Научная статья на тему 'Концептуальные основы разработки стратегии развития туристско-рекреационной зоны Республики Крым в свете инновационного развития России'

Концептуальные основы разработки стратегии развития туристско-рекреационной зоны Республики Крым в свете инновационного развития России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / РЕАКЦИЯ / ТУРИСТСКИЙ / РЕКРЕАЦИОННЫЙ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ / ЗОНА / ОТРАСЛЬ / СФЕРА / КОМПЛЕКС / ИННОВАЦИИ / РАЗВИТИЕ / КРЫМ / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Падерин Алексей Владимирович

В работе рассматриваются основы устойчивого развития туристско-рекреационной зоны Республики Крым с учетом инновационной направленности развития России, уровня инновационной активности субъектов хозяйствования Крыма и состояния развития туристической отрасли полуострова. Состояние инновационного развития Крыма и ситуация в туристической отрасли полуострова диктуют необходимость сконцентрироваться на повышении доходности туристического бизнеса для обеспечения устойчивого пространственного развития туристско-рекреационной зоны Республики Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы разработки стратегии развития туристско-рекреационной зоны Республики Крым в свете инновационного развития России»

Концептуальные основы разработки стратегии развития туристско-рекреационной зоны Республики Крым в свете инновационного развития

России.

The conceptual bases of the Crimean tourist and recreation area strategy development in the context of Russia innovative development.

Падерин Алексей Владимирович КИПУ, Республика Крым, г.Симферополь [email protected]

В работе рассматриваются основы устойчивого развития туристско-рекреационной зоны Республики Крым с учетом инновационной направленности развития России, уровня инновационной активности субъектов хозяйствования Крыма и состояния развития туристической отрасли полуострова. Состояние инновационного развития Крыма и ситуация в туристической отрасли полуострова диктуют необходимость сконцентрироваться на повышении доходности туристического бизнеса для обеспечения устойчивого пространственного развития туристско-рекреационной зоны Республики Крым.

The bases of the Crimean tourist and recreation area steady development are examined in the article taking into account the innovative orientation of the Russian Federation development, level of the Crimean business innovative activity, the status of the Crimean tourist industry development. The Crimean innovative development status and the situation in the tourist industry of the peninsular dictates a necessity to be concentrated on the increase of tourist business profitableness for providing of steady spatial development of the Crimean tourist and recreation area. Therefore the stage, related to rapid increase providing of the Crimean tourist industry profitableness, must be included in strategy of the Crimean tourist and recreation area development.

Ключевые слова: туризм, реакция, туристский, рекреационный, туристско-рекреационный, зона, отрасль, сфера, комплекс, инновации, развитие, Крым, Россия.

Keywords: tourism, recreation, tourist, tourist and recreation, zone, industry, sphere, complex, innovations, development, Crimea, Russia.

Постановка проблемы. Туристско-рекреационные зоны представляют собой основу развития туристической сферы экономики, так как обладают огромным потенциалом формирования доходов региональных и государственного бюджетов. Обеспечить неуклонный рост поступлений в бюджеты всех уровней невозможно, не занимаясь пространственным развитием зоны. В России рост экономики и повышение ее конкурентоспособности связывают с инновационным путем развития страны. Поэтому пространственное развитие зоны без инновационной направленности делает такую территорию менее привлекательной в глазах потенциальных инвесторов и способствует ускорению негативных процессов.

Цель работы - определить основы разработки стратегии развития туристско-рекреационной зоны Республики Крым в свете инновационного развития России. Анализ литературы [8 ; 9 ; 10 ; 17 ; 18] показал, что государство уделяет много внимания построению к 2020 году инновационной экономики.

Важность участия науки в стимулировании инновационной деятельности определена в Указе Президента Российской Федерации "Доктрина развития российской науки" от 13 июня 1996 года [17].

17 ноября 2008 года принимается Распоряжение Правительства Российской Федерации "Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" [9]. В этом документе уделяется внимание переходу российской экономики от экспортно-сырьевой ориентации к инновационному социально ориентированному типу развития с целью обеспечения экономического роста, основанного на раскрытии творческого потенциала человека.

Необходимость перехода Российской Федерации к инновационной экономике и определение направлений инновационного развития Российской Федерации даются в Распоряжении Правительства Российской Федерации "Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года", утвержденном 08 декабря 2011 года [10].

Вопросами инновационного развития страны занимается с 18 июня 2012 года Совет при Президенте Российской Федерации, что определено Указом Президента Российской Федерации [18].

29 марта 2013 года Распоряжением Правительства Российской Федерации принимается государственная программа "Экономическое развитие и инновационная экономика" [8]. В рамках данной программы заслуживает внимание подпрограмма "Стимулирование инноваций". Для поддержки инновационных проектов на всех стадиях предлагается создавать государственные институты развития - "инновационные лифты".

Изложение основного материала. Анализ литературы указывает на наличие значительного количества документов, регулирующих инновационную деятельность в России. В то же время для оценки влияния законодательства на состояние дел с инновациями в России потребуется составить инновационный портрет Российской Федерации. Поэтому проанализируем инновационную активность бизнеса по различным видам экономической деятельности. Для этого обратимся к табл.1 [14 ; 15 ; 16].

Таблица 1 .Удельный вес российских предприятий, внедряющих инновации, по

видам экономической деятельности, %*.

Вид экономической деятельности Технологические инновации Организационные инновации Маркетинговые инновации

2009 2013 2009 2013 2009 2013

Обрабатывающие производства 11,5 11,9 4,3 3,7 3,4 3,0

Деятельность, связанная с вычислительной техникой 8,1 8,4 2,7 2,4 1,5 0,8

Научные исследования и разработки 29,6 7,9 4,0

Предоставление прочих видов услуг 2,6 2,6 1,6 1,3 0,5 0,6

В среднем по экономике 7,7 8,9 3,2 2,9 2,1 1,9

Анализ информации, приведенной в таблице 1, показывает, что доля организаций, занимающихся организационными и маркетинговыми инновациями, в разы ниже, чем доля предприятий, внедряющих технологические инновации. Наименьшее число организаций, осуществляющих инновации, относятся к сфере оказания услуг. Необходимо обратить внимание, что показатель инновационной активности по малым предприятиям более, чем в два раза отстает от показателя по крупным и средним компаниям [14 ; 15 ; 16].

Чтобы сделать выводы об эффективности инновационной деятельности предприятий, необходимо изучить структуру расходов организаций на инновации. Данная информация представлена в табл.2 [6 ].

Таблица 2.Затраты организаций на технологические инновации по видам

инновационной деятельности, %*

Статья расходов,% от общих затрат 2010 2011 2012 2013

Россия Крым Россия Крым Россия Крым Россия Крым

Исследование новых продуктов и услуг 20,8 8,7 23,6 1,0 35,9 8,2 36,9 2,2

Создание новых продуктов 6,9 4,3 40 4,4

Обучение и подготовка персонала 0,2 0,3 0,5 0,2

Маркетинг. исследования 0,5 0,2 0,3 0,2

Приобретение машин и оборудования 54 14,9 4,5 88,2 42 78 44 29,8

Приобретение программных средств 2,5 1,1 1,6 1,5

Приобретение новых технологий 1,4 2,9 1,1 0,0009 1,6 0,008 0,8 0,004

Анализ данных, представленных в таблице 2, указывает, что до 50% в России и до 80% в Крыму инновационных затрат приходится на закупку машин и оборудования, программного обеспечения и технологий. При этом разрыв между исследованием и созданием новых продуктов и услуг за 2010-2013 годы вырос с трех до восьми раз в пользу исследования.

В результате формируется соответствующий инновационный портрет российской экономики. Удельный вес предприятий, занимающихся внедрением инноваций, в среднем по российской экономике не превышает 10%. Инновационная активность малых предприятий в два раза ниже. Основная доля приходится на технологические инновации. Инновационная деятельность сводится к приобретению за рубежом машин и оборудования, программного обеспечения и технологий, на долю которых приходится до 50% всех затрат при

осуществлении инноваций. Доля расходов на проектирование новых продуктов и услуг, проведение маркетинговых исследований остается крайне низкой.

Инновационный портрет экономики Крыма совпадает с инновационным портретом российской экономики.

В наибольшей степени инновационная деятельность затрагивает сферу услуг, где происходит непосредственное взаимодействие бизнеса с потребителем. Такое сотрудничество предполагает постоянный поиск новых форм взаимодействия, совершенствование бизнес-процессов, создание новых товаров и услуг, то есть предполагает активное использование организационных, маркетинговых и технологических инноваций.

Туристическая отрасль выступает местом сосредоточения инноваций, используемых в различных отраслях - транспорте, строительстве, связи, торговле, сельском хозяйстве. Поэтому активное развитие туризма невозможно без своевременной реакции на происходящие инновационные изменения в этих отраслях экономики.

Рассматривать инновации в туризме необходимо и в контексте раскрытия потенциала развития данной отрасли в Республике Крым за счет сокращения доли неорганизованного туризма, увеличения числа внутренних туристов, обеспечения равномерной загрузки средств размещения.

При выборе концептуальных основ разработки стратегии развития туристско-рекреационной зоны Республики Крым нужно принимать во внимание и состояние развития сферы туризма на полуострове. При этом необходимо исходить из того, что развитие туристической отрасли возможно только при высокой доли организованного туризма и активной роли туристических компаний. Кроме того, необходимо динамичное развитие внутреннего и въездного туризма. Важны также высокая равномерная загрузка средств размещения в течение года и конкурентоспособность туризма. Дадим характеристику развития туристической сферы на полуострове, основываясь на указанных факторах.

Информация о количестве отдыхающих в Республике Крым представлена в табл.3 [1, с. 5 ; 12, с. 2,5,11].

Таблица 3.Динамика количества отдыхающих в Крыму в 2004-2013 годы

Показатели 2004 2006 2008 2010 2013

Количество 3800000 3900000 4300000 4500000 4700000

неорганизованных туристов, чел.

Количество 1128678 1173252 1308685 1160569 1198813

организованных туристов, чел

В том числе доля 66,5 72,6 72,6 71 66

внутренних туристов, %.

Анализ информации, представленной в таблице 3, свидетельствует о высокой доли неорганизованных туристов в общем числе отдыхающих в Республике Крым. Учитывая, что основное количество отдыхающих в Крыму являются внутренними туристами, явление неорганизованного туризма вызвано объективными причинами - финансовой недоступностью отдыха в зарегистрированных средствах размещения.

Согласно законодательству о туризме важнейшую роль в развитии отрасли играют туристические компании. Выводы о влиянии этих организаций на процессы, происходящие в сфере туризма, сделаем на данных табл.4 [5]. Таблица 4.Динамика количества туристов, обслуженных крымскими турфирмами

за 2004-2013 годы

Показатель 2004 2006 2008 2010 2013

Численность обслуженных туристов, чел. 334850 335322 351235 284367 205616

В том числе внутренних туристов, чел. 221668 233794 227663 144127 120099

Темпы изменения 0 5,470343 2,704495 -34,9807 -45,8203

В том числе выездных туристов, чел. 2486 6561 9464 7061 15942

Темпы изменения 0 163,9179 280,6919 184,0306 541,2711

Как видно из указанной таблицы, туристические фирмы не могут играть ключевую роль в развитии туристической отрасли из-за низкой доли обслуженных ими туристов от общего потока организованных туристов (17% в 2013 году). При этом влияние туристических компаний скорее негативное из-за высоких темпов изменения количества выездных туристов.

Основная доля загрузки крымских средств размещения обеспечивается летом. Об этом свидетельствуют данные табл.5 [13, с. 96].

Таблица 5.Динамика загрузки крымских здравниц в летние месяцы

Годы Количество отдыхающих всего, чел. Число отдыхающих летом, чел. Доля отдыхающих летом от общего числа отдыхающих, %

2004 744928 633092 85

2008 811385 629134 78

2012 710737 469476 66

Выводы о конкурентоспособности туризма можно сделать, основываясь на данных табл.6.

Таблица 6.Динамика изменения доходов населения Крыма и средней стоимости 1

туро-дня*

Показатели 2004 2006 2008 2010 2013

Доход жителя Крыма в день, грн. 13,7535 23,351 42,4244 55,15999 77,32682

Средняя стоимость 1 туро-дня, грн. 97 128 205 297 447

*Таблица составлена автором по данным Крымстата [4 ; 7 ; 12, с. 12]

Анализ информации, приведенной в таблице 18, указывает на превышение стоимости туро-дня по сравнению с доходами крымчан в 6 раз.

Изучив состояние развития туристической отрасли на полуострове, можно сделать вывод о недостаточной конкурентоспособности крымского туризма. Постоянное увеличение количества неорганизованных туристов сказывается на имидже Крыма и приводит к сокращению налоговых поступлений в региональный бюджет. С целью роста налоговых поступлений и решения социальных вопросов необходимо обеспечить повышение доходности туристического бизнеса. Отдых в Крыму носит преимущественно сезонный характер, что сдерживает осуществление диверсификации в туризме. Сложившееся положения дел в туристической сфере вызвано объективными причинами - низкой платежеспособностью населения по сравнению со средней стоимостью туро-дня и отсутствием возможностей у турфирм влиять на туристические процессы.

Инновационная направленность развития России, уровень инновационной активности субъектов хозяйствования, состояние развития туристической отрасли Крыма диктуют необходимость концентрации на повышении доходности

туристического бизнеса с целью обеспечения устойчивого пространственного развития туристско-рекреационной зоны Республики Крым.

Отсюда стратегия развития туристско-рекреационной зоны Республики Крым должна включать в себя ряд этапов, главным из которых является обеспечение быстрого повышения доходности туристической отрасли. Данный этап включает в себя выделение географических критических точек развития, ориентацию на экспорт услуг, повышение качества услуг.

Выделение географических критических точек развития должно происходить, исходя из предпочтений туристов и с учетом распределения турпотока по территории полуострова. Исходя из предпочтений туристов, мотивом посещения Крыма в основном является море (Рис. 1.).

Обилие фруктов и овощей Разнообразие видов отдыха Посещение новых мест Возможность покупаться в море Возможность позагорать Возможность подышать морским..

Общение с природой Общее оздоровление (климат, море)

0

10 20 30 40 50 60

Рис. 1. Наиболее значимые мотивы посещения туристами Крыма (процент

из 100 баллов)* *Составлено автором по данным [2]

Распределение туристов по территории Крыма неравномерно. В курортном сезоне Ялтинская агломерация всегда лидирует (26% отдыхающих). Более 50% отдыхающих приходятся на пригороды Большой Ялты. Среди городов Крыма основная доля приезжих отдыхающих приходится на Алушту (14%), Евпаторию с пригородами (14%), Севастополь (11%), Судак (11%). На Гурзуф, Николаевку и Алупку приходится соответственно 5%, 4% и 3%. Отсюда точками роста

туристско-рекреационной зоны Крыма должно стать его побережье с ранжируемыми по значимости городами (Рис. 2.).

Рис. 2. Точки роста туристско-рекреационной зоны Крыма* *Собственная разработка автора

Ориентация на экспорт вызвана низкой платежеспособностью внутренних туристов и незначительной долей расходов домашних хозяйств на туризм. Необходимо учитывать, что на отдых население страны может тратить 2-3 % от всех совокупных расходов (Рис. 3.).

разные товары и услуги образование связь

здравоохранение жилье, вода, электроэнергия, газ и другие, непродовольственные товары и услуги продукты питания и безалкогольные напитки

0 10 20 30 40 50 60

Рис. 3. Структура расходов населения, %* *Расчеты автора по данным Крымстата

Основываясь на расходах домохозяйств Украины на конечное потребление по данным Всемирного Банка [19] в 2013 году расходы на туризм жителя Украины составляли 5-7 $.

Необходимость повышения качества услуг вытекает из анализа основных недостатков отдыха в Крыму по мнению рекреантов (табл.7).

Таблица.7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные недостатки отдыха в Крыму по мнению рекреантов*

Недостатки %

Завышенные цены, дороговизна 20,8

Плохое санитарное состояние (грязь, мусор) 16,3

Низкий уровень сервиса 12,6

Платные пляжи (плохие) 8,0

Низкий уровень транспортного обслуживания 5,2

Плохое отношение со стороны местного населения 3,3

Низкая культура обслуживания 3,0

Перебои с горячей водой, светом и т.д. 2,8

Некачественное питание 2,0

*Таблица составлена автором по данным [2]

Анализ табл.7 показал, что до 70% замечаний рекреантов к отдыху в Крыму связаны с низким качеством оказания услуг.

Для реализации изменений в самой системе качества предоставления услуг, можно сформулировать полномочия органов управления на уровне городов (критических точек роста).

Выводы. В России рост экономики и повышение ее конкурентоспособности связывают с инновационным путем развития страны. Поэтому развитие

туристско-рекреационной зоны не может осуществляться без учета инновационной направленности развития России, уровня инновационной активности субъектов хозяйствования. В то же время необходимо принять во внимание и состояние развития туристической отрасли полуострова. Слабая инновационная активность субъектов хозяйствования, низкая доля расходов организаций на проектирование новых продуктов и услуг, проведение маркетинговых исследований сдерживает развитие туристической отрасли Крыма. Без активного использования организационных, маркетинговых и технологических инноваций субъекты туристической сферы не могут оперативно отвечать на изменения, происходящие в других отраслях. Саму туристическую отрасль Республики Крым можно охарактеризовать как недостаточно конкурентоспособную, с доминирующей ролью неорганизованного туризма, сезонной загрузкой средств размещения, низкой платежеспособностью населения. Необходимость роста налоговых поступлений и решения социальных вопросов на основе имеющихся ресурсов диктует необходимость обеспечения повышения доходности туристического бизнеса. Поэтому в стратегию развития туристско-рекреационной зоны Республики Крым должен быть включен этап, связанный с обеспечением быстрого повышения доходности туристической отрасли Крыма.

Предполагается дальнейшее рассмотрение функционирования туристско-рекреационной зоны Республики Крым с учетом развития российского и международного туристических рынков.

Список литературы

1. Аналитическая справка по итогам работы предприятий курортно-рекреационного и туристского комплекса АРК за 2013 год / Министерство туризма Крыма, 2014. — 16 с.

2. Береснева М.А., Новикова Д.С., Фербей Г.Г. Исследование рынка потребителей крымского турпродукта [Текст] / М.А. Береснева, Д.С. Новикова, Г.Г. Фербей. - Симферополь: Издательство ТНУ, 2003. — 68 с.

3. Внедрение инноваций на промышленных предприятиях: [Электронный ресурс] URL : http://gosstat.crimea.ru/ukgnauinv.php#_prom (дата обращения 12.01.2015)

4. Доходы населения АРК: [Электронный ресурс] URL : http://gosstat.crimea.ru/ukgdohnas2.php (дата обращения 12.01.2015)

5. Запрос № 13-06.1/116 / Служба статистики Республики Крым, 16.05.14. — 1 с.

6. Затраты на технологические инновации организаций по видам инновационной деятельности: [Электронный ресурс] URL : http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_i nnovations/science/# (дата обращения 12.01.2015)

7. Население АРК: [Электронный ресурс] URL : http://gosstat.crimea.ru/ukgdem.php# nas (дата обращения 12.01.2015)

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации Государственная программа Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика": [Электронный ресурс] URL : http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depStrategy/doc20130408_01 (дата обращения 12.01.2015)

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: [Электронный ресурс] URL : http://poisk-zakona.ru/50337.html (дата обращения 12.01.2015)

10.Распоряжение Правительства Российской Федерации Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: [Электронный ресурс] URL : http://www.rg.ru/2012/01/03/innov-razvitie-site-dok.html (дата обращения

12.01.2015)

11.Среднедушевой доход населения в месяц: [Электронный ресурс] URL : http://gks.ru/free doc/new site/population/urov/urov 11g.htm (дата обращения 12.01.2015)

12.Статистический бюллетень "Крым. Курорты. Туризм. 2010" / Министерство курортов и туризма Автономной Республики Крым. — Симферополь, 2011. — 29 с.

13.Статистический сборник " Коллективные средства размещения в АРК за 2012 год" / Главное управление статистики в АР Крым. — Симферополь, 2013. - 90 с.

14.Удельный вес организаций, осуществлявших маркетинговые инновации, по видам экономической деятельности: [Электронный ресурс] URL : http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_i nnovations/science/# (дата обращения 12.01.2015)

15.Удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации, по видам экономической деятельности: [Электронный ресурс] URL :http ://www. gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/science_and_i nnovations/science/# (дата обращения 12.01.2015)

16.Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, по видам экономической деятельности: [Электронный ресурс] URL :http ://www. gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/science_and_i nnovations/science/# (дата обращения 12.01.2015)

17.Указ Президента Российской Федерации О доктрине развития российской науки: [Электронный ресурс] URL :

http://docs.cntd.ru/document/9016456 (дата обращения 12.01.2015)

18.Указ Президента Российской Федерации О Совете при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России: [Электронный ресурс] URL : http://www.zakonprost.ru/content/base/266461 (дата обращения 12.01.2015)

19.Household final consumption expenditure: [Электронный ресурс] URL : http://data.worldbank.org/indicator/NE.CON.PRVT.CD (дата обращения 12.01.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.