Лизинг
Удк 336.717
перспективы развития рынка лизинга. пути повышения эффективности лизинговой деятельности в россии
Р. В. САМВЕЛЯН,
соискатель Государственного научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты Российской Федерации E-mail:sruzannav@mail.ru
В статье отмечается, что актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка, обусловлена прежде всего неблагоприятным состоянием парка оборудования (значительный удельный вес морально устаревшего оборудования, низкая эффективность его использования, отсутствие запасных частей и т. д.) и недостаточной инвестиционной активностью. Одним из вариантов решения этих проблем может стать лизинг, который объединяет все элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций. Для организаций, развивающих свой бизнес, лизинг может стать эффективным финансовым инструментом и оптимальным способом для модернизации и расширения производственной базы, приобретения современного оборудования, транспорта, имущественного комплекса, а также для внедрения новых технологий.
Ключевые слова: лизинг, инвестиции, рост рынка, предпринимательство, экспортные агентства, малые предприятия, рентабельность, стабилизация финансовой системы, долгосрочные инвестиции.
Для определения характеристик перспектив развития российского рынка лизинга необходимо в первую очередь проанализировать ситуацию на данном рынке в настоящий момент времени.
В первые месяцы 2009 г. около 70 % лизинговых компаний остановили финансирование новых сделок. В числе таких компаний — крупнейшие игроки рынка; 25 % компаний продолжили финан-
сирование новых клиентов, существенно ужесточив условия договоров и уменьшив продуктовое предложение. К числу таких компаний можно отнести, например, «Европлан», «Каркаде», «Авангард Лизинг». Не более 5 % компаний продолжили работать приблизительно на тех же условиях, что и до кризиса. К последним относятся компании, так или иначе имеющие доступ к государственному финансированию («ВТБ Лизинг», «Росагролизинг» и др.), а также некоторые компании, специализированные в наиболее конкурентном сегменте лизинга нового автотранспорта («ФБ Лизинг»), или компании при производителях («МАН Финанс», «Скания Лизинг»).
Ситуация продолжает ухудшаться: почти каждую неделю появляется информация о закрытии очередной лизинговой программы или дальнейшем ужесточении условий сделок и о сокращении продуктовых предложений.
Ужесточение условий лизинга коснулось всех основных параметров сделок. Во-первых, гораздо более жесткие требования теперь предъявляются к финансовой надежности клиента. Если до кризиса популярны были продукты, предполагающие предоставление лизинга вообще без оценки финансового состояния клиента (правда, при высоком авансе и высоких ставках), то сейчас такой подход остался в прошлом. Предприятию с
72
финансы и кредит
плохим финансовым состоянием крайне сложно заключить договор лизинга, даже если оно хочет профинансировать приобретение наиболее ликвидных активов (например новых автомобилей) и даже если оно готово оплатить достаточно высокий аванс (30-40 %).
Другая линия ужесточения условий — это виды активов, приобретение которых готовы финансировать лизинговые компании. Пока желанными активами остаются новые легковые и грузовые автомобили, автобусы и некоторые виды ликвидной спецтехники. С подержанными автомобилями и спецтехникой дело обстоит уже гораздо сложнее. До кризиса можно было профинансировать автотранспорт и технику в возрасте до пяти лет, на данное время это является редкостью. В лучшем случае лизингодатели готовы финансировать технику в возрасте до трех лет.
Гораздо менее охотно лизинговые компании финансируют железнодорожный подвижной состав, цена на который упала на 20—40 % с начала кризиса в зависимости от конкретного типа вагона.
Практически никто не желает работать с любым производственным и прочим оборудованием. Исключение может быть сделано только по причине высокой кредитоспособности клиента или в случае, если оборудование попадает под гарантии зарубежных экспортных агентств. В таком случае сделку осуществить реально, правда, ее размер должен составлять не менее 1 млн долл. США (иначе не окупаются затраты на сложное структурирование сделки).
Следующее направление изменений условий лизинга — это повышение требуемого аванса и процентной ставки по договору. Небольшие авансы (10 %) доступны только для клиентов с высокой кредитоспособностью и в сегменте легковых автомобилей. Обычный размер аванса для новой грузовой и специальной техники на данное время составляет от 30 % и более.
Процентные ставки выросли по-разному. В случае с легковыми автомобилями у ведущих компаний (в основном с иностранным капиталом) увеличение могло составить лишь 3—4 п. п. В лизинговых программах, изначально связанных с высоким риском (подержанная техника и транспорт, лизинг «без оценки финансового состояния заемщика»), ставки выросли до фантастических уровней (от 60 до 70 % годовых). Приемлемой процентной ставкой на рынке лизинга на данное время можно считать 25 % годовых (что эквивалентно 12 % «удорожания» предмета лизинга в год). Компании сокращают и
сроки сделок: если до кризиса сроки лизинга достигали 10 лет, то на данное время многие компании ограничивают максимальным сроком в 3 года.
Кроме того, еще одно новое ограничение касается региональной принадлежности клиентов. Многие лизинговые компании сворачивают свою региональную сеть, в связи с чем существенно сокращают финансирование клиентов в «не родных» для себя регионах. И это на фоне того, что в последние годы происходила стремительная региональная экспансия лизинговых компаний. Филиалы открывались в расчете на то, что прирост рынка и дальше будет составлять 50—100 % в год, как это было с 2002 г. Многие филиалы даже не успели выйти на окупаемость. Они и закрываются в первую очередь. Обычно в региональных филиалах гораздо меньше реальных возможностей по оценке рисков, по изъятию и реализации имущества, чем в головном офисе. Это тоже является мотивом для сокращения региональной сети. Происходит возврат к ситуации 2004—2005 гг., когда офисы лизинговых компаний в основном были сконцентрированы в крупнейших городах (Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге1).
Наиболее желанными признаками клиента лизинговой компании на данное время являются: его местоположение в Центральном федеральном округе (лучше в Москве или Московской области) или в Санкт-Петербурге и области, его высокая кредитоспособность и желание взять в лизинг новые легковые или грузовые автомобили или оборудование, которое можно профинансировать с помощью экспортных гарантий, а также его готовность оплатить достаточный аванс.
Как и на любой рынок, на рынок лизинга прямое влияние оказывает наличие спроса. За более чем три месяца, прошедшие с начала октября 2008 г. (начало острой фазы кризиса в России), произошли большие изменения в поведении клиентов — потребителей лизинговых услуг. Предприятия реального сектора вначале были менее чувствительны к кризису, чем финансовые компании, поэтому в октябре—ноябре еще продолжали поступать заявки на лизинг, нацеленные на реализацию инвестиционных планов, разработанных до кризиса. Большинство этих заявок было отозвано спустя месяц, поскольку заемщики начали переосмысливать перспективы своего бизнеса и свои инвестиционные планы.
Безусловно, остались и определенные категории клиентов, чьи инвестиционные намерения не изменились из-за кризиса. Прежде всего, это
1 Журнал «Банковское обозрение». № 1/3 (118), 2009.
- Т ем пы п|>ир оста о о ъено в п|>оф инлнс иров -иных ф едств -Темпы приростаооъемов лизинговых платежей
Темпы прироста объемов лизинговых платежей и профинансированных средств в 2004—2011 гг.
компании, работающие по государственным контрактам на уровне федерального, региональных или муниципальных бюджетов. Кроме того, это компании, производящие продукцию, цена которой неэластична, а спрос меняется мало (например, некоторые продукты питания, повседневного потребления и др.). Это также и компании, производящие продукцию, которая начала выполнять в связи с кризисом роль заменителя по отношению к более дорогой продукции (например, точки быстрого питания по отношению к обычным ресторанам или кофе-автоматы по отношению к кофейням).
К декабрю 2008 г. заявки на лизинг стали более осознанными, с учетом понимания клиентами изменившейся ситуации. Для большинства предприятий на данное время на первом месте стоит вопрос целесообразности осуществления долгосрочных инвестиций, а лишь на втором месте — вопрос о способе финансирования этих инвестиций. Однако именно «целесообразность инвестиций» вызывает массу вопросов. С одной стороны, очевидно, что в текущих условиях невозможно точно прогнозировать развитие кризиса и ситуации со спросом на конкретных рынках. Также совершенно неизвестно, сколько времени продлится кризис.
С другой стороны, эти факторы не являются основанием для того, чтобы полностью остановить деятельность и запуск новых проектов. Во время кризиса на первый план выходит не вопрос прибыли, а вопрос удержания или увеличения доли рынка при минимальной рентабельности в расчете на прибыль после кризиса. А для этого необходимо осуществлять инвестиции. Кроме того, обычно
инвестиционный проект является достаточно долгосрочным; прибыль от него не всегда ожидается в течение первого года. Поэтому ориентироваться на нынешнюю ситуацию при планировании инвестиций на три-пять лет тоже не совсем корректно.
Таким образом, меняется мотивация инвестиций (удержание или увеличение доли рынка вместо быстрой прибыли), но не отменяется необходимость осуществлять инвестиции. Нельзя забывать и о том, что в большинстве отраслей сохраняется крайне высокий уровень износа основных фондов. В среднем по экономике он достигает 50 %, а в отдельных отраслях, например в сельском хозяйстве, — 80 %. В некоторых видах бизнеса, например в такси, полное обновление фондов осуществляется раз в три-четыре года в связи с высокой интенсивностью эксплуатации машин.
Таким образом, даже общий обзор ситуации дает три очевидных источника спроса на лизинг во время кризиса, к которым относятся: необходимость обновления фондов по причине их износа; инвестиционные цели отраслей с неэластичным спросом или производящих товары-субституты; инвестиционный спрос предприятий, работающих по государственным контрактам.
Что касается анализа конкуренции, то в настоящее время этот аспект представляется наименее актуальным. В ситуации, когда с рынка ушло 70 % компаний, а остальные сократили предложение, конкуренция уже не является актуальным фактором. Именно поэтому настоящий момент времени несет в себе значительные шансы по захвату доли рынка для тех финансовых организаций, которые раньше других выявят перспективные отрасли и сформируют методы работы с ними2.
Подводя итог, можно говорить о том, что результаты развития российского рынка лизинга в 2011 г. не будут положительными, ожидается сокращение объемов данного рынка ниже уровня 2004 г. (см. рисунок)3.
Необходимо также отметить, что российский рынок лизинга обладает огромным потенциалом и полностью не раскрыт в настоящее время. И как
2 URL: http://www.rbcdaily.ru.
3 URL: http://www.raexpert.ru.
только начнутся общая стабилизация финансовой системы и рост экономики, то начнется и рост рынка лизинга, причем большими темпами, что связанно с тем, что рынок еще далеко не насыщен лизинговыми услугами. Те компании, которые сейчас выживут, в дальнейшем будут получать большие прибыли.
Несмотря на бурное развитие лизинга, лизинговая деятельность в России сдерживается рядом факторов, преодоление которых позволит повысить эффективность и результативность лизинговых отношений.
Одним из таких факторов является несовершенство налогового и лизингового законодательства. В данном контексте, например, назрела необходимость законодательного определения возвратного лизинга, который неоднозначно трактуется налоговыми органами. В результате каждая сделка, в которой лизингополучатель и продавец являются одним лицом, становится объектом пристального внимания. В связи с тем, что отношение налоговых органов к интерпретации возвратного лизинга с годами не меняется, перспективы развития данного вида лизинга напрямую зависят от проработки законодательно-нормативной базы. Кроме того, необходима проработка законодательной базы в области финансовой аренды недвижимости и таможенного регулирования лизинговой деятельности.
Отдельным направлением дальнейшей активизации рынка лизинга является регулирование возврата НДС. Сумма невозмещенного лизинговым компаниям НДС на конец 2009 г. не изменилась по сравнению с 2008 г. и составила 1 млрд долл. С одной стороны, с учетом несильно выросшего за этот период объема рынка можно говорить об относительном улучшении ситуации. С другой стороны, большинство возвратов происходит только по решениям судебных органов. При этом судебные решения по спорным вопросам налогообложения, принятые в пользу лизинговых компаний, остаются действительными лишь для данной компании и для данной сделки.
Проблема возврата НДС затронула и крупных лизингодателей с иностранным капиталом, став препятствием для многих иностранных инвесторов, готовившихся начинать в России лизинговый бизнес. Многие из них заняли выжидательную позицию, так как неадекватность правоприменительной практики в стране способна перечеркнуть самые благоприятные возможности развития бизнеса. Именно от решения проблемы с возмещением
НДС в наибольшей степени зависит, сможет ли российский лизинг стать каналом для масштабного привлечения иностранных инвестиций в несырьевой, высокотехнологичный сектор российской экономики.
Изменения в налоговом законодательстве в части введения уплаты НДС один раз в квартал скорее не облегчат жизнь лизинговых компаний, а приведут к дополнительным потерям. Ведь если сделка заключена в январе, зачет НДС будет возможно запросить не ранее чем через 2—3 месяца, плюс дополнительное время для проверки (3 месяца). В итоге получается не менее полугода ожидания. Однако, как показывает практика, данный процесс может затянуться и на год, и более.
Более того, многие компании среднего звена вообще не требуют возмещения НДС. Дожидаясь его зачета из сумм лизинговых платежей, они фактически бесплатно кредитуют бюджет, сами при этом оплачивая проценты за привлеченные средства.
Многие при этом стараются избегать судебных разбирательств с ФНС России, хотя практика показывает, что лизингодатели, которые последовательно отстаивают свою позицию по существенным вопросам, впоследствии более комфортно чувствуют себя во взаимоотношениях с налоговыми органами, и налоговая служба более уважительно и лояльно относится к таким компаниям.
По мнению самих лизингодателей, оптимальным решением проблемы может стать введение для лизинговых компаний не разрешительного, а уведомительного характера зачета НДС. При этом необходимо предоставить право налоговым органам предъявлять претензии по зачету НДС только по результатам проведения последующей проверки, если в ходе нее будет выявлен факт неправомерного зачета НДС.
Другим направлением повышения эффективности лизинговой деятельности является развитие инфраструктуры лизингового рынка. Инфраструктура, способствующая развитию лизинга в России, должна включать в себя более широкую сеть лизинговых компаний, специализированных консалтинговых фирм и соответствующую систему информационного обеспечения. Последняя должна содержать не только информацию о лизинговых компаниях и предлагаемых услугах, но и статистическую базу по дефолтам, кредитные истории заемщиков и сведения по рыночной стоимости их активов. Неразвитость системы информационного обеспечения приводит к тому, что при
оценке рисков лизинговой компании приходится опираться на управленческую отчетность клиента либо привлекать к сделке поручителя, финансовое состояние которого позволяет нести солидарную ответственность по исполнению обязательств лизингополучателем перед лизингодателем.
Развитие инфраструктуры лизингового рынка включает в себя и развитие региональной сети, связанное с открытием представительств и офисов в других городах, решением кадровых проблем, повышением уровня сервиса. Очевидная перспектива — это пролонгация отношений от услуг непосредственно финансовой аренды к дополнительному сервису, например, к дальнейшему техническому обслуживанию, если речь идет об оборудовании.
Рост объема лизинговых операций, расширение перечня возможных предметов лизинга увеличивают риск их утраты, повреждения или иного изменения, препятствующего нормальной реализации договорных отношений. В связи с этим весьма актуальными становятся вопросы об оценке рисков и о страховании лизингового имущества.
Что касается оценки рисков, то лизинговым компаниям необходимо формировать соответствующие подразделения и развивать систему оценки рисков, так как в России этим традиционно занимались лишь банковские и страховые структуры. Наличие аванса позволяет часть рисков перенести на клиента, но существующая тенденция по снижению авансов говорит о том, что лизинговые компании готовы брать на себя все большие риски. Поэтому чем лучше будет организована работа с рисками на первом этапе оценки клиента, тем меньше в будущем будет неплатежей.
Страхованием лизингового имущества лизинговые компании уже занимаются. И хотя действующее законодательство не предусматривает обязательного страхования лизингового имущества, большинство лизинговых компаний вынуждено это делать. Как правило, договор заключается на период с момента поставки имущества продавцом до окончания действия договора лизинга. Страхователь и выгодоприобретатель по договору страхования предмета лизинга определяются в договоре лизинга. В большинстве случаев страхователем выступает лизингополучатель, а выгодоприобретателем — лизингодатель в соответствии с распределением рисков между ними.
Страхование лизинга — это прежде всего классические виды имущественного страхования. Они гарантируют компенсацию ущерба предмету лизинга в результате пожара, удара молнии, кражи
или грабежа имущества, противоправных действий третьих лиц, «стихийных бедствий, затопления водой и наступления прочих страховых случаев. Перечень рисков зависит от вида предмета лизинга.
Страхование финансовой ответственности лизингополучателей, т. е. возмещение страховой компанией лизинговых платежей в случае дефолта лизингополучателя не получило должного развития на российском рынке лизинга, так как в рыночных условиях его стоимость должна быть сопоставима со стоимостью самой лизинговой услуги, что сделало бы сделку в итоге беспрецедентно дорогой для лизингополучателя. Поэтому большинство лизингодателей принимает риск на свой баланс и ограничивается классическим страхованием.
Другим фактором, сдерживающим развитие лизинга, можно назвать отсутствие у российских банков так называемых «длинных» кредитов. Иными словами кредиты под лизинговые программы даются не более чем на 4—5 лет. За это время вполне может окупиться подержанная строительная техника, потому что сумма ежемесячного лизингового платежа в среднем меньше выручки от эксплуатации машины. В случае с новой техникой наблюдается обратная картина: при стоимости одной единицы порядка 1 млн евро она не отрабатывает стоимость лизинга в первые 4—5 лет, и поэтому не каждое предприятие может позволить себе ее купить. Таким образом, для малых и средних предприятий получение длинных кредитов является инструментом для финансирования развития бизнеса.
Отсутствие «длинных» кредитов и масштабность рынка лизинга по объему денежных средств, вовлеченных в оборот, обострили проблему нехватки финансирования. В результате лизинговые компании вынуждены искать другой выход из сложившейся ситуации: они продолжают усиленно работать над увеличением собственного капитала, договариваться с менее требовательными региональными банками и пытаться привлечь западных инвесторов. Последнее становится для них все более актуальным и доступным, поскольку в условиях стабилизации ситуации на российском рынке все больше западных инвесторов готовы вкладываться в российские компании, и, кроме того, зарубежные средства оказываются традиционно дешевле отечественных.
Проблема кредитования лизинговых компаний банками заключается также и в том, что обращаясь в банк, лизинговые компании сталкиваются с отсутствием специальной методики анализа финансового состояния и оценки рисков лизинговой
компании. В большинстве случаев лизинговую компанию рассматривают как обычного заемщика, не учитывая специфики ее деятельности.
Существует целый ряд причин, затрудняющих правильную интерпретацию значений общепринятых коэффициентов финансового анализа. Например, такая особенность лизингового бизнеса, как высокая доля заемных средств в структуре пассивов лизинговых компаний отрицательно сказывается на конечных показателях финансовой устойчивости и платежеспособности с точки зрения стандартных методик оценки. Лизингу также присуща низкая оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, связанная со сроками лизинговых сделок.
Еще один немаловажный фактор — это отсутствие у компании дополнительного обеспечения помимо объекта, передаваемого в лизинг, и прав на получение лизинговых платежей.
Эта проблема усугубляется и специфическими требованиями Центрального банка РФ. Согласно положению Центрального банка РФ от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» залоговое имущество по кредиту не следует обременять иными обязательствами с третьими лицами, иначе кредиты под такой залог относятся к пятой группе риска и требуют максимального резервирования. Однако именно в качестве такого обременения Центральный банк РФ рассматривает договор финансовой аренды в отношении актива, под который привлекается кредит.
Ассоциация «Рослизинг» по этому вопросу направляла запрос в Центральный банк РФ и получила ответ, что указанное требование не распространяется на недвижимое имущество, заложенное в рамках лизинговых контрактов. Однако по-прежнему остался невыясненным вопрос относительно движимых объектов финансовой аренды, на которые приходится основная часть лизинговых сделок.
Специфическими причинами и тенденциями, сдерживающими развитие лизингового бизнеса в регионах, являются:
— отсутствие достаточного уровня свободного финансового капитала для долгосрочных вложений, основная доля которого обращается в европейской части России;
— слабость местных лизинговых компаний, а также нежелание крупных российских лизинговых компаний продвигаться в регионы, поскольку им достаточно сложно оценить риски, особенно при работе в «узких» сегментах рынка;
— «фиктивный» лизинг. Некоторые местные лизинговые компании зачастую являются «карманными» компаниями крупных корпораций и в большей мере служат целям минимизации налогов;
— слабое участие региональной власти в развитии лизинговой деятельности.
Таким образом, эффективность лизинговой деятельности в России зависит от множества факторов. Основными из них являются: развитие нормативно-законодательной базы, совершенствование системы информационного обеспечения лизинговых отношений, развитие банковской кредитной системы, повышение профессионализма лизинговых компаний при работе с клиентами, продвижение на рынок лизинговых услуг новых лизинговых продуктов и т. д.
Список литературы
1. Васильев Н. М. Лизинг как механизм развития инвестиций и предпринимательства. М., 2007.
2. Вахрин П. И. Инвестиции: учебник. М., 2006.
3. Газман В. Д. Лизинг: теория, практика, комментарии. М., 2006.
4. Горемыкин В. А. Лизинг: учебник. М.: Филинъ, 2006.
5. Гладикова Ю. В., Штерна В. С. Лизинг для малых предприятий. М., 2006.
6. Долгушина Ю. Лизинг. М.: Бератор-Пресс, 2002.
ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ШЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:
www.dilib.ru