Перспективы развития страхования сельскохозяйственных рисков в России
В.С. Левин, д.э.н., профессор, О.В. Матушкина, соискатель, Оренбургский ГАУ
Популяризация страхования сельского хозяйства — один из самых сложных, но необходимых элементов перехода к стабильной экономике в сельскохозяйственном производстве.
Актуальность данной проблематики приобретает особую важность, поскольку одним из аспектов участия в сфере международных отношений является ожидаемое вступление России в ВТО. Существующая финансовая поддержка сельскохозяйственной отрасли в значительной степени представлена льготным кредитованием и субсидированием части премий в области страхования урожая, что недостаточно защищает от потерь отечественных сельхозтоваропроизводителей при снятии торговых барьеров.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», продовольственная безопасность России выступает одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения её государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета — повышения качества жизни российских граждан путём гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения [1].
Роль страхования в обеспечении продовольственной безопасности России сложно переоценить, поскольку это мощный финансовый стабилизатор, позволяющий компенсировать убытки, возникающие вследствие наступления неблагоприятных событий техногенного и природного характера. В полной мере это относится к страхованию сельскохозяйственных рисков.
Одной из наиболее очевидных причин, по которым агрострахование до сих пор не стало эффективным инструментом финансовой защиты в отрасли, на наш взгляд, является недостаточная информированность производителей сельскохозяйственной продукции о его возможностях. Из-за этого на этапе заключения договора страхования зачастую неверно оценивается уровень страхового покрытия. В результате при урегулировании убытков сельхозпроизводитель сталкивается с тем, что страховая сумма неадекватна реальным потерям [2].
Другая причина кроется в устоявшейся практике заключения договоров страхования
во время посевных работ, то есть в период, когда сельхозпроизводитель несёт наибольшие сезонные расходы. Если говорить о страховании с господдержкой, то согласно существующему положению производитель сельхозпродукции покрывает расходы на страхование за свой счёт. Государственную субсидию он получает только через несколько месяцев, причём этот процесс связан с необходимостью предоставления ряда обоснований.
Всё вышеперечисленное делает страхование слишком затратным, а чаще всего и вовсе неподъёмным для большинства аграриев, несмотря на государственную поддержку.
Об эффективности сельскохозяйственного страхования можно будет говорить только тогда, когда оно станет комплексным. Сегодня страховщики готовы предложить сельхозпроизводителям в рамках добровольного страхования комплексные программы, предусматривающие полную страховую защиту имущественных интересов аграрных предприятий. Комплексные страховые программы покрывают большинство рисков, связанных с производственной деятельностью сельхозпредприятий, а также с лизингом и кредитованием.
Потребность в новых видах страхования, разработке правил их проведения продиктована самой деятельностью сельскохозяйственных организаций, а точнее, условиями, в которых она ведётся.
До сих пор нет страхового продукта, позволяющего действительно избавить сельскохозяйственных товаропроизводителей, например, от риска потери прибыли. Ведь страхование сельскохозяйственных культур позволяет компенсировать потери в урожайности, а следовательно, в доходах предприятия только по причине неблагоприятных событий природно-климатического характера.
Поэтому формирование комплексной программы страхования сельскохозяйственных предприятий наиболее актуально и экономически целесообразно с точки зрения полноты, качества и своевременности защиты их имущества и имущественных интересов. Комплексный продукт страхования связывает воедино риски, возникающие в процессе банковского кредитования, материально-технического обеспечения, маркетинговой и производственной деятельности сельскохозяйственных предприятий и максимально управляет ими.
В свою очередь, это снижает совокупные затраты предприятий на страхование и в целом
синхронизирует финансовый механизм регулирования агропромышленного производства.
Подобная конвергенция финансовых институтов, хорошо развитая в западных странах, должна в первую очередь отразиться на повышении эффективности государственной поддержки страхования.
Видов страхования, которые могут оказаться эффективными и полезными для сельскохозяйственной организации, очень много и становится всё больше. Между тем ресурсы любого сельскохозяйственного предприятия ограничены. Разработать эффективную комплексную программу страхования сельскохозяйственных предприятий возможно, с нашей точки зрения, только при совместном участии страховщика и государства. Однако для этого необходимо пройти следующие этапы обеспечения страховой защиты:
— анализ производственной деятельности;
— выявление уязвимых мест;
— определение наиболее вероятных угроз;
— разработка комплексной программы страхования;
— интеграция комплексной программы страхования в существующую на предприятии систему управления сельскохозяйственными рисками;
— подготовка предложений по проведению необходимых предупредительных мероприятий с целью сокращения вероятности наступления страхового случая и уменьшения размера возможного ущерба;
— оперативное сопровождение в процессе реализации комплексной страховой программы.
Такая технология разработки комплексной программы страхования позволит учесть индивидуальные потребности, финансовые возможности и специфику производства и коммерческой деятельности сельскохозяйственного предприятия.
Для становления и развития агрострахования как важнейшего звена в системе продовольственной безопасности России, повышения его доступности для сельхозпроизводителей считаем необходимым объединение усилий всех участников рынка как в части популяризации этого финансового инструмента, так и в части совершенствования законодательства и разработки эффективного механизма реализации мер государственной поддержки [3].
Участники страхового рынка отмечают, что страхование сельхозкультур и животных наиболее важно для стабильного развития АПК. Кроме того, важна защита от бедствий стихийного и техногенного характера: урожая — от недобора и гибели, животных — от падежа и забоя, сельхозтехники — от кражи и повреждения, строений — от пожара, запасов зерна — от залива [4].
Таким образом, требуется не только участие государства в программах страхования. Российское сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой должно быть чётко организованной системой, в которой взаимодействуют страховые организации, общества взаимного страхования и кредитования, региональные консультационные центры, кредитные организации, агрохолдинги, сельхозтоваропроизводители, органы государственной власти.
Литература
1. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120 // Российская газета. Федеральный выпуск. 2010. № 5100. С. 2.
2. Богомазова О.И. Сельскохозяйственное страхование в системе управлении рисками // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 313. С. 148—152.
3. Мадаева Р.Л. Теоретические аспекты сельскохозяйственного страхования // Страховое дело. 2007. № 10. С. 35—37.
4. Крылатых Э.Н. Проблема экономических рисков в агропромышленном комплексе // Журнал аграрной экономики и маркетинга. 2002. № 1. С. 15-18.