8(41) -2005
Аясии^ инв^стии/иаЯЯш техН<хлагий
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ «НЕТРАДИЦИОННЫХ» ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ГОРОДОВ
(на примере туризма)
Н.П. ЛЮБУШИН, доктор экономических наук, профессор Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Н.Э. БАБИЧЕВА, Нижегородский коммерческий институт
Поставленная перед экономикой страны задача удвоения ВВП воспринимается по-разному: от скепсиса на самом высоком уровне до утверждений, что ВВП за этот период можно поднять на более высокий уровень.
Темпы роста ВВП зависят от технологий, которые используются в различных отраслях. Как известно, индустриальный способ производства разбит на 5 технологических укладов (пятый технологический уклад приходится на 1981 — 2030 гг., см. рисунок) или, по отечественной классификации, на 10 технологических этапов (табл. 1). При
Технологические уклады
-5,75
Изменение сравнительной эффективности по технологическим укладам
этом сравнительная эффективность внедряемых технологических укладов (технологий) резко растет при переходе от четвертого к пятому, что проиллюстрировано на рисунке [ 1, с. 48].
На рисунке выделен ряд характерных участков развития технологических систем (¿'-образных кривых). Связывая эти характерные участки с технологическими укладами, получим соответствующие ^-образные кривые для каждого уклада. Виден значительный рост эффективности затрат (весьма важный фактор при ограниченности инвестиционных ресурсов) при переходе к более высоким технологическим укладам. Особенно существен рост в два и более раза(не на несколько процентов, а в разы) при переходе от третьего технологического уклада к четвертому и пятому.
Из этого следует весьма важный вывод: инвестиции в традиционные технологические системы экономически не выгодны. Следует внедрять системы, базирующиеся на малооперационных процессах и фундаментальных от-
Технологические этапы
крытиях науки.
4
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£б?Ш -к -НР^хЖих^
Atuuu} иЯ^гсшис^иаЯиих тг%1шлогий
8(41) - 2005
Таблица 1
Изменение производительности труда и фондоемкости по этапам развития технологических систем [2, с. 30]
Этап Характеристика этапа Производительность труда по отношению к этапу 1 Изменение производительности труда (&п) Изменение показателя фондоемкости по отношению к этапу 1 Изменение затрат (А,)
1 Мануфактурное разделение ручного труда 1 1 1 1
2 Механизация основных производственных операций 2,5 ...4 3,25 8 ... 10 9
3 Повышение мощности и быстродействия основных машин при сдерживающем влиянии ручных работ на вспомогательных, транспортных и связующих операциях 4... 5 1,39 12 1,33
4 Механизация вспомогательных, транспортных и связующих операций, первичное автоматическое управление на механических и гидропневматических элементах б ... 7 1,45 14 1,17
5 Предельный рост мощности машин, гигантские предприятия, рост надежности систем, автоматические линии 8 ... 12 1,45 16 1,14
6 Комбинированные, агрегированные машины на механических, гидропневматических и электронных элементах программного управления 15 ... 20 1,84 15 0,94
7 Высоконадежные технологические блоки с распространением комбинированных машин на электронных приставках, автоматические линии 30 ...35 1,86 14 0,93
8 Малооперационные и одностадийные технологии 35 ... 40 1,12 8 0,57
9 Малооперационные технологии высокой надежности с автоматическим управлением 120 ... 150 3 9 1,12
10 Технологические системы, базирующиеся на достижениях и открытиях фундаментальных наук (физики, химии, биологии) Более 200 6 ... 9 0,94
За годы «реформ» произошло сокращение «... доли пятого технологического уклада примерно втрое при повышении доли третьего и реликтовых укладов, которые не в состоянии обеспечить выпуск конкурентной продукции» [3].
Подтверждается это и тем, что в настоящее время в России 20 — 25 % рабочих мест — это рабочие места, требующие низкой квалификации. В США неквалифицированные рабочие составляли в 1995 г. лишь 3,9 % всех занятых. Во многих отраслях промышленности их доля снизилась к настоящему времени до 2 — 3 %.
Технологии пятого технологического уклада (электронная промышленность, вычислительная, оптико-волоконная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, добыча и переработка газа, информационные услуги) требуют значительных капитальных вложений.
Мировой опыт показывает, что для перехода к подъему экономики необходимо повысить долю инвестиций в ВВП как минимум до 25 — 30%. При этом обеспечивается превышение ввода производственных мощностей над их выбытием, и создаются условия для расширенного воспроизводства. В быстро развивающихся странах указанная доля достигает 40 % (например, в Китае, имеющем с 1979 г. ежегодно в среднем 10 % прироста ВВП). В России же в 1996 г. объем инвестиций составил 1,45 % от ВВП страны. Инвестиции за годы реформ в основной капитал резко упали: в 1998 г. составили 21 % от объема 1990 г., в 2002 г. — 29 %. При этом структура инвестиций свидетельствует о том, что средства инвестируются в сырьевые отрасли, и лишь 3,2 % — в машиностроение и металлообработку (табл. 2).
Вышеизложенное показывает, что нужны вложения в «нетрадиционные» отрасли (технологии),
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ъ 'Н'РгГКЖЪ'М
5
Аялли^ иМестсш/иаН^шх технологий 8 (41)-2005
Таблица 2
Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие отраслей экономики (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности)
Показатель 2002 г. 2001 г. в % к итогу
млрд руб. в % к итогу
Инвестиции в основной капитал, 1360,3 100 100
в том числе: отрасли, производящие товары 662,3 48,7 48,5
отрасли, оказывающие рыночные и нерыночные услуги 698,0 51,3 51,5
Из общего итога: промышленность, 580,6 42,7 42,6
в том числе: электроэнергетика 66,0 4,9 4,1
топливная 280,2 20,6 22,1
1 шфгсдобывающая 173,5 12,8 14,4
газовая 64,8 4,8 4,7
машиностроение и металлообработка 43,6 3,2 3,0
требующие сравнительно незначительных капиталовложений при резком росте эффективности вложений и повышенной занятости населения. Данный фактор входит в число первоочередных, так как технологии пятого технологического уклада, резко повышая производительность труда, высвобождают значительное количество рабочей силы.
Мировая практика показывает, что такой отраслью является туризм. По данным Всемирной туристской организации (ВТО) и Международного валютного фонда, туризм с 1998 г. вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг (7,9 % от общего объема экспорта), обогнав автомобильную промышленность, производство химических продуктов, продуктов питания и другие отрасли. В 83 % стран — членов ВТО туризм входит в пятерку ведущих экспортных категорий, а в 38% стран он является основным источником поступлений в иностранной валюте (табл. 3). Благодаря туристской индустрии созданы миллионы квалифицированных и неквалифицированных рабочих мест, и действует огромное множество малых, средних и микроорганизаций.
Таблица 3
Удельный вес отрасли туризма в ВВП стран
Группы стран Удельный вес, %
Высокоразвитые страны с диверсифицированной экономикой 2-3
Страны с относительно крупным туристским сектором 10
Островные и развивающиеся страны 30-40
Средние темпы роста туризма за последние десять лет составляют 7% в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. В связи с трагедией в Юго-Восточной Азии и участившимися террористическими акта-
ми ожидается замедление темпов, но не прекращение их роста. При этом в средне- и долгосрочном планах международный туризм сохранит в период до 2020 г. средние темпы роста, прогнозируемые ВТО, на уровне примерно 4,1 % в год (табл. 4).
Таблица 4
Влияние туризма на экономику стран Юго-Восточной Азии
Страна Доходы от туризма, % Уд. вес населения, занятого в туризме, %
Малайзия 14,7 12,7
Индонезия 10,3 8,5
Шри-Ланка 10,8 8,8
Индия 4,9 5,6
Таиланд 12,2 8,9
Мальдивы 74,1 64,7
Поданным ВТО, в 2001 г. в мировом туризме были заняты 8,2 % всех работающих, т. е. в сфере туризма был занят каждый двенадцатый работающий. Прогнозы показывают, что в 2011 г. число работающих в туризме составит 9 % всего занятого населения в мире. В странах ЕС в 2001 г. удельный вес лиц, работающих в области туризма, выше мировых показателей и составляет 12,3 % от общего числа занятого населения, т. е. 1 человек на каждые 8 работающих. К 2011 г. предполагается рост данного показателя до 14%. Вклад туризма в занятость населения и открытие новых рабочих мест определяют социально-экономическое значение данного сектора (табл. 5).
Таблица 5
Занятость населения и инвестиции в туризме, %
Показатель Страны мира Страны ЕС
Занятость в организациях туризма 8,2 9
Инвестиции в объекты туризма 12,3 10
6
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВбРЪЯ -и -ИР/ЮЖНЫ
Анлли^. ии^есш/щиаЯН^х ¿кехЯ&логий
8 (41) - 2005
Увеличение объемов капитальных инвестиций в туризм также свидетельствует об экономическом значении этой области на мировом уровне. Так, в 2001 г. доля туризма в общем объеме инвестиций в мире составила 9 %, а в странах ЕС — 10%.
Для городов с развитой индустрией туризма характерна большая занятость населения трудоспособного возраста (большинство рабочих занято в сфере услуг, торговле и строительстве), увеличение доходов надушу населения и снижение уровня бедности. Гостиничное хозяйство создает благоприятную муниципальную среду средствами контроля за использованием ресурсов, обычно предназначенных для социального сектора. В других случаях такие организации используют свое влияние в получении налоговых льгот и субсидий от штата и местных властей, так как обеспечивают высокую занятость населения.
Влияние туризма на развитие городов можно проследить на следующих примерах. Лас Вегас был маленьким пустынным городом с населением чуть меньше 20 ООО жителей, когда Бакси Сайгел открыл свой отель «Фламинго» в 1946 г. Сегодня город с населением более 1 млн жителей является самым быстро развивающимся городским районом страны. Орландо как сельскохозяйственный и культурный центр Америки имел не менее одной трети своего сегодняшнего населения, когда Дисней начинал скупать земли под строительство аттракционов и отелей. Рено как город автомобилестроения играл соответствующую роль промышленного района Америки и параллельно развивался как туристский центр.
В России туризм переживает не лучшие времена. Несмотря на бурный рост организаций туризма, услуги их рассчитаны в основном на предоставление отдыха за рубежом. В итоге заработанные россиянами денежные средства оседают на зарубежных курортах, а местный бюджет городов остается ни с чем. Он не пополняется «туристскими деньгами» и не способен выделить средств на развитие инфраструктуры туризма и других отраслей.
Согласно оценкам ВТО, в настоящее время наиболее перспективными сегментами рынка являются:
экологический туризм; культурно-познавательный туризм; тематический, или специализированный, туризм;
круизы.
Города России благодаря своему уникальному природному и культурному потенциалу, а также
интересу зарубежных туристов как к новому направлению имеют все основания для развития всех перечисленных видов туризма. При этом развитие туризма в городах должно быть устойчивым с экологической точки зрения, экономически жизнеспособным и рентабельным, справедливым с этической и социальной точек зрения для местного населения.
Из отечественной практики можно привести опыт Самарской области, где наряду с крупным промышленным производством активно развивается туризм. В начале 1990-х гг. насчитывалось не более шести турфирм. В настоящее время на территории зарегистрировано свыше пятисот организаций, за счет инвестиций ведется бурное строительство новых гостиниц и развлекательных центров.
Фермерское хозяйство «Шалово» в Калужской области — яркий пример умелого использования вложенных инвестиций. Осваивая значительные средства, здесь положили начало развитию туристического бизнеса. В селе Серебряно строится элитная гостиница на 15 номеров самого высокого класса, а на берегу пруда у села Шалово — дачный поселок. Параллельно идет освоение сельскохозяйственных угодий, закладываются основы промышленного животноводства в целях обеспечения будущих туристов высококачественными, экологически чистыми продуктами питания [www.rata.ru].
Нижегородская область является одним из основных направлений въездного и внутреннего туризма, во многом благодаря круизному туризму по Волге, красоте природы и ландшафтов. Нижегородская область характеризуется высокоразвитой промышленностью, представленной разными видами машиностроения. К ведущим отраслям экономики относятся также химическая промышленность, металлургия, переработка нефти и газа, бумажная промышленность. Основными доходами городского бюджета являются налоговые поступления (в 2003 г. — 83,2 %): налог на доходы с физических лиц — 47,8 % от общей величины, налог на прибыль предприятий и организаций — 8,3 %, единый налог на вмененный доход — 3,2 %, налог на имущество организаций — 6,7 %. В разрезе основных отраслей экономики 49,1 % всех налоговых поступлений приходится на предприятия промышленности, 9,8 % — на транспортные организации, 11,8 % — торговли и общественного питания. Наибольший удельный вес среди безработных составляют женщины — 76,5 %; молодежь в возрасте 16 — 29 лет — 20,4 %.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВбРКЯ % тгр/гкжтсы
1
Анллиу. ия6естии,иоНЯих технологий
8(41) -2005
По востребованности туристского продукта в России (числу турфирм на единицу населения) Нижегородская область находится на 6-м месте в Российской Федерации после Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Владивостока и Самары. В настоящее время насчитывается свыше 250 организаций туризма (вначале 1990-х гг. — 95), из них активно работают только 50 %, но они не могут самостоятельно поднять необходимую инфраструктуру туризма. В последние годы намного труднее занять выгодную нишу на рынке: выездной туризм стал менее массовым, внутренний туризм даже при больших оборотах малорентабелен. Субъекты туристской деятельности относятся к сфере малого бизнеса. В среднем, в организациях работают по три-пять человек. В сезон каникул и отпусков число занятых в отрасли увеличивается вдвое.
Создание в Нижнем Новгороде условий для формирования современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса позволит обеспечить, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, а с другой — внести значительный вклад в экономику, в том числе за счет налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, увеличения числа рабочих мест, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия Нижнего Новгорода.
Например, на фабрике «Хохломская роспись» с января по сентябрь 2003 г. были проведены 224 экскурсии, которые принесли более 120 тысяч рублей. Вместе с выручкой за проданные в фабричной лавке сувениры и обеды в кафе получено более 300 тыс. руб. на фоне общего оборота организации (в 2003 г. он составил около 4,6 млн дол.). Это в советские времена голова не болела о том, как продать изделия народных промыслов: 80% продукции уходило на экспорт, а в своей стране хохлому было не купить. А теперь на «Хохломской росписи» бьются за каждый дополнительный рубль. Разными способами — от наращивания продаж до розлива минеральной воды из источников, обнаруженных на территории фабрики, которая продается под маркой, естественно, «Хохломские родники».
У зарубежных дипломатов и представителей крупных компаний считается «обязательным упражнением» посещение знаковых мест в стране пребывания. Немцы справедливо рассудили, что Семенов с его хохломой и матрешками вполне знаковое место для понимания русской истории. Сотрудники «Люфтганзы» помогли «Хохломской рос-
писи» найти город-партнер в Германии — Зайф-фен, знаменитый своим древним промыслом «игрушки Рудных гор».
Изменения к лучшему на собственной фабрике руководство начало с ремонта и организации в фабричной столовой обедов для туристов. Желающих попробовать свои силы в росписи под присмотром (и с ненавязчивой помощью) профессионального художника сегодня хоть отбавляй.
Летом 2003 г. «Хохломская роспись» вместе с дружественными немцами впервые провела фестиваль «Золотая хохлома», пригласив представителей турфирм, компаний, торгующих изделиями народных промыслов. Гостям показали все, что умеют, провели мастер-классы, вкусно кормили и разнообразно развлекали. А под маркой фестиваля начали потихоньку благоустраивать инфраструктуру города. Для того чтобы осуществить проект в полной мере, в 2004 г. в Семенове был введен в эксплуатацию туристический комплекс с трехзвездочной гостиницей, бревенчатыми коттеджами для У1Р-гостей, кафе, ресторанами, боулинг-клубом. Стоимость этого проекта оценивается в 3 млн дол. Еще три гостиницы такого же класса планируется построить во Владимирской и Рязанской областях. По предварительным расчетам, все эти инвестиции должны окупиться в течение 5 лет. Внедрение таких проектов позволяет: удовлетворить потребности населения в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным и историческим ценностям;
повысить уровень культуры горожан, снизить число правонарушений (алкоголизма и наркомании) за счет изменения интересов и увлечений жителей города;
сохранить, возродить и рационально использовать материальную базу, культурно-историчес-кий и природный потенциал города;
сформировать современный туристский рынок города, построенный на принципе экономической эффективности и интенсивного развития;
сформировать благоприятный имидж города, повысить его туристскую и инвестиционную привлекательность для российских и зарубежных граждан;
увеличить объем туристских услуг, оказываемых жителям города, российским и иностранным гражданам;
оказать стимулирующее воздействие на развитие смежных отраслей (торговля, транспорт, связь, строительство, производство товаров народного потребления и т.п.);
8
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеорш -и -НР*ъЖ-иъ4
/¿Яамс^ иН(кс(псщиаЯЯих (нехНамхгий
8(41) - 2005
увеличить поступления в городской бюджет от туристской деятельности;
создать новые рабочие места в сфере туризма и сопряженных отраслях;
расширить единое справочно-информацион-ное пространство для жителей и гостей города.
Туризм, признанный равноправным субъектом экономической деятельности, должен приносить существенный вклад в бюджет регионов и развитие городов, что предполагает наличие соответствующих методик оценки влияния туризма на ВВП.
Отсутствие методик не позволяет дать объективной оценки его роли. Мнения экспертов расходятся почти на порядок: одни считают, что доля туристских доходов достигает 10%, обеспечивая совокупную занятость 8 млн человек, по мнению других, — вклад составляет менее 1%, а доля туризма в структуре занятости — 900 тыс. человек [4,. с.37].
Классическая схема управления социально-экономической системой начинается с планирования работ, сбора и анализа данных о ее функционировании.
Организационная структура управления туризмом состоит из ряда звеньев:
• системы как диверсифицированного межотраслевого комплекса социально-бытовой инфраструктуры;
• отрасли как самостоятельного хозяйственного звена в масштабах региона;
• туристского хозяйствующего субъекта (туристской фирмы).
Проблему определения эффективности туризма следует рассматривать в трех аспектах на уровне: общества (хозяйства в целом); отрасли;
отдельной туристской фирмы. Чтобы сформировать систему критериев эффективности туризма, необходимо показать, как общая цель деятельности системы на уровне общества распадается на частные цели деятельности отдельных подсистем.
Положительное влияние туризма на экономику страны происходит лишь в том случае, когда туризм в стране развивается всесторонне, т. е. не превращает экономику страны в экономику услуг. Другими словами, экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллельно с другими отраслями хозяйства.
Прямое влияние туризма на экономику страны (региона) — это результат расходов туриста на
покупку услуг и товаров туризма. Деньги, потраченные туристами в месте пребывания, создают доход, который приводит к наращиванию капитала. Туризм генерирует вторичный спрос на товары и услуги. Косвенный вклад туризма в экономику страны проявляется в эффекте повторения затрат туристов на покупку услуг и товаров в определенное время и в определенном месте. Этот эффект называется «эффект мультипликации» или «мультипликатор».
Для примера, каждая туристская группа тратит одновременно в одном из регионов России денежные средства на услуги туристской организации и на покупку товаров и услуг организаций смежных отраслей.
Доход организации туризма — это выручка от продажи туристам услуг и товаров. Доход региона — это налоги, уплаченные организациями туризма и смежных отраслей и оставляемые в распоряжении региона.
Денежные средства туристов начинают работать на экономику региона, когда туристская организация заставляет туристов покупать местные (региональные) товары и услуги. Продавцы этих товаров и услуг, получив деньги от туристов, выплачивают из них заработную плату своим работникам, которые в свою очередь тратят их на покупку товаров и оплату услуг и т.д. Цикл повторяется. Часть денег, полученных от туристов, уходит на уплату налогов, создание фонда накопления, покупку импортных товаров и товаров, произведенных в других регионах.
Мультипликативное влияние туризма проявляется в том, что в результате цепной реакции «расходы — доходы» доход, получаемый от одного туриста, превышает сумму денег, израсходованных им в месте пребывания на покупку услуг и товаров.
Система показателей развития туризма включает:
объем туристского потока;
состояние и развитие материально-технической базы;
показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы;
показатели развития мирового туризма.
Показатели, характеризующие состояние и развитие материально-технической базы туризма, определяют ее мощность в данной стране (регионе). К ним относятся: коечный фонд домов отдыха, пансионатов, турбаз, гостиниц, санаториев и т.п., а также число коек, предоставляемых местны-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоръЯ тс ЪРАХЖгсМ
9
иЯ^еЫкш^иоНМсх технологий
8 (41) - 2005
ми жителями; число мест в торговых залах предприятий питания для туристов; число мест в театрах, отведенных для туристов; число ванн в водолечебницах, отведенных для туристов, и т.д.
Показатели финансово-экономической деятельности туристской организации включают: объем реализации туристских услуг или выручку от реализации услуг туризма, показатели использования рабочей силы (производительностьтруда, уровень расходов на оплату труда и др.), показатели использования производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств и др.), себестоимость услуг туризма, прибыль, рентабельность, показатели финансового состояния туристской организации (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и др.).
Проведение анализа в отрасли туризма затрудняется из-за отсутствия международной и российской единой системы показателей, несовершенной системы статистического учета. Несмотря на переход российской статистики на международные статистические стандарты, систему показателей, характеризующих туризм как вид деятельности, применить в российской практике нельзя. Согласно международной классификации в туризме участвуют базовые и смежные отрасли. В России к базовым относят только организации туризма и средства размещения, общественное питание, транспортная составляющая туризма отсутствует. Вклад смежных отраслей не учитывается в связи с отсутствием методики разработки специальных сателлитных счетов туризма. Совершенствование статистического учета требует перестройки пер-
вичного учета, проведения различных дополнительных обследований организаций туризма.
Система бухгалтерского учета и отчетности, являясь одной из информационных систем, должна способствовать созданию нормативной базы для проведения аналитических расчетов. Однако создаваемая нормативная база не учитывает отраслевых особенностей, а отражает лишь общие аспекты бухгалтерского учета и отчетности.
Большинство организаций туризма, особенно региональных, с традиционной системы бухгалтерского учета перешли на упрощенную систему налогообложения. Информационная база этих организаций сократилась до таких показателей, как «доходы» или «доходы минус расходы», «сумма налога» и «сумма переносимого убытка». Если учитывать, что каждый показатель для целей анализа необходимо рассматривать и изучать во взаимосвязи с другими, участвующими в хозяйственном процессе, то в сложившейся ситуации решение многих задач невозможно.
Мнение большинства ученых и специалистов сводится к тому, что разделение учета на финансовый, налоговый и управленческий привело к неоправданному усложнению формирования информационной базы, что отразилось на качестве отчетности. Системный подход требует, чтобы информация, образуемая в одном из видов учета, была основой и использовалась во всех остальных. Бухгалтерский учет должен отвечать этим требованиям, учитывать законы формирования систем и объективно отражать хозяйственные процессы организации, способствуя оценке вклада отдельных организаций туризма в развитие регионов и экономики в целом.
Литература
1. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 448 с.
2. Мучник B.C., Голланд Э.Б. Экономические проблемы современного научно-технического прогресса. — Новосибирск, 1984.
3. Яковец Ю.В. Технологическое будущее России и приоритеты перспективной инновационной политики // Науковедение. — 1999. № 4. — С. 13 — 30.
4. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 304 с.
5. Итоги работы администрации в 2003 году. Задачи и перспективы развития города на ближайший период. Официальный сайт администрации города Нижнего Новгорода: www.adm.nnov.ru.
10
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖЕОРШ ъ тсржжсЫ