Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 1 (255). Право. Вып. 31. С. 54-59.
ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
И. Ю. Блясова
СОСТОЯНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
Представлены основные стадии развития профилактики преступности и правонарушений несовершеннолетних в советский период, а также соответствующие этим стадиям модели.
Ключевые слова: профилактика, преступность, правонарушение, несовершеннолетние, советский период.
Важным этапом развития профилактики преступности несовершеннолетних является советский период — 1917-1991 гг. Хронологические рамки данного этапа связаны с возникновением и распадом Советского Союза, переходом страны к рыночным отношениям. В рамках данного этапа мы выделяем четыре стадии и соответствующие им модели профилактики.
Первая стадия развития профилактики преступности несовершеннолетних связана с тем, что после революции 1917 г. она претерпела существенные изменения, которые не следует оценивать однозначно. Несмотря на то, что ювенальная юстиция перестала существовать, проблема детской преступности и безнадзорности была признана важной государственной задачей.
Об этом свидетельствует тот факт, что за первое пятилетие после революции в стране было принято более 50 важнейших законодательных актов, касающихся несовершеннолетних, направленных на улучшение их жизни и воспитания. В литературе весь этот правовой комплекс часто называют «детское право», «детская конституция»1. В частности, 14 января 1918 г. был принят Декрет «О комиссиях для несовершеннолетних», в соответствии с которым упразднялись суды и тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних, а дела совершивших преступления в возрасте до 17 лет рассматривались созданными комиссиями. К уголовной ответственности несовершеннолетние в возрасте до 17 лет не привлекались; в зависимости от характера деяния, они либо вообще освобождались от ответственности, либо направлялись в одно из убежищ2.
Советское правительство и большевистская партия исходили из главного положения о том, что буржуазное общество и эксплуататорские классы угнетали народные массы и, следова-
тельно, были повинны во всех негативных социальных явлениях, в том числе и преступности. Существовала утопическая надежда, что с ликвидацией эксплуатации и освобождением народа все негативные явления будут изжиты сами собой. Несовершеннолетние правонарушители представлялись Советской власти жертвами старого режима. Поэтому понятна политическая линия гуманизации по отношению к ним.
Основная идея указанного выше Декрета заключалась в исправлении несовершеннолетних правонарушителей мерами воспитательного характера. Его основные положения получили продолжение в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР (1919 г.), согласно ст. 13 которых несовершеннолетние до 14 лет не подлежали суду и наказанию. К ним применялись воспитательные меры в виде передачи родителям либо лицам, их заменяющим, а также в специализированные учреждения. Такие же меры применялись к лицам от 14 до 18 лет, «действовавшим без разумения». Данная норма может рассматриваться как прообраз нормы о возрастной невменяемости (ч. 3 ст. 20 УК РФ). Если несовершеннолетние «действовали с разумением», то есть сознавали общественную опасность своих действий, то в этом случае к ним могли применяться меры уголовного наказания. Решение этого вопроса предоставлялось суду3. В указанный период (1918-1919 гг.) наблюдается снятие уголовной ответственности с несовершеннолетних.
Как справедливо отмечают В. Д. Ермаков и Н. И. Крюкова, именно в эти годы как в теоретических взглядах, так и на практике утвердилось понимание того, что борьба с правонарушениями несовершеннолетних, охрана их прав в отличие от аналогичной задачи, решаемой в отношении взрослого населения, требует совсем других приемов, других людей, которые
могут ближе подойти к детской среде, вызвать к себе доверие, суметь отделить случаи, которые нуждаются в принудительном воздействии, а в остальных применить первые меры воспитательного воздействия4.
Все вышесказанное позволяет выделить первую модель профилактики преступности, обозначив ее как либеральную в условиях советской системы, которая характеризуется снятием уголовной ответственности с несовершеннолетних.
Вторая стадия профилактики преступности несовершеннолетних связана с тем, что в нормативных документах, определяющих формы и методы исправительно-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями, содержались важные с точки зрения исправительной психологии и педагогики положения, некоторые из которых в дальнейшем были утрачены. Так, Декрет СНК от 21 декабря 1921 г. устанавливал правила, в соответствии с которыми ношение какого-либо оружия, а также знаков отличия по форме одежды для детских социальных инспекторов не допускалось (п. 5). Специалисты, находящиеся в ведении отделений социально-правовой охраны несовершеннолетних, должны были пройти курсы по подготовке вспомогательного педагогического персонала с особой программой или иметь соответствующий стаж (п. 3 и 4)5.
Позднее больше внимания стало уделяться вопросам дифференциации ответственности несовершеннолетних в зависимости от совершенных ими преступлений. Так, Декретом СНК РСФСР от 4 марта 1920 г. «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях» был повышен возраст преступников до 18 лет. В то же время Декрет не исключал уголовноправового воздействия в отношении лиц в возрасте 14-18 лет, если комиссией будет установлена невозможность применения к ним мер медико-биологического воздействия. Такие дела передавались комиссией в судебные органы6.
Разрушение утопических иллюзий по поводу утверждения всеобщего братства в условиях равенства стимулировало развитие идей революционной диктатуры, которая делила общество на сторонников Советской власти и «врагов народа». Идеи диктатуры в условиях экономической разрухи, всеобщего хаоса усиливали потребность в утверждении «порядка» любыми средствами. «Порядок» отождествлялся с победой Советской власти. Поэтому неизбежно было
и ужесточение мер воздействия на несовершеннолетних преступников. Вместе с тем Советская Россия и Советский Союз выступали как оплот гуманизма, что вызывало необходимость искать компромиссы между «жесткостью» и «гуманностью» советского законодательства.
В условиях революции, гражданской войны и экономической разрухи к 1920 г. подростковая преступность возросла по сравнению с 1913 г. более чем в два раза, при этом отмечалась преступная активность несовершеннолетних старших возрастных групп7. Данный аргумент при дальнейшем развитии законодательства послужил причиной усиления уголовно-правовых репрессий в отношении лиц, не достигших 18 лет.
Декретом от 13 сентября 1922 г. надзор за положением и трудом несовершеннолетних был закреплен за детскими инструкторами, в обязанность которым вменялось наблюдение за положением детей в семье, на ремесленных и кустарных предприятиях в целях исключения эксплуатации детского труда и жестокого обращения с ними. Инспектора также имели право находить лиц, которые могли бы выступать в роли опекунов беспризорному подростку, наблюдать за положением детей, проживающих у опекунов, и т. д. Данная мера, безусловно, имела положительное значение.
Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. внес существенные изменения в правовую базу борьбы с преступностью несовершеннолетних8: прослеживается усиление карательной политики в отношении несовершеннолетних, снижение верхнего предела уголовной ответственности «переходного возраста» с 18 до 16 лет. При этом отмечается, что наказание не применяется к малолетним до 14 лет, а также ко всем несовершеннолетним от 14 до 16 лет, в отношении которых возможно ограничиться мерами медико -педагогического воздействия. Появилась возможность привлекать несовершеннолетних к уголовной ответственности в возрасте 16-
17 лет за любые преступления. В том же году Уголовный кодекс РСФСР был дополнен положением о том, что высшая мера репрессии — расстрел — не может быть применена к лицам, не достигшим в момент преступления 18-летнего возраста.
После принятия Уголовного кодекса РСФСР 1926 г. возраст уголовной ответственности устанавливался с 14 лет, в нем также уточнялось, что следует понимать под мерами социальной
защиты медико-педагогического характера. Такими мерами признавались отдача несовершеннолетнего на попечение родителей, усыновителей, опекунов, попечителей, родственников, если таковые имели возможность его содержать, иных лиц или учреждений, а также помещение в специальное лечебно-воспитательное заведение. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. предусматривал снижение срока наказания при назначении несовершеннолетнему лишения свободы или исправительно-трудовых работ: несовершеннолетним в возрасте 14-16 лет — наполовину, 16-18 лет — на одну треть.
Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от
30 октября 1929 г. «Об изменении статей 12 и 50 Уголовного кодекса РСФСР и статей 47 и 174 Исправительно-трудового кодекса РСФСР» возраст, с которого наступала уголовная ответственность, был повышен с 14 до 16 лет.
При установлении в стране тоталитарного режима наметились тенденции к более активному применению репрессий. Это коснулось и несовершеннолетних. Например, в середине 30-х гг. законодатель ужесточает политику, проводимую в отношении преступности несовершеннолетних. В частности, постановлением ЦИК и СНК от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних» минимальный срок уголовной ответственности устанавливался с 12 лет за кражи, причинение насилия, телесные повреждения, увечья, убийства (в том числе и за действия, совершенные по неосторожности), за попытку убийства. При этом подчеркивалось, что несовершеннолетние с двенадцатилетнего возраста подлежат уголовному суду за совершение перечисленных преступлений с применением мер уголовного наказания. В то же время ст. 8 Основных начал уголовного законодательства СССР и союзных республик, предоставляющая право применять к несовершеннолетним меры медико-педагогического характера, была отменена.
Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от
31 мая 1935 г. «О мерах ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» были упразднены комиссии по делам несовершеннолетних при отделах народного образования. Принятие этих постановлений, как справедливо отмечает А. В. Комарницкий, вряд ли оправдано целью ликвидации преступности среди несовершеннолетних, а является скорее результатом тоталитарного режима9.
Обобщив судебную практику, Наркомат юстиции издал в 1940 г. циркуляр «Об улучшении работы судов по борьбе с преступлениями, совершенными подростками», в котором рекомендовал судам проявлять особое внимание при определении наказания несовершеннолетним. Указанный документ дал возможность судам более широко применять к несовершеннолетним меры наказания, не связанные с лишением свободы. В связи со сказанным роста судимости среди несовершеннолетних не наблюдалось. Более того, к 1940 г. количество осужденных по сравнению с 1931 г. уменьшилось на 50 %. Во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы основными криминогенными факторами были беспризорность и безнадзорность подростков.
Таким образом, можно отметить, что период 1920-1940 гг. характеризовался восстановлением уголовной ответственности несовершеннолетних в сочетании с системой мер воспитательного характера. На основании вышесказанного можно выделить вторую модель профилактики — усиление карательной политики в отношении несовершеннолетних.
Дальнейший анализ уголовного законодательства советского периода показывает, что в рамках третьей стадии профилактики преступности несовершеннолетних оно приобретает репрессивный характер. Характерной особенностью предвоенных уголовных законов и законов периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. являлись жестокость, установление карательных мер, несмотря на возраст лица, совершившего преступление. Так, перед началом Великой Отечественной войны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1941 г. «Об уголовной ответственности несовершеннолетних» уголовная ответственность была установлена с 14-летнего возраста. Постановление СНК СССР от 23 января 1942 г. «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» предусматривало создание при исполкомах местных Советов комиссий по устройству детей, оставшихся без родителей, увеличение числа детских домов, приемников-распределителей, организацию суворовских школ, военных училищ, школ юнг.
Начиная с 1941 г. и до принятия Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик в 1958 г. по значительному количеству преступлений ответственность несовершеннолетних наступала с 14 лет, по незначительному
кругу преступлений — с 12 лет. В юридической литературе этого периода отмечались попытки объяснить усиление мер уголовной репрессии по отношению к несовершеннолетним. Так,
А. А. Пионтковский писал: «Установление уголовной ответственности за ряд преступлений начиная с 12-летнего возраста, видимо, было продиктовано желанием указать несовершеннолетним, что советская власть предъявляет серьезные требования к своим подрастающим гражданам»10.
С конца 30-х до конца 70-х гг. профилактика как научное направление заметно утрачивает свои позиции. Это можно проследить даже на примере непринятия криминологии как науки лицами, обличенными властью. Отмеченное, как известно, имело место вплоть до начала 60-х гг. прошлого столетия. Количество работ по профилактике в эти годы было невелико, а официальное осуждение излишней репрессивности 30-х гг. поставило на проблемах уголовной политики клеймо неприятия: «социалистическая теория уголовного права не знает уголовной политики как особой научной дисциплины»9.
Однако усиление уголовных мер без значительного улучшения воспитательной работы с подростками не способствовало сокращению преступности. Законом был отброшен накопленный ранее опыт по применению мер воспитательного характера, основанный на положениях первых декретов. Не имея возможности применять к несовершеннолетним правонарушителям меры воспитательного характера, суды часто назначали наказания в виде кратких сроков лишения свободы, что привело к негативным последствиям. Осужденные подростки, общаясь при этапировании со взрослыми преступниками либо с неоднократно судимыми сверстниками, возвращались домой после отбывания наказания с большим грузом асоциальных взглядов, наклонностей, чем до осуждения11.
Постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 17 февраля 1948 г. «О применении указов от 4 июня 1947 года в отношении несовершеннолетних» судебным органам предлагалось в случае совершения хищения в незначительных размерах несовершеннолетними в возрасте от 12 до 16 лет ставить вопрос о прекращении дела в уголовном порядке и направлять обвиняемых в трудовые воспитательные колонии.
Значительным шагом в уголовной политике явились Основы уголовного законодательства
Союза ССР и союзных республик, принятые Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 г.12
Таким образом, в рамках обозначенной стадии развития профилактики преступности несовершеннолетних представляется возможным выделение третьей модели профилактики — репрессивной.
Четвертая стадия развития профилактики преступности несовершеннолетних связана с принятием Уголовного кодекса РСФСР от 27 октября 1960 г., действовавшего почти 40 лет. Так, ст. 10 УК РСФСР 1960 г. предполагала установление уголовной ответственности в отношении лиц, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. Лица, совершившие преступления в возрасте от 14 до 16 лет, подвергались уголовной ответственности за убийство, умышленное нанесение телесных повреждений, причинивших расстройство здоровью, изнасилование, разбой, кражу, грабеж, злостное хулиганство, умышленное уничтожение или повреждение государственного, общественного имущества или личного имущества граждан, повлекшее тяжкие последствия, также за умышленное совершение действий, могущих вызвать крушение поезда.
В соответствии со ст. 10 УК РСФСР 1960 г. если суд придет к заключению о возможности исправления лица, совершившего в возрасте до
18 лет преступление, не представляющее большой общественной опасности, без применения уголовного наказания, он может применить к такому лицу принудительные меры воспитательного характера (ст. 63 УК РСФСР). Кроме того, к несовершеннолетним не применялась смертная казнь, а лишение свободы не могло превышать 10 лет, предусматривались широкие возможности использования условного осуждения (ст. 44 УК РСФСР), отсрочка исполнения приговора (ст. 46 УК РСФСР) и передача несовершеннолетних на поруки (ст. 52 УК РСФСР).
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 июня 1967 г. устанавливалась уголовная ответственность за хищение огнестрельного оружия (кроме гладкоствольного охотничьего), боевых припасов, а также взрывчатых веществ (ст. 218) с 14 лет (ч. 2 ст. 10 УК РСФСР).
«Оттепель» политического режима, рост преступности послевоенных лет обусловили в конце 60-х гг. «партийно-государственный» заказ на научную разработку концепции борьбы с опасными социальными отклонениями.
У истоков создания новой теории уголовной политики стоял А. А. Герцензон. В дальнейшем отдельные проблемы уголовной политики исследовали П. С. Дагель, Н. И. Загородников,
В. Н. Кудрявцев, Ю. И. Ляпунов, Н. А. Стручков и другие.
С середины 70-х гг. прошлого века стало увеличиваться число совершаемых преступлений, связанных с наркоманией, хотя борьба в России с данным явлением велась с 1903 г. Борьба с наркоманией среди несовершеннолетних становится одной из важнейших задач, решаемых органами внутренних дел. Если в 50-60-е гг. ХХ в. преступления на почве наркомании среди несовершеннолетних регистрировались в Средней Азии, Закавказье, Приморском крае, то в 80-е гг. потребление подростками наркотиков приобретает повсеместный характер. Возможно, одной из причин данного явления стало проведение в стране антиалкогольной кампании (1985-1986 гг.). В этот период в связи с труднодоступностью спиртных напитков часть несовершеннолетних, имеющих отклонения в поведении, перешла на наркотики и другие одурманивающие вещества.
Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 июля 1974 г., учитывая повышенную опасность преступлений, связанных с распространением наркотиков, особенно среди несовершеннолетних, установил уголовную ответственность для лиц в возрасте 14 лет за хищение наркотических средств, а в УК РСФСР была введена ст. 2241, предусматривающая жесткие санкции за это преступление.
К несовершеннолетним не применялись ссылка, высылка, лишение свободы в виде заключения в тюрьме и т. д. В случае совершения преступления, не представляющего большой общественной опасности, законодательство ориентировало правоприменителя на осуществление мер преимущественно воспитательного характера, а не на уголовное наказание. В качестве мер принудительного воспитательного характера предусматривалась передача несовершеннолетних под наблюдение трудового коллектива, общественной организации или отдельного лица либо назначение общественного воспитателя в соответствии с Положением об общественных воспитателях несовершеннолетних. На основании сказанного можно выделить четвертую модель профилактики преступности несовершеннолетних, обозначив ее как модель гуманизации в рамках советской системы.
На дальнейшее совершенствование работы с несовершеннолетними были направлены Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1981 г. и Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 января 1988 г. В соответствии с этими указами МВД СССР издало приказ от 18 августа 1988 г., утвердивший Наставление по организации работ инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, в соответствии с которым к ранее стоявшим на учете в органах милиции несовершеннолетним были дополнительно причислены те, которые допускали немедицинское потребление наркотических, лекарственных и других веществ, вызывающих одурманивание, расширялись также права и обязанности сотрудников органов внутренних дел в отношении не только несовершеннолетних, совершивших преступления, но и склонных к правонарушающему поведению.
В период конца 80-х — начала 90-х гг. в стране произошли значительные социальные преобразования, связанные с перестройкой, переходом экономики страны к рынку, развалом СССР, провозглашением независимости Российской Федерации, что повлекло за собой изменения в политической, экономической и нравственной сферах жизни. Произошла радикальная смена политического курса страны: из тоталитарного государства с доминирующей ролью коммунистической партии Россия превратилась в демократическую президентскую республику. В этот период была упразднена коммунистическая идеология и провозглашены принципы демократического государства: свобода выбора, идеологии, слова, определена главенствующая роль частной собственности. От командно-плановой экономики страна перешла к рыночной, основанной на свободе торговли и предпринимательской деятельности, неприкосновенности частной собственности, были упразднены такие общественные организации, как комсомол, пионерская организация и другие. Все эти изменения повлекли за собой кардинальную ломку принципов, традиций, образа жизни, менталитета, мировоззрения людей. Указанные преобразования не могли не сказаться на состоянии профилактики преступности и моделях ее развития в постсоветский период.
Таким образом, нельзя не отметить, что в советской отечественной юридической науке был заложен фундамент для дальнейшего формирования профилактики правонарушений несо-
вершеннолетних. Соответственно и роль принудительных мер воспитательного воздействия в истории отечественного уголовного права не оставалась неизменной. Советский период характеризуется борьбой гуманистической идеи максимальной экономии репрессии с идеей усиления уголовной репрессии как основного способа борьбы с преступностью несовершеннолетних. Особая роль в период ужесточения уголовного законодательства принадлежала практике, которая способствовала смягчению жестких требований закона.
На основании вышеизложенного мы можем сделать вывод о том, что в России необходимо возродить систему ювенальной юстиции; главным принципом профилактики преступности несовершеннолетних должен стать принцип гуманизма, основанный на отказе от репрессивных мер и переходе к мерам воспитательного характера.
Примечания
1 См.: Бакаев, А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних : учеб. пособие. М., 2004. С. 116.
2 См.: Декрет о комиссиях для несовершеннолетних (191S г.) II Сб. материалов по истории социалистического уголовного законодательства. М., i93S. С. 30.
3 Собрание узаконений и распоряжений Правительства РСФСР. 1920. № 6S. С. 30S.
4 См.: Ермаков, В. Д. Несовершеннолетние преступники в России I В. Д. Ермаков, Н. И. Крюкова. М., 1999. С. 137.
З См.: Бакаев, А. А. Указ. соч. С. 120.
6 Собрание узаконений и распоряжений... С. 312.
7 См.: Базаров, Р. А. Преступность несовершеннолетних: криминальное насилие, меры противодействия. Екатеринбург, 199З. С. 44-4З.
5 Постановление ВЦИК СССР от 1 июня 1922 г. «О введении в действие Уголовного кодекса РСФСР» II Справ. правовая система «КонсультантПлюс».
9 См.: Комарницкий, А. В. Проблемы преступности несовершеннолетних: история и современность. СПб., 2007. С. 2З.
10 Пионтковский, А. А. Учение о преступлении по советскому уголовному праву. М., 1961. С. 290.
11 См.: Скрипченко, Н. Ю. Развитие законодательства о применении принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних преступников II Вопр. ювенал. юстиции. 200S. № 1.
12 Закон СССР «Об утверждении основ уголовно-
го законодательства Союза ССР и союзных республик» от 2З декабря г. II Справ. правовая систе-
ма «КонсультантПлюс».