■ ■ ■ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА
Автор: СУЛЕЙМАНОВА Ш. С.
СУЛЕЙМАНОВА Шукран Саидовна —
доктор политических наук, профессор, кафедры общественных связей и медиаполитики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ИГСУП РАНХиГС).
Адрес: 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, 84. Тел.: +7 (916) 551-74-79. Е^Н: [email protected]
Аннотация: Автором отмечается, что одним из самых популярных направлений использования глобальной сети интернет является создание бло-гов, форумов, социальных сетей и других международных средств массовой коммуникации. Стремительное развитие мультимедийных технологий и их активное применение интернет-пользователями обусловили появление новых форм создания и распространения информации и коммуникационных моделей, существенно увеличив общий объем коммуникационного взаимодействия через современные медийные системы, включив использование интернет-технологий не только на уровне массового популярного общения, но и профессиональных взаимодействий. Интернет предоставил пользователям инструменты для создания любой информации, оперативного обмена ею и осуществления взаимодействия в режиме реального времени вне географических ограничений.
В данной работе анализируются перспективы развития социальных медиа в контексте трансформации коммуникационных средств и информационно-коммуникационных моделей, находящихся в основе социальных взаимодействий современного общества. Актуальность настоящего исследования во многом обусловлена потребностью проанализировать ключевые характеристики современных социальных медиа и их аудитории, а также описать перспективы и журналистские прогнозы их развития в глобальной сети интернет.
Ключевые слова: журналистика, информация, общество, интернет-технологии, деятельность средств массовой информации, коммуникации, перспективы, социальные медиа.
За последние 10 лет все большее значение для жизни общества имеет глобальная информационная сеть (интернет), затронувшая практически все сферы человеческой деятельности. Сама суть «социальных медиа» до сих пор остается не до конца раскрытой, модифицируется с учетом различных авторских подходов к данному понятию и нуждается в научном осмыслении.
На современном этапе растет общее число пользователей глобальной сети интернет. И в связи с ростом популярности интернета во всем мире
среди людей всех возрастов (особенно подрастающего поколения) все большую популярность набирают так называемые социальные медиа.
Дефиницию «социальные медиа» ученые трактуют неоднозначно. Социальные медиа — вид массовой коммуникации, осуществляемый посредством интернета, который имеет ряд существенных отличий от традиционных средств массовой коммуникации [1].
Социальные медиа — это набор online технологий, которые позволяют пользователям общаться между собой. Общение может быть различной формы — пользователи могут делиться своими мнениями, опытом и знаниями, взаимодействовать друг с другом, налаживать контакты, а также делиться новостями, информацией, видео, фото, музыкой и линками [2].
Социальные медиа — это основанные на интернет-технологиях каналы и площадки для общения и обмена контентом между пользователями, такие как форумы, блоги, социальные сети, фото и видео-хостинги, платформы для совместного творчества [3].
По нашему мнению, социальные медиа можно определить как новый вид онлайн-СМИ, где любой пользователь Интернета может участвовать в процессе создания, хранения и распространения социально значимой информации, адресованной широкой общественности. В научной литературе также встречаются термины «новые медиа», «интерактивные медиа», «гражданские медиа», «проекты Web 2.0».
Примерная классификация социальных медиа может выглядеть следующим образом: интернет-форумы; блоги, микроблоги (ЖЖ, Blogger, LiveInternet, Twitter, Jaiku); социальные сети («ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook); службы обмена данными (YouTube, Flickr); подкасты (Russian Podcasting, PodFM); вики во всех формах (Wikipedia, Google Docs); социальные базы данных (LinkedIn, Friendfeed); онлайновые игры (Second Life, World of Warcraft); новостные социальные сайты (Habrahabr); прочие социальные ресурсы (Pinterest и др.) [4].
Термин «медиа» является калькой английского «media». Внедрен в русский язык сравнительно недавно вместо появившегося в русском языке, по крайней мере, с 1960-х годов перевода «mass communication media (в единственном числе — medium)» как средства (массовой) коммуникации [5].
Своего рода прародителем социальных медиа стали электронные доски объявлений в конце 70-х годов. Они были первым типом сайтов, которые позволяли пользователям входить в систему и общаться друг с другом, хотя и медленно по сравнению с тем, что мы имеем сегодня.
После электронных досок объявлений пришли он-лайн сервисы, такие как CompuServe и Prodigy. Они были первыми серьезными попытками доступа в Интернет. Затем появились ICQ и IRC (Internet Relay Chat). Самые популярные среди социальных медиа — социальные сети, наиболее известные из которых имеют до полутора миллиардов пользователей.
Сайты знакомств считаются первыми социальными сетями. Они впервые начали появляться практически сразу же, как люди начали пользоваться Интернетом. Они позволяли пользователям создавать учетные записи (обычно с фотографиями) и связываться с другими пользователями. Следом за сайтами знакомств появились ранние социальные сети, но они практически ничем не запомнились [6].
В 1999-м был запущен LiveJournal, который использовал иной подход к понятию социальных сетей. Он был построен как социальная сеть постоянно обновляемых блогов. Далее стали выходить в свет крупные достижения в области социальных сетей, такие как Friendster, LinkedIn, MySpace, Twitter и лидер по посещаемости Facebook.
Некоторые исследователи воспринимают социальные сети в Интернете, как еще не окончательно сформировавшиеся медиа. В их представлении сети — это такие недо-СМИ, которые еще только в начале своего эволюционного пути, и в будущем, возможно, покажут себя. Подобная точка зрения может быть справедлива по отношению к «молодым», только возникшим сетям, связи участников в которых еще недостаточно развиты, тогда как сети с активными и разветвленными связями участников представляют собой сложные техно-социальные объекты, которые выполняют функции классических СМИ [7].
Основополагающим принципом развития соцсетей является эволюционное саморазвитие социального поля. За счет этого процесса происходит усложнение структуры комьюнити, а также развитие внутренней информационной среды. Несмотря на то, что сетевая эволюция зависит от воздействия внешних факторов, таких как административное управление, например, сети являются аутопойетическими системами, и развиваются индивидуально. Данное свойство позволяет определить их не как "недоразвитые", но как перманентно не до конца сформированные медиа. Такая особенность дает им потенциал практически бесконечного развития, которого нет у классических СМИ.
Таким образом, современные социальные медиа прошли долгий путь от электронных досок объявлений до крупных социальных сетей. И продолжают развиваться.
Социальные формы коммуникации посредством интернета представляют собой исторически новый вид коммуникации производителей содержания сообщений (контента) с потребителями, которые при этом сами вовлекаются в его производство, когда каждый читатель/подписчик блога может выполнять функции автора, в том числе действуя в качестве комментатора, репортёра, фотокорреспондента и/или редактора данного сервиса.
Речь идет о быстро развивающейся совокупности технологий коммуникации, которые позволяют людям общаться между собой посредством интернета для достижения всевозможных целей.
Следует отметить, что социальные медиа популярны среди молодой аудитории. Персонализируется процесс коммуникации, в результате чего классическая журналистика вынуждена приспосабливаться к новым коммуникационным моделям.
Появление одновременно социальных медиа стало причиной неожиданной и стремительной модернизации в области журналистики. После того как во второй половине XX века журналистика сформировалась как профессиональная сфера, она включила в себя две формы медиа: печатные и электронные медиа. В печатную форму входит издание газет и журналов, а к электронным медиа относится телерадиовещание.
В обычной журналистике идут процессы поступления и выпуска информации. Корреспонденты, исследователи принимают информацию, а редакторы и аналитики, работая над ней, придают ей форму и представляют читателю. Выпуск информации означает ее распространение.
Появление социальных медиа изменило этапы выпуска информации в журналистике. Информация поступает из социальных медиа, в частности из блогов. Исследования показывают, что в получении информации журналистика больше всего зависит от социальных медиа.
Гражданская журналистика, то есть распространение простыми людьми интересной информации, появилась благодаря социальным медиа. Гражданская журналистика нашла широкое распространение в электронных и социальных медиа.
Для традиционных СМИ социальные медиа представляют собой эффективный инструмент продвижения контента. Ситуация в медиаинду-стрии стремительно меняется. По мнению зарубежных экспертов, социальные медиа способны играть роль новостных веб-ресурсов, а пользователи будут читать новости непосредственно в соцсетях, а не на сайтах СМИ. Данная тенденция стала отчетливо прослеживаться в последние годы. Больше трафика на сайты зарубежных СМИ приходит именно с Facebook. В странах СНГ наиболее эффективно продвижение сайтов традиционных СМИ в социальных сетях «В Контакте» и «Одноклассники» [8].
Сайты интернет-СМИ могут значительно увеличить свою аудиторию за счет пользователей социальных сетей благодаря специально подготовленным для них текстам.
Во-первых, социальные сети могут стать для СМИ новыми каналами коммуникации с аудиторией.
Во-вторых, социальные медиа являются источником информации для журналистов. Идея нового витка отношений СМИ и пользователей состоит в том, что традиционные медиа приходят в ближний круг пользователей и пытаются сохранять его интерес и доверие.
Проиллюстрируем данные тенденции на конкретных примерах. Новые возможности социальных медиа в России стало использовать РИА
«Новости». Продвижение агентства в социальных сетях включает такие направления работы, как общение с пользователями, ответы на вопросы, проведение опросов пользовательского мнения, публикация мультимедийных материалов (фото, видео, инфографика, карикатуры), проведение конкурсов и т.д.
Для печатных СМИ дальнего зарубежья социальные сети представляют не только эффективный канал продвижения, но и основную коммуникационную площадку. Порой количество подписчиков в социальных сетях превышает не только тираж, но и среднесуточную посещаемость сайта. Социальные медиа позволяют СМИ значительно нарастить аудиторию, часто выступают источником фактов. Газеты подхватывают новостные поводы непосредственно от участников тех или иных событий через Twitter и YouTube.
Для многих СМИ стратегическим направлением деятельности становится создание собственных социальных интернет-представительств и выбор подходящих для этого интернет-платформ. Причем важно исследовать поведение пользователей и определять особенности распространения контента в основных социальных медиа. Зачастую наблюдается картина, когда заметка может иметь непропорционально больше «лайков» в одной социальной сети (например, в Facebook) по отношению к другим («В Контакте», Twitter) [9].
Принципиально важным и совершенно новым видом деятельности для СМИ в Интернете является интерактивное взаимодействие с аудиторией. Сегодня традиционные способы продвижения СМИ уступают место новым медиа и технологиям. Журналистам необходимо активизировать многосторонние коммуникации, используя новые диалоговые возможности общения с аудиторией. Процессы конвергенции в СМИ влияют на творческую деятельность журналистов: изменяется специфика их взаимодействия с читателями, существенно трансформируются коммуникативные стратегии.
Для успешного продвижения в Twitter важны, в частности, кликабель-ные заголовки с глаголами и ключевыми словами. Кроме того, показателем эффективности работы в Twitter является количество ретвитов, показывающее, пишет ли редакция то, что действительно интересно аудитории. Еще одним не менее важным критерием успеха можно назвать количество ответов на твиты.
Публикации в Twitter имеют свои языковые, стилистические, жанровые и другие специфические особенности по сравнению с сайтами интернет-СМИ. Социальные медиа являются средой для проявления творческих способностей журналиста в диалоге с аудиторией.
Популярность группы в сети «В Контакте» измеряется несколько иными показателями: это число участников, статистика просмотров группы; количество и качество комментариев.
Рост числа пользователей сети интернет в целом и социальными медиа в частности чуть ли не в геометрической прогрессии является наглядным доказательством того, что социальная сеть приобрела общественный характер. Согласно статистике на начало 2014 года, у Facebook 1,16 миллиарда пользователей, а у находящегося на втором месте Youtube - 1 миллиард пользователей [10].
Социальные медиа стали стандартным рабочим инструментом для журналистов, сообщается в результатах исследования, проведенного Cision Europe's Social Journalism и университетом Sunderland (Великобритания) в Великобритании, Германии и Франции.
Сегодня журналисты используют социальные медиа для поиска информации и продвижения собственных материалов. Однако социальные медиа не заменяют традиционные рабочие инструменты, такие как корпоративные сайты и взаимодействие с PR-службами. Многие журналисты используют Wikipedia.org для проверки фактов, но достоверность информации предпочитают уточнять в PR-службах. Социальные медиа становятся стандартом в журналистской работе, дополняя традиционные инструменты.
В Великобритании 74% журналистов и около 50% во Франции и Германии считают социальные медиа «весьма важным» или «важным» рабочим инструментом. 80% опрошенных во всех трех странах используют социальные медиа для поиска информации и продвижения собственных материалов. В результатах исследования говорится о том, что социальные медиа не заменяют традиционные каналы, а дополняют их. Почти 70% журналистов в трех странах утверждают, что используют традиционные инструменты - PR и корпоративные сайты - так же часто, как и три года назад.
По мнению многих специалистов, социальные медиа являются важным источником для получения большого количества информации, знакомства с самыми последними новостями. В то же время нельзя не согласиться с таким мнением, что далекие от правил журналистики социальные медиа доводят информацию, факты и события субъективно, неточно, сообразно личному отношению. Эти медиа не отвечают требованиям современной журналистики, таким как точность и объективность. Кроме того, онлайн-пользователи не несут, подобно журналистам, социальной ответственности, из-за чего по-разному подходят к вопросам [11].
Несмотря на эти и другие недостатки, распространение информации в социальных сетях невозможно предотвратить. В отличие от журналистики, столкнувшейся с нехваткой источников и материальных средств, социальные сети превратились в машину по передаче информации. Большинство профессиональных журналистов выступают за использование социальных медиа в качестве средства для развития журналистики.
При этом необходимо обратить внимание еще на один момент, что процесс не везде идет одинаковыми темпами. В странах, находящихся на различных этапах развития, данное социальное событие может проявлять себя в несколько иных формах. Однако, в целом, тренд создания информации за пределами традиционных медиа-структур общества и интеграции в процесс ее потребления в той или иной степени схож.
Сложно прогнозировать, чем завершится противостояние в секторе традиционных СМИ между дипломированными журналистами и остальными членами общества, в том числе интернетом, по мере все большего влияния социальной журналистики на наше общество, кто будет иметь преимущество. Споры по этому поводу продолжаются. Порой мнения совпадают, а порой — разделяются. В определенных случаях стороны воспринимают друг друга как оппонентов. Есть и те, кто определил это противостояние «холодной войной». Хотя представляется, что это все же больше взаимодействие, нежели нездоровая конкуренция.
Данный вопрос, в первую очередь, беспокоит представителей традиционных медиа. Они считают расширение аудитории социальных сетей, бум социальных медиа источником угрозы для рейтингов просмотра телевизионных передач и реализации печатной продукции. Однако они не представляют себя и свою профессиональную деятельность без айпадов, смартфонов и социальных сетей.
И не случайно в последнее время большинство тренингов в медиа-школах, базирующихся на телеканалах, новостных агентствах или газетах, посвящено именно теме работы в социальных сетях. А это свидетельствует о том, что интернет является основным коммуникационным каналом для профессиональных журналистов. В действительности речь идет не о какой-то «холодной войне», а о взаимодействии технологий, их взаимовлиянии.
Что касается новостных агентств, то они не только не должны попадать под влияние социальных сетей, а обязаны стремиться к тому, чтобы стать маяком в «водовороте информации». Новостные критерии эпохи: скорость и комфорт. XXI век является веком скоростей, поэтому особое значение имеет то, кто быстрее и в более комфортном для потребителя виде сообщит новость. В социальных медиа разницы во времени между отправлением и прочтением информации, практически нет. Обычно часто просматривают сайты, чтобы прочитать новость в онлайн-газете. В то же время в социальных медиа после операции «Отправить» на экранах пользователей сразу же появляется текст или информация в виде фото, либо видео. Используя именно это преимущество, новостные и печатные агентства для распространения информации создали свои аккаунты в социальных сетях. Пользователи социальных медиа, обмениваясь этими новостями, помогают в донесении информации до более широких масс [12].
Однако далеко не все, в особенности представители старшего поколения, проявляют большое желание к использованию новых, порой необычных трендов.
Многие журналисты и редакторы сегодня в своей работе стремятся пользоваться услугами Facebook, Youtube, Twitter и других социальных сетей. Во многих редакциях есть штатные сотрудники, которые специально создают материалы для распространения посредством социальных медиа, могут на достаточно высоком уровне подготовить и представить мультимедийный репортаж.
Этот новый жанр — мультимедийный репортаж не требует обязательного присутствия журналиста на месте события. Этот репортаж появляется в режиме реального времени. Если журналист участвует в мероприятии или событии, то он делится своими наблюдениями со зрителями в режиме онлайн, в этом случае зрительские комментарии дополняют и обогащают материал данного журналиста фактами и суждениями. Мультимедийные репортажи могут содержать оперативные фотоснимки с места события, комментарии свидетелей события, интервью участников и должностных лиц, распространенные в социальных сетях, а также видео материалы и заключения экспертов [13].
Социальные медиа и новые технологии практически неотделимы от производства мультимедийных материалов. Инфографика, видео и аудиоматериалы, статистические таблицы, геоэкономические карты — все это важные составные части мультимедийного репортажа. В свое время было такое традиционное выражение, которое любили газетчики: «Здесь я ставлю точку своим замечанием». Но мультимедийный репортаж не любит окончания. Это невозможно и неприемлемо, так как онлайн-репортаж не завершается с размещением материала на сайте, потому что работающий над темой журналист продолжает некоторое время следить за ходом событий. Он имеет возможность завершить информацию в формате апдейт (update), внести в нее дополнения. Это стимулирует аудиторию к тому, чтобы вернуться к данному материалу, обновить память и поинтересоваться подробностями событий. Этого было сложно добиться несколько десятилетий назад, когда приступали к журналистской деятельности, когда не было даже теоретического понятия об интернете, когда после выхода газеты мы считали свою работу завершенной.
Социальные сети оказывают серьезное влияние на современную журналистику во всем мире. Они не только остаются оперативным источником эксклюзивной информации, полученной от ньюсмейкеров («создателей новостей») и свидетелей событий, но и обладают большой силой воздействия, как средство формирования своей аудитории. Еще один важный аспект вопроса заключается в том, что каждое агентство — это не только коллектив, но и отдельные журналисты. Каждый из этих жур-
налистов и репортеров, естественно, обязан соблюдать общую концепцию своего агентства и общую политику работодателя. Вместе с тем, каждый из них имеет свой индивидуальный стиль, свой почерк. Зачастую автора можно узнать, если даже под материалом нет подписи. В большинстве случаев многие сотрудники имеют персональные блоги, специальные уголки в рамках отдельных рубрик на интернет-порталах своих агентств. Именно для таких современных журналистов особое значение представляет формирование индивидуального бренда не только как просто информированного в своей сфере, но и компетентного специалиста. Поэтому им необходимо изучить пути привлечения аудитории в свой аккаунт, не только как сотрудникам новостного агентства, но и как авторам индивидуальных онлайн-блогов.
Методов таких много. К примеру, «твитирование» сенсаций, использование h-тегов, передача аудитории (sharing) информации, которую они считают интересной, со ссылкой на ее источники и пр. Справедливости ради надо признать, что большинство сотрудников крупных медиа-структур считают онлайн-блогинг излишней нагрузкой, не понимая того, для чего им приходится дважды выполнять одну и ту же работу. Поэтому они зачастую довольствуются размещением и комментированием ссылок на Facebook. Часто справедливо недоумевают: для чего надо создавать индивидуальные блоги. Ведь они хотят находиться на месте события, вести съемки и вживую общаться с ньюсмейкерами, а не компилировать и размещать в сетях твиты этих ньюсмейкеров. Однако для авторов интернет-изданий будущее цифровой журналистики связано именно с форматом профессионального «лайв-блогинга» [14].
Очевидно, что современность требует иного, современного подхода к журналистской профессии, как и к медиа. Блоги отвоевывают всё больше информационного пространства у традиционных СМИ. Крупные издания привлекают читателей, размещая на своих сайтах посты известных блогеров. В будущем журналистика, основанная на компиляции уже существующей информации, станет главным конкурентом традиционных медиа. А искусный компилятор, составляющий выжимки из оригинальных текстов, сталкивающий лбами разные позиции, подстрекатель к неожиданным дискуссиям — еще одна перспективная профессия [15].
Отметим, что влиятельный журнал «Forbes», анализируя глобальные тренды, пришел к выводу, что в предстоящие десятилетия профессия журналиста-агрегатора станет одной из самых востребованных специальностей.
Практика развития социальной журналистики или, так называемой, гражданской журналистики на Западе свидетельствует о том, что противники традиционных медиа постепенно обретают популярность в интернет-аудитории. В отличие от телевизионной, газетной и радиоаудитории, эта аудитория с каждым годом расширяется. И это не вызыва-
ет сомнений в том, что равно как неизбежна трансформация традиционных медиа во всемирную сеть, так же необходимо совмещение современными журналистами работы в оффлайн-режиме с онлайн-блогами.
Возможно, в ближайшем будущем число потребителей информации посредством новых медиа превысит число телезрителей или читателей газет. Насколько близко это время, во многом зависит от гибкости классических медиа, от того, насколько чутко они относятся к вызовам времени, от их способности осваивать новые технологии и современные бренды.
В целом, хотя те же газеты имеют многолетнюю историю, на данный момент блогеры больше преуспели в установлении более близких контактов и обширных связей с читателями. Аналитики называют блогер-ство «гражданской журналистикой» — те или иные потенциально интересные события в мире моментально находят отклики в миллионах пользовательских интернет-журналов («блогов», «дневников») по всему миру, давая стороннему наблюдателю возможность с той или иной степенью объективности понять, что же на самом деле происходит. За эту информацию не надо платить, но те, кто ее распространяют, как правило, и не несут особой ответственности — это своеобразная информационно-аналитическая аналогия концепции [16].
Блоги становятся все более мультимедийными — если раньше в них доминировали текстовые записи, то сейчас, по мере широкого распространения цифровой фототехники, в них публикуется все больше самых разнообразных иллюстраций (для этого создаются службы фотохостинга); кроме того, некоторые сервисы позволяют делать звуковые записи (например, по телефону), а ряд разработчиков создает платформы для ведения видеоблогов.
Значение просвещения в области медиа и информации в связи с взглядами на роль Интернета в обществе отмечается членами ЮНЕСКО. В каждом обществе потребности граждан в Интернете не должны оцениваться больше необходимости. Медиа- и информационное просвещение также играет важную роль в пропаганде этого вопроса.
Отмечая возможности новых технологий, предоставленных обществу, не следует забывать, что традиционная журналистика до сих пор остается важным социальным институтом, которым пользуются достаточно широкая аудитория. Стремительный рост возможностей Интернета и других, цифровых медиа создает серьезную проблему традиционным новостным институтам, включая печать и распространение. Однако профессиональная журналистика остается важной частью демократической коммуникационной среды.
Традиционные медиа достаточно часто используют элементы «гражданской» или «социальной» журналистики. «Гражданские» или «социальные» журналисты своей деятельностью придают дополнительное зна-
чение новым медиа. ЮНЕСКО подчеркивает необходимость работы с медиа-профессионалами. В 2009 году ЮНЕСКО совместно с Ассоциацией независимого вещания выпустила книгу «Неофициальная информация и основные принципы телерадиовещательной кампании по повышению медиа- и информационной грамотности». Между традиционными журналистами и другими журналистами в условиях демократии должны существовать взаимные позитивные связи.
Основной вопрос состоит в том, чтобы создать баланс между традиционной журналистикой и новообразованными коммуникационными средствами. Над традиционной журналистикой существует редакционный контроль. А у граждан и социальной журналистики существуют четкие идеологические цели. Это означает, что мы должны иметь всесторонний подход к новым формам социальных коммуникаций.
Проведенный анализ медиасферы позволяет сделать вывод о том, что ситуация в медиаиндустрии стремительно меняется. Сохранение тиражей и количества подписчиков газет уже неактуально. Одной из стратегий развития современных СМИ может стать активное наращивание присутствия в социальных медиа, выступающих как каналами коммуникации с пользователями, так и источником информации для журналистов.
На современном этапе развития цивилизации можно говорить о тотальном заполнении интернетом большей части информационного пространства государств, в том числе и России. Одним из популярных средств использования интернета является современные социальные медиа, под которыми понимается виды массовых коммуникаций через глобальную сеть.
Социальные формы коммуникации посредством интернета, принимают различные формы: социальные сети; блоги и микроблоги; различного вида сайты (отзывов, знакомств, новостные и т.д.); форумы; фото и видеохостинги; виртуальные он-лайн игры и миры; геосоциальные сервисы. Сегодня сфера интренет-коммуникаций динамично развивается под воздействием активного использования различных мультимедийных технологий, а также осуществления интерактивной коммуникации средств массовой информации и медиапользователей посредством использования сети интернета.
В рамках общей многоуровневой глобализации медиа-системы в последние годы происходит становление инфраструктуры новых социальных медиа, преобразующих единое информационно-коммуникационное поле. Это, прежде всего, выражается в повышении скорости создания и публикации информации, трансформации коммуникационных моделей популярных и профессиональных взаимодействий, что влечет за собой увеличение динамики развития социальных медиа и появление новых моделей развития медиатехнологий, генезисе новых социокультуроло-гических феноменов, основанных на эволюции средств коммуникации.
Создание и бесконтрольно быстрое развитие интернета привнесло в мир медии термин «сетевой журналистики». «Сетевая журналистика» или «интернетная журналистика» в компьютерной сфере непосредственно связаны с применением новых технологий.
Создание сетевой или интернетной журналистики стало реальным отображением общей тенденции «безбумажных технологий». На деятельность журналиста в сети нужно смотреть как на глобальную цивилизацию и культурный процесс.
Принципы передачи информации противоположной стороне в «сетевой журналистике» вычисляются в нескольких важных свойствах Интернета как «мультимедийность», «интерактивность», «мгновенность», «безграничность». Свойство «безграничности» интернет журналистики создают широкие возможности. Независимо от местонахождения, журналист, за счет возможностей, который создает виртуальное пространство, в короткий срок, передавая информацию в нужный печатный орган, справляется с фактором оперативности.
С помощью интернета возможно узнать самые свежие новости, которые не встречаются в традиционных медиа. Таким образом, главное превосходство интернет-медиа - это доступная популярность в любой точке земли.
Понятие интернета и журналистики можно выразить в двух значениях: интернет, как огромная информационная база, вспомогательное средство в деятельности журналистов и интернет непосредственно как глобальная информация и коммуникационное средство для массовых пользователей.
В заключение следует отметить, что социальные медиа — это не панацея для всех проблем мира. В то же время социальные медиа по сравнению с другими средствами лучше отражают общество. Изменение мира в лучшую сторону - в руках сотен миллионов людей, а не допущение катастроф — это задача каждого государства.
Список литературы
1. Кичко И.И. Государственное регулирование информационных потребностей личности. // Известия Гомельского государственного университета им. Ф. Скори-ны. 2013. №2. С. 47-53.
2. ГрадюшкоА. Социальные медиа в системе интернет-коммуникаций. Журналистика. Минск, 2010. С. 10-13.
3. Дубравина, А.М. Иллюзорные цели массового сознания как фактор социокультурной динамики. Известия Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины. 2013. № 4. С. 157-161.
4. Информационное общество, правовая информатизация. // Право. by. 2012. № 1. С. 107-133.
5. Залесский, Б.Л. Средства массовой информации и формирование единого информационного пространства Содружества Независимых Государств. Весник БДУ. Сер. 4. Филология. Журналистика. Педагогика. 2012. № 2. С. 73-77.
6. Лукина М.М. Трансформации журналистского текста в условиях интернет-среды. Вестник Московского Университета. 2009. № 3. С. 54-73.
7. Интернет-СМИ: теория и практика: Учеб. пособие для студ. Под ред. М. М. Лу-киной. М., 2010.
8. Лукина М.М. Трансформации журналистского текста в условиях интернет-среды. Вестник Московского Университета. 2009. № 3. С. 54-73.
9. Качан Т.А. Глобальный переход к информационному обществу: преимущества и угрозы. Этносоциальные и конфессиональные процессы в современном обществе: сборник научных статей Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы». Гродно, 2012. С. 371-375.
10. Зверевич В.В. Информационное общество в виртуальной и социальной реальности. Что это за общество и как оно существует в этих реальностях. Научные и технические библиотеки. 2013. № 6. С. 84-103; № 7. С. 54-75.
11. Интернет-СМИ: теория и практика: Учеб. пособие для студ. Под ред. М. М. Лу-киной. М., 2010.
12. Алексеева Ю.И. Сидоров А.Ю. Информационная эпоха: вызовы человеку. М., 2010. 335 с.
13. Толстик, И.А. Медиасфера в системе международной интеграции. Минск, 2010. 236 с.
14. Луков, В.А. Будущее молодежи в обществе будущего. // Человек. 2012. № 4. С. 38-48.
15. Парамонова И., Вайтешонок М. Информационная составляющая инновационной восприимчивости субъектов хозяйствования. // Наука и инновации. 2013. № 8. С. 33-35.
16. Заренин М.В. Информатизация — процесс информационного преобразования современного мира. Информация: свойства, ресурсы, инновационные технологии. Гомель, 2012. С. 74-83.
■ ■ ■ PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SOCIAL MEDIA
Author: SULEYMANOVA Sh.S.
SULEYMANOVA Shukran Saidovna, Doctor of Political Sciences, Professor of
the Department of Public Relations and Media Policy at the Institute of Public
Administration and Management of the Russian Presidential Academy of National
Economy and Public Administration (RANEPA).
Address: 119571, Russia, Moscow, Vernadsky Avenue, 84.
Tel: +7 (916) 551-74-79. E-mail: [email protected].
Abstract: The author notes that one of the most popular uses of the global Internet is to create blogs, forums, social networks and other international mass media. The rapid development of multimedia technology and their active use by Internet users have caused the emergence of new forms of creation and dissemination of information and communication models, significantly increasing the total amount of communication interaction via modern media system,
kommyhmkomrnq - communicology
including the use of Internet technology not only at the level of mass interaction, but also in professional interactions. The Internet has provided users with tools for creating of any information, official exchange of it and collaboration in real time outside the geographical limits.
This paper analyses the development prospects of social media in the context of the transformation of communication means and communication patterns in the social interactions of modern society. The relevance of this study is largely due to the need to analyze the key characteristics of modern social media and their audience, as well as to describe the prospects and journalistic forecasts of their development in the global Internet.
Keywords: journalism, information, society, Internet technologies, the activities of the media, communication, perspective, social media.
References
1. Kichko I.I. Gosudarstvennoye regulirovaniye informatsionnykh potrebnostey lichnosti. Izvestiya Gomelskogo gosudarstvennogo universiteta im. F. Skoriny. 2013. № 2. pp. 47-53. [Kichko I.I. (2013) State regulation of the information needs of the individual. F. Skoriny Gomel State University. № 2. pp. 47-53.].
2. Gradyushko A. Sotsialnye media v sisteme internet-kommunikatsy. Zhurnalistika. Minsk, 2010. pp. 10-13. [Gradyushko A. (2010) Social Media in the Internet communications. Journalism. Pp. 10-13. Minsk].
3. Dubravina, A.M. Illyuzornye tseli massovogo soznaniya kak faktor sotsiokulturnoy dinamiki. Izvestiya Gomelskogo gosudarstvennogo universiteta im. F. Skoriny. 2013. № 4. pp. 157-161. [Dubravina, A.M. (2013) The illusory goal of the mass consciousness as a factor of socio-cultural dynamics. News of F. Skoriny Gomel State University. № 4. pp. 157-161].
4. Informatsionnoye obshchestvo, pravovaya informatizatsiya. Pravo. by. 2012. № 1. pp. 107-133. [(2012) Information Society, the legal informatization. Pravo. by. № 1. Pp. 107-133].
5. Zalessky, B.L. Sredstva massovoy informatsii i formirovaniye edinogo informatsionnogo prostranstva Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv. Vesnik BDU. Ser. 4. Filologiya. Zhurnalistika. Pedagogika. 2012. № 2. S. 73-77. [Zalesski, B.L. (2012) The media and the formation of a unified information space of the Commonwealth of Independent States. Vesnik BSU. Ser. 4. Philology. Journalism. Pedagogy. № 2. pp 73-77].
6. Lukina M.M. Transformatsii zhurnalistskogo teksta v usloviyakh internet-sredy. Vestn. Mosk. un-ta. 2009. № 3. S. 54-73. [Lukina, M.M. (2009) Transformation journalistic text in a web environment. Vestnik. Mosk. Univ.. № 3. pp. 54-73].
7. Internet-SMI: teoriya i praktika: Ucheb. posobiye dlya stud. Pod red. M. M. Lukinoy. M., 2010. [(2010) Online media: Theory and Practice: Textbook. benefits for students. Ed. Mikhail Lukin. Moscow].
8. Lukina M.M. Transformatsii zhurnalistskogo teksta v usloviyakh internet-sredy. Vestn. Mosk. un-ta. 2009. № 3. S. 54-73. [Lukina, M.M. (2009) Transformation journalistic text in a web environment. Vestnik. Mosk. Univ.. № 3. pp. 54-73].
9. Kachan T.A. Globalny perekhod k informatsionnomu obshchestvu: preimushchestva i ugrozy. Etnosotsialnye i konfessionalnye protsessy v sovremennom obshchestve: sbornik nauchnykh statey Uchrezhdeniye obrazovaniya «Grodnensky gosudarstvenny universitet imeni Ya. Kupaly». Grodno, 2012. S. 371-375. [Kachan T.A. (2012) Global transition to the information society: the benefits and threats. Ethno-social and religious processes
in contemporary society: a collection of scientific articles Institution of Education «Yanka Kupala Grodno State University»; pp 371-375. Grodno].
10. Zverevich, V.V. Informatsionnoye obshchestvo v virtualnoy i sotsialnoy realnosti. Chto eto za obshchestvo i kak ono sushchestvuyet v etikh realnostyakh? Nauchnye i tekhnicheskiye biblioteki. 2013. № 6. S. 84-103; № 7. S. 54-75. [Zverevich, V.V. (2013) The Information Society in the virtual and social reality. What kind of a society and as it exists in this reality. // Scientific and technical library.. № 6. S. 84-103; № 7. S. 54-75].
11. Internet-SMI: teoriya i praktika: Ucheb. posobiye dlya stud. Pod red. M. M. Lukinoy. M., 2010. [(2010) Online media: Theory and Practice: A Textbook. Study aid for students. Ed. Mikhail Lukin. Moscow].
12. Alekseyeva Yu.I. SidorovA.Yu. Informatsionnaya epokha: vyzovy cheloveku. Monografiya. M.: ROSSPEN, 2010. 335 pp. [Alekseyeva Yu.I. Sidorov A.Yu. (2010) The Information Age: Challenges to man. 335 pp. Moscow].
13. Tolstik, I.A. Mediasfera v sisteme mezhdunarodnoy integratsi. Minsk, 2010. 236 s. [Toustsik, I.A. (2010) Mediasphere in the international integration. Minsk. 236 pp].
14. Lukov V.A. Budushcheye molodezhi v obshchestve budushchego. // Chelovek. 2012. № 4. S. 38-48. [Lukov V.A. (2012) 'The future of youth in the society of the future'. Chelovek. № 4. P. 38-48].
15. Paramonova I., Vayteshonok M. Informatsionnaya sostavlyayushchaya innovatsionnoy vospriimchivosti subyektov khozyaystvovaniya. Nauka i innovatsii. 2013. № 8. S. 33-35. [Paramonova I., Vayteshonok M. (2013) 'Information component of innovation receptivity entities'. // Science and Innovation. № 8. Pp. 33-35].
16. Zarenin M.V. Informatizatsiya — protsess informatsionnogo preobrazovaniya sovremennogo mira. Informatsiya: svoystva, resursy, innovatsionnye tekhnologii. Gomel, 2012. S. 74-83. [Zarenin M.V. (2012) Informatization - the process of information transformation of the modern world. Information: property, resources, innovative technologies. Gomel. Pp. 74-83].