Научная статья на тему 'Перспективы развития туристической отрасли в Союзном государстве'

Перспективы развития туристической отрасли в Союзном государстве Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
151
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ЭЛИТ ВНУТРИ ЕВРАЗИЙСКОГО СОЮЗА / ТУРИЗМ / КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сиянова Т.В.

В статье рассматриваются различные аспекты экономической интеграции в Союзном государстве, затрагиваются вопросы развития сферы туризма как важнейшей составляющей в деле формирования единого социокультурного пространства. Автором рассматриваются ключевые вопросы функционирования Союзного государства в совокупности его положительных и отрицательных сторон. Подчёркивается важнейшая роль Союзного государства России и Белоруссии в развитии Евразийского Союза, создании мощного полюса силы на постсоветском пространстве, решении задач создания нового устройства для оптимального развития наций и политических, экономических и туристических связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Сиянова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития туристической отрасли в Союзном государстве»

Современные научные исследования. Выпуск 2 - Концепт. - 2014. - ART 54901. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/54901.htm - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

3. Карпова Н.П. Стратегическая логистика снабжения [Текст]: монография / Н.П. Карпова. - М.: Креативная экономика, 2011. - 168 с.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В СОЮЗНОМ ГОСУДАРСТВЕ

© Сиянова Т.В.1

Астраханский государственный университет, г. Астрахань

В статье рассматриваются различные аспекты экономической интеграции в Союзном государстве, затрагиваются вопросы развития сферы туризма как важнейшей составляющей в деле формирования единого социокультурного пространства. Автором рассматриваются ключевые вопросы функционирования Союзного государства в совокупности его положительных и отрицательных сторон. Подчёркивается важнейшая роль Союзного государства России и Белоруссии в развитии Евразийского Союза, создании мощного полюса силы на постсоветском пространстве, решении задач создания нового устройства для оптимального развития наций и политических, экономических и туристических связей.

Ключевые слова интеграция, Союзное государство, Таможенный союз, Единое экономическое пространство элит внутри Евразийского Союза, туризм, культурное сотрудничество.

Рост влияния Союзного государства России и Республики Беларусь, развитие и укрепление братских отношений свидетельствуют об успехе проекта единого экономического, торгового, культурного пространства. Официальные лица политических элит России и Белоруссии связывают будущее своих стран с успешным развитием проекта Союзного государства и ростом его влияния на международной арене: «Мы должны обеспечить России и Беларуси достойное место в мире XXI в. Союзное государство позволяет последовательно и эффективно, а главное - совместно работать для достижения этой цели» [2].

В условиях глобализации и роста геополитической напряжённости интеграционные процессы становятся одним из реальных механизмов по стабилизации и умиротворению мировых и региональных конфликтов, а интеграция синонимом мира и стабильности. И напротив, дезинтеграция указывает на кризис и рост конфликтности в системах.

1 Студент III курса факультета Мировой экономики и управления, специальность «Туризм».

Россия и Беларусь, руководствуясь волей своих народов к единению и опираясь на общность их исторических судеб, заботясь о жизненных интересах своих граждан, образуют Союзное государство, будучи уверенными в том, что это позволит объединить усилия в интересах социального экономического прогресса обоих государств.

«Новейшая политическая история Союзного государства России и Беларуси насчитывает всего лишь полтора десятилетия и свидетельствует о начавшемся процессе интеграции двух братских народов и двух близких по духу и уровню развития демократических институтов политических систем» [1]. Основными приоритетными направлениями развития Союзного государства на среднесрочную перспективу (2015-2017 гг.) являются торгово-экономическое сотрудничество, согласованная промышленная политика, развитие агропромышленного сектора, важнейшим направлением сотрудничества является также туризм.

«В настоящее время в условиях активных интеграционных процессов в Евразийском пространстве особый интерес вызывают экономические модели, которые позволят в значительной степени повысить уровень экономического развития, усилить развитие наукоёмких производств, выйти на мировой уровень развития технологий в странах Таможенного союза» [3].

Сегодня важнейшим вектором сближения России и Республики Беларусь следует назвать политический вектор. И для России, и для Беларуси важно осознать глобальность Союзного государства, его важнейшие приоритеты, важно суметь преодолеть экономические разногласия и выстроить единую линию поведения, безусловно, с учетом национальных интересов. Следует признать, что Запад не перестанет предпринимать попытки разобщить наши страны, развести их по разные стороны, разъединить путем искусственно выстроенных препятствий.

«Очевидно, что одна из целей внешнего вмешательства стран Запад в дела суверенного государства Восточной Европы заключается в ограничении пространства геополитического влияния России на постсоветском пространстве. И не только на территории Украины, что очевидно, но и за счет других стран - бывших советских республик, которым посредством использования информационно-идеологических ресурсов и институтов, развернутых в последние десятилетия, внушается субъективное, искаженное восприятие роли России в мировой политике» [5].

Важнейшим моментом отношений является то, что 2018 год в Союзном государстве может быть объявлен Годом туризма. Идея была высказана еще летом в ходе Третьего форума регионов, который принимал Минск. На сегодняшний день вопросам, касающимся развития туристической отрасли в Союзном государстве, уделено особое внимание: Беларусь заключила договоры о постоянном взаимодействии в данном направлении с более чем 20 субъектами России, были разработаны и функционируют трансграничные маршру-

ты. На данный момент времени ведется обсуждение возможности размещения туристической информации о Беларуси в российских центрах [4].

Существует широкий круг вопросов, требующих серьезного обсуждения на уровне межгосударственных отношений. Эти вопросы развития туристского потенциала двух стран: рынок туристских услуг в Союзном государстве, особенности законодательства Беларуси и России в этой сфере, научная база и образовательный потенциал туристской индустрии, государственно-частное партнерство в сфере туристских услуг.

Туристские потоки между Беларусью и Россией растут из года в год. Средняя продолжительность пребывания российских туристов в Республике Беларусь и белорусских туристов в Российской Федерации составляет более четырех дней - это уровень туристского обмена между странами Восточной и Центральной Европы. А чтобы въездной туризм Союзного государства был выгодным, исполнительным структурам необходимо активнее привлекать профессионалов. Полагаем, нужен пул туроператоров, специализирующихся на предоставлении услуг по оздоровительному и медицинскому туризму на территории Союзного государства. В Концепции социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы создание единого туристического пространства определено - это составная часть союзного строительства. Чтобы союзный туризм был не формальной, а реальной прибыльной статьей, нужно, чтобы в создании инфраструктуры и сфере оказания тур услуг максимально заработал малый и средний бизнес.

Нужны совместные программы, направленные на развитие внутреннего туризма, создание и развитие интересных трансграничных туристских маршрутов, таких как разработаны к 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года по Витебской и Минской областям и Смоленщине.

В настоящее время в Союзном государстве реализован целый ряд научных и образовательных проектов: каждый год проводится туристический слет учащихся Союзного государства, слет юных экологов Беларуси и России и многое другое. Совместно с туристическими ведомствами Союзное государство проводит рекламные и презентационные туры. Активная работа по продвижению информации о туристском потенциале Беларуси и России ведется СМИ Союзного государства, а пресс-туры для российских, белорусских и союзных журналистов предусматривают обязательно посещение историко-культурных объектов [4].

Безусловно, в интеграционном проекте России и Республики Беларусь есть ряд проблем, которые косвенным образом влияют и на сферу туризма. «Специалисты отмечают, и мы с их мнением полностью солидарны, что «российско-белорусские отношения в данном смысле предстают своеобразной экспериментальной моделью для пространства СНГ. Проблема, однако, заключается в том, что полностью устранить имеющиеся препятствия, учитывая особенности социально-экономической и политической систем, территориальной

организации обоих государств, невозможно. Следовательно, первостепенное значение в российско-белорусской интеграции в политической плоскости имеет нахождение максимально возможного для обеих стран предела сближения, без разрушительного воздействия на их внутреннее устройство, легитимного в представлении политических элит и населения РФ и РБ» [1].

Следует отметить положительные факты, которые дают возможности для полномасштабного развития российско-белорусского туризма. Приоритетные сегодня для России направления развития видов туристической деятельности - культурно-познавательный, деловой и агротуризм.

Дальнейшее развитие сотрудничества в области туризма между Республикой Беларусь и Российской Федерацией позволит удовлетворять потребности граждан в туристских услугах, а также внести весомый вклад в развитие народного хозяйства за счет налоговых поступлений в бюджет стран, притока иностранной валюты, увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия двух стран.

В социальной политике государств существенно возрастает значение туризма как средства по организации досуга и оздоровления населения, создания новых рабочих мест и развития сферы услуг, являющейся на современном этапе важным и перспективным направлением экономического развития.

Однако существуют и факторы, сдерживающие возможности для динамичного роста:

- туризм пока не стал отраслью экономики, привлекающей необходимые для инвестирования в экономику валютные ресурсы, и составляет незначительную долю в доходной части бюджета стран-участниц Союзного государства;

- создание новых рабочих мест за счет развития туризма значительно отстает от аналогов за рубежом;

- развитие туризма в недостаточной мере отражается на динамике малого предпринимательства в сфере гостиничного сервиса и других туристских услуг, связанных с индустрией гостеприимства;

- несовершенство нормативной правовой базы, регулирующей трудовые отношения в сфере туризма как отдельного сектора национальной экономики;

- услуги туристского бизнеса зачастую малодоступны для социально уязвимых слоев населения;

- отсутствие реальных возможностей и понятных юридических правил для покупки земельных участков, их длительной или бессрочной аренды, в особенности на территориях туристско-рекреацион-ного назначения.

Необходимо также разработать унифицированные нормативные правовые акты по организации деятельности в области туризма:

- туристская путевка;

- единый реестр туроператоров;

- административный регламент по предоставлению государственной услуги по информированию туроператоров, турагентов и туристов об угрозах безопасности туристов в стране пребывания.

Основными направлениями работы в ближайшее время станут сближение и гармонизация законодательства и координация усилий по продвижению турпродукта Союзного государства на международном рынке. Таким образом, в перспективе главными задачами являются координации совместной деятельности в сфере сближения и гармонизации законодательства в области туризма; по созданию конкурентоспособных туристических продуктов; по созданию совместного реестра санаторно-курортных объектов; по гармонизации стандартов профессионального образования и научно-методического обеспечения при подготовке и повышении квалификации кадров; по совместному изданию рекламных буклетов на русском и английском языках о туристических возможностях России и Беларуси; по разработке совместных туристских маршрутов и концепции создания туристских центров.

«Нарастающие миграционные потоки в Россию свидетельствуют о том, что накопленный за период совместного проживания в едином государстве (даже с учётом накопившихся исторических обид и противоречий) потенциал российской привлекательности и притягательности для бывших союзных республик используется далеко не в полную силу» [5].

И для России, и для Беларуси важно осознать глобальность Союзного государства, его главные приоритеты, суметь преодолеть экономические разногласия и выстроить единую линию поведения, безусловно, с учётом национальных интересов. Отношения России и Республики Беларусь являются важнейшими, определяющими весь вектор развития Евразийского Союза, и позволяют создать мощный полюс силы на постсоветском пространстве. Создание данного Союза - не самоцель, а движение к возвращению оптимальных взаимоотношений, складывающихся веками на пространствах Евразии. Причём особая роль отводится российским и белорусским элитам как важнейшему двигателю интеграции. Это глобальный проект восстановления общего пространства, общего дома для многих народов в эпоху разъединения, культуры, экономики, нравственности на европейском пространстве.

Список литературы:

1. Гаврилина Н.Е. Союзное государство России и Белоруссии: история и современные проблемы интеграции: монография. - Астрахань 2016.

2. Свиридов А.А. Союзное государство Белоруссии и России: геополитический аспект [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. geopolitics. ru/2012/12/soyuznoe-gosudarstvo-belorussii-i-rossii-geopoliticheskij-aspekt/.

3. Гаврилина Н.Е. Экономические модели и перспективы частно-государственного партнёрства в странах Таможенного союза // Актуальные про-

блемы современной науки: экономики, права и образования: материалы международной научно-практической конференции. - Астрахань, 2015.

4. Дектерёва Е.В. Союзное государство Белоруссии и России - фундамент ЕАЭС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rumol.org/2018-god-mozhet-stat-godom-turizma-v-ramkax-soyuznogo-gosudarstva/.

5. Киселев С.Г. Трансформации мировой геополитической модели: последствия для России // Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. -№ 2.

МИРОВОЙ И РОССИЙСКИЙ ЭКСПОРТ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОВ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД

© Тихонович Э.А.1, Чигарева Т.В.2

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград

В статье рассматриваются направления развития мировой торговли сельскохозяйственными товарами в современный период, а также тенденции экспорта сельскохозяйственных товаров Российской Федерации с использованием коэффициента эластичности внешнеторгового оборота.

Ключевые слова экспорт сельскохозяйственных товаров, импорт сельскохозяйственных товаров, коэффициент эластичности внешнеторгового оборота, темпы роста экспорта сельскохозяйственных товаров.

Согласно исследованию World Trade Statistical Review географическая и товарная структура мировой торговли в последние 10 лет значительно изменилась. В 2012-13 гг. высокий спрос на импортные товары и услуги со стороны Китая и других развивающихся стран стимулировал рост ВВП, заметно замедлившийся вследствие низкого спроса на импорт в развитых странах, особенно в странах еврозоны. Однако, в 2015 г. восстановление импортных потоков в Европе и Северной Америке компенсировало снизившийся спрос на импорт в развивающихся странах, особенно странах-экспортерах природных ресурсов и развитых азиатских экономиках.

Объем мировой торговли в 2015 г. колебался, резко снижаясь во втором квартале, прежде чем начать рост во второй половине года. Понижение на 1,4 % мировой торговли во 2 квартале было полностью компенсировано в 3 и 4 квартале до такой степени, что показатели в конце года оказались выше начального уровня. Снижение экспорта и импорта в развитых экономиках

1 Доцент кафедры Мировой и региональной экономики, кандидат экономических наук, доцент.

2 Старший преподаватель кафедры Корпоративных финансов и банковской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.