Am 7universum.com
UNIVERSUM:
ЭКОНОМИКА И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В УКРАИНЕ
Барок Ольга Александровна
аспирант, Межрегиональная академия управления персоналом,
Украина, г. Киев E-mail: gnatalia@ukr.net
PROSPECTS OF DEVELOPMENT CUSTOM CONTROL IN UKRAINE
Barok Olga
post-graduate student, Interregional Academy of Personnel Management,
Ukraine, Kiev
АННОТАЦИЯ
Раскрыта необходимость создания целостной и эффективной системы таможенного контроля, поскольку в настоящее время практически отсутствуют единые нормативно-правовые и методологические основы его осуществления, правовые механизмы взаимодействия и четкое разграничение функций и полномочий контролирующих органов относительно предупреждения, выявления и устранения финансовых нарушений.
ABSTRACT
The necessity of creation of the integral and effective custom checking system is exposed, as for today practically only normatively-legal and methodological bases of his realization, legal mechanisms of co-operation and clear differentiation of functions and plenary powers of supervisory organs, absent in relation to warning, exposure and removal of financial violations.
Барок О.А. Перспективы развития таможенного контроля в Украине // Universum: Экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2015. № 1(12) . URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/1848
Ключевые слова: таможенный контроль, таможенные органы, таможенный аудиторский контроль, таможенная декларация, организация и управление рисковыми ситуациями в сфере таможенного контроля.
Keywords: custom control, custom organs, custom public accountant control, customs declaration, organization and management risk situations in the field of custom control.
Повышение роли таможни в обеспечении фискальных заданий государства и пополнении доходов государственного бюджета требует не только совершенствования контрольных мероприятий и повышения качества организации таможенного контроля, но и обустройства таможенных границ, содействия развитию торговли, установления партнерских взаимоотношений с бизнесом, неуклонного соблюдения действующих законов и нормативных актов, унификации тарифов и таможенного законодательства, взаимодействия с другими государственными органами на национальном и международном уровнях.
Проблематикой таможенного контроля во всех его проявлениях занимались такие отечественные и зарубежные ученые, как Е.Ю. Барышникова, О.В. Гречкина, И.И. Иванча, И.А. Калашникова, Г.О. Олищук, А.В. Шпилева, Т.Ю. Юркин и др.
В то же время исследование перспектив развития таможенного контроля, невзирая на публикации из данной проблематики, все еще остается логично незавершенным. Специфика таможенного контроля порождает разнообразие интегративных связей и требует развитой информационно-коммуникативной инфраструктуры, базирующейся на создании целевых механизмов, которые обслуживают контрольный процесс и опираются на таможенное, налоговое, бюджетное и валютное законодательство, а также на современные технологии, инструменты, формы, методы, рычаги, инновации, организационные условия
для обеспечения максимально полного и своевременного поступления доходов в бюджет.
Следовательно, значимость таможенного контроля и логическая незавершенность научных наработок в этом направлении предопределяют необходимость продолжения исследований в данной сфере.
Таможенный кодекс Украины, который вступил в силу 1 июня 2012 г., определил целью таможенной политики государства обеспечение национальных таможенных интересов и безопасности Украины. При этом Кодексом определено, что таможенные интересы Украины — это те национальные интересы, обеспечение и реализация которых достигаются путем осуществления таможенного дела, а таможенная безопасность — это состояние защищенности таможенных интересов [6].
На процессы таможенного налогообложения все сильнее влияют упрощение процессов таможенного оформления и постепенный переход на современные технологии электронного документооборота (в том числе электронного таможенного оформления). Международные компании в перспективе смогут не только производить товары и услуги, вести свой бухгалтерский учет где угодно, но и перемещать товары через границы и реализовать их с использованием разных схем по всей территории своей страны, стран разных сообществ, других стран мира. Таможенные органы должны будут отслеживать эти действия, но для этого нужно изменить их полномочия, постепенно приблизив к требованиям современности. Это особенно актуально для таможенных органов Украины, поскольку осуществлять такие действия они пока не могут из-за наличия определенных ограничений в действующем законодательстве. Поможет в решении вопроса полного налогообложения импортированных товаров таможенный аудиторский контроль, проведение которого должно базироваться на праве доступа государственных органов, в частности таможенных (в определенных государством случаях), к бухгалтерским документам не только импортеров
товаров, но и транзитных субъектов и конечных продавцов товаров. Проверять такую информацию могут разные государственные органы, но особенно важно для целей государственного контроля не проведение собственно проверки, а беспрепятственный доступ к информации, полученной в ее результате.
Обеспечение эффективности таможенного контроля нуждается
в осуществлении достаточного количества процедур проверки сведений о товарах, которые пересекают таможенную границу (что гарантирует противодействие мошенничеству), а именно:
• контроль на базе таможенных аудиторских проверок в помещениях экономических операторов, что обеспечит повышение качества проверок, сократит задержки на границах и ускорит оформление товаров;
• получение электронной информации от министерств и ведомств о разрешительных документах, которые определяют меры нетарифного регулирования;
• внедрение систем юридического подтверждения достоверности информации, а также персональной идентификации лиц, которые предоставляют эту информацию (например, с помощью электронной цифровой подписи);
• изменения в системе бухгалтерского учета для предприятий — экономических операторов внутри страны. Такие изменения должны предусматривать обязательное указание в бухгалтерских документах номера грузовой таможенной декларации, которая подтверждает факт ввоза товара на территорию Украины, а также соответствующий учет товара, который позволит осуществлять процедуры контроля не только в момент декларирования товара в таможенном органе, но и во время проверки партии товара в сети розничной торговли;
• изменения в системе учета товаров для предприятий с упрощенным
порядком такого учета;
• внедрения дополнительных мер контроля относительно товаров, которые экспортируются, перемещаются транзитом и находятся в таможенных режимах, которые предусматривают длительное пребывание товаров на территории страны;
• создание системы получения от правоохранительных и государственных органов и обрабатывания информации о характеристиках товара, который контролируется таможенными органами на таможенной границе Украины и определенным государственным органом внутри государства;
• формирование системы контроля со стороны общественности за добросовестностью продавцов товара. Например, путем создания и оперативной круглосуточной поддержки сайта таможенной службы с развернутым доступом для граждан, что позволит получать за номером грузовой таможенной декларации информацию о названии ввезенного товара и т. п.;
• определение круга лиц и их прав на проведение таможенного контроля, а также предоставление определенным специалистам возможности оперативного доступа к централизованным базам данных таможенной информации;
• модернизация и укрепление системы защиты таможенной информации от возможности ее замены и подделки;
• предоставление возможности таможенным органам получать
и обрабатывать информацию от правоохранительных и других органов, которая касается борьбы с преступностью (путем, например, делегирования таможенным органам права осуществлять оперативно-розыскную деятельность [2, с. 151—152] в сфере обеспечения таможенной безопасности);
• внедрение системы многоэтапного анализа и управления рисковыми ситуациями.
Эта система состоит из следующих этапов: первый — сбор и анализ информации о внешнеэкономических операциях, сведений о субъектах внешнеэкономической деятельности, об их финансово-хозяйственной
деятельности и о субъектах-посредниках [7]; второй — пропуск товаров
на территорию Украины на основании результатов обработки предыдущей информации с определением товаров и транспортных средств, которые подлежат обязательной проверке; третий — реализация элементов информационного таможенного контроля (формат логического контроля; анализа и оценки рисков на основе информации, полученной при декларировании товаров; анализа и оценки предыдущей информации от стран импорта; оперативной информации о товарах и субъектах, которые подают товары к таможенному оформлению; контроля данных сопоставлений), который строится на основе результатов обрабатывания данных экономических индикаторов и индикаторов безопасности; четвертый — обрабатывание информации, полученной в рамках системы борьбы с коррупцией в таможенных органах; пятый — обрабатывание информации о состоянии товаров, которые находятся под таможенным контролем на территории государства; шестой — информирование специалистов таможенного аудиторского контроля о вызовах, связанных с ввозом товара на территорию Украины, о предприятиях, чья деятельность характеризуется высокой степенью риска несоблюдения таможенного законодательства, о применении «информационных» и «силовых» мер осуществления таможенного аудиторского контроля [1]; седьмой — контроль рисковых ситуаций и информирование покупателей и продавцов о рисках продажи и приобретениях недоброкачественного и контрафактного товара; восьмой — стимулирование действий компаний по устранению выявленных недостатков, проведению собственными силами таможенного аудиторского контроля, корректировке критериев риска и информационной базы системы анализа рисков.
Опыт работы в разных странах мира дает возможность внедрить систему анализа и управления рисковыми ситуациями на основе результатов анализа деятельности компаний-импортеров [1], которая требует от таможни усиления таможенного контроля на этапе «фундаментального контроля» с сокращением объема таможенных процедур в момент пересечения товарами границы и во время
таможенного оформления. Таким образом, может быть реализован концептуальный подход «Таможня доверяет честным субъектам», который приведет к усиленному контроля только за деятельностью потенциальных нарушителей таможенных правил, в отличие от существующего подхода, когда таможня фактически осуществляет тотальный контроль.
В современных условиях упрощения таможенных процедур нужно создавать методики проведения таможенного контроля на базе методов аудита. Из этого выплывает неотложная потребность теоретической проработки проблемных вопросов, определения сущности и механизма осуществления государственного таможенного аудита [3; 5], а также усовершенствования подходов по формированию и повышению качества системы управления рисковыми ситуациями [4].
Несовершенство действующего законодательства в сфере таможенного регулирования и контроля за осуществлением внешнеэкономической деятельности порождает увеличение объемов низкосортных зарубежных товаров на внутреннем рынке, способствует расцвету контрабанды и является угрозой для отечественного товаропроизводителя, препятствием для подъема национальной экономики и для надлежащего соблюдения таможенных интересов государства.
Следовательно, осуществление таможенного контроля после выпуска товаров в свободное обращение является для Государственной таможенной службы Украины одним из самых перспективных средств обеспечения действенности таможенного контроля, соблюдения таможенного законодательства Украины и приоритетом в сфере совершенствования таможенного администрирования. Информацию, которая нужна для выбора субъекта проведения государственного таможенного аудиторского контроля, таможенная служба должна получать от других государственных органов (в первую очередь — от налоговой службы). Таможенная служба должна иметь возможность проводить государственный таможенный контроль самостоятельно и привлекать к этому независимые
аудиторские фирмы. Субъект внешнеэкономической деятельности, который по собственной инициативе проведет таможенный аудиторский контроль и выявит недостатки, о чем заявит таможенным органам, должен иметь законную возможность избежать экономических санкций. Применение таких мер должно способствовать упрощению и ускорению таможенных формальностей, либерализации отношений между таможней и субъектами внешнеэкономической деятельности. Кроме того, при этом решаются задачи рационального использования трудовых ресурсов таможенных органов, создания благоприятных условий для деятельности участников внешнеэкономических отношений, что, в свою очередь, способствует обеспечению таможенной безопасности государства.
Список литературы:
1. Баширов 1.Х. Управлшня митними ризиками / 1.Х. Баширов, Т.П. Писаренко // Митний брокер. — 2010. — № 8 (159). — С. 77—81.
2. Войцещук А.Д. Актуальш питання порушення митного законодавства та економiчна контрабанда у сферi зовнпттньоеконом1'чно1 дiяльностi / А.Д. Войцещук // Актуальш питання реформування правово! системи Украши: зб. наук. ст. за мат. VI М1жнар. наук.-практ. конф., Луцьк, 29—30 трав. 2009 р. — С. 35—39.
3. Закон Украши «Про аудиторську д1яльнють» в(д 22.04.1993 № 3125-XII // Вщомост Верховно! Ради Украши (ВВР), 1993. — № 23. — ст. 243.
4. Зыбина Е.В. Концепции дальнейшего развития системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации в условиях функционирования Таможенного союза / Е. В. Зыбина // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. — СПб., 2011. — № 1 (38). — С. 20—24.
5. Копцева Л.О. Вплив мiжнародних митних правил на законодавство Укра!ни щодо митного аудиту / Л.О. Копцева // Митна справа. — 2010. — № 4 (70). — С. 62—71.
6. Митний кодекс Украши в(д 13 берез. 2012 р. № 4495-VI // Вщомосл Верховно! Ради Украши (ВВР). — 2012. — № 44—45, № 46—47, № 48. — Ст. 552.
7. Пашко П.В. Митна безпека (теорiя, методолопя та практичш рекомендаций монографiя / П.В. Пашко. — Одеса: АТ «Пласке», 2009. — 628 с.