Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВИННОГО ТУРИЗМА В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВИННОГО ТУРИЗМА В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
16
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИННЫЙ ТУРИЗМ / ВИНОГРАДАРСТВО / ИНФРАСТРУКТУРА / ПРИБЫЛЬ / ВИНОДЕЛЬЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Тамахина А.Я., Тамахина Л.Ф.

Одним из перспективных направлений развития внутреннего туризма юга России, где сосредоточено 99% предприятий виноградо-винодельческой отрасли, может стать винный туризм. Площадь виноградников в Кабардино-Балкарской Республике составляет около 1,5 тыс. га, а к 2020 году еѐ планируется довести до 3 тыс. га. Почвенно-климатические условия республики благоприятны для выращивания винограда и производства винодельческой продукции. Основными производителями винограда и вина в республике являются ООО «Концерн-ЗЭТ» и ЗАО «Виноград». ООО «Концерн-ЗЭТ» - один из крупнейших производителей тихих и игристых вин в России. На виноградниках концерна произрастают европейские сорта винограда. На заводе производится широкий ассортимент вин. Винный тур по концерну «ЗЭТ» может включать посещение виноградников, цехов по производству шампанского и вина, дегустацию вин, посещение местной достопримечательности - замка Шато Эркен. При стоимости винного тура 500 руб., средней месячной посещаемости 100 чел. с учетом приобретения каждым туристом одной бутылки вина ежегодная выручка составит до 1 млн. руб. Винный туризм станет способом популяризации бренда «Шато Эркен» и увеличению объема продаж ООО «Концерн-ЗЭТ». Реализация проекта винного тура на ООО «Концерн-ЗЭТ» будет способствовать созданию новых рабочих мест и развитию инфраструктуры. Развитие винного туризма в КБР является неотъемлемой частью развития виноградарства в республике, для чего необходима разработка программных мероприятий, направленных на сохранение, расширение площадей и увеличение продуктивности виноградников для обеспечения промышленности высококачественным сырьем и увеличения объемов производства виноградовинодельческой продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Тамахина А.Я., Тамахина Л.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF WINE TOURISM IN KABARDINO-BALKARIA

Wine tourism can become one of the perspective directions of development of internal tourism of the South Russia where 99% of enterprises are concentrated wine-making branch. The area of vineyards in Kabardino-Balkarian Republic is about 1,5 thousand hectares, and by 2020 it is planned to bring to 3 thousand hectares. Soil-climatic conditions of the republic are favorable for cultivation of grapes and production of wine-making industry. The main producers of grapes and wine in the republic are «Concern-ZET» and «Vinograd» enter-prises. «Concern-ZET» is one of the largest producers of silent and sparkling wines in Russia. On vineyards of concern are grown the European grades of grapes. At the plant it is producer the wide range of wines. Wine tour round «Concern-ZET» may include visits of vineyards, shops for production of champagne and wine, wine tasting, visits of local sight as Shatto Erken's castle. The cost of wine is about 500 ruble, average monthly attendance is 100 people taking into account the acquisition of a bottle of wine each tourist the annual revenue will be 1 million rubles. Wine tourism will become the way in promoting the Shatto Erken brand and to increase the sales volume of «Concern-ZET». Implementation of the project of wine tour across «Concern-ZET» will promote creation of new workplaces and development of infrastructure. Development of wine tourism in Kabardino-Balkarian Republic is an integral part of development of wine growing in the republic for which it is necessary to develop the program actions directed on preservation, expansion of areas and increase the efficiency of vineyards for providing the industry with high-quality raw materials and growth of volumes of production of wine and winemaking.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВИННОГО ТУРИЗМА В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ»

УДК 379.85:338.43

Тамахина А. Я., Тамахина Л. Ф.

Tamakhina A. Ya., Tamakhina L. F.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВИННОГО ТУРИЗМА В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF WINE TOURISM IN KABARDINO-BALKARIA

Одним из перспективных направлений развития внутреннего туризма юга России, где сосредоточено 99% предприятий виноградо-винодельческой отрасли, может стать винный туризм. Площадь виноградников в Кабардино-Балкарской Республике составляет около 1,5 тыс. га, а к 2020 году её планируется довести до 3 тыс. га. Почвенно-климатические условия республики благоприятны для выращивания винограда и производства винодельческой продукции. Основными производителями винограда и вина в республике являются ООО «Кон-церн-ЗЭТ» и ЗАО «Виноград». ООО «Концерн-ЗЭТ» — один из крупнейших производителей тихих и игристых вин в России. На виноградниках концерна произрастают европейские сорта винограда. На заводе производится широкий ассортимент вин. Винный тур по концерну «ЗЭТ» может включать посещение виноградников, цехов по производству шампанского и вина, дегустацию вин, посещение местной достопримечательности - замка Шато Эркен. При стоимости винного тура 500 руб., средней месячной посещаемости 100 чел. с учетом приобретения каждым туристом одной бутылки вина ежегодная выручка составит до 1 млн. руб. Винный туризм станет способом популяризации бренда «Шато Эркен» и увеличению объема продаж ООО «Концерн-ЗЭТ». Реализация проекта винного тура на ООО «Концерн-ЗЭТ» будет способствовать созданию новых рабочих мест и развитию инфраструктуры. Развитие винного туризма в КБР является неотъемлемой частью развития виноградарства в республике, для чего необходима разработка программных мероприятий, направленных на сохранение, расширение площадей и увеличение продуктивности виноградников для обеспечения промышленности высококачественным сырьем и увеличения объемов производства ви-ноградовинодельческой продукции.

Wine tourism can become one of the perspective directions of development of internal tourism of the South Russia where 99% of enterprises are concentrated wine-making branch. The area of vineyards in Kabardino-Balkarian Republic is about 1,5 thousand hectares, and by 2020 it is planned to bring to 3 thousand hectares. Soil-climatic conditions of the republic are favorable for cultivation of grapes and production of wine-making industry. The main producers of grapes and wine in the republic are «Concern-ZET» and «V'mograd» enterprises. «Concern-ZET» is one of the largest producers of silent and sparkling wines in Russia. On vineyards of concern are grown the European grades of grapes. At the plant it is producer the wide range of wines. Wine tour round «Concern-ZET» may include visits of vineyards, shops for production of champagne and wine, wine tasting, visits of local sight as Shatto Erken's castle. The cost of wine is about 500 ruble, average monthly attendance is 100 people taking into account the acquisition of a bottle of wine each tourist the annual revenue will be 1 million rubles. Wine tourism will become the way in promoting the Shatto Erken brand and to increase the sales volume of «Concern-ZET». Implementation of the project of wine tour across «Concern-ZET» will promote creation of new workplaces and development of infrastructure. Development of wine tourism in Kabardino-Balkarian Republic is an integral part of development of wine growing in the republic for which it is necessary to develop the program actions directed on preservation, expansion of areas and increase the efficiency of vineyards for providing the industry with high-quality raw materials and growth of volumes of production of wine and winemaking.

Ключевые слова: винный туризм, виноградар- Key words: wine tourism, viticulture, infrastruc-

ство, инфраструктура, прибыль, винодельческая ture, profit, wine production. продукция.

Тамахина Аида Яковлевна -

доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры товароведения и туризма, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», г. Нальчик

Тел.: 8 928 709 36 52

Е-mail: aida17032007@yandex.ru

Тамахина Лариса Фёдоровна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», г. Нальчик Тел.: 8 928 709 36 53

Tamakhina Aida Yakovlevna -

Doctor of Agricultural Sciences, Professor of Department of Merchandizing and tourism, FSBEI HE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokov», Nalchik Tel.: 8 928 709 36 52 E-mail: aida17032007@yandex.ru

Tamakhina Larisa Fyodorovna -Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of department of economy, FSBEI HE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokov», Nalchik Tel.: 928 709 36 53

Тяжелое состояние российской экономики, общая геополитическая обстановка в России и в мире, санкции, введенные против нашей страны, рост курса валют, банкротство и уход нескольких крупных компаний с туристического рынка привели к глобальным изменениям в российском туризме. В 2014 году начались структурные изменения российской туриндустрии в направлении активного развития внутреннего и въездного туризма. Процесс «импортозамещения» в туристической отрасли нацелен на раскрытие огромного рекреационного потенциала нашей страны [1].

Главной задачей российской туристской отрасли в новых условиях является разработка внутреннего турпродукта, который был бы выгоден туроператорам и интересен для российских потребителей. Одним из перспективных направлений развития внутреннего туризма юга России, где сосредоточено 99% предприятий виноградовинодельческой отрасли [2], может стать винный туризм (эноту-ризм).

Винный туризм - особый вид туризма, отдыха и путешествий, включающий в себя дегустацию, покупку вина прямо на месте его производства, посещение виноделен, виноградников, ресторанов, винных фестивалей, погребов хранения. Во всем мире винный туризм является одним из наиболее популярных видов отдыха. Винный туризм зародился во

Франции, Италии, Испании в начале прошлого века, а сегодня он очень популярен во всех винодельческих странах мира [3].

По традиции для винных туров выбирают те страны и их регионы, вина которых наиболее высоко ценятся, например, во Франции -Бордо, Бургундия, Шампань и Прованс, в Испании - Малага и Вальдепеньяс. Популярными странами для винного туризма также являются Швейцария (Вале), Германия, Аргентина, Новая Зеландия, Уругвай, Чили, ЮАР, Молдова, Болгария, Украина, Грузия. Винный туризм хорошо себя зарекомендовал даже в странах, изначально далеких от виноделия (Индия, Румыния, Черногория, Турция).

В Европе обычный винный тур длится неделю и помимо посещений винных мероприятий включает в себя осмотр местных достопримечательностей, знакомство с технологией изготовления вина и приобщение к культуре его употребления. В дегустационном туризме популярным направлением стала винотерапия - применение некоторых вин в лечебных целях (в виде ванн, обтираний и обертываний) [4]. Цена такого недельного тура довольна высока - 1200-1600 евро [5].

Достоинствами винного туризма являются отсутствие сезонности и параллельное развитие гастрономического туризма путем сочетания дегустации вин с национальной кухней. Вопреки расхожим стереотипам, винный ту-

ризм не имеет никакого отношения к выпивке, так как стандартная дегустационная доза не превышает 30 мл вина. Здесь на первый план выходят поиск и изучение новых вин.

Винный туризм как часть глобального эко-тренда, превратился в стратегию развития целых регионов. В сочетании со стремлением к чистой экологии и возможности оторваться от городской жизни винный туризм наряду с агротуризмом является одним и самых перспективных направлений туриндустрии.

Несмотря на то, что в нашей стране винный туризм только начинает формироваться, интерес к винам и виноделию, а также к винному туризму в последнее время неуклонно растет. Винодельческие хозяйства в южных регионах России посещают ежегодно не менее 200 тысяч человек. Основными центрами винного туризма являются Краснодарский край, Ставрополье и Ростовская область.

В Краснодарском крае площадь виноградников составляет 26 тыс. га. Лидирующие позиции в винном туризме занимают компания «Абрау-Дюрсо», в которой создан Центр винного туризма. «Абрау-Дюрсо» - первое в мире предприятие по количеству посетивших хозяйство туристов. Винный туризм для компании стал не только одной из статей доходов, но и грамотным маркетинговым ходом, привлекающим внимание к винодельческой продукции. Средняя стоимость экскурсии составляет всего 550 руб., а ежегодный доход компании от винного туризма достигает 350 млн. руб. Винный туризм развивается и в других хозяйствах Краснодарского края -ООО «Кубань-вино», ОАО «Аврора», АПК «Геленджик», агрофирма «Мысхако» и «Фа-нагория» [5].

В Ростовской области винные туры организуют три винных хозяйства, расположившихся на берегах Дона - «Винодельня Ве-дерниковъ», «Янтарные вина» и «Цимлянские вина». Каждое из них принимает ежегодно по тысяче туристов. Стоимость экскурсии составляет в среднем 500 рублей.

В Ставропольском крае пользуются популярностью винные туры «Вино Левокумья» и «Усадьба Журавушка», которые включают экскурсии по винодельческим предприятиям, обед с дегустацией вина и винограда, посещение казачьей станицы, государственного сортоиспытательного участка, урок правильного сочетания еды и вина.

Интересными проектами винных туров на Ставрополье являются «Школа вина выходного дня», где можно узнать, где и как выращивают виноград, изучить процессы переработки сырья и создания вина, научиться правильной дегустации вина, и «Свое вино», где туристы под руководством опытных виноделов работают на виноградниках и собственными руками создают вино, которое затем можно купить и разлить в бутылки под собственной маркой.

На сегодняшний день основной упор в экономическом развитии Кабардино-Балкарии делается на развитие туристической сферы региона в направлении создания новых видов туризма, что, безусловно, повысит интерес к нашей республике. Несмотря на то, что Кабардино-Балкарская Республика занимает скромное место в виноградовинодельческой отрасли России, здесь винный туризм также может стать весьма прибыльной отраслью.

Площадь виноградников в республике составляет около 1,5 тыс. га, а к 2020 году её планируется довести до 3 тыс. га. Почвенно-климатические условия Кабардино-Балкарии благоприятны для выращивания винограда и производства шампанского, марочных столовых, крепких и десертных вин. Основными производителями винограда и вина в республике являются ООО «Концерн-ЗЭТ» и ЗАО «Виноград» [6, 7].

ООО «Концерн-ЗЭТ» - один из крупнейших производителей тихих и игристых вин в России. На виноградниках концерна произрастают европейские сорта Рислинг, Мерло, Каберне, Шардоне, Совиньон, Анчелотта, Кристалл, Совеньон Блан, Каберне Фран, Пино Нуар, Ниагара, Конкорд и Мускат. Завод оборудован новейшим французским и итальянским оборудованием, укомплектован большим количеством современных емкостей и акратофоров [8].

На заводе производится широкий ассортимент белых и красных, тихих и игристых вин - Российское шампанское полусладкое белое «Шато-Эркен», «Шампанелла», «Шато Эркен Элит», «Золото Франции», Российское шампанское брют белое «Шато Эркен Элит» (ГОСТ Р 51165-2009), вино столовое полусухое белое и красное «Шато-Эркен» (ГОСТ Р 52523-2006). Оссийское шампанское полу-слвадкек белое «Шампанелла» «Российское» шампанское концерна «ЗЭТ» сочетает в ку-

паже шесть сортов винограда: Пино, Шардо-не, Рислинг, Алиготе, Траминер, Совиньон и характеризуется цветочным ароматом с оттенками липы в букете. Вина «Шато Эркен» отличаются хорошим сложением, мягким гармоничным вкусом, полнотой с медовыми, шоколадными, черносмородиновыми тонами в букете [9].

Винный тур по концерну «ЗЭТ» может включать посещение виноградников, цехов по производству шампанского и вина, дегустацию вин, посещение местной достопримечательности - замка Шато Эркен. Это прекрасное здание, расположенное посреди озера и окруженное виноградниками. С башен замка открывается великолепный вид на земли «Концерна-ЗЭТ» и величественные горы Кавказа. Большой интерес у туристов вызовет фазанарий «Гедуко», окруженный виноградниками, полями и лесами. В питомнике ОВОХ «Гедуко» туристам можно будет не только посмотреть на взрослых фазанов и птенцов, но и приобрести инкубаторские яйца фазана охотничьего.

При стоимости винного тура 500 руб., средней месячной посещаемости 100 чел. с учетом приобретения каждым туристом одной бутылки вина или шампанского (средняя цена 150 руб.) ежегодная выручка составит до 1 млн. рублей. Немаловажным является и то, что винный туризм станет способом популяризации бренда «Шато Эркен» и увеличения объема продаж ООО «Концерн-ЗЭТ».

В перспективе в программу винного тура необходимо привлечь предприятия общественного питания для организации обедов из блюд национальной кухни, создать музей виноделия и вина, организовать посещение заказника «Гедуго» и т. д. Таким образом, реализация проекта винного тура на ООО «Кон-церн-ЗЭТ» будет способствовать созданию новых рабочих мест и развитию инфраструктуры с. п. Черная Речка, а сам винный тур станет частью гастрономического и экологического туризма.

Серьезных экономических, социальных и имиджевых результатов в туризме можно достичь, одновременно развивая все его базовые составляющие - инфраструктуру, качество туристского обслуживания, продвижение туристского продукта. Ведь туризм дает толчок развитию 53 отраслям народного хозяйства, способствует развитию малого и среднего бизнеса [1].

Таким образом, развитие винного туризма в КБР является неотъемлемой частью развития виноградарства в республике, для чего необходима разработка программных мероприятий, направленных на сохранение, расширение площадей и увеличение продуктивности виноградников для обеспечения промышленности высококачественным сырьем и увеличения объемов производства виногра-довинодельческой продукции.

Литература

1. Тезисы выступления Руководителя Федерального агентства по туризму О.П. Сафонова на заседании президиума Государственного совета по вопросу развития туризма в Российской Федерации. Электронный ресурс. URL: http://www.russiatourism.ru/news/8939/ (дата обращения 15.11.15).

2. Гукежева Л.З., Шамилев Р.В., Шами-лев С.Р. Эффективность виноградарства в Российской Федерации // Известия КБГАУ. 2014. №4 (6). С. 66-72.

3. Тамахина А.Я. и др. Туристско-рекреа-ционный потенциал Кабардино-Балкарской Республики. Нальчик: Принт-Центр, 2015. 160 с.

4. Жорина Ю. Винотерапия // Сервис в России и за рубежом. 2007. №3. С. 1-3.

References

1. Tezisy vystupleniya Rukovoditelya Fede-ralnogo agentstva po turizmu O.P. Safonova na zasedanii prezidiuma Gosudarstvennogo soveta po voprosu razvitiya turizma v Rossiyskojj Federatsii. Elektronnyj resurs. URL: http://www.russiato-urism.ru/news/8939/ (data obrashcheniya 15.11.15).

2. Gukezheva L.Z., Shamilev R.V., Shami-lev S.R. Effektivnost vinogradarstva v Rossiyskoj Federatsii // Izvestiya KBGAU. 2014. №4 (6). S. 66-72.

3. Tamakhina A.Ya. i dr. Turistsko-rekrea-tsionnyj potentsial Kabardino-Balkarskoj Respub-liki. Nalchik: Print-Tsentr, 2015. 160 s.

4. Zhorina Yu. Vinoterapiya // Servis v Rossii i za rubezhom. 2007. №3. S. 1-3.

5. Пугачев А. Винный туризм на Кубани: вино и туризм есть, культуры нет // Краснодарский бизнес-журнал. 2011. №9. С. 22-23.

6. Модебадзе Н.П., Желетежева З.А. Современное состояние и перспективы развития виноградарства и виноделия в Кабардино-Балкарской Республике // Региональная экономика: теория и практика. 2014. №13(340). С. 35-41.

7. Модебадзе Н.П., Токумаев О.Н., Желе-тежева З.А. Культура винограда и виноделие в обеспечении продовольственной безопасности и устойчивого развития АПК. Нальчик: Принт Центр, 2015. 152 с.

8. Гангуева Г. Сады и виноградники Шато Эркен // Perfect Agriculture. 2013. №4 (26). С. 30-31.

9. Сайт ООО «Концерн-ЗЭТ». Электронный ресурс. URL: http://www.concernzet.ru/ru/ (дата обращения 15.11.15).

5. Pugachev A. Vinnyj turizm na Kubani: vino i turizm est, kultury net // Krasnodarskij biznes-zhurnal. 2011. №9. S. 22-23.

6. Modebadze N.P., Zheletezheva Z.A. So-vremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya vi-nogradarstva i vinodeliya v Kabardino-Balkarskoj Respublike // Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika. 2014. №13(340). S. 35-41.

7. Modebadze N.P., Tokumaev O.N., Zhele-tezheva Z.A. Kultura vinograda i vinodelie v ob-espechenii prodovolstvennoj bezopasnosti i ustoj-chivogo razvitiya APK. Nalchik: Print Tsentr, 2015. 152 s.

8. Gangueva G. Sady i vinogradniki Shato Erken // Perfect Agriculture. 2013. №4 (26). S. 30-31.

9. Sajt OOO «Kontsern-ZET». Elektronnyj resurs. URL: http://www.concernzet.ru/ru/ (data obrascheniya 15.11.15).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.