Научная статья на тему 'Динамика основных показателей развития Российской сферы туризма в 2010 - 2015 годах'

Динамика основных показателей развития Российской сферы туризма в 2010 - 2015 годах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1155
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / СФЕРА ТУРИЗМА / TOURISM / ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / TOURISM INDUSTRY / ТУРИСТСКИЙ РЫНОК / TOURISM MARKET / ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / INBOUND TOURISM / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / DOMESTIC TOURISM / ВЫЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / OUTBOUND TOURISM / ОБЪЁМ ПЛАТНЫХ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ / THE VARIETY OF PAID TOURIST SERVICES / ОБЪЁМ ПЛАТНЫХ УСЛУГ ГОСТИНИЦ / THE VARIETY OF PAID SERVICES OF HOTELS / ЧИСЛО ВЪЕЗДНЫХ И ВЫЕЗДНЫХ ПОЕЗДОК / THE NUMBER OF INBOUND AND OUTBOUND TRIPS / АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / THE ANALYSIS OF THE DYNAMICS OF THE INDICATORS / ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / TRENDS OF THE CHANGES IN INDICATORS / FIELD OF TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Першина Наталья Валентиновна, Панишев Евгений Александрович, Витренко Леонид Сергеевич

Статья посвящена изучению динамики таких показателей функционирования российской сферы туризма, как: объём платных туристских услуг, объём платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, количество гостиниц, число въездных и выездных поездок. Актуальность исследования связана с необходимостью преодоления проблем развития отечественной туриндустрии, нестабильности её функционирования, на которую направлена реализация разработанных в России государственных программ в области туризма. Приоритет при этом отдаётся внутреннему и въездному туризму. Воплощение в жизнь этих программ требует постоянного анализа различных показателей функционирования данной сферы, оценки их динамики и факторов, влияющих на них. В исследовании выявляются тенденции изменения анализируемых показателей. Делаются выводы о преобладании положительных тенденций в сфере российского туризма, которые, однако, сопровождаются некоторыми негативными явлениями (сохранением превышения выездных туристских потоков над въездными, отрицательным влиянием экономического кризиса 2014 г. и ухудшением финансового положения туроператоров). Дальнейшее развитие российской сферы туризма должно осуществляться, главным образом, за счёт расширения и улучшения туристской и обеспечивающей инфраструктуры, повышения уровня подготовки и переподготовки туристских кадров, широкого использования инноваций в сфере туризма, создания привлекательного имиджа России на мировом туристском рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF THE MAIN INDICATORS OF THE RUSSIAN TOURISM INDUSTRY DEVELOPMENT IN 2010 - 2015 YEARS

The article is devoted to the study of the dynamics of such indicators in the Russian tourism as: the variety of paid tourist services, the variety of paid services of hotels and similar means of accommodation, number of hotels, number of inbound and outbound trips. The relevance of the study relates to the necessity of overcoming the problems of development of domestic touristic industry, the instability of its operation, which is directed to the implementation of developed state programs in the field of tourism. Priority is given to domestic and inbound tourism. The implementation of these programs requires constant analysis of various indicators of functioning of this sphere, the evaluation of their dynamics and factors affecting them. The research gives the trends of the changes in the analyzed indicators. The article gives the conclusions about the predominance of positive trends in Russian tourism, which, however, are accompanied by some negative phenomena (the excess of outbound tourist above the inbound one remains, the negative impact of the economic crisis of 2014 and the deterioration of the financial situation of tour operators). Further development of the Russian tourism should be mainly performed due to the expansion and improvement of touristic infrastructure, by improving training and retraining of tourism personnel, by innovations in the sphere of tourism and by the creation of attractive image of Russia in the world touristic market.

Текст научной работы на тему «Динамика основных показателей развития Российской сферы туризма в 2010 - 2015 годах»

УДК 338.48

ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ СФЕРЫ ТУРИЗМА В 2010 - 2015 ГОДАХ

© 2016

Першина Наталья Валентиновна, кандидат экономических наук, доцент, преподаватель цикловой методической комиссии социально-информационных дисциплин Панишев Евгений Александрович, кандидат исторических наук, преподаватель цикловой методической

комиссии социально-информационных дисциплин Витренко Леонид Сергеевич, преподаватель первой категории цикловой методической комиссии социально-информационных дисциплин Тюменский государственный университет (625003, Россия, Тюмень, улица Володарского, 6, e-mail: leonid-vetrov@mail.ru)

Аннотация. Статья посвящена изучению динамики таких показателей функционирования российской сферы туризма, как: объём платных туристских услуг, объём платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, количество гостиниц, число въездных и выездных поездок. Актуальность исследования связана с необходимостью преодоления проблем развития отечественной туриндустрии, нестабильности её функционирования, на которую направлена реализация разработанных в России государственных программ в области туризма. Приоритет при этом отдаётся внутреннему и въездному туризму. Воплощение в жизнь этих программ требует постоянного анализа различных показателей функционирования данной сферы, оценки их динамики и факторов, влияющих на них. В исследовании выявляются тенденции изменения анализируемых показателей. Делаются выводы о преобладании положительных тенденций в сфере российского туризма, которые, однако, сопровождаются некоторыми негативными явлениями (сохранением превышения выездных туристских потоков над въездными, отрицательным влиянием экономического кризиса 2014 г. и ухудшением финансового положения туроператоров). Дальнейшее развитие российской сферы туризма должно осуществляться, главным образом, за счёт расширения и улучшения туристской и обеспечивающей инфраструктуры, повышения уровня подготовки и переподготовки туристских кадров, широкого использования инноваций в сфере туризма, создания привлекательного имиджа России на мировом туристском рынке.

Ключевые слова: туризм, сфера туризма, туристская индустрия, туристский рынок, въездной туризм, внутренний туризм, выездной туризм, объём платных туристских услуг, объём платных услуг гостиниц, число въездных и выездных поездок, анализ динамики показателей, тенденции изменения показателей.

DYNAMICS OF THE MAIN INDICATORS OF THE RUSSIAN TOURISM INDUSTRY DEVELOPMENT IN 2010 - 2015 YEARS

© 2016

Pershina Natalya Valentinovna, candidate of economic Sciences, associate Professor of the cyclic methodical

Commission of social and information disciplines Panishev Evgeny Aleksandrovich, candidate of historical Sciences, lecturer of the cyclic methodical Commission of social and information disciplines Vitrenko Leonid Sergeyevich, a teacher of the first category of the cyclic methodical Commission of social and information disciplines Tyumen State University (625003, Russia, Tyumen, street Volodarskogo, 6, e-mail: leonid-vetrov@mail.ru)

Abstract. The article is devoted to the study of the dynamics of such indicators in the Russian tourism as: the variety of paid tourist services, the variety of paid services of hotels and similar means of accommodation, number of hotels, number of inbound and outbound trips. The relevance of the study relates to the necessity of overcoming the problems of development of domestic touristic industry, the instability of its operation, which is directed to the implementation of developed state programs in the field of tourism. Priority is given to domestic and inbound tourism. The implementation of these programs requires constant analysis of various indicators of functioning of this sphere, the evaluation of their dynamics and factors affecting them. The research gives the trends of the changes in the analyzed indicators. The article gives the conclusions about the predominance of positive trends in Russian tourism, which, however, are accompanied by some negative phenomena (the excess of outbound tourist above the inbound one remains, the negative impact of the economic crisis of 2014 and the deterioration of the financial situation of tour operators). Further development of the Russian tourism should be mainly performed due to the expansion and improvement of touristic infrastructure, by improving training and retraining of tourism personnel, by innovations in the sphere of tourism and by the creation of attractive image of Russia in the world touristic market.

Keywords: tourism, field of tourism, tourism industry, tourism market, inbound tourism, domestic tourism, outbound tourism, the variety of paid tourist services, the variety of paid services of hotels, the number of inbound and outbound trips, the analysis of the dynamics of the indicators, trends of the changes in indicators.

Постановка проблемы в общем виде и её связь с важными научными и практическими задачами. Одной из особенностей сферы туризма является её высокая нестабильность. Существенно влияют на неё серьёзные политические события, колебания курсов валют, экономические кризисы, природные катаклизмы. Кроме того для рынка туристских и гостиничных услуг характерно колебание спроса в зависимости от времени года и дней недели. Также необходимо отметить высокую эластичность спроса на туристские услуги в зависимости от дохода потребителя, цены продукта [1, с. 96, 97]. Поэтому предпринимательская деятельность в сфере туризма сопряжена с более высоким риском, чем во многих отраслях промышленности. Для его уменьшения необходим постоянный мониторинг туристского рынка, динамики

спроса и других показателей развития сферы туризма.

Особенно актуальны данные вопросы для российской индустрии туризма. По данным World Tourism Organization Database по абсолютной величине прямого вклада туризма в ВВП России в 2015 г. она занимала среди стран мира 23 место (17,9 млрд. долл. США в текущих ценах). Его доля в процентах к ВВП России составляла в 2015 г. 1,5%, что в рейтинге стран соответствует 162 позиции. В 1990 г. этот показатель в нашей стране составлял 8,4%. Даже в условиях глубокого экономического кризиса и высочайшей инфляции 1992 г. он был равен 1,8%. В дальнейшем уровень этого показателя постоянно колебался, периодически повышаясь или падая [2]. Несомненно, приведённые цифры говорят о недостаточности развития отечественной туриндустрии и

наличии нестабильности в её функционировании.

Для решения проблем российской сферы туризма была разработана федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)». Её цель -повышение конкурентоспособности туристского рынка Российской Федерации, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах. Одними из ожидаемых конечных результатов реализации программы являются: увеличение объёма платных туристских услуг, оказанных населению, и объёма платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения по сравнению с 2010 г. [3]. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы, утвержденная Правительством Российской Федерации 15 апреля 2014 г. выделяет, наряду с другими, такой показатель её реализации, как количество иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию [4]. В «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. N 941-р также отмечается приоритетность в России внутреннего и въездного туризма. В ней указывается, что корректировка Стратегии осуществляется по результатам постоянного мониторинга её реализации с учётом изменений, оказывающих существенное влияние на состояние сферы туризма [5]. Таким образом, воплощение в жизнь разработанных в России государственных документов в области развития туризма требует постоянного анализа различных показателей функционирования данной сферы, оценки их динамики и факторов, влияющих на них.

В последние несколько лет в российской сфере туризма происходят значительные изменения, в основном вызванные внешними факторами: введением международных санкций против России, ростом терроризма в странах мира, снижением мировых цен на нефть и курса рубля [6, с. 183].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор; выделение неразрешённых раньше частей общей проблемы. Многие авторы отмечают положительные изменения, происходящие в российской сфере туризма в последние годы. В 2012 г. Россия оказалась на восьмом месте по росту доходов от туризма в мире [7, с. 50]. В 2013 г. она, наравне с Китаем, стала по подсчётам Всемирной туристской организации лидером по темпам роста в отрасли и занимала пятую позицию в списке крупнейших выездных рынков мира [8, с. 28]. А.Ю. Егоров отмечает, что исследование современного состояния внутреннего туризма в Российской Федерации позволяет сделать выводы о положительной динамике в развитии этой сферы. Отмечается рост внутреннего туристского потока [9, с. 46].

Однако положительные тенденции в российской сфере туризма не стали пока всеобъемлющими и необратимыми, кроме того, они сопровождаются существенными негативными явлениями.

По мнению Н.Ф. Кузнецовой, россияне до сих пор мало знают о туристско-рекреационных ресурсах собственной страны, а особенно её отдалённых сибирских регионов [10, с. 136]. Ограничены знания о популярных российских направлениях и у иностранцев. Лишь архитектурный ансамбль Московского Кремля, дворцы Санкт-Петербурга, древние города Золотого кольца знают во всём мире. [11, с. 24].

А.П. Панкрухин обращает внимание на то, что важнейшая ценовая проблема въездного туризма в России - это визовая проблема. Другая крупная проблема ценообразования на туруслуги в России - цена гостеприимства. Также он выделяет такие трудности, связанные с пребыванием туристов в нашей стране, как требование обязательной регистрации гостей в течение трёх дней,

необорудованность российских туравтобусов индивидуальными ремнями безопасности, отсутствие информации для иностранцев на латинице [12, с. 7 - 6]. Оценивая влияние введённых в 2014 г. международных санкций на российскую сферу туризма, И.И. Зиганшин, А.О. Овчаров, Н.А. Рысаева выделяют следующие их отрицательные последствия: сокращение туристских потоков из России в Европу, увеличение рисков реализации совместных инвестиционных проектов в индустрии гостеприимства, ухудшение имиджа России, как страны благоприятной для въездного туризма [13, с. 17]. Развитие туристской индустрии в России по-прежнему происходит нестабильно и противоречиво, что требует постоянного её изучения и принятия мер по обеспечению её устойчивости в меняющихся внешних условиях.

Формирование целей статьи (постановка задания). Поэтому целью нашего исследования является анализ динамики некоторых показателей, характеризующих развитие современной российской сферы туризма и выявление тенденций их изменения. К ним мы относим: объём платных туристских услуг, объём платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, количество гостиниц, число въездных и выездных поездок. Данные показатели являются важнейшими индикаторами реализации государственных программ развития сферы туризма Российской Федерации.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В таблице 1 представлены данные об объёме платных туристских и гостиничных услуг в Российской Федерации в 2010 - 2014 годах. Рассчитанные авторами темпы роста этих величин показывают, что неравномерная положительная динамика объёма платных туристских услуг в России в 2010 - 2013 годах сменилась абсолютным падением его величины в 2014 г. на 0,3% по сравнению с предыдущим годом.

Более успешные результаты функционирования за исследуемый период, по данным таблицы, показывает российская гостиничная индустрия. Темпы роста объёма платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в 2010 - 2013 годах неуклонно повышались, и лишь в 2014 г. они снизились по сравнению с предыдущим годом на 7%, однако тенденция роста сохранилась. В целом за анализируемый период объём платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в России увеличился на 55,7%, а объём платных туристских услуг на 47,7%.

Таким образом, можно отметить, что российский экономический кризис 2014 г. отрицательно повлиял на эти два показателя развития российской сферы туризма, однако в большей степени это отразилось на объёме платных туристских услуг.

Таблица 1 - Объём платных туристских и гостиничных услуг в Российской Федерации в 2010 - 2014 гг. (млн. руб.) [14].

Показатели 2010 2011 роста, % 2012 рапа, % 2013 раза, % 2014 рала, % рсснзаЗлет %

Объем татныл туристских услуг £879 1128294 1130 1215450 1077 147ОД) 1213 1475103 ®7 1477

успт гостиниц и акадегочньк средств размещения 112855?! 125541.4 1112 141011Д 1123 1623871 1152 1757333 1CS2 1557

Положительную динамику за 2010 - 2014 гг. показывает и число гостиниц и аналогичных средств размещения в России (таблица 2). Самый высокий темп роста этого показателя наблюдался в 2012 г. по сравнению с 2011 г. - 110,7%. В 2013 г. он снизился на 4,8%, а в 2014 г. вновь вырос на 2,7%. В целом за анализируемый период число гостиниц и аналогичных средств размещения в России увеличилось на 36,2%.

Таблица 2 - Число гостиниц и аналогичных средств размещения в Российской Федерации в 2010 - 2014 гг. 15, с. 168].

2010 2011 роста, % 2012 роста, % 2013 роста, % 2014 роста, % роста за 5 лет

7866 8416 107,0 9316 110,7 9869 105,9 10714 108,6 136,2

Данные таблицы 3 отражают некоторую отрицательную тенденцию числа въездных поездок иностранных граждан в Россию в 2010 - 2014 годах. В 2010 - 2013 гг. она выражалась в постоянном снижении темпов роста числа въездных поездок, а в 2014 г. в абсолютном сокращении их количества. В целом за пять лет в России наблюдался рост этого показателя на 32%. Число выездных поездок российских граждан за границу со служебными, туристскими и частными целями в 2014 г. по сравнению с 2013 г. сократилось на 762 тыс. или на 2,1%. В 2014 г. по сравнению с 2010 г. этот показатель вырос на 50,6%. Таким образом, за пять лет рост количества выездных поездок превысил увеличение числа въездных. Однако в 2014 г. по сравнению с 2013 г. число выездных поездок сократилось в большей степени, чем въездных, что является положительным фактором для развития российского туризма.

Таблица 3 - Число поездок иностранных граждан в Россию и российских граждан за границу со служебными, туристскими и частными целями в 2010 - 2014 гг. (страны дальнего зарубежья, тысяч) [14].

Показатели 2010 2011 2012 Р % 2013 роста, 2014 Р% роста а 5 лет О)

Число Еьеанкх поездок 7234 S102 112,0 S971 110,7 9604 107,1 9547 99,4 1320

Число эякдаых поездок 23551 27217 115,6 30932 1136 36229 117,1 35467 97$ 1506

Абсолютная разность въездных и -16317 -19115 117,1 -21961 1149 -26625 121Д -25920 97,4 158£

поездок

Кроме того таблица отражает постоянное существенное абсолютное и относительное превышение за исследуемые годы числа выездных поездок над въездными в Российской Федерации (значительно более чем в 3 раза), темпы роста которого неуклонно повышались до 2014 г. Только в 2014 г. по сравнению с 2013 г. абсолютная разность числа въездных и выездных поездок в России сократилась на 2,6%. Однако по итогам пятилетия этот показатель вырос в Российской Федерации в наибольшей степени (на 58,9%). Данные таблицы 3 показывают сохранение в 2010 - 2014 гг. неблагоприятных для развития сферы российского туризма тенденций, главной из которых является превышение выездных туристских потоков над въездными, что ограничивает поступление валютных доходов в страну.

Последнее подтверждается и международными сравнениями показателей развития сферы туризма. В 2014 г. Российская Федерация по объёмам въездного туризма занимала 27 место (11 759 млн. долл. США) среди стран мира после Бельгии, Португалии и Швеции, значительно уступающих России по площади территории. По сравнению с Соединёнными Штатами Америки (страной лидером по данному показателю - 177 241 млн. долл. США) объём въездного туризма в Российской Федерации был более чем в 15 раз меньше. В 2009 г. наша страна занимала по этому показателю 29 место (8 830 млн. долл. США). А по величине выездного туризма Россия находилась в 2014 г. на 5 месте (50 428 млн. долл. США), уступая лишь Китаю, США, Германии и Великобритании. По сравнению с 2010 г. по этому показателю она также улучшила свои позиции, поднявшись с 9 места. По количеству прибытий с 2010 г. по 2014 г. Россия поднялась в мировом рейтинге с 11 (22 281 000) на 9 место (32 421 000). По числу отправлений Российская

Федерация находилась в 2014 г. на 6 месте (45 889 000), как и в 2009 г. (34 276 000) [2]. В 2011 г. Российскую Федерацию посетило 20,6 млн. иностранных граждан, из которых около 18% прибыли с туристскими целями, а выехало за границу 43,7 млн. человек [7, с. 49, 51]. В 2013 г. Россию посетило более 30 млн. человек [16].

В 2015 г. также наблюдалось превышение числа выездных туристских поездок над въездными на 7 538 тыс. Важными положительными обстоятельствами стали в этом году: значительное уменьшение этого показателя по сравнению с 2014 г., рост числа въездных поездок на 1 414 тыс. (на 5,6%) и сокращение выездных туристских поездок на 8 531 тыс. или почти на 20% [17, с. 187]. С другой стороны, значительное сокращение выездного туризма негативно сказалось на положении, в первую очередь, российских туроператоров, получавших большие доходы от продажи туров за рубеж. Серьёзные потери понесли не только российские туроператоры, работающие на выезд (более 4 тыс.), но и наши партнёры за рубежом. Особенно больно кризис ударил по европейскому направлению, так как поток туристов на нём сократился на 30% [18, с. 123]. Турфирмы в кризисное время для туристической отрасли покидают российский рынок из-за снижения платёжеспособности россиян, повального демпинга со стороны туроператоров, их чрезмерных амбиций, не соответствующих финансовым реалиям рынка и туристам, привыкшим к низким ценам на путёвки [19].

В 2015 г. по количеству выездных туристских поездок в Российской Федерации лидировали следующие страны: Абхазия, Турция, Казахстан, Финляндия, Египет, Украина. Однако по сравнению с 2014 г. доля этих стран в общем объёме выездного потока сократилась за исключением Абхазии. Наибольшее сокращение из них касается Украины (на 35,2%), Финляндии (на 28,4%), Египта (на 22,1%). Наибольшее количество въездных туристских поездок в Россию осуществлялось в 2015 г. из Украины, Казахстана, Польши, Финляндии, Китая. По сравнению с 2014 г. доля этих стран во въездном потоке увеличилась (за исключением Польши, туристский поток из которой сократился на 2,7%). Наибольший рост числа поездок в Россию из этих стран наблюдался в Китае (на 28,4%) и в Казахстане (на 26,2%). В 2011 г. пятёрка стран-лидеров по количеству прибывающих туристов выглядела следующим образом: Китай, Германия, Турция, Италия, Франция [20, с. 105]. Таким образом, география стран, жители которых наиболее активно посещают Россию с туристскими целями в 2015 г. по сравнению с 2011 г. изменилась в сторону преобладания близлежащих государств.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Проанализировав динамику некоторых показателей развития российской сферы туризма в 2010 - 2015 гг., мы пришли к следующим выводам:

- за анализируемый период в России преобладали положительные тенденции изменения показателей;

- российский экономический кризис отрицательно сказался на показателях объёма платных туристских услуг, числа въездных и выездных поездок (в меньшей степени от него пострадала гостиничная индустрия);

- сохранялась тенденция превышения числа выездных поездок над въездными;

- резкое сокращение в 2015 г. выездного туристского потока сопровождалось значительными финансовыми проблемами и банкротством многих туроператоров;

- в 2015 г. по сравнению с 2014 г. доля почти всех стран, присутствующих в выездных потоках Российской Федерации сократилась, по сравнению с 2011 г. произошла смена стран-лидеров въездного туризма в пользу близлежащих государств;

- среди стран мира в 2014 г. по сравнению с 2010 г. Россия улучшила свои позиции по показателям объёмов въездного и выездного туризма, количества прибытий,

однако занимаемые места в рейтингах выездного туризма значительно выше, чем въездного.

Дальнейшее функционирование российской сферы туризма требует сосредоточения усилий на реализации принятых государственных программ и стратегии развития туризма, сохранения положительных тенденций динамики показателей, достижения превышения объёма внутреннего и въездного туризма над выездным, переориентации в связи с этим деятельности турфирм, укрепления позиций России в сравнении с другими странами по всем туристским индикаторам за счёт совершенствования законодательства, расширения и улучшения туристской и обеспечивающей инфраструктуры, повышения уровня подготовки и переподготовки туристских кадров, широкого использования инноваций в сфере туризма, создания привлекательного имиджа России на мировом туристском рынке и успешного брендирования её территорий, упрощения паспортно-визовых, таможенных и других туристских формальностей и правил.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Першина Н.В. Маркетинг в индустрии туризма и гостеприимства// Современное состояние и тенденции развития индустрии туризма и гостеприимства в Тюменском регионе: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Тобольск: ТГПИ имени Д.И. Менделеева, 2007. С. 94 - 100.

2. Мировой атлас данных. [Электронный ресурс]. URL.: http://knoema.ru/atlas/topics/ (дата обращения: 27.11.2016).

3. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» (с изменениями на 11 июня 2016 года). [Электронный ресурс]. URL.: http://docs.cntd.ru/ document/902295121#top (дата обращения: 28.11.2016).

4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 -2020 гг., утвержденная Правительством РФ 15 апреля 2014 г. [Электронный ресурс]. URL.: http://docs.cntd.ru/ document/499091763 (дата обращения: 28.11.2016).

5. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. N 941-р (с изменениями на 26 октября 2016 года). [Электронный ресурс]. URL.: http://docs.cntd. ru/document/420200177 (дата обращения: 28.11.2016).

6. Першина Н.В. Анализ динамики некоторых показателей развития сферы туризма города Тобольска в 2011 - 2015 годах// Возможности развития краеведения и туризма Сибирского региона и сопредельных территорий. Сборник научных статей по результатам шестнадцатой Международной научно-практической конференции, посвященной памяти Почетного председателя ТОО РГО, профессора Петра Андреевича Окишева, 1 - 2 ноября 2016 г. Томск, 2016. С. 183 - 185.

7. Волков С.К. Анализ тенденций развития российской индустрии туризма// Экономика, предпринимательство и право. 2014. № 2. С. 47 - 57.

8. Мингалева Ж.А. Инновационное развитие территорий на основе использования потенциала туризма// Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2014. № 2(17). С. 27 - 31.

9. Егоров А.Ю., Авдеева В. Основные тенденции развития внутреннего туризма в России // Инновационная экономика и современный менеджмент. 2015. № 1 - 2 (3). С. 46 - 52.

10. Кузнецова Н.Ф. Современная инфраструктура как одно из важнейших условий развития туризма// Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 3 (16). С.134 - 138.

11. Ковальчук А.П. Анализ направлений развития внутреннего туризма в России// Экономика, предпринимательство и право. 2014. Том 4. № 3. С. 24 - 29.

12. Панкрухин А.П. Маркетинговые резервы российских туристских дестинаций // Практический маркетинг.

2012. № 8 (186). С. 4 - 16.

13. Зиганшин И.И., Овчаров А.О., Рысаева Н.А. Влияние экономических санкций на развитие российского туризма // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1(33). С. 17 - 25.

14. Сайт федерального агентства по туризму [Электронный ресурс]. URL: http:// www.russiatourism. ru/content/8 /section/81/detail/4124/

15. Россия в цифрах 2016 г.: Краткий статистический сборник. М: Росстат, 2016. 543 с.

16. UNWTO World Tourism Barometer. 10 (November).

2013. Madrid: UNWTO. Available at www.unwto.org/facts/ eng/barometer.htm.

17. Першина Н.В., Угрюмова С.В. К вопросу о туристской привлекательности территории // Молодой учёный. 2016. № 16 (120). С. 187 - 189.

18. Джанджугазова Е.А., Первунин С.Н. Российский туризм: анатомия кризиса // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. № 1 (2). С. 116 - 129.

19. Лебедева Т.Е., Мозгалёва М.А. Маркетинговые исследования жизнедеятельности турфирм во время кризиса // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL.: http:// web.snauka.ru/issues/2015/05/53096 (дата обращения: 06.11.2016).

20. Недосвитий Н.В. Повышение эффективности развития туристской индустрии на основе инновационных подходов к формированию кластерной структуры в регионе // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2012. № 4 (20). С. 105 - 112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.