Научная статья на тему 'Перспективы развития спортивного туризма в историческом аспекте'

Перспективы развития спортивного туризма в историческом аспекте Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2735
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ТУРИЗМА / КАТЕГОРИЯ СЛОЖНОСТИ МАРШРУТА / ФЕДЕРАЦИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА И ТУРИСТСКО-СПОРТИВНЫЙ СОЮЗ УКРАИНЫ / іСТОРіЯ ТУРИЗМУ / КАТЕГОРіЯ СКЛАДНОСТі МАРШРУТУ. ФЕДЕРАЦіЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМУ і ТУРИСТСЬКО-СПОРТИВНА СПіЛКА УКРАїНИ / HISTORY OF TOURISM / CATEGORY OF COMPLICATION OF ROUTE / FEDERATION OF SPORTING TOURISM AND TOURIST-SPORTING UNION OF UKRAINE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абрамов В. В.

В статье рассматривается проблема консолидации представителей спортивного туризма разных общественных формирований для решения проблемы восстановления той широкой социальной значимости спортивного туризма для государства, которую она имела до 1991 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of development of sporting tourism in a history aspect

The problem of consolidation of representatives of sporting tourism of different public formings for the decision of problem of renewal of that wide social meaningfulness of sporting tourism for the state, which she had to 1991, is examined in the article.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития спортивного туризма в историческом аспекте»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

Абрамов В.В.

Харьковская национальная академия городского хозяйства

Аннотация. В статье рассматривается проблема консолидации представителей спортивного туризма разных общественных формирований для решения проблемы восстановления той широкой социальной значимости спортивного туризма для государства, которую она имела до 1991 года.

Ключевые слова: история туризма, категория сложности маршрута, Федерация спортивного туризма и Туристско-спортивный союз Украины.

Анотація. Абрамов В.В. Перспективи розвитку спортивного туризму в історичному аспекті. В статті розглядаються проблеми консолідації представників спортивного туризму різних суспільних формувань для вирішення проблеми відновлення тієї широкої соціальної значимості спортивного туризму для країни, яку вона мала до 1991 року.

Ключові слова: історія туризму, категорія складності маршруту. Федерація спортивного туризму і Туристсько-спортивна спілка України.

Annotation. Abramov V.V. Prospects of development of sporting tourism in a history aspect. The problem of consolidation of representatives of sporting tourism of different public formings for the decision of problem of renewal of that wide social meaningfulness of sporting tourism for the state, which she had to 1991, is examined in the article.

Keywords: history of tourism, category of complication of route, Federation of sporting tourism and tourist-sporting union of Ukraine.

Введение.

Умение автономно выживать в экстремальных условиях - качество, которое свойственно опытным туристам-спортсменам. Однако, для его выработки необходима теоретическая и практическая подготовка. Давайте проанализируем, как в различные исторические периоды решались проблемы, связанные с организацией трудных и увлекательных путешествий, и какие сложности нужно преодолевать в настоящее время, чтобы спортивный туризм стал поистине массовым социальным явлением.

Развитие массового туризма в мире, и в частности в Европе, связано с зарождением горного движения. Могучим толчком к началу развития спортивного туризма и альпинизма стала популяризация в определенных слоях общества горных путешествий после успешного первовосхождения 8 августа 1786 г. в 18 час. 23 мин. на высочайшую вершину Западной Европы г.Монблан (4807 м) 20-летнего врача из г.Ша-мони Мишеля-Г абриэля Поккара и 24-летнего проводника Жана Бальма. Успешная научная экспедиция на эту вершину 3 августа 1787 г. во главе с Огюстом Бенедиктом де Соссюром (1740-1799 гг.) показала возможности человека в освоении ранее казалось бы не доступных горных районов. Эти восхождения вызвали среди европейцев живейший интерес к активному отдыху в горах, и, начиная с 1857 г., в Англии, Швейцарии, Австрии, Италии, Германии, Франции стали создаваться общественные доб-

ровольные объединения по спортивным интересам в виде альпийских и альпинистских клубов [1].

Увлечение горами не обошло и Российскую империю. В 1878 г. в г.Тифлисе (Тбилиси) при Кавказском отделении Русского географического общества было создано «Общество любителей естествознания и альпийского кавказского клуба». 25 января 1890 г. в г.Одессе создается Крымский горный клуб, а в г.Мос-кве в 1901 г. - Русское горное общество. Надо отметить, что в России в 80-х годах Х1Х столетия появилось также еще одно новое увлечение для проведения свободного времени - путешествия на велосипедах. И, хотя это носило не столь массовый характер, как горные походы, все же надо отдать должное, что это движение тоже способствовало развитию спортивного туризма. 4 марта 1895 г. любители странствий на велосипедах основали в Санкт-Петербурге «Общество ве-лосипедистов-туристов» (Русский туринг-клуб), которое в 1901 г. было преобразовано в Российское общество туристов (РОТ). Как и любители горных путешествий, члены РОТ представляли в то время главным образом имущественный класс.

Работа выполнена по плану НИР Харьковской национальной академии городского хозяйства.

Формулирование целей работы.

Целью данной работы было исследование проблемы консолидации представителей спортивного туризма разных общественных формирований для решения проблемы восстановления той широкой социальной значимости спортивного туризма для государства.

Результаты исследования.

В советский период РОТ возродило свою деятельность в период НЭПа как единственная туристская организация, причем общество это в то время состояло в основном из интеллигенции. К 1927 г. в его рядах насчитывалось 500 человек. Осознавая огромную значимость в физическом и духовном развитии молодежи занятий активным туризмом, газета «Комсомольская правда» 06.01.1927 г. развернула на своих страницах кампанию по вовлечению в РОТ молодежи, в результате чего к 1928 г. эта организация насчитывала почти 170 тыс. членов. В 1929 г. РОТ реорганизовался в Общество пролетарского туризма РСФСР (ОПТ), а в последствии, соединившись с акционерным обществом «Советский турист», 8 марта 1930 г. во Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Именно с созданием ОПТ и ОПТЭ туризм становится массовым спортивным движением, предусматривающим не только физическое и познавательное (с краеведческим уклоном) развитие личности, но и преследующим цели военно-прикладного воспитания. Одновременно ОПТЭ уделяло большое внимание экскурсионной работе, развитию туристских баз и плановых маршрутов.

Интересен и тот факт, что в период работы ОПТ и ОПТЭ, т.е. с 1928 г. по 1936 г., горный туризм и альпинизм рассматривались как одно целое. По всей вероятности, это было связано с тем, что во главе

общественного движения стоял один из виднейших революционеров-профессионалов, министр юстиции СССР, альпинист-исследователь, удостоенный звания «Заслуженный мастер альпинизма» Николай Васильевич Крыленко (1885-1938 гг.). Он был организатором нескольких экспедиций на Памир в 1928-1934 гг. Одновременно он возглавлял Федерацию шахмат СССР - это благодаря его усилиям Советский Союз стал одной из ведущих шахматных держав мира.

В Украине в это время активную деятельность по развитию спортивного туризма и альпинизма вел талантливый организатор Михаил Тимофеевич Погребецкий (1892-1956 гг.), живший в то время в г.Харькове. Первая столица Советской Украины становится кузницей высококвалифицированных кадров горного туризма и альпинизма не только в Украине, но и во всем СССР. Благодаря М. Т. Погребецкому из Харькова с 1927 г. по 1933 г. было направлено на Тянь-Шань 7 украинских научно-исследовательских экспедиций. Будучи на Тянь-Шане, 11 сентября 1931 г. М. Т. Погребецкий первым взошел на вершину Хан-Тенгри (6995 м). Он также является первооткрывателем пика Победы (7439 м) - второй по высоте вершины в СССР.

17 апреля 1936 г. ЦИК СССР, учитывая необходимость дальнейшего организационно-кадрового и материального укрепления советского туристского движения, прерывает деятельность ОПТЭ, разделяя единую организационную структуру на две части: туристско-экскурсионное дело передается ВЦСПС (профсоюзам) - создается туристско-экскурсионное управление (ТЭУ), а спортивный туризм (или как его тогда стали называть - самодеятельный) - Всесоюзному совету по физической культуре (в последствии преобразованном во Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта). Комитет, в свою очередь, отделил туризм от альпинизма.

1 апреля 1949 г. туризм был включен в Единую Всесоюзную спортивную классификацию, тем самым получив право на присвоение туристам звания “Мастер спорта СССР”. Надо отметить, что за период с 1950 г. по 1991 г. это звание было присвоено 59 харьковчанам по разным видам туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, автомобильный. По количеству Мастеров спорта по туризму в Украине с Харьковом может поспорить только Киев. С 1991 г. еще 5 харьковчанам было присвоено звание “Мастер спорта Украины” за походы и 7 - по технике туризма.

После создания 20 июля 1963 г. Центрального Совета по туризму ВЦСПС в стране стали создаваться секции туризма и клубы туристов при КФК и СК, а при советах по туризму - туристские клубы. 25 ноября 1965 г. был создан Харьковский городской туристский клуб, объединивший туристов разных возрастов и социального положения. Первым председателем правления гортурклуба был «Мастер спорта СССР» по альпинизму, «Мастер туризма СССР» и «Мастер спорта СССР» по туризму, «Мастер спорта международного класса», обладатель

звания «Снежный барс» и почетного знака «Первовосходитель» Юрий Иванович Григоренко-Пригода (1934-2002 гг.).

Харьковчане всегда отличались творческими новациями в туристском движении. В 1969г. усилиями энтузиаста Н.П.Ливинского и его соратников при Харьковском турклубе была создана секция велосипедного туризма, опередившая киевлян на 10 лет. Поэтому неудивительно, что республиканская вело-туристская организация с 1975 г. по 1980 г. базировалась в Харькове - родине первых мастеров спорта по велотуризму [2].

Неоднократные чемпионы и призеры СССР и Украины по сложнейшим походам, основатели общественной оперативно-спасательной службы и контрольно-спасательных отрядов, пионеры в проведении конференций по проблемам спортивного туризма и проведении публичных защит походов -вот неполный перечень спортивных и творческих достижений, как в практической, так и в теоретической туристской деятельности. 80-е годы были самыми плодотворными для харьковской школы спортивного туризма, когда в течение года на маршруты от Таймыра до Памира и от Карпат до Курил выходило свыше 500 групп общей численностью участников до 5600 человек. Во всех ВУЗах города, на всех больших предприятиях, во многих НИИ и даже в ПТУ были созданы секции и клубы туристов; при областном дворце и всех районных домах пионеров и школьников работали секции туризма, а областная станция юных туристов стала общепризнанным ведущим научно-методическим центром детского туризма.

Это была государственная политика: максимально решать проблемы свободного времени, используя формы политико-воспитательной, военно-патриотической и спортивно-оздоровительной работы. На это государство выделяло денежные средства через профсоюзы и спорткомитеты. В частности, Областной совет профсоюзов выделял Харьковскому областному совету по туризму и экскурсиям на развитие самодеятельного (спортивного) туризма до 40 тыс. руб. в год. Спортивные походы, которые шли в зачет на присвоение звания “Мастер спорта”, финансировались областными ДСО профсоюзов, не говоря уже об участии в соревнованиях и чемпионатах страны. В развитии спортивного туризма были заинтересованы также чиновники из Министерства обороны, так как этот вид спорта всегда считался одной из форм подготовки молодежи допризывного возраста - развитие силы, выносливости, умение ориентироваться на местности и других важных качеств, необходимых для военной службы.

С 1976 г. главным общественным органом, ответственным за развитие спортивного туризма в стране, стала Всесоюзная федерация спортивного туризма при Центральном совете по туризму и экскурсиям ВЦСПС. Харьковскую областную федерацию спортивного туризма с 1976 г. по настоящее время возглавляет один из опытнейших туристов

Украины Александр Яковлевич Булашев.

Советская система самодеятельного (спортивного) туризма, существовала за счет материальной базы турклуба, который организационно подчинялся областному (городскому) совету по туризму и экскурсиям, а также за счет энтузиазма членов федерации спортивного туризма - общественного органа управления такого социального явления, как самодеятельный туризм. Но в современных условиях эта система не могла существовать в таком виде, как была до 1991 г. Учитывая перестроечные веяния и приспосабливая общественные спортивные организации к новым условиям хозяйствования, Центральный совет по туризму и экскурсиям принял решение о создании на местах туристско-спортивных союзов (ТСС) с последую -щим объединением их в республиканские ТСС, а затем и созданием ТСС СССР. Структура местных ТСС была очень проста: Федерация туризма являлась организационным стержнем, а клубы - материальной базой и местом дислокации. 18 ноября 1990 г. на учредительной конференции был создан Харьковский областной туристско-спортивный союз (ХОТСС), председателем которого был избран А.Я.Булашев. 20 мая 1991 г. ХОТСС был зарегистрирован в Обладминистрации под №9 3 как областная общественная организация.

Распад Советского Союза поставил перед туристской общественностью вопрос о сохранении единого туристского пространства. 7 июня 1992 г. был создан Международный ТСС. 12 декабря 1992 г. на 2ом конгрессе МТСС впервые в мировой туристской практике была принята Международная хартия спортивного туризма, и в этот же день ХОТСС становиться ассоциативным членом МТСС (Свидетельство № 22), а 16 января 1993 г. - действительным членом ТСС Украины (Свидетельство № 4).

В 1992 г. член ХОТСС подполковник украинской армии И. Д. Смиливец принял участие в международной парашютно-лыжной экспедиции на Северный полюс, в которой он был единственным представителем Украины. Во время участия его в русско-украинской экспедиции “Полярная дуга” 18 апреля 1993 г. в 23.30 по киевскому времени на Северном полюсе им впервые был установлен государственный флаг Украины.

В сложных социально-экономических условиях, когда государство практически отказалось поддерживать туристско-спортивное движение, количество массовых туристских мероприятий резко сократилось. Однако, с помощью областного и городского спорткомитетов ХОТСС регулярно проводит областные слеты туристов (в 2005 г. с международным участием), первенства ВУЗов по туризму, соревнования по технике горного туризма в закрытых помещениях, а также соревнования по видам туризма. Представители ТСС неоднократно участвовали в республиканских туристских салонах, а также в международных научно-практических конференциях, посвященных проблемам развития спортивно-

оздоровительного туризма. О деятельности ХОТСС можно также узнать из книги “Годы и тропы”, которая вышла в свет в 2000 г. и посвящена 50-летию харьковского туризма. Экземпляры этой уникальной книги сейчас находятся практически во всех бывших республиках Советского Союза и даже в Америке, Германии, Израиле, Польше, Австралии и других странах.

Необходимо также сказать о большом педагогическом вкладе ХОТСС в развитие спортивного туризма в Украине. Так например, председатель ХОФСТ и ХОТСС, профессор ХГАФК А. Я. Булашев с 1999 г. написал и издал несколько учебников, учебных пособий, учебников и справочников для ВУЗов по спортивному туризму, а также Краткую энциклопедию ТТТ (техническое творчество туристов). В 2005 г. вышла книга “История туризма”, авторами которой являются ответственный секретарь ХОФСТ и ХОТСС, председатель ревизионной комиссии ТСС Украины В.В. Абрамов и его коллега по педагогической работе М. В. Тонкошкур.

К сожалению в конце ХХ и начале ХХ1 века количество походов среди населения Украины вообще и харьковчан в частности резко сократилось. Так, за весь 2000 г. харьковчанами было совершено только 60 похода (453 человека). И хотя в 2006 г. число походов возросло до 149 (1274 человека), все же хотелось бы отметить причины столь резкого сокращения, а именно: сложности, связанные с туристскими формальностями (паспортно-визовыми, таможенными и т.п.), дороговизна проезда и снаряжения. Например, если раньше 2-местная байдарка “ Салют” стоила 125 руб., а 3-х местная - 155 руб., что было доступно для представителей любых сословий, то сейчас стоимость байдарки достигла $ 500 США, и это уже не по карману подавляющему большинству жителей Украины. Кроме того, многие популярные горные регионы находятся за пределами Украины и в настоящее время являются небезопасными (Кавказ, Закавказье, Памир, Тянь-шань).

Если рассматривать развитие туризма в Украине в целом, то настораживает тенденция искусственного завышения технических сложностей турмар-шрутов в пределах Украины [3]. Договорились до того, что в Крыму возможно совершать лыжные и горные походы 2-ой категории сложности, не говоря уже о надуманных в этом регионе горных перевалах с категорией трудности 2 А. Кроме недостатка технического опыта, это может в последствие привести к завышенной самооценке спортсменов и повысить риск аварийных ситуаций при прохождении спортивных маршрутов, например, в кавказском регионе. Проблематично и предложение ФСТУ о принятии к зачету по частям походов 5-ой категории сложности (т. е. защитывать каждый год отчет по определенному участку, а сам маршрут защитывать сумме за несколько лет).

Необходимо также отметить, что новая Федерация спортивного туризма Украины, созданная 22 сентября 2000 г., работающая под патронажем

партии Собор, присвоила себе право назначать председателей федераций на местах или рекомендовать своим “осередкам” снять неугодного руководству председателя нижестоящей федерации. Но и этого оказалось мало, и “партийная” федерация присваивает себе право распускать нижестоящую федерацию, если она будет ослушиваться указаний “сверху” [4]. Харьковчане всегда отличались толерантностью, свободолюбием и принципиальностью, и право ходить в походы они всегда ставили выше партийно-бюрократического снобизма, который тормозит развитие спортивного туризма в демократическом обществе.

Что же может изменить состояние современного туризма к лучшему? В первую очередь необходима государственная многовекторная заинтересованность в развитии спортивного туризма -прежде всего детского, юношеского и студенческого - которая должна будет проявляться не на словах и лозунгах, а на деле. Туризм должен быть не партийным, а государственным, и средства на его развитие должно выделять государство, если конечно оно думает о физическом и душевном здоровье будущих поколений.

Необходима конкретная помощь на государственном уровне в работе контрольно-спасательной службы Украины. При этом не стоит противопоставлять ее МЧС - у каждого свои задачи. Сотрудничество с такими организациями должно вестись на равных и взаимовыгодных условиях. От этого выиграло бы только туристское спортивное движение Украины.

Выводы.

Таким образом, необходима государственная многовекторная заинтересованность в развитии спортивного туризма - прежде всего детского, юношеского и студенческого. Государство должно выделять средства на его развитие.

Федерация спортивного туризма Украины должна в своей работе с организациями, которым не приемлема командно-административная суть ее устава, руководствоваться принципами консенсуса в полном объеме, использовать договорную систему в совместной работе по развитию спортивного туризма.

Перспективой последующих исследований видим в изучении других проблем условий организации спортивного туризма в Украине.

Литература

1. Абрамов В.В., Тонкошкур М.В. История туризма: Учебное пособие.- Харьков: ХНАГХ, 2005.- 312 с.: ил.

2. Годы и тропы: К пятидесятилетию харьковского спортивного туризма.- Харьков: Кн. Рекламное аген-ство «РА», 2000.- 332 с.: ил.- (Сер. «Харьковский туризм»).- На русск. и укр. языках.

3. Спортивний туризм. Інформаційно-методичний збірник № 2 (туристські спортивні маршрути), К.: ФСТУ, 2002.- 68 с.

4. Статут Федерації спортивного туризму України (в новій редакції від 12 березня 2005 р.).- 23 с.

5. Штюрмер Ю. А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 144 с.

Поступила в редакцию 22.05.2007г.

ПРОБЛЕМЫ СПОРТИВНООЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В УКРАИНЕ

Абрамов В.В.

Харьковская национальная академия городского хозяйства

Аннотация. В статье рассматривается проблема искусственного завышения спортивного потенциала туристских регионов Крыма и Карпат, что способствует мнимому росту спортивного мастерства туристов

и, в конечном счете, увеличивает травматизм на туристских спортивных маршрутах не только в Украине, но и на территориях стран-участниц СНГ. Ключевые слова: категории сложности перевалов, безопасность походов, спортивный опыт в туризме. Анотація. Абрамов В.В.Проблеми спортивно-оздоровчого туризму в Україні. В статті розглядаються проблеми штучного збільшення спортивного потенціалу туристських регіонів Криму і Карпат, що сприяє уявному зросту спортивної майстерності туристів і, нарешті, збільшує травматизм на туристських спортивних маршрутах не тільки в Україні, але і на територіях країн-учасниць СНД.

Ключові слова: категорії складності перевалів, безпека походів, спортивний досвід в туризмі. Annotation. Abramov V.V. Problems of sporting-health tourism in Ukraine. The problem of the artificial overstating of sporting potential of tourist regions of Crimea and Carpathians is examined in the article, that is instrumental in imaginary growth of sporting trade of tourists and, in final analysis, multiplies a traumatism on tourist sporting routes not only in Ukraine but also on territories of countries-participants of UIC. Keywords: categories of complication of mountain passes, safety of hikes, sporting experience in tourism.

Введение.

Автором этого олимпийского девиза «Citius, Altius, Fortius» (Быстрее, выше, сильнее) является отец Дидон, член Доминиканского ордена, директор колледжа в Аркьоле (Франция). Талантливый воспитатель, который сумел оценить благородное влияние спорта на молодежь, даже не подозревал, что это динамическое и духовное латинское изречение можно опровергнуть. Оказывается, можно. Новоявленные «вундеркинды» от теории физической культуры и спорта живут не в Греции или во Франции, а в нашей Украине.

Когда-то Валерия Брумеля, неоднократного олимпийского и чемпиона мира по прыжкам в высоту, дотошные журналисты спросили, какая для него была самая дорогая в жизни высота, которую он покорил. Он ответил: норматив Мастера спорта СССР (М.С. СССР), который он повторил после того, когда ему после мотоциклетной катастрофы практически по кусочкам собрали ногу. Мастерский норматив всегда высоко ценился среди спортсменов-любителей всех видов спорта в СССР, и особенно, когда спортсмен после травмы возвращался в большой спорт. Не является исключением и спортивный туризм.

Последний среди других видов спорта имеет свою отличительную особенность - средний возраст 446 туристов, получивших звание «Мастера спорта СССР» за период с 1987 г. по 1990 г. составлял 39,2 лет, минимальный - 24 года, а максимальный - 63 года

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.