УДК 34
Хисамова Д.Ф.
студентка 3 курса магистратуры КФ Российский государственный университет правосудия (г. Казань, Россия)
Научный руководитель: Гурьянова В.В.
к.ю.н., доцент Российский государственный университет правосудия (г. Казань, Россия)
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация: в данной статье подробно рассматриваются изменения судебной системы Российской федерации на современном этапе. Объединение - одно из главных направлений судебной реформы. Главными направлениями развития судебной системы являются обеспечение финансовой и кадровой независимости суда. Одной из нерешённых задач остается формирование специализированных судов общей юрисдикции. В статье анализируются перспективы развития судебной системы и предположительные результаты.
Ключевые слова: судебная система, подсудность, суд, проблемы, перспективы развития.
Система органов государственной власти, находясь на длительном этапе в истории существования классового общества, выстраивалась согласно функций каждого государства, так как в них, была заложена и отражалась, воля социальных групп. Этим и составляется, суть государственной власти. В соответствии с присущим для определенных органов государства
функциональным назначением, можно выделить, различные ветви власти. Данные ветви, в зависимости от характера, а также полномочий их органов, осуществляют свою деятельность самостоятельно, в пределах собственной компетенции. Но при этом, происходит уравновешивание друг друга, а также взаимодействие друг с другом. Согласно положений и норм статей 10, 11 Конституции РФ от 1993 года, органы судебной власти, были отнесены, к числу государственной власти, вместе с Президентом РФ, Федеральным Собранием, а также Правительством РФ. Помимо этого, в качестве одной из принципиальных новелл Конституции РФ, было выделение в ней, самостоятельной главы, которая была посвящена судебной власти. Судебной властью, в структуре государственной власти любой из стран, занято особое место. С момента принятия новой Конституции РФ, роль судебной власти, в действующем государственном механизме России, смогла значительно изменится. В соответствии с закрепленным в статье 10 Конституции РФ принципу по разделению властей, судебная власть, выступает как независимая и самостоятельная ветвь государственной власти. Также, она является гарантом равновесия властей. Суд, в качестве органа, непосредственно осуществляющего судебную власть, является как своеобразный уравновешивающий механизм, арбитр, посредник, между исполнительной, и законодательной властями. В его негласную функцию, входит обязанность в определении степени допустимого вторжения, одной конституционной власти, в полномочия другой. Конституция 1993 года, существующие проблемы судебной защиты граждан, подняла до высшего правового уровня, так как ей было придано конституционное значение, принципам правосудия, ранее содержавшимся, в нормах уголовно-процессуального, а также гражданско-процессуального законов.
Обязанность судов - заключается в первую очередь, в адекватном и независимом применении права. А государства в целом - в неуклонном исполнении судебных решений.
Система органов государственной власти, находясь на длительном этапе в истории существования классового общества, выстраивалась согласно функций каждого государства, так как в них, была заложена и отражалась, воля социальных групп. Этим и составляется, суть государственной власти. В соответствии с присущим для определенных органов государства функциональным назначением, можно выделить, различные ветви власти. Данные ветви, в зависимости от характера, а также полномочий их органов, осуществляют свою деятельность самостоятельно, в пределах собственной компетенции. Но при этом, происходит уравновешивание друг друга, а также взаимодействие друг с другом. Согласно положений и норм статей 10, 11 Конституции РФ от 1993 года, органы судебной власти, были отнесены, к числу государственной власти, вместе с Президентом РФ, Федеральным Собранием, а также Правительством РФ. Помимо этого, в качестве одной из принципиальных новелл Конституции РФ, было выделение в ней, самостоятельной главы, которая была посвящена судебной власти. Судебной властью, в структуре государственной власти любой из стран, занято особое место. С момента принятия новой Конституции РФ, роль судебной власти, в действующем государственном механизме России, смогла значительно изменится. В соответствии с закрепленным в статье 10 Конституции РФ принципу по разделению властей, судебная власть, выступает как независимая и самостоятельная ветвь государственной власти. Также, она является гарантом равновесия властей. Суд, в качестве органа, непосредственно осуществляющего судебную власть, является как своеобразный уравновешивающий механизм, арбитр, посредник, между исполнительной, и законодательной властями. В его негласную функцию, входит обязанность в определении степени допустимого вторжения, одной конституционной власти, в полномочия другой. Конституция 1993 года, существующие проблемы судебной защиты граждан, подняла до высшего правового уровня, так как ей было придано конституционное значение,
принципам правосудия, ранее содержавшимся, в нормах уголовно -процессуального, а также гражданско-процессуального законов.
Обязанность судов - заключается в первую очередь, в адекватном и независимом применении права. А государства в целом - в неуклонном исполнении судебных решений.
Со становлением России в качестве правового государства, роль, а также значение судебной власти, будет все более возрастать. Судебная власть в современных условиях, для России, несомненно, является очень важной. Но она является важной не только своим существованием, но также и действительностью, и применимостью, в реальной жизни всего нашего общества.
Судебная власть к сожалению, все еще остается, слабым местом в государственной власти России. Принципы по судоустройству и судопроизводству, которые закреплены в Конституции РФ, реализуются с трудом. И в этом случае, ощущается противодействие, а также давление со стороны иных ветвей власти. Невзирая на провозглашенные правовые, а также социальные гарантии для судьи, таких как несменяемость, независимость, неприкосновенность, и т.п. Они зачастую, не способны в полной мере, быть обеспеченными, из-за отсутствия как технической, так и материальной базы. Кроме этого, в качестве большой проблемы для правосудия, на сегодняшнее время, стала коррумпированность судей.
Согласно мнения президента России, в весьма сложном и многогранном деле, направленном на поддержку авторитета судебной системы, все должны сыграть, свою роль - "как президент РФ, в качестве гаранта Конституции, так и судьи Конституционного суда РФ, так как они, тоже являются гражданами РФ, и представителями исполнительной власти, и представителями законодательной власти". Государство, будет оказывать содействие, увеличению авторитета судебной власти". То, что является необходимым делать по линии президентской
вертикали, также должно делаться и по линии исполнительной власти, для получения более полного эффекта.
Совершенствование, а также дальнейшее развитие судебной власти в РФ, видится на данный момент, в следующих тенденциях: дальнейшая теоретическая разработка, основных направлений в развитии судебной системы; повышение роли судейского сообщества, а также его органов, в предотвращении коррупции среди судей; укрепление судебной системы, посредством высококвалифицированных специалистов; выработать концептуальные подходы, для повышения эффективности деятельности, каждого из вида судов; критическое осмысление, а также корректирование регулирования деятельности тех лиц, которые оказывают для граждан и юридических лиц, помощь в решении юридических вопросов, так как в действующем виде, оно не в полной мере, обеспечивает доступ к правосудию; на законодательном уровне, обеспечить сочетание независимости судей, с ответственностью за принимаемые ими, судебные решения; усовершенствовать процедуру по отбору и подготовке судей; провести представителями всех ветвей власти, профилактические работы, среди населения, которые направлены, на формирование уважения граждан к власти, в целом, и судебной власти в частности.
Совершенствование, а также развитие российского законодательства, которое направлено, на обеспечение компетентности, независимости, беспристрастности судей. Оно должно осуществляться, учитывая не только российскую практику правоприменения, но также и международных договоров, и соответствующих соглашений.
В заключение, хотелось бы сказать о том, что только в той ситуации, в которой суды, станут по-настоящему независимыми, и начнут подчиняются только закону, и будет обеспечиваться подлинное уважение общества к суду, эффективная защита прав и свобод человека, гармония в интересах личности, общества, государства. Это имеет непосредственное отношение, также к задаче,
которая была поставлена создавшейся ситуацией перед судебной властью, а именно - преодоление правового нигилизма граждан, в России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Шаблинский, И.Г. Судебная власть и политический режим в России: некоторые аспекты взаимодействия - Политическая концептология: журнал метадисциплинарных исследований- 2016.- 163 с.
2. Фомин, А.А. Судебная власть при демократии - Ленинградский юридический журнал.- 2016.- 401 с.
3. Цыганаш, В.Н. Судебная власть: правовое содержание и место в правовом регулировании - Юристъ — Правоведъ.- 2016.- 254 с.
Hisamova D.F.
3rd year student of the magistracy Russian State University of Justice (Kazan, Russia)
Scientific advisor: Guryanova V.V.
Candidate of Law, Associate Professor Russian State University of Justice (Kazan, Russia)
PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN JUDICIAL SYSTEM
Abstract: this article discusses in detail the changes in the judicial system of the Russian Federation at the present stage. Unification is one of the main directions of judicial reform. The main directions of the development of the judicial system are to ensure the financial and personnel independence of the court. One of the unsolved tasks remains the formation of specialized courts of generaljurisdiction. The article analyzes the prospects for the development of the judicial system and the expected results.
Keywords: judicial system, jurisdiction, court, problems, development prospects.