Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ ТУРИСТСКИХ ПЕШЕХОДНЫХ И ЛЫЖНЫХ МАРШРУТОВ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ ТУРИСТСКИХ ПЕШЕХОДНЫХ И ЛЫЖНЫХ МАРШРУТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЕ МАРШРУТЫ / ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ / ПЕШЕХОДНЫЙ ТУРИЗМ / ЛЫЖНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЕ СТОЯНКИ / ТУРИСТСКИЕ БАЗЫ / ИНСТРУКТОР-ПРОВОДНИК / ИНСТРУКТОР-МЕТОДИСТ / ТУРИСТСКИЕ МАРКИРОВАННЫЕ МАРШРУТЫ / SPORTS TOURISM / TOURIST ROUTES / YOUTH TOURISM / HIKING / SKI TOURISM / TOURIST SITES / TOURIST BASES / GUIDE-INSTRUCTOR / METHODOLOGIST- INSTRUCTOR / TOURIST MARKED ROUTES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кодаров Нуржан Ж., Сарсенгалиев Фархат Самиголлаевич

Представлен анализ перспектив развития детско-юношеских туристских пешеходных маршрутов в Республике Казахстан на примере Западно-Казахстанской области. При планировании и организации пешеходного или лыжного туристского маршрута авторы рекомендуют обязательный учет не только факторов активного отдыха, познания и оздоровления, но достижение цели - содержание маршрута.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кодаров Нуржан Ж., Сарсенгалиев Фархат Самиголлаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF THE DEVELOPMENT OF TOURIST HIKING TRAILS IN THE WEST KAZAKHSTAN REGION

It is presented the analysis of prospects of the development of youth tourist hiking routes in the Republic Kazakhstan on the example of the West Kazakhstan region. When planning and organizing hiking or ski tourist route, the authors recommend taking into account not only factors of leisure, learning and health improvement, but also achievement of goal - the route content .

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ ТУРИСТСКИХ ПЕШЕХОДНЫХ И ЛЫЖНЫХ МАРШРУТОВ»

СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ

УДК 379.85; 796.51; 379.83/84; 796.035

Н. Ж. Кодаров, Ф. С. Сарсенгалиев

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ ТУРИСТСКИХ ПЕШЕХОДНЫХ И ЛЫЖНЫХ МАРШРУТОВ

Представлен анализ перспектив развития детско-юношеских туристских пешеходных маршрутов в Республике Казахстан на примере Западно-Казахстанской области. При планировании и организации пешеходного или лыжного туристского маршрута авторы рекомендуют обязательный учет не только факторов активного отдыха, познания и оздоровления, но достижение цели - содержание маршрута.

It is presented the analysis of prospects of the development of youth tourist hiking routes in the Republic Kazakhstan on the example of the West Kazakhstan region. When planning and organizing hiking or ski tourist route, the authors recommend taking into account not only factors of leisure, learning and health improvement, but also achievement of goal - the route content .

Ключевые слова: спортивный туризм, туристские маршруты, детско-юношеский туризм, пешеходный туризм, лыжный туризм, туристские стоянки, туристские базы, инструктор-проводник, инструктор-методист, туристские маркированные маршруты.

Keywords: sports tourism, tourist routes, youth tourism, hiking, ski tourism, tourist sites, tourist bases, guide-instructor, methodologist- instructor, tourist marked routes.

Первое в мире объединение любителей путешествий появилось в Лондоне (Англия, 1857 г.). Первая официальная туристская организация в России возникает в Одессе (6 мая 1890 г.). Кроме того, ещё в 1877 г. на Кавказе, в Тифлисе, при Обществе естествоиспытателей возник альпийский клуб по образцу зарубежных.

В советское время все виды туризма находились на высоком уровне, в каждом регионе был областной совет по туризму и экс-

курсиям, существовало множество туристских и экскурсионных маршрутов. Были Всесоюзные линейные туристские маршруты, одни - с активным способом передвижения, т. е. пешеходные, горные, водные, велосипедные и др., а также путешествия с пассивным способом передвижения, автобусные и железнодорожные. В разных зонах СССР была развёрнута масса туристских стоянок, и столько же было зарезервировано. Под пешеходные маршруты были задействованы союзные туристские базы.

За годы независимости в Республике Казахстан не осталось ни одного линейного маршрута, существуют только малые маршруты с различным сроком пребывания от 5 до 20 дней и различным набором дополнительных услуг развлекательного плана, где полностью отсутствует туристская направленность [4].

Цель статьи - анализ перспектив развития детско-юношеских туристских пешеходных маршрутов в Западно-Казахстанской области (ЗКО).

В настоящее время возникла необходимость создания полноценного туристского продукта. Рекреационные возможности ЗКО позволяют создание различных маршрутов для детско-юношеского туризма: пешеходных, водных, лыжных, автобусных, веломаршру-тов, конных и многих других [1]. Но наиболее предпочтительными для нашей Западно-Казахстанской области являются пешеходные и лыжные маршруты. Пешеходный (летом) и лыжный (зимой) туризм наиболее эффективны, так как являются частью активного отдыха, в котором пересекаются все виды рекреации, происходит процесс восстановления и развития сил человека на основе перемены деятельности [5]. Пешеходный и лыжный туризм - это более дешёвые путешествия для детско-юношеских групп, так как возможно использование менее комфортабельных средств размещения, кроме того, он является доступным для учащейся молодежи со средним и даже относительно низким уровнем доходов.

По возрастному признаку это детско-юношеский (до 18 лет), молодёжный (студенческий) туризм (до 30 лет) и туризм среднего возраста (30-50 лет). Но в практике пешеходного и лыжного туризма ЗКО были случаи, когда туристские маршруты успешно проходили не только школьники и студенты, но лица старших возрастов.

Для функционирования пешеходных и лыжных маршрутов в ЗКО необходимо провести экспертную оценку старых маршрутов и осуществить текущее планирование новых [3].

Текущее планирование пешеходных и лыжных маршрутов включает в себя:

- выбор трассы;

- оборудование и благоустройство турстоянок;

- маркировку маршрута;

- подготовку инструкторов-проводников и инструкторов-методистов.

1. Трасса маршрута должна проходить в степной зоне и включать необходимый перечень туристско-экскурсионных объектов. При планировании и организации пешеходного или лыжного туристского маршрута, вместе с наличием обязательных для каждого маршрута факторов активного отдыха, познания и оздоровления, должна достигаться и иная цель - содержание маршрута в развитии краеведения, туризма и экологического просвещения в условиях информационного общества [2; 3]. Эта цель определяется характерной особенностью данного маршрута, которая отличает его от всех других и присуща только ему. Она может являться следствием месторасположения туристских хозяйств, наличием уникальных экскурсионных объектов, связанных единой тематикой по трассе маршрута, а также природными или климатическими факторами района путешествия. Как правило, эта главная особенность туристского маршрута должна иметь достаточный удельный вес и по времени и по набору экскурсий в плане путешествия, а также должна быть отражена в названии маршрута (например, туристские маршруты «Бекей хандыгына жорык», водные маршруты «Шалкар келi - дала тещзЬ, «Жайыкта-калашык, Оралда-кала» и др.).

Общая протяжённость маршрута с активным способом передвижения должна выбираться с учётом показателей категорий сложности путешествий. В советское время пешеходные туристские маршруты в Казахстане организовывались с учётом нормативов значка «Турист СССР».

Дневные переходы для пешеходных и лыжных маршрутов организованных групп школьников должны составлять 10-15 км, при этом следует учитывать вес транспортируемого груза (рюкзака) участников похода - 10-20 кг.

Важным фактором при организации и планировании пешеходных маршрутов является определение продолжительности и сезонности. Детско-юношеские туристские маршруты могут быть как круглогодичного, так и сезонного действия [3; 5]. При определении сезонности маршрута необходимо учитывать его содержание, наличие и состояние материальной базы, климатические условия, средства и способ передвижения. Пешеходные маршруты должны быть сезонными, действующими с мая по октябрь, лыжные - с октября по апрель, круглогодичными маршрутами могут быть экскурсионные автобусные.

Продолжительность маршрута следует устанавливать с учётом содержания маршрута, количества турбаз (центров детского туризма) на маршруте и сезонности работы. Как правило, пешеходные маршруты имеют продолжительность 20 дней. Лыжные -10-12 дней.

Установление правильной продолжительности маршрута в целом, а также продолжительности пребывания туристов в каждом из пунктов маршрута имеет очень большое значение, так как от этого в конечном счете зависит успешная работа маршрута и его популярность среди туристов-школьников.

Общая продолжительность путешествия должна соответствовать продолжительности каникулярного времени школьников или студентов.

Большое значение имеет месторасположение головной турбазы (начало маршрута), к ней должны быть удобные подъездные пути для заезда туристов и их экипировки в случае необходимости. Заканчиваться пешеходный туристский маршрут должен на хорошо обеспеченной материально турбазе, чтобы туристы имели возможность отдыха после похода.

2. Важной задачей при планировании пешеходных маршрутов является благоустройство и оборудование турстоянок.

Туристская стоянка - это территория, где расположен палаточный городок, кухня-столовая, спортивные площадки, душевые, умывальники, туалеты, функционирующие с мая по октябрь. На первом этапе нужно определить земельные участки, их размеры, место нахождения, наличие источника воды и решать вопрос аренды земли в местных акиматах.

На втором этапе необходимо осуществить перечень работ по оборудованию и благоустройству. Каркасы палаток и кух-

ни-столовой должны быть изготовлены из лёгких металлических конструкций, которые крепятся в бетонное основание. Палаточный материал должен быть водостойким и иметь яркие однотонные расцветки (красный, жёлтый, голубой и т. д.). Цвета маркировки и палаток должны совпадать, у каждого маршрута должен быть свой цвет. Наступило время электрификации турстоянок, которая решит многие проблемы быта. Электрификация стоянок позволяет установить электрические плиты для приготовления пищи, бойлеры в душевых, осветить территорию. Для полноценного отдыха на стоянке необходимо оборудовать спортивные площадки: волейбольную, бадминтонную, для мини-футбола, для настольного тенниса, установить гимнастическую перекладину. За всем этим хозяйством должны быть закреплены ответственные работники, т. е. коменданты стоянок. При определенных условиях в лыжных походах данные стоянки возможно использовать для организации ночлегов и в зимний период времени, при наличии навыков у руководителя группы и участников организации лагеря в полевых условиях зимой.

3. Все туристские маршруты должны быть обозначены специальными знаками - маркировкой. Туристская маркировка - это система условных обозначений, которые наносятся на местности: деревья, столбы, камни, строения - или на специально поставленные опоры. Основным элементом маркировки служат «марки» -знаки, показывающие принадлежность данной точки к определённому маршруту. Маркировка должна также способствовать повышению содержательности маршрута, обеспечению безопасности туристов, иметь природоохранные функции.

4. Подготовкой инструкторов-методистов и инструкторов-проводников пешеходного/лыжного туризма должны заниматься те турхозяйства, которые будут организовывать и обслуживать маршруты. Для организованных групп школьников этим вопросом сегодня занимаются центры детско-юношеского туризма ЗКО под руководством Областного центра детского и юношеского туризма и экологии акимата ЗКО. Этим учреждениям необходимо организовывать курсы туристской подготовки. Другим направлением подготовки инструкторов-методистов и инструкторов-проводников являются высшие учебные заведения Министерства образования Республики Казахстан, на факультетах которых изучаются дисциплины по туризму и отдыху.

Пешеходные и лыжные туристские маршруты современного века должны отличаться от маршрутов советского времени своим эстетическим видом, комфортабельностью, содержанием и соответствовать мировому уровню.

Функционирование пешеходных и лыжных детско-юношеских туристских маршрутов позволит:

- расширить туристский походный сезон в ЗКО;

- перераспределить туристские потоки, т. е. снизить нагрузку на наиболее освоенные территории и осуществить отток рекреан-тов в другие зоны;

- обеспечить рабочими местами определённые категории граждан, преимущественно жителей сельской местности, особенно в зимний период;

- увеличить объём предоставляемых услуг и расширить их ассортимент;

- увеличить загрузку турхозяйств, обслуживающих данные маршруты;

- увеличить денежные поступления в областной бюджет;

- пешеходный и лыжный детско-юношеский туризм как вид активной деятельности, осуществляемый в тесном контакте человека с природным окружением, воспитывает у него любовь к природе, стимулирует его заботу об её охране.

Примечания

1. Концепции развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2020 г.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 февраля 2013 г. № 192.

2. Демидов А. А., Смирнов Д. В. Новый вектор социального партнерства в развитии краеведения, туризма и экологического просвещения в условиях информационного общества // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2013. № 3(108). С. 43-51.

3. Никитинский Е. С., Смирнов Д. В., Тарасенко Е. И., Шаяхметов А. Г., Шер Р. П., Фомин В. П. Концептуальные подходы к развитию детско-юношеского туризма в Республике Казахстан на 2015-2018 гг. // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2015. № 2(116). С. 29-67.

4. Туризм в Республике Казахстан в 2011 г. : стат. сб. / Агентство Республики Казахстан по статистике. Астана, 2012.

5. Фомин В. П. Проблемы и перспективы развития детского туризма в Республике Казахстан // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2013. № 3(108). С. 32-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.