Научная статья на тему 'Перспективы развития «Зелёной» экономики в России'

Перспективы развития «Зелёной» экономики в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1734
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития «Зелёной» экономики в России»

УДК 339.972 ББК 65.05

Рогожкина О.Е.,

студент 4-го курса Внуковская Т.Н.,

к.э.н., доцент, Уральский институт экономики управления и права, г. Екатеринбург, Россия

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ «ЗЕЛЁНОЙ» ЭКОНОМИКИ

В РОССИИ

Зелёная экономика - относительно новое течение в экономической науке. Его развитие произошло в течение двух последних десятилетий. В рамках данного течения принято считать, что экономика это часть природной среды, в пределах которой она существует и является её составляющей.

«Теория зелёной экономики основывается на трёх аксиомах:

> невозможно бесконечно расширять сферу влияния в ограниченном пространстве;

> невозможно требовать удовлетворения бесконечно растущих потребностей в условиях ограниченности ресурсов;

^ всё на поверхности Земли является взаимосвязанным» [3].

Зелёная экономика - это новое экономическое течение, которое может стимулировать рост доходов и рабочих мест, не создавая риска для окружающей среды.

Перспективы развития России в направлении реализации идей зеленой экономики, в первую очередь, определяются тем, что Россия - страна самых богатых природных ресурсов и значительного человеческого потенциала. Этим

на сегодня и определяются как сильные, так и слабые стороны страны в отношении перспектив развития зеленой экономики. Природное богатство открывает неограниченные возможности для развития страны, роста благосостояния и качества жизни населения, позиционирования страны в мире не только как энергетической державы, но и как экологического донора, что предполагает капитализацию, получение страной выгод от своих экосистем. Реализация этих преимуществ может позволить России стать одним из лидеров зеленой экономики.

Цель перехода к зеленой экономике - повышение благосостояния и качества жизни населения при минимизации истощения природного богатства. Обеднение природного капитала предполагает компенсацию за счет прироста человеческого и физического капитала. Это обеспечивается за счет инвестиций в науку, образование, культуру, здравоохранение, инновационное развитие, формирование фондов будущих поколений.

Переход к зеленой экономике, экологически устойчивому развитию России, предполагает переход от экстенсивной экспортно-сырьевой модели экономического развития к модернизации. Принципы зеленой экономики должны быть представлены не в виде отдельной политики, стратегии или программы, а как основа для длительного благополучного развития страны, решения социально-экономических проблем, обеспечения необходимого качества жизни, национальной безопасности и конкурентоспособности.

Одновременно с этим, сырьевой путь развития представляет значительные угрозы, связанные с зависимостью от конъюнктуры рынка на природные ресурсы, потерей конкурентоспособности, исчерпанием и оскудением природного богатства.

«Кризис, начавшийся в 2008 г., показал, что опаснейшей угрозой для сложившейся экспортно-сырьевой модели российской экономики стало резкое падение цен на энергоносители на мировом рынке». [2, с, 37] Сейчас экономика

России, как раньше СССР, становится существенно зависимой от сохранения высоких цен на нефть. Между тем, как показывает анализ динамики цен на нефть за последние двадцать лет, эти цены отличаются крайней нестабильностью, в их динамике отсутствует явный тренд.

Рис.1. Российская экономика в последние годы все больше зависит от цен на нефть. [1, с. 68]

В этой ситуации в будущем можно ожидать неоднократного резкого повышения и снижения цен, что может привести к крайне неблагоприятным экономическим и финансовым последствиям для страны. На колебание цен на мировом рынке энергоносителей и экспортно-сырьевое развитие России может повлиять и рост производства природ-

ных ресурсов в странах, которые сейчас являются крупными импортерами сырья.

Борьба с изменением климата также может создать дополнительные барьеры посредством обсуждаемого многими развитыми странами (прежде всего ЕС и США) введения налогов или других форм «пограничной углеродной коррекции» для товаров, которые ввозятся из стран с менее жесткими законодательными требованиями к выбросам парниковых газов. Это всё может негативно отразиться на производстве и экспорте многих видов сырья. Например, большая часть экспорта лесоматериалов из России в США может не соответствовать новым требованиям законодательства США, что крайне отрицательно скажется на лесном хозяйстве страны. В связи с усилением экологического протекционизма в мире, российскому бизнесу необходимо предпринимать шаги в сторону большей экологической прозрачности своей деятельности. В большей степени, здесь может помочь активизация деятельности в области повышения уровня экологического менеджмента и экологической ответственности бизнеса на основе сертификации по стандартам экологического менеджмента.

Непринятие во внимание воздействия экологического фактора может вести к существенному ущербу. Так, реструктуризация топливного баланса за счет сокращения доли поставок природного газа для внутренних нужд по производству электроэнергии и его замены углем и мазутом приведет к увеличению загрязнения воздуха в городах, росту заболеваемости и смертности населения (в силу высокой токсичности продуктов сгорания мазута и угля). Это свидетельствует о необходимости учета экологического фактора при выборе путей экономического развития.

Важной задачей является снижение издержек такого перехода и радикальное повышение эффективности использования природных ресурсов. Во-первых, необходимо усилить действенность государственного регулирования природопользования в сфере добычи и использования ресурсов.

С помощью экономических и правовых инструментов (налоги, платы, тарифная политика, штрафы, соблюдение нормативов и стандартов и др.) необходимо побудить государственные и частные монопольные компании повышать эффективность использования ресурсов, предотвращать их потери, адекватно компенсировать внешние издержки и экологические ущербы, наносимые обществу и природе. Во-вторых, важную положительную роль в переходном периоде могут сыграть обострение конкуренции между производителями, уход от преобладающего сегодня монополизма в энергетике и всей экономике.

Как следствие, повышение энергоэффективности и снижение природоемкости продукции за счет снижения затрат, диверсификации производства и глубокой переработки сырья.

Более перспективным в этом направлении является переход на политику использования наилучших доступных технологий. Такой подход был успешно предпринят в развитых странах, но, как и все новшества, внедрение этого механизма требует длительного времени. Поэтому уже сегодня, по нашему мнению, необходим ряд срочных мер: возможность принятия закона о плате за негативное воздействие на окружающую среду, обеспечить мониторинг, устранить практику временных согласованных разрешений на выбросы, использовать механизм государственной экологической экспертизы проектов, начать работу по устранению причинённого экологического ущерба, принять закон о зонах экологического неблагополучия.

Всё это требует решительных действий для нахождения новых путей к процветанию, росту благосостояния населения в пределах ограниченных ресурсов мира.

Зеленой экономикой является та экономика, чей рост доходов и рабочих мест обусловлен инвестициями и политическими реформами, которые направлены на сокращение выбросов углекислого газа и загрязнения окружающей сре-

ды, повышение эффективности, поддержание биоразнообразия и предоставление экосистемных услуг.

Инвестирование в природный капитал, ресурсо- и энергоэффективность может привести к:

^ более высоким темпам роста ВВП в течение долгого времени и повышению благосостояния;

> сохранению природного капитала;

> снижению бедности;

^ достойной занятости.

Озеленение обрабатывающей промышленности будет способствовать снижению потребления энергии и выбросов, уменьшит давление на повышение цен на ископаемые виды топлива и - через снижение энергозатрат - поможет в повышении производительности и увеличении прибыли, одновременно стимулируя рост ВВП и общей занятости.

Более глубокое отделение экономического роста от потребления ресурсов и деградации окружающей среды будут способствовать получению людьми доступа к безопасной воде, экологически чистой энергии, санитарии и другим экологическим благам.

Библиографический указатель:

1. Азарова А. И. «Изменение спроса и цены на энергоносители» // Проблемы учёта и финансов, 2012. № 2(6). С. 65-74.

2. Институт устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации, Центр экологической политики России. «Навстречу зелёной экономике России (обзор), 2012 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.sustainab ledevelopment.ru/upload/File/Reports/

ISD_UNEP_GE_Rus.pdf.

3. Зелёная экономика: Материал из Википедии - свободной энциклопедии [Электронный ресурс] Режим достк-па: www.wikipedia.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.