Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы участия России на мировом энергетическом рынке'

Проблемы и перспективы участия России на мировом энергетическом рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1135
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЬ / ГАЗ / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондратов Д. И.

В статье проведен анализ современного состояния секторов российского топливно-энергетического комплекса, а также дается описание их развития. В исследовании рассматриваются основные характеристики рынка каждого из секторов в отдельности, включая оценку объема рынка и прогноз его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы участия России на мировом энергетическом рынке»

20 (158) - 2013

Вопросы экономики

УДК 330.15.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УЧАСТИЯ РОССИИ НА МИРОВОМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ РЫНКЕ

Д. И. КОНДРАТОВ,

кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Е-mail: kondratov@ieras. ru Институт Европы Российской академии наук

В статье проведен анализ современного состояния секторов российского топливно-энергетического комплекса, а также дается описание их развития. В исследовании рассматриваются основные характеристики рынка каждого из секторов в отдельности, включая оценку объема рынка и прогноз его развития.

Ключевые слова: нефть, газ, топливно-энергетический комплекс, потенциал.

Россия с 2000 по 2012 г. смогла многократно нарастить объемы экспорта топливно-энергетической продукции, став ее крупнейшим поставщиком в мире. В последующем нашей стране предстоит последовательно укреплять свой статус энергетической державы, отвечая на те сложнейшие вызовы, которые будут ставить перед ней масштабные изменения, происходящие в настоящее время в глобальной энергетике. К ним, в частности, относятся замедление темпов роста потребления энергоресурсов в мире, и особенно в Евросоюзе, усиление конкуренции на международных рынках нефти и газа вследствие увеличения объемов их добычи из неконвенциональных источников энергии в мировом энергобалансе и снижение за счет этого спроса на ископаемое топливо, в первую очередь нефть.

В условиях динамично изменяющейся конъюнктуры глобального энергетического рынка усилению позиций России, прежде всего, способствовали бы:

- диверсификация географии экспорта энергоносителей за счет наращивания их поставок в Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона;

- увеличение доли нефтепродуктов и другой топливно-энергетической продукции высокой степени переработки в товарной структуре экспорта;

- развитие новых маршрутов транспортировки углеводородов в Европу, повышающих надежность их поставок европейским потребителям и снижающих зависимость от стран-транзитеров;

- расширение присутствия российских нефтегазовых компаний на рынках зарубежных стран. В настоящее время Россия значительно продвинулась в решении этих задач, в частности активно осуществляя строительство ряда новых крупных нефте- и газопроводов в Европу и Китай, позволяющих увеличить экспорт углеводородов на новые перспективные рынки. Это дает основания рассчитывать на стабильное поступление доходов от экспорта энергоресурсов, выступающих важным фактором обеспечения устойчивого развития национальной экономики и формирования ресурсной базы ее модернизации [1].

Энергетический потенциал России. Россия, располагающая огромными природными ресурсами, входит в число крупнейших энергетических держав. Наша страна является безусловным мировым лиде-

ром по доказанным запасам природного газа, составлявшим в 2010 г. 44,8 трлн м3 (24 % их общемирового объема), занимает седьмое место в мире по запасам сырой нефти, оцениваемым международными организациями в 78 млрд барр. (около 6 % мировых запасов), и находится на втором месте после США по запасам угля (160 млрд т, или 18 % запасов) [4].

Огромный ресурсный потенциал позволяет России занимать ведущие позиции в мире по производству ископаемого топлива. Так, в 2009 г. добыча сырой нефти в России достигла 494 млн т (12,9 % общемирового объема), что позволило ей выйти на первое место в мире среди стран-нефтепроизводи-телей, опередив многолетнего лидера - Саудовскую Аравию. В 2012 г. Россия смогла нарастить производство нефти до 505 млн т и вновь возглавить глобальный рейтинг нефтедобывающих стран.

В качестве негативного момента следует отметить, что по соотношению объема годовой добычи нефти и ее доказанных резервов, характеризующему количество лет, в течение которых производство нефти в стране может вестись нынешними темпами при имеющихся запасах, Россия существенно уступает большинству других государств - крупных нефтепроизводителей. Если в России этот показатель составляет только 20 лет, то в странах ОПЕК -85 лет, а в среднем в мире - 46 лет. Учитывая это, поддержание ведущих позиций в области нефтедобычи потребует от России в ближайшие годы кардинального наращивания капиталовложений в поиск и разведку новых месторождений углеводородов.

Россия также входит в число крупнейших мировых производителей угля (пятое место в мире по объему его добычи в 2012 г. после Китая, США, Индии и Австралии), гидроэлектроэнергии (пятое место после Китая, Канады, Бразилии и США) и атомной энергии (четвертое место после США, Франции и Японии). Лишь по использованию возобновляемых источников энергии Россия пока заметно уступает ведущим странам, что связано с высокой обеспеченностью страны ископаемым топливом, объективно снижающей экономические стимулы к разработке и внедрению инновационных технологий утилизации альтернативных видов энергоресурсов.

По общему производству энергии, составлявшему в 2012 г. 1 254 млн т н. э., Россия находится на третьем месте в мире после Китая (1 993 млн т н. э.) и США (1 707 млн т н. э.), более чем в 2 раза опережая занимающую четвертую позицию Саудовскую Аравию (579 млн т н. э.). При этом произ-

водство энергии в России существенно превосходит объемы ее внутреннего потребления, что создает предпосылки для организации крупномасштабного экспорта энергоресурсов из страны.

Современные тенденции развития экспорта энергоресурсов из России. Россия, как уже отмечалось, в настоящее время является крупнейшим поставщиком энергоресурсов на мировой рынок, на долю которого приходится более 10 % их глобального экспорта. По данным Росстата, ежегодный объем поставок топливно-энергетической продукции в страны дальнего зарубежья из России с 2000 по 2011 г. увеличился почти в 5 раз, составив в 2011 г. 296,15 млрд долл., в страны СНГ - 228,66 млрд долл. Примерно половина российского энергетического экспорта (в стоимостном выражении) в последние пять лет приходилась на сырую нефть, еще 25 % -на нефтепродукты, около 20 % - на природный газ, 3 % - на каменный уголь.

Основным направлением российского энергетического экспорта традиционно выступает европейский рынок (табл. 1, 2). В 2000-е гг. на него приходилось около 80 % поставок энергоресурсов из России. Ее доля в европейском импорте первичных энергоресурсов, по данным Евростата, в 2010 г. составила около 30,9 %, в 1,5 раза превосходя долю ближайшего конкурента - Норвегию. Соответственно, производители нефти и нефтепродуктов в этих странах со временем будут заинтересованы в образовании нового нефтяного рынка, на котором котировки осуществляются в евро (а не в долларах США, как в настоящее время). Если подобные примеры будут иметь место, это откроет единой европейской валюте путь на рынки энергоносителей и другого сырья, что имеет огромное коммерческое и стратегическое значение для стран Экономического и валютного союза [3].

Еще 10-12 % российского энергоэкспорта в 2011 г. приходилось на страны СНГ, прежде всего Беларусь и Украину. В последние годы также заметно возросло значение восточного направления экспорта, в первую очередь в Китай, Японию и Южную Корею. Всего в эти страны в 2011 г. направилось порядка 6 % поставок энергоресурсов из России. Значение других направлений экспорта топливно-энергетических товаров пока невелико. Например, на США в 2011 г. пришлось менее 2 % его общего объема.

Экспорт сырой нефти. Экспорт сырой нефти из России в 2000-2011 гг. вырос в физическом выражении в 1,5 раза, до 246,9 млн т, в стоимостном выражении - в 5,4 раза, до 134,6 млрд долл. На

Таблица 1

Импорт газа Европейским Союзом из стран мира в 2000-2007 гг., ТДж

Страна 2000 2001 2002 2003 2005 2006 2007 2007, %

Россия 4 539 709 4 421 515 4 554 744 4 895 252 4 952 879 4 937 711 4 685 365 40,8

Норвегия 1 985 231 2 136 379 2 601 569 2 699 473 2 671 779 2 844 237 3 061 751 26,7

Алжир 2 203 075 1 957 181 2 132 477 2 158 803 2 256 826 2 132 236 1 943 976 16,9

Нигерия 172 020 216 120 217 882 335 929 436 319 563 905 588317 5,1

Ливия 33 442 33 216 25 536 30 390 209 499 321 150 383 615 3,3

Катар 12 443 27 463 87 952 80 414 195 713 232 721 275 496 2,4

Египет - - - - 202 419 327 394 221 305 1,9

Тринидад и Тобаго 36 334 24 498 19 120 1 365 29 673 163 233 104 917 0,9

Другие страны 112 810 199 256 125 425 100 023 409 387 227 147 213 995 1,9

Всего 9 095 064 9 015 628 9 764 705 10 301 649 11364494 11 749 734 11 478 737 100

Источник: Европейская комиссия. URL: http:// www. ec. europa. eu/energy/publications/statistics/statistics_en. htm.

Таблица 2

Импорт угля Европейским Союзом из стран мира в 2000-2007 гг., кт

Страна 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2007, °%

Россия 14 976 20 875 23 033 26 545 40 382 48 304 55 544 56 117 26,2

ЮАР 40 177 49 273 53 961 56 932 54 190 51 698 53 080 46 121 21,5

Австралия 28 600 29 450 29 337 31 004 30 838 27 013 27 147 29 069 13,6

Колумбия 23 132 22 633 21 398 22 908 24 224 24 147 26 068 29 018 13,5

США 20 447 20 119 14 082 12 619 15 416 15 673 17 370 20 833 9,7

Индонезия 9 097 10 254 11 540 13 004 13 980 14 704 21 092 17 594 8,2

Другие страны 15 146 20 437 18 278 17 348 17 032 15 504 13 508 15 606 7,3

Всего... 151 575 173 041 171 629 180 360 196 062 197 043 213 809 214 358 100

Источник: Европейская комиссия. URL: http:// www. ec. europa. eu/energy/publications/statistics/statistics_en. htm.

экспорт в последние годы направлялось в среднем 50 % всей добытой в России нефти. По объему внешних поставок «черного золота» наша страна стабильно занимала второе место в мире после Саудовской Аравии, доля государства в глобальном нефтяном экспорте достигла в 2010 г. 13 %. Всего с 2000 по 2011 г. Россия вывезла за рубеж 2 666 млн т нефти, получив за это 1 015 млрд долл. экспортной выручки (рис. 1).

В среднем порядка 80 % экспорта российской нефти в 2000-е гг. приходилось на государства

80 ~ 70 60 50 40 30 20 10

0 I II III IV 2000

I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

с

■ Объем, млн т (левая шкала) ■

Евросоюза и Турцию. Благодаря интенсивному наращиванию объемов ее поставок на рынок ЕС Россия смогла увеличить свою долю на нем с 15,5 % в 2000 г. до 24 % в 2010 г., намного опередив по данному показателю другие страны и регионы мира, в том числе Норвегию (6 % рынка), Ливию (10 %) и Саудовскую Аравию (7 %) (табл. 3). Учитывая, что пик добычи нефти в Северном море, по оценкам экспертов, уже пройден, а перспективы обеспечения ее стабильных поступлений из Ливии в настоящее время не столь очевидны, можно предположить,

- 60 000

50 000

40 000

30 000

20 000

- 10 000

- 0

I II ш 2011

Стоимость, млн долл. (правая шкала)

Источник: Банк России. URL: http://www. cbr. ru/statistics/print aspx?füe=credit_statistics/crude_oiL htm&pid=svs&sid=vt1. Рис. 1. Экспорт Российской Федерации сырой нефти в 2000-2011 гг.

Таблица 3

Импорт нефти и нефтепродуктов Европейским Союзом по регионам, странам мира

и организациям, 2000-2010 гг., %

Страна, регион 2000 2005 2008 2009 2010

Страны - члены ОПЕК 39,3 32,3 30,9 30,5 31,2

Россия 15,5 21,0 20,0 23,2 24,0

Азербайджан 0,6 0,7 2,2 2,4 2,6

Казахстан 1,5 3,0 3,1 3,0 3,6

Норвегия 10,5 8,6 6,8 7,3 6,0

Страны Латинской Америки 2,2 2,5 2,7 2,6 2,5

Страны Африки и Карибского бассейна 6,5 6,1 8,3 7,7 7,1

Прочие регионы, страны и международные организации 23,9 25,8 26,0 23,3 23,0

Источник: Евростат. URL: М1р:// ерр. eurostat. ее. еигора. eu/portal/page/portal/extemal_trade/data/database.

что спрос на российскую нефть в ЕС в ближайшие годы будет увеличиваться, несмотря на ожидаемое сокращение в Европе общего потребления нефти.

Для диверсификации российского экспорта нефти и освоения быстрорастущих энергорынков Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно Китая, в настоящее время ведется строительство системы магистральных нефтепроводов «Восточная Сибирь -Тихий океан» (ВСТО), которая должна соединить нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с тихоокеанским побережьем страны. В конце 2009 г. была запущена первая очередь проекта («ВСТО-1») - трубопровод от Тайшета (Иркутская область) до Сковородино (Амурская область) мощностью 30 млн т нефти в год. Половину прокаченной по нему нефти планируется доставлять по железной дороге в порт Козьмино (Приморский край) для заливки в танкеры, еще 15 млн т - поставлять в Китай по введенному в эксплуатацию осенью 2010 г. отводу от ВСТО до границы Китая. В перспективе по мере роста добычи в восточносибирском регионе мощность ВСТО предполагается увеличить до 80 млн т нефти в год, что позволит существенно на-

40 35 30 25 20 15 10 5 0

I II Ш IV I I II ш г 2000 1 2001

растить ее поставки в Китай и другие государства Азиатско-Тихоокеанского региона, а также в значительной степени сократить зависимость отечественных компаний от западного направления.

Экспорт нефтепродуктов. Экспорт нефтепродуктов в 2000-е гг. рос опережающими темпами по сравнению с вывозом сырой нефти, увеличившись в натуральном выражении в 2,1 раза, до 132,2 млн т, в денежном - в 7 раз, до 70 млн долл. В последние годы из России экспортировалось порядка 50-55 % суммарного объема переработанной нефти. Всего с 2000 по 2011 г. было вывезено за рубеж 986 млн т нефтепродуктов на сумму 383 млрд долл. (рис. 2). Более 95 % экспорта направлялось в страны дальнего зарубежья, прежде всего в страны Евросоюза.

Наиболее быстро в последние годы рос экспорт мазута, доля которого в общем объеме вывоза нефтепродуктов из России в 2000-2011 гг. увеличилась с 45 до 55 %. Ускоренному наращиванию экспорта этого нефтепродукта способствуют следующие факторы:

- высокая доля мазута в структуре производства нефтепродуктов в стране в результате недоста-

30 000

25 000 20 000 15 000 10 000 5 000 0

I II III IV I II III IV! I II III IV I II III IV I I II III IV I I II III IV I I II III IV I II III IV I II III IV I I II III

2002 1 2003 1 2004 1 2005 1 2006 2007 2008 2009 2010 2011

I Юбъем, млн т (левая шкала) Стоимость, млн долл. (правая шкала)

Источник: Банк России - URL: Й1р://%'%глг. еЬг. ru/statistics/print. aspx?file=credit_statistics/oil_products. htm&pid=svs&sid=vt2. Рис. 2. Экспорт Российской Федерации нефтепродуктов за 2000-2011 гг

точной глубины переработки нефти отечественными нефтеперерабатывающими заводами (выход мазута составляет в России около 30 % суммарного объема выпуска нефтепродуктов, в США и ЕС - не более 10-15 %);

- активный спрос на мазут со стороны зарубежных импортеров, часто приобретающих его для дальнейшей переработки;

- существенно более низкая по сравнению с сырой нефтью ставка вывозной таможенной пошлины на мазут и другие нефтепродукты (так, в 2011 г. ставка для нефти была в среднем в 2,5 раза выше, чем для темных нефтепродуктов, в 2012 г. - в 2,1 раза), вследствие чего российским нефтяным компаниям нередко оказывается выгоднее перерабатывать нефть в мазут и потом ее вывезти, а не экспортировать сырую нефть. Экспорт дизельного топлива в 2000-е гг. вырос

в 1,6 раза, до 41,3 млн т в 2011 г. (31,2 % общего объема отечественного экспорта нефтепродуктов). По оценкам экспертов, значительная часть вывозимого дизтоплива, как и мазута, используется зарубежными импортерами как сырье для выпуска более качественной продукции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В отличие от мазута и дизтоплива экспорт бензина из России в 2000-2011 гг. сократился почти в 1,5 раза, до 3 млн т. В настоящее время экспортируется лишь около 8 % произведенного в стране автобензина, а его доля в общем объеме экспорта нефтепродуктов в 2011 г. упала до 2,3 %. Причина сокращения экспорта бензина заключается прежде всего в его низком качестве, не устраивающем многих европейских потребителей, особенно из развитых стран, где установлены жесткие экологические стандарты качества автомобильного

топлива. Неудивительно поэтому, что порядка 40 % вывозимого бензина направляется в страны СНГ, где требования к данной продукции пока еще не столь высоки. Кроме того, экспорт бензина сдерживается высокой ставкой вывозной пошлины, которая в 2011 г. и в начале 2012 г. почти в 1,5 раза превышала пошлины на темные нефтепродукты.

Экспорт природного газа. Динамика экспорта природного газа из России в минувшем десятилетии была неустойчивой. В 2000-2005 гг. его объем достаточно стабильно рос, достигнув в 2005 г. исторического максимума - 207,3 млрд м3. Однако в дальнейшем он стал постепенно сокращаться, составив в 2009 г. только 168,3 млрд м3 (в 2010 г. - 174,3 млрд м3) (рис. 3). Такое сокращение стало результатом заметного падения спроса на российский газ в странах Евросоюза, являющихся его основными зарубежными покупателями. В 2006-2011 гг. поставки газа в эти страны снизились почти в 1,5 раза, до 105 млрд куб. м3, а их доля в общем объеме экспорта голубого топлива из России (в физическом выражении) - до 60 % (рис. 4).

Важнейшими причинами, обусловившими сокращение экспорта газа в страны ЕС, стали:

- проводимая ЕС долгосрочная энергетическая политика, направленная на диверсификацию импорта природного газа и снижение энергозависимости Евросоюза от России (во многом вследствие этой политики доля РФ во внешних поставках газа на европейский рынок в 2000-2008 гг. снизилась с 50 до 37,5 %);

- значительное увеличение в 2009-2011 гг. поставок на рынок ЕС сжиженного природного газа (СПГ), составляющего конкуренцию российскому газу, в результате масштабного единовременного ввода в эксплуатацию новых

30 20 10 0

I II III IV 2000

I II III IV 2001

I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV I I II III

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

.3 ,

20 000 15 000 10 000 5 000 0

I Юбъем, млн м (левая шкала)^^^— Стоимость, млн долл. (правая шкала)

Источник: БанкРоссии-URL:http://www. cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/gas.htm&pid=svs&sid=vt3.

Рис. 3. Экспорт Российской Федерации природного газа за 2000-2011 гг.

Источник: Банк России - URL: http://www. cbr. ru/statistics/print. aspx?file=credit_statistics/gas. htm&pid=svs&sid=vt3.

Рис. 4. Экспорт Российской Федерации природного газа в страны СНГ и дальнего зарубежья за 2000-2011 гг., %

I II ш IV I II III IV I II III IV I II пг IV I II ш IV I II III IV I II ш IV I II ш IV I II III IV I II ш IV 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

-1В страны дальнего зарубежья (левая шкала) В страны СНГ (правая шкала)

I II III 2011

производств по сжижению газа в мире, а также мощностей по регазификации СПГ (преобразованию из жидкого состояния в газообразное) в Европе (общий объем импорта СПГ в Евросоюз в 2011 г. составил около 69 млн м3, в том числе из Алжира - 20,7 млн м3, Катара - 18,8 млн м3, Нигерии - 10,5 млн м3); - высокая стоимость газа, поставляемого глобальной энергетической компанией ОАО «Газпром» в Европу по долгосрочным контрактам (цены привязаны к нефтяным котировкам, резко выросшим в 2011 г.), стимулирующая европейских покупателей уменьшать его потребление и переключаться на альтернативные источники поставок, в том числе на импорт СПГ. Падение поставок природного газа в государства ЕС было отчасти компенсировано увеличением его экспорта в страны СНГ, выросшего в 2006-2010 гг. с 41 до 70,4 млрд м3. В 2010 г. примерно половина этого объема пришлась на Украину и еще 30 % - на Беларусь. На рынке СНГ газ реализуется пока еще по более низким ценам, чем в страны дальнего зарубежья, хотя разница между ценами в последнее время постепенно сокращается. Так, если в 2009 г. средняя цена для потребителей из СНГ была почти в 1,5 раза ниже стоимости газа для прочих импортеров, то в 2011 г. - в 1,3 раза.

Экспорт газа по восточному направлению в силу отсутствия газотранспортной инфраструктуры в настоящее время развит слабо. Исключение составляют поставки СПГ заводом, построенным в рамках проекта «Сахалин-2» (в 2011 г. завод вышел на проектную мощность - 9,6 млн т СПГ, что эквивалентно 13 млрд м3 природного газа). Большая часть СПГ направляется

в Японию, участвовавшую в реализации проекта и готовую платить высокие цены за газ.

Экспорт каменного угля. Экспорт угля с 2000 по 2011 г. стал наиболее динамично развивающимся направлением внешней торговли России энергоносителями (рис. 5). В 2000-2011 гг. его объем в физическом выражении вырос в 2,6 раза, до 116 млн т, в стоимостном выражении - в 7,7 раза, до 9,2 млрд долл. Росту внешних поставок угля способствовало главным образом резкое удорожание нефти и газа, повышавшее привлекательность угля как более дешевого энергоресурса.

Большую часть прироста спроса на российский уголь обеспечили страны ЕС, увеличившие в 2000-е гг. его закупки в 3 раза. В результате доля России в европейском импорте угля возросла, по данным Европейской комиссии, с 8 % в 2001 г. до 25 % в 2012 г., что позволило ей стать крупнейшим поставщиком этого продукта в Евросоюз, обойдя прежнего лидера -ЮАР. Кроме того, начиная с 2009 г. Китай многократно увеличил закупки угля в России. В целом рост экспорта стал важным фактором превращения некогда планово-убыточной угольной промышленности в эффективной сектор российского ТЭК.

Основные проблемы участия России в международной торговле энергоресурсами. Уверенное наращивание Россией объемов экспорта энергоресурсов в 2000-е гг. позволило ей существенно укрепить свои позиции на глобальном энергетическом рынке, превратившись в крупнейшего мирового поставщика энергоносителей. Вместе с тем, несмотря на несомненные успехи последних лет в данной сфере, сохраняется еще немало проблем, снижающих эффективность участия России в меж-

- Объем, млн т (левая шкала)------Стоимость, млн лолл. (левая шкала)

Источник: Росстат - URL: http://www. gks. ru/dbscripts/Cbsd/DBInet cgi#1.

Рис. 5. Экспорт Российской Федерации каменного угля в 2000-2011 гг.

дународной торговле топливно-энергетическими товарами и отрицательно сказывающихся на ее долгосрочной рыночной конкурентоспособности. К числу таких проблем, имеющих взаимосвязанный характер, относятся, в частности, следующие:

- низкая географическая диверсифицированность рынков сбыта российских энергоресурсов, среди которых доминирует рынок Евросоюза, куда направляется около 4/5 отечественного энергоэкспорта. Это существенно повышает зависимость России от состояния экономической конъюнктуры в ЕС, динамики и структуры энергопотребления в нем, а также проводимой ЕС внешней энергетической политики, в целом весьма сдержанной и осторожной по отношению к России. В то же время в силу неразвитости нефте- и газотранспортной инфраструктуры достаточно скромными остаются масштабы экспорта энергоресурсов в развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона, которые в перспективе могли бы стать не менее важным рынком сбыта для России, чем страны Евросоюза;

- низкая диверсифицированность товарной структуры российского энергоэкспорта, в которой более 90 % приходится на сырье (сырая нефть, газ и уголь), а также товары с низкой добавленной стоимостью (мазут). Объемы внешней торговли топливно-энергетической продукцией высокой степени переработки остаются незначительными. Это снижает экономическую эффективность российского экспорта энергоресурсов, а также ограничивает гибкость и мобильность их экс-

портных поставок, объем и направление которых в условиях преобладающего вывоза углеводородного сырья определяются главным образом разветвленностью и пропускной способностью имеющихся трубопроводных систем [3];

- сохраняющаяся зависимость от стран, через которые проходит транзит российских энергоносителей в Европу, в частности, от Украины и Беларуси, что нередко используется ими как инструмент политического давления на Россию и получения от нее различных экономических преференций [2, 10]. Кроме того, в последние годы неоднократно имели место случаи невыполнения государствами-транзитерами своих обязательств, что в конечном итоге негативно отражалось на репутации России как надежного поставщика энергоносителей в европейские страны;

- недостаточный уровень присутствия российских энергетических компаний на рынках зарубежных стран, препятствующий выстраиванию ими глобальных производственно-сбытовых цепочек и ослабляющий их международную конкурентоспособность;

- значительная политизация энергетических отношений России с иностранными государствами, затрудняющая налаживание с ними эффективного взаимодействия в области производства, транспортировки и поставки энергоресурсов [2];

- отсутствие у России действенных рычагов влияния на конъюнктуру глобальных нефтяных и газовых рынков, в первую очередь на механизмы и процессы ценообразования на

Таблица 4

Динамика и прогноз производства, чистого импорта, потребления первичных источников энергии в странах - членах Евросоюза в 1990-2030 гг.

Источник энергии Объем, млн т н. э. Темпы прироста/снижения, %

1990 2000 2010 2020 2025 2030 19902000 20002010 20102020 20202030

Общее производство, всего 936 941 821 741 740 761 0,1 -1,4 -1,0 0,3

В том числе:

- сырая нефть 129 173 102 49,9 40,8 37,2 2,9 -5,1 -7,0 -2,9

- природный газ 162 207 164 111 91,9 75,5 2,5 -2,3 -3,8 -3,8

- ядерная энергетика 202 243 238 237 247 268 1,9 -0,2 -0,1 1,2

- возобновляемые источники энергии 74,9 104 148 199 225 249 3,3 3,6 3,0 2,3

Чистый импорт, всего 756 826 992 1 133 1 130 1 100 0,9 1,8 1,3 -0,3

В том числе:

- нефть и нефтепродукты 535 533 578 629 619 596 0 0,8 0,8 -0,5

- природный газ 135 192 292 351 361 363 3,6 4,3 1,8 0,4

- электроэнергия 3,3 1,6 0,9 -1,6 -1,7 -1,8 -6,6 -24,7 - -

Общее потребление, всего 1 660 1 723 1 764 1 822 1 817 1 807 0,4 0,2 0,3 -0,1

В том числе:

- сырая нефть 631 658 631 627 606 578 0,4 -0,4 -0,1 -0,8

- природный газ 294 393 456 462 453 439 2,9 1,5 0,1 -0,5

- ядерная энергетика 202 243 238 237 247 268 1,9 -0,2 -0,1 1,2

- электроэнергия 3,3 1,6 0,9 -1,6 -1,7 -1,8 -6,6 -24,7 - -

- возобновляемые источники энергии 75 104 151 209 236 262 3,3 3,8 3,2 2,3

Источник: Европейская комиссия - URL: http://ec.europa.eu/energy/observatory/trends_2Q3Q/doc/trends_to_2030_update_20Q9.pdf.

этих рынках. В результате российский энергетический экспорт, а вместе с ним и вся национальная экономика, оказываются зависимыми от действий участников зарубежных биржевых площадок для торговли нефтью и газом, где формируются их мировые котировки. Тенденции развития мировой энергетики и долгосрочные вызовы для России. Указанные недостатки способны существенно ослабить возможности России давать адекватные ответы на системные вызовы, которые ставят перед ней масштабные изменения, происходящие в настоящее время в мировой энергетике, а также поддерживать в долгосрочной перспективе свой статус ведущей энергетической державы. Важнейшими является ряд вызовов.

Первый вызов - предполагаемое в ближайшие два десятилетия снижение до нулевых отметок темпов роста потребления и импорта энергоносителей в Евросоюзе - ключевом рынке сбыта топливно-энергетической продукции. Падение темпов роста энергопотребления станет закономерным результатом в рамках Евросоюза долгосрочной энергетической политики, направленной на всемерное повышение энергоэффективности во всех сферах хозяйственной деятельности, в том числе в промышленном про-

изводстве, ЖКХ и транспортном секторе, а также снижение выбросов парниковых газов за счет последовательного сокращения использования электро- и теплоэнергии1 .

Согласно базовому сценарию Европейской комиссии, суммарное потребление энергии в странах Евросоюза в 2010-2030 гг. возрастет только на 2,4 %, до 1 807 млн т н. э. При этом прирост энергопотребления будет отмечаться лишь в 2010-2020 гг., затем с 2020 г. оно начнет постепенно снижаться (табл. 4). Сходные оценки дают и другие организации, в частности, прогнозируется рост энергопотребления в Евросоюзе с 2010 по 2030 г. на 4,1 %. Чистый импорт в ЕС увеличится в 2010-е гг. на 14,2 %, однако в дальнейшем он начнет уменьшаться вследствие общего сокращения масштабов использования энергии в Европе. Прирост импорта в ЕС будет обеспечиваться главным образом за счет природного газа, ввоз которого за два десятилетия вырастет на 25 %, при этом закупки нефти и угля в целом останутся на одном уровне.

1 Европейской комиссией в 2007 г. были установлены стратегические цели в области развития энергетики ЕС, предусматривающие, в том числе, обеспечение к 2030 г. роста энергоэффективности и сокращения выбросов парниковых газов на 20 %.

Второй вызов - усиление международной конкуренции на нефтегазовых рынках стран - ведущих импортеров российского углеводородного сырья, включая рынок ЕС и Китая. Этому будет способствовать, в частности, предполагаемое увеличение объемов добычи нефти и газа из неконвенциональных источников, в результате которого в мире могут появиться новые крупные производители и экспортеры данных видов топлива. Так, по оценкам зарубежных экспертов, ощутимую конкуренцию российскому газу на рынке ЕС уже в ближайшие годы вполне способен составить сланцевый и угольный газ, производимый в США, а в перспективе - в ряде других стран.

Еще одним важным фактором возрастания конкуренции в международной торговле энергоносителями выступает проводимая ведущими странами-энергоимпортерами политика, направленная на обеспечение своей энергетической независимости, в том числе за счет максимальной диверсификации источников импорта топливных ресурсов [6, 10]. В частности, такую политику уже многие годы реализуют США, Евросоюз и Япония. В программе развития энергетики Китая на среднесрочную и долгосрочную перспективу (2004-2020 гг.) также заложен принцип комплексности внешних поставок, предусматривающий необходимость осуществления импорта нефти, газа и других энергоносителей из различных стран во избежание формирования зависимости от какого-либо одного поставщика. Учитывая далеко не однозначное, порой предвзятое отношение в мире к России, следует ожидать, что в ее отношении политика диверсификации будет проводиться государствами-импортерами энергоресурсов особенно последовательно и жестко.

Третий вызов - возрастание роли возобновляемых и иных альтернативных источников энергии в глобальном энергобалансе и замедление за счет этого темпов роста спроса на ископаемое топливо, особенно на нефть. Наиболее отчетливо эта тенденция будет проявляться в развитых странах. Так, по оценкам Европейской комиссии, доля возобновляемых источников в структуре энергопотребления Евросоюза к 2030 г. достигнет почти 15 %, а удельный вес нефти, наоборот, сократится с нынешних 36 до 32 %. Потребление природного газа в ЕС также несколько уменьшится, хотя и в меньшей степени, чем нефти.

Китай, ставший в последние годы мировым лидером по объему инвестиций в использование возобновляемых энергоресурсов, планирует удовлет-

ворить свои растущие энергетические потребности также в значительной степени за счет этих источников, доля которых в выработке электроэнергии в Китае должна возрасти к 2020 г. до 15 %.

Наряду с КНР активно развивают нетрадиционную энергетику ряд других стран Азиатско-Тихоокеанского региона, включая Японию, Индонезию и Малайзию, что способно ограничить возможности развития российского экспорта ископаемого топлива на их рынки.

Четвертый вызов - возможное снижение уровня мировых цен на ископаемое топливо. Наибольшую опасность для России может представлять долгосрочное снижение котировок цен на нефть, газ и уголь в результате смены нынешнего повышательного тренда на глобальном энергетическом рынке на противоположный. Как отмечалось, с конца 1990-х гг. фаза снижения цен на нефть и другие виды топлива, начавшаяся в 1980-е гг., сменилась фазой их подъема, продолжающейся в настоящее время. В основе повышения цен лежат фундаментальные факторы, связанные с опережающим ростом спроса на топливо со стороны ведущих развивающихся стран. Действие этих причин в настоящее время усиливается поведением биржевых спекулянтов, а также обострением политической обстановки на Ближнем Востоке [7].

Как показывает экономическая история мировой энергетики, фазы подъема цен на ископаемое топливо имеют определенные временные рамки, составляющие в среднем около 20-25 лет, после чего на смену им приходят фазы снижения (рис. 6). По оценкам экспертов, очередное изменение долгосрочного вектора движения цен на энергоресурсы в сторону их сокращения может произойти к концу наступившего десятилетия. С одной стороны, этому будет способствовать прогнозируемое уменьшение темпов роста глобального спроса на ископаемое топливо вследствие повышения энергоемкости мировой экономики, а также расширения использования возобновляемых и иных альтернативных источников энергии. С другой стороны, скажется ожидаемое увеличение предложения нефти и газа, в частности, за счет наращивания объемов их добычи на новых месторождениях, освоение которых началось в минувшем десятилетии, а также из неконвенциональных источников. В результате существующий определенный дефицит топлива на глобальном рынке будет преодолен, что создаст предпосылки для его удешевления.

120

100

80

60

40

20

(N 00 00 С^ О

00 00 00 00 00^^ с^ с^ ^^^ ^^ с^ с^ с^ с^ о

I US Crude Oil

Источник: BP. URL: http://www.bp.com/sectiongenericarticle800.do?categoryId=9037172&contentId=7068612.

Рис. 6. Долгосрочные ценовые циклы на мировом нефтяном рынке в 1861-2010 гг.

(в ценах 2010 г), долл. /барр.

0

Серьезную угрозу для экономики России представляют также резкие краткосрочные падения мировых цен на энергоресурсы, связанные с усилением уровня турбулентности в глобальной экономике и финансах. В минувшем десятилетии такие ситуации возникали дважды - в 2001 г. в ходе финансового кризиса, вызванного крахом рынка акций интернет-компаний и террористическими атаками 11 сентября, и в 2008 г. на фоне мирового финансового и экономического кризиса. И в первом и во втором случае снижение мировых котировок болезненно отражалось на экономической стабильности России. Принимая во внимание наличие в глобальном хозяйстве нерешенных проблем, в частности огромной задолженности ведущих развитых стран, подобное повторение в 2010-е гг. представляется вполне вероятным [8].

Учитывая указанные недостатки, характерные для российской торговли энергоносителями, данные факторы способны уже в среднесрочной перспективе привести к падению до минимальных значений темпов роста национального энергетического экспорта или даже вызвать его сокращение. Это определяет необходимость принятия в сжатые сроки комплексных мер, направленных на дальнейшее укрепление позиций России на глобальном энергорынке, а также на обеспечение устойчивого развития топливного экспорта, играющего ключевую роль в формировании ресурсной базы модернизации отечественной экономики [11].

Возможности укрепления позиции России на глобальном энергетическом рынке. Приоритетные задачи в области развития российского экспорта энергоресурсов определены в утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N° 1715-р «Энергетической стратегии России на период до 2030 года», а также в ряде других программных документов. Рассмотрим некоторые из этих задач.

1. Развитие поставок энергоресурсов в Китай, Японию и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) для диверсификации экспорта и снижения его зависимости от европейского направления. Для увеличения экспорта в государства указанного региона в настоящее время имеется ряд важных предпосылок, в частности:

- быстрый рост энергопотребления в регионе, -увеличение в 2000-2012 гг. (без учета США) практически в 2 раза, главным образом за счет интенсивного наращивания использования энергоресурсов Китаем и другими развивающимися странами региона;

- недостаточная обеспеченность стран АТР запасами ископаемого топлива, заставляющая их активно его импортировать (например, Япония, Китай и Южная Корея в 2012 г. занимали третье -пятое место после ЕС и США в списке крупнейших мировых импортеров энергоресурсов);

- географическая близость России с Китаем и рядом других крупнейших стран региона;

- в целом благоприятные политические отношения России с большинством государств АТР. При оценке перспектив развития восточного

направления экспорта энергоносителей необходимо, однако, учитывать и имеющиеся ограничения, к числу которых относятся:

- слабая освоенность нефтегазовых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, которые должны стать основным источником добычи углеводородов для экспорта в Азиатско-Тихоокеанский регион [9];

- высокая удельная стоимость освоения указанных месторождений в силу сложных природно-климатических условий, а также неразвитости транспортной и промышленной инфраструктуры;

- жесткая конкуренция со странами Ближнего Востока, занимающими в настоящее время ведущие позиции на энергорынке АТР;

- политика ведущих государств АТР, в частности Китая, направленная на обеспечение энергетической безопасности за счет последовательной диверсификации географической структуры импорта энергоресурсов, а также использования практики покупки нефтяных месторождений за рубежом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наращивание экспорта энергоресурсов в страны АТР требует создания развитой нефте- и газотранспортной инфраструктуры для доставки углеводородов. Важным шагом к этому стал ввод в эксплуатацию в 2009 г. первой очереди магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» мощностью 30 млн т нефти в год с ответвлением до границы Китая пропускной способностью 15 млн т в год. В настоящее время ведется реализация второго этапа проекта ВСТО, в рамках которого предусмотрено увеличение мощности построенного участка «Тайшет - Сковородино» до 50 млн т нефти в год, а также строительство нефтепровода на участке от Сковородино до морского порта Козьмино. В перспективе мощность ВСТО предполагается расширить до 80 млн т нефти в год, что эквивалентно 1/3 общего объема экспорта нефти из России в 2012 г.

В последнее время наметились заметные подвижки в развитии восточного направления газового экспорта. После длительных переговоров ОАО «Газпром» и китайская компания CNPC в 2010 г. достигли соглашения об организации поставок газа в Китай по двум газопроводам, строительство которых началось в 2012 г. Первые поставки газа по западному коридору (газопровод «Алтай»)

ожидаются в 2015 г. в объеме 30 млрд м3 в год, по восточному направлению - после 2017 г. в объеме до 38 млрд м3 в год. Финансирование строительства планируется частично производить за счет китайских кредитов.

Сформировать дополнительный потенциал для экспорта газа на восток позволит также планируемый в 2011 г. ввод в эксплуатацию газотранспортной системы «Сахалин-Хабаровск-Владивосток», соединяющей месторождения шельфа Сахалина, в том числе проекта «Сахалин-3», с дальневосточными регионами России. Хотя приоритетная задача этой системы заключается в обеспечении газом отечественных потребителей, возникающие избытки газа могут в дальнейшем экспортироваться. Наконец, расширению поставок газа в страны АТР будет способствовать реализация планов строительства на Дальнем Востоке новых заводов по производству СПГ. В частности, в 2011 г. ОАО «Газпром» и консорциум японских компаний достигли договоренности о строительстве в районе Владивостока завода мощностью 10 млн т СПГ в год, продукция которого будет поставляться в Японию и Южную Корею. Организация производства СПГ, перевозимого морским транспортом, позволит существенно диверсифицировать географию и повысить мобильность российских газовых поставок за рубеж.

2. Диверсификация маршрутов поставок нефти и газа в Европу для повышения надежности транспортировки энергоресурсов на европейский рынок и снижения зависимости от стран-транзитеров [5]. В настоящее время Россия значительно продвинулась в решении данной задачи. Завершено или находится на стадии строительства ряд крупных трубопроводов, обеспечивающих транспортировку нефти и газа из центров их добычи к российским морским портам или напрямую в страны-импортеры (табл. 5). Реализация этих проектов дает возможность существенно увеличить объемы экспорта углеводородного сырья в Европу, обеспечить максимальный охват регионального рынка, а также минимизировать риски, возникающие при доставке топлива зарубежным потребителям через территорию других стран.

3. Расширение товарной структуры российского экспорта топливно-энергетической продукции и увеличение в нем доли продукции высокой степени переработки. Решение данной задачи представляется наиболее сложным. Прежде всего потребуется комплексная модернизация перерабатывающих секторов отечественного ТЭК, современный уровень

Таблица 5

Крупнейшие проекты строительства международных трубопроводов

Объект Маршрут Годовая мощность Целевые рынки Год завершения строительства

Газопроводы, млрд м3

Северный проект Балтийское побережье России - Германия 55 Германия, Великобритания, Нидерланды, Франция 2012-2013

Южный поток Черноморское побережье России - Болгария 63 Страны Центральной и Южной Европы, Италия 2015

Голубой поток Черноморское побережье России - Турция 16 Турция 2005

Ямал - Европа Торжок - Беларусь -Польша - Германия 32,9 Польша, Германия 2007

Нефтепроводы, млн т

Балтийская трубопроводная система Ярославль - порт Приморск (Ленинградская область) 74 Евросоюз 2006

Балтийская трубопроводная система - 2 Унеча (Брянская область) -Усть-Луга (Ленинградская область) 38 Евросоюз 2011

Каспийский трубопроводный консорциум Тенгиз (Казахстан) -Новороссийск 67 Евросоюз 2014

Бургас - Александруполис Бургас (Болгария) -Александруполис (Греция) 35 Евросоюз Не определен

Нефтепродуктопровод «Север» Второво (Владимирская область) - Приморск 8,4 Евросоюз 2007

Нефтепродуктопровод «Север» Сызрань - Новороссийск 8,4 Евросоюз 2013

Источник: составлено автором по данным отчетности ОАО «]

технологического развития которых не позволяет наладить масштабный экспорт высококачественных конкурентоспособных продуктов с высокой добавленной стоимостью, соответствующих жестким международным экологическим стандартам. В частности, глубина переработки нефти российскими НПЗ в среднем составляет 72 %, а в Европе этот показатель достигает 86-88 %, в США - 89-92 %. Такое отставание во многом стало результатом не-доинвестирования перерабатывающих производств с 2000 по 2012 г., когда основной объем капиталовложений направлялся национальными энергетическими компаниями в сектор добычи сырья. Так, по данным Росстата, во второй половине минувшего десятилетия инвестиции в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых превосходили вложения в производство нефтепродуктов и кокса в 6-8 раз (табл. 6).

Государство планирует стимулировать компании ТЭК к наращиванию инвестиций в производство более высокотехнологичной продукции (в том числе авиа- и автобензинов, дизельного топлива, продуктов нефтехимии) и сокращению экспорта сырьевых нефтепродуктов за счет оптимизации налогообложения сырьевого экспорта. В частности,

пром», ОАО «Транснефть» и PRIMES.

в настоящее время Правительством РФ рассматривается возможность унификации экспортных пошлин на темные и светлые нефтепродукты на уровне 66 % пошлины на сырую нефть, которую, в свою очередь, также предполагается несколько снизить. По оценкам экспертов, выравнивание вывозных пошлин, заметно снижающее эффективность вывоза сырьевых нефтепродуктов, подтолкнет отечественные нефтяные компании к осуществлению модернизации своих НПЗ и повышению глубины переработки нефти, что будет способствовать как более полному насыщению внутреннего рынка качественными нефтепродуктами, так и увеличению объемов их экспорта.

Наряду с внутренними ограничениями, определяемыми состоянием материально-технической и технологической базы российской нефтеперерабатывающей промышленности, наращивание экспорта нефтепродуктов высоких переделов будет сдерживаться внешними факторами, в частности сложившейся ситуацией в сегменте нефтепереработки в государствах - крупнейших покупателях российских энергоресурсов. Эти страны сталкиваются с серьезной недозагрузкой имеющихся у них перерабатывающих мощностей. Так, в Евросоюзе

Источник: Росстат. URL: http://www. gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/enterprise/investment/nonfinancial/#.

Таблица 6

Инвестиции в основной капитал в видах деятельности ТЭК России в 2000-2010 гг., млрд руб.

Вид деятельности 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Добыча полезных ископаемых 211,4 285,2 297,9 348,7 442,0 501,9 690,7 929,8 1 173,7 1 111,8 1 384,7

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 195,0 262,4 273,8 315,6 401,6 447,0 627,2 838,4 1 067,3 1 023,8 1 272,1

Добыча каменного угля, бурого угля и торфа 9,1 12,5 15,3 13,8 29,2 41,1 47,9 53,5 68,7 44,6 62,5

Добыча сырой нефти и природного газа; предоставление услуг в этих областях 185,0 248,6 257,2 289,5 371,7 405,0 578,4 783,3 996,0 975,3 1 204,9

Производство кокса и нефтепродуктов 21,6 27,8 31,5 32,3 41,0 51,0 64,6 87,8 121,0 171,0 245,8

и Китае загрузка нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) составляла в 2012 г. 87 %, в Японии - 85 %. В результате страны-импортеры предпочитают закупать мазут и сырую нефть для обеспечения работы своих НПЗ, а не ввозить готовую продукцию. В связи с этим российским нефтегазовым компаниям было бы целесообразно сделать акцент на организацию производства и экспорта продукции из природного газа, в том числе синтетического жидкого топлива, мировой рынок которого пока не столь конкурентный.

4. Усиление присутствия российских энергетических компаний на рынках зарубежных стран путем покупки в них действующих предприятий или создания с нуля нового бизнеса. Ускорение внешней экспансии отечественных компаний способствовало бы выстраиванию ими эффективных глобальных производственно-сбытовых цепочек, развитию ресурсной базы и освоению перспективных рынков сбыта, расширению доступа к передовым энергетическим технологиям и мировым рынкам капитала и в целом повышению международной конкурентоспособности. Одновременно усиление присутствия национальных корпораций за рубежом самым позитивным образом сказывалось бы на укреплении позиций России в глобальной экономике и росте ее геополитического влияния.

В настоящее время отечественные компании существенно отстают от ведущих зарубежных энергетических корпораций по уровню транснационализации бизнеса. В рейтинге 100 крупнейших ТНК мира по размеру зарубежных активов, подготавливаемым конференцией ООН по торговле и развитию

(ЮНКТАД), в настоящее время представлены 10 иностранных нефтегазовых компаний и ни одной российской. Среди национальных компаний наиболее последовательно внешнюю экспансию проводит ОАО «Газпром», в конце 2012 г. владевший предприятиями в 37 странах мира и входивший, по оценкам ЮНКТАД, в число 10 крупнейших ТНК развивающихся стран. Кроме того, в последние годы заметно расширили свое присутствие за рубежом ОАО «ЛУКОЙЛ» и ОАО «Роснефть», которое, в частности, приобрело в 2010 г. 50 % доли участия в немецкой нефтеперерабатывающей компании Ruhr Oel GmbH в целях выхода на рынок нефтепродуктов в Германии.

Более активному выходу российских энергетических компаний на внешние рынки серьезно препятствует сохраняющееся настороженное отношение властей и деловых кругов зарубежных стран к отечественному бизнесу, в действиях которого по-прежнему нередко усматриваются политические мотивы, стремление скупить за нефтедоллары стратегические активы для оказания впоследствии давления на принимающие государства. Подобное отношение часто оборачивается неприкрытыми дискриминационными действиями властей этих стран по отношению к компаниям из России2.

2 Характерным примером стала покупка ОАО «Сургутнефтегаз» в 2009 г. 21,2 % акций крупнейшей венгерской нефтегазовой компании MOL. Данная сделка вызвала резкое неприятие у властей Венгрии, опасавшихся недружественного поглощения MOL со стороны российской корпорации и отказавшихся регистрировать ее как акционера MOL. В результате после двух лет судебных разбирательств ОАО «Сургутнефтегаз» был вынужден продать акции правительству Венгрии.

Преодолению подобных барьеров во многом способствовало бы последовательное повышение эффективности отечественной энергетической дипломатии, призванной содействовать обеспечению благоприятного и недискриминационного режима деятельности национальных топливно-энергетических компаний, а также иностранных корпораций с долевым участием российских лиц, на зарубежных рынках.

Экспорт энергоресурсов из России и возможности обеспечения роста национальной экономики. Быстрый рост отечественного экспорта энергоресурсов, обеспечивающий масштабный приток экспортной выручки в Россию, стал в 2000-е гг. одним из главных двигателей ее экономического роста. Суммарный объем поступлений от поставок за рубеж топливно-энергетической продукции, удельный вес которой в общем объеме национального экспорта увеличился в 2001-2011 гг. с 52 до 66 %, составил около 2,5 трлн долл., что выше максимального размера ВВП России, достигнутого в 2008 г. Активный приток денежных ресурсов из-за рубежа способствовал в докризисные годы динамичному росту показателей промышленного производства, инвестиций и уровня жизни населения России. Благодаря изъятию в бюджет части нефтегазовых доходов страна смогла накопить крупные резервы, позволившие относительно безболезненно для граждан и корпоративного сектора пережить мировой финансовый кризис 2009 г., а также полностью решить проблему огромного государственного долга, сократив его с 59 % в 2000 г. до 12,4 % в 2011 г. (рис. 7).

250 -г-

Очевидно, что ближайшие годы экспорт энергоресурсов сохранит свое значение основного источника валютных поступлений в российскую экономику и своего рода гаранта ее стабильности. Вместе с тем можно с уверенностью утверждать, что возможности обеспечения устойчивого динамичного развития национального хозяйства за счет наращивания внешних поставок топливно-энергетической продукции в наступившем и тем более следующем десятилетии будет более ограниченным, чем в 2000-е гг.

На динамике экономического роста России в настоящее время все более отчетливо сказываются те структурные диспропорции отечественной экономики, которые сформировались в условиях длительного экспортного бума в нефтегазовом и других добывающих секторах промышленности. К их числу относятся:

концентрация значительной части национальных производственных и финансовых ресурсов в сырьевом и сервисном секторах экономики, обеспечивавших с 2000 по 2012 г. максимально быструю и высокую отдачу от инвестиций; постепенная деградация обрабатывающих и особенно наукоемких производств, испытывающих острый дефицит инвестиций в условиях приоритетного финансирования добывающей промышленности (например в 2011 г. ежегодный объем капиталовложений в машиностроении, по данным Росстата, был в 19 раз меньше, чем в добывающих секторах ТЭК); чрезмерное укрепление курса национальной валюты и связанный с этим рост импорта пот-

-г 160

« « « « «

а к а к в

« « § & и

К К й о О

Й Й н Л И

5 киьч

^ К N С

Государственный долг в 2011 г. (правая шкала)

. Государственный долг в 2000 г. (левая шкала)

Источник: данные ОЭСР и МВФ.

Рис. 7. Государственный долг стран в 2000-2011 гг., % ВВП

ребительских и иных товаров (в 2011 г. экспорт вырос на 30,4 % по сравнению с 2010 г., а импорт - на 29,9 %);

- высокий уровень инфляции, затрудняющий осуществление инвестиционной деятельности в стране;

- ускоренный рост социальных и иных бюджетных расходов, способствующий формированию дефицита федерального бюджета в условиях сохранения высоких нефтяных котировок (в частности, по оценкам Министерства финансов РФ, при цене на уровне 105 долл. /барр. дефицит федерального бюджета составит в 2013 г. 0,7 % к ВВП). Очевидно, что накопление указанных диспропорций не позволит России, если не будет проведена масштабная модернизация ее экономики, развиваться так же быстро и уверенно, как это было в докризисный период, даже при сохранении нынешней благоприятной конъюнктуры глобального энергетического рынка. Подтверждением этого служит ситуация в национальном хозяйстве в конце 2011 г., когда, несмотря на высокие мировые цены на энергоносители, динамика основных макроэкономических показателей оставалась достаточно слабой. Так, по оценкам сотрудников Банка России и Организации экономического сотрудничества и развития, в 2011 г. рост реального ВВП составил 4 %, промышленного производства - 4,7 %, инвестиций в основной капитал - 6,2 %, при этом реальные доходы населения выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года всего на 0,8 %.

Помимо причин внутреннего характера, возможности обеспечения поступательного экономического развития России за счет наращивания экспортных поставок энергоносителей в предстоящие годы будут также ограничиваться внешними факторами, определяемыми теми тенденциями, которые разворачиваются на глобальном энергетическом рынке и способны в перспективе привести к сокращению темпов роста или даже падению объемов национального экспорта энергоносителей. Как отмечалось, к таким тенденциям относятся:

- снижение энергопотребления в странах Евросоюза - ключевом рынке сбыта российской топливно-энергетической продукции;

- усиление конкуренции на энергорынках ЕС и других государств - основных импортеров топлива из России;

- расширение масштабов добычи нефти и газа из неконвенциональных источников;

- активное становление в ведущих странах нетрадиционной энергетики.

Закономерным результатом развития данных тенденций может стать снижение спроса на российские нефть, газ и уголь, а также снижение экспортных цен на них.

В целом в настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения, что экспортно-сырьевая модель роста экономики России, основанная на форсированном наращивании топливного экспорта, в значительной степени исчерпала свой потенциал. Необходимым условием дальнейшего развития национального хозяйства выступает его всесторонняя модернизация, направленная на диверсификацию структуры внутреннего производства в сторону увеличения выпуска конкурентоспособной высокотехнологичной продукции и сокращение сырьевой зависимости страны. Последнее, однако, не означает, что проблемы отечественного ТЭК теперь могут отойти на второй план. Напротив, учитывая огромное значение топливно-энергетического экспорта для формирования ресурсной базы модернизации экономики, задачи обеспечения устойчивого развития ТЭК и укрепления позиций России на мировом рынке энергоресурсов должны стать в наступившем десятилетии одним из безусловных государственных приоритетов.

Использование дополнительных нефтегазовых доходов бюджета. Высокая неопределенность долгосрочных перспектив развития глобального энергетического рынка диктует необходимость формирования странами - экспортерами энергоресурсов крупных международных резервов, которые позволяли бы смягчать негативные последствия возможного ухудшения рыночной конъюнктуры для национальных экономик. Значительная часть этих резервов в настоящее время хранится государствами в виде средств суверенных инвестиционных фондов (СИФ), создаваемых для долгосрочного инвестирования избыточных бюджетных доходов в различные зарубежные и внутренние активы, в том числе акции, доли участия в предприятиях, долговые ценные бумаги, недвижимость и т. д. В минувшем десятилетии совокупные активы СИФов стран - экспортеров нефти и газа увеличились в 3,5 раза, несмотря на активное расходование их средств в период мирового финансового кризиса, и составили в 2012 г. 2,83 трлн долл. (рис. 8). Ожидается, что в ближайший год активы суверенных фондов сырьевого происхождения вырастут еще на 20 % и достигнут к концу 2013 г. 3,4 трлн долл.

6 000 1

5 000 -

4 000

3 000

2 000

1 000 -

I

I I

■ ■III

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Несырьевые фонды Сырьевые фонды

Источник: CityUK - URL: http://www. thecityuk. com/research/our-work/reports-Hst/sovereign-wealth-funds-2012.

Рис. 8. Динамика суверенных фондов стран мира в 2002-2012 гг, трлн долл.

В России суверенный фонд (Стабилизационный фонд) был создан в 2004 г. Будучи частью стратегического финансового резерва государства, одновременно он выступал инструментом связывания излишней ликвидности в экономике РФ, образовывавшейся в результате массированного притока экспортной выручки. В 2007 г. Стабилизационный фонд был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ), пополняемые за счет нефтегазовых доходов бюджета. Первый фонд унаследовал от Стабилизационного фонда роль «подушки безопасности» национальной экономики на случай значительного снижения цен на нефть. Его максимальный размер закреплен законом на уровне 10 % прогнозируемого на соответс-

250

200

150

100

50

I I Стабилизационный фонд

Источник: Минфин России. URL: http://www. minfin. ru/ru/stabfund/statistics/volume,

http://www1.mmfm. ru/ru/reservefund/statistics/volume/index. php?id4=5796, http://www1.minfin. ru/ru/ nationalwealthfund/statistics/volume/index. php?id4=6412.

Рис. 9. Динамика активов суверенных фондов РФ в 2006-2012 гг., млрд долл.

твующий год ВВП России. Назначение ФНБ - обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан и покрытие при необходимости дефицита Пенсионного фонда РФ.

Вследствие благоприятной конъюнктуры мирового энергетического рынка активы российских СИФов в докризисные годы уверенно росли, достигнув своего максимального размера (232 млрд долл., из них 142 млрд долл. - средства Резервного фонда) к осени 2008 г. (рис. 9). Однако в дальнейшем большая часть Резервного фонда была израсходована на финансирование антикризисных мер и покрытие дефицита федерального бюджета, в результате чего общие активы фондов по состоянию на 1 марта 2012 г. составляли всего 152,24 млрд долл., из них 62,4 млрд долл. - Резервный фонд и 89,84 млрд долл. - ФНБ. По размеру СИФов Россия существенно уступает целому ряду стран - экспортеров углеводородов, в частности ОАЭ (783 млрд долл.), Норвегии (560 млрд долл.), Саудовской Аравии (478 млрд долл.), Кувейта (296 млрд долл.) (рис. 10).

В 2010 г. были приняты поправки к Бюджетному кодексу РФ, приостанавливающие механизм пополнения Резервного фонда и ФНБ вплоть до 1 января 2014 г. Согласно этим поправкам, нормативная величина Резервного фонда в настоящее время не определяется, а нефтегазовые доходы направляются на финансирование бюджетных расходов.

Однако в настоящее время, в усло-

Резервный фонд Ё53 Фонд национального благосостояния

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

Другие страны

Китай

Сингапур

Саудовская Аравия

Норвегия

Источник: CityUK. URL: http://www. thecityuk. com/research/ our-work/reports-list/sovereign-wealth-funds-2012.

Рис. 10. Активы суверенных фондов разных стран в 2012 г., млрд долл.

виях высоких экспортных цен на российские энергоресурсы и быстрого увеличения нефтегазовых доходов бюджета, составивших за четыре месяца 2012 г. 1,6 трлн руб., их использование в полном объеме на финансирование бюджетных расходов могло бы привести к существенному росту денежного предложения и увеличению инфляции. Кроме того, наращивание бюджетных обязательств, обеспеченных налогами от экспорта нефти и газа, объективно способствует дальнейшему усилению зависимости от конъюнктуры мирового нефтяного рынка. Учитывая это, Правительство РФ рассматривает возможность восстановления уже в текущем году механизма резервирования избыточных нефтегазовых доходов, которые начнут перечисляться в Резервный фонд.

Представляется, что возврат к практике накопления крупных суверенных фондов, полностью оправдавшей себя в ходе мирового финансового кризиса 2009 г., стал бы крайне целесообразным шагом, позволяющим России подойти к возможным новым потрясениям в глобальной экономике и на мировом энергетическом рынке более подготовленной. Разумеется, пополнение фондов не должно производиться в ущерб решению приоритетных задач по модернизации национального хозяйства, в связи с чем следовало бы повысить норму нефтегазового трансферта, установленную в 2012 г. Бюджетным кодексом РФ на уровне 3,7 % ВВП, прогнозируемого на соответствующий финансовый год.

Кроме того, можно было бы подумать о модификации правил управления суверенными фондами с учетом накопленного норвежского опыта в этой области. В частности, было бы целесообразно вернуться к активно обсуждавшимся до кризиса планам по диверсификации вложений СИФов за счет включения в список разрешенных финансовых активов и долговых ценных бумаг зарубежных и отечественных корпораций, а также привлечения российских финансовых институтов к управлению средствами фондов.

Список литературы

1 . Buszynski L. Russia's New Role in Central Asia // Asian Survey. 2005. Vol. 45. № 4. P. 546-565.

2 . Gidadhubli R. Russia: Oil and Politics // Economic and Political Weekly. 2003. Vol. 38. № 21. P. 2025-2030.

3 . Ivanenko V. Russian Energy Policy and Its Domestic and Foreign Implications // International Journal. 2008. Vol. 63. № 2. P. 263-274.

4. International Energy Outlook, 2011. Wash.: EIA, September 2011.

5. Kv,ves A. Oil and Economy: A Contribution to the Discussion on Russian Economic Development // Acta Oeconomica. 2005. Vol. 55. № 4. P. 371-402.

6 . Offerdal K. Arctic Energy in EU Policy: Arbitrary Interest in the Norwegian High North // Arctic. 2010. Vol. 63. № 1. P. 30-42.

7 . Rauch J., KostyshakS. The Three Arab Worlds // The Journal of Economic Perspectives. 2009. Vol. 23. № 3. P. 165-188.

8. Stiglitz J. The Current Economic Crisis and Lessons for Economic Theory // Eastern Economic Journal. 2009. Vol. 35. № 3. P. 281-296.

9 . Wirth T., Gray C., Podesta J. The Future of Energy Policy // Foreign Affairs. 2003. Vol. 82. № 4. P. 132-155.

10. Wishnick E. Russia and the CIS in 2006: Asserting Russian Interests on Korean Security, Energy, and Central Asia // Asian Survey. 2007. Vol. 47. № 1. P. 58-67.

11. Ziegler Ch. Russia and the CIS in 2008: Axis of Authoritarianism? // Asian Survey. 2009. Vol. 49. № 1. P. 135-145.

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения ' 23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.