Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
67
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прогнозирование социальных процессов / ресурсы общего среднего образования в Республике Татарстан / качество образования. / forecasting of social processes / main resources of school education in the Republic of Tatarstan / quality of education

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Беляев Владимир Александрович, Козенко Регина Владимировна

Авторами разработан прогноз изменения численности учащихся общеобразовательных школ Республики Татарстан на период 2023-2035 гг. при помощи методики коэффициентов Шереги Ф.Э. и среднего варианта прогноза Росстата о предположительной численности населения в РФ. Определены специфика наполняемости городских и сельских школ, потребность в педагогических кадрах, необходимость создания новых учебных мест и строительства школ. Исследованы возможности удовлетворения этих потребностей. Представленный прогноз позволяет планировать материальные и трудовые ресурсы, строительство новых школ и модернизацию старых с учетом специфики организации процесса образования в городе и сельском поселении в РТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Беляев Владимир Александрович, Козенко Регина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT PROSPECTS OF THE QUALITY SYSTEM OF SCHOOL EDUCATION IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

The authors made a forecast for changes of the number of pupils in secondary schools in the Republic of Tatarstan for the period 2023-2035 using the method of coefficients of Sheregy F.E. and the average variant of the Rosstats’ forecast on the estimated population in the Russian Federation. The specifics of urban and rural graduation rate, the need for teaching staff, the need of establishment of new schools or classes are determined. The possibilities of meeting these needs are investigated. This forecast makes it possible to plan material and labor resources, the construction of new schools and the modernization of old ones, taking into account the specifics of the organization of the education process in the city and rural settlement in the Republic of Tatarstan.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН»

Беляев В.А., Козенко Р.В.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

РО!: 10.26907/2079-5912.2022.6.23-27

Аннотация. Авторами разработан прогноз изменения численности учащихся общеобразовательных школ Республики Татарстан на период 2023-2035 гг. при помощи методики коэффициентов Шереги Ф.Э. и среднего варианта прогноза Росстата о предположительной численности населения в РФ. Определены специфика наполняемости городских и сельских школ, потребность в педагогических кадрах, необходимость создания новых учебных мест и строительства школ. Исследованы возможности удовлетворения этих потребностей. Представленный прогноз позволяет планировать материальные и трудовые ресурсы, строительство новых школ и модернизацию старых с учетом специфики организации процесса образования в городе и сельском поселении в РТ.

Ключевые слова: прогнозирование социальных процессов, ресурсы общего среднего образования в Республике Татарстан, качество образования.

С 1990-х годов российская система образования не только заимствовала западные формы, схемы, этапы методы контроля образования, но и деградировало отечественное понимание образования в целом: сначала оно было заменено на обучение, а потом во многих нормативно-правовых документах появилось понятие образовательные услуги.

В 2020-е годы все жестче ставится вопрос об отказе от сервисной оценки образования, необходимости возвращения его социализаторской функции и отказа от Болон-ской системы, от деления высшего образования на бакалавриат и магистратуру, балльно-рейтинговой системы, ЕГЭ и других форм и оценок образования, заимствованных у Запада. Это предъявляет новые требования к определению содержания понятия качества образования, включая и общее среднее.

Как известно, ключевыми ресурсами развития общего среднего образования являются учащиеся и учителя. Эффективность их взаимодействия, врожденные задатки и способности учеников, формирование личности посредством обучения, а также процесс интернализации ценностей детерминируют свойства и особенности будущего общества.

Динамика численности учащихся во многом определяет возможности системы образования. Прогнозы числен-

ности учащихся школ составляются с учетом изменения численности населения соответствующего года рождения конкретной территории (в нашем случае - Республики Татарстан). Представим прогнозы численности учащихся городских и сельских школ РТ на период 2023-2035 гг. Сложность определения тенденций на период до 2035 г. заключается в том, что учащиеся, которые будут обучаться с 2029 г., еще не родились. Прогноз на данный этап осуществлен с использованием методики коэффициентов Ф.Э. Шереги1, среднего варианта прогноза Росстата о предположительной численности населения по РФ до 2035 г. [4] и статистических данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики

1 Суть метода Ф.Э.Шереги заключается в линейной зависимости совокупной численности учащихся каждого последующего года от их численности в предыдущем году (с учетом определенных коэффициентов). Коэффициенты рассчитаны для численности обучающихся в дневных общеобразовательных школах как среднее суммы коэффициентов от численности населения моложе трудоспособного возраста за 11 лет, включая 10 предшествующих расчетному году лет (например, для 2025/2026 учебного года использовался средний показатель коэффициентов за период 2016-2026 гг.). Значения коэффициентов изменения численности учащихся соответственно для 2020 г. - 1,027, 2021 г. - 1,028, 2022 г. - 1,025, 2023 г. -1,022, 2024 г. - 1,020, 2025 г. - 1,018, 2026 г. - 1,009, 2027 г. - 1,003, 2028 г. - 1, 2029 г. - 0,999, 2030 г. - 0,99, 2031 г. - 0,983, 2032 г. - 0,980, 2033 г. - 0,977, 2034 г. - 0,976, 2035 г. - 0,975 [1, 152; 2, 164; 3, 64-76].

по Республике Татарстан [5]. Составим прогноз динамики учащихся городских и сельских школ РТ на период до 2035 г., принимая во внимание имеющуюся специфику изменения численности учащихся в РТ за период 2011-2022 гг. (См. рис. 1).

В соответствии с приведенными данными общая численность учащихся дневных общеобразовательных учреждений РТ будет расти и к 2027/2028 году может составить

494.6 тыс. чел.; количество учащихся городских школ вырастет на 43% и составит 402,6 тыс. чел., а сельских уменьшится на 2% и опустится до 92 тыс. чел. Тем самым скорость увеличения доли учащихся городских школ будет идти нарастающими темпами, а сельских - снижаться, т.е. каждый последующий год процентное соотношение учащихся городских и сельских школ будет больше предыдущего в пользу городских школ (от 75% в 2011 г. до 81% в 2035 г.).

В 2027/2028-2035/2036 гг. общая численность учащихся дневных общеобразовательных учреждений РТ будет сокращаться и к 2035/2036 учебному году может составить

437.7 тыс. чел.: количество учащихся городских школ сократится на 11,5% и составит 402,6 тыс. чел., а сельских уменьшится на 11,2% и будет равняться 81,4 тыс. чел. Спрогнозируем примерную потребность в учебных классах в городских и сельских общеобразовательных учебных учреждениях РТ на период до 2035 г. при норме наполняемости 25 человек в классе для городских школ [6] и 14 человек для сельских школ [7] (для сельских школ этот показатель может быть меньше, согласно потребности населения). (См. рис. 2).

Согласно нашим прогнозам, потребность в учебных классах будет расти и к 2026/2027 учебному году в городских школах РТ может составить 16 092 единицы, а в сельских 6 500. В период с 2026/2027 по 2030/2031 учебные года потребность в учебных классах сохранится на относительно стабильном уровне, а затем начнет снижаться: до 14 256 в городских школах к 2035/2036 учебному году

и 5 814 - в сельских. Исходя из этого, можно оценить уровень эффективности использования ресурсов и планировать их перераспределение для обеспечения учебного процесса в регионе. Общее число школ на территории РТ за последние восемь лет сократилось на 525 школ или на 27% за счет уменьшения числа сельских школ, и будет уменьшаться в дальнейшем в соответствии со Стратегией развития образования РТ на 2017-2021 годы и на период до 2030 года [8]. В 2019/2020 учебном году в 857 сельских школах обучалось 77,4 тыс. учащихся (средняя наполняемость школы при этом составила 90 учащихся), в то же время 545 городских школ посещали 336,1 тыс. учащихся (средняя наполняемость - 617 учащихся), таким образом наполняемость сельских школ в 6,8 раз ниже, чем городских.

Причины того, что сельские школы в РТ зачастую заполнены наполовину, актуальны и для других субъектов Российской Федерации. Это социально-демографические (обе-злюживание деревень, миграция, урбанизация, переход от расширенного демографического воспроизводства к суженному) и экономические факторы (низкое материально-техническое и кадровое обеспечение школ; совмещение нескольких ставок и дополнительная учебная нагрузка учителей из-за низкой заработной платы). Составим прогноз изменения потребности основных ресурсов1 дневных общеобразовательных школ городской и сельской местности РТ до 2035 г. с учетом изменения численности учащихся. (См. рис. 3).

В соответствии с представленным прогнозом, потребность в основных ресурсах для системы среднего общего образования пройдет в три этапа; изменение этой потребности в городских и сельских школах будет иметь

1 Имеются в виду те ресурсы, которые распределяются в зависимости от численности учащихся, такие как объем ежегодного финансирования, численность учителей, учебные и методические пособия, посадочные места в классах, обеспечение горячим питанием и т.п.

500 -

гъ\\ го\Ъ аог0\1 г0\9 гф гф гф ао7Л г0?л аоЪЪ

I-1 Численность учащихся сельских школ РТ

Численность учащихся городских школ РТ < Общая численность учащихся РТ

Рисунок 1. Число учащихся дневных общеобразовательных городских и сельских школ РТ в 2011-2021 гг., прогноз до 2035 г. (тыс. чел.)

«¿V4 ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^

I—□Потребность в учебных класссах в сельских школах РТ шшПотребность в учебных класссах в городских школах РТ * Потребность в учебных класссах в РТ

Рисунок 2. Потребность в учебных классах в городских и сельских общеобразовательных школах Республики Татарстан в 2020-2035 гг. (тыс.)

130 125 120 115 110 105 100 95 90

/////////////////

^^Потребность в основных ресурсах в городских школах относительно 2019/2020г. ^^Потребность в основных ресурсах в городских школах относительно предыдущего года

• Потребность в основных ресурсах в сельских школах относительно 2019/2020 г. ^^Потребность в основных ресурсах в сельских школах относительно предыдущего года

Рисунок 3. Прогноз изменения потребности в основных ресурсах дневных общеобразовательных школ городской и сельской местности Республики Татарстан до 2035 г. (относительно 2019/2020 г. и предыдущего года, в %)

сходную динамику, за исключением начала рассматриваемого периода. На первом этапе в 2020-2026 гг. будет наблюдаться рост потребности в основных ресурсах на 13% в городских и на 27% в сельских школах; особенностью данного этапа является небольшое снижение потребности в сельских школах в 2023/2024 учебном году, что объясняется снижением численности учащихся. На втором этапе в 2026-2030 гг. потребность в основных ресурсах образования будет относительно стабильной: 126-127% от показателя 2019 г. в сельских школах и 113-114% в городских. На заключительном этапе в 2030-2036 гг. будет наблюдаться равномерное снижение потребности (в среднем на 3% в год),

к концу рассматриваемого периода опустится до уровня 2020/2021 учебного года в городских школах и составит 101%, до уровня 2021/2022 учебного года в сельских школах и составит 113%.

При прогнозе численности учащихся и потребности в основных ресурсах для системы среднего общего образования в Татарстане можно предположить следующее: 1) существовавший ранее потенциал наполняемости городских школ в настоящее время уже исчерпан, к 2026 г. потребуется дополнительно создать 2 696 классов (1 732 в городских школах и 964 в сельских), или 56 796 мест для учащихся (43 300 в городских школах и 13 496 в сель-

ских); 2) разрастание мегаполиса (Казань), крупнейших и крупных городов идет не просто за счет поглощения сельских поселений, но и путем создания во многом изолированных микрорайонов (жилых комплексов), их дисперсии в смешанной сельско-городской зоне, где и требуется создавать новые школы, классы, спортивные залы, равно как и детские сады, медицинские учреждения и дороги; 3) дальнейшее укрупнение сельских школ, сокращение числа малокомплектных школ позволит перераспределить бюджетные средства, модернизировать имеющиеся и построить новые школы в соответствии с современными требованиями, повысить качество среднего образования в сельских школах до конкурентоспособного, усилить материальную мотивацию учителей, создать удобную транспортную инфраструктуру, комфортные общежития в школах-интернатах.

Прогноз на период до 2027 г. произведен нами с учетом количества родившихся, демографических тенденций в Республике Татарстан, охвата обучением в общеобразовательных учреждениях (99,8%) и численности ежегодно выбывающих из общеобразовательных учреждений по разным причинам (1,5 - 2,5% в год от общего числа учащихся).

Прогноз на 2028-2035 гг. осуществлен, исходя из среднего варианта прогноза Росстата о предположительной численности населения по Российской Федерации до 2035 г. [4].

Представленный прогноз позволяет: 1) определить численность учащихся дневных общеобразовательных школ городской и сельской местности Республики Татарстан на период до 2035 г.; 2) детально распланировать основные ресурсы системы качества общего среднего образования в РТ: перераспределить имеющиеся и привлечь новые трудовые ресурсы, заранее подготовить необходимые кадры, учебные и методические пособия, посадочные места в классах и т.п.; 3) увеличить эффективность финансирования образования; 4) в целом - повысить качество общего среднего образования в РТ.

Представленный прогноз является ориентировочным, он может служить для определения направления развития среднего общего образования в Республике Татарстан, планирования материальных и трудовых ресурсов, строительства новых школ и модернизации старых с учетом специфики организации процесса образования в городе и сельском поселении.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л. Численность учащейся молодежи образовательных учреждений Российской Федерации. - М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2010. [Электронный ресурс]. http://www.isras.ru/files/el/stat/ content.htm (дата обращения: 15.10.2022);

2. Шереги Ф.Э., Рыбаковский Л.Л., Арефьев А.Л., Савинков В.И. Численность учащихся и персонала образовательных учреждений Российской Федерации. (Прогноз до 2020 года и оценка тенденций до 2030 года). - М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2013.

3. Численность обучающихся, педагогического и преподавательского персонала, потенциального числа образовательных организаций всех уровней образования: прогноз до 2035 года. М.: ЦСП и М., 2017.

4. Предположительная численность населения по Российской Федерации до 2035 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 15.10.2022).

5. Начальное общее, основное общее, среднее общее образование (на 01.01.2022). Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// tatstat.gks.ru/social_sphere (дата обращения: 12.12.2022).

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202012210122 (дата обращения: 12.12.2022).

7. Постановление правительства Российской Федерации от 19.04.2018 №472 «Об осуществлении мер по реализации государственной политики в сфере оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/557244363?marker=7DA0K6 (дата обращения: 12.12.2022).

8. Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 25.07.2017 №1266/17 «Об утверждении отраслевой стратегии развития образования Республики Татарстан на 2017-2021 годы и на период до 2030 года» [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/446495540 (дата обращения: 12.12.2022).

Информация об авторах

Беляев Владимир Александрович, доктор политических наук, профессор, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева - КАИ, кафедра социологии, политологии и менеджмента.

Email: Vlad_belyaev@list.ru.

Козенко Регина Владимировна, главный специалист отдела международного сотрудничества Управления международных и межмуниципальных связей аппарата Казанской городской Думы.

Email: R.Kozenko@tatar.ru.

Belyaev V.A., Kozenko R.V.

DEVELOPMENT PROSPECTS OF THE QUALITY SYSTEM OF SCHOOL EDUCATION IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Abstract. The authors made a forecast for changes of the number of pupils in secondary schools in the Republic of Tatarstan for the period 2023-2035 using the method of coefficients of Sheregy F.E. and the average variant of the Rosstats' forecast on the estimated population in the Russian Federation. The specifics of urban and rural graduation rate, the need for teaching staff, the need of establishment of new schools or classes are determined. The possibilities of meeting these needs are investigated. This forecast makes it possible to plan material and labor resources, the construction of new schools and the modernization of old ones, taking into account the specifics of the organization of the education process in the city and rural settlement in the Republic of Tatarstan.

Keywords: forecasting of social processes, main resources of school education in the Republic of Tatarstan, quality of education.

Literature

1. Sheregi F.E., Arefiev A.L. The number of young people studying in educational institutions of the Russian Federation. -Moscow: Center for Social Forecasting and Marketing, 2010. [Electron. resource]. http://www.isras.ru/files/el/stat/content.htm (the date: 12.12.2022).

2. Sheregi F.E., Rybakovskiy L.L., Arefiev A.L., Savinkov V.I. The number of students and staff of educational institutions of the Russian Federation. (Forecast until 2020 and assessment of trends until 2030). Moscow: Center for Social Forecasting and Marketing, 2013.

3. Number of students and teaching staff, potential number of educational organizations at all the levels of education: forecast up to 2035. Moscow. Center for Social Forecasting and Marketing, 2017.

4. Estimated population of the Russian Federation until 2035 [Electron. resource]. https://docs.cntd.ru/document/446495540 (the date: 12.12.2022).

5. The primary general, basic general, secondary general education (as of 01.01.2022). The Territorial Body of the Federal State Statistics Service for the Republic of Tatarstan [Electron. resource]. https://tatstat.gks.ru/social_sphere (the date: 12.12.2022).

6. Decree of the Chief State Sanitary Officer of the Russian Federation from 28.09.2020 №28 «On approval of sanitary rules SP 2.4. 3648-20 "Sanitary and epidemiological requirements for children and youth educational, recreation and health organizations"» [Electron. resource]. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012210122 (the date: 12.12.2022).

7. Decree of the Government of the Russian Federation from 19.04.2018 №472 «On the implementation of measures of the state policy in the field of evaluation of the efficiency of the executive authorities of the regions of the Russian Federation» [Electron. resource]. https://docs.cntd.ru/document/557244363?marker=7DA0K6 (the date: 12.12.2022).

8. Order of the Ministry of Education and Science of the Republic of Tatarstan from 25.07.2017 №1266/17 «On approval of the sectoral strategy of development of education of the Republic of Tatarstan for 2017-2021 and for the period up to 2030» [Electron. resource]. https://docs.cntd.ru/document/446495540 (the date: 12.12.2022).

Authors

Belyaev Vladimir Aleksandrovich, Doctor of Political Sciences, Professor. Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev - KAI, Head of the Department of Sociology, Political Science and Management.

Email: Vlad_belyaev@list.ru.

Kozenko Regina Vladimirovna, Chief Specialist of International Section International Relations Department Kazan City Council, Municipality of Kazan.

Email: R.Kozenko@tatar.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.