Научная статья на тему 'Перспективы развития таможенного контроля в Украине'

Перспективы развития таможенного контроля в Украине Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
561
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННЫЙ АУДИТОРСКИЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ РИСКОВЫМИ СИТУАЦИЯМИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ / CUSTOM CONTROL / CUSTOM ORGANS / CUSTOM PUBLIC ACCOUNTANT CONTROL / CUSTOMS DECLARATION / ORGANIZATION AND MANAGEMENT RISK SITUATIONS IN THE FIELD OF CUSTOM CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барок Ольга Александровна

Раскрыта необходимость создания целостной и эффективной системы таможенного контроля, поскольку в настоящее время практически отсутствуют единые нормативно-правовые и методологические основы его осуществления, правовые механизмы взаимодействия и четкое разграничение функций и полномочий контролирующих органов относительно предупреждения, выявления и устранения финансовых нарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF DEVELOPMENT CUSTOM CONTROL IN UKRAINE

The necessity of creation of the integral and effective custom checking system is exposed, as for today practically only normatively-legal and methodological bases of his realization, legal mechanisms of co-operation and clear differentiation of functions and plenary powers of supervisory organs, absent in relation to warning, exposure and removal of financial violations.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития таможенного контроля в Украине»

Am 7universum.com

UNIVERSUM:

ЭКОНОМИКА И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В УКРАИНЕ

Барок Ольга Александровна

аспирант, Межрегиональная академия управления персоналом,

Украина, г. Киев E-mail: [email protected]

PROSPECTS OF DEVELOPMENT CUSTOM CONTROL IN UKRAINE

Barok Olga

post-graduate student, Interregional Academy of Personnel Management,

Ukraine, Kiev

АННОТАЦИЯ

Раскрыта необходимость создания целостной и эффективной системы таможенного контроля, поскольку в настоящее время практически отсутствуют единые нормативно-правовые и методологические основы его осуществления, правовые механизмы взаимодействия и четкое разграничение функций и полномочий контролирующих органов относительно предупреждения, выявления и устранения финансовых нарушений.

ABSTRACT

The necessity of creation of the integral and effective custom checking system is exposed, as for today practically only normatively-legal and methodological bases of his realization, legal mechanisms of co-operation and clear differentiation of functions and plenary powers of supervisory organs, absent in relation to warning, exposure and removal of financial violations.

Барок О.А. Перспективы развития таможенного контроля в Украине // Universum: Экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2015. № 1(12) . URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/1848

Ключевые слова: таможенный контроль, таможенные органы, таможенный аудиторский контроль, таможенная декларация, организация и управление рисковыми ситуациями в сфере таможенного контроля.

Keywords: custom control, custom organs, custom public accountant control, customs declaration, organization and management risk situations in the field of custom control.

Повышение роли таможни в обеспечении фискальных заданий государства и пополнении доходов государственного бюджета требует не только совершенствования контрольных мероприятий и повышения качества организации таможенного контроля, но и обустройства таможенных границ, содействия развитию торговли, установления партнерских взаимоотношений с бизнесом, неуклонного соблюдения действующих законов и нормативных актов, унификации тарифов и таможенного законодательства, взаимодействия с другими государственными органами на национальном и международном уровнях.

Проблематикой таможенного контроля во всех его проявлениях занимались такие отечественные и зарубежные ученые, как Е.Ю. Барышникова, О.В. Гречкина, И.И. Иванча, И.А. Калашникова, Г.О. Олищук, А.В. Шпилева, Т.Ю. Юркин и др.

В то же время исследование перспектив развития таможенного контроля, невзирая на публикации из данной проблематики, все еще остается логично незавершенным. Специфика таможенного контроля порождает разнообразие интегративных связей и требует развитой информационно-коммуникативной инфраструктуры, базирующейся на создании целевых механизмов, которые обслуживают контрольный процесс и опираются на таможенное, налоговое, бюджетное и валютное законодательство, а также на современные технологии, инструменты, формы, методы, рычаги, инновации, организационные условия

для обеспечения максимально полного и своевременного поступления доходов в бюджет.

Следовательно, значимость таможенного контроля и логическая незавершенность научных наработок в этом направлении предопределяют необходимость продолжения исследований в данной сфере.

Таможенный кодекс Украины, который вступил в силу 1 июня 2012 г., определил целью таможенной политики государства обеспечение национальных таможенных интересов и безопасности Украины. При этом Кодексом определено, что таможенные интересы Украины — это те национальные интересы, обеспечение и реализация которых достигаются путем осуществления таможенного дела, а таможенная безопасность — это состояние защищенности таможенных интересов [6].

На процессы таможенного налогообложения все сильнее влияют упрощение процессов таможенного оформления и постепенный переход на современные технологии электронного документооборота (в том числе электронного таможенного оформления). Международные компании в перспективе смогут не только производить товары и услуги, вести свой бухгалтерский учет где угодно, но и перемещать товары через границы и реализовать их с использованием разных схем по всей территории своей страны, стран разных сообществ, других стран мира. Таможенные органы должны будут отслеживать эти действия, но для этого нужно изменить их полномочия, постепенно приблизив к требованиям современности. Это особенно актуально для таможенных органов Украины, поскольку осуществлять такие действия они пока не могут из-за наличия определенных ограничений в действующем законодательстве. Поможет в решении вопроса полного налогообложения импортированных товаров таможенный аудиторский контроль, проведение которого должно базироваться на праве доступа государственных органов, в частности таможенных (в определенных государством случаях), к бухгалтерским документам не только импортеров

товаров, но и транзитных субъектов и конечных продавцов товаров. Проверять такую информацию могут разные государственные органы, но особенно важно для целей государственного контроля не проведение собственно проверки, а беспрепятственный доступ к информации, полученной в ее результате.

Обеспечение эффективности таможенного контроля нуждается

в осуществлении достаточного количества процедур проверки сведений о товарах, которые пересекают таможенную границу (что гарантирует противодействие мошенничеству), а именно:

• контроль на базе таможенных аудиторских проверок в помещениях экономических операторов, что обеспечит повышение качества проверок, сократит задержки на границах и ускорит оформление товаров;

• получение электронной информации от министерств и ведомств о разрешительных документах, которые определяют меры нетарифного регулирования;

• внедрение систем юридического подтверждения достоверности информации, а также персональной идентификации лиц, которые предоставляют эту информацию (например, с помощью электронной цифровой подписи);

• изменения в системе бухгалтерского учета для предприятий — экономических операторов внутри страны. Такие изменения должны предусматривать обязательное указание в бухгалтерских документах номера грузовой таможенной декларации, которая подтверждает факт ввоза товара на территорию Украины, а также соответствующий учет товара, который позволит осуществлять процедуры контроля не только в момент декларирования товара в таможенном органе, но и во время проверки партии товара в сети розничной торговли;

• изменения в системе учета товаров для предприятий с упрощенным

порядком такого учета;

• внедрения дополнительных мер контроля относительно товаров, которые экспортируются, перемещаются транзитом и находятся в таможенных режимах, которые предусматривают длительное пребывание товаров на территории страны;

• создание системы получения от правоохранительных и государственных органов и обрабатывания информации о характеристиках товара, который контролируется таможенными органами на таможенной границе Украины и определенным государственным органом внутри государства;

• формирование системы контроля со стороны общественности за добросовестностью продавцов товара. Например, путем создания и оперативной круглосуточной поддержки сайта таможенной службы с развернутым доступом для граждан, что позволит получать за номером грузовой таможенной декларации информацию о названии ввезенного товара и т. п.;

• определение круга лиц и их прав на проведение таможенного контроля, а также предоставление определенным специалистам возможности оперативного доступа к централизованным базам данных таможенной информации;

• модернизация и укрепление системы защиты таможенной информации от возможности ее замены и подделки;

• предоставление возможности таможенным органам получать

и обрабатывать информацию от правоохранительных и других органов, которая касается борьбы с преступностью (путем, например, делегирования таможенным органам права осуществлять оперативно-розыскную деятельность [2, с. 151—152] в сфере обеспечения таможенной безопасности);

• внедрение системы многоэтапного анализа и управления рисковыми ситуациями.

Эта система состоит из следующих этапов: первый — сбор и анализ информации о внешнеэкономических операциях, сведений о субъектах внешнеэкономической деятельности, об их финансово-хозяйственной

деятельности и о субъектах-посредниках [7]; второй — пропуск товаров

на территорию Украины на основании результатов обработки предыдущей информации с определением товаров и транспортных средств, которые подлежат обязательной проверке; третий — реализация элементов информационного таможенного контроля (формат логического контроля; анализа и оценки рисков на основе информации, полученной при декларировании товаров; анализа и оценки предыдущей информации от стран импорта; оперативной информации о товарах и субъектах, которые подают товары к таможенному оформлению; контроля данных сопоставлений), который строится на основе результатов обрабатывания данных экономических индикаторов и индикаторов безопасности; четвертый — обрабатывание информации, полученной в рамках системы борьбы с коррупцией в таможенных органах; пятый — обрабатывание информации о состоянии товаров, которые находятся под таможенным контролем на территории государства; шестой — информирование специалистов таможенного аудиторского контроля о вызовах, связанных с ввозом товара на территорию Украины, о предприятиях, чья деятельность характеризуется высокой степенью риска несоблюдения таможенного законодательства, о применении «информационных» и «силовых» мер осуществления таможенного аудиторского контроля [1]; седьмой — контроль рисковых ситуаций и информирование покупателей и продавцов о рисках продажи и приобретениях недоброкачественного и контрафактного товара; восьмой — стимулирование действий компаний по устранению выявленных недостатков, проведению собственными силами таможенного аудиторского контроля, корректировке критериев риска и информационной базы системы анализа рисков.

Опыт работы в разных странах мира дает возможность внедрить систему анализа и управления рисковыми ситуациями на основе результатов анализа деятельности компаний-импортеров [1], которая требует от таможни усиления таможенного контроля на этапе «фундаментального контроля» с сокращением объема таможенных процедур в момент пересечения товарами границы и во время

таможенного оформления. Таким образом, может быть реализован концептуальный подход «Таможня доверяет честным субъектам», который приведет к усиленному контроля только за деятельностью потенциальных нарушителей таможенных правил, в отличие от существующего подхода, когда таможня фактически осуществляет тотальный контроль.

В современных условиях упрощения таможенных процедур нужно создавать методики проведения таможенного контроля на базе методов аудита. Из этого выплывает неотложная потребность теоретической проработки проблемных вопросов, определения сущности и механизма осуществления государственного таможенного аудита [3; 5], а также усовершенствования подходов по формированию и повышению качества системы управления рисковыми ситуациями [4].

Несовершенство действующего законодательства в сфере таможенного регулирования и контроля за осуществлением внешнеэкономической деятельности порождает увеличение объемов низкосортных зарубежных товаров на внутреннем рынке, способствует расцвету контрабанды и является угрозой для отечественного товаропроизводителя, препятствием для подъема национальной экономики и для надлежащего соблюдения таможенных интересов государства.

Следовательно, осуществление таможенного контроля после выпуска товаров в свободное обращение является для Государственной таможенной службы Украины одним из самых перспективных средств обеспечения действенности таможенного контроля, соблюдения таможенного законодательства Украины и приоритетом в сфере совершенствования таможенного администрирования. Информацию, которая нужна для выбора субъекта проведения государственного таможенного аудиторского контроля, таможенная служба должна получать от других государственных органов (в первую очередь — от налоговой службы). Таможенная служба должна иметь возможность проводить государственный таможенный контроль самостоятельно и привлекать к этому независимые

аудиторские фирмы. Субъект внешнеэкономической деятельности, который по собственной инициативе проведет таможенный аудиторский контроль и выявит недостатки, о чем заявит таможенным органам, должен иметь законную возможность избежать экономических санкций. Применение таких мер должно способствовать упрощению и ускорению таможенных формальностей, либерализации отношений между таможней и субъектами внешнеэкономической деятельности. Кроме того, при этом решаются задачи рационального использования трудовых ресурсов таможенных органов, создания благоприятных условий для деятельности участников внешнеэкономических отношений, что, в свою очередь, способствует обеспечению таможенной безопасности государства.

Список литературы:

1. Баширов 1.Х. Управлшня митними ризиками / 1.Х. Баширов, Т.П. Писаренко // Митний брокер. — 2010. — № 8 (159). — С. 77—81.

2. Войцещук А.Д. Актуальш питання порушення митного законодавства та економiчна контрабанда у сферi зовнпттньоеконом1'чно1 дiяльностi / А.Д. Войцещук // Актуальш питання реформування правово! системи Украши: зб. наук. ст. за мат. VI М1жнар. наук.-практ. конф., Луцьк, 29—30 трав. 2009 р. — С. 35—39.

3. Закон Украши «Про аудиторську д1яльнють» в(д 22.04.1993 № 3125-XII // Вщомост Верховно! Ради Украши (ВВР), 1993. — № 23. — ст. 243.

4. Зыбина Е.В. Концепции дальнейшего развития системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации в условиях функционирования Таможенного союза / Е. В. Зыбина // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. — СПб., 2011. — № 1 (38). — С. 20—24.

5. Копцева Л.О. Вплив мiжнародних митних правил на законодавство Укра!ни щодо митного аудиту / Л.О. Копцева // Митна справа. — 2010. — № 4 (70). — С. 62—71.

6. Митний кодекс Украши в(д 13 берез. 2012 р. № 4495-VI // Вщомосл Верховно! Ради Украши (ВВР). — 2012. — № 44—45, № 46—47, № 48. — Ст. 552.

7. Пашко П.В. Митна безпека (теорiя, методолопя та практичш рекомендаций монографiя / П.В. Пашко. — Одеса: АТ «Пласке», 2009. — 628 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.