Курбанова Д.М.
к.э.н., с.н.с. Института прогнозирования и макроэкономических исследований при Кабинете Министров
Республики Узбекистан
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ИКТ В УЗБЕКИСТАНЕ
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, малый бизнес, электронное правительство, разработчики программного обеспечения.
Keywords: information and communication technology, small business, e-government, software developers.
Использование новейших средств коммуникаций, постоянное совершенствование компьютерных сетей и спутниковой связи позволили расширить правовые и технические возможности доступа к современным услугам связи и информационным ресурсам для всех категорий пользователей в США, Южной Корее и странах Европы, что позволило им достичь более высокого уровня оперативности и конкурентоспособности экономики в целом. Это способствует усилению внутриведомственного взаимодействия и доступности государственных услуг как для населения, так и юридических лиц.
В рейтинге стран по уровню развития электронного правительства (The UN Global E-Government Development Index1 - 2014) представлены данные о состоянии электронного правительства 192 стран. Данным индексом раз в два года оценивается готовность и возможности национальных государственных структур в использовании информационно-коммуникационных технологий для предоставления гражданам государственных услуг. В первую пятерку лидеров рейтинга ООН входят Южная Корея, Австралия, Сингапур, Франция, Нидерланды. Узбекистан находится на 100 месте с индексным значением 0,4695 (табл. 1).
Развитие сферы связи, информатизации и телекоммуникационных технологий как важного фактора повышения благосостояния народа и экономического роста страны является одним из основных приоритетов государственной политики Узбекистана. В связи с этим было принято Постановление Президента Республики Узбекистан о Комплексной программе развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан на период 2013-2020 гг.2.
Основными целями программы являются дальнейшее развитие и широкое внедрение во всех отраслях экономики и сферах жизни современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечение ускоренного развития информационных ресурсов, систем и сетей, а также стимулирование расширения спектра и улучшения оказываемых интерактивных государственных услуг субъектам предпринимательства и населению.
Таблица 1
Рейтинг стран мира по уровню развития электронного правительства
Рейтинг Страна Индекс
1 Южная Корея 0.9462
2 Австралия 0.9103
3 Сингапур 0.9076
4 Франция 0.8938
5 Нидерланды 0.8897
6 Япония 0.8874
7 Соединенные Штаты Америки 0.8748
8 Великобритания 0.8695
9 Новая Зеландия 0.8644
10 Финляндия 0.8449
100 Узбекистан 0,4695
Источник: The United Nations E-Government Survey 2014.
Комплексная программа развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан на период 2013-2020 гг. условно разделена на две программы. Первая - программа развития телекоммуника-
1 http://unpan3.un.org/egovkb/Reports/UN-E-Government-Survey-2014
2
Постановление Президента Республики Узбекистан №ПП-1989 «О мерах по дальнейшему развитию Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан» от 27.06.2013 г.
ционных технологий, сетей и инфраструктуры связи в Узбекистане, а вторая - программа по созданию комплексов информационных систем и баз данных системы «Электронное правительство».
Программа развития телекоммуникационных технологий, сетей и инфраструктуры связи направлена на расширение сетей фиксированного и мобильного широкополосного доступа, центров коммутации передачи данных и голосового трафика, модернизацию и расширение магистральных телекоммуникационных сетей, создание необходимой инфраструктуры для развития мультимедийных услуг.
К примеру, до 2020 г. планируются работы по расширению оптических сетей широкополосного доступа и строительства волоконно-оптических линий связи, дальнейшей установке по всей стране базовых станций EDVO, 3G и 4G LTE. Предусматривается создание студий для оказания мультимедийных услуг корпоративному сектору, центров информационно-справочных услуг, хранения и обработки данных, а также хранения часто используемых данных (центров кеширования).
Также в число приоритетных задач входит реализация необходимых мер по развитию системы «Электронное правительство» (рис. 1).
Программа по развитию системы «Электронное правительство» включает разработку и утверждение стандартов и регламентов по межведомственному взаимодействию и обмену данными, формирование баз данных по различным направлениям, создание новых и интеграция существующих комплексов информационных систем в сфере государственных закупок, налогообложения, таможенного оформления, здравоохранения, образования и многих других.
Население и субъекты предпринимательства
X
Единый портал интерактивных государственных услуг
t
Веб-сайты государственных органов
.1__________________1
Комплексы информационны! систем
КИС «Клиринг»
КИС пСопин,»
КИС «Адлияк
KWC «Харид»
КИС иБожконз»
КИС «Таълим»
КИС «Даплат
ВДШКД PYRHli
КИС «Бюджет»
КИС «Нафакач
КИС кКоммунзл*
КИС «Лицензия»
Государственный центр обработки данных
База данных справочников и классификаторов
База данных национальной г в аннф ормаци он ной системы
База данных по недвижимости
База данных юридических лиц
База данных физических лиц
База данных по автотранспорту
Рисунок 1.
Схема работы системы «Электронное правительство»
Для идентификации пользователей системы «Электронное правительство» в программе предусмотрен проект по созданию Единой системы идентификации на базе инфраструктуры открытых ключей.
Ключевыми проектами программы развития системы «Электронное правительство» является формирование национальных баз данных и реестров: о физических и юридических лицах, о транспорте, кадастровая информация, недвижимость, единые справочники и классификаторы и т.д.
Для эффективного управления, учета и повышения информационной безопасности ведомственных информационных ресурсов и баз данных будет создан межведомственный государственный центр обработки данных системы «Электронное правительство», который должен обеспечить централизованное хранение и обработку ведомственных информационных ресурсов, а также интеграцию межведомственных информационных систем.
Таким образом, в результате внедрения системы «Электронное правительство» ожидается переход к интерактивным услугам, которые исключают необходимость посещения разных инстанций и общения с госслужащими для получения государственных услуг населением и представителями бизнеса, что в свою очередь будет способствовать созданию для них дополнительных удобств и улучшению условий ведения бизнеса.
Следует отметить, что перспективным направлением развития сферы ИКТ в Узбекистане, кроме вышесказанного, для субъектов малого бизнеса является индустрия производства программного обеспечения (ПО). Данный сегмент ИКТ в Узбекистане характеризуется высоким уровнем профессиональных навыков программистов наряду с относительно низким уровнем оплаты их работы, а также невысокими расходами на поддержку производственной инфраструктуры. В данной сфере осуществляют хозяйственную деятельность около 300 компаний. Общее количество специалистов, по экспертным оценкам, занятых в индустрии разработки ПО составляет около 5 тыс. человек.
С каждым годом расширяется спектр продукции отечественных разработчиков ПО. Так, наряду с дистрибуцией программных продуктов известных фирм-производителей и его внедрением, разрабатываются новые отечественные продукты ПО, способные конкурировать с зарубежными аналогами.
Согласно экспертным оценкам, общий объем рынка программных продуктов в Узбекистане на сегодняшний день оценивается примерно от 15 млн. до 20 млн. долл. США, а ежегодный рост составляет в 10-15%. Около 50-60% разрабатываемых программных продуктов относятся к системам управления базами данных, 15-25% приходится на веб-дизайн. При этом наиболее востребованными на рынке остаются программные продукты для поддержки бухгалтерского учета, платежных систем, функционирования банковской инфраструктуры. Банковский сектор наряду с телекоммуникационным сектором является основным потребителем ПО в Узбекистане. Следует отметить, что в последнее время в республике проявляется большой спрос на системы электронного документооборота.
По мнению специалистов данной отрасли, рынок разработки экспортоориентированного ПО в Узбекистане все еще находится на этапе своего становления, несмотря на успешные первые шаги на мировом рынке в этой сфере. Хотя некоторые программисты из Узбекистана успешно работают в международных аутсорсинговых проектах, все еще существуют некоторые объективные причины, препятствующие более активному участию разработчиков из Узбекистана в глобальном рынке.
Согласно экспертной оценке специалистов данной отрасли, общий объем экспорта ПО из Узбекистана оценивался от 2 млн. до 5 млн. долл. США. А доля экспорта в общем объеме разработки ПО в Узбекистане составляет примерно 35%.
По оценкам специалистов, наибольшую долю в экспорте ПО из Узбекистана имеют мелкие компании (менее 10 человек), независимые группы программистов, а также индивидуальные разработчики.
Правительство Узбекистана уделяет большое внимание развитию национального рынка ПО как одного из перспективных направлений повышения экспортного потенциала республики и активизации смежных секторов экономики. В целях координации работ в данном направлении в Мининфокоме функционирует отдел Внедрения автоматизированных систем и программных продуктов в отраслях экономики, в задачи которого входит организация разработки программных продуктов и их внедрение в отраслях экономики для использования в производственных и управленческих процессах, всемерное развитие рынка программной продукции.
Одной из стимулирующих мер является внедрение государственных заказов на создание программных продуктов субъектами малого предпринимательства для определенных сегментов рынка, в частности государственных предприятий, создания специализированных баз данных для государственных органов и т.д.
Официальная регистрация программ для ЭВМ и баз данных ведется в Государственном реестре программных продуктов или Государственном реестре баз данных путем подачи заявки их авторами или правообладателями в Государственное патентное ведомство.
Таким образом, производство ПО отечественными разработчиками может стать конкурентоспособным направлением как в части роста объемов экспорта, так и создания продуктов программного обеспечения. В данном направлении необходимо развивать соответствующую инфраструктуру, создавать более благоприятные условия для прорывного развития данного направления в информационных технологиях, создавать отечественную школу разработчиков программных продуктов, поскольку спрос на продукты программного обеспечения как со стороны внешних потребителей, так и внутренних постепенно растет.
В ближайшем будущем необходимо осуществить прорывное развитие телекоммуникационной инфраструктуры страны и полную цифровизацию всех линий связи. Следующим аспектом является развитие сферы Интернет как в плане технического совершенствования, так и содержания национальных ресурсов в сети Интернет. Одним из важных направлений является дальнейшее внедрение ИКТ в государственном управлении и совершенствование его. Также необходимо на постоянной основе совершенствовать законадательную базу в сфере ИКТ.
Список литературы и источников
1. Постановление Президента Республики Узбекистан №ПП-1989 «О мерах по дальнейшему развитию Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан» от 27.06.2013 г.
2. Анализ технико-экономического состояния и тенденции развития мирового и отечественного рынка информационно-телекоммуникационных технологий. - М.: Ассоциация МВТК, 2006.
3. Комплексный анализ мировой и отечественной индустрии информационно-телекоммуникационных технологий и прогноз ее развития на 2008 - 2009 годы. - М.: Рос НИИ ИТ и АП, 2008.
4. http://unpan3.un.org/egovkb/Reports/UN-E-Government-Survey-2014
5. The United Nations E-Government Survey. 2014.