного сектора.

В 2003 г. «десятка» ведущих гостиничных групп выглядела следующим образом18 (табл. 4).

Таблица 4

Ведущие гостиничные группы мира (данные на март 2003 г.)

Ранг Ha3BaHue Страна Кол-во отраслей Кол-во номеров

1 Cendant США 6553 539 410

2 Six Continents Великобритания 3325 515 525

3 Marriott International США 2504 455 858

4 Accor Франция 3859 440 807

5 Choice США 4664 373 722

6 Hilton Corp. США 2084 337 116

9 10

Best Western Starwood

Carlson Hospitality Hilton International

США США США

Великобритания

4060 748 857 392

308 627 226 970 145 337 97 223

Как видно из табл. 4, группы проранжированы в ней по количеству гостиничных номеров, поэтому группа Accor, включавшая в себя в 2003 г. больше гостиниц, чем группа Marriott International, но управлявшая меньшим количеством гостиничных номеров, находится в списке на четвертой, а не третьей позиции, которую как раз и занимает группа Marriott International.

В каждую из перечисленных групп включено несколько гостиничных сетей, которые в свою очередь владеют или управляют по контракту тысячами гостиниц, расположенных по всему миру. Некоторые из ведущих гостиничных групп, например Cendant/ Wyndham Worldwide и Six Hotels

Group PLC,

являются конгломератами, включающими в себя компании, предоставляющие не только гостиничные услуги, но также финансовые, транспортные и коммуникационные услуги.

За четыре последних года в «десятке» произошли изменения. В табл. 5 приводятся данные за 2007 г. Как видно из таблицы, изменился не только состав «десятки» и ранг некоторых групп в этом списке, но также и название двух групп: Cendant, разделившись на четыре самостоятельные компании, оперирующие в разных секторах услуг, выделил из себя гостиничную группу Wyndham Worldwide, группа Six Continents переименована в In^^ntinenta! Hotels Group PLC, а группа Hilton Corp. купила группу Hilton International19. Поэтому в ведущую «десятку» 2007 г. оказалась включенной группа Global Hyatt.

Таблица 5

Ведущие гостиничные группы мира (данные на январь 2007 г.)

Ранг Название Страна Кол-во отелей Кол-во номеров

1 InterСontinenta1 Великобритания 3741 556 246

2 Wyndham Worldwide США 6473 543 234

3 Marriott International США 2775 502 089

4 Hilton Corp. США 2901 497 738

5 Accor Франция 4121 486 512

6 Choice США 5316 429 401

7 Best Western США 4164 315 875

8 Starwood США 871 265 598

9 Carlson Hospitality США 932 145 933

10 Global Hyatt США 733 141 011

За четыре года ведущая «десятка» гостиничных групп, контролирующая почти 4 млн гостиничных номеров по всему миру, добавила на рынок гостиничных услуг более 440 000 гостиничных номеров, прибавляя приблизительно по 110 000 номеров в год. В частности, в 2006 г. шесть ведущих групп в приведенной «десятке» добавили более 10 000 номеров каждая, а InterСontinenta1 Hotels Group (IHG) добавила 18 000 номеров. Консервативно приняв норму заполняемости номеров равной 60 %, а среднюю стоимость номера 100 долл. в сутки, мы получим оценку валового дохода, приблизительно полученного этими группами в 2006 г. 2,4 млн гостиничных номеров создают 240 млн валового дохода в сутки, что составит 87,6 млрд долл. в год. Но это только оплата за номер. Сюда также необходимо добавить затраты клиентов на питание в гостинице, телефон и Интернет, транспорт, фитнес, сувениры и услуги прачечной. В результате валовый доход по самым скромным подсчетам может быть оценен порядка 130 млрд долл. в год. Вот почему недооценка туризма и гостиничного бизнеса и государством, и частным бизнесом в России в настоящее время выглядит уже анахронизмом.

Сфера услуг в постиндустриальном обществе занимает ведущее положение в экономике. Поэтому она нуждается не только в новых капиталовложениях, но и в продуманной политике государства и законодательной поддержке развития сферы услуг, и в частности туризма и гостиничного бизнеса в России.

7 млрд долл. как вклад в ВВП страны — это всего лишь около 1 % от ВВП, что очень мало. Поэтому будем надеяться на то, что очевидные экономические выгоды от развития сферы туризма станут заметны и российскому бизнесу, что приведет к росту объема инвестиций в этот сектор национальной экономики и его ускоренному развитию.

ЛИТЕРАТУРА

1 World Tourism Organization, Facts and Figures. Tourism and World Economy. Internet: http://www.world-tourism.org

2 Ibid.

3 Heerschap N. M. The Employment Module for the Tourism Satellite Account of the OECD. Materials of the "Enzo Paci World Conference on the Measurement of the Economic Impact of Tourism", Nice, France, June 15-18, 1999. — P. 22.

5 Ibid. — P. 28.

5 World Tourism Organization, Facts and Figures. Tourism and World Economy. Internet: http://www.world-tourism.org

6 World Tourism Organization. Compendium of Tourism Statistics. 2001 Edition. Madrid, Spain. Internet: www.world-tourism.org

7 World Travel & Tourism Council. WTTC Year 2001 TSA Research Tables. United States. Internet: http://www.wttc.org

8 Olsen Michael D., Ching-Yick Tse Eliza, West Joseph J. Strategic Management in the Hospitality Industry. Second Edition. New York: John Wiley & Sons, Inc. 1997. — P. 6.

9 U.S. Department of Commerce. Bureau of Economic Analysis, BEA News, December 23, 2003. News Release: Gross Domestic Product and Corporate Profits. Internet: http://www.bea.doc.gov

1101 Ibid.

11 OECD. Basic Structural Statistics. September 5, 2003. Internet: http://www.oecd.org

12 OECD Main Economic Indicators: Non-Member Countries. December 5, 2003. Internet: http://www.oecd.org

13 Olsen Michael D. Into the New Millenium, A White Paper on the International Hospitality Industry, published by the International Hotel & Restaurant Association, 1997.

14 Horwath International. The Worldwide Hotel Industry, 1993.

15 Россия вошла в десятку самых посещаемых стран мира. Internet: http://www.izvestia.ru/community/article 520541. 13/10/04.

16 Russia Travel and Tourism Forecast, July 9, 2004. Internet: http://www.ceo-eiu_news_alert-Russia

17 Катков А. Л. Глобализация и гостиничный бизнес: историко-экономическая перспектива // Известия СПбУЭФ, 2005, № 2. — С. 24.

18 The World's Top Ten International Groups Increase Their Supply by 2.6%, MKG Consulting, Annual worldwide ranking of hotel brands (at 01/01/2003). Internet: http://www.mkg-consulting.com

19 12 Global Ranking of Hotel Groups: the Leaders Break Away. MKG Consulting, Worldwide Hotel Activity Report (at 01/01/07). Internet: http://www.mkg-consulting.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.