Научная статья на тему 'Инновации в немецкоязычном интернет-вещании миа "Россия сегодня" (лингвополитологический аспект)'

Инновации в немецкоязычном интернет-вещании миа "Россия сегодня" (лингвополитологический аспект) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
361
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАМЕНЕДЖМЕНТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / МИА "РОССИЯ СЕГОДНЯ" / ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР / FACEBOOK / TWITTER / MANAGEMENT OF MEDIA / SOCIAL MEDIA / INTERNET-TECHNOLOGY / INTERNATIONAL AGENCY "RUSSIA TODAY"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Акопова Анна Леонидовна

В настоящей статье приводится анализ современного состояния медиаменеджмента, осуществляемого посредством социальных сетей в виртуальной среде. Дан анализ соответствующей деятельности МИА «Россия сегодня» в контексте использования новейших информационно-коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS IN GERMAN LANGUAGE INTERNET-BROADCASTING OF INTERNATIONAL NEWS AGENCY “RUSSIA TODAY” (LINGVOPOLITOLOGICHESKY ASPECT)

In this article the author analyzed modern management of media by using the social media. We give analyze of work of international agency “Russia Today” in new informational technology.

Текст научной работы на тему «Инновации в немецкоязычном интернет-вещании миа "Россия сегодня" (лингвополитологический аспект)»

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

УДК 32

инновации в немецкоВШнпюм интернет-вещании

миа «россия сегодня» (лингвополитологический аспект)

Акопова аспирант кафедры зарубежной журналистики и литературы Анна факультета журналистики, Московский государственный

Леонидовна университет имени М.В. Ломоносова

(125009, Россия, г. Москва, Моховая ул., д. 9, стр. 1). E-mail: [email protected]

Аннотация

В настоящей статье приводится анализ современного состояния медиаменедж-мента, осуществляемого посредством социальных сетей в виртуальной среде. Дан анализ соответствующей деятельности МИА «Россия сегодня» в контексте использования новейших информационно-коммуникационных технологий.

Ключевые слова: медиаменеджмент, социальные сети, Интернет-технологии, МИА «Россия сегодня», виртуальный мир, Facebook, Twitter.

Разросшаяся и усложнившаяся Всемирная сеть трансформируется в единую нервную систему планеты, открывая дверь в « блестящий новый мир» электронной цивилизации и ее новых возможностей, одним из основных свойств которого является глобализация личных контактов. Сети делают любой контакт в реальном времени таким же привычным элементом образа жизни, каким в свое время стал телевизор. Человек получил возможности глобализации, обеспечивающие в режиме онлайн коммуникативное участие в любой точке земного шара.

Наметилась тенденция стирания государственных границ в сети Интернет. Имеющаяся в сети информационная избыточность порождает имитацию свободы слова, когда можно озвучить любую точку зрения, однако для того, чтобы быть услышанным коммуникатору необходим мощнейший усилитель. Реклама, пиар и манипулирование сознанием полностью освоили для себя Интернет и все его ресурсы, используя приемы, ранее хорошо отработанные традиционными СМИ. Складывается впечатление, что традиционные СМИ доживают последние годы. Телевидение превратилось в цифровое, широкоформатное, карманное, интерактивное, все более персональное. Сайт стал весьма важной частью (если не основной) газеты и журнала в сравнении с их привычной бумажной формой. Блог позволяет каждому иметь свою собственную персональную публичную трибуну. Аналогичные процессы происходят и в сфере радио, а также иновещания. Абсолютно любой человек, пользующийся Интернетом, становится «прозрачным» для соответствующих спецслужб.

С внедрением глобальной сети наблюдается некая универсализация поведения и навязывания определенного образа жизни повсеместно со стороны «хозяев» Интернета. Социальные сети, в которых сидит большинство молодежи, грозят тотальным порабощением, так как через них большие массы людей во многих странах мира поддаются

легкому манипулированию и управлению. Взрослые люди зачастую радуются не реальным успехам и духовному росту, а лайку в Фейсбуке...Человек сегодня получает информации на много порядков больше, чем он может переварить и тем более осознать; всех поработил айфон. Некоторые мыслители предсказывают, что в недалеком будущем не человек будет пользоваться гаджетом, а гаджет человеком. Неслучайно нередки ситуации, когда человек, теряя айфон, впадает в депрессию, а когда ему отключают Интернет - он уже в панике. В межгосударственных отношениях крайне обострилась проблема защиты информационно-коммуникационного суверенитета и защиты компьютерной безопасности. «Современную государственная власть, как справедливо отмечал Ф.М. Рудинский, - можно назвать электронной, поскольку СМИ, превратившиеся в «духовный мусоропровод», выступают в качестве могущественного инструмента дезинформации и психологического направления личности» [1, c. 1009]. Все выше обусловленные факторы оказали большое влияние на перестройку работы компании «Голос России» на немецкоязычном информационном рынке Европы. Накопленный ею опыт представляет собой большой интерес для дальнейшего совершенствования Интернет-радиовещания в рамках МИА «Россия сегодня».

Как известно, с 24 декабря 2014 года мультимедийная группа Sputnik запустила немецкоязычный аналитический онлайн-ресурс «de.sputniknews.com» и SNA Radio. Этот новый вещательный ресурс предлагает альтернативный взгляд на события в Европе, которым уделяется недостаточное, а зачастую и искаженное внимание в ведущих европейских немецкоязычных СМИ [2-3].

Российская платформа предназначена прежде всего для тех европейцев, которые тщательно отбирают источники информации в ознакомлении с подлинными фактами, а не слепо следуют за навязываемыми трендами политики. Ресурс также предназначен для аккумулирования мнений неангажированных авторитетных экспертов, иллюстрирования происходящих событий конкретными цифровыми и статистическими выкладками с помощью уникальной инфографики и фотоснимков, не требующих специальных комментирований.

Благодаря развитой сети хабов, Sputnik в круглосуточном режиме мониторит происходящие в мире события и обновляет сайт в режиме реального времени. Вещание SNA Radio в центре немецкоязычной Европы - Берлине ведется на Мега радио и в режиме онлайн. Журналисты и радиоведущие хаба ведут прямые эфиры из Берлина 12 часов в день. Поскольку именно европейский континент аккумулирует почти 50% всей аудитории немецкоязычного иновещания, то исследование проблематики наиболее эффективного применения технологически новых каналов коммуникации со слушателями, в том числе инновационных возможностей обратной связи и онлайн-дискурса с аудиторией, приобретает весьма злободневное звучание.

На повестку дня вновь ставится вопрос о глобальном информационном (сетевом) порядке, исключающем «электронный империализм», информационные блокады и т.н. «фейковые» атаки, и вместе с тем обеспечивающем подлинную свободу от лжи и защиту чести и достоинства граждан, гарантии деятельности журналистов. Все это обусловило новые условия функционирования немецкоязычного иновещания российских СМИ на страны Европы [4-6].

Самым продвинутым среди отечественных СМИ в Рунете, по праву считается телеканал «Russia Today». В апреле 2017 г. телеканал стал лидером среди российских телеканалов и отечественных СМИ в целом по цитируемости в Рунете за этот период.

По сведениям, представленным системой «Медиалогия», в рейтинге средств массовой информации за апрель 2017 г. количество гиперссылок на RT в российских соцсе-тях составило 1155914.

Примечательно, что количество подписчиков RT на русском языке в социальной сети «ВКонтакте» в мае 2017 года перешагнуло миллионный рубеж. И это в одной только социальной сети, а социальных сетей существует немало и их количество регулярно

Слово молодым ученым

увеличивается. Но самой значимой и самой массовой социальной сетью во всем мире остается сеть «Facebook». Поэтому исследование роли социальных сетей в распространении новостного контента целесообразно начать с самой крупной социальной сети в мире - «Facebook».

Основанная 4 февраля 2004 г. сеть «Facebook» в США быстро завоевала весь мир и на сегодняшний день по официальным данным насчитывает около 2 миллиардов пользователей, т.е. около трети людей, проживающих на Земном шаре, зарегистрировано в данной социальной сети. Так называемые «лайки» в социальной сети «Facebook» ставятся около 6 миллиардов раз в день.

Столь значимый информационный и социальный ресурс на сегодняшний день не обходят вниманием практически все СМИ (в том числе МИА «Россия сегодня»), функционирующие в «виртуальном» пространстве [7].

Продвижение новостей через информационно-коммуникационные каналы «Facebook» является наиболее эффективным способом донесения новостного контента до массового потребителя и одним из самых оперативных средств распространения новостей, т.к. многие пользователи «Facebook» пользуются приложением регулярно и часто используют их в смартфонах, получая контент практически в режиме реального времени.

МИА «Россия сегодня» имеет несколько собственных страниц в сети «Facebook», т.к. каждая иновещательная редакция имеет свою персональную страницу на определенном языке. Страница, редактируемая на немецком языке, имеет около 200 тысяч подписчиков, что свидетельствует о высоком интересе аудитории к данному виду коммуникации.

Все названые особенности очень важны для привлечения целевой аудитории и ее расширения. На специализированной странице МИА «Россия сегодня» в сети «Facebook» с помощью интересного контента и качественного продвижения редактор добивается интереса и привлечения дополнительной аудитории и тем самым увеличивает количество просмотров новостей на основном сайте.

Но, разумеется, «Facebook» далеко не единственная социальная сеть, позволяющая привлечь целевую аудиторию для новостного интернет-ресурса. Однако на сегодняшний день именно «Facebook» является самой популярной социальной сетью в мире, поэтому мы уделили «Facebook» столько внимания.

В контексте распространения новостного контента и поиска потребителей социально значимои информации весьма важными ресурсами выступают интерактивные системы коммуникации и связи (чаты, форумы и т.д.), которые некоторые исследователи также относят к социальным сетям. Особый интерес, на наш взгляд, представляют мессенджеры, такие как «whatsupp, телеграмм и т.п.». Попробуем на примере популярного приложения «Телеграмм» разобраться в специфике информационных коммуникаций в данной системе координат.

Несмотря на тот факт, что приложение «Телеграмм» скорее «мессенджер» нежели социальная сеть, он тоже используется для распространения новостного контента. И, безусловно, имеет ряд объективных преимуществ.

Мессенджеры, как правило, всегда под рукой, чаще всего в смартфоне. Получив новость в виде сообщения, пользователь в случае заинтересованности может не только оперативно перейти на сайт и прочитать подробности, но и без труда может моментально переслать новость своим друзьям и знакомым.

«Те^гат»-новости функционируют на базе чата, где пользователь, подписанный на них, прочитывает заголовки новостей, получая сообщения в виде СМС (сервис моментальных сообщений). Популярность подобного распространения новостного контента подталкивает крупные СМИ к созданию своих чатов в новостных группах в «Телеграмм». Нередко аудитории созданных групп сопоставимы с аудиториями СМИ. Так, немецкая редакция «Sputnik» создала группу «SputnikDeutschland», где оперативно

появляются новости со ссылками на основной сайт. В среднем около 200 человек в час просматривают каждую новость в данной группе.

Для поддержания интереса в группе следует размещать не менее пяти наиболее интересных новостей за день, но и не перегружать чат, т.к. слишком большой поток сообщений может вызвать негативную реакцию пользователей.

Приложение «Telegram» позволяет пользователям в «режиме реального времени» следить за самыми значимыми событиями и быть в курсе последних новостей и событий в мире. Важно, что подобный способ распространения новостей не конкурирует с интернет-сайтом, а существенно дополняет его.

Аналогичные цели преследует редактор, используя такой всемирно известный ресурс, как «Twitter». С помощью интересной подводки редактор должен завлечь аудиторию и тем самым увеличить количество заходов на новость.

То же самое касается и Twitter, где редактор меняет заголовок новости и занимается оформлением новости, таким образом привлекая читателей.

Как утверждают политологи, блоги уже давно стали местом ведения политической борьбы и политического дискурса власти с народом, и даже чиновников между собой. Очевидно, что данный канал коммуникации широко востребован и для распространения новостного контента, и для привлечения внимания целевой аудитории к информационному и новостному продукту [8-10]. В современном обществе, часто стремящемуся к минимализму и оперативности распространения информации, широкую популярность завоевала именно сеть «Twitter». Появившаяся в 2006 году социальная сеть «Twitter» быстро распространилась в США, особенно среди политических деятелей и публичных людей.

Благодаря простоте исполнения и использования, а также возможности интеграции с другими распространенными социальными сетями «Twitter» очень востребован. Данный ресурс микроблогов, в котором пользователи размещают короткие сообщения (не более 140 символов) позволяет не только оперативно привлечь внимание аудитории, но и перенаправить данное внимание на основной ресурс, где можно уточнить детали или прочитать новость целиком.

Сообщения, размещенные в «Twitter» практически моментально появляются на странице у всех подписчиков и даже в определенных случаях в виде моментальных сообщений появляются на смартфонах и планшетах подписавшихся пользователей включая уведомления, поступающие по электронной почте, которые помогают привлечь множество читателей к актуальным новостям.

Еще один важнейший ресурс для распространения новостного контента посредством интернет-коммуникаций это видео-портал «YouTube».

Практически не производя своего информационного контента, а просто бесплатно предоставляя пользователям сети «Интернет» возможность хранения и распространения своего видео, портал «YouTube» завоевал всемирную известность и стал самым популярным видео-порталом в мире. По данным различных аналитических ресурсов «YouTube» является вторым сайтом в мире по количеству посетителей.

Самый популярный ролик на портале «YouTube» просмотрели более 2,5 миллиардов раз. В мире практически не существует аналогов, способных обеспечить подобный охват аудитории, вот почему портал «YouTube» является практически постоянным ресурсом для продвижения новостного контента.

Немецкая редакция радио «Спутник» «SputnikDeutschland» с марта 2016 года ведет свой канал на «YouTube» (https://www.youtube.com/channel/UC4ohrTE3vw4FW_f-CbEM-4g), который на сегодняшний день имеет более двух миллионов подписчиков.

Важно, что канал на «YouTube» позволяет, разместив ссылку в социальных сетях либо даже смс-сообщениях, распространять видео среди многомиллионной аудитории «всемирной паутины». А в случае с работой «SputnikVideo» еще и размещается с титрами на различных языках. Сначала переводятся титры для видео, которые выкладыва-

С л о в о м о л о д ы м у ч е н ы м

ются в специальную таблицу. Затем из редакции Мультимедиа создают видео, которое добавляют в папку «SputnikVideo». Из этой папки сотрудники выкладывают видео на специализированные канал в «YouTube» (каждая редакция на своем языке) и уже после размещения на портале видео со ссылкой на «YouTube-канал» выкладываются в социальные сети. Как известно, портал «YouTube» по рейтингу поднимает видео в поиске и рекомендует к просмотру, поэтому важно разместить ссылку на «YouTube», а не размещать видео на сайте редакции.

Говоря о социальных медиа, нельзя обойти вниманием «Instagram», данный сетевой ресурс набирает популярность и по праву является одним из лидеров социальных медиа в современном мире. Не секрет, что в мире насчитывается более трех миллиардов смартфонов и еще восемь миллиардов прочих сетевых устройств и их число продолжает расти, а «Instagram» ориентирован прежде всего на оперативный доступ со смартфонов и в этом один из основных секретов его популярности.

Разумеется «Спутник», а ранее «Голос России», активно продвигали и продвигают новостной контент в данном ресурсе. Создан «Sputnik Instagram» и отдельные ресурсы, разделенные по языковым предпочтениям, например «SputnikDeutschland» (https://www.instagram.com/sputnik_deutschland/) на немецком языке. Туда выкладываются фотографии наиболее яркие, по политическим событиям в мире и на разные темы. Фотографии либо берутся с фотобаз крупных информационных агентств, (Reuters, Visualrian, AP и тд), либо делаются сотрудниками.

В «Инстаграмм» также загружают и видео с титрами. Важно снабдить изображение комментариями и подписать, указав авторство и добавить хештеги. Чем больше хештегов, тем больше вероятность дополнительных просмотров данной публикации. Цель набрать наибольшее количество просмотров

Таким образом, современные электронные социальные медиа активно способствуют продвижению новостного контента МИА «Россия сегодня».

Литература

1. Рудинский Ф.М. Наука прав человека и проблемы конституционного права. М., 2GG6.

2. Мультимедийный канал вещания "Голоса России" [Электронный ресурс] Доступ: www.ruvr.ru свободный.

3. «Голос России» раздвигает границы. МедиаКонтент. [Электронный ресурс] Доступ: http ://www.mediakomitet.ru свободный.

4. Интернет-телевидение выигрывает войну за внимание // Научно-культурологический журнал. №8. 20.07.2016 Подр.см. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?level1=main&level2=articles&textid=21 В S

5. Игорь Панарин. Коммуникационный суверенитет России // URL:

http ://www.km.ru/spetsproekty/2G13/GS/2G/vnutripoliticheskaya-situatsiya-v-rossii/711GS1 -kommunikatsionnyi-suverenite

6. Вороненкова Г.Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие средств массовой информации Германии (Исторические предпосылки, особенности становления и эволюция, типологические характеристики, структура, состояние на рубеже тысячелетий) // Языки русской культуры. 1999. - 640 с.

7. David Tewkspury and Jason Rittenberg. Online news creation on consumption Routledge handbook of Internet politics/edited by Andrew Chadwick and Philip N. Howard. Simultaneously published in the USA and Canada. New York, 2G1G.

В. Акопов Г.Л. Феномен информационных войн в сети «Интернет» и его воздействие на современную политику // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 1. С. B6-1G2. 9. Акопов Г.Л., Кислицын С.А. Политология. Учебное пособие. - Ростов н/Д., 2GG9.

10. Акопов Г.Л. Политические интернет-коммуникации как инновационный фактор общественного развития. Автореф. дис. ... докт. полит. наук (Специальность 10.01.10 - журналистика). СПб., 2013.

Akopova Anna Leonidovna, postgraduate of chair of foreign journalism and literature; Lomono-sov Moscow State University (9, Mokhovaya St., Moscow, 125009, Russian Federation). E-mail: [email protected]

INNOVATIONS IN GERMAN LANGUAGE INTERNET-BROADCASTING OF INTERNATIONAL NEWS AGENCY "RUSSIA TODAY" (LINGVOPOLITOLOGICHESKY ASPECT) Abstract

In this article the author analyzed modern management of media by using the social media. We give analyze of work of international agency "Russia Today" in new informational technology. Keywords: management of media, social media, Internet-technology, Facebook, Twitter, international agency "Russia Today".

УДК 327

выборы президента ияс сийской федерации как наиболее важное политическое событие на современном этапе

Белова аспирант, Северо-Западный институт управления

Ирина Российской академии народного хозяйства и государственной

Владимировна службы при Президенте Российской Федерации

(199178, Россия, Санкт-Петербург, В.О., Средний просп., 57/43). E-mail: [email protected]

Аннотация

Статья посвящена изучению политического значения выборов президента Российской Федерации на основе анализа опыта проведения выборов со времени существования государства в нынешней форме. Ключевым подходом выбраны методы контент-и ивент-анализа, позволившие определить наиболее существенные тенденции в избирательном процессе в 1990-2000-е гг. Итогом работы стало определение роли личности в рассматриваемом процессе, увязываемое со значимостью политической фигуры В.В. Путина, представляющегося электорату в качестве национального лидера, способного реализовывать эффективную внешнюю и внутреннюю политику, и добивающемуся стабильного состояния политической системы страны. Для этого проведено многогранное исследование, включающие контент-анализ президентских посланий Федеральному Собранию, изучение общественного запроса на ключевые направления политического развития, а также сравнительный анализ трех президентов, успевших стать главами государства после распада Советского Союза. В качестве целевой группы статьи можно обозначить исследовательское сообщество, имеющиеся выводы могут быть полезны при изучении дальнейших исходов президентских и парламентских выборов и для определения стратегических ориентиров деятельности высших органов власти России.

Ключевые слова: российская избирательная система, президент России, история выборов, В.В. Путин.

Президентские выборы в марте 2018 года в Российской Федерации выступают в качестве наиболее значимого события в жизни страны в этот период. В настоящее время, благодаря высокоуровневому подходу работы Центральной избирательной комиссии, удалось избежать хаоса и беспорядка в процессе выдвижения кандидатов. Анализ ситуации, проведенный в данной статье, позволяет рассмотреть общую картину

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.