Московец Валерий Иванович Moskovets Valeriy Ivanovych
кандидат социологических наук, доцент, декан факультета права и массовых коммуникаций Харьковский национальный университет внутренних дел (61080, Украина, Харьков, пр-т 50-летия СССР, 27)
candidate of science (sociological), assistant professor, dean of law and mass communications faculty Kharkiv national university of internal affairs (27 50-years of USSR av., Kharkiv, 61080, Ukraine)
E-mail: facultetpmk@gmail.com
Участие общественности в осуществлении таможенного дела в Украине Public participation in realizing customs activity in Ukraine
Изучена правовая основа участия общественности в осуществлении государственного таможенного дела в Украине. Определены формы и процедуры участия украинской общественности в осуществлении государственного таможенного дела.
Legal framework of participation of public is studied in realization of state custom affair in Ukraine. Forms and procedures of participation of Ukrainian public are certain in realization of state custom affair.
Ключевые слова: таможенное дело, обществен- Keywords: custom business, public, legal framework.
ность, правовая основа.
Правоохранительная функция государства является одной из важнейших его функций. Эта функция также находит свое проявление и во время осуществления таможенного дела. Такая деятельность позволяет не только наполнить государственный бюджет с помощью таможенных сборов, но и не допустить ввоза в Украину товаров, изъятых из гражданского оборота, и предметов контрабанды. Поэтому участие общественности в осуществлении таможенного дела является важным признаком демократичности политического режима государства. Осуществление общественного контроля также способствует соблюдению законности в деятельности таможенных органов государства. Нормативно-правовая база для привлечения украинской общественности к участию в таможенном деле будет интересной для ученых и практиков в этой сфере из разных стран.
Проблемы участия общественности Украины в осуществлении государственного таможенного дела были изучены рядом украинских исследователей как в сфере юридической науки, так и науки государственного управления. Среди исследователей данного вопроса необходимо назвать В.Т. Комзюка, В.Я. Настюк, Г.Л. Карпенко, Ю.Д. Ку-нева, Л.М. Дорофееву, Д.В. Приймаченко и других ученых.
Целью данной статьи является изучение нормативно-правовой основы участия общественности Украины в осуществлении государственного таможенного дела.
Задачей данной работы выступает определение конкретных форм и процедур участия украинской
общественности в осуществлении государственного таможенного дела.
Определяя понятие таможенного дела, приведем следующие мнения исследователей в данной области. В.Я. Настюк отмечает, что таможенное дело — это составляющая часть государственного управления в области внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, которую можно определить как систему общественных отношений, возникающих во время перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также в связи с обеспечением экономико-регулятивных, фискальных и правоохранительных заданий таможенной политики государства, в сформулированных в Таможенном кодексе Украины и других законодательных актах [1, с. 144].
Г.Л. Карпенко определяет таможенное дело как совместную деятельность государственных и негосударственных субъектов, которая объединяется системой таможенных органов, по обеспечению выполнения правил и стандартов перемещения товаров, багажа и транспортных средств через таможенную границу Украины [2, с. 124]. Наряду с выводами научных работников по этому поводу стоит обратить внимание и на законодательное определение таможенного дела.
В соответствии со статьей 7 Таможенного кодекса Украины государственное таможенное дело составляют установленные порядок и условия перемещения товаров через таможенную границу Украины, их таможенный контроль и таможенное оформление, применение механизмов тарифной и нетарифной регуляции внешнеэкономической
Московец В.И. Участие общественности в осуществлении таможенного дела в Украине
Московец В.И. Участие общественности в осуществлении таможенного дела в Украине
деятельности. К таможенному делу относятся таможенные платежи, обмен таможенной информацией, ведение Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности, осуществление в соответствии с законом государственного контроля непищевой продукции при ее ввозе на таможенную территорию Украины. Кроме того, одними из составных данной отрасли являются предотвращение и противодействие контрабанде, борьба с нарушениями таможенных правил, организация и обеспечение деятельности таможенных органов и другие мероприятия, направленные на реализацию государственной политики в сфере государственного таможенного дела [3]. Приведенное законодательное определение таможенного дела отображает основные направления государственной политики в данной сфере.
Понятие таможенных органов и таможенного дела по-разному определяется в юридической науке. Ю.Д. Кунев утверждает, что таможенная служба Украины — это орган государственной исполнительной власти, наделенный определенными законодательством полномочиями относительно организации внешнеэкономической деятельности, главной целью которого является организация эффективной системы таможенной деятельности, которая обеспечивает выполнение нормативно определенных заданий по реализации государственной политики относительно защиты интересов граждан и государства [4, с. 11].
Л.М. Дорофеева отмечает, что таможенные органы — это органы с административной юрисдикцией, которые могут стать участником уголовно-процессуальной деятельности при непосредственном выявлении признаков контрабанды [5, с. 82]. В.Т. Комзюк указывает, что правовой статус таможенных органов образуют такие элементы, как вопрос образования органа, его назначения, задания, функции, полномочия (обязанности и права), ответственность, формы и методы деятельности [6, с. 26]. П.М. Шеремета утверждает, что таможенная служба, осуществляя таможенный контроль, постоянно следит за соблюдением таможенного законодательства, защищает экономические интересы государства [7, с. 27]. Следовательно, разные научные работники в разных аспектах характеризуют понятие и деятельность таможенной службы и таможенных органов Украины.
Как предусмотрено в части 4 статьи 7 ТК Украины, непосредственное руководство осуществлением государственного таможенного дела возлагается на центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает реализацию государственной политики в сфере таможенного дела. В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 543 ТК Украины непосредственное осуществление таможенного дела возлагается на таможенную службу Украины. Таможенная служба Украины является составной частью системы органов исполнительной власти Украины и состоит из таможенных органов и таможенных организаций [3]. Д.В. Приймаченко отме-
чает, что в системе органов исполнительной власти таможенные органы Украины выступают основным субъектом реализации таможенной политики государства, что прямо подтверждается нормативным закреплением такого статуса. Они являются главным системообразующим элементом механизма формирования и реализации таможенной политики государства [8, с. 100]. Положения законодательства четко отражают это направление деятельности таможенных органов.
Как предусмотрено в статье 544 ТК Украины, назначением таможенной службы Украины является создание благоприятных условий для развития внешнеэкономической деятельности, обеспечения безопасности общества, защита таможенных интересов Украины. Реализуя таможенную политику Украины, таможенная служба Украины выполняет такие основные задачи:
1) обеспечение правильного выполнения, неуклонного соблюдения и предотвращение невыполнения требований законодательства Украины по вопросам государственного таможенного дела;
2) обеспечение выполнения обязательств, предусмотренных международными договорами Украины по вопросам государственного таможенного дела, заключенными в соответствии с законом;
3) создание благоприятных условий для облегчения торговли, содействия транзиту, увеличению товарооборота и пассажиропотока через таможенную границу Украины;
4) осуществление таможенного контроля и выполнение таможенных формальностей относительно товаров, транспортных средств коммерческого назначения, которые перемещаются через таможенную границу Украины с помощью технических средств контроля и тому подобное [3].
ТВ. Корнева отмечает, что основными задачами таможенного контроля являются защита национальных интересов Украины во внешнеэкономической сфере и борьба с контрабандой и нарушениями таможенных правил. В частности, в экономической сфере это контроль над экспортно-импортной деятельностью, направленный на поддержку отечественного производителя, борьба с противоправной экономической деятельностью, противодействие неконтролируемому оттоку национальных материальных, финансовых, интеллектуальных, информационных и других ресурсов. В экологической сфере — недопущение неконтро-лированного ввоза в Украину экологически опасных технологий, веществ и материалов [9, с. 64]. О.М. Тропина указывает, что научно-теоретическая конструкция понятия «таможенный контроль» включает два аспекта его определения: как правовой формы таможенной деятельности по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц и как средства обеспечения соблюдения прав и законных интересов физических и юридических лиц [10, с. 103]. А.И. Педешко отмечает, что, выполняя задание по осуществлению таможенного контроля, таможенная служба постоянно требует
от субъектов внешнеэкономической деятельности соблюдения таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу Украины, чем защищает экономические интересы государства [11, с. 143].
Выполнение возложенных на таможенную службу заданий нуждается также и в участии общественности. Попробуем определить конкретные формы и процедуры участия представителей общественности в осуществлении таможенного контроля.
В первую очередь такой формой является демократический гражданский контроль над военной организацией и правоохранительными органами государства. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 1 Закона Украины «О демократическом гражданском контроле над Военной организацией и правоохранительными органами государства» от 19 июня 2003 года демократический гражданский контроль над Военной организацией и правоохранительными органами государства — комплекс осуществляемых в соответствии с Конституцией и законами Украины правовых, организационных, информационных мероприятий для обеспечения неуклонного соблюдения законности и открытости в деятельности всех составных частей Военной организации и правоохранительных органов государства, содействия их эффективной деятельности и выполнению возложенных на них функций, укреплению государственной и военной дисциплины [12].
О.М. Тараненко определяет контроль в деятельности таможенных органов как деятельность специально уполномоченных субъектов относительно проверки соответствия осуществляемой ими внешней и внутренней организационной деятельности требованиям, которые содержатся в законодательных и подзаконных нормативных актах. Среди разновидностей контроля данный исследователь называет и общественный контроль [13, с. 57].
Для характеристики форм и процедур общественного контроля в сфере осуществления таможенной деятельности необходимо обратиться к изучению правового статуса и организационных принципов деятельности общественного совета при Государственной таможенной службе Украины. Действующим в Украине является Типовое положение об общественном совете при министерстве, другом центральном органе исполнительной власти, Совете министров Автономной Республики Крым, областной, Киевской и Севастопольской городской государственной администрации, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 3 ноября 2010 года № 996 (далее — Типовое положение).
В соответствии с пунктом 1 Типового положения общественный совет при министерстве, другом центральном органе исполнительной власти постоянно действует как коллегиальный выборный консультативно-совещательный орган. Этот орган образован для обеспечения участия граждан в управлении государственными делами, осуществлении общественного контроля над деятельно-
стью органов исполнительной власти, налаживания эффективного взаимодействия данных органов с общественностью, учета общественного мнения во время формирования и реализации государственной политики [14]. Следовательно, подобные органы создаются исключительно с совещательно-консультативными функциями.
Таким образом, первой формой участия общественности в осуществлении таможенного дела является общественный контроль представителей общественности над деятельностью таможенных органов государства. В пределах этой формы возможны такие процедуры, как проведение заседаний общественного совета, обсуждение проектов нормативных правовых актов, представление аналитической информации и консультативная помощь Гостаможслужбе Украины.
Представители общественности могут быть привлечены к производству по делу об административных правонарушениях в качестве понятых. В соответствии со статьей 505 ТК Украины понятыми являются лица, которые привлекаются к участию в проведении процессуальных действий по делу о нарушении таможенных правил. Как понятые приглашаются лица, не заинтересованные по делу. Понятым не может быть родственник лица, которое привлекается к административной ответственности за нарушение таможенных правил, его представителя, а также работники таможенных органов. Понятые, присутствующие при проведении процессуальных действий, удостоверяют своими подписями соответствие записей в протоколе проведенным действиям [3].
Как предусмотрено в части 1 статьи 41 УПК Украины, оперативные подразделения органов Государственной таможенной службы Украины имеют право осуществлять следственные (разыскные) действия и негласные следственные (разыскные) действия в уголовном производстве [16]. В соответствии с частью 7 статьи 223 УПК Украины участие не менее двух незаинтересованных лиц (понятых) требуется при проведении таких следственных действий, как предъявление лица, трупа или вещи для опознания, осмотр трупа, в том числе связанный с эксгумацией, следственный эксперимент, освидетельствование лица. Понятые могут быть приглашены для участия в других процессуальных действиях, если следователь, прокурор, будет считать это целесообразным. Обыск или осмотр жилья или другого владения лица, обыск лица осуществляются с обязательным участием не менее двух понятых независимо от применения технических средств фиксирования соответствующего следственного (разыскного) действия. Понятыми не могут быть потерпевший, родственники подозреваемого, обвиняемого и потерпевшего, работники правоохранительных органов, а также лица, заинтересованные в результатах уголовного производства [16].
Таким образом, следующей формой участия представителей общественности в осуществлении
Московец В.И. Участие общественности в осуществлении таможенного дела в Украине
Московец В.И. Участие общественности в осуществлении таможенного дела в Украине
таможенного дела является участие представителей общественности в качестве понятых в проведении следственных (разыскных) действий, которые могут проводиться работниками оперативных подразделений Государственной таможенной службы Украины. Данная форма участия представителей общественности в осуществлении таможенного дела предусматривает такие процедуры, как привлечение понятых, составление соответствующих процессуальных документов и подписание их понятыми.
Представители общественности могут принимать участие в осуществлении таможенного дела путем подачи обращений к таможенным органам в форме заявлений, жалоб и предложений. М.П. Ме-няйло отмечает, что реализация права гражданина на обращение является важным инструментом построения демократического общества [17, с. 45]. В.А. Завгородний констатирует, что обращения общественных организаций, которые ставят целью предотвращение и противодействие коррупции, достаточно часто могут служить основанием для начала досудебного расследования [18, с. 203]. Как предусмотрено частью 1 статьи 3 закона Украины «Об обращении граждан» от 2 октября 1996 года, под обращениями граждан следует понимать изложенные в письменной или устной форме предложения (замечания), заявления (ходатайства) и жалобы [19].
Порядок рассмотрения обращений граждан в Государственной таможенной службе Украины регулируется приказом ГТС Украины «Об утверждении Порядка рассмотрения обращений и личного приема граждан в Государственной таможенной службе Украины, других таможенных органах, специализированных таможенных учреждениях и организациях» от 6 октября 2009 года № 935/16951 (далее — Порядок). В соответствии с пунктом 4.1 Порядка письменные обращения граждан, адресованные руководителю таможенного органа, подлежат обязательному рассмотрению руководителем таможенного органа или заместителями руководителя [20].
Следовательно, следующей формой участия общественности в осуществлении таможенного дела является представление гражданами обращений к таможенным органам, которые могут иметь форму заявлений, жалоб и предложений. В пределах этой формы возможны такие процедуры, как прием и регистрация обращения, его рассмотрение и сообщение заявителю о результате его рассмотрения.
Подводя итоги, можем определить такие формы участия общественности в осуществлении таможенного дела, как осуществление общественного контроля в сфере таможенной деятельности, участие представителей общественности в качестве понятых в следственных (разыскных) действиях, которые проводятся работниками оперативных подразделений таможенных органов, подача и рассмотрение обращений граждан к таможенным органам.
В пределах осуществления общественного контроля над деятельностью таможенных органов
возможны такие процедуры, как проведение заседаний общественного совета, обсуждение проектов нормативных правовых актов, предоставление аналитической информации и консультативной помощи Гостаможслужбе Украины. Участие понятых в осуществлении таможенного дела предусматривает такие процедуры, как привлечение понятых, составление соответствующих процессуальных документов и подписание их понятыми. Направление обращений граждан к таможенным органам может включать такие процедуры, как личный прием граждан, прием и регистрация обращения, его рассмотрение и сообщение заявителю о результате его рассмотрения.
Примечания
1. Настюк В.Я. Особливості правового статусу органів митної служби в Україні // Biсник Академії правових наук України. 2GG1. № 4 (27).
2. Карпенко Г.Л. Спеціальні знання в митній справі // Проблеми вдосконалення професійної підготовки фахівців з митної справи: матеріали Bсeукр. наук.-практ. конф., (Дніпропетровськ, ЇВ травня 2GG6). Дніпропетровськ, 2GG6.
3. Mитний кодекс України: закон України від 13 березня 2G12 р. // Biдомостi Beрховної Ради України. 2G12. № 44—45, ст. 552.
4. Кунєв Ю.Д. Поняття, зміст та основні шляхи удосконалення управління в митній службі // Mитна справа. 2GG6. № 4.
5. Дорофеева Л.М. Організація розслідування злочинів в митних органах // Biсник Прокуратури. 2GG3. № 11.
6. Комзюк В.Т. Про статус митних органів // Актуальні проблеми державотворення в умовах адміністративної реформи: матеріали Bсeукраїнської науково-практичної конференції (Запоріжжя, 11—12 квітня 2GG3 р.). Запоріжжя, 2GG3.
7. Шеремета П.М. Правове регулювання забезпечення митних установ // Економіка, фінанси, право. 1999. № 5.
В. Приймаченко Д.В. Щодо законодавчого закріплення мети та завдань адміністративної діяльності митних органів України // Biсник Академії митної служби України. 2GG7. № 1.
9. Корнева Т.В. Правове регулювання митного контролю в Україні // Mитна справа. 2GG2. № 5.
1G. Тропіна О.М. Контроль за переміщенням об’єктів інтелектуальної власності через митний кордон України // Юридичний вісник. 2GG2. № 2.
11. Педешко A.I. Деякі особливості застосування стягнень за порушення митних правил // Biсник Університету внутрішніх справ. 1999. Bип. 9.
12. Про демократичний цивільний контроль над Bоєн-ною організацією та правоохоронними органами держави: закон України від 19 червня 2GG3 р. // Biдомостi Beрховної Ради України. 2GG3. № 4б, ст. Збб.
13. Тараненко О.М. Порядок оскарження рішень по справах про порушення митних правил // Mитна справа. 2GG2. № 4.
14. Ъипове положення про громадську раду при міністерстві, іншому центральному органі виконавчої влади, Раді міністрів Автономної Республіки Крим, обласній, Київській та Севастопольській міській, районній, районній у
мм. Києві та Севастополі державній адміністрації: постанова Кабінету Міністрів України від 3 листопада 2010 р. № 996. URL: http://www.customs.gov.ua
15. Положення про Громадську раду при Державній митній службі України, затвердженому наказом Державної митної служби України від 27 жовтня 2006 р. № 946. URL: http://www.customs.gov.ua
16. Кримінально-процесуальний кодекс України: закон України від 13 квітня 2012 р. // Урядовий кур’єр. 2012. № 100.
17. Міняйло М.П. Адміністративно-юрисдикційне провадження по скаргах // Наука правоохоронна. 2011. № 1.
18. Завгородній В.А. Правове регулювання діяльності міліції та громадськості у протидії корупції // Науковий вісник Дніпропетровського державного університету внутрішніх справ: збірник наукових праць. 2007. № 1 (32).
19. Про звернення громадян: закон України від 2 жовтня 1996 р. № 393/96-ВР // Відомості Верховної Ради України. 1996. № 47, ст. 256.
20. Про затвердження Порядку розгляду звернень та особистого прийому громадян у Державній митній службі України, інших митних органах, спеціалізованих митних установах і організаціях: наказ Державної митної служби України від 6 жовтня 2009 р. № 935/16951 // Офіційний вісник України. 2009. № 79, ст. 2700.
Notes
1. Nastyuk V.Y. The features of legal status of custom service of Ukraine // Herald of the Academy of legal sciences of Ukraine. 2001. № 4 (27).
2. Karpenko G.L. Expertises in custom service // Issues of improvement of professional education of specialists in custom service activity: materials of All-Ukrainian scientific and practical conference (Dnepropetrovsk, May 18, 2006). Dnepropetrovsk, 2006.
3. Customs Code of Ukraine: law of Ukraine dated March 13, 2012 // Bulletin of Verhovna Rada of Ukraine. 2012. № 44—45, art. 552.
4. Kunev Y.D. Conception, content and main ways of improvement of administration in custom service activity // Custom activity. 2006. № 4.
5. Dorofeeva L.M. Arrangement of investigation of crimes in Custom Service departments // Bulletin of Prosecutor office. 2003. № 11.
6. Komzyuk V.T. About status of Custom Service // Issues of state development while administrative reform: materials of All-Ukrainian scientific and practical conference (Zaporizhia, April 11—12, 2003). Zaporizhia, 2003.
7. Sheremeta P.M. Legal regulation of custom service agencies guaranteeing // Economy, finance, law. 1999. № 5.
8. Pryimachenko D.V. About legislative assignment of the aim and tasks of administrative activity of custom service of Ukraine // Bulletin of the Academy of custom service of Ukraine. 2007. № 1.
9. Korneva T.V. Legal regulation of customs control in Ukraine // Customs activity. 2002. № 5.
10. Tropina O.M. Control of movement of immaterial goods through customs border of Ukraine // Judicial bulletin. 2002. № 2.
11. Pedeshko A.I. Some features of inflicting of penalties because, of breaking of customs rules // Bulletin of the University of internal affairs. 1999. Addition 9.
12. About democratic and civil control of army organization and law enforcement activity of the state: law of Ukraine dated June 19, 2003 // Bulletin of Verhovna Rada of Ukarine. 2003. № 46, art. 366.
13. Taranenko O.M. The order of appeal of a decisions about cases concerning breaking of customs rules // Customs activity. 2002. № 4.
14. Boilerplate clause about civil council by the ministry, other central executive agency, Council of Ministers of Autonomous Republic Krimea, regional, Kyiv and Sevastopol city, district, district in Kyiv, Sevastopol state administration: decision of the Cabinet of Ministers of Ukraine dated November 3, 2010 № 996. URL: http://www.customs.gov.ua
15. Case about Civil council by the State custom service of Ukraine, approved by the order of the State custom service of Ukraine dated October 27, 2006 № 946. URL: http://www. customs.gov.ua
16. Criminal and procedural code of Ukraine: law of Ukraine dated April, 13, 2012 // Government’s courier. 2012. № 100.
17. Minyuailo M.P. Administrative and jurisdictional conduction in complaints // Law enforcement science. 2011. № 1.
18. Zavgorodniy V.A. Legal regulation of activity of police and community in struggling against corruption // Scientific bulletin of Dnipropetrovsk state university of internal affairs: collection of scientific materials. 2007. № 1 (32).
19. About appeals of citizens: law of Ukraine dated November 2, 1996 № 393/96-VR // Bulletin of Verhovna Rada of Ukraine. 1996. № 47, art. 256.
20. About confirmation of the Order of consideration of appeals and personal reception of citizens in State custom service of Ukraine, other customs departments, special customs agencies and organizations: order of the State custom service of Ukraine dated November 6, 2009 № 935/16951 // Official bulletin of Ukraine. 2009. № 79, art. 2700.
Московец В.И. Участие общественности в осуществлении таможенного дела в Украине