Научная статья на тему 'Перспективы развития страхования сельскохозяйственных рисков в России'

Перспективы развития страхования сельскохозяйственных рисков в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
263
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОСТРАХОВАНИЕ / РИСК / СТРАХОВАНИЕ ПОСЕВОВ / СТРАХОВОЙ РЫНОК / INSURANCE IN AGRICULTURE / RISKS / SOWINGS INSURANCE / INSURANCE MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левин Владимир Сергеевич, Матушкина Ольга Владимировна

В статье рассматриваются основные проблемы агрострахования с государственной поддержкой России. Проводится анализ причин низкой эффективности данного вида страхования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT PROSPECTS OF FARMING RISKS INSURANCE IN RUSSIA

The major problems of agro-insurance based on state support in Russia are considered in the article. The reasons of low effectiveness of this kind of insurance are analyzed.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития страхования сельскохозяйственных рисков в России»

Перспективы развития страхования сельскохозяйственных рисков в России

В.С. Левин, д.э.н., профессор, О.В. Матушкина, соискатель, Оренбургский ГАУ

Популяризация страхования сельского хозяйства — один из самых сложных, но необходимых элементов перехода к стабильной экономике в сельскохозяйственном производстве.

Актуальность данной проблематики приобретает особую важность, поскольку одним из аспектов участия в сфере международных отношений является ожидаемое вступление России в ВТО. Существующая финансовая поддержка сельскохозяйственной отрасли в значительной степени представлена льготным кредитованием и субсидированием части премий в области страхования урожая, что недостаточно защищает от потерь отечественных сельхозтоваропроизводителей при снятии торговых барьеров.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», продовольственная безопасность России выступает одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения её государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета — повышения качества жизни российских граждан путём гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения [1].

Роль страхования в обеспечении продовольственной безопасности России сложно переоценить, поскольку это мощный финансовый стабилизатор, позволяющий компенсировать убытки, возникающие вследствие наступления неблагоприятных событий техногенного и природного характера. В полной мере это относится к страхованию сельскохозяйственных рисков.

Одной из наиболее очевидных причин, по которым агрострахование до сих пор не стало эффективным инструментом финансовой защиты в отрасли, на наш взгляд, является недостаточная информированность производителей сельскохозяйственной продукции о его возможностях. Из-за этого на этапе заключения договора страхования зачастую неверно оценивается уровень страхового покрытия. В результате при урегулировании убытков сельхозпроизводитель сталкивается с тем, что страховая сумма неадекватна реальным потерям [2].

Другая причина кроется в устоявшейся практике заключения договоров страхования

во время посевных работ, то есть в период, когда сельхозпроизводитель несёт наибольшие сезонные расходы. Если говорить о страховании с господдержкой, то согласно существующему положению производитель сельхозпродукции покрывает расходы на страхование за свой счёт. Государственную субсидию он получает только через несколько месяцев, причём этот процесс связан с необходимостью предоставления ряда обоснований.

Всё вышеперечисленное делает страхование слишком затратным, а чаще всего и вовсе неподъёмным для большинства аграриев, несмотря на государственную поддержку.

Об эффективности сельскохозяйственного страхования можно будет говорить только тогда, когда оно станет комплексным. Сегодня страховщики готовы предложить сельхозпроизводителям в рамках добровольного страхования комплексные программы, предусматривающие полную страховую защиту имущественных интересов аграрных предприятий. Комплексные страховые программы покрывают большинство рисков, связанных с производственной деятельностью сельхозпредприятий, а также с лизингом и кредитованием.

Потребность в новых видах страхования, разработке правил их проведения продиктована самой деятельностью сельскохозяйственных организаций, а точнее, условиями, в которых она ведётся.

До сих пор нет страхового продукта, позволяющего действительно избавить сельскохозяйственных товаропроизводителей, например, от риска потери прибыли. Ведь страхование сельскохозяйственных культур позволяет компенсировать потери в урожайности, а следовательно, в доходах предприятия только по причине неблагоприятных событий природно-климатического характера.

Поэтому формирование комплексной программы страхования сельскохозяйственных предприятий наиболее актуально и экономически целесообразно с точки зрения полноты, качества и своевременности защиты их имущества и имущественных интересов. Комплексный продукт страхования связывает воедино риски, возникающие в процессе банковского кредитования, материально-технического обеспечения, маркетинговой и производственной деятельности сельскохозяйственных предприятий и максимально управляет ими.

В свою очередь, это снижает совокупные затраты предприятий на страхование и в целом

синхронизирует финансовый механизм регулирования агропромышленного производства.

Подобная конвергенция финансовых институтов, хорошо развитая в западных странах, должна в первую очередь отразиться на повышении эффективности государственной поддержки страхования.

Видов страхования, которые могут оказаться эффективными и полезными для сельскохозяйственной организации, очень много и становится всё больше. Между тем ресурсы любого сельскохозяйственного предприятия ограничены. Разработать эффективную комплексную программу страхования сельскохозяйственных предприятий возможно, с нашей точки зрения, только при совместном участии страховщика и государства. Однако для этого необходимо пройти следующие этапы обеспечения страховой защиты:

— анализ производственной деятельности;

— выявление уязвимых мест;

— определение наиболее вероятных угроз;

— разработка комплексной программы страхования;

— интеграция комплексной программы страхования в существующую на предприятии систему управления сельскохозяйственными рисками;

— подготовка предложений по проведению необходимых предупредительных мероприятий с целью сокращения вероятности наступления страхового случая и уменьшения размера возможного ущерба;

— оперативное сопровождение в процессе реализации комплексной страховой программы.

Такая технология разработки комплексной программы страхования позволит учесть индивидуальные потребности, финансовые возможности и специфику производства и коммерческой деятельности сельскохозяйственного предприятия.

Для становления и развития агрострахования как важнейшего звена в системе продовольственной безопасности России, повышения его доступности для сельхозпроизводителей считаем необходимым объединение усилий всех участников рынка как в части популяризации этого финансового инструмента, так и в части совершенствования законодательства и разработки эффективного механизма реализации мер государственной поддержки [3].

Участники страхового рынка отмечают, что страхование сельхозкультур и животных наиболее важно для стабильного развития АПК. Кроме того, важна защита от бедствий стихийного и техногенного характера: урожая — от недобора и гибели, животных — от падежа и забоя, сельхозтехники — от кражи и повреждения, строений — от пожара, запасов зерна — от залива [4].

Таким образом, требуется не только участие государства в программах страхования. Российское сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой должно быть чётко организованной системой, в которой взаимодействуют страховые организации, общества взаимного страхования и кредитования, региональные консультационные центры, кредитные организации, агрохолдинги, сельхозтоваропроизводители, органы государственной власти.

Литература

1. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120 // Российская газета. Федеральный выпуск. 2010. № 5100. С. 2.

2. Богомазова О.И. Сельскохозяйственное страхование в системе управлении рисками // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 313. С. 148—152.

3. Мадаева Р.Л. Теоретические аспекты сельскохозяйственного страхования // Страховое дело. 2007. № 10. С. 35—37.

4. Крылатых Э.Н. Проблема экономических рисков в агропромышленном комплексе // Журнал аграрной экономики и маркетинга. 2002. № 1. С. 15-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.