Научная статья на тему 'Перспективы сотрудничества России и Беларуси в области регулирования и финансирования туризма'

Перспективы сотрудничества России и Беларуси в области регулирования и финансирования туризма Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1124
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / TOURISM / UNION STATE / BUDGETARY FINANCING / COOPERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Черненко Владимир Анатольевич, Федорова Светлана Викторовна, Федосов Виталий Анатольевич

В статье рассматриваются организационные, нормативные правовые и финансовые аспекты сотрудничества России и Беларуси в области туризма. Автор анализирует финансирование туризма в рамках Союзного государства, выявляет проблемы и обосновывает перспективы согласованного развития туризма в России и Беларуси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of cooperation of Russia and Belarus in the regulation and financing of tourism

In article organizational, legislative and financial aspects of the tourism cooperation of Russia and Belarus are considered. The author analyzes tourism financing in the Union State, reveals problems and proves prospects of the coordinated development of tourism in Russia and Belarus.

Текст научной работы на тему «Перспективы сотрудничества России и Беларуси в области регулирования и финансирования туризма»

УДК 336.5.02 ББК 65.261

ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И БЕЛАРУСИ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТУРИЗМА

В.А. Черненко, С.В. Федорова, В.А. Федосов

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

Туризм является неотъемлемой частью жизни людей на нашей планете. Этот сложный, высокодоходный межотраслевой комплекс представляет собой один из основных секторов мировой экономики, способствует обеспечению высокого уровня занятости, социального благосостояния и качества жизни людей, а также развитию, экономическому единству и культурному разнообразию государств и регионов мира.

Сущность любого явления отражается в его понятии. Обратимся в первую очередь к определениям туризма, изложенным в законодательстве России и Беларуси, тем более, что они достаточно сильно отличаются.

В законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туризм - это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания [1].

В законодательстве Республики Беларусь определение данного понятия более общее: туризм - туристическое путешествие, а также деятельность юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, по его организации [2].

Феномен туризма в правовой сфере состоит в том, что его регулирование осуществляется практически всеми основными отраслями законодательства,

причем специфика правового регулирования отношений в сфере туризма состоит в том, что норма права, регулирующая эти отношения, действует не непосредственно, а через нормы иных отраслей права (например, конституционного, административного, финансового, гражданского, земельного права и т.д.).

Традиционно основными способами государственной поддержки туризма являются следующие:

- предоставление налоговых преференций и освобождений от уплаты налогов организаций и предпринимателей, развивающих внутренний и въездной туризм;

- выделение бюджетных средств на продвижение (маркетинг, рекламу, выставки и т.д.) внутреннего и въездного туризма;

- государственное финансирование наиболее значимых проектов в туристской индустрии, подготовки кадров для туризма;

- бюджетные гранты национальным перевозчикам, туроператорам и др., осуществляющим развитие внутреннего и въездного туризма.

Важнейшим принципом современного туризма является его устойчивое развитие, под которым понимается такое развитие туризма, которое должно быть экологически приемлемым в долгосрочной перспективе, экономически жизнеспособным, этически и социально сбалансированным для местного населения. Устойчивое развитие является контролируемым процессом, предусматривающим глобальное управление ресурсами с целью обеспечение их жизнеспособности, создавая, таким образом, возможность

сохранения природного и культурного богатства, включая охраняемые зоны.

Сотрудничество России и Беларуси в туристской сфере развивается в организационном плане по разным направлениям:

• в рамках Союзного государства;

• в рамках межправительственных соглашений;

• договоры о региональном сотрудничестве.

Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства законодательно закрепляется упрощенная процедура получения разрешения на постоянное жительство и освобождение от регистрации в компетентных органах по месту пребывания граждан Беларуси и России в течение 30 дней с даты въезда.

В соответствии с данным Соглашением граждане Беларуси и России имеют право на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства без получения каких-либо специальных разрешений, предусмотренных законодательством для иных иностранных граждан.

Дальнейшее интеграционное сотрудничество в социальной сфере определяется Концепцией социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Высшего государственного овета Союзного государства №7 от 25 ноября 2011 года [3].

В Концепции отражены вопросы: социально-трудовых отношений, социальной защиты, миграционной, демографической, молодежной и экологической политики, развития образовательного пространства и сотрудничества в сферах здравоохранения, физической культуры, спорта и туризма, продолжения взаимоотношений в сфере культуры.

В Концепции учитываются результаты сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации в социальной

________________и финансирования туризма

сфере в рамках Договора о создании Союзного государства, определяются основные принципы, цели и задачи сотрудничества, приоритетные направления дальнейшего взаимодействия, первоочередные и последующие этапы действий, организационные механизмы и конкретные мероприятия, позволяющие обеспечить равные социальные права и гарантии граждан Беларуси и России и развивать социальное пространство Союзного государства на основе согласованных подходов.

В Союзном государстве туризму уделяется пристальное внимание. В Концепции социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы [3] говорится, что туризм является одной из важнейших составляющих политики Союзного государства, мощным фактором экономического развития, активизации межгосударственного сотрудничества, укрепления дружбы и взаимопонимания, культурного взаимообогащения народов Беларуси и России.

Главным итогом совместной деятельности Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере туризма является повышение заинтересованности в развитии двустороннего сотрудничества, расширение возможностей и условий для создания новых туристских продуктов и их продвижения на рынки туристских услуг в соответствии с экономическими и социальными интересами обоих государств.

Проводится последовательная работа по устранению барьеров, возникших на начальном этапе рыночных преобразований, других препятствий для свободного продвижения туристских услуг, возрождению сферы туризма в качестве неотъемлемой составляющей социальной политики.

К позитивным результатам взаимодействия государств-участников Договора о создании Союзного государства следует отнести:

• создание необходимых правовых условий для свободного перемещения и путешествий граждан в пределах Союзного государства;

• проведение структурных и социально-экономических преобразований в туристской сфере на базе рыночных механизмов;

• укрепление национальных экономик, в том числе за счет расширения двусторонней торговли в сфере туристских услуг;

• реализация межгосударственных научных и образовательных проектов в сфере туризма;

• осуществление согласованной политики на международном уровне по взаимодействию и продвижению совместных планов и программ во взаимоотношениях с Всемирной туристской организацией ООН (ЮНВТО), национальными туристскими администрациями других стран и в рамках Совета по туризму государств-участников Содружества Независимых государств.

Туристские потоки между Республикой Беларусь и Российской Федерацией ежегодно возрастают как по объему, так и по качеству организации, степени оздоровительной, культурно-познавательной и социальной насыщенности. Средняя продолжительность пребывания российских туристов в Республике Беларусь и белорусских туристов в Российской Федерации составляет четыре дня, что является самым высоким показателем на пространстве СНГ и соответствует уровню туристского обмена между странами Восточной и Центральной Европы.

Дальнейшее развитие сотрудничества в области туризма между Республикой Беларусь и Российской Федерацией позволит удовлетворять потребности граждан в туристских услугах, а также внести весомый вклад в развитие экономики за счет налоговых поступлений в бюджет стран, притока иностранной валюты, увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия двух стран.

В социальной политике государств существенно возрастает значение туризма как средства по организации досуга и оздоровления населения, создания новых рабочих мест и развития сферы услуг,

являющейся на современном этапе важным и перспективным направлением экономического развития.

Финансирование туризма осуществляется из различных источников, в том числе и из бюджета Союзного государства. Анализ ведомственной структуры расходов бюджета Союзного государства на 2012 г. показал, что Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, Федеральное агентство по туризму Российской Федерации и Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации профинансируют туристские мероприятия в сумме 35720 тыс. руб., что составляет 0,7% от общей суммы расходов бюджета [4].

С практической точки зрения достаточно много предпринимается совместных усилий по развитию туризма. Особая роль в укреплении дружеских спортивных связей отводится местным органам исполнительной власти, спортивным организациям регионов, приграничных районов, городов-побратимов.

Около 40 российских регионов активно сотрудничают с Беларусью в области физической культуры, спорта и туризма. Наиболее динамично - Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, а также Саратовская область и Краснодарский край. Плодотворным является взаимодействие спортивных организаций Минской и Московской, Могилевской и Брянской, Витебской и Смоленской областей.

Тесно сотрудничают научные, медицинские и педагогические учреждения спортивного профиля. Утверждена программа согласованных действий Научноисследовательского института физической культуры и спорта Республики Беларусь и Всероссийского научноисследовательского института физической культуры и спорта по организации научных исследований, разработке и внедрению их в практику физкультурноспортивного движения. В августе 2006 года подписан протокол о сотрудничестве между Национальным антидопинговым агентством Беларуси и Национальным антидопинговым центром России.

В апреле 2003 года Советом Министров Союзного государства принято решение о ежегодном проведении Спартакиады Союзного государства для детей и юношества, способствующей развитию физкультурно-спортивного движения, установлению дружественных отношений молодежи двух стран, патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

В течение 2003-2011 годов мероприятия Спартакиады проходили уже в 16 городах Беларуси и России. В рамках Спартакиады проведены: физкультурноспортивные фестивали студентов Беларуси и России, соревнования по хоккею «Золотая шайба», физкультурно-спортивные фестивали и спартакиада школьников «Олимпийские надежды», спартакиады детей и подростков «Дети спорта» и «Олимпийская юность», соревнования по легкой атлетике и плаванию среди детей, юношей и девушек с нарушением слуха, фестиваль спортивных игр для де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, спартакиада воспитанников детских домов и школ-интернатов «В будущее со спортом!», спортивный фестиваль для детей, проживающих в регионах Беларуси и России, наиболее пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС и др.

В 2011 году Советом Министров Союзного государства утверждено новое Положение о проведении Спартакиады, расширен формат ее проведения.

С 2003 года ежегодные объемы финансирования Союзной Спартакиады выросли более чем в 16 раз и составили в 2012 году 32 млн руб. Кроме того, ежегодно осуществляется проведение более ста совместных мероприятий на уровне национальных сборных. В дальнейшем предполагается реализовывать более тесное сотрудничество в области подготовки спортсменов для летних и зимних Олимпийских игр.

Туризм является неотъемлемой составляющей сфер культуры, образования и спорта. С 1995 года действует Согла-

и финансирования туризма

шение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Беларусь о сотрудничестве в области туризма. Белорусской стороной заключены договоры о постоянном взаимодействии в сфере туризма более чем с 20 субъектами Российской Федерации.

В 2007-2010 годах были проведены российско-белорусский телемост на тему «О перспективах развития въездного и внутреннего туризма на территории Союзного государства», круглый стол «О сотрудничестве в сфере туризма в рамках Союзного государства» и первый форум «Туризм в Союзном государстве: современные вызовы», другие тематические мероприятия. На них обсуждались вопросы гармонизация правовой базы Беларуси и России в сфере туризма, сотрудничество в подготовке кадров, состояние, проблемы и перспективы развития туризма на межрегиональном уровне. В 2009 году и в 2011 году за счет средств Союзного государства изданы туристские путеводители.

Совместно с туристскими ведомствами администрациями регионов Беларуси и России проводятся рекламные и презентационные туры. Планируется создать единый белорусско-российский туристский календарь с целью распространения информации, а также предотвращения одновременного проведения привлекательных для туристов мероприятий.

На совместном заседании коллегий Министерства спорта и туризма Республики Беларусь и Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации утверждаются и успешно реализуются планы совместной деятельности в сфере туризма в рамках Союзного государства.

Советом Министров Союзного государства в 2011 году была одобрена совместная работа спортивных ведомств двух стран и поддержано предложение о создании Координационного совета по выработке рекомендаций по развитию совместной деятельности в сфере туризма в рамках Союзного государства, с уча-

стием руководителей Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации и Федерального агентства по туризму, представителей Парламентского собрания Союза Беларуси и России, других заинтересованных республи-канских, федеральных и региональных государственных и общественных организаций Республики Беларусь и Российской Федерации.

С 2006 года проводятся слеты юных экологов Беларуси и России «Экология без границ» и туристские слеты учащихся Союзного государства. Проведение таких масштабных мероприятий содействует практической реализации основных целей Союзного государства в области социальной политики, в том числе по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи и формированию единого образовательного пространства.

Существенное место в развитии белорусско-российских туристских отношений занимает региональное сотрудничество. 21 марта 2012 г. в г. Витебск состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве в сфере туризма между Смоленской и Витебской областями. В текущем году стороны договорились о проведении ряда совместных мероприятий, направленных на развитие трансграничного российско-белорусского туризма, увеличение въездного турпотока и продвижении совместных турпродуктов. Среди них: презентация проекта международного туристского маршрута «К истокам Руси» на международной туристской выставке в апреле в Минске, проведение инфор-мационных туров «К истокам Руси» и «Благодарная Россия героям 1812 года», разработка туристско-информационной системы «Мобильный гид» по российско-белорусскому приграничью и другие [5].

Нижегородская область входит в первую десятку областей, на которые приходятся основные объемы торговли с

Беларусью. Помимо традиционных сфер сотрудничества (энергетика, автомобилестроение), по словам замгубернатора Нижегородской области Дмитрия Сват-ковского, на заседании Совета в Минске летом 2011 года были обозначены принципиально перспек-тивные направления сотрудничества: высокие технологии,

кооперация между технопарками, спорт и туризм [6].

Однако существуют и факторы, сдерживающие возможности для динамичного роста:

• туризм пока не стал отраслью экономики, привлекающей необходимые для инвестирования в экономику валютные ресурсы, и составляет незначительную долю в доходах бюджетов стран-участниц Союзного государства;

• создание новых рабочих мест за счет развития туризма значительно отстает от аналогов за рубежом;

• развитие туризма в недостаточной мере отражается на динамике малого предпринимательства в сфере гостиничного сервиса и других туристских услуг, связанных с индустрией гостеприимства;

• несовершенство нормативной правовой базы, регулирующей трудовые отношения в сфере туризма;

• услуги туристского бизнеса зачастую малодоступны для социально уязвимых слоев населения.

Необходимо также разработать унифицированные нормативные правовые акты по организации деятельности в области туризма:

• туристская путевка;

• единый реестр туроператоров;

• административный регламент по предоставлению государственной услуги по информированию туроператоров, ту-рагентов и туристов об угрозах безопасности туристов в стране пребывания.

Таким образом, в ходе проведенного анализа были сформулированы цель и задачи сотрудничества Беларуси и России в области туризма (рис.1).

Перспективы сотрудничества России и Беларуси в области регулирования _________________________________________и финансирования туризма

Цель:

создание единого туристского пространства как составной части всего процесса российско-белорусского интеграционного развития

1 1

проработка юридических, социально-экономических и гуманитарных аспектов сотрудничества, обеспечивающих равные возможности граждан на приобретение туристских услуг в соответствии со своими интересами, индивидуальными потребностями и социальными правами содействие превращению туризма в один из ведущих секторов экономики, повышение его эффективности и повышение его роли в сравнении с другими сферами услуг по обороту капитала развитие туризма как одного из ключевых направлений развития регионов Республики Беларусь и Российской Федерации, обладающих культурным, историческим, природным, интеллектуальным потенциалом на основе стратегий, интегрирующих интересы различных субъектов

Рис. 1. Цель и задачи сотрудничества Беларуси и России в области туризма

Для реализации поставленной цели и задач можно предложить следующие основные направления действий:

1. Обеспечение условий для равной конкуренции и взаимовыгодного сотрудничества государств-участников Договора о создании Союзного государства, создание общего правового поля для работы субъектов хозяйственной деятельности в сфере туризма, устранение барьеров по формированию единого туристского пространства;

2. Разработка и реализация правовых норм, направленных на повышение гарантий, защиту прав и законных интересов потребителей туристского продукта, качества услуг и безопасности туристов;

3. Повышение прозрачности, стабильности и инвестиционной привлека-

тельности сферы туризма, усиление экономической ответственности лиц, осуществляющих туристскую деятельность, за нарушение гражданско-правовых обязательств. Развитие туризма в России и Беларуси в значительной степени связано с возможностями привлечения частных инвестиций. Но для этого необходима плановая, системная работа государства и соблюдение достаточно большого перечня условий [7];

4. Унификация правовых актов, регламентирующих вопросы классификации и стандартизации различных сегментов туристской индустрии;

5. Формирование правовых основ саморегулирования на туристском рынке, содействие нормотворчеству туристских общественных объединений и организаций;

6. Содействие гармонизации отраслевого законодательства, принятого государствами - участниками Союзного государства, с законодательством стран СНГ и Европейского союза;

7. Создание и развитие единой информационной базы данных субъектов туристской деятельности Республики Беларусь и Российской Федерации.

Способы и механизмы решения задач сотрудничества в сфере туризма:

• государственное регулирование туристской отрасли на базе совместных или согласованных программ, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма государств - участников договора о создании Союзного государства;

• переход на долгосрочное планирование по основным направлениям деятельности, конкретизация управленческих целей и задач с целью существен-

ного повышения эффективности использования туристских ресурсов и инфраструктуры туризма;

• придание системного характера работе по созданию новых туристских

маршрутов, объединенных единой тематикой и пролегающих по территории государств - участников Договора о создании Союзного государства;

• выработка единых подходов по совершенствованию начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, в особенности в отношении подготовки и повышения квалификации линейного персонала туристской отрасли.

Предложенные мероприятия позволят повысить эффективность организационных мер и финансовых вложений в скоординированное развитие туристских отношений в Беларуси и России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ // Российская газета. №231. 03.12.1996. Ст.1.

2. О туризме: Закон Республики Беларусь от 25 ноября 1999 года № 326-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. №2/101. 29.11.1999. Ст.1.

3. Концепция социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы: Постановление Высшего государственного совета Союзного государства от 25 ноября 2011 года №7 // Информационно -аналитический портал Союзного государства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.soyuz.by/?gшd=117259 (дата обращения 21.08.2012 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. О бюджете Союзного государства на 2012 год: Декрет Высшего государственного совета Союзного государства от 25 ноября 2011 года №2 // Информационно-аналитический портал Союзного государства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.soyuz.by/?gшd=117259 (дата обращения

21.08.2012 г.).

5. Подписание Соглашения о сотрудничестве между Смоленской и Витебской областями // Офици-

альный сайт Управления туризма и развития туристской инфраструктуры Смоленской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.admm-

smolensk.ru/~turizm/component/content/article/16-novosti-na-glavnoj/138-230312-podpisanie-soglasheniya-o-sotrudnichestve-mezhdu-smolenskoj -i-vitebskoj -oЫastyami.html (дата обращения

21.08.2012 г.).

6. Поносов И. И атом, и туризм / И. Поносов // Союз. Беларусь-Россия. 2012. № 543 (11).

7. Черненко В.А. Роль инвестиций в развитии туризма / В.А. Черненко, С.В. Федорова, В.А. Федосов // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2012. № 1(11). С. 132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.