Медведева Анна Викторовна
соискатель кафедры криминологии Краснодарского университета МВД России
(тел.: 88612584907)
Перспективы развития уголовного законодательства в сфере противодействия преступности несовершеннолетних
Аннотация
Настоящая статья посвящена проблеме преступности несовершеннолетних в России, а также предлагаются пути ее преодоления посредствам уголовного законодательства, а в частности расширения перечня принудительных мер воспитательного воздействия.
Annotation
The present article is devoted to a problem of criminality of minors in Russia, as well as ways of its overcoming are offered means of the criminal legislation, and in particular expansions of the list of forced measures of educational influence.
Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, борьба с преступностью, принудительные меры воспитательного воздействия, структура предупреждения.
Keywords: criminality of minors, struggle against criminality, forced measures of educational influence, structure of the prevention.
реступность несовершеннолетних в России в последние годы I I характеризуется в основном
I I неблагоприятными тенденция-
ми. На общем фоне ее абсолютного и относительного роста прослеживаются такие процессы, как: "омоложение", "феминизация", увеличение удельного веса преступности несовершеннолетних в преступности в целом, преобладание в структуре подростковой преступности доли тяжких и особо тяжких преступлений, появление новых форм преступного поведения. Это резко обостряет криминальную ситуацию в стране и регионах, в связи с чем проблема преступности несовершеннолетних не теряет своей актуальности.
Криминализация несовершеннолетних является угрозой молодому поколению, а, вместе с тем, и угрозой перспективам нормального развития гра-жданского общества и национальной безопасности [1]. Такое положение вещей свидетельствует о том, что государство и общество не в полном объеме использует свои возможности и резервы в сфере борьбы с преступностью несо-
вершеннолетних для достижения качественных и количественных изменений в этой области. Преломить данную ситуацию возможно лишь с учетом особенностей политики борьбы с преступностью несовершеннолетних, которые основаны на знаниях о преступности и личности несовершеннолетних, при этом необходимо принимать во внимание криминологические положения при непосредственной уголовно-правовой реакции.
Борьба с преступностью - целенаправленная системная деятельность общества и государства, представляющая собой единство следующих подсистем: 1) общей организации борьбы с преступностью; 2) предупреждения преступности (общего, специального, индивидуального); 3) правоохранительной деятельности (карающей и правовосстановительной). Слово "борьба" отражает активное столкновение противоположных интересов, групп, мнений. Это такая деятельность, которая преследует определенную цель -приобрести господство одних над другими. В преступности находят свое проявление интересы, ценности, установки, находящиеся в непримиримом противоречии с теми, которые охраня-
зз
ются законом [2].
Борьба с преступностью несовершеннолетних является одним из стратегических направлений в деле противодействия преступности в целом, в рамках которого необходимо обеспечить комплексное воздействие на причины и условия преступности, а также на все формы ее проявления с целью предотвращения самодетерминации.
Деятельность по предупреждению преступности предполагает правовую обеспеченность -наличие достаточного правового регулирования на уровне закона, задач, методов и форм профилактической работы, прав и обязанностей участников, гарантий прав и законных интересов лиц, в отношении которых они осуществляются [3].
Конституцией Российской Федерации установлено, что составной частью правовой системы России являются общепризнанные нормы и принципы международного права, в том числе и в системе правовой регламентации вопросов, касающихся предупреждения противоправного поведения подростков. Таким образом, в процессе законотворческой деятельности необходимо учитывать положения и нормы международных правовых актов, для того чтобы обеспечить соответствие российского законодательства с общепринятыми мировым сообществом требованиями. В сфере предупреждения правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав и интересов можно условно выделить два блока международных документов.
К первому можно отнести международно-правовые акты о правах че-ловека, регламентирующие обращение с правонарушителями. Ко второму - те документы, которые непосредственно направлены на предупреждение преступлений и правонарушений подростков, это тот "пакет документов ООН, с помощью которого мировое сообщество имеет цель обеспечить по-вышение эффективности противодействия подростковой преступности, защиту прав детей в рамках уголовно-правовой, уголовно-исполнительной системы на стадии предупреждения преступлений (доконфликтный период), при производстве предварительного расследования по уголовному делу и судебном процессе (конфликтный этап), а также на стадии исполнения наказания в виде лишения свободы. Данные документы должны служить моделью для национального законодательства государств-членов, для их уголовной политики, правоприменительной практики" [4].
Прежде всего, это Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила") [5], которые определяют сферы уголовной юстиции в отношении подростков.
Данный документ предлагает государствам принять национальное законодательство, которое непосредственно касалось бы предупреждения преступности несовершеннолетних. В нем рассмотрены возраст уголовной ответственности, цели правосудия в отношении несовершеннолетних, их права, основные процессуальные гарантии подростков, обвиняемых в совершении преступлений, а также вопрос о применении к ним заключения в исправительных учреждениях.
Руководящие принципы ОНН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде)
[6] рассматривают предупреждение преступности несовершеннолетних в качестве одного из важнейших условий предупреждения преступности в целом. Он содержит положения, которые рекомендованы для использования при разработке программ по предупреждению преступности среди подростков. Данный документ предлагает принятие специальных законов, направленных на защиту прав и законных интересов подростков. Руководящие принципы указывают на целесообразность координации деятельности всех органов и служб, занимающихся вопросами несовершеннолетних, обмена информации между странами и необходимость постоянного проведения научных исследований в сфере предупреждения правонарушений среди подрастающего поколения.
Следующим документом рассматриваемого блока является Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы
[7], в них акцент на то, что такая мера наказания для несовершеннолетнего, как лишение свободы, является крайне мерой и должна применяться только за наиболее опасные виды преступлений. В Правилах подробно регламентируются вопросы условий содержания несовершеннолетних в местах лишения свободы, а также подчеркивается, что данная мера наказания должна применяться с учетом психического, интеллектуального и физического развития подростков. Прописаны требования, предъявляемые к сотрудникам исправительного учреждения. Таким образом, все методы перевоспитания и исправления несовершеннолетнего правонарушителя сведены к тому, чтобы добиться желаемого результата путем сведения к минимуму различий между жизнью в исправительном учреждении и вне его стен.
Правила и принципы, которые отражены в выше названных документах международных нормативных актах, представляют собой рекомендации для государств с целью приведения в соответствие национального законодательства с
34
имеющимся мировым опытом. Основываясь на них, мы сформулировали некоторые предложения по совершенствованию уголовного законо-да-тельства в сфере противодействия преступности несовершеннолетних, которые в перспективе могли бы стать основой снижения абсолютных показателей преступности исследуемой категории.
Уголовный кодекс Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 1 "основывается на Конституции РФ и общепризнанных принципах и нормах международного права" [8]. Задачами УК РФ являются: а) охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества; б) предупреждение преступлений (ст. 2 УК РФ). Борьба с преступ-ностью несовершеннолетних преимущественно лежит в сфере ее предупреждения.
Вопросы уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних предусмотрены в источниках уголовного права, посредством выделения этих вопросов в отельные разделы. Так, в УК РФ раздел V - "Уголовная ответствен-ность несовершеннолетних" содержит Гл. № 14, именуемую "Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних". Меры уго-лов-ной ответственности, предусмотренные в УК РФ, и их применение в отноше-нии несовершеннолетних имеют свои особенности, связанные, в первую очередь, с реализацией принципа гуманизма.
Отметим, что действующий УК РФ подчеркивает специфику несовершеннолетних на следующих уровнях: а) исключительные нормы, подлежащие применению только в отношении несовершеннолетних (например, ч. 3 ст. 20, ст. 90, 91, 92, ч. 4 ст. 18 УК РФ); б) особый порядок применения к несовершеннолетним общих вопросов ответственности (ст. 87- 89 УК РФ), что не исключает возможности применения к несовершеннолетним уголовно-правовых норм, находящихся за рамками гл. 14 УК РФ, например, гл.
4, 10, 11 названного кодекса [9].
Структуру предупреждения преступности несовершеннолетних предлагаем условно представить как систему мер, применяемых по "горизонтали" и по "вертикали". При этом необходимо учитывать, что предупреждение пре-ступности носит комплексный характер, что предполагает применение всех возможных мер (в том числе уголовно-правовых) во всех направлениях.
По "вертикали" - это уголовно-правовые меры,
которые применяются в отношении взрослых (совершеннолетних), общественно опасные действия, которых побуждают или могут побудить несовершеннолетних к совершению преступных антиобщественных действий. По "горизонтали" -направление по предупреждению преступлений, совершаемых несовершеннолетними, заключается в применении уголовно-правовых мер непосредственно к самим несовершеннолетним.
Общественным долгом каждого взрослого гражданина является бережное отношение к нравственному развитию подрастающего поколения - будущему нашего государства. В ч. 2 ст. 38 Конституции Российской Федера-ции говорится, что "забота о детях, их воспитание -равное право и обязанность родителей". Поддерживаем точку зрения и предложение Т.М. Чапурко [10] о законодательном закреплении данного положения путем внесения дополнения в ст. 38 Конституции Российской Федерации предположительно в следующей редакции: "Бережное отношение к нравственному развитию несовершеннолетних - общественный долг каждого гражданина; общественно опасное нарушение этого долга преследуется законом". Такая норма станет конституционной основой дальнейшего совершенствования законодательства с целью обеспечения нормального развития детей, поскольку "одним из направлений политической линии государства по отношению к подрастающему поколению является защита прав и свобод этой части граждан" [11].
В Уголовном кодексе закреплено понятие "несовершеннолетний", т.е. лицо которому исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет. Однако, в нормах Уголовного кодекса РФ: п. "г" ч. 1 ст. 61; п. "з" ч. 1 ст.63; п. "в" ч. 2 ст. 105; п. "б" ч. 2 ст. 111; п. "в" ч. 2 ст. 112; ч.1 ст. 245 встречается термин "малолетний", понятие которого не зафиксировано.
УК РФ используется следующая формулировка - "потерпевшей, не достигшей четырнадцатилетнего возраста". В связи с чем, считаем более целесообразным, в целях единства толкования возрастных периодов лиц в уголовном законодательстве, закрепить возрастную категорию "малолетний". Мы считаем, что необходимо дополнить Уголовный кодекс РФ понятием "малолетний", изложив его в следующей редакции: "под малолетним понимается лицо, не достигшее возраста четырнадцати лет".
Отрицательное влияние на воспитание несовершеннолетних, побуж-дающее их к совершению преступления, может оказать насильственное преступление взрослого лица, совершенное в присутствии несовершеннолетнего как очевид-
35
ца. В связи с чем соглашаемся с мнением Т.М. Чапурко о том, что преступление взрослого лица в такой ситуации "воспринимается несовершеннолетним как возможный и допустимый вариант поведения, как "пример для подражания" [12].
Действия взрослых лиц, которые побуждают, подстрекают, подталкивают подростков (малолетних, несовершеннолетних) на совершение противоправных действий, имеют высокую общественную опасность. Поскольку подростковая преступность сегодня - это резерв взрослой преступности завтра, прежде всего, следствие, наиболее опасной формой ее проявления - рецидивной. Так, Е.А. Стабровская [13], в своем исследовании выделяет следующие формы общественно-опасного воздействия на несовершеннолетних: а) вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления; б) вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий; в) совместное с несовершеннолетним совершение преступления (соучастие); г) преступное посягательство на несовершеннолетнего или на его законные ин-тересы; д) совершение преступления в присутствии несовершеннолетних очевидцев.
Все перечисленные формы общественно опасного провоцирующего, подталкивающего воздействия на несовершеннолетних представляют опасность, суть которой заключается в том, что взрослый таким образом подает дурной пример несовершеннолетнему, прививает противоправный (противозаконный) образ жизни, нарушая нормальное духовно-нравственное разви-тие, чем калечит судьбу человека. Преступное воздействие взрослого лица становится одной из причин совершения в дальнейшем преступления самим несовершеннолетним. Таким образом, считаем, что в противовес таким преступным действиям взрослых необходимо ужесточить в отношении их уголовную ответственность. В связи с чем у правоохранительных органов появится еще один рычаг воздействия, который позволит усилить уголовно-правовую борьбу с указанными преступлениями и тем самым повысить эффективность предупреждения преступности несовершеннолетних.
В связи этим, считаем необходимым: 1) введение уголовно-правового запрета на все формы общественно опасного воздействия взрослых на малолетних и несовершеннолетних, которое провоцирует, побуждает, подталкивает последних к совершению преступлений; 2) по степени общественной опасно-сти такие деяния уголовный закон должен отнести к категории тяжких преступлений.
Как мы уже отмечали, вторым направлением деятельности по "горизонтали", является использование комплекса уголовно-предупредительных мер в отношении самих несовершеннолетних. Самыми строгими по своему назначению и правовым последствиям являются уголовно-правовые меры воздействия. Применение уголовно-правовых репрессий является самой суровой мерой государства в деле борьбы с преступностью, в том числе несо-вершеннолетних. К таким мерам предупреждения преступлений относится привлечение к уголовной ответственности и наказанию несовершеннолетних за совершение преступления. Важно отметить, что "меры уголовно-правого характера шире понятия мер уголовной ответственности и включает в себя меры уголовной ответственности в различных формах их реализации" [14] . Особенностью при этом в регулировании общественных отношений в уголовном праве является то, что к лицу, нарушающему требования уголовного закона, применяется наказание. В своем историческом развитии цели наказания прошли сложный эволюционный путь от возмездия и устрашения до предупреждения. Так, Н.С. Таганцев полагал, что наказание должно по возможности загладить причиненный преступлением нравственный вред [15]; представитель социологической школы уголовного права И.Я. Фойницкий видел цель наказания в том, "чтобы воздерживать от дальнейших преступных деяний" [16]; С.В.
Познышев полагал, что наказание имеет только одну цель - предупреждение преступлений, которое возможно в форме физического удержания (для преступников) или психологического противодействия преступлению (для других членов общества) [17].
Законодательное закрепление понятия наказание нашло свое отражение в ст. 43 УК РФ, в которой определено, что это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных законом лишении или ограничении прав и свобод этого лица. Часть 2 ст. 43 УК РФ определяет цели наказания
- это восстановление соци-альной справедливости (данное положение впервые законодательно закреплено), исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений.
Общепредупредительное воздействие наказания выражается в самом запрете совершения совокупности деяний, закрепленном в законе, и установлении определенных санкций за их совершение. Оно повышается, если об-ществу
36
наглядно демонстрируются примеры справедливого наказывания виновных в совершении преступления, если ни один факт противоправного общественно опасного деяния, посягнувшего на права и свободы человека, не остается без внимания и реакции со стороны государства. В связи с этим возникновение уголовной ответственности несовершеннолетних всегда связано с появлением у правонарушителя обязанности претерпевать определенные лишения, ограничения и тяготы, содержащиеся в наказании.
Так, ст. 88 УК РФ определяет виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним, к которым относятся: штраф, лишение права заниматься опре-деленной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы на определенный срок, т. е. всего 6 видов наказаний из 12 предусмотренных ст. 44 Общей части УК РФ. Таким образом, действующая система наказаний в отношении несовершеннолетних построена по принципу выделения из общей системы тех видов наказаний, которые применимы к несовершеннолетним, поэтому является ''усеченной моделью" [18] общей системы наказания.
Уголовным законом предусмотрена возможность применения к несо-вершеннолетним санкций (мер), альтернативных лишению свободы и уголовной ответственности. Подтверждением этому является положение УК РФ о том, что "несовершеннолетнему, совершившему преступление, может быть назначено наказание либо к ним могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия" (ч. 2 ст. 87 УК РФ). К числу уголовно-правых мер предупреждения преступности несовершеннолетних относятся принудительные меры воспитательного воздействия, которые можно рассматривать в качестве альтернативы уголовной ответственности (т. е. освобождения от нее) и как вариант ее применения, но с освобождением от наказания.
Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" от 14 февраля 2000 г. "суды не должны допускать случаев применения уголовного наказания к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, если их исправление и перевоспитание может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ст. 90 УК РФ" [19]. На наш взгляд, данная мера существенно расширяет возможности индивидуализации ответст-веннос-ти, учитывая возрастные и индивидуально-личностные характеристики несовершеннолетнего.
Для освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности необходимо установить следующее: 1) совершенное преступление относится к категории небольшой или средней тяжести; 2) исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.
Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия (ч. 2 ст. 90 УК РФ): а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или лицу, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
УК РФ раскрывая содержание каждой из перечисленных принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 91), предусматривает как варианты выбора при их применении, так и возможность явного понимания их содержательных положений.
В литературе нередко встречаются мнения о необходимости расширения перечня принудительных мер воспитательного воздействия. Мы поддерживаем предложение Е. А. Стабровской о целесообразности введения такой меры, как официальное предостережение несовершеннолетних правонарушителей, суть которой заключается "в письменном предостережении несовершеннолетнего лица, проявившем умысел на совершение преступления, уполномоченными на это представителями правоохранительных органов" [20]. Представляется, что введение данной меры повысит эффективность профилактической работы с несовершеннолетними, что способствует предупреждению совершения ими преступлений.
Следующей возможностью эффективного предупреждения преступлений несовершеннолетних может выступать возложение обязанности при предупреждения преступлений несовершеннолетних: нести личное официальное извинение потерпевшему. Суть, его заключается в возложении обязанности на несовершеннолетнего принести извинения по-терпевшему от его действий. Данная мера носит, прежде всего, воспитательный характер, поскольку направлена на то, чтобы несовершеннолетний, во-первых, осознал неправомерность своих действий, а во-вторых, дает возможность загладить свою вину путем принесения официальных извинений потерпевшему за свои действия. На наш взгляд, возложение данной обязанности на несовершеннолетнего ускорит процесс осознания того факта, что за свои действия необходимо нести ответствен-
37
ность, и разрушит иллюзию о безнаказанности противоправных действий.
Эффективность этого может быть оценена как объему использования возможностей применения данной меры воздействия, так и по степени положительного воздействия официального извинения.
В ходе проведенного нами исследования было опрошено 250 сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, из которых только 23% ответили, что использовали в своей практике такую меру, как возложение обязанности на несовершеннолетнего официального принесения извинений потерпевшему, и считают данную меру эффективной и оправданной, 7% опрошенных не возлагают больших надежд на данную меру, поскольку считают ее малоэффективной, 70% респондентов говорят о целесообразности со-четания принесения официальных извинений с иным индивидуально-профилактическим воздействием на несовершеннолетних. Проведенные исследования позволяют отразить системный подход к деятельности по преду-преждению преступлений несовершеннолетних.
Представляется необходимым предложить законодательно решить проблему использования возложения обязанности на несовершеннолетнего принести официальное извинение потерпевшему в качестве индивидуальной меры предупреждения преступлений данной категорий лиц. В связи с этим предлагается дополнить перечень в ч. 2 ст. 90 УК РФ "Применение принудительных мер воспитательного воздействия" п. "а"
- "возложение обязанности принести личное официальное извинение потерпевшему", с последующим до-полнением ч. 1 ст. 91 УК РФ "Содержание принудительных мер воспитательного воздействия" п. 1.1 следующего содержания: "Возложение обязанности принести личное официальное извинение потерпевшему состоит в принуждении несовершеннолетнего принести личное официальное извинение потерпевшему за свои не правомерные действия".
Исходя из предложенного, применение указанной меры должно иметь документальное отражение и статистику исполнения представителями правоохранительных органов, в которых обязательно отражать и данные о лице, которому оно выносилось. Представляется, что возложение обязанности принести официальное извинение среди уголовно-правовых мер борьбы с преступностью несовершеннолетних должно занимать особое место.
В заключении отметим основной вывод, относящийся к перспективам развития уголовного
законодательства в сфере противодействия преступности несовершеннолетних - законодатель и правоохранительные органы во главу угла должны ставить специфику личности несовершеннолетнего, совершившего преступление. Основная цель, стоящая перед правоприменителем должна сводится не к жесткому наказанию, а к иным, более лояльным мерам, направленным на перевоспитание и формирование законопослушной личности. В целом, это позволит более эффективно использовать государственные ресурсы в сфере экономии репрессивных мер, применяемых к преступнику.
1. Чапурко Т. М. Преступность несовершеннолетних / Т. М. Чапурко//Криминология: учеб. для вузов/под общ. ред. А. И.Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Норма. 2005. С. 787.
2.Российская криминологическая энциклопедия /под общ. ред. А. И.Долговой. М.
2000. С. 80.
3.Криминология: учеб. /под ред. Н. Ф. Кузнецовой; Г. М. Миньковского. М., 1994. С.
157.
4.Базарова Ю. Р. Превентивное уголовно-правовое воздействие в отношении учащихся об-щеобразовательныхучреждений:дисс. ...канд. юрид. наук / Ю. Р. Базарова. Екатеринбург, 2003. С. 44.
5.Приняты VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращения с правонарушителями (Милан, Италия. 1985) и утверждены Генеральной Ассамблеей ООН 29.11.1985 г. Резолюция 40/33.
6.Приняты VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, Куба, 1990).
7. Приняты VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, Куба, 1990).
8. Уголовный кодекс Российской Федерации. Москва: Поспект, КноРУС, 2011. С. 5.
9. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) /под ред. А.В. Бриллиантова, (Бриллиантов А.В., Долженко-ва Г.Д., Иванова Я.Е.) "Проспект", 2011. С. 229.
10.Чапурко Т. М. Уголовно-правовые средства предупреждения преступлений несовершеннолетних: автореф. дисс. ..канд. юрид. наук/Т. М. Чапурко. М., 1998. С. 8.
11.Чапурко Т.М. Государственнаяполитика в сфере защиты прав и интересов несовершен-
38
нолетних в транзитивном обществе: монография / Т. М. Чапурко. Краснодар: Изд-во КубГАУ, 2008. С. 8.
12.Чапурко Т.М. Безопасность несовершеннолетних (социолого-управленческий и правовой аспекты) / Т. М. Чапурко. Краснодар. 2004. С. 153.
13.Стабровская Е.А. Насильственная преступность несовершеннолетних и ее предупреждение уголовно-правовыми мерами: дисс. ...канд. юрид. наук/Е. А. Стабровская. М.,2007. С. 151.
14. Звечаровский И. Понятие мер уголовноправового характера / И. Звечаровский // Законность. №1. С. 20.
15.Таганцев Н. С. Русское уголовное право / Н. С. Таганцев. Т. 1. Тула: Автограф, 2001. С. 57.
16.Полубинская С. В. Цели уголовного наказания /С. В. Полубинская. М.: Наука, 1990. С.
10.
17.Полубинская С. В. Цели уголовного наказания /С. В. Полубинская. М.: Наука, 1990. С.
11.
18.Кобзарь И. А.Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних по новому уголовному законодательству: дисс. ...канд. юрид. наук/И. А. Кобзарь. М.:1998. С. 164.
19.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 № 7 (ред. от 06.02.2007) "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних"/ ЭПС Консультант плюс
20. Стабровская Е. А. Насильственная преступность несовершеннолетних и ее предупреждение уголовно-правовыми мерами: дисс. ...канд. юрид. наук/Е.А. Стабровская. М.,2007. С. 169.
39