Научная статья на тему 'Перспективы развития туристической сферы Республики Крым в составе Российской Федерации'

Перспективы развития туристической сферы Республики Крым в составе Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСПЕКТИВЫ / ПОКАЗАТЕЛИ / ИНДИКАТОРЫ / РАЗВИТИЕ / ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ / СФЕРА / ОТРАСЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Падерин А.В.

В работе рассматриваются перспективы развития туристической сферы Республики Крым в составе Российской Федерации. Делается это на основе анализ законодательства по туризму. При этом перспективы развития туристической сферы Республики Крым ассоциируются с эффективностью ее функционирования. Выводы о возможности эффективного функционирования туристической сферы делаются на основе анализа государственных приоритетов, полномочий государственных органов, занимающихся регулированием в туристической сфере. Кроме того, анализируются цели и задачи, которые ставит перед собой государство в сфере туризма и показатели их достижения. Анализ законодательства Российской Федерации по туризму показал наличие резервов в развитии сферы туризма. Эти резервы могут быть задействованы, если получить необходимую информацию благодаря использованию дополнительных индикаторов. В работе было определено, что для эффективного функционирования туристической сферы необходимо одновременное использование показателей социальной, бюджетной и экономической эффективностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития туристической сферы Республики Крым в составе Российской Федерации»

вение связано с появлением связей между организациями-застройщиками, инвесторами и финансово-кредитной сферой.

В-третьих, по линии федеральных властных структур приняты необходимые меры нормативно-правового характера, которые призваны обеспечить устойчивое функционирование сферы городского жилищного строительства. Однако и они не лишены противоречий законодательного и финансового характера, что несколько снижает их практическую значимость. Поэтому на уровне регионов и муниципалитетов должны приниматься собственные нормативные акты, направленные на развитие жилищного строительства.

Список литературы:

1. Бледный С.В. Государственное регулирование рынка жилья // Экономика и жизнь. - 2014. - № 2.

2. Грабовый П.Г. Организация строительного производства / П.Г. Грабовый, В.А. Бальшаков. - М., 2008.

3. Дулич В.А. Восстановление и развитие реального сектора экономики требует крупномасштабных инвестиций // Промышленно-гражданское строительство. - 2014. - № 2.

4. Карасев В.А. Формирование системы методов государственного регулирования хозяйственной деятельности строительных организаций // Экономика строительства. - 2014. - № 2.

5. Кушлин В.И. Траектории экономических трансформаций. - М., 2011.

6. Меркин P.M. Формирование экономических отношений на рынке жилья // Экономика строительства. - 2014. - № 3.

7. Рябченко Л.И. Ипотечное кредитование: Проблемы и перспективы развития // Деньги и кредит. - 2014. - № 3.

8. Турманидзе Т. Методические вопросы управления инвестициями // Инвестиции в России. - 2014. - № 2.

9. Чистов Л.М. Экономика строительства города. - СПб., 2012.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Падерин А.В.*

Крымский индустриально-педагогический университет, г. Симферополь

В работе рассматриваются перспективы развития туристической сферы Республики Крым в составе Российской Федерации. Делается это

* Аспирант кафедры «Экономика и менеджмент».

на основе анализ законодательства по туризму. При этом перспективы развития туристической сферы Республики Крым ассоциируются с эффективностью ее функционирования. Выводы о возможности эффективного функционирования туристической сферы делаются на основе анализа государственных приоритетов, полномочий государственных органов, занимающихся регулированием в туристической сфере. Кроме того, анализируются цели и задачи, которые ставит перед собой государство в сфере туризма и показатели их достижения. Анализ законодательства Российской Федерации по туризму показал наличие резервов в развитии сферы туризма. Эти резервы могут быть задействованы, если получить необходимую информацию благодаря использованию дополнительных индикаторов. В работе было определено, что для эффективного функционирования туристической сферы необходимо одновременное использование показателей социальной, бюджетной и экономической эффективностей.

Ключевые слова: перспективы, показатели, индикаторы, развитие, туризм, туристический, сфера, отрасль.

Сделать вывод о перспективах развития туристической сферы Крыма в составе России можно на основе анализа российского законодательства по туризму. К основополагающим документам в этой сфере относят Концепцию реорганизации и развития туризма в Российской Федерации от 1995 года [4], Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 1996 года [5], Федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (20112018 годы)» от 2011 года [2], Государственную программу Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы от 2014 года [1], Стратегию развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года от 2014 года [3]. Рассмотрим эти документы.

В «Концепции реорганизации и развития туризма в Российской Федерации» ставится цель создать конкурентоспособный туристский комплекс, ориентированный на удовлетворение потребностей российских и зарубежных граждан, а также обеспечивающий достижение социальной и экономической эффективности [4]. Для достижения данной цели предполагается участие Государственного комитета по физической культуре и туризму, Координационного комитета по физической культуре спорту и туризму при Президенте и финансово-промышленной группы - Национальной туристической корпорации. Если Государственный комитет по физической культуре и туризму призван заниматься регулированием в сфере туризма, то Координационный комитет должен обеспечить разработку основ государственной политики в сфере туризма. При этом Национальная туристическая корпорация должна заниматься объединением ресурсов в сфере туризма для их использования при создании национальных гостиничных сетей, строительства и модернизации туристических объектов. Уставной капитал корпорации предполагает участие государства и бизнеса.

К наиболее важным моментам, отраженным в Федеральном Законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», относят признание деятельности в сфере туризма приоритетной отраслью экономики [5]. Это предполагает создание благоприятных условий для определения приоритетных направлений в туристической сфере, подлежащих поддержке со стороны государства. К таким направлениям относят внутренний, въездной, социальный и самодеятельный туризм. При этом туристические направления, являющиеся наиболее рискованными (выездной туризм), подлежат усиленному регулированию, в том числе и через создание объединений, обязательных к членству в них организаций, занимающихся выездным туризмом.

Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» представляет интерес с позиции поставленных в этом документе задач и ожидаемых от их достижения конечных результатов [2]. К задачам программы относят повышение качества оказываемых туристских услуг и продвижение турпродукта на мировой и внутренний туристские рынки. В результате выполнения программы ожидается появление конкурентоспособных туристско-рекреационных кластеров, увеличение количества обслуженных туристов, рост занятости в туристической сфере и смежных отраслях, увеличение поступлений в бюджет за счет роста объемов оказанных платных туристских услуг. Для оценки достигнутых результатов предполагается использование таких показателей, как количество обслуженных российских граждан (иностранцев) коллективными средствами размещения, объем инвестиций в гостиницы и места для временного проживания, количество занятых в коллективных средствах размещения (турфирмах), объем оказанных платных туристских услуг.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы предполагает создание условий для развития внутреннего туризма и международного сотрудничества в этой сфере [1]. В качестве индикаторов оценки достижения целей предполагается использовать уровень удовлетворенности граждан оказанными услугами, объем оказанных платных туристских услуг населению в сфере внутреннего и въездного туризма, количество иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию.

В Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года уделяется внимание повышению качества жизни граждан России, экономическому росту в стране, социальным преобразованиям, активному участию в международных процессах [3]. Главная цель документа - обеспечить развитие внутреннего и въездного туризма с учетом экономической и социальной эффективности. Для этого планируется повысить качество тур-продукта, совершенствовать систему управления, обеспечить рост качества жизни населения, активно развивать российский турпродукт на внутреннем и международном туристских рынках. К основным показателям достижения

цели стратегии относят рост спроса на отечественный турпродукт, увеличение числа иностранных туристов, рост количества повторных поездок, развитие социального туризма. При этом государство намерено обеспечить инновационный характер развития туристической сферы, сбалансировать интересы всех участников этого процесса, обеспечить его устойчивое развитие, а также заниматься повышением качества жизни населения.

Анализ нормативно-правовых актов позволяет сделать следующие выводы. Государство признает туристическую сферу приоритетной отраслью, которая должна быть конкурентоспособной, функционировать социально и экономически эффективно при тесном взаимодействии государства и бизнеса. При этом предполагается совершенствовать систему управления в туристической сфере, повышать качество оказываемых туристских услуг, продвигать отечественный туристский продукт на мировой и внутренний туристские рынки, а также заниматься повышением доходов населения. Участвовать в повышении эффективности функционирования сферы туризма будут Государственный комитет по физической культуре и спорту, Координационный комитет по физической культуре, спорту и туризму при Президенте, Национальная туристическая корпорация. В качестве показателей эффективности предлагается использовать такие индикаторы, как количество российских граждан (иностранцев), обслуженных коллективными средствами размещения, объем инвестиций в гостиницы и места для временного проживания, количество занятых в коллективных средствах размещения (турфирмах), объем оказанных платных туристских услуг в сфере внутреннего и въездного туризма, уровень удовлетворенности оказанными услугами, количество повторных поездок. Отсюда вытекает заинтересованность государства в развитии внутреннего и въездного туризма. В связи с вышесказанным для туристической сферы Крыма открываются новые перспективы ее развития после вхождения этого региона в состав России.

Анализ законодательства Российской Федерации по туризму показал и наличие резервов в развитии туристической сферы. Речь идет о том, что многие показатели достигнутых результатов не позволяют оценить в полной мере степень достижения поставленных целей. Прежде всего речь идет о показателях количества обслуженных граждан и количества обслуженных иностранцев коллективными средствами размещения. Рассматривать число обслуженных граждан коллективными средствами размещения необходимо отдельно по здравницам и гостиницам, поскольку речь идет о разных целях прибытия туристов (лечение или отдых) и разной продолжительности отдыха. Кроме того, необходимо учитывать, что не все туристы прибывают в коллективные средства размещения напрямую. В туристической сфере сложилась устоявшаяся цепочка: коллективное средство размещения ^ турфирма ^ турист. В соответствии с данной цепочкой коллективное средство размещения ожидает прибытия туристов, обслуженных турфирмами. Тур-

фирмы в свою очередь направляют туристов в коллективные средства размещения на основе подписанных договоров. Соответственно все затраты на продвижение как определенного туристического региона в целом, так и отдельного коллективного средства размещения осуществляются туристическими фирмами. Отсюда показатели количества обслуженных внутренних туристов и числа обслуженных въездных туристов должны быть обязательно рассчитаны для туристских фирм. Кроме того, представляет интерес определение количества туристов, прибывших с целью отдыха или лечения и обслуженных турфирмами. Необходимо обратить внимание, что для турфирм может быть рассчитан и целый ряд других индикаторов, таких как коэффициент удовлетворенности предоставленными услугами, показатель затратности обслуживания туристов, коэффициент адаптации, показатели рентабельности. Для коллективных средства размещения представляет интерес определение таких показателей, как коэффициент социальной эффективности и коэффициент эффективности функционирования здравниц. Предлагаемые индикаторы для турфирм и коллективных средства размещения представлены в табл. 1.

Таблица 1

Методика расчета показателей эффективности функционирования регионального туристско-рекреационного комплекса

Показатель Методика расчета

Показатели социальной эффективности

Коэффициент удовлетворенности предоставленными услугами Количество туристов по целям отдых и лечение, обратившихся в турфирмы / Число туристов, остановившихся в средствах размещения

Коэффициент социальной эффективности по национальному доходу Темпы изменения национального дохода / Темпы изменения цены койко-места в отеле (человеко-дня в здравнице)

Коэффициент социальной эффективности по располагаемым доходам населения Темпы изменения располагаемых доходов населения / Темпы изменения цены койко-места в отеле (человеко-дня в здравнице)

Численность обслуженных потребителей Данные статистики

Коэффициент эффективности функционирования здравниц Количество оздоровленных / Число больных

Показатели бюджетной эффективности

Платежи в бюджет Уплаченные налоги турфирмами (средствами размещения)

Налоговая нагрузка Уплаченные налоги / Доходы организаций

Показатели экономической эффективности

Показатель затратности по фонду оплаты труда обслуживания туристов Фонд оплаты труда / Число обслуженных туристов

Доход от оказания услуг на 1 грн. фонда оплаты труда Доход от оказания услуг / Фонд оплаты труда

Показатель затратности обслуживания туристов общий Понесенные затраты / Число обслуженных туристов

Производительность труда (количество обслуженных туристов в месяц одним сотрудником) в натуральном выражении Количество обслуженных туристов / 12 месяцев / Количество сотрудников

218 НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ - 2014

Продолжение табл. 1

Показатель Методика расчета

Показатель эффективности работы сотрудников с позиции прибыли Чистая прибыль / Количество обслуженных туристов

Коэффициент адаптации Темпы изменения прибыли / Темпы изменения затрат

Финансовые показатели

Рентабельность операционная Доходы организаций / Понесенные затраты

Финансовые результаты Прибыль или убыток

Рентабельность оборотных средств Прибыль от реализации / Оборотные средства

Рентабельность активов Операционная прибыль до налогообложения / Сумма активов

Рентабельность собственного капитала Чистая прибыль / Собственный капитал

Рентабельность долгосрочного заемного капитала Чистая прибыль / Долгосрочный заемный капитал

Рентабельность краткосрочных обязательств Чистая прибыль / Краткосрочные обязательства

Коэффициент абсолютной ликвидности Денежные средства компании / Краткосрочные обязательства компании

Источник: собственная разработка автора.

Анализ табл. 1. Показывает, что представленные индикаторы разделены на группы, что соответствует трем типам эффективности - социальной, бюджетной и экономической. Кроме того, при выборе индикаторов, используемых при расчете соответствующих эффективностей, упор делается на оценку эффективности функционирования коллективных средств размещения и турфирм с позиции соответственно туриста, государства и бизнеса.

Применение в законодательстве по туризму таких результирующих показателей, как объем оказанных платных туристских услуг и количество повторных поездок диктует необходимость уделить данным индикаторам особое внимание. Применение показателя объем оказанных платных туристских услуг подразумевает, что основной объем оказанных туристских услуг является бесплатным. Действительно такая ситуация может сложиться, когда основная доля туристов обслуживается коллективными средствами размещения за счет внебюджетных фондов. Делается это через социальные фонды, занимающиеся страхованием на случай потери нетрудоспособности или наступления несчастного случая. При использовании социальных фондов можно добиться высокой загрузки здравниц туристами и обеспечить занятость этих средств размещения. В то же время для государства является принципиально важным обеспечить рост оказания платных услуг, поскольку именно они являются источником доходов для наполнения бюджета. С другой стороны, показатель объема оказанных платных туристских услуг является малоинформативным, так как не позволяет определиться с причиной изменения значений. Поэтому возникает необходимость в совокупности с данным показателем оценивать качество оказываемых туристских услуг, сопоставлять цены на оказываемые туристские услуги с доходами граждан, сопоставлять доходы туристов со средней стоимостью туро-дня. Является малоинформативным и показатель количества повторных поездок, который сле-

довало бы дополнить индикатором частоты поездок (рассчитывается как отношение количества поездок к числу туристов). Показатель частоты поездок позволяет оценить популярность туристической дестинации для туристов.

Таким образом, использование дополнительных показателей для оценки эффективности целеполагания в сфере туризма позволяет задействовать резервы развития туристической сферы. Речь идет об учете вклада в достижение эффективности функционирования сферы туризма не только коллективных средств размещения, но и турфирм. При этом важное место в эффективности достижения целей в туристической сфере отводится изучению мотивации туристов, их удовлетворенности качеством оказанных услуг и социальной направленностью туристских услуг. Предлагаемые дополнительные индикаторы оценивают эффективность целеполагания в сфере туризма с позиции тех аспектов, которые являются существенными для туриста, государства и бизнеса. Для туриста наиболее важным является доступность цен на туристские услуги, что можно определить только путем сопоставления цен с доходами туристов. Эффективность функционирования туристической сферы государством определяется исходя из уровня поступления налогов в бюджет. Одним из важнейших показателей здесь является налоговая нагрузка. Для бизнеса определяющим становится экономическая целесообразность ведения туристической деятельности. Выводы о целесообразности или нецелесообразности осуществления деятельности в сфере туризма можно сделать по результатам сопоставления затрат организации по содержанию сотрудников с доходами, которые они принесли компании, а также по результатам анализа показателей операционной рентабельности и финансового результата. Отсюда становится понятным, что эффективность це-леполагания для обеспечения развития туристической сферы зависит от одновременного использования показателей оценки степени достижения социальной, бюджетной и экономической эффективностей.

Список литературы:

1. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс] // Документы. -2014. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 162185^15.

2. Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» [Электронный ресурс] // Документы ленты Прайм. - 2011. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/55071986.

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до

2020 года» [Электронный ресурс] // Документы. - 2014. - Режим доступа: http://www.consultantш/document/cons_doc_LAW_164146/?frame=1.

4. Указ Президента Российской Федерации «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Законодательство России. - 1995. - Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/rossij-Б^е^ -praktika/h6g.htm.

5. Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Законодательство. - 1996. - Режим доступа: http://pravo.gov.ш/pшxy/ips/?docbody=&nd=Ш2044080.

ИННОВАЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ

© Тихоненко К.П.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

В статье рассматривается проблемы невозможности выхода России на новый инновационный путь развития, приводятся статистические данные настоящего положения дел в экономике относительно инновационных инструментов, внедряемых в производство, а так же расписаны пути выхода из кризисной ситуации, и способы эффективного внедрения инноваций на предприятиях России.

Ключевые слова инновации, инновационные инструменты, качество, система менеджмента качества.

В современном мире во всех странах, в частности в России уже долгое время рассматривается вариант перехода развития на новый инновационный путь. Но реализация данного варианта постоянно откладывается на неопределенный срок в силу различных причин: финансовый кризис, постоянно растущие цены, неблагоприятная ситуации на рынке и т.д. Каждая из этих причин является препятствием, но никак не первоисточником отказа от внедрения инновационных инструментов [4]. Но, в то же время, каждая из этих причин по отдельности и все они в совокупности тормозят развитие экономики, создавая определенные преграды для развития экономического сектора и перехода его на новый инновационный, а следовательно, более современный уровень развития.

Российская экономика на мировой арене имеет далеко не лидирующие позиции в аспекте инноваций. Стране в кратчайшие сроки необходимо научится давать характерный ответ странам-лидерам, активно применяющим методы инновационного развития. Конкретного результата Россия сможет

* Студент кафедры Менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.