Научная статья на тему 'КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ВИННОГО ТУРИЗМА В РОССИИ'

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ВИННОГО ТУРИЗМА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
684
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИННЫЙ ТУРИЗМ / ЭНОТУРИЗМ / КЛАСТЕР ВИННОГО ТУРИЗМА / УСТОЙЧИВОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ТУРИСТСКИХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кружалин Виктор Иванович, Лукьяненко Екатерина Алексеевна, Шабалин Александр Дмитриевич

В последние десятилетия всё большую популярность приобретает такие нишевые направления туристско-рекреационной деятельности как гастрономический и винный туризм. Традиционная кухня и продукты местного производства выступают как полноценные факторы формирования ядер туристских дестинаций и притяжения туристов. В Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 года данный вид туризма назван приоритетным, проекты гастрономического и винного туризма привлекают инвесторов и обеспечиваются активной государственной поддержкой. В статье рассматриваются особенности и возможности развития одного из направлений гастрономического туризма - винного или энотуризма в Российской Федерации в контексте кластерного подхода. Кластер винного туризма - перспективное пространственно-организационное образование, представляющее собой совокупность винодельческих предприятий и туристских компаний, использующих ресурсы территории. Также в кластер винного туризма входят инфраструктурные объекты, образовательные и научно-исследовательские организации, обеспечивающие инновационное развитие территории в целом. Развитие кластеров винного туризма находится в нашей стране на начальном этапе. Первый кластер винного туризма - «Долина Дона» - создан в Ростовской области в 2015 г. Такая модель учитывает интересы всех участников туристско-рекреационного кластера, а также обеспечивает устойчивое социально-экономическое развитие региона. Создание последующих кластеров винного туризма на территории России будет содействовать эффективному использованию туристско-рекреационных ресурсов, развитию туризма, увеличению турпотока, развитию смежных производств и отраслей. Особые перспективы по созданию кластеров винного туризма есть у Республики Крым и г. Севастополя. В статье приводится организационная структура винного кластера г. Севастополя. Развитие винного кластера в Севастополе даст возможность диверсифицировать туристский продукт города, продлить высокий сезон, сформировать дополнительные ядра туристского интереса в виде винных фестивалей, экскурсий на винодельческие предприятия, оздоровительных процедур энотерапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTER APPROACH TO THE WINE TOURISM DEVELOPMENT IN RUSSIA

In recent decades, niche tourist and recreational activities such as gastronomic and wine tourism have become increasingly popular. Traditional cuisine and local products act as full-fledged factors in the formation of the cores of tourist destinations and the attraction of tourists. In the Strategy for the Tourism Development in the Russian Federation until 2035, this type of tourism is named a priority, gastronomic and wine tourism projects attract investors and are provided with active state support. The article examines the possibilities and features of wine or enotourism, one of the gastronomic tourism development directions in the Russian Federation, in the paradigm of the cluster approach. Wine tourism cluster is a promising spatial and organizational entity, which is a collection of wine-making enterprises and tourist companies that use the resources of the territory. Also, the wine tourism cluster includes infrastructure facilities, educational and research organizations that ensure the innovative development of the territory as a whole. The development of wine tourism clusters is at an early stage in our country. The first cluster of wine tourism, “Don Valley”, was created in Rostov region in 2015. This model considers the interests of all participants in the tourism and recreation cluster, and also ensures sustainable socio-economic development of the region. The creation of subsequent clusters of wine tourism in Russia will contribute to the effective use of tourist and recreational resources, the development of tourism and related industries, and increase in tourist flow. The Republic of Crimea and the city of Sevastopol have special prospects for creating wine tourism clusters. The article presents the organizational structure of the wine cluster in Sevastopol. The development of a wine cluster in Sevastopol will make it possible to diversify the city’s tourist product, extend the high season, form additional nuclei of tourist interest in the form of wine festivals, excursions to wineries, enotherapy health procedures.

Текст научной работы на тему «КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ВИННОГО ТУРИЗМА В РОССИИ»

УДК 911.3:316

DOI: 10.24412/1995-0411-2021-1-61-69

КРУЖАЛИН Виктор Иванович

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (Москва, РФ) доктор географических наук, профессор; v.kruzhalin@gmail.com

ЛУКЬЯНЕНКО Екатерина Алексеевна

Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского (Симферополь, Респ. Крым, РФ)

Севастопольский государственный университет (Севастополь, РФ) кандидат географических наук, доцент; ekaterina.lyk@gmail.com

ШАБАЛИН Александр Дмитриевич

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (Москва, РФ) аспирант; shabsasha@yandex.ru

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ВИННОГО ТУРИЗМА

В РОССИИ

В последние десятилетия всё большую популярность приобретает такие нишевые направления туристско-рекреационной деятельности как гастрономический и винный туризм. Традиционная кухня и продукты местного производства выступают как полноценные факторы формирования ядер туристских дестинаций и притяжения туристов. В Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 года данный вид туризма назван приоритетным, проекты гастрономического и винного туризма привлекают инвесторов и обеспечиваются активной государственной поддержкой. В статье рассматриваются особенности и возможности развития одного из направлений гастрономического туризма - винного или энотуризма в Российской Федерации в контексте кластерного подхода. Кластер винного туризма - перспективное пространственно-организационное образование, представляющее собой совокупность винодельческих предприятий и туристских компаний, использующих ресурсы территории. Также в кластер винного туризма входят инфраструктурные объекты, образовательные и научно-исследовательские организации, обеспечивающие инновационное развитие территории в целом. Развитие кластеров винного туризма находится в нашей стране на начальном этапе. Первый кластер винного туризма - «Долина Дона» - создан в Ростовской области в 2015 г. Такая модель учитывает интересы всех участников туристско-рекреационного кластера, а также обеспечивает устойчивое социально-экономическое развитие региона. Создание последующих кластеров винного туризма на территории России будет содействовать эффективному использованию туристско-ре-креационных ресурсов, развитию туризма, увеличению турпотока, развитию смежных производств и отраслей. Особые перспективы по созданию кластеров винного туризма есть у Республики Крым и г. Севастополя. В статье приводится организационная структура винного кластера г. Севастополя. Развитие винного кластера в Севастополе даст возможность диверсифицировать туристский продукт города, продлить высокий сезон, сформировать дополнительные ядра туристского интереса в виде винных фестивалей, экскурсий на винодельческие предприятия, оздоровительных процедур энотерапии.

Ключевые слова: винный туризм, энотуризм, кластер винного туризма, устойчивое социально-экономическое развитие, диверсификация туристских продуктов и услуг

Для цитирования: Кружалин В.И., Лукьяненко Е.А., Шабалин А.Д. Кластерный подход в развитии винного туризма в России // Современные проблемы сервиса и туризма. 2021. Т.15. №1. С. 61-69. DOI: 10.24412/1995-0411-2021-1-61-69.

Дата поступления в редакцию: 17 января 2021 г. Дата утверждения в печать: 21 февраля 2021 г.

UDC 911.3:316

DOI: 10.24412/1995-0411-2021-1-61-69

Viktor I. KRUZHALIN

Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia)

PhD (Dr.Sc.) in Geography, Professor; e-mail: v.kruzhalin@gmail.com

Ekaterina A. LUKYANENKO

V. I. Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Crimea) Sevastopol State University (Sevastopol)

PhD in Geography, Associate Professor; e-mail: ekaterina.lyk@gmail.com Alexander D. SHABALIN

Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia) Postgraduate Student; e-mail: shabsasha@yandex.ru

CLUSTER APPROACH TO THE WINE TOURISM DEVELOPMENT

IN RUSSIA

Abstract. In recent decades, niche tourist and recreational activities such as gastronomic and wine tourism have become increasingly popular. Traditional cuisine and local products act as full-fledged factors in the formation of the cores of tourist destinations and the attraction of tourists. In the Strategy for the Tourism Development in the Russian Federation until 2035, this type of tourism is named a priority, gastronomic and wine tourism projects attract investors and are provided with active state support. The article examines the possibilities and features of wine or enotourism, one of the gastronomic tourism development directions in the Russian Federation, in the paradigm of the cluster approach. Wine tourism cluster is a promising spatial and organizational entity, which is a collection of wine-making enterprises and tourist companies that use the resources of the territory. Also, the wine tourism cluster includes infrastructure facilities, educational and research organizations that ensure the innovative development of the territory as a whole. The development of wine tourism clusters is at an early stage in our country. The first cluster of wine tourism, "Don Valley", was created in Rostov region in 2015. This model considers the interests of all participants in the tourism and recreation cluster, and also ensures sustainable socio-economic development of the region. The creation of subsequent clusters of wine tourism in Russia will contribute to the effective use of tourist and recreational resources, the development of tourism and related industries, and increase in tourist flow. The Republic of Crimea and the city of Sevastopol have special prospects for creating wine tourism clusters. The article presents the organizational structure of the wine cluster in Sevastopol. The development of a wine cluster in Sevastopol will make it possible to diversify the city's tourist product, extend the high season, form additional nuclei of tourist interest in the form of wine festivals, excursions to wineries, enotherapy health procedures.

Keywords: wine tourism, wine tourism cluster, sustainable socio-economic development, diversification of tourism products and services.

Citation: Kruzhalin, V. I., Lukyanenko, E. A., & Shabalin, A. D. (2021). Cluster approach to the wine tourism development in Russia. Service and Tourism: Current Challenges, 15(1), 61-69. doi: 10.24412/19950411-2021-1-61-69. (In Russ.).

Article History Disclosure statement

Received 17 January 2021 No potential conflict of interest was reported by Accepted 21 February 2021_the author(s)._

© 2021 the Author(s)

This work is licensed underthe Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons. org/licenses/by-sa/4.0/

Введение

В последние десятилетия всё большую популярность приобретает гастрономический туризм, соответствующий глобальной тенденции «еда, напитки + приключения» [9]. Долгое время гастрономический туризм рассматривался в качестве дополнения к основной программе тура, т.е. не был достаточной мотивацией для путешествия. Сейчас традиционная кухня и продукты местного производства выступают как полноценные факторы формирования ядер туристских дестинаций и притяжения туристов. Конечно, данное направление туризма не массовое, специфичное, что относит его к нишевым видам туризма. По данным ЮНВТО, 30% мотивации на путешествия связаны с гастрономией, более 1/3 туристских расходов приходятся на еду и напитки1. Среди различных видов гастрономического туризма особое место занимает винный или энотуризм.

Активное развитие винного туризма определяет необходимость научно-теоретической обработки основных понятий и принципов для обеспечения надлежащего качества туристского продукта и внедрения инновационных технологий туристского обслуживания.

Основные подходы к понятию винного туризма и факторы, определяющие его развитие. Согласно «Ассамблее европейских сельских районов» (AREV), винный туризм охватывает все сферы деятельности, в которых «вино и местная гастрономия каждого региона связаны с культурой - материалом или иным образом». Различные авторы обращают внимание на сочетание культуры и винного туризма. В качестве ключевого мотива путешествия рассматривается дегустация вина.

В настоящее время отсутствует единая трактовка винного туризма / энотуризма. По мнению многих авторов [3, 9], «винный туризм - тематический вид туризма, который предполагает ознакомление с производством, традициями потребления, дегустацию и приобретение алкогольных

1 Концепция развития виноделия в городе федерального значения Севастополе. Севастополь.: Законодательное собрание г. Севастополя, 2019. URL: https://sevzakon.ru/3240/

напитков непосредственно у производителя в конкретном регионе».

Анализ научной литературы по вопросам винного туризма показал, что большинство источников рассматривают винный туризм как вид туризма, целью которого является посещение винодельческих хозяйств с экскурсиями, дегустация производимых ими вин и других напитков, а также других мероприятий, имеющих подобную тематику. При этом практически все авторы отождествляют понятия «винный туризм» и «энотуризм».

В понятие «винный туризм» можно включить следующие виды деятельности: экскурсии по виноградникам и винодельческим предприятиям; знакомство с технологией изготовления вина; историей виноделия, традициями употребления вина, а также посещение музейных комплексов и выставок сданной тематикой; дегустация напитков из местных сортов винограда на предприятии; посещение ресторанов, предлагающее участие в мастер-классах; посещение винных фестивалей.

В развитии винного туризма необходимо соблюдение следующих фундаментальных принципов: аутентичности, аттрактивности, комплексности, культуры потребления вина [8].

Принцип аутентичности состоит в том, чтобы пробовать вина только в местах его производства.

Принцип аттрактивности и сенсорной активности подразумевают организацию винных туров, когда помимо знакомства непосредственно с вином, туристы получают незабываемые впечатления от соприкосновения и технологическим процессом производства вина, сопутствующими сервисами, относящимися к виноделию.

Принцип культуры потребления подразумевает соблюдение культуры употребления алкогольных напитков и соблюдения их сочетания с блюдами.

Принцип комплексности подразумевает создание комплексного туристского продукта на основе винодельческого производства, но с учетом факторов развития винного туризма, в число которых входят: политические, социально-экономические, экологические, технологические, право-

вые, культурологические и этнические особенности.

К ключевым факторам и условиям развития винного туризма следует отнести:

1. Туристско-рекреационный потенциал территории, наличие объектов туристского показа. В первую очередь, это терру-ары - места произрастания виноградных лоз, с особыми почвенно-климатическими условиями, являющиеся самостоятельным объектом туристского показа. В первую очередь, это терруары - места произрастания виноградных лоз, с особыми почвенно-климатическими условиями, являющиеся самостоятельным объектов туристского показа. Во-вторых, концентрация на территории культурно-исторических объектов, что дает возможность диверсифицировать туристские услуги. В-третьих, развитие на одной территории нескольких тематических кластеров. Анализ развития тематических направлений туризма в Европе показал эффективность совмещения кластеров культурно-познавательного и винного туризма на одной территории (например, осмотр Авиньона и дегустация вин долины р. Рона), агропромышленных кластеров и кластеров винного туризма (например, устричные фермы и местные вина Каталонии) и т.д.

2. Общая и специальная туристская инфраструктура, включающая средства размещения, предприятия питания и т.д., соответствующая современным требованиям к качеству и разнообразию предоставляемых услуг. Важно наличие предприятий розничной торговли и сувенирной продукции. Помимо наличия самих объектов, необходимо учитывать их транспортную доступность.

3. Информационная обеспеченность территории, включая возможность использования мобильных приложений для выбора и бронирования маршрутов винного туризма.

4. Поддержка развития предприятий винного туризма со стороны общественных (ассоциации) и государственных структур. Американский опыт развития кластеров винного туризма показал эффективность наличия в них профессиональных общественных объединений, занимающихся вопросами стандартизации продукции и

услуг, поддержкой предпринимательства и законотворчеством. Государственные структуры - органы исполнительной власти

- призваны разрабатывать и внедрять соответствующие программные документы: концепции, программы, стратегии развития винного туризма.

5. Устойчивое развитие территории. Объекты винного производства при тщательном планировании и управлении способствуют решению вопросов устойчивого социально-экономического развития территории посредством создания новых рабочих мест, внедрения экологических принципов в виноградарство и виноделие, повышения привлекательности региона и значимости его в глазах гостей и местных жителей, улучшения состояния объектов общей инфраструктуры [3].

Научно-методические подходы к формированию кластеров винного туризма. Кластеры, как форма взаимодействия предприятий и организаций, активно изучается благодаря популярности работ М. Портера по стратегическому планированию [7].

Туристско-рекреационный кластер

- группа географически соседствующих и взаимодействующих на принципах государственно-частного партнерства компаний, научно-образовательных и общественных организаций, органов государственного управления, формирующих и реализующих туристские продукты и услуги на основе использования туристско-рекреационного потенциала территории [2].

Для развития туризма в российских регионах в настоящее время используется кластерный подход. Эффективность развития регионального туристско-рекреаци-онного комплекса определяется территориальной концентрацией мест создания и реализации туристских продуктов и услуг; межотраслевым характером взаимоотношений, нематериальностью продуктов и услуг, значительной долей малых и средних предприятий бизнеса.

Основу туристско-рекреационных кластеров составляют уникальные туристско-рекреационные ресурсы территории. На их основе создаются ключевые туристские

продукты и услуги, которые востребованы местными жителями и гостями территории. В туристско-рекреационные кластеры обычно входят предприятия туриндустрии, а также представители региональных органов исполнительной власти, научно-образовательные организации, профессиональные общественные объединения.

Основные концептуальные моменты формирования и управления туристско-рекреационными кластерами изложены в Концепции кластерной политики в РФ, принятой правительством РФ в 2008 г., Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (на 2011-2018 годы)».

В рамках реализации ФЦП осуществлено строительство 45 кластеров в 35 регионах Российской Федерации на общую сумму более 117,3 млрд руб., в том числе за счет средств: федерального бюджета -24,5 млрд руб.; бюджета субъектов Российской Федерации - 7,6 млрд руб. и внебюджетных источников - 85,0 млрд руб.

Построено и введено в эксплуатацию 327 объектов туристской инфраструктуры, в стадии завершения строительства находятся 332 объекта. Профинансировано строительство 213 объектов общей инфраструктуры, из них 156 введены в эксплуатацию. Создано более 18 тыс. рабочих мест2.

Кластер винного туризма можно назвать «сборным кластером», поскольку он сочетает в себе признаки агропромышленного, инновационного и туристско-рекреа-ционного.

Создание кластера винного туризма инициируется органами исполнительной власти региона при участии местных жителей, инициативной общественности. На завершающем этапе проектирования винного кластера создается управляющая компания, которой делегированы полномочия управления. Управляющая компания - юридическое лицо, сформированное на принципах государственно-частного партнерства с элементами самоуправления [1]. Важным моментом является включение винного кластера в программные документы территориального развития

2 Федеральное агентство по туризму, 2021. URL:

http://tourizm.gov.ru

(концепции, программы, стратегии, мастер-планы). Такая модель учитывает интересы всех участников туристско-рекреа-ционного кластера, а также обеспечивает устойчивое социально-экономическое развитие региона.

В структуре кластера винного туризма можно выделить 3 уровня участников [8]:

1 уровень - ядро кластера. В ядре кластера винного туризма выделяются 2 ключевых блока: туристский блок и винный блок, объединенные производством туристского продукта - винным туром. Соответственно, к предприятиям, составляющим ядро кластера, относятся: производители вина (винодельческие перерабатывающие предприятия), виноградари, туристские компании (туроператоры и ту-рагенты), экскурсионные бюро;

2 уровень - смежные компании: структуры, обеспечивающие эффективную деятельность виноградарских предприятий и винодельческих компаний посредством производства удобрений, пестицидов и т.д. Также в данный блок входят предприятия, производящие оборудование для сбора урожая, и оборудование для бутилирова-ния вина. Посредством взаимодействия туристского и винного блоков организации и предприятия, входящие в ядро кластера винного туризма, имеют дополнительные источники дохода за счет дегустаций, ознакомительных экскурсий, реализации винодельческой продукции и сувениров;

3 уровень - предприятий общей, специальной туристской, государственной и инновационной инфраструктуры: средства размещения и предприятия питания, транспортные компании, образовательные, научно-исследовательские организации, представители органов исполнительной власти, PR-компании и т.д. [5].

Из этой структуры следует вывод, что предприятия 1 и 2 уровней относятся как к туристскому, так и к агропромышленному кластерам, являются центром сосредоточения производства, реализации вина, туристских продуктов и услуг, дополнительной продукции. Спрос на туры в винные регионы дал старт развитию туристской инфраструктуры, и в кластер вошли представители турбизнеса - туроператоры и

турагенты, отели, рестораны, экскурсионные бюро и т.д. Уровень 3 включает в себя компании и организации, которые представляют собой инновационную часть кластера, отвечающие за инновационную деятельность на всех этапах: от разработки научных идей и методик до внедрения их в бизнес-планы предприятий и организаций, в том числе в части продвижения продуктов и услуг [6].

В кластере винного туризма также есть предприятия, обеспечивающие эффективное функционирование рынка вина - органы стандартизации, исследовательские центры и университеты, которые занимаются подготовкой кадров, торговые учреждения и др. [11].

Таким образом, кластер винного туризма - это географическая концентрация и технологическое взаимодействие предприятий винодельческого, агропромышленного, туристско-рекреационного и инновационных комплексов, объединенных на принципах государственно-частного партнерства при определенной самоорганизации с целью продвижения и обеспечения конкурентоспособности туристских и винодельческих возможностей региона за счет формирования эффективных внутри- и межотраслевых связей [11].

Проблемы и перспективы развития кластеров винного туризма в Российской Федерации. В Российской Федерации кластеры винного туризма находятся в стадии формирования. Основными регионами, являющимися ведущими в отрасли виноделия Российской Федерации, являются Республика Крым и Краснодарский край. Также, перспективным регионом является Ростовская область, Республика Дагестан и Ставропольский край. Лидирующим регионом по площади виноградников является Республика Крым (более 18 тыс. га). Далее следуют Краснодарский край, Республика Дагестан, Ставропольский край и Ростовская область.

На развитие виноделия в России оказывает влияние совокупность факторов, исторического, экономического, нормативно-правового характера, в т.ч. и лимитирующего свойства:

• изменение объемов потребления вина (сейчас россияне выходят на

уровень 1970-х годов с потреблением 15 л в год на человека);

• резкое сокращение площадей виноградников посредством вырубки столовых и технических сортов винограда вследствие проведения антиалкогольной кампании 1985 года;

• изменение в структуре реализации продукции (российские виноделы на сегодняшний день обеспечивают менее половины рынка вина, то есть в структуре рынка преобладает импортная продукция);

• рост акцизов и общих цен;

• слабая государственная поддержка инвестиций в виноградарство и виноделие;

• сложность с получением землеот-водов.

Динамичное развитие кластерной политики в Российской Федерации нашло отражение в создании первого винного кластера «Долина Дона» в Ростовской области. Сейчас в Ростовской области функционирует 7 крупных винодельческих предприятий и 25 крестьянско-фермерских хозяйств, которые специализируются на культивировании эксклюзивных донских сортов, помимо традиционных лоз. Наличие аутентичных сортов винограда позволяет винодельческим предприятиям Ростовской области производить вина с защищенным географическим наименованием.

В сентябре 2015 года было подписано соглашение о создании кластера, куда вошли 5 крупных винодельческих предприятий и производств, общественные организации, научно-исследовательский институт, финансовые структуры3.

Республика Крым и г. Севастополь имеют все предпосылки для создания и развития кластеров винного туризма. Прежде всего это богатая история виноделия, которая берет начало еще с античных времен. Регион обладает особыми почвенно-клима-тическими условиями на территориях про-

3 В Ростове утвердили стратегию винодельческого кластера. Ростов-на-Дону: Официальный портал правительства Ростовской области.URL: http://www.donland.ru/ news/Na-Donu-podpisali-strategiyu-razvitiya-vinodelcheskogo- clastera?pageid = 92218&т^ = 83793&*етИ =66209/

израстания лозы, именуемых терруаром. Винодельческие хозяйства производят продукцию только из собственного винограда и по классическим технологиям. Способствовать развитию кластера будет имеющаяся в Севастополе особая экономическая зона, предоставляющая преференции и экономические стимулы своим резидентам.

Район г. Севастополя является перспективным местом для развития кластерного виноделия. Это обусловлено не только историческими предпосылками, но также неповторимым терруаром, наличием аборигенных сортов винограда, неосвоенных земель, пригодных для виноделия, а также значительным кадровым потенциалом. Кроме этого, создание кластера виноделия послужит толчком к созданию более тесных связей с отраслью туризма и может привлечь дополнительный поток туристов в регион. Особенность Севастопольской зоны состоит в том, что большинство винодельческих предприятий представляют собой хозяйства полного цикла (от выращивания винограда до производства конечной продукции), что позволяет выпускать продукцию в соответствии с мировыми стандартами качества. К основным крупным винодельческим предприятиям относятся: Инкерманский завод марочный вин (ИЗМВ), агрофирма «Золотая Балка», Севастопольский винзавод (СВЗ), ООО «Вей Унд Вассер», ООО «Усадьба Графская Балка», ООО «Бельбек» и др. Помимо крупных и более мелких винодельческих предприятий, производящих уникальные авторские вина (вина О. Репина, П. Швеца, Р. Акчурина, В. Захарьина), в кластер винного туризма должны войти Севастопольский государственный университет, Центр развития туризма г. Севастополя, туристские компании региона. На основе предложенной концепции создания кластера винного туризма, была создана схема, наглядно отображающая его структуру (рис. 1).

Центром кластера винного туризма может стать агрофирма «Золотая Балка». Завод не только модернизирует свое производство, но и развивает винный туризм посредством организации масштабных фестивалей, организации экскурсий и дегустаций, а также предоставляет другие услу-

ги (квесты, фотосессии, поездки на квадро-циклах по виноградникам и т.д.).

Создание кластера винного туризма в Севастополе будет способствовать:

1) увеличению туристского потока в регион и расширению рамок туристского сезона. Существующее в Севастополе одно малое винодельческое хозяйство способно привлекать от 600 человек в год. При дополнительном продвижении возможно увеличение до 2,5 тысяч человек. При создании планируемых 200 хозяйств г.Севастополь может привлечь около 500 тыс. туристов в год. Благодаря этому будут созданы дополнительные рабочие места;

2) развитию событийного туризма. Важным инструментом привлечения внимания туристов к виноделию может послужить проведение фестивалей, в рамках которых туристам могут предлагать разнообразные аттракции;

3) расширению возможностей гастрономического туризма. Расширение предложения в сегменте качественных вин г. Севастополя может послужить хорошим стимулом для местных рестораторов для пересмотра концепции их заведений с сезонной на круглогодичную, или тематиче-скую4;

4) развитию промышленного туризма. Промышленный туризм - нишевое перспективное направление туризма, предполагающее знакомство туристов с основами и технологиями производства вина, условиями произрастания винограда и т.д.;

5) развитию услуг энотерапии. Повышенный интерес к энотерапии объясняется использованием виноматериала в косметологии. Так, виноградные косточки содержат большое количество активных веществ (полифенолов), которые способны выводить свободные радикалы, образующиеся под действием ультрафиолета, загрязненного воздуха и стресса [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, создание кластера винного туризма позволит не только укрепить сотрудничество между уже существующими винодельческими хозяйствами и

4 Концепция развития виноделия в городе федерального значения Севастополь. Севастополь: Законодательное собрание г. Севастополя, 2019. URL: https://sevzakon.ru/3240/

Смежные отрасли

Питомник автохтонных сортов

Перекурка отходов виноделия

Производство игристого вина из давальческого сырья

Консультационный центр

Производство оборудования

Создание кооперативн ого винзавода

Переработка винного камня

Винный депозитарий

Производство косметики и сувенирной продукции

Подготовка кадров -Школа сомелье -Курсы виноделия -Бизнес-инкубатор -Лаборатории и террасный виноградник -Курсы экскурсоводов

Правительство (поиск инвесторов, контроль инвестиционных обязательств, субсидии и дотации, продвижение бренда)

Малые винодельческие хозяйства

Крупные винодельческие хозяйства

Ассоциации и объединения

(разработка норм и стандартов, контроль их исполнения)

/ \ (

ТУРИЗМ

Событийный - Фестивали - Выставки Гастрономический и винный туризм - Рестораны - Отели -SPA-комплексы Агротуризм - Сбор урожая - Участие в производстве

Винные туры

Энотерапия

Каналы продвижения и сбыта

Сегмент HoReCa

Выставки, фестивали, дегустации

Продажи туристам, коллекционерам

Рис. 1 - Схема кластера винного туризма в г. Севастополе

Fig. 1 - Scheme of a wine tourism cluster in Sevastopol

предприятиями смежных отраслей, но и будет способствовать появлению новых направлений хозяйственной деятельности, повышению привлекательности территории, а значит устойчивому социально-экономическому развитию региона.

Выводы

Винный туризм относится к нишевым направлениям туристской деятельности. В настоящее время ни определение винного туризма, ни его научное обоснование в должной мере не представлены. Использование кластерного подхода в развитии туризма продемонстрировало свою эффективность как за рубежом, так и в Российской Федерации. По итогам реализации ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (на 2011-2018 годы)» в 35 субъектов было создано 45 туристско-ре-креационных и автотуристских кластеров на сумму 117,3 млрд руб. Кластерный подход применим и к винному туризму. Кластер винного туризма представляет собой сочетание туристского и винного кластера, ре-

зультатом взаимодействия которых является продукт кластера винного туризма - винный тур. Помимо винодельческих предприятий и туристских организаций в кластер винного туризма входят обеспечивающие предприятия, органы исполнительной власти, общественные организации, научно-образовательные структуры. Формирование кластеров винного туризма в России находится на первоначальном этапе. Первый кластер винного туризма был создан в 2015 г. в Ростовской области. Значительные перспективы к формированию винного кластера есть у г. Севастополя. Создание кластера винного туризма на территории Севастополя будет содействовать эффективному использованию туристско-рекреационных ресурсов, развитию туризма, увеличению турпотока, развитию смежных производств и отраслей. Для винодельческих предприятий объединение в кластер будет выгодным за счет возможности продвижения продукции виноделов под общим брендом и укреплению позиции рынке.

Список источников

1. Бойко А.Е. Формирование туристского кластера как приоритетное направление устойчивого развития территорий // Мат. II регион. науч.-практ. конф., 2009. С. 9-11.

2. Кружалин В.И., Шабалина Н.В. и др., География туризма. М.: Фед. аг-во по туризму, 2014. 336 с.

3. Литвинова Т.В., Петрова Е.В. Краснодарский край: Конкурентоспособность виноделия. Основные факторы и параметры оценки конкурентоспособности виноделия Краснодарского края // Российское предпринимательство. 2010. №2. С. 1-5.

4. Маньшина Н.В. Курортология для всех. За здоровьем на курорт. М.: Вече, 2007. 592 с.

5. Миролюбова Т.В. Закономерности и факторы формирования и развития региональных кластеров: Монография. Пермь: Изд-во Гос. нац. иссл. ун-т, 2013. 283 с.

6. Монастырный Е.А. Инновационный кластер // Инновации. 2006. №2. С. 38-43.

7. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. М.: Междунар. отношения, 1993. 896 с.

8. Страчкова Н.В., Попова А.Ю. Модель винного кластера: структурно-функциональный аспект // Географический вестник. Туризм и рекреационная география. 2017. №4(43). С. 169-175. doi: 10.17072/20797877-2017-4-169-175.

9. Халапурдина В.В. К вопросу о развитии винного туризма в мире на современном этапе // Ученые записки Крымского федерального ун-та им. В.И. Вернадского. География. Геология. 2018. Т.4. №3. С. 80-85.

10. Fields K. Demand for the gastronomy tourism product: motivational factors // Tourism and gastronomy. 2002. Vol.4. Iss. 2. Pp. 36-50.

11. Kirschner T. Tourism Clusters - a model for the development of innovative tourism products. 2012. URL: https:// www.slideserve.com/sidney/tourism-clusters-a-model-for-the-development-of-innovative-tourism-products-thor-sten-kirschner-cluster-manager (Accessed on January 11, 2021).

References

1. Boyko, A. E. (2009). Formirovaniye turistskogo klastera kak prioritetnoye napravleniye razvitiya territoriy [Formation of a tourist cluster as a priority direction of sustainable development of territories]. In coll.: Materialy II regional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Materials of the II regional scientific and practical conference], 9-11. (In Russ.).

2. Kruzhalin, V. I., & Shabalina, N. V. et al. (2014). Geografiya turizma [Geography of tourism]: A textbook. Moscow: Federal Agency for Tourism. (In Russ.).

3. Litvinova, T. V., & Petrova, E. V. (2010). Krasnodarskiy kray: Konkurentosposobnost' vinodeliya. Osnovnyye fak-tory i parametry konkurentosposobnosti vinodeliya Krasnodarskogo kraya [Krasnodar Territory: Competitiveness of Winemaking. The main factors and parameters for assessing the competitiveness of winemaking in the Krasnodar Territory]. Rossiyskoye predprinimatel'stvo [Russian Entrepreneurship], 2, 1-5. (In Russ.).

4. Manshina, N. V. (2007). Kurortologiya dlya vsekh. Za zdorov'yem na kurort [Spa treatment for everyone. For health at the resort]. Moscow: Veche. (In Russ.).

5. Mirolyubova, T. V. (2013). Zakonomernosti i faktory formirovaniya i razvitiya regional'nykh klasterov [Regularities and factors of formation and development of regional clusters]: A monograph]. Perm: The State National Research Un-ty. (In Russ.).

6. Monastyrnyy, E. A. (2006). Innovatsionnyy klaster [Innovation cluster]. Innovatsii[Innovations], 2, 38-43. (In Russ.).

7. Porter, M. (1993). Mezhdunarodnaya konkurentsiya. Konkurentnyye preimushchestva stran [Internationalcompetition. Competitive advantages of countries]. Moscow: International relations. (In Russ.).

8. Strachkova, N. V., & Popova, A. Y. (2017). Model' vinnogo ustroystva: strukturno-funktsional'nyy klasternyy aspekt [Wine cluster model: structural and functional aspect]. Geograficheskiy Vestnik. Turizm irekreatsionnaya geografiya [Geographic Bulletin. Tourism and recreational geography], 4(43), 169-175. doi: 10.17072/2079-7877-2017-4169-175. (In Russ.).

9. Khalapurdina, V. V. (2018). K voprosu o razvitii vinnogo turizma v mire na sovremennom etape [On the development of wine tourism in the world at the present stage]. Uchenyye zapiski Krymskogo federal'nogo universitet imeni V.I. Vernadskogo. Geografiya. Geologiya [Scientific notes of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Geography. Geology], 4(3), 80-85. (In Russ.).

10. Fields, K. (2002). Demand for the gastronomy tourism product: motivational factors. Tourism and gastronomy, 4(2), 36-50.

11. Kirschner, T. (2012). Tourism Clusters - a model for the development of innovative tourism products URL: https:// www.slideserve.com/sidney/tourism-clusters-a-model-for-the-development-of-innovative-tourism-products-thor-sten-kirschner-cluster-manager (Accessed on January 11, 2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.