Научная статья на тему 'Тенденции развития института принудительных мер воспитательного воздействия'

Тенденции развития института принудительных мер воспитательного воздействия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1231
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития института принудительных мер воспитательного воздействия»

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Носков О.С., адъюнкт кафедры уголовного права Уральского юридиче-

ского института МВД РФ

Принудительные меры воспитательного воздействия, наряду с уголовным законодательством, прошли эволюционный путь своего развития, анализ которого позволяет лучше рассмотреть их роль, социально-правовую сущность, тенденции развития и место в системе мер правового воздействия, применяемых к несовершеннолетним.

Правотворческая деятельность советского социалистического государства начинается с опубликования 24 ноября 1917 г. Декрета СНК «О суде», где говорилось: «... местные суды решают дела именем Российской Республики и руководствуются в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь по стольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию...». Начался этап по созданию социалистического законодательства.

До 1922 года уголовное законодательство РСФСР не было кодифицировано, а нормы уголовного права, устанавливающие ответственность за совершение отдельных видов преступлений, содержались в декретах, а иногда и в подзаконных актах. Так, ст. 1 Декрета СНК «О комиссиях для несовершеннолетних» от 14 января 1918 г1, указывала, что «суды и тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних упраздняются», а в соответствии со ст. 2 «дела о несовершеннолетних обоего пола до 17 лет, замеченных в деяниях общественно-опасных, подлежат ведению комиссии о несовершеннолетних, которые могли применить к ним одну из двух мер: либо освободить от уголовной ответственности несовершеннолетнего правонарушителя, либо направить его «одно из убежищ, детский дом, коммуну, приют или приёмник Народного Комиссариата общественного презрения соответственно характера деяния».2

Принятие Декрета СНК «О комиссиях для несовершеннолетних» от 14 января 1918 г. заложило основу правовой регламентации советского социалистического строя по вопросам уголовной ответственности несовершеннолетних и применения к несовершен-

нолетним правонарушителям принудительных мер воспитательного воздействия. В состав указанных комиссий наряду с представителями органов социального обеспечения и просвещения входили представители общественности и врачи, что предполагало принятие к этой категории правонарушителей не только мер общественного, но и в необходимых случаях медицинского характера. При этом был установлен безусловный семнадцатилетний возраст начала уголовной ответственности.

Уголовная политика этого периода во многом определялась идеологической составляющей государства. Так, в программе Коммунистической партии, принятой VIII съездом РКП (б) 23 марта 1919 г., провозглашалось, что «РКП (б) должна стремиться к тому, чтобы система наказаний для несовершеннолетних была окончательно заменена системой мер воспитательного характера»3. Этим было провозглашено усиление воспитательного воздействия на несовершеннолетних взамен применения к ним мер уголовного наказания.

Существенным моментом для развития уголовно-правовой мысли и уголовного законодательства явилось принятие Народным комиссариатом юстиции «Руководящих начал по уголовному праву РСФСР» в 1919 г., статья 13 которых устанавливала, что несовершеннолетние в возрасте до 14 лет не подлежат суду и наказанию. В отношении указанной возрастной категории могут быть применены только воспитательные меры. Аналогичные меры применялись и к лицам переходного возраста, т.е. от 14 до 18 лет, «действующим без разумения, если в отношении них возможно медико-педагогическое воздействие. Однако в отношении данной категории несовершеннолетних, действующих «с разумением», суду предоставлялось право применять меры уголовного наказания.

В развитие этого положения 4 марта 1920 г. принимается Декрет СНК РСФСР «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях»4. Этим Декретом повышается возраст несовершеннолетних до 18 лет, дела по которым подлежали рассмот-

рению на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних, образованных Декретом СНК от 14 января 1918 г5. При этом происходит расширение применяемых мер медикопедагогического воздействия. Об этом свидетельствует принятая в 1920 г. Инструкция, утвержденная Постановлением Наркомпроса, Наркомздрава и Наркомюста6, согласно которой к подросткам-правонарушителям комиссиями могли быть применены различные меры. В первую группу включались: собеседование, замечание, разъяснение, т.е. речь шла только о сугубо воспитательных мерах, целью которых являлось разъяснение подростку противоправности его поведения, недопустимости совершения аналогичных поступков в будущем. Ко второй группе относились такие меры, как внушение - оставление на свободе под присмотром родителей или родственников, определение на работу; помещение в школу, отправка на родину. Третью группу составляли следующие меры: помещение в детский дом, в лечебницы для трудновоспитуемых, специальные психиатрические лечебницы, в дома для морально-дефектных подростков. Вместе с тем, в случае признания вышеуказанных мер недостаточными при упорных рецидивах, систематических побегах из детских домов, при явной опасности для окружающих оставления несовершеннолетнего на свободе комиссии могли передавать дело в народный суд7.

Таким образом, можно констатировать, что до 1922 года уголовное законодательство РСФСР не было кодифицировано, а нормы уголовного права, предусматривающие ответственность за совершение преступлений несовершеннолетними, содержались в декретах, а иногда и в подзаконных актах.

В 1921 г. коллегия наркомата юстиции РСФСР разработала проект УК, который 24 мая 1922 года был утвержден и введен в действие в качестве Уголовного кодекса РСФСР с 1 июня 1922 г. Это дало новый импульс развитию уголовного законодательства, регламентирующего особенности ответственности несовершеннолетних. Так, ст. 18 данного УК РСФСР устанавливала, что «наказание не применяется к малолетним до 14 лет, а также ко всем несовершеннолетним от 14 до 16 лет, в отношении которых признано возможным ограничиться мерами медикопедагогического характера». Анализ практики применения мер медико-педагогического характера свидетельствует об их недостаточной

эффективности, в связи с чем постановлением IV сессии ВЦИК девятого созыва от 11 ноября 1922 г. было внесено изменение в ст. 18 УК, в соответствии с которым меры медикопедагогического характера могли применяться только судом, что усиливало значение этих мер. Одновременно предусматривалось для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет обязательное снижение наказания наполовину, а для несовершеннолетних в возрасте от

16 до 18 лет - на одну треть.

Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г. дифференцированно подходили к решению вопроса о возможности принятия мер социальной защиты медико-педагогического воздействия8. Ст. 8, в частности, определяла, что меры медико-педагогического характера должны применяться к малолетним, а в отношении несовершеннолетних - только тогда, когда соответствующие органы признавали невозможность применения к ним наказания. В других случаях вопрос о применении медико-педагогических мер решался судом.

Ст. 16 Основных начал к мерам социальной защиты медико-педагогического характера относила: а) отдачу несовершеннолетних на попечение родителям, родственникам или другим лицам, учреждениям и организациям; б) помещение в специальные заведения. Определение же возраста наступления уголовной ответственности Основы относили к компетенции УК союзных республик.

В это же время активно стал развиваться альтернативный суду орган - комиссии по делам несовершеннолетних. 25 мая 1925 г. СНК РСФСР утвердил Положение о центральной комиссии по делам несовершеннолетних. Ей было предоставлено право направлять и контролировать работу местных комиссий, правовое положение которых стало регулироваться специальным Положением, утвержденным СНК РСФСР в 1926 г. Анализ деятельности зарождающихся комиссий по применению мер медико-педагогического характера свидетельствует об их недостаточной эффективности, поскольку они находились в прямой зависимости от социально-экономической обстановки в стране, финансовых, организационно-управленческих и иных трудностей. Приоритет отдавался усилению мер уголовного характера борьбы с преступностью несовершеннолетних.

22 ноября 1926 г. 2-й сессией ВЦИК XII

созыва был принят УК РСФСР, который введен в действие с 1 января 1927 г. Он существенно урегулировал особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Так, раздел третий «Общие начала уголовной политики Р.С.Ф.С.Р.» в ст. 7 предусматривал возможность применения мер социальной защиты судебно-исправительного, медицинского либо медико-педагогического характера, которые могли быть применены в отношении лиц, совершивших общественноопасные действия или представляющих опасность по своей связи с преступной средой или по своей прошлой деятельности.

Развивая это положение, ст. 12 рассматриваемого УК РСФСР закрепляла, что меры социальной защиты судебно-исправительного характера не подлежат применению к малолетним до четырнадцати лет, в отношении которых могут использоваться лишь меры социальной защиты медико-педагогического характера.

К несовершеннолетним от 14 до 16 лет меры социальной защиты судебноисправительного характера могли применяться лишь в тех случаях, когда комиссией по делам несовершеннолетних будет признано невозможным применение к ним мер социальной защиты медико-педагогического характера.

Дальнейший импульс развитию рассматриваемых мер был дан постановлением СНК РСФСР от 11 июля 1931г., которым было утверждено новое Положение о комиссиях по делам о несовершеннолетних9. В соответствии с данным Положением основными задачами комиссий являлись охрана прав и интересов подростков, борьба с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних путем применения к ним мер медико-педагогичес-кого характера. Анализируя применяемые меры в рассматриваемый период, в юридической литературе отмечается, что отсутствие реальных мер, которые могли бы быть применены к подросткам в зависимости от тяжести совершенного ими правонарушения, негативно отразилось на работе комиссий и привело к снижению их роли в предупреждении преступности несовершеннолетних1 .

Период ужесточения уголовного законодательства относительно несовершеннолетних ассоциируется с принятием постановления ЦИК и СНК РСФСР «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних» от 7 апреля 1935 г. Указанным Постановлением

ЦИК и СНК РСФСР возраст уголовной ответственности за совершение наиболее опасных преступлений был резко понижен. Так, за совершение краж, насилия, телесных повреждений, увечий, убийств и других преступлений виновные привлекались к ответственности уже с 12-летнего возраста и к ним применялись «все меры уголовного наказания». Устанавливалась также уголовная ответственность и за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность. Отсюда можно сделать вывод о том, принуждение становится главным средством борьбы с преступностью. Об этом свидетельствует принятое 31 мая 1935 г. Постановление СНК и ЦК ВКП (б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности», которым, наряду с закреплением ряда мероприятий по устранению причин, порождающих преступность несовершеннолетних, установлению уголовной ответственности взрослых подстрекателей к совершению подростками преступлений, были ликвидированы комиссии о несовершеннолетних.

С учетом этого обстоятельства Нарком-юст СССР 15 апреля 1936 г. издал циркуляр « Об улучшении работы судов по борьбе с преступлениями, совершаемыми подростками», в соответствии с которым судам предписывалось проявлять особую чуткость и внимательность при определении наказания несовершеннолетним, причем «лишение свободы к лицам этого возраста должно применяться с исключительной осторожностью, главным образом, к рецидивистам, к неоднократно бежавшим из детских учреждений»11.

Тенденция ужесточения уголовного законодательства нашла свое отражение в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1940 г., согласно которому к числу преступлений, ответственность за которые также устанавливалась с 12-летнего возраста, были отнесены также действия несовершеннолетних, которые могли вызвать крушение поезда, например, развенчивание рельсов, подкладывание под рельсы различных предметов и т.д.

Анализируя судебную практику того периода, отличающуюся усилением уголовной репрессии в отношении несовершеннолетних, достигших 12-летнего возраста, в юридической литературе отмечалось, что «установление уголовной ответственности за ряд преступлений, начиная с 12-летнего возраста, видимо, было продиктовано желанием указать несовершеннолетним, что советская власть

предъявляет серьезные требования к своим подрастающим гражданам»12. Ужесточение уголовных репрессий не способствовало применению к несовершеннолетним мер воспитательного воздействия, что приводило к негативным последствиям в силу отрицательного воздействия мер уголовного наказания на психику и поведение осужденных. По мнению Е.В. Болдырева, концепцией Закона от 7 апреля 1935 г. о возможности ликвидации преступности в стране усилением мер судебного воздействия был отброшен весь громадный положительный опыт применения воспитательных мер к несовершеннолетним правонарушителям 3.

Весьма актуальным и для современной действительности является принятое Постановление СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» от 23 января 1942 г. Решение указанной задачи было возложено на Комиссии по трудоустройству детей, оставшихся без родителей. В РСФСР такие Комиссии были учреждены Постановлением СНК РСФСР от 14 января 1943 г.14. По социально-правовому назначению и выполняемым функциям Комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей, напоминают ныне действующие комиссии по делам несовершеннолетних, одной из основных задач которых является предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних.

Постановлением Пленума Верховного Суда СССР «О применении Указов от 4 июня 1947 г. в отношении несовершеннолетних» от

17 февраля 1948 г.15 судам предлагалось более внимательно подходить к назначению наказания несовершеннолетним в возрасте от 12 до 16 лет, тщательно выяснять мотивы совершения ими преступлений и в случае нецелесообразности применения мер уголовного наказания ставить вопрос о прекращении уголовного дела с передачей обвиняемых на попечение родителей и опекунов, с возложением на них, а также на органы народного образования либо опеки обязанности осуществлять повседневный надзор за поведением и воспитанием обвиняемого. Если дело в отношении несовершеннолетнего в возрасте от 12 до 16 лет не подлежало прекращению, то при наличии смягчающих обстоятельств, наказание, назначенное им, подлежало снижению либо им назначалось условное осуждение.

В послевоенные годы безнадзорность и беспризорность, наряду с тяжелым экономическим положением страны, являлись основ-

ными причинами правонарушений несовершеннолетних. Несмотря на это, тогда большое внимание уделялось вопросам раннего предупреждения совершения правонарушений подростками. Указанное положение нашло отражение в принятых Советом Министров СССР постановлениях от 8 апреля 1952 г. №1708 и от 30 января 1954 г. №171 «О мероприятиях по улучшению работы детских домов».

Отмечая положительные результаты работы комиссий по устройству детей, оставшихся без родителей, указывалось на необходимость более внимательного отношения к организации контроля за условиями жизни и воспитания детей, находящихся на патронате и под опекой, необходимость широкого привлечения общественности к шефству над детскими учреждениями, а также более согласованной деятельности всех учреждений по предупреждению детской безнадзорности и беспризорности.

Важным шагом по предупреждению преступлений среди несовершеннолетних можно считать принятие Советом Министров РСФСР «Положения о комиссиях по устройству детей и подростков при Советах Министров автономных республик и исполкомах краевых, областных, окружных, городских, районных Советов депутатов трудящихся» от 4 октября 1957 г.16 Этим Положением на комиссии была возложена обязанность устройства всех нуждающихся детей, а не только детей, оставшихся без родителей. Они координировали работу органов народного образования и социального обеспечения, в том числе по оказанию материальной и педагогической помощи нуждающимся семьям. В соответствии с Положением Комиссии (кроме районных) имели право направлять детей и подростков в воспитательные колонии Министерства внутренних дел союзных республик.

Значительным этапом в развитии советского уголовного права по уголовной ответственности несовершеннолетних явились принятые 25 декабря 1958 г. «Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик»17, которые повысив возраст уголовной ответственности несовершеннолетних, расширили применение принудительных мер воспитательного характера как важного средства предупреждения и борьбы с преступлениями несовершеннолетних18. Основы, а вслед за ними и все УК союзных республик, закрепили общий возраст уголовной ответственности с 16 лет, и лишь в ряде случаев - с

14 лет, например, за убийство, умышленное нанесение телесных повреждений, причинивших расстройство здоровья, изнасилование, грабеж, разбой, умышленное уничтожение или повреждение государственного, общественного или личного имущества граждан, злостное хулиганство, а также умышленные действия, могущие вызвать крушение поезда и др. К несовершеннолетним не применялись такие виды наказаний, как ссылка, высылка и смертная казнь. Не применялось к ним и тюремное заключение.

Согласно ст. 10 Основ уголовного законодательства впервые в истории советского уголовного законодательства суду было предоставлено право применять к несовершеннолетним, совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности, в возрасте до 18 лет принудительные меры воспитательного характера, без применения уголовного наказания, если это могло способствовать их исправлению. Перечень таких мер нашел впоследствии свое отражение в ст. 63 УК РСФСР 1960 г. и соответствующих статьях УК других союзных республик.

Вопросы уголовной ответственности и предупреждения преступлений несовершеннолетних были в центре внимания общественности. Так, в 1961-1962 гг. союзными республиками приняты новые Положения о Комиссиях по делам несовершеннолетних19. Их деятельность строилась на основе сочетания принципов убеждения, а в необходимых случаях и принуждения. Социально-полезная сущность рассматриваемых Комиссий состояла не только в предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, но и устройстве детей и подростков, охране их прав.

В РСФСР Положение о Комиссиях по делам несовершеннолетних было утверждено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 3 июля 1967 г. При этом в ст. 18 указанного Положения содержался исчерпывающий перечень мер, применяемых Комиссией в отношении несовершеннолетних.

Несовершеннолетний в возрасте от 11 до 14 лет мог быть направлен в спецшколу, а от 14 до 18 лет в специальное профессионально-техническое училище. Указанная мера могла быть назначена Комиссией условно, с годичным испытательным сроком.

Принудительные меры воспитательного характера находили широкое применение в практике деятельности следственных органов

и Комиссий по делам несовершеннолетних. По мнению некоторых исследователей, они применялись примерно к одной трети, а иногда и к половине несовершеннолетних, совершивших преступления, не представляющие большой общественной опасности20. По данным Н.К. Семерневой, в 1977 г. применение принудительных мер воспитательного характера составило около 35-40 % от общего числа дел, возбужденных по фактам совершения преступлений несовершеннолетними. Значительный удельный вес среди них занимало направление в специальные учебно-воспитательные учреждения21.

Применению принудительных мер воспитательного характера способствовало принятие 26 мая 1965 г. постановления Пленума Верховного Суда РСФСР «О недостатках в работе судов по рассмотрению дел о преступлениях несовершеннолетних», где отмечалось, что в целях устранения фактов незаконного осуждения лиц, не достигших возраста, установленного УК РСФСР для уголовной ответственности и в то же время необоснованного осуждения несовершеннолетних за незначительные правонарушения, на суды возлагалась обязанность в каждом конкретном случае обсуждать вопрос о возможности применения принудительных мер воспитательного характера, предусмотренных ст. 63 УК РСФСР, во всех случаях, когда исправление несовершеннолетнего возможно без назначения мер уголовного наказания.

Практическая значимость и особая важность института освобождения несовершеннолетних с применением к ним принудительных мер воспитательного характера получили воплощение в ч. 3 ст. 10 УК РСФСР, когда суд приходил к выводу, что исправление несовершеннолетнего возможно без применения уголовного наказания.

При наличии этих же условий ч. 4 ст. 10 УК РСФСР предоставляла возможность освобождать несовершеннолетних от уголовной ответственности с направлением их на Комиссию по делам несовершеннолетних для решения вопроса о применении к ним принудительных мер воспитательного характера.

УК РСФСР предусматривал два варианта применения принудительных мер воспитательного характера: 1) в порядке освобождения от уголовного наказания судом (ч.З. ст. 10); 2) в порядке освобождения от уголовной ответственности следователем, прокурором, судом (ч. 4 ст. 10).

В соответствии с Положением о Комиссиях по делам несовершеннолетних 1967 г. они рассматривали дела о несовершеннолетних: а) совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия; б) совершивших в возрасте от 14 до 16 лет общественно опасные действия, не предусмотренные ст. 10 УК РСФСР; в) совершивших преступления в возрасте от 14 до 18 лет, в отношении которых было отказано в возбуждении уголовного дела или уголовное дело прекращено; г) совершивших антиобщественные поступки; д) уклонявшихся от учёбы или работы.

Второй период развития определяется принятием в декабре 1993 г. Конституции России, а затем и Уголовного кодекса РФ 1996 г., вступившего в силу с 1 января 1997 г. Его особенность состоит в том, что впервые предусмотрен самостоятельный раздел VIII и гл. 14 «Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних». В отличие от УК РСФСР 1960 г. новый Уголовный кодекс более четко раскрывает основания применения принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 90) и их содержание (ст. 91). Основанием применения принудительных мер воспитательного воздействия является совокупность юридических фактов, закрепленных в ч. 1 ст. 90 УК РФ. Ими являются, во-первых, факт совершения преступления несовершеннолетним и, во-вторых, совершенное им преступление должно относиться к категории небольшой или средней тяжести. Их наличие ограничивает судебное усмотрение. В этой связи вызывает возражение высказанное ранее утверждение о том, что «эти меры могут и должны применяться лишь в том случае, когда существует уверенность, что с их помощью можно обеспечить правильное воспитание подростка, совершившего преступление»22.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» расширил возможность применения принудительных мер воспитательного воздействия, исключив из основания их применения факт совершения преступления впервые. Преступление признавалось совершенным впервые, если несовершеннолетний не только совершал преступление в первый раз, но и тогда, когда за ранее совершенное им преетуп-ение истекли сроки давности привлечения к

уголовной ответственности, предусмотренные ст. 94 УК РФ, а также судимость за него была погашена или снята.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» от 14 февраля 2001 г., подчеркнул, что «при назначении наказания несовершеннолетнему следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 4 ст. 18 УК РФ судимости за преступления, совершенные лицом в возрасте до 18 лет, не учитываются при признании рецидива преступлений, в том числе и в случаях, когда судимость не снята или не погашена...».

Анализ советского социалистического и постсоциалистического уголовного законодательства отражает тенденцию дальнейшей гуманизации российского уголовного законодательства, отражает тенденции развития принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых к несовершеннолетним.

1 См.: Декреты Советской власти. Т. 1. М., 1957. С.338.

2 СУ РСФСР 1918. № 16. Ст. 227.

3 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций, пленумов ЦК. Часть. 1. М., 1954. С. 419.

4 СУ РСФСР 1919. № 66. Ст. 590.

5 СУ РСФСР 1920. № 13. Ст. 83.

6 СУ РСФСР 1920. № 68 . Ст. 308.

7 См.: Семернева Н. К. Освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетнего с применением мер воспитательного характера. Свердловск, 1969. С. 8

8 СЗ СССР. № 24. Ст. 205.

9 СУ РСФСР. 1931 № 38 . Ст. 301.

10 Прозументов Л. М. Проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. Томск, 1999. С. 26.

11 Советская юстиция. 1941. № 16. С. 22.

12 Пионтковский А. А. Учение о преступлении. М., 1961. С. 290.

13 Болдырев Е.В. Меры предупреждения правонарушений несовершеннолетних в СССР. М., 1964. С. 27.

14 СП РСФСР №3. Ст. 25.

15 Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР. 1924—1952 гг. М., 1953 С. 17.

16 См.: Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. 1957. № 51. С. 25.

Ведомости Верховного Совета СССР. 1959. № 1. Ст. 6.

18 Курс советского уголовного права (часть Общая). Т.2. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1970. С. 503.

19 См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1961. № 35.

20 См.: Криминология. М., 1976. С. 285.

21 См.: Семернева Н.К. Специальные воспитательные учреждения для несовершеннолетних, как одна из форм предупреждения преступности. Свердловск, 1911.С. 3.

22 Гаверов Г.С. Проблемы наказания несовершеннолетних преступников. Иркутск, 1986. С.223

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.