Научная статья на тему 'Особенности проведения посттаможенного контроля за экспортными операциями'

Особенности проведения посттаможенного контроля за экспортными операциями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
755
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аудит / таможенный аудит / посттамо-женный контроль / таможенный риск / реэкспорт / экспорт / audit / customs audit / post-export control / customs risk / re-export / export

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Березюк Валентина Ивановна

Аннотация: проведение внешнеторговой деятельности основывается на товарно-денежных отношениях, которые неоднозначно влияют на экономику государства. В связи с этим финансовый контроль осуществляется государствен-ными органами с целью обеспечения экономической безопас-ности и развития этого же государства. Изучив научную литературу и нормативно-правовые источники, пришли к выводу, что в современных условиях отсутствует единство в формулировке определенных видов финансового и тамо-женного контроля. Подобная ситуация влечет за собой не-точности и недостатки в законодательстве, которыми воспользуются недобросовестные субъекты-участники внешнеэкономической деятельности. Решение вопросов, связанных с проведением посттаможен-ного контроля за экспортными операциями и их анализ по-может определить новые подходы теоретического и при-кладного исследования в сфере таможенного аудита, что, в свою очередь, имеет большое экономическое значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF POST-EXPORT CONTROL OF EXPORT OPERATIONS

Annotation: the conduct of foreign trade activity is based on commodity-money relations, which have an ambiguous effect on the economy of the state. In this connection, financial con-trol is carried out by state bodies with a view to ensuring eco-nomic security and development of the same state. Having studied the scientific literature and regulatory legal sources, they came to the conclusion that in modern conditions there is no unity in the formulation of certain types of financial and customs control. Such a situation entails inaccuracies and short-comings in the legislation, which will be used by unscrupulous subjects, participants in foreign economic activity. The solution of issues related to post-customs control over ex-port operations and their analysis will help determine new ap-proaches to theoretical and applied research in the field of cus-toms audit, which, in turn, is of great economic importance.

Текст научной работы на тему «Особенности проведения посттаможенного контроля за экспортными операциями»

20.2. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПОСТТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ЭКСПОРТНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ

Березюк Валентина Ивановна, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» Место работы: Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза

valuha-hilo@mail.ru

Аннотация: проведение внешнеторговой деятельности основывается на товарно-денежных отношениях, которые неоднозначно влияют на экономику государства. В связи с этим финансовый контроль осуществляется государственными органами с целью обеспечения экономической безопасности и развития этого же государства. Изучив научную литературу и нормативно-правовые источники, пришли к выводу, что в современных условиях отсутствует единство в формулировке определенных видов финансового и таможенного контроля. Подобная ситуация влечет за собой неточности и недостатки в законодательстве, которыми воспользуются недобросовестные субъекты-участники внешнеэкономической деятельности.

Решение вопросов, связанных с проведением посттаможенного контроля за экспортными операциями и их анализ поможет определить новые подходы теоретического и прикладного исследования в сфере таможенного аудита, что, в свою очередь, имеет большое экономическое значение. Ключевые слова: аудит, таможенный аудит, посттаможенный контроль, таможенный риск, реэкспорт, экспорт.

FEATURES OF POST-EXPORT CONTROL OF EXPORT OPERATIONS

Berezyuk Valentina I., Ph.D., Associate Professor, associate professor of the department «Accounting and Audit» Work place: Karaganda Economic University Kazpotrebsoyuz

valuha-hilo@mail.ru

Annotation: the conduct of foreign trade activity is based on commodity-money relations, which have an ambiguous effect on the economy of the state. In this connection, financial control is carried out by state bodies with a view to ensuring economic security and development of the same state. Having studied the scientific literature and regulatory legal sources, they came to the conclusion that in modern conditions there is no unity in the formulation of certain types of financial and customs control. Such a situation entails inaccuracies and shortcomings in the legislation, which will be used by unscrupulous subjects, participants in foreign economic activity. The solution of issues related to post-customs control over export operations and their analysis will help determine new approaches to theoretical and applied research in the field of customs audit, which, in turn, is of great economic importance. Keywords: audit, customs audit, post-export control, customs risk, re-export, export.

Внешнеэкономическая политика Казахстана связана с интеграцией мировой экономики, активным вхождением в международные торговые отношения.

Активное вхождение в международные торговые отношения предписывает Казахстану соблюдение основных принципов Киотской конвенции о гармонизации и упрощении таможенных процессов, к которой Казахстан присоединился в 2015 году [1].

Для ЕАЭС проблема, которая связана с увеличением таможенных рисков и обусловлена происходящей в настоящий момент таможенной интеграцией, является актуальной. Комплекс факторов государственно-правового, социально-экономического, социокультурного и политического характера усугубляется в части криминалистических подходов в осуществлении внешнеэкономической деятельности. Среди негативных аспектов и факторов можно отметить:

- непродуманные реформы и форсированную либерализацию режима внешнеэкономической сферы, поскольку внешнеэкономическая преступность вышла на просторы мирового «черного» рынка, и с ее участием созданы крупные межнациональные преступные группировки, которые своей противоправной деятельностью могут вызвать деструкции экономики разных стран и государств;

- неустойчивость финансовой и банковской систем;

- неблагоприятный климат в части инвестирования средств и слабую защищенность капиталов, создающую условия их вывоза за границу;

- высокий уровень инфляционных процессов;

- недостаточность развития производственного, научно-технического, инновационного потенциала, применение экспортно-сырьевого механизма совершенствования национальной экономики;

- слабую конкурентоспособность экономического сектора стран-участниц ЕАЭС и ее зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры;

- несовершенство в создании нормативно-правовой базы внешнеэкономической деятельности, валютного, налогового и таможенного законодательства, а также уголовно-административного нормативного законодательства, в котором предусматривается юридическая ответственность за внешнеэкономические деликты;

- неэффективность регулирования внешнеэкономической деятельности со стороны государства и таможенных служб;

- непредвиденные расходы в осуществлении правоохранительной деятельности в борьбе с таможенными нарушениями;

- высокий уровень коррупциогенности во внешнеэкономической деятельности и др. [6, с. 8].

Перечисленные факторы имеют постоянный и системный характер.

Осуществляемая таможенная интеграция влечет изменение в сторону увеличения таможенных рисков, которые связаны с проникновением на территорию ЕАЭС контрафактной, контрабандной продукции и товаров и ведением незаконной деятельности в данной сфере, при этом нанося ущерб экономической безопасности всех стран-участников ЕАЭС. Таможенные риски чаще всего имеют высокий уровень в области возрастающегося товарного потока через российско-казахстанскую границу. Пока инфраструктура таможенной службы Казахстана не может обеспечить определенный уровень в части таможенного контроля на своих участках пропуска товаров, что в условиях экономического кризиса модернизировать ее быстро крайне сложно. Контроль за безопасностью привозимых в Республику Казахстан продукции, товаров проводится контролирующими органами с использованием цифровых технологий, которые отличаются от технологий, применяемых, например, в Рос-

сийской Федерации и не всегда могут обеспечить надлежащую эффективную работу [10, с. 21]. При этом территория самой Республики Казахстан в последнее время становится неблагополучной с точки зрения эпидемиологических подходов. То есть появилась вероятность того, что увеличился объем ввозимых на территорию России товаров и продукции, не отвечающих требованиям экономической безопасности. Соответствующие специалисты в Российской Федерации все чаще указывают на использование казахстанской территорией для ввоза в Российскую Федерацию товаров более низкого качественного происхождения из стран, например, дальнего зарубежья, Китая. Особенно высокий риск появился при увеличении импорта различных контрафактных медицинских препаратов, фармацевтической продукции и пр. из Индии и Китая - то есть, из тех стран, которые на сегодняшний день являются основными постоянными поставщиками фальсифицированных лекарственных средств на мировой рынок [9, с. 56]. В данном случае создание ЕАЭС подталкивает к возникновению нелегального товарооборота в Кыргызстан из Китая и далее в Россию через казахстанскую территорию, так как ставки, проценты таможенных сборов и пошлин в ЕАЭС и в Республике Кыргызстан различные.

Несогласованность в вопросах ставок таможенных сборов, пошлин и налогов, режимов межнационального налогообложения при формировании Таможенного союза позволяет осуществлять противоправную налоговую «оптимизацию» при ведении внешнеэкономической деятельности. Применение различных таможенных сборов и тарифов вызывает подозрения на угрозу контрабандных поставок через казах-станско-кыргызстанскую пограничную территорию, а затем и через казахстанско-российский пограничный участок.

Реэкспортом считается такая таможенная процедура, при которой товары, ранее поставленные и ввезенные на таможенную территорию ЕАЭС, отправляются и вывозятся с этой же территории с возвратом уплаченных или без уплаты сумм таможенных налогов, пошлин, а также без ограничений и запретов к товарам, определенных согласно национальному законодательству страны-участника ЕАЭС о регулировании государством внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности [2].

Такая таможенная процедура в отношении реэкспорта используется для вывоза товаров иностранного происхождения с таможенной территории ЕАЭС, в том числе товаров, которые ввезены на таможенную территорию с определенным правонарушением согласно законодательству, к примеру, о государственном урегулировании внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации, о запретах их на ввоз и немедленный вывоз согласно 2 ст. 152 ТК ТС, если такой подход не предусмотрен ТК ТС или прочими нормативными и законодательными актами [3].

Реэкспорт как таможенная процедура завершается определенным действием таможенного процесса при временном ввозе вывоза товаров иностранного происхождения с таможенной территории ЕАЭС.

Под реэкспортом как таможенной процедурой могут находиться следующие товары:

- иностранного происхождения, которые находятся на таможенной территории ЕАЭС, в том числе привезенные с определенными нарушениями нетарифной корректировки, а также продукты специальной

переработки подобных товаров, которые помещены как таможенный процесс переработки на таможенной территории ЕАЭС;

- помещенные как таможенный процесс и предназначенные для внутреннего потребления, если подобные товары возвращаются владельцу в связи с неисполнением условий внешнеторговой сделки, в том числе согласно качеству, описанию или упаковке, количеству при соблюдении конкретных условий;

- помещаемые как таможенный процесс реэкспорта в течение двенадцати месяцев со дня, который следует за днем их выпуска для внутреннего конечного потребления;

- по которым не производился ремонт на таможенной территории ЕАЭС, за исключением фактов использования товаров с целью обнаружения брака, дефектов или других обстоятельств возврата товаров;

- идентифицированные таможенными органами.

При осуществлении реэкспорта товаров, которые ранее выпущены в свободное обращение, должны возвращаться суммы таможенных налогов и пошлин, уплаченных при их выпуске. Подобные товары с целью возврата суммы таможенных налогов и пошлин, ранее уплаченных, согласно статьи 301 Таможенного Кодекса Таможенного Союза должны в течение полу года со дня их выпуска в свободное обращение вывозиться [2].

Таможенным органом выдается разрешение на размещение товаров как таможенный процесс реэкспорта, при этом проставляется штамп «Выпуск разрешен» и прочие отметки в таможенной декларации [7, с. 110].

Так в России в таможенные органы одновременно с предоставлением таможенной декларации согласно приказу ФТС РФ «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом» от 25.04.07 № 536 [5], подаются и сведения, связанные с обстоятельствами местонахождения обозначенных товаров на таможенном пространстве ЕАЭС, такие как:

- письменное подтверждение таможенных пунктов, на которых находятся подобные товары, связанного с соблюдением условий и требований таможенного процесса, согласно которому эти товары размещены на таможенном пространстве ЕАЭС, и таможенная декларация, благодаря которой имеется информация о местонахождении товаров под выбранный таможенный процесс, заявленный как реэкспорт;

- документы, дающие информацию о нахождении товаров в пункте таможенного контроля без заявления таможенного процесса.

Также, в соответствии со ст. 299 Таможенного кодекса Таможенного Союза определен список документов и необходимых сведений с целью помещения реэкспорта товаров как таможенный процесс, ранее предназначенных для внутреннего использования, таких как [2]:

- обстоятельства ввоза, поставки товаров на таможенную территорию ЕАЭС, исходя из подтверждающих документов факта совершения внешнеторговой сделки;

- случаи невыполнения условий внешнеторговой сделки;

- размещение подобных товаров как таможенный процесс их выпуска для внутреннего использования;

- использование подобных товаров после размещения их как таможенный процесс выпуска для внутреннего конечного потребления.

По товарам, которые поставлены на территорию таможенного пространства ЕАЭС и имеются в таможенном пункте пропуска через границу или в другом пункте таможенного контроля, который расположен недалеко от пункта выпуска, и не размещенные под какой-либо таможенный процесс, определен упрощенный подход к декларированию [13]. В подобном случае таможенному органу, в котором произведено оформление поступления товаров на таможенную территорию ЕАЭС, вместо

ГТД может предоставляться товарная декларация в произвольной письменной форме, в которой будут содержаться сведения о реэкспорте (заявляемом таможенном процессе), товарах, декларанте и дате составления товарной декларации. В написанном заявлении может быть информация о местонахождении товаров или месте расположения пункта таможенного контроля.

В указанном случае при использовании таможенной декларации в форме письменного заявления не нужно предоставлять сведения и документы, как при составлении декларации товаров с использованием ГТД. В данном случае предоставляются сведения только о причинах перемещения товаров.

По товарам, ввезенным с правонарушением конкретных запретов на перемещение или несоблюдение ограничений, которые установлены согласно законодательству России о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, предоставляется таможенная декларация в орган таможенного контроля, в том регионе, где имеется их фактическое нахождение [5].

При размещении товаров как таможенный процесс реэкспорта согласно статьям 85, 87, 196 Таможенного кодекса Таможенного Союза органы таможенного контроля должны востребовать уплату таможенных сборов в объеме выпуска их в свободное обращение [2].

Отдельной строкой следует выделить обостряющуюся в процессе таможенной интеграции проблему активизации незаконной внешнеэкономической деятельности, сопряженной с нарушением прав интеллектуальной собственности, трансграничного оборота контрафактной и фальсифицированной продукции.

Детерминантами данной противоправной активности являются, по мнению специалистов, рассогласованность гражданского законодательства участников ЕАЭС в части охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации (товарный знак, место производства товара), различия в правовом режиме объектов интеллектуальной собственности, наличие пробелов в союзном таможенном законодательстве в области регулирования правоотношений, связанных с перемещением данных объектов через таможенную границу ЕАЭС, неразрешенные вопросы по ведению единого таможенного реестра этих объектов, например, товарных знаков, права на которые закреплены в разных странах ЕАЭС за разными правообладателями [11, с. 44]. Усиление противоправной активности на фоне таможенной интеграции официально подтверждается руководством правоохранительных органов всех стран-участниц ЕАЭС.

Сравнивая по данным показателям административную деятельность таможенных органов, например, России и зарубежных государств, международные рейтинговые агентства отводят России место лишь во второй сотне списка. Согласно приведенным на совещании результатам исследования, которые проводились Всемирным Банком по 15 наиболее инвестиционно привлекательным странам, Россия имеет самую низкую оценку качества таможенного администрирования - два балла по пятибалльной шкале [12].

В упомянутых рейтингах таможенное администрирование оценивалось по разным, но однотипным показателям, в своей совокупности характеризующим степень государственного вмешательства в сферу коммерческих интересов,

влияющего на размеры издержек в процессе таможенной очистки и объем трансграничного товарооборота. Но ведь соблюдением указанных интересов бизнес-сообщества функции таможенных органов не исчерпываются. Функционирование таможенной системы должно быть направлено на поддержание оптимального баланса между двумя противоположными, в определенной мере взаимоисключающими задачами: реализацией мер, содействующих развитию торговли (упрощение и ускорение таможенных процедур), с одной стороны, и осуществлением эффективного таможенного контроля и правоохранительной деятельности с целью обеспечения национальной экономической безопасности - с другой.

Принцип сбалансированности таможенного администрирования в части соотношения между означенными направлениями провозглашен в Международной Киотской конвенции о гармонизации и упрощении таможенных процедур [1]. Таким образом, при оценке правоприменительной деятельности таможенных органов и при реализации мер по ее оптимизации необходимо применять комплексный, системный подход, в котором особое место должны занимать мероприятия по совершенствованию системы обеспечения экономической безопасности и повышению эффективности правоохранительной работы, направленной на минимизацию таможенных рисков, связанных с противоправной активностью в сфере ВЭД. Тем более что как раз с обеспечением баланса обозначенных интересов внешней торговли и национальной безопасности дела обстоят плохо.

Обычно получается так, что ускорение таможенной очистки снижает эффективность таможенного контроля, а усиление последнего, как правило, влечет затягивание процесса таможенного оформления и выпуска товаров и транспортных средств, при этом не факт, что результативность таможенного контроля повышается.

Ситуация усугубляется дефектами организации деятельности таможенных органов в новых социально-экономических и политических условиях, требующих максимального содействия внешней торговле и при этом усиления правоохранительной работы по линии борьбы с административными и уголовными правонарушениями в сфере ВЭД, терроризмом и иными деликтами международного характера.

Специфические особенности внешнеторговых операций состоят в том, что таможенные органы, банки (участники сделки) также будут выполнять контрольную деятельность. Во-первых, итоги подобных видов таможенного, валютного контроля может использовать аудитор как источник информации о нарушениях, отклонениях при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Во-вторых, подобная информация недостаточна для получения достаточных и объективных доказательств реальности отображения в учете операций, связанных с валютой, их эффективности и законности. Экспорт товаров и услуг является одним из видов внешнеэкономической деятельности. Экспорт товаров определен в ТК ТС [2].

Экспортом является таможенный режим, при котором товары, предназначенные для свободного обращения на территории таможенного пространства государства, перемещаются с данной территории без обязательного возврата. Экспорт товаров, работ и услуг производится согласно контракту на приобретение товара, выполнения работ и оказание услуг, который заключен в письменной форме с зару-

бежными потребителями при условии соблюдения общих международных норм и принципов. Также в контракте необходимо учитывать и нормы межнационального законодательства участников торговой сделки, таможенного и валютного законодательства. Главным условием контракта становятся конкретные условия приобретения товара. Условия приобретения товаров позволяют установить процедуры передачи риска утраты товара или случайной его потери от продавца к покупателю, а также перераспределить транспортно-заготовительные расходы между экспортером и покупателем, расходы по таможенным сборам и пошлинам, страхованию и прочие расходы, которые напрямую связаны с реализацией товара.

Предлагаемая нами методика осуществления слаженных контрольных мероприятий по экспорту даст возможность повысить результативность проверочной деятельности налоговых и таможенных органов. Обоснованность и порядок осуществления контрольных мероприятий за экспортными операциями в соответствии с предлагаемой методикой представлен следующими моментами:

1. Осуществление анализа показателей и данных, которые получены в итоге проведения таможенного, банковского и валютного контроля, с учетом паспортов сделок, справок о валютных операциях, учетных карточек, грузовых таможенных деклараций, расчетных документов. Таможенными инспекторами выполняется контроль своевременности и полноты получения выручки от экспорта, а также соблюдение определенного порядка расчетов по экспорту участниками внешнеэкономической деятельности.

2. Установление фактов организации фирм-однодневок при осуществлении внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности. Проводится экспертная проверка бухгалтерской, банковской и внешнеторговой документации согласно разработанным критериям отнесения субъектов к вероятным однодневкам. По завершении данного этапа устанавливается вся взаимосвязанная цепочка субъектов, включающая организаторов преступного механизма, фирм-однодневок.

3. Проверка соотношения вопросов учета внешнеторговых операций субъекта - участника внешнеэкономической деятельности принципам бухгалтерского учета таким, как экспертиза достоверности финансовой отчетности и осуществления им подобных операций согласно налоговому, валютному и таможенному законодательству [8, с. 43].

Предложенная методика даст возможность, на наш взгляд, приемлемо перераспределить компетенции налоговых и таможенных органов при проведении экспертизы деятельности субъекта. Кроме того, необходимо определить конкретные реквизиты в банковских, бухгалтерских, внешнеторговых и внешнеэкономических документах, при экспертизе которых проверяющий может найти правонарушения налогового и таможенного законодательства.

Задачи при осуществлении контрольных процедур у таможенных и налоговых органов разные. Необходимо налоговому органу установить цепочку от поставщиков до посредников на внутреннем торговом рынке страны-участника ЕАЭС, при этом основной упор нужно сделать на перепроверке торговой надбавки или наценки, которую позволяет увеличить стоимость товара при его переходе от одного к другому посреднику. Также налоговый орган выявляет взаимную заинтересованность субъектов и целесообразность с экономической точки зрения произведенной

сделки. В свою очередь таможенные органы определяют поступление выручки от экспорта от зарубежного контрагента и факт вывоз товаров с территории таможенного пространства ЕАЭС. Кроме того, осуществляется идентификация товаров, приготовленных на экспорт, с подобным товаром, который фактически вывезен за пределы ЕАЭС. Таможенные службы непосредственно с налоговыми органами должны проводить анализ сравнения калькуляции продажной стоимости вывозимых товаров с фактическими расходами, осуществленными субъектом-экспортером при производстве или приобретении товара.

Рекомендуемая методика является первой попыткой создания многофункционального методического механизма с целью осуществления контрольных процедур с помощью совместной работы определенных ведомств, и обладает, на наш взгляд, следующими достоинствами:

1. Рассматривает специфику работы налоговых и таможенных органов в виде контрольной деятельности;

2. Используется при контроле за деятельностью импортеров и экспортеров;

3. Дает возможность проконтролировать правомерность использования нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспорте и законность производимых налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость при импорте товара.

Основным итогом данного исследования представляется проекционная альтернатива системе взаимного действия налоговых и таможенных органов при выполнении согласованных процедур с целью контроля реальности использования нулевой ставки НДС и его возмещения. Построенный алгоритм взаимного действия заключается в ведомственном и межведомственном сегменте. Таможенными службами, банками и другими органами государственного финансового контроля стран-участников ЕАЭС представляется ведомственный сегмент.

Принципиально новым подходом к функционированию подобной системы становится организация единого центра по контролю и управлению межведомственной взаимозависимостью, который обеспечивает оперативное получение информации от таможенных налоговых органов. Результаты проведенного анализа говорят о том, что значительная эффектность получена при слаженной работе налоговых и таможенных органов в пределах конкретных министерств и ведомств. В Казахстане сделана попытка объединить такие ведомства, создан Комитет государственных доходов Министерства Финансов Республики Казахстан, но на практике каждый занимается своими функциональными обязанностями, то есть элементы подобной «системы» выступают разрозненно, в результате чего появляется высокая степень параллелизма и дублирования в работе органов контроля. Такой центр в реальном времени будет предоставлять информацию, которая необходима с целью налогового и таможенного контроля и взята из общей базы данных. Указанный подход позволяет качественно и своевременно выполнять контрольную деятельность, и при необходимости решения принимать обосновано и оперативно.

В связи с этим, разработаны предложения по модернизации взаимных действий органов финансового, налогового и таможенного контроля, заключающиеся в следующем:

1. Нужно принять закон о государственном аудите и финансовом контроле, где четко прописать структуры органов

государственного аудита и финансового контроля, их прав и обязанностей. Подобный закон позволит разрешать правовые конфликты, противоречия действующего законодательства, различных споров при участии органов финансового, налогового и таможенного контроля. Такой закон принят в Казахстане в 2015 году, но в нем не затронуты многие концептуальные вопросы контрольной деятельности, в том числе в области разделения функций и компетенций среди государственных органов контроля в сфере финансов, отсутствует определенная ясность во взаимном действии подобных органов и в статусе аудита, действующего вне самой системы государственного и финансового контроля. Например, в Казахстане аудиторская деятельность в современных условиях осуществляется на основании Закона Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности», который принят 20 ноября 1998 года [4]. В связи с этим появилась необходимость внесения в закон значительных изменений, учитывая международные требования и опыт координации аудиторской деятельности. Такие изменения касаются определений понятия деятельности в области аудита, точного определения сферы и объекта действий нормативно-правовых актов, непосредственно связанных с осуществлением аудита и контроля за выполнением казахстанского и местных бюджетов.

2. Необходимо осуществить реформу структуры органов государственного и финансового контроля. Оптимальная структура системы ГФК является важнейшим условием результативного взаимного действия органов финансового, налогового и таможенного контроля.

3. Внедрить электронный оборот документов в деятельность контрольных органов. С этой целью нужно регламентировать законодательно электронные формы документов, цифровую подпись в электронном формате, общие параметры получаемых и передаваемых данных и сведений.

К главным достоинствам применения подобного электронного документооборота можно отнести:

- вероятность использования в работе безбумажных электронных технологий;

- внедрение цифровой подписи в электронном формате;

- полное отсутствие контакта между участником внешнеэкономической деятельности и инспектором таможенного органа.

4. Создать методику, методические подходы к оценке результативности принимаемых мер органами финансового, налогового и таможенного контроля, используя качественные и количественные показатели.

Рекомендуется применять следующие критерии и показатели оценки результативности контрольных процедур:

1. Количественные признаки и показатели:

а) значимость начисленных в ходе проверки дополнительных таможенных платежей и налогов в общей сумме взысканий;

б) значимость соответствующих доначислений по итогам документальных проверок в общей сумме взысканий дополнительных таможенных платежей;

2. Качественные признаки и показатели:

а) общая сумма доначислений на одного сотрудника таможенных или налоговых органов;

б) общая сумма доначислений на одного участника внешнеэкономической деятельности, у которого была проведена документальная проверка.

5. Выработать приемлемую стратегию осуществления проверок со стороны налоговых органов, совместно с таможенными и финансовыми контрольными органами.

Список литературы:

1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Киотская Конвенция. Руководства к Генеральному Приложению [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www .carecprogram.o ^

2. Таможенный кодекс таможенного союза (в ред. Протокола от 16 апреля 2010 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://keden.kz/ru

3. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 № 311-ФЗ (последняя редакция) // Режим доступа: http://www.consultant.ru

4. Об аудиторской деятельности: Закон Республики Казахстан от 20 ноября 1998 года №304-1 (с изменениями и дополнениями) // Режим доступа: http://online.zakon

5. Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом: приказ ФТС РФ от 25.04.07 № 536 (ред. от 15.10.2010) // Режим доступа: https://zakonbase.ru

6. Абдикеев М.Н. Проблемы реализации законодательства о контрабанде / М.Н. Абдикеев // Вестник КазНУ. Серия юридическая. - 2003. - №3. - С.8.

7. Андрейчук Е.Л., Дианова В.Ю., Смирнов В.П. Экономика таможенного дела [Текст]: Учебное пособие / Е.Л. Андрейчук, В.Ю. Дианова. -Санкт-Петербург: Артикул, 2012. - 239 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Березюк В.И. Теоретические и методические основы таможенного аудита в условиях Евразийского экономического союза (ЕАЭС): монография / В.И. Березюк. - Караганда: Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза, 2016. - 111 с.

9. Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: теория и практика. - М.: Изда-тельско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - С.85.

10. Глазкова Г.В. Применение методов аудита при проведении таможенных проверок / Г.В. Глазкова // Аудитор. - 2014. - № 12. С. 21-26.

11. Мельник М.В. Развитие стратегического аудита // Инновационное развитие экономики. М., 2012. № 4. С. 42-49.

12. Набиуллина Э.С. Российская таможня - одна из худших в мире / Э.С. Набиуллина // Взгляд. Деловая газета. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://vz.ru/news

13. Суздальцев А.И. Политика впереди экономики: риски и перспективы Таможенного союза ЕврАзЭС // Россия в глобальной политике. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.globalaffairs.ru

РЕЦЕНЗИЯ

на статью В. И. Березюк «Особенности проведения посттаможенного

контроля за экспортными операциями» Глобализация экономики стран, необходимость повышения финансовой прозрачности и управляемости отчетности и корпоративного управления предприятием. Стратегическая роль в этом отводится аудиту, призванному обеспечить достоверность представляемой экономическими субъектами информации. Несмотря на то, что в России публикуется большое количество работ, посвященных вопросам развития аудита, контролю его качества, системе внутреннего контроля и другим общеметодическим вопросам, но отдельные направления аудита, в т.ч. таможенного раскрыты недостаточно. Так в настоящее время большую актуальность имеет уточнение структуры таможенного аудита, классификация таможенных рынков в рамках открытости границ ЕАЭС, выделение этапов таможенного аудита и его специфики при аудите завершенного продукта, кооперированных пос тавок и сырья.

Статья В.И. Березюк «Особенности проведения посттаможенного контроля за экспортными операциями» адресована и будет полезна руководителям экономических субъектов, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, аудиторам, аудиторским организациям, работникам таможенных органов и органов исполнитель-

ной власти стран-членов ЕАЭС, а также студентам, магистрам и аспирантам, научная деятельность которых связана с таможенной деятельностью стран- членов ЕАЭС, т.к. автор ориентирует читателей на дальнейшее совершенствование аудиторской деятельности с применением международных стандартов аудита в рамках ЕАЭС. Для успешного проведения экспортно-импортных операций в субъектах должны работать сотрудники, обладающие высоким уровнем профессионализма и владеющие практическими навыками в области бухгалтерского, таможенного, налогового и валютного законодательства. В этом случае одно из приоритетных мест связано с изучением методов контроля и аудита с учетом специфики таможенных отношений. Именно аудиторская проверка позволит организации заручиться не только профессиональным суждением, но и минимизировать ряд рисков, непосредственно связанных с осуществлением деятельности по ввозу или вывозу продукции, особенно в рамках ЕАЭС, где таможеный контроль на границе проводится в облегченном режиме.

В работе четко определена концепция таможенного аудита в странах ЕАЭС, связанная с сочетанием упрощенного механизма таможенного аудита при пересечении границ и формирования специальных методов таможенного контроля при передвижении товаров на территории имопортера и экспортера, а также при последующем их передвижении в другие страны. В статье достаточно

глубоко рассмотрены виды рисков, включая риск по всем стадиям экспорта и импорта товаров с разным уровнем добаленной стоимости, большое внимание уделено контролю за реэкспортом продукции. Существенный интерес представляют изложение поэтапной методики проведения аудита таможенного контроля. Автор предлагает систему документов, которая сопровождает аудиторские процессы и порядок их движения за движением товарно-материального потока. Наиболее подробно отражены требования к формированию первичных документов у участников экспертно-импортных сделок, кроме того показан уровень межправительственной документации и порядок их устверждения на национальном и наднациональном уровне.

Изложение ведется в строгой логической последовательности, доступным языком, охватывает основные методологические вопросы и методы посттаможенного контроля в рамках ЕАЭС.

Статья актуальна, имеет большое практическое значание и может быть рекомендована к печати в переодическом издании экономического или юридического направления.

Рецензент:

профессор Департамента учета,

анализа и аудита Финансового университета,

д. э.н., профессор

Мельник М.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.