Таможенная стоимость товаров: украинский опыт определения и контроля
Весомую роль в обеспечении регулятивного потенциала таможенных пошлин, защиты отечественного производителя и процессах эффективного включения экономики Украины в мировое экономическое пространство играет первичная составляющая таможенно-тарифного регулирования - таможенная стоимость. Оценивая нынешние тенденции либерализации внешнерегулятивной составляющей украинской экономики, дальнейшее развитие и совершенствование научно-методологической базы определения таможенной стоимости будет способствовать построению адекватного механизма противодействия внешним угрозам и, одновременно, способствовать более быстрому мирохозяйственному позиционированию Украины в рамках мировых торговых отношений.
Согласно нормативному определению, таможенная стоимость товара - это стоимость, что используется для таможенных целей, которая основывается на цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товары. При определении таможенной стоимости в нее включаются фактурная стоимость - цена товара, указанная в счете-фактуре (инвойсе), а также следующие фактические расходы, что в него не включены:
- комиссионные и брокерские расходы;
- стоимость тары и упаковки, неотделимые от товара;
- надлежащим образом распределенная стоимость сырья, инструментов, материалов, работ и услуг, если они поставляются для использования в связи с производством и продажей на экспорт оцениваемых товаров, и ранее не включались в их стоимость;
- роялти и другие лицензионные платежи, касающиеся оцениваемых товаров;
- часть выручки от перепродажи товаров на таможенной территории Украины, которая прямо или косвенно идет на пользу продавца;
С.Г. Войтов
УДК 339.543 ББК 65.428 В-654
- расходы на транспортировку, погрузку, разгрузку, перегрузку и страхование до пункта пересечения таможенной границы Украины1.
Устанавливая экономическую сущность категории, определим, что таможенная стоимость это цена товара, что перемещается в экспортно-импортных операциях, предназначенная для таможенных целей, вычисленная на основе фактических расходов, понесенных для производства и доставки указанных товаров до таможенной границы и с учетом всех последующих расходов, связанных непосредственно с указанными товарами в пользу продавца после завершения таможенных формальностей.
Проводя рассмотрение системы государственных регулятивных процессов, не трудно заметить, что наиболее близкой по смыслу и функциям к таможенной стоимости является категория «обычной цены» - цены товаров, определенной договором, соответствующей уровню рыночных цен и применимой главным образом в рамках системы внутреннего налогообложения2 (см. рисунок 1).
Рисунок 1
Таможенная стоимость в системе государственного регулирования рыночных отношений
Источник: составлено автором
В аспекте исследования категории «таможенная стоимость» стоило бы подчеркнуть наиболее значимые ее характеристики: с одной стороны - это влияние государства на характер и содержание ее образования и применения, с другой -таможенная стоимость не является непосредственной формой «стоимости» как
1 Митний кодекс України від 13.03.2012 р. № 4495-УІ // Офіційний вісник України. -2012. - № 32. - стат. 49, 58
2 Податковий кодекс України від 02.12.2010 р. № 2755-УІ // Відомості Верховної Ради (ВВР). - 2011. - № 13-17. - стат. 39
таковой, она является только ее производной (рис. 1). В то же время, оценивая влияние международного рынка на формирование категории, становится очевидным, что таможенная стоимость выступает непосредственным отражением интернациональной стоимости и цены и является базисом для исчисления всей совокупности налогов на внешнюю торговлю.
Вместе с тем, на первый взгляд достаточно детерминирована с точки зрения экономических и регулятивных отношений категория «таможенная стоимость» является одним из самых проблемных и рискованных участков таможенно-тарифного регулирования.
При определении таможенной стоимости экспортеры стремятся завысить таможенную стоимость, поскольку она является обоснованием для бюджетных возмещений. Импортеры же стремятся к занижению таможенной стоимости, поскольку это дает возможность уменьшить сумму таможенного обложения, а значит уменьшить валовые расходы. Манипуляция с таможенной стоимостью является популярным механизмом минимизации налоговой нагрузки при импорте товаров в Украину.
Но главным последствием необъективного определения таможенной стоимости, по нашему мнению, является не столько несоблюдение налоговой дисциплины, сколько искажение и нивелирование регулятивного воздействия таможенно-тарифного регулирования, что оказывает прямую угрозу экономической безопасности государства, национальному рынку и товаропроизводителю.
Первым документом, устанавливающим общепринятые правила оценки товаров для таможенных целей, было Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947 г. Согласно ст. VII ГАТТ определено, что стоимостная оценка товаров в рамках таможенных формальностей должна основываться на действительной стоимости ввезенного товара, а не на стоимости отечественных товаров, произвольных или фиктивных ценах. При этом «действительная стоимость» формируется в условиях свободной конкуренции и при условии коммерческой независимости торговых сторон3. Ст. VII ГАТТ имела главным образом стратегический характер, определяющий общую направленность таможенной оценки, однако не раскрывала тактики практического формирования, применения, корректировки и решения сложных и спорных вопросов таможенной стоимости.
Существование различных систем таможенной оценки в разных государствах выступало существенным тормозом процесса международной торговли и экономической интеграции. Как следствие, были предприняты дальнейшие шаги в сфере ее оптимизации. В частности, в 1950 году в Брюсселе отдельные промышленно развитые страны подписали Конвенцию о создании унифицированной методологии определения таможенной стоимости товаров.
3 Генеральна угода з тарифів і торгівлі (ГАТТ 1947) // Офіційний вісник України. - 2010.
- № 84. - С. 562
Усовершенствования в механизме оценки таможенной стоимости происходили и в пределах Токийского раунда многосторонних торговых переговоров: под эгидой ГАТТ 1979 г. было подписано Соглашение о применении статьи VII ГАТТ «Оценка товаров для таможенных целей». Указанное Соглашение пересматривалось в рамках Уругвайского раунда переговоров. В конце концов, 15 апреля 1994 года в г. Марракеш было принято Соглашение о применении статьи VII ГАТТ 1994 года (так называемый «Кодекс таможенной стоимости»). Указанный документ стал определяющим в части формирования теоретических основ и концептуальных положений понимания таможенной стоимости.
Первая попытка законодательного закрепления категории таможенной стоимости в рамках украинской правовой системы была сделана Законом Украины «О Едином таможенном тарифе» от 05.02.92 № 2097-ХП, где указанной категории была посвящена лишь одна статья. Более широкое толкование определения таможенной стоимости было осуществлено лишь с введением второй редакции Таможенного кодекса Украины от 11.07.02 № 92-ГУ. Хотя и в данном случае, практика таможенной оценки товаров была достаточно противоречивой, сложной и содержала большое количество «отсылочных» нормативных документов, значительно усложнявших процесс таможенного контроля и оформления для участников внешнеторговых отношений.
Последние изменения, произошедшие с введением действующей редакции Таможенного кодекса Украины от 13.03.12, безусловно, в полной мере проявить все положительные и отрицательные стороны реформации не успели. Но достаточно верная тенденция к отмене ряда подзаконных «отсылочных» постановлений и ведомственных приказов, а также определение максимального круга вопросов, связанных с таможенной стоимостью на базе единого документа - Таможенного кодекса, по нашему мнению, будет способствовать повышению качества контроля таможенной стоимости. Еще большее приближение национальной практики определения таможенной стоимости к нормам Соглашения о применении статьи VII ГАТТ 1994 года, кроме того, будет способствовать более быстрой адаптации таможенно-тарифного регулирования к нормам международной системы регулирования внешней торговли.
Национальные правила определения таможенной стоимости, регламентированные Таможенным кодексом Украины, построены на основе норм Соглашения о применении статьи VII ГАТТ 1994 и закрепляют 6 методов определения таможенной стоимости импортируемых товаров:
- метод 1 - по цене договора (контракта), что определяет стоимость операции;
- метод 2 - по цене соглашения относительно идентичных товаров;
- метод 3 - по цене договора относительно однородных (аналогичных) товаров;
- метод 4 - на основе вычитания стоимости;
- метод 5 - на основе сложения стоимости (исчисленная стоимость);
- метод 6 - резервный.
Основным методом определения таможенной стоимости импортируемых товаров является первый метод - по цене договора. Каждый последующий метод применяется только в случае, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода определения таможенной стоимости. При этом методы на основе вычитания и сложения (метод 4 и 5), могут применяться в любой последовательности.
Первый метод определения таможенной стоимости является наиболее употребляемым в практике определения таможенной стоимости. Он является наиболее простым и вызывающим минимум жалоб со стороны субъектов ВЭД. Вместе с тем, в случаях, когда стоимость товара на основе документальных данных представленных в таможенный орган определить невозможно (товар импортируется бесплатно как подарок или образец для маркетинговых исследований), или в действительности есть подозрения в сокрытия истинной стоимости импортируемого товара (поставка по непрямому контракту через оффшор или подделка коммерческих документов), таможенный орган применяет для определения таможенной стоимости товара методы, отличные от первого.
Указанные выше условия в упрощенном виде раскрывают механизм применения методов таможенной оценки. В действительности их использование требуют четкой аналитической работы и выполнения совокупности законодательно определенных условий.
Несколько проще обстоит ситуация с определением таможенной стоимости товаров, перемещаемых в экспортных операциях. Экспорт несет меньше рисков, ведь, во-первых, экспортную цену легче проверить путем контроля данных бухгалтерского учета отечественного предприятия и, во-вторых, экспортные операции крайне редко облагаются таможенными платежами. Как следствие, таможенной стоимости экспортируемых операций считают цену, указанную в счете-фактуре или счете-проформе4.
Как видим, таможенная стоимость - одна из определяющих регулятивных составляющих системы ВЭД. Занижение таможенной стоимости при импорте приводит к искажению регулятивного механизма таможенно-тарифных отношений и недобору таможенных платежей, завышение - необоснованно повышает уровень налогового давления на бизнес и рост уровня потребительских цен для рядового гражданина. Для обеспечения решения указанных проблем и соблюдения принципа максимально объективного определения таможенной стоимости направлен механизм контроля таможенной стоимости.
Контроль таможенной стоимости, как элемент оптимизации таможенно-тарифного механизма - явление не новое в практике таможенной деятельности Украины. Однако концептуального развития указанный процесс приобретает лишь в конце прошлого десятилетия, как одна из компенсационных составляющих активному
4 Митний кодекс України, стат. 66
процессу либерализации национального таможенного тарифа и упрощения режима таможенного налогообложения. Как следствие, контроль таможенной стоимости становится одним из эффективных составляющих наполнения Государственного бюджета и формой защиты национального рынка, путем объективизации базы налогов на внешнюю торговлю в целом, и выявления фактов занижения таможенной стоимости по отдельным товарам в частности.
Контроль правильности определения таможенной стоимости товаров осуществляется таможенными органами путем проверки заявленной декларантом величины таможенной стоимости. При этом правильность декларирования таможенной стоимости может быть проверена как при выполнении непосредственных таможенных формальностей при таможенном оформлении, так и после момента его окончания, путем проведения таможенного постаудита.
На основе проведения контрольных процедур (см. рисунок 2), таможенный орган либо подтверждает заявленную декларантом таможенную стоимость, либо выносит решение о ее корректировке в виде отдельной документальной формы.
В настоящее время, с целью повышения эффективности механизма контроля таможенной стоимости, перед таможенными органами стоит две основные задачи. Во-первых, это максимально полное формирование системы рисков, существующих в механизме определения таможенной стоимости, во-вторых - изыскание и легализация, как доказательной базы механизма контроля, дополнительных источников ценовой информации о товарах, подвергающихся таможенной оценке.
Первая составляющая в рамках таможенно-тарифного регулирования способствует максимально полному выявлению угроз, влияющих на занижение таможенной стоимости как базы налогообложения, автоматизации процесса контроля таможенной стоимости и максимальному внедрению его в рамки компьютерных технологий. Машинная обработка процессов анализа рисков в части формирования таможенной стоимости минимизирует уровень субъективной составляющей процесса ее контроля.
Рисунок 2
Порядок осуществления контроля таможенной стоимости таможенными органами Украины
(сформировано автором)
Источники: Таможенный кодекс Украины (гл.8), Методические рекомендации по работе должностных лиц таможенных органов по анализу, выявления и оценки рисков при осуществлении контроля правильности определения таможенной стоимости товаров.
Второй фактор оптимизации на данный момент является наиболее противоречивым в таможенной деятельности, ведь касается непосредственно базы сопоставления: «стоимость импортируемого товара - сведения о стоимости товара, которой обладают таможенные органы». Указанный аспект вызывает сильную конфронтацию со стороны субъектов внешнеэкономической деятельности (в т.ч. со стороны чиновнического лобби), ведь перед таможенником стоит конкретная задача: взыскать таможенных платежей больше, а у субъекта ВЭД - уплатить налогов меньше. Наиболее противоречивой составляющей в данном случае выступает ведомственная база Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов или так называемая «ценовая база таможни».
Основной проблемой в части применения ценовой базы таможенных органов выступает то, что прикрываясь конфиденциальностью ценовой информации в процессе оформления, таможенные органы фактически скрывают указанную информацию от субъектов ВЭД, т.е. того кого она касается непосредственно. Обнародованная на сайте таможенной службы Украины ценовая информация на уровне товарной субпозиции5 не дает возможности объективно использовать ее заинтересованными лицами.
В рамках применения ценовой базы таможни как элемента сравнения, не менее актуальным является также аспект отсутствия конкретной нормативной регламентации указанного вопроса. На данный момент нормативные акты, включая Таможенный кодекс Украины, или вскользь касаются данного вопроса, или обходят проблему вообще. С нашей стороны существуют понятные опасения по поводу того, что происходит осознанная задержка процесса нормативной регламентации применения ценовых баз таможни, ведь конкретное нормативное определение в данном случае, во-первых, ограничит возможность использования ценовой информации для выполнения плана таможенных поступлений, во-вторых - лишит теневого заработка «нечистых на руку» должностных лиц таможенных органов.
При применении базы таможенного органа не менее актуальным является еще и качество ее наполнения. Как конкретный пример можно указать тот факт, что сравнение цен на большинство товаров осуществляется на вес: что для рыбы, что для лекарств, что для оптических микроскопов измеритель стоимости один - долларов за 1 килограмм веса. Данный подход к формированию ценовой информации касательно высокотехнологичных товаров считаем особенно недопустимым.
Несмотря на ряд нерешенных проблем, касающихся контроля таможенной стоимости, тенденции осуществления указанного процесса свидетельствуют о возрастающем значении контрольной составляющей в механизме таможенно-тарифного регулирования (см. таблицу 1).
5 Середньорозрахункова вартість імпорту товарів в Україну за листопад 2012 року
- січень 2013 року // http://www.customs.gov.ua/dmsu/control/uk/publish/ айіс1е?ай_ іа=3155234&саиа=3154855
Таблица 1
Статистика налоговых поступлений от осуществления контроля таможенной стоимости товара
2003-2012 гг.
Год Показатель 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Размер налоговых поступлений от осуществления контроля таможенной стоимости товаров, (млрд грн.) 0,31 0,42 0,95 1,16 1,32 3,35 2,75 5,02 3,68 5,3
Размер поступлений от осуществления контроля таможенной стоимости товаров в общем объеме таможенных платежей, (%) 2,2 2,3 3,1 2,8 2,4 3,5 3,3 5,8 3,2 4,3
Примечание к таблице: составлено по данным Государственной таможенной службы Украины
Оценивая приведенную динамику, особенно примечательным является рост эффективности контроля таможенной стоимости в 2010 году (первый год после кризиса). Понижающие тенденции, обусловленные мировым валютно-финансовым кризисом 2008-2009 гг., заставили таможенную систему выискивать и раскрывать новые фискальные резервы во внешнеэкономической плоскости, что и обусловило высокий (5,8%) показатель составляющей контроля таможенной стоимости в общем объеме таможенных платежей. В целом, тренд эффективности контроля таможенной стоимости последних 10 лет (см. рисунок 3), свидетельствует
об устойчиво растущей тенденции указанной составляющей механизма таможенно-тарифного регулирования.
Основываясь на проведенном выше исследовании, можем сделать определенные выводы:
- таможенная стоимость является важной регулятивной составляющей таможенно-тарифного регулирования, базой начисления налогов на внешнюю торговлю и осуществления других процедурных вопросов таможенного регулирования и контроля;
- устойчивая тенденция к росту величины финансовых поступлений от контроля таможенной стоимости в Украине, свидетельствует о достаточно большом скрытом фискально-регулятивном потенциале инструмента регулирования. Вместе с тем, указанная тенденция свидетельствует и о недостаточной эффективности современной методологической базы контроля таможенной стоимости (особенно в части формировании ценовой информации для таможенных целей). Упомянутые
причины приводят к необходимости переформатирования контрольного механизма таможенно-тарифного регулирования Украины на новую научно-техническую и информационную платформу с минимальным включением «человеческого фактора» в указанный процесс;
- неразвитость и перспективность контроля таможенной стоимости, а также существенная рискованность внешнеторговых операций, особенно, что касается определения базы налогообложения, указывает на необходимость таможенным органами акцентировать внимание на неуклонном развитии контроля таможенной стоимости после момента таможенного оформления, путем развития системы таможенного постаудита.
Рисунок 3
Размер поступлений от осуществления контроля таможенной стоимости товаров в общем объеме таможенных платежей
200.Í 2004 2005 2006 2007 200R 2009 2010 2011 2012
Примечание: построено по данным Государственной таможенной службы Украины
Последняя составляющая формирования эффективного механизма таможеннотарифного регулирования в настоящее время является актуальной для всего сообщества стран СНГ, а, следовательно, требует особого научно-теоретического определения и перспективна в рамках дальнейших научных исследований.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Митний кодекс України від 13.03.2012 р. № 4495-УІ // Офіційний вісник України. -2012. - № 32. - С. 9.
2. Податковий кодекс України від 02.12.2010 р. № 2755-УІ // Відомості Верховної Ради (ВВР). - 2011. - № 13-17. - С. 112.
3. Генеральна угода з тарифів і торгівлі (ГАТТ 1947) // Офіційний вісник України. -2010. - № 84. - С. 562.
4. Наказ Державної митної служби України від 13.07.2012 р. № 362 «Про затвердження Методичних рекомендацій щодо роботи посадових осіб митних органів з аналізу, виявлення та оцінки ризиків при здійсненні контролю правильності визначення митної вартості товарів, які переміщуються через митний кордон України» // http://www.qdpro.com.uay documents/54871.
5. Середньорозрахункова вартість імпорту товарів в Україну за листопад 2012 року
- січень 2013 року // http://www.customs.gov.ua/dmsu/control/uk/publish/ article?art_ id=3155234&cat_id=3154855.
6. Борисенко О. П. Контроль митної вартості як інструмент державного регулювання економіки / О. П. Борисенко // Вісник Академії митної служби України. - 2008. - №4(40).
- С. 32-36.
7. Боліцок М. Митна вартість: специфіка київського регіону/ М. Боліцок // Митниця. -2009. - №4(53). - С. 14-15.
8. Терещенко С. Ціна та вартість у сфері митного регулювання/ С. Терещенко, Г Хабло // Вісник КНТЕУ - 2010. - № 3. - С. 40-48.
9. Каленський М. М. Митна вартість імпортних товарів: [монографія] / М. М. Каленсь-кий, А. Д. Войцещук, І. Г. Бережнюк. - К. : 2005. - 224 с.
10. Угода про застосування статті VII Генеральної угоди з тарифів і торгівлі 1994 року // Офіційний вісник України. - 2010. - № 84. - С. 408.
11. Економічна теорія: Політекономія: Підручник / [за ред. В. Д. Базилевича]. - 3-е вид., перероб. і доп. - К. : Знання-Прес, 2004. - 615 с.
12. Войтов С. Г. Митна вартість як економічна категорія // Митна політика та актуальні проблеми економічної безпеки України на сучасному етапі: тези ІІІ міжнародної науково-практичної конференції молодих вчених. - Дніпропетровськ : Академія митної служби України. - Т. 1. - 2010. - С. 25-26.
13. Білецька Л. М. Митна вартість - terra incognita в українському законодавстві / Л. М. Білецька // Вісник Верховного Суду України. - 2010. - 3(115). - С. 35-38.