УДК 336.5.02 ББК 65.261
ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И БЕЛАРУСИ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТУРИЗМА
В.А. Черненко, С.В. Федорова, В.А. Федосов
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А
Туризм является неотъемлемой частью жизни людей на нашей планете. Этот сложный, высокодоходный межотраслевой комплекс представляет собой один из основных секторов мировой экономики, способствует обеспечению высокого уровня занятости, социального благосостояния и качества жизни людей, а также развитию, экономическому единству и культурному разнообразию государств и регионов мира.
Сущность любого явления отражается в его понятии. Обратимся в первую очередь к определениям туризма, изложенным в законодательстве России и Беларуси, тем более, что они достаточно сильно отличаются.
В законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туризм - это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания [1].
В законодательстве Республики Беларусь определение данного понятия более общее: туризм - туристическое путешествие, а также деятельность юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, по его организации [2].
Феномен туризма в правовой сфере состоит в том, что его регулирование осуществляется практически всеми основными отраслями законодательства,
причем специфика правового регулирования отношений в сфере туризма состоит в том, что норма права, регулирующая эти отношения, действует не непосредственно, а через нормы иных отраслей права (например, конституционного, административного, финансового, гражданского, земельного права и т.д.).
Традиционно основными способами государственной поддержки туризма являются следующие:
- предоставление налоговых преференций и освобождений от уплаты налогов организаций и предпринимателей, развивающих внутренний и въездной туризм;
- выделение бюджетных средств на продвижение (маркетинг, рекламу, выставки и т.д.) внутреннего и въездного туризма;
- государственное финансирование наиболее значимых проектов в туристской индустрии, подготовки кадров для туризма;
- бюджетные гранты национальным перевозчикам, туроператорам и др., осуществляющим развитие внутреннего и въездного туризма.
Важнейшим принципом современного туризма является его устойчивое развитие, под которым понимается такое развитие туризма, которое должно быть экологически приемлемым в долгосрочной перспективе, экономически жизнеспособным, этически и социально сбалансированным для местного населения. Устойчивое развитие является контролируемым процессом, предусматривающим глобальное управление ресурсами с целью обеспечение их жизнеспособности, создавая, таким образом, возможность
сохранения природного и культурного богатства, включая охраняемые зоны.
Сотрудничество России и Беларуси в туристской сфере развивается в организационном плане по разным направлениям:
• в рамках Союзного государства;
• в рамках межправительственных соглашений;
• договоры о региональном сотрудничестве.
Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства законодательно закрепляется упрощенная процедура получения разрешения на постоянное жительство и освобождение от регистрации в компетентных органах по месту пребывания граждан Беларуси и России в течение 30 дней с даты въезда.
В соответствии с данным Соглашением граждане Беларуси и России имеют право на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства без получения каких-либо специальных разрешений, предусмотренных законодательством для иных иностранных граждан.
Дальнейшее интеграционное сотрудничество в социальной сфере определяется Концепцией социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Высшего государственного овета Союзного государства №7 от 25 ноября 2011 года [3].
В Концепции отражены вопросы: социально-трудовых отношений, социальной защиты, миграционной, демографической, молодежной и экологической политики, развития образовательного пространства и сотрудничества в сферах здравоохранения, физической культуры, спорта и туризма, продолжения взаимоотношений в сфере культуры.
В Концепции учитываются результаты сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации в социальной
________________и финансирования туризма
сфере в рамках Договора о создании Союзного государства, определяются основные принципы, цели и задачи сотрудничества, приоритетные направления дальнейшего взаимодействия, первоочередные и последующие этапы действий, организационные механизмы и конкретные мероприятия, позволяющие обеспечить равные социальные права и гарантии граждан Беларуси и России и развивать социальное пространство Союзного государства на основе согласованных подходов.
В Союзном государстве туризму уделяется пристальное внимание. В Концепции социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы [3] говорится, что туризм является одной из важнейших составляющих политики Союзного государства, мощным фактором экономического развития, активизации межгосударственного сотрудничества, укрепления дружбы и взаимопонимания, культурного взаимообогащения народов Беларуси и России.
Главным итогом совместной деятельности Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере туризма является повышение заинтересованности в развитии двустороннего сотрудничества, расширение возможностей и условий для создания новых туристских продуктов и их продвижения на рынки туристских услуг в соответствии с экономическими и социальными интересами обоих государств.
Проводится последовательная работа по устранению барьеров, возникших на начальном этапе рыночных преобразований, других препятствий для свободного продвижения туристских услуг, возрождению сферы туризма в качестве неотъемлемой составляющей социальной политики.
К позитивным результатам взаимодействия государств-участников Договора о создании Союзного государства следует отнести:
• создание необходимых правовых условий для свободного перемещения и путешествий граждан в пределах Союзного государства;
• проведение структурных и социально-экономических преобразований в туристской сфере на базе рыночных механизмов;
• укрепление национальных экономик, в том числе за счет расширения двусторонней торговли в сфере туристских услуг;
• реализация межгосударственных научных и образовательных проектов в сфере туризма;
• осуществление согласованной политики на международном уровне по взаимодействию и продвижению совместных планов и программ во взаимоотношениях с Всемирной туристской организацией ООН (ЮНВТО), национальными туристскими администрациями других стран и в рамках Совета по туризму государств-участников Содружества Независимых государств.
Туристские потоки между Республикой Беларусь и Российской Федерацией ежегодно возрастают как по объему, так и по качеству организации, степени оздоровительной, культурно-познавательной и социальной насыщенности. Средняя продолжительность пребывания российских туристов в Республике Беларусь и белорусских туристов в Российской Федерации составляет четыре дня, что является самым высоким показателем на пространстве СНГ и соответствует уровню туристского обмена между странами Восточной и Центральной Европы.
Дальнейшее развитие сотрудничества в области туризма между Республикой Беларусь и Российской Федерацией позволит удовлетворять потребности граждан в туристских услугах, а также внести весомый вклад в развитие экономики за счет налоговых поступлений в бюджет стран, притока иностранной валюты, увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия двух стран.
В социальной политике государств существенно возрастает значение туризма как средства по организации досуга и оздоровления населения, создания новых рабочих мест и развития сферы услуг,
являющейся на современном этапе важным и перспективным направлением экономического развития.
Финансирование туризма осуществляется из различных источников, в том числе и из бюджета Союзного государства. Анализ ведомственной структуры расходов бюджета Союзного государства на 2012 г. показал, что Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, Федеральное агентство по туризму Российской Федерации и Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации профинансируют туристские мероприятия в сумме 35720 тыс. руб., что составляет 0,7% от общей суммы расходов бюджета [4].
С практической точки зрения достаточно много предпринимается совместных усилий по развитию туризма. Особая роль в укреплении дружеских спортивных связей отводится местным органам исполнительной власти, спортивным организациям регионов, приграничных районов, городов-побратимов.
Около 40 российских регионов активно сотрудничают с Беларусью в области физической культуры, спорта и туризма. Наиболее динамично - Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, а также Саратовская область и Краснодарский край. Плодотворным является взаимодействие спортивных организаций Минской и Московской, Могилевской и Брянской, Витебской и Смоленской областей.
Тесно сотрудничают научные, медицинские и педагогические учреждения спортивного профиля. Утверждена программа согласованных действий Научноисследовательского института физической культуры и спорта Республики Беларусь и Всероссийского научноисследовательского института физической культуры и спорта по организации научных исследований, разработке и внедрению их в практику физкультурноспортивного движения. В августе 2006 года подписан протокол о сотрудничестве между Национальным антидопинговым агентством Беларуси и Национальным антидопинговым центром России.
В апреле 2003 года Советом Министров Союзного государства принято решение о ежегодном проведении Спартакиады Союзного государства для детей и юношества, способствующей развитию физкультурно-спортивного движения, установлению дружественных отношений молодежи двух стран, патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
В течение 2003-2011 годов мероприятия Спартакиады проходили уже в 16 городах Беларуси и России. В рамках Спартакиады проведены: физкультурноспортивные фестивали студентов Беларуси и России, соревнования по хоккею «Золотая шайба», физкультурно-спортивные фестивали и спартакиада школьников «Олимпийские надежды», спартакиады детей и подростков «Дети спорта» и «Олимпийская юность», соревнования по легкой атлетике и плаванию среди детей, юношей и девушек с нарушением слуха, фестиваль спортивных игр для де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, спартакиада воспитанников детских домов и школ-интернатов «В будущее со спортом!», спортивный фестиваль для детей, проживающих в регионах Беларуси и России, наиболее пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС и др.
В 2011 году Советом Министров Союзного государства утверждено новое Положение о проведении Спартакиады, расширен формат ее проведения.
С 2003 года ежегодные объемы финансирования Союзной Спартакиады выросли более чем в 16 раз и составили в 2012 году 32 млн руб. Кроме того, ежегодно осуществляется проведение более ста совместных мероприятий на уровне национальных сборных. В дальнейшем предполагается реализовывать более тесное сотрудничество в области подготовки спортсменов для летних и зимних Олимпийских игр.
Туризм является неотъемлемой составляющей сфер культуры, образования и спорта. С 1995 года действует Согла-
и финансирования туризма
шение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Беларусь о сотрудничестве в области туризма. Белорусской стороной заключены договоры о постоянном взаимодействии в сфере туризма более чем с 20 субъектами Российской Федерации.
В 2007-2010 годах были проведены российско-белорусский телемост на тему «О перспективах развития въездного и внутреннего туризма на территории Союзного государства», круглый стол «О сотрудничестве в сфере туризма в рамках Союзного государства» и первый форум «Туризм в Союзном государстве: современные вызовы», другие тематические мероприятия. На них обсуждались вопросы гармонизация правовой базы Беларуси и России в сфере туризма, сотрудничество в подготовке кадров, состояние, проблемы и перспективы развития туризма на межрегиональном уровне. В 2009 году и в 2011 году за счет средств Союзного государства изданы туристские путеводители.
Совместно с туристскими ведомствами администрациями регионов Беларуси и России проводятся рекламные и презентационные туры. Планируется создать единый белорусско-российский туристский календарь с целью распространения информации, а также предотвращения одновременного проведения привлекательных для туристов мероприятий.
На совместном заседании коллегий Министерства спорта и туризма Республики Беларусь и Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации утверждаются и успешно реализуются планы совместной деятельности в сфере туризма в рамках Союзного государства.
Советом Министров Союзного государства в 2011 году была одобрена совместная работа спортивных ведомств двух стран и поддержано предложение о создании Координационного совета по выработке рекомендаций по развитию совместной деятельности в сфере туризма в рамках Союзного государства, с уча-
стием руководителей Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации и Федерального агентства по туризму, представителей Парламентского собрания Союза Беларуси и России, других заинтересованных республи-канских, федеральных и региональных государственных и общественных организаций Республики Беларусь и Российской Федерации.
С 2006 года проводятся слеты юных экологов Беларуси и России «Экология без границ» и туристские слеты учащихся Союзного государства. Проведение таких масштабных мероприятий содействует практической реализации основных целей Союзного государства в области социальной политики, в том числе по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи и формированию единого образовательного пространства.
Существенное место в развитии белорусско-российских туристских отношений занимает региональное сотрудничество. 21 марта 2012 г. в г. Витебск состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве в сфере туризма между Смоленской и Витебской областями. В текущем году стороны договорились о проведении ряда совместных мероприятий, направленных на развитие трансграничного российско-белорусского туризма, увеличение въездного турпотока и продвижении совместных турпродуктов. Среди них: презентация проекта международного туристского маршрута «К истокам Руси» на международной туристской выставке в апреле в Минске, проведение инфор-мационных туров «К истокам Руси» и «Благодарная Россия героям 1812 года», разработка туристско-информационной системы «Мобильный гид» по российско-белорусскому приграничью и другие [5].
Нижегородская область входит в первую десятку областей, на которые приходятся основные объемы торговли с
Беларусью. Помимо традиционных сфер сотрудничества (энергетика, автомобилестроение), по словам замгубернатора Нижегородской области Дмитрия Сват-ковского, на заседании Совета в Минске летом 2011 года были обозначены принципиально перспек-тивные направления сотрудничества: высокие технологии,
кооперация между технопарками, спорт и туризм [6].
Однако существуют и факторы, сдерживающие возможности для динамичного роста:
• туризм пока не стал отраслью экономики, привлекающей необходимые для инвестирования в экономику валютные ресурсы, и составляет незначительную долю в доходах бюджетов стран-участниц Союзного государства;
• создание новых рабочих мест за счет развития туризма значительно отстает от аналогов за рубежом;
• развитие туризма в недостаточной мере отражается на динамике малого предпринимательства в сфере гостиничного сервиса и других туристских услуг, связанных с индустрией гостеприимства;
• несовершенство нормативной правовой базы, регулирующей трудовые отношения в сфере туризма;
• услуги туристского бизнеса зачастую малодоступны для социально уязвимых слоев населения.
Необходимо также разработать унифицированные нормативные правовые акты по организации деятельности в области туризма:
• туристская путевка;
• единый реестр туроператоров;
• административный регламент по предоставлению государственной услуги по информированию туроператоров, ту-рагентов и туристов об угрозах безопасности туристов в стране пребывания.
Таким образом, в ходе проведенного анализа были сформулированы цель и задачи сотрудничества Беларуси и России в области туризма (рис.1).
Перспективы сотрудничества России и Беларуси в области регулирования _________________________________________и финансирования туризма
Цель:
создание единого туристского пространства как составной части всего процесса российско-белорусского интеграционного развития
1 1
проработка юридических, социально-экономических и гуманитарных аспектов сотрудничества, обеспечивающих равные возможности граждан на приобретение туристских услуг в соответствии со своими интересами, индивидуальными потребностями и социальными правами содействие превращению туризма в один из ведущих секторов экономики, повышение его эффективности и повышение его роли в сравнении с другими сферами услуг по обороту капитала развитие туризма как одного из ключевых направлений развития регионов Республики Беларусь и Российской Федерации, обладающих культурным, историческим, природным, интеллектуальным потенциалом на основе стратегий, интегрирующих интересы различных субъектов
Рис. 1. Цель и задачи сотрудничества Беларуси и России в области туризма
Для реализации поставленной цели и задач можно предложить следующие основные направления действий:
1. Обеспечение условий для равной конкуренции и взаимовыгодного сотрудничества государств-участников Договора о создании Союзного государства, создание общего правового поля для работы субъектов хозяйственной деятельности в сфере туризма, устранение барьеров по формированию единого туристского пространства;
2. Разработка и реализация правовых норм, направленных на повышение гарантий, защиту прав и законных интересов потребителей туристского продукта, качества услуг и безопасности туристов;
3. Повышение прозрачности, стабильности и инвестиционной привлека-
тельности сферы туризма, усиление экономической ответственности лиц, осуществляющих туристскую деятельность, за нарушение гражданско-правовых обязательств. Развитие туризма в России и Беларуси в значительной степени связано с возможностями привлечения частных инвестиций. Но для этого необходима плановая, системная работа государства и соблюдение достаточно большого перечня условий [7];
4. Унификация правовых актов, регламентирующих вопросы классификации и стандартизации различных сегментов туристской индустрии;
5. Формирование правовых основ саморегулирования на туристском рынке, содействие нормотворчеству туристских общественных объединений и организаций;
6. Содействие гармонизации отраслевого законодательства, принятого государствами - участниками Союзного государства, с законодательством стран СНГ и Европейского союза;
7. Создание и развитие единой информационной базы данных субъектов туристской деятельности Республики Беларусь и Российской Федерации.
Способы и механизмы решения задач сотрудничества в сфере туризма:
• государственное регулирование туристской отрасли на базе совместных или согласованных программ, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма государств - участников договора о создании Союзного государства;
• переход на долгосрочное планирование по основным направлениям деятельности, конкретизация управленческих целей и задач с целью существен-
ного повышения эффективности использования туристских ресурсов и инфраструктуры туризма;
• придание системного характера работе по созданию новых туристских
маршрутов, объединенных единой тематикой и пролегающих по территории государств - участников Договора о создании Союзного государства;
• выработка единых подходов по совершенствованию начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, в особенности в отношении подготовки и повышения квалификации линейного персонала туристской отрасли.
Предложенные мероприятия позволят повысить эффективность организационных мер и финансовых вложений в скоординированное развитие туристских отношений в Беларуси и России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ // Российская газета. №231. 03.12.1996. Ст.1.
2. О туризме: Закон Республики Беларусь от 25 ноября 1999 года № 326-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. №2/101. 29.11.1999. Ст.1.
3. Концепция социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы: Постановление Высшего государственного совета Союзного государства от 25 ноября 2011 года №7 // Информационно -аналитический портал Союзного государства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.soyuz.by/?gшd=117259 (дата обращения 21.08.2012 г.).
4. О бюджете Союзного государства на 2012 год: Декрет Высшего государственного совета Союзного государства от 25 ноября 2011 года №2 // Информационно-аналитический портал Союзного государства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.soyuz.by/?gшd=117259 (дата обращения
21.08.2012 г.).
5. Подписание Соглашения о сотрудничестве между Смоленской и Витебской областями // Офици-
альный сайт Управления туризма и развития туристской инфраструктуры Смоленской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.admm-
smolensk.ru/~turizm/component/content/article/16-novosti-na-glavnoj/138-230312-podpisanie-soglasheniya-o-sotrudnichestve-mezhdu-smolenskoj -i-vitebskoj -oЫastyami.html (дата обращения
21.08.2012 г.).
6. Поносов И. И атом, и туризм / И. Поносов // Союз. Беларусь-Россия. 2012. № 543 (11).
7. Черненко В.А. Роль инвестиций в развитии туризма / В.А. Черненко, С.В. Федорова, В.А. Федосов // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2012. № 1(11). С. 132.