Научная статья на тему 'Интеграционные процессы в человеческом измерении (социологические тренды)'

Интеграционные процессы в человеческом измерении (социологические тренды) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
311
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
cоциологический мониторинг / Республика Беларусь / интеграция / Содружество Независимых Государств / Союзное государство Беларуси и России / Евразийский экономический союз / sociological monitoring / the Republic of Belarus / integration / the Commonwealth of Independent States / the Union of Belarus and Russia / the Eurasian Economic Union

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — И. В. Котляров

Раскрыта история создания Содружества Независимых Государств, Союзного государства Беларуси и России, Евразийского экономического союза, их роль в развитии белорусского общества и решении интеграционных задач, проанализированы результаты республиканского репрезентативного социологического исследования, предложены конкретные шаги по повышению авторитета СНГ и ЕАЭС в условиях инноваций и кризисов, рисков и турбулентности, бифуркации и неопределенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION PROCESSES IN THE HUMAN DIMENSION (SOCIOLOGICAL TRENDS)

The history of the Commonwealth of Independent States (CIS) as well as the Union State of Belarus and Russia and the Eurasian Economic Union (EEU) is disclosed in the article. Their role in the development of the Belarusian society and integration problems solving are shown. The results of the national representative sociological study is analyzed. Concrete proposes to improve the CIS and the EEU authority in terms of innovation and crises, risks and turbulence, bifurcations and uncertainties.

Текст научной работы на тему «Интеграционные процессы в человеческом измерении (социологические тренды)»

ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ И ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ

УДК 316.012:316.1(476)

И. В. КОТЛЯРОВ,

доктор социологических наук, профессор, директор Института социологии НАНБеларуси, г. Минск

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНДЫ)

Раскрыта история создания Содружества Независимых Государств, Союзного государства Беларуси и России, Евразийского экономического союза, их роль в развитии белорусского общества и решении интеграционных задач, проанализированы результаты республиканского репрезентативного социологического исследования, предложены конкретные шаги по повышению авторитета СНГ и ЕАЭС в условиях инноваций и кризисов, рисков и турбулентности, бифуркации и неопределенности.

Ключевые слова: социологический мониторинг, Республика Беларусь, интеграция, Содружество Независимых Государств, Союзное государство Беларуси и России, Евразийский экономический союз.

Современное время - это время открытий, вызовов, рисков, бифуркаций, катаклизмов. И многим кажется, что рисков, проблем, вызовов значительно больше, чем радостей и открытий. То, что создавалось веками, тысячелетиями, многими поколениями людей, сейчас рушится и уничтожается. Происходит отказ от базовых, традиционных ценностей цивилизации. Разрушается освященный природой институт семьи как естественного союза между мужчиной и женщиной. Это касается и территориальных образований. Разрушен Советский Союз, с политической карты исчезли Югославия и Чехословакия, под угрозой существование в современных границах Великобритании, Испании, Украины. На Ближнем Востоке людей убивают только за то, что они молятся другому богу и исповедуют другие ценности. Маленькие дети с родителями стремятся через Средиземное море навстречу счастью и радости, а находят смерть на пустынных берегах. Неужели человечество выбрало страшный и разрушительный вектор? Вопрос, как говорится, риторический.

Однако это не совсем так. Сегодня многие политики, и не только, прекрасно понимают: для того чтобы пережить трудные времена, необходимо быть вместе, совместно решать многочисленные проблемы. И это совершенно правильно. Стремление к единству и содружеству, к объединению в различные ассоциации, организации, партии - одно из важнейших качеств разумных сообществ.

Как результат, в то время, когда в мире многое рушится, в условиях кризисов и бифуркаций постоянно идут и совсем другие процессы - интеграции различных политических, социальных, экологических, конфессиональных и других сил, которые стремятся вместе добиваться тех или иных целей, решать те или иные проблемы. Опыт современных государств показывает, что традиционная модель конкуренции постепенно уходит в прошлое, а ее место все в большей мере начинает занимать интеграционная матрица. Как ни парадоксально, но если раньше страны для роста своего престижа и международного статуса проводили политику укрепления национального суверенитета, то в условиях современного многополярного мира ряд государств, претендующих на важнейшие роли в регионах, стремятся стать ведущими политическими игроками интеграционных объединений.

Интеграция в условиях стремительной глобализации ведет к установлению более тесных экономических, политических, научных, культурных связей между странами-участницами, ликвидирует либо существенно ослабляет барьеры на пути движения идей, знаний, товаров, услуг, капитала, рабочей силы. Движущей силой интеграции является политическая воля лидеров государств и поддерживающих их элит и народов.

Первым интеграционным объединением на основе бывшей великой державы стало Содружество Независимых Государств. Это целостная система стран и наций, различных культур и конфессий, стремящихся к сотрудничеству на единой ценностной платформе.

События восьмидесятых-девяностых годов прошлого столетия белорусский народ встретил достаточно напряженно, бурлили и соседние Литва, Латвия, Эстония. Это показал очередной этап социологического мониторинга изучения социально-политической ситуации, который состоялся в октябре 1990 г. Однако в это сложное время только 12 % жителей республики высказались за выход Белорусской ССР из состава Советского Союза.

Что думали люди о происходящем? Одним из первых социологических исследований, проведенных после придания Верховным Советом Республики Беларусь Декларации о независимости статуса конституционного акта, стал опрос «Беларусь в поставгустовский период». Он прошел в декабре 1991 г.

События, происходившие в Республике Беларусь после августа 1991 г., привели к глубочайшему кризису в стране, охватившему все сферы общественной жизни и перераставшему в национальную катастрофу. Падали объемы промышленного производства. Стояли фабрики и заводы. Происходило разрушение денежно-финансовой системы, наблюдалось отчуждение производителя от средств производства. Продолжались растаскивание и дикая «прихватизация» государственной собственности. Наблюдался рост безработицы. На первом месте среди проблем, особо беспокоивших людей, стоял рост цен: только проезд в городском транспорте за перестроечные и постперестроечные годы вырос в сто тысяч раз. Разрушался агропромышленный комплекс. На грани истощения находилась земля, ее потенциал существенно уменьшился. Это на себе почувствовали жители всех регионов страны.

Как результат, в социальной сфере усилились процессы расслоения общества на богатых и бедных. Социальная дифференциация населения Беларуси подошла к той черте, за которой социальные группы, создающие материальные блага, считали, что они живут хуже других. По объему потребления материальных благ Беларусь оказалась отброшенной на десятки лет назад. По данным социологических исследований, более четверти пенсионеров покупали мясо один раз в месяц.

В это время более четырех пятых населения Беларуси заявили, что они искренне сожалеют о распаде Советского Союза, выступают за восстановление теснейших связей с братской Россией и другими бывшими республиками бывшего СССР. Причем наиболее высокие результаты были получены в восточных регионах Беларуси.

Необходимо было срочно найти выход из критического состояния. Для этого требовалась принципиально новая целостная модель интеграции. Именно ей стало Содружество Независимых Государств, проект, который, по мнению многих респондентов, стал уникальным и достаточно удачным. Во многих бывших республиках Советского Союза СНГ понималось как единственно правильный шаг на пути становления единого социально-экономического и политического пространства с мощным научно-технологическим и производственно-ресурсным потенциалом. Особое значение для нашей страны имело и то, что внешние рынки для Беларуси «сжались», а всем хозяйствующим субъектам всегда нужны масштабные, емкие рынки, и чем больше они будут, тем лучше. Объективно каждой стране выгодно входить в организации, подобные СНГ. Сегодня Содружество Независимых Государств - это многомерная реальность, вобравшая в себя широкий спектр экономических и социальных, политических, военно-стратегических, демографических и иных вопросов.

Жители Беларуси поддержали создание и развитие Содружества Независимых Государств. В начале 1996 г., как показали социологические исследования, проведенные Белорусским институтом анализа и прогноза при Администрации Президента Республики Беларусь, таких респондентов было более трех четвертей. Однако и политиков, и теоретиков, и простых людей волновал вопрос: «По каким направлениям должно развиваться СНГ на современном этапе?» Этот вопрос и был задан жителям страны. Вот как распределились ответы респондентов (табл. 1).

Однако Содружества Независимых Государств было явно недостаточно. Многие вопросы, которые волновали людей, в рамках СНГ решались не в полной мере. В республике была ярко выражена ностальгия по прежним временам. Результаты февральского (1996 г.) этапа мониторинга показали, что 75,4 % жителей Беларуси сожалеют о распаде Советского Союза. Более двух третей населения Беларуси требовали от своих избранников - депутатов Верховного Совета - одобрить (ратифицировать) Договор об углубленной интеграции Беларуси и России. И только 10,2 % жителей Беларуси высказались против этого решения.

Интеграционные процессы в человеческом измерении 21

Таблица 1. По каким направлениям должно развиваться СНГ на современном этапе?

Направления развития СНГ %

Координация совместных действий, направленных на стабилизацию экономики стран СНГ 65,5

Расширение культурных отношений между двумя народами 44,4

Формирование единой внешнеполитической стратегии 31,8

Создание единой системы национальной безопасности 12,5

Формирование единых государственно-управленческих структур 12

Создание единой армии 4,1

Как показали результаты социологических исследований, было достаточно много причин для принятия подобного нормативного акта. Во времена Советского Союза Белорусская ССР являлась своеобразным сборочным цехом огромной страны. В ней получили развитие многие отрасли народного хозяйства, обеспечивавшие своей продукцией все союзные республики и многие зарубежные государства. Здесь выпускали, например, тракторы «Беларусь», большегрузные автомобили, электронно-вычислительную технику. Все это поставлялось в различные регионы Российской Федерации. С другой стороны, по мнению жителей Беларуси, Россия - это рынки сбыта и источники сырья для белорусских предприятий, это газ, нефть и электроэнергия для нашей страны, это постоянная работа для многих жителей республики.

Еще один фактор - духовно-исторический - способствовал теснейшей интеграции Беларуси и России. Судьбы белорусского и российского народов исторически тесно связаны между собой, и только десяток лет назад были разделены границами. По данным социологических исследований, более трех четвертей жителей Беларуси имели родственников в России. Общей являлась и религия (православие), которую исповедовали в наших государствах большинство граждан. Русский язык, на котором в Беларуси разговаривает подавляющее большинство жителей, получил государственную поддержку. Кстати, за два государственных языка - русский и белорусский - постоянно высказываются более 80 % населения страны. Только 0,2 % жителей страны испытывали некоторую неприязнь к русским.

Очень важен был и военный фактор. Именно в Беларуси была хорошо оборудована западная граница, граница с НАТО, в которую практически не надо вкладывать новых огромных средств или строить новые оборонительные сооружения около Смоленска. У Беларуси сильная противовоздушная оборона, которая была способна защитить территории Беларуси и России от натовских бомбардировщиков.

Народ требовал срочного принятия конкретных мер по теснейшему сближению российского и белорусского народов. 2 апреля 1996 г. президенты Беларуси и России поставили свои подписи под документом, который ознаменовал рождение нового интеграционного союза. Это образование стало одним из наиболее эффективных вариантов решения многочисленных

проблем, появившихся после распада Советского Союза. Постепенно активизировались экономические, социальные, культурные, духовные связи между двумя государствами, народами, регионами и городами, хозяйствующими субъектами, рядовыми россиянами и белорусами, началось реальное наполнение интеграционных процессов. Люди стали отходить от шока, связанного с развалом СССР, разрушением всего того, что объединяло братские народы. Как показали социологические исследования, создание Союзного государства поддержало подавляющее большинство населения страны.

Однако с ускорением процессов глобализации подобного формата общественных отношений Союза Беларуси и России было явно недостаточно. Появилась необходимость в новой модели взаимодействия стран. Такой структурой стал Евразийский экономический союз. Он создавался в рамках определенной исторической закономерности, имел богатый ресурсный и экономический потенциал, уникальную транзитную перспективу и выгодное сочетание природно-географических, демографических и социально-экономических условий. Особая евразийская культура, вобравшая в себя богатейшее культурное наследие славянских, тюркских и других многочисленных европейских и азиатских этносов, была способна оказывать огромное влияние на совершенствование евразийского пространства и мировой цивилизации, развитие экономики входящих в ЕАЭС государств. В России, Беларуси и Казахстане Евразийский союз многими понимался как правильный шаг на пути становления единого экономического пространства с мощным научно-технологическим и производственно-ресурсным потенциалом. Как показывает социальная реальность, интегрироваться рано или поздно придется всем государствам. Объективно каждой стране выгодно входить в организации, подобные Евразийскому экономическому союзу.

Социологические исследования «Беларусь-2030», проведенные Институтом социологии НАН Беларуси, помогли определить преимущества и проблемы интеграции постсоветских государств и создания Евразийского экономического союза. Почти половина опрошенных жителей Беларуси были убеждены, что данное интеграционное межгосударственное объединение приведет к расширению рынков сбыта белорусских товаров и услуг - относительно конкурентоспособных белорусских товаров с высокой добавленной стоимостью: машин, оборудования и транспортных средств, созданию более благоприятных условий. Треть респондентов видели в данном интеграционном объединении возможность расширения доступа Беларуси к инновационным технологиям и обмену специалистами. Многие жители Беларуси считали, что государства - члены ЕАЭС получат возможность пользоваться преимуществами низких цен на многие товары, а также снижением расходов, связанных с транспортировкой грузов; динамичнее развивать рынки за счет увеличения конкуренции; повышать производительность труда; увеличивать объемы экономики за счет роста спроса на производимые товары.

В то же время существуют определенные трудности и противоречия, с которыми приходится сталкиваться Беларуси при функционировании Евразийского экономического союза. Чаще всего опасения высказывались в связи с возможным оттоком наиболее квалифицированных специалистов в страны ЕАЭС. Треть граждан республики проявляли особую тревогу в связи с возможным снижением конкурентоспособности белорусских товаров и услуг на внутреннем рынке. Причем только около пяти процентов однозначно высказались против формирования подобных интеграционных объединений.

В декабре 2016 г. исполнилось 25 лет со дня образования Содружества Независимых Государств. Этот год является юбилейным и для Союзного государства Беларуси и России. Можно подводить некоторые итоги.

Накопленный опыт позволяет объективно оценивать прошлое и настоящее Союзного государства, СНГ и ЕАЭС, более обоснованно прогнозировать их будущее. Социальная реальность и социологические исследования показывают, что интеграционные объединения состоялись. Они подтвердили свою важную историческую роль в мировых и региональных политических и социальных, экономических и культурных процессах. Именно во многом благодаря им торгово-экономические отношения переведены на принципиально новую основу, налажены постоянный политический диалог, сотрудничество в сфере образования и науки, безопасности и стабильности. СНГ, например, стало единственной в своем роде площадкой многостороннего сотрудничества его участников практически по всем вопросам.

Президент Республики Беларусь, выступая на Пресс-конференции для представителей российских региональных средств массовой информации -участников традиционного пресс-тура в Беларусь в ноябре 2016 г., особо подчеркнул, что «мы соблюдаем все договоренности с Россией в рамках Союзного государства, ОДКБ, ЕАЭС. Отстаиваем экономические интересы, пресекая попытки ввоза попавших под эмбарго западных товаров. Одновременно проводим работу по их замещению нашей продукцией» [1]. К слову сказать, подобные встречи с представителями средств массовой информации в Беларуси проходят регулярно.

«Уже сейчас белорусско-российские отношения имеют возможность выйти на качественно новый уровень и дать очередной толчок скорейшему становлению Евразийского экономического союза, - заявил Президент Беларуси. - Подчеркну, что основой для его создания стало именно Союзное государство. При всем масштабе целей и задач, которые отражены в Договоре о создании ЕАЭС, этому интеграционному объединению по целому ряду направлений еще предстоит подняться до уровня нашего с вами союза» [1].

Глава государства отметил, что граждане обеих стран уже привыкли к отсутствию границ между двумя государствами, равному доступу к образованию, услугам здравоохранения, единым подходам к системе социальных гарантий, беспрепятственному трудоустройству, свободе передвижения и выбора места жительства.

«Наши крепкие союзнические отношения неизменно проявляются и на международной арене, где мы сталкиваемся с новыми угрозами и вызовами. Сегодня планету трясет от междоусобиц, терроризма и военных конфликтов», - заявил Александр Лукашенко [1].

В это непростое время, выразил уверенность Президент Беларуси, белорусам и россиянам нужно держаться вместе. Быть сильными, уметь заставить считаться с собой, сообща отстаивать свои интересы. «У нас есть ни с чем не сравнимая ценность - мир и согласие в доме. Всеми силами мы обязаны беречь это достояние. Чтобы за спокойную жизнь людей не пришлось платить кровью, как это происходит во многих местах», - подчеркнул Глава белорусского государства [1].

Институт социологии НАН Беларуси постоянно изучает отношение жителей Беларуси к ЕАЭС. По мнению многих респондентов, после долголетних поисков своего магистрального пути появился Евразийский экономический союз, который, несмотря на все проблемы и сложности начального периода интеграции, дает положительные результаты. Так, например, в течение 2016 г. целый ряд государств ЕАЭС, прежде всего Армения и Кыргызстан, показывают значительный рост экспорта в другие страны союза. Многие жители Беларуси на себе почувствовали тяжесть проблем от разорванных экономических связей. Поэтому они стали своеобразным катализатором, одними из тех, кто попытался перезагрузить механизм интеграции на постсоветском пространстве. Недаром именно в Беларуси появилась дефиниция «интеграция интег-раций», введенная в политический оборот в начале нулевых годов XXI в., и которая означает интеграцию евразийской и европейской интеграций. Президент Беларуси Александр Лукашенко делает многое для реализации «интеграции интеграций».

Граждане Беларуси в целом полностью поддерживают создание нового интеграционного образования и следующим образом ответили на вопросы об интеграции (табл. 2, 3).

Распад Советского Союза существенным образом повлиял на социальное самочувствие жителей Беларуси. Уничтожены многие прежние идеалы. Разрушены материальные, духовные, культурные, научные ценности. Многие социальные группы усиленно искали возможности восстановления утраченного и обратили свои взоры на возможные интеграционные структуры (табл. 4).

Интересен и поучителен сложный путь становления и развития Содружества Независимых Государств. Происходившие в течение последних 25 лет социальные процессы и политические события, прорывы на различных направлениях общественной, духовной жизни и политические и социальные движения назад, выдающиеся достижения культуры и прискорбные социально-политические явления, процессы сближения и моменты отчуждения, взаимного непонимания - все это подвергалось различным, порой взаимоисключающим оценкам, выпячиванию одних сторон и замалчиванию других. Однако в целом успешно преодолены центробежные тенденции, найдены

Таблица 2. Одобряете ли Вы создание на постсоветском пространстве Евразийского экономического союза (ЕАЭС)?

Вариант ответа %

Да, одобряю 25,2

Скорее одобряю 30,6

Скорее не одобряю 6,4

Нет, не одобряю 4,6

Затрудняюсь ответить 32,7

Таблица 3. Поддерживаете ли Вы вхождение нашей страны в Евразийский экономический союз (ЕАЭС)?

Вариант ответа %

Да 25,1

Скорее да 31,4

Скорее нет 6,3

Нет 4,9

Затрудняюсь ответить 32,0

Таблица 4. Как Вы полагаете, какие цели и ценности должны находиться в основе интеграционных процессов ЕАЭС?

Вариант ответа %

Достижение продуктивной занятости, свободное перемещение граждан и функционирование общего рынка труда в ЕАЭС 33,6

Обеспечение благоприятной экологической среды в странах ЕАЭС 14,7

Обеспечение коллективной безопасности ЕАЭС 24,6

Обеспечение прав человека в ЕАЭС 17,1

Повышение благосостояния населения каждого из государств - членов ЕАЭС 31,3

Поддержание благоприятной среды межнационального взаимодействия государств - членов ЕАЭС 12,3

Согласованное пенсионное обеспечение граждан государств - членов ЕАЭС 11,1

Социальное сплочение (солидарность) перед лицом внешних угроз каждого из государств - членов ЕАЭС 13,3

Формирование общего образовательного и культурного пространства ЕАЭС 8,2

Другое 0,2

Затрудняюсь ответить 33,1

Нет ответа 0,6

оптимальные формы сотрудничества, институты СНГ адаптировались к многочисленным потребностям многостороннего взаимодействия, отказались от завышенных ожиданий. Как результат, сложилась модель разноформатного и разноуровневого сотрудничества, предполагающая гибкость и избирательное участие государств СНГ в принятии управленческих решений при стремлении к достижению консенсуса.

Как показало социологическое исследование «Изучить механизмы проявления и воспроизводства цивилизационного кода в современном обществе

и влияния его составляющих на развитие белорусской экономики» (N = 2100), проведенное в сентябре 2016 г. Институтом социологии НАН Беларуси, около половины жителей Беларуси отметили, что вступление Беларуси в СНГ в целом положительно повлияло на социально-экономическую ситуацию в нашей стране, 5,7 % - негативно.

Таблица 5. Как Вы считаете, как вступление Беларуси в СНГ повлияло на социально-экономическую ситуацию в нашей стране?

Вариант ответа %

Позитивно 16,2

Скорее позитивно, чем негативно 32,6

Никак не повлияло 15,8

Скорее негативно, чем позитивно 3,8

Негативно 1,9

По мнению трети населения страны, вступление Беларуси в СНГ позволило восстановить экономические связи, разорванные в результате разрушения Советского Союза. Пятая часть населения страны считает, что СНГ обеспечило более низкие цены на энергоносители и экономическую поддержку со стороны России (табл. 6).

Таблица 6. Как вы считаете, что дало Беларуси вступление/создание СНГ после распада СССР?

Вариант ответа %

Смягчение последствий распада СССР 16,8

Сохранение независимости Беларуси как государства 15,5

Налаживание экономических связей, разорванных в ходе распада СССР 31,6

Координация усилий при защите границ и коллективной безопасности 13,5

Сохранение культурных и образовательных связей 16,0

Более низкие цены на энергоносители и экономическую поддержку со стороны России 21,2

Нет ответа 0,7

Страны СНГ за 25 лет стали значительно ближе друг к другу, чем в катастрофическом 1991 году. Это очень важно, ведь в странах СНГ проживают большое количество родственников и друзей респондентов. Так, например, в России проживает более трех миллионов близких гражданам Беларуси людей, в Украине - более двух миллионов (табл. 7).

Жителей Беларуси в целом, как показывают результаты социологических исследований, интересует положение дел в различных сферах жизнедеятельности стран СНГ. Конечно, больше всего интересует положение дел в России и в Украине. Интерес к другим странам меньше. Однако, например, кухней Азербайджанской Республики интересуются 18,8 % жителей Беларуси, Республики Армения - 16,0 %, Республики Узбекистан - 15,5 %. Для сравнения

Интеграционные процессы в человеческом измерении 27

Таблица 7. Проживают ли в странах СНГ Ваши друзья или родственники?

Страна %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Азербайджанская Республика 1,9

Республика Армения 1,3

Республика Казахстан 4,9

Кыргызская Республика 0,9

Республика Молдова 3,1

Российская Федерация 37,6

Республика Таджикистан 0,7

Туркменистан 0,7

Республика Узбекистан 0,5

Украина 24,7

можно отметить, что к кухне Российской Федерации и Украины проявили интерес 22,2 и 25,9 % респондентов соответственно.

География стран СНГ, их территориальная организация и особенности ее проявления во вновь созданных государствах, республиках бывшего СССР, интересует многих жителей Беларуси. Опять-таки на первом месте Российская Федерация - 18,4 %. Далее идут Украина - 13,1 %, Республика Армения - 9,4 %, Республика Казахстан - 6,3 % респондентов, проявивших интерес к географии этих государств.

Все большее количество исторических мест СНГ, известных во всем мире достопримечательностей посещаются туристами, причем не только из бывших союзных республик, но и гостями из-за рубежа, даже из других континентов. В ходе своей поездки туристы имеют возможность непосредственно ознакомиться с богатой историей, культурой и искусством, историческими памятниками, духовным наследием братских народов. Туристический потенциал и возможности стран СНГ неуклонно повышаются. Треть жителей Беларуси интересуют исторические места Российской Федерации, четверть -Украины, пятую часть - Республики Казахстан, Республики Армения, Республики Молдова. В номинации «Литература», «Кино», «Музыка» также с большим отрывом лидируют Российская Федерация и Украина. В то же время литературой Азербайджанской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан интересуется только 2 % населения Беларуси (третье место). Примерно такая же картина с кинематографом. Кино Республики Казахстан интересует 2,8 %, Республики Молдова - 2,6 %, Республики Таджикистан - 2,5 % респондентов. Интерес к музыке Республики Молдова проявили только 3,4 % населения страны, Азербайджанской Республики - 3,3 %, Республики Казахстан - 3,1 %, Республики Армения - 3,0 %. Даже обидно, что многие жители Беларуси не читали, не знают великолепных произведений киргиза Чингиза Айтматова; казахов Олжаса Сулейменова и Аскара Сулей-менова, молдаванина Иона Друцэ; узбека Тимура Пулатова; азербайджанца Чингиза Абдуллаева; украинца Бориса Олейника, чукчи Юрия Рытхэу; манси

Ювана Шесталова; нивха Владимира Санги и многих, многих других. Даже не верится, что в Беларуси есть люди, которые не смотрели фильмы «Мими-но» и «Отец солдата» грузинских кинематографистов. Но, с другой стороны, как отметили многие респонденты, за последние 25 лет белорусские писатели и кинематографисты не создали ни одного произведения, которые будут читать и смотреть будущие поколения.

Как оказалось, около половины жителей страны плохо осведомлены о том, что происходит в странах СНГ. Возникает вопрос: почему? Как оказалось, респондентам Беларуси явно не хватает информации о многих государствах Содружества. Как показывают социологические исследования, основную информацию жители Беларуси получают из следующих источников (табл. 8).

Таблица 8. Из каких источников Вы получаете информацию о странах СНГ?

Вариант ответа %

Белорусское телевидение 65,9

ТВ других стран 26,2

Белорусские газеты, журналы 21,0

Газеты, журналы других стран 10,6

Интернет 53,4

Белорусское радио 11,9

Радио других стран 4,3

От друзей, знакомых 22,2

65,9 % респондентов получают информацию о странах СНГ от белорусского телевидения. Но она не системна, фрагментарна, малоинформативна, недостаточно глубока и интересна, и вообще желает лучшего. Более половины респондентов получают информацию из Интернета. Однако и здесь есть претензии. От друзей и знакомых респонденты узнают о странах СНГ больше, чем из белорусских газет и журналов, от белорусского радио. Респондентами было предложено постоянно информировать жителей Беларуси о жизни в странах СНГ, на телеканалах создать постоянные тематические передачи, рубрики о наших друзьях из СНГ, посвящать им специальные выпуски газет и журналов. Отсутствие каких бы то ни было научных разработок - одна из причин существования в массовом сознании белорусского общества некоторых ложных стереотипов, обывательских представлений о других государствах СНГ, их культуре и образе жизни, менталитете и традициях. Наш Институт мог бы в какой-то мере помочь средствам массовой информации в социологической сфере, в сопровождении освещения и изучения жизни наших друзей.

В социологической анкете содержался вопрос: «Что именно в сфере культуры, литературы, искусства Вам интересно в плане сотрудничества между Республикой Беларусь и странами СНГ?» На основании ответов можно сделать определенный анализ положения дел в данных сферах.

Утверждены и реализуются концепции сотрудничества в сфере культуры и развития образования государств - участников СНГ. Постоянно проводятся конференции, театральные и музыкальные фестивали, кинофорумы, другие мероприятия, направленные на установление новых творческих связей. В то же время есть конкретные предложения от белорусских зрителей, слушателей, посетителей кинотеатров и Домов культуры.

Таблица 9. Что именно в сфере культуры Вам интересно в плане сотрудничества между Республикой Беларусь и странами СНГ?

Вариант ответа %

Создание совместных фильмов 31,5

Проведение музыкальных фестивалей 30,0

Проведение кинофестивалей, театральных фестивалей 22,1

Обмен выставками изобразительного, архитектурного искусства 14,0

Проведение встреч с деятелями культуры 8,1

Издание книг популярных авторов СНГ 9,8

Организация выездных книжных выставок 3,7

Другое 0,5

В сфере культуры на первом месте стоит создание совместных фильмов. Так ответили около // респондентов. Они хотели бы, чтобы белорусские кинематографисты и их коллеги из стран СНГ - режиссеры, актеры, сценаристы создали бы такой фильм, который смотрели бы будущие поколения (табл. 9).

В области образования формируется общее образовательное пространство, обеспечиваются равный доступ граждан в общеобразовательные учреждения, взаимное признание и эквивалентность документов о среднем (общем), начальном профессиональном и среднем профессиональном (специальном) образовании, осуществляется повышение квалификации и переподготовка специалистов.

В научной сфере активизируется взаимодействие в создании общего научно-технологического пространства при организационной и координирующей роли отраслевых органов по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах, в области фундаментальной науки и научно-технической информации. Однако и здесь есть конкретные предложения (табл. 10).

Таблица 10. Что в сфере науки и образования Вам интересно в плане сотрудничества между Республикой Беларусь и странами СНГ?

Вариант ответа %

Обмен студенческими группами 24,7

Обмен группами школьников 12,5

Стажировка молодых ученых 22,9

Разработка совместных научных проектов 27,5

Создание совместных научно-исследовательских институтов 14,4

Как отмечают респонденты, в сфере образования необходимо создать реальную возможность социальной мобильности, прежде всего обмена студенческими группами. Поддерживают эту идею более двух третей респондентов, проявивших интерес к странам СНГ. Но решением этой проблемы необходимо заниматься, а не просто поговорить, пообещать и забыть.

Углублению разностороннего взаимодействия в рамках СНГ способствует формирование общего информационного пространства, расширение межгосударственного информационного обмена, создание и развитие совместных информационно-телекоммуникационных систем (табл. 11).

Таблица 11. Что в коммуникационной сфере Вам интересно в плане сотрудничества между Республикой Беларусь и странами СНГ?

Вариант ответа %

Доступность ТВ-каналов стран СНГ 45,8

Создание совместных радио-/телепередач 24,3

Распространение газет, периодических изданий стран СНГ 13,7

Подавляющее большинство жителей Беларуси убеждены, что в сфере спорта мы все должны учиться друг у друга. В каждой республике СНГ есть свои чемпионы мира, олимпийские чемпионы. Как сделать так, чтобы опыт каждого из государств стал бы нашим общим опытом? Интересы жителей Беларуси в сфере спорта и туризма показаны в табл. 12.

Таблица 12. Что в сфере спорта и туризма Вам интересно в плане сотрудничества между Республикой Беларусь и странами СНГ?

Вариант ответа %

Развитие и организация туристических маршрутов 34,1

Проведение соревнований, олимпиад 43,6

Организация тренировочного процесса на базах стран СНГ 19,3

Привлечение тренеров из стран СНГ 15,0

Как показывают социологические исследования, в развитии Содружества Независимых Государств объективно заинтересованы все его участники. Во внешнеторговых связях Беларуси и Молдовы, Таджикистана и Узбекистана, Армении и Азербайджана, других государств СНГ играет значительно более существенную роль, чем, например, во внешнеторговом обороте России. Кроме того, страны СНГ приобрели отрицательный опыт вхождения в мировой рынок поодиночке. Потери былых рынков и реальных торговых возможностей, которые обеспечивал Советский Союз, ничем не компенсировались. Как результат, общий объем экспорта стран Содружества даже в условиях роста цен на сырье постоянно уменьшается.

При всех проблемах интеграция в рамках Союзного государства, Евразийского экономического союза, СНГ - это огромное достижение. Нам всем надо заново учиться жить, отличать зерна от плевел, чтобы не отождествлять

настроения и желания народов с политикой правительств, которые от имени людей способны вершить недобрые дела, не допускать отождествления подлинно национальных интересов с амбициями различных политических элит. Научиться, наконец, отстаивая собственные национальные приоритеты, учитывать желания и интересы партнеров и соседей. Мы, белорусы и россияне, казахи и украинцы, армяне и грузины, киргизы и азербайджанцы, туркмены и таджики, сформировались как нации. Двадцать пять лет мы живем в суверенных государствах. У нас есть свои культурные матрицы, свои особенности, свои преимущества, свои приоритеты, свои проблемы. И все же, вопреки пророчествам некоторых доморощенных и зарубежных оракулов и подстрекателей, наши страны и народы связаны человеческими, духовными, культурными узами, экономическими отношениями, деловыми интересами. Содружество Независимых Государств постепенно стало сообществом единства в мире хаоса и вызовов, организованной силой борьбы против рисков и бифуркаций. Это важно. И это надо сохранить.

Институт социологии НАН Беларуси в рамках нового оригинального проекта «Белорусское общество в контексте цивилизационно-культурного кода: социологическое измерение» осуществил попытку найти все то лучшее, что есть в наших государствах, и поставить на службу всем нашим народам.

Список использованных источников

1. Лукашенко, А. Белорусско-российские отношения имеют возможность выйти на качественно новый уровень [Электронный ресурс] / А. Лукашенко. - Режим доступа: http://www. postkomsg.com/actual_comment/211344/. - Дата доступа 24.11.2016.

I. V. KOTLIAROV

INTEGRATION PROCESSES IN THE HUMAN DIMENSION (SOCIOLOGICAL TRENDS)

Summary

The history of the Commonwealth of Independent States (CIS) as well as the Union State of Belarus and Russia and the Eurasian Economic Union (EEU) is disclosed in the article. Their role in the development of the Belarusian society and integration problems solving are shown. The results of the national representative sociological study is analyzed. Concrete proposes to improve the CIS and the EEU authority in terms of innovation and crises, risks and turbulence, bifurcations and uncertainties.

Keywords: sociological monitoring, the Republic of Belarus, integration, the Commonwealth of Independent States, the Union of Belarus and Russia, the Eurasian Economic Union.

Поступила 25.11.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.