Научная статья на тему 'Перспективы развития регионального рынка нефтепродуктов'

Перспективы развития регионального рынка нефтепродуктов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
386
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК НЕФТЕПРОДУКТОВ / НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ / ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ФАКТОРЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / РАЗВИТИЕ РЫНКА НЕФТЕПРОДУКТОВ / REGIONAL MARKET OF OIL PRODUCTS / OIL COMPANIES / OLIGOPOLISTIC MARKET / THE FACTORS OF OPERATION / THE DEVELOPMENT OF THE PETROLEUM PRODUCTS MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмиева Г. Р.

Оценка перспектив развития региональных рынков нефтепродуктов необходима для выработки управленческих мер по развитию конкуренции, применению антимонопольного законодательства, разработке и реализации программ демонополизации, оказанию селективной поддержки отдельным секторам региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for the development of the regional oil market

The estimation of prospects of development of the regional markets of oil products is necessary for development of administrative measures on competition development, antimonopoly law application, working out and realization of programs of demonopolization, rendering of selective support for separate sectors of regional economy.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития регионального рынка нефтепродуктов»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА НЕФТЕПРОДУКТОВ

АХМИЕВА Г.Р.,

старший преподаватель, Грозненский государственный нефтяной институт им. академика М.Д. Миллионщикова, e-mail: janna_achmeeva@mail.ru

Оценка перспектив развития региональных рынков нефтепродуктов необходима для выработки управленческих мер по развитию конкуренции, применению антимонопольного законодательства, разработке и реализации программ демонополизации, оказанию селективной поддержки отдельным секторам региональной экономики.

Ключевые слова: региональный рынок нефтепродуктов; нефтяная компания; олигополистический рынок; факторы функционирования; развитие рынка нефтепродуктов.

The estimation of prospects of development of the regional markets of oil products is necessary for development of administrative measures on competition development, antimonopoly law application, working out and realization of programs of demonopolization, rendering of selective support for separate sectors of regional economy.

Keywords: regional market of oil products; oil companies; oligopolistic market; the factors of operation; the development of the petroleum products market.

Коды классификатора JEL: L65, L11.

Рынок нефтепродуктов имеет свою специфику, обусловленную масштабом рынка, вниманием к нему со стороны государства и общественности, вовлеченностью в него значительного количества покупателей. Такая специфика выражается, прежде всего, в участии нефтепродукта в сфере обращения как фактора производства и как товара конечного потребления и, как следствие, в воздействии, которое оказывает динамика цен на нефтепродукты на инфляционные процессы в государстве.

Исследование перспектив развития региональных рынков нефтепродуктов обусловлено необходимостью разработки стратегий с учетом общих социально-экономических тенденций развития российской экономики и региональной специфики на основе использования мирового и отечественного опыта развития отраслей топливно-энергетического комплекса.

К 2000 году одним из инструментов передела рынков сбыта нефтепродуктов стали соглашения ВИНК с региональными администрациями. Более чем половина субъектов Российской Федерации имеет такого рода соглашения, заключенные, в частности, с такими нефтяными компаниями, как «ЛУКОЙЛ», «СИДАНКО», «Роснефть» и «Сургутнефтегаз». Привлекательность регионов определялась местоположением нефтеперерабатывающих заводов, как основных поставщиков нефтепродуктов. От этого, в частности, зависит возможность экономии трансформационных и трансакционных издержек. Привлекательность регионов определяется и концентрацией промышленных предприятий, имеющих возможности оплаты «живыми» деньгами.

Таким образом, региональные рынки нефтепродуктов разделены между вертикально интегрированными нефтяными компаниями по территориальному признаку. Потенциально конкурентный сегмент оптового рынка нефтепродуктов искусственно сужен. Нефтяные компании, владеющие более чем 80 процентами ресурса нефтепродуктов, не торгуют друг с другом, не конкурируют в регионах, ставят дискриминационные условия для независимых участников рынка и осуществляют поставку нефтепродуктов со своих нефтеперерабатывающих заводов сбытовым компаниям, находящимся в других регионах, несмотря на расположенные рядом нефтеперерабатывающие заводы других нефтяных компаний [1].

Отсутствие конкурентных отношений приводит к неэффективному использованию транспортной инфраструктуры, перекрестные и встречные потоки поставок дополнительно загружают дефицитные мощности железнодорожного и трубопроводного транспорта.

Ограничение свободного доступа иных участников рынка к объемам ресурса нефтяных компаний, а также отсутствие открытых торгов по продаже нефтепродуктов препятствуют развитию конкуренции на

© Г.Р. Ахмиева, 2010

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА НЕФТЕПРОДУКТОВ

183

оптовом рынке нефтепродуктов, не позволяют сформировать общепризнанные ценовые индикаторы как рынка нефти, так и рынка нефтепродуктов.

Необходимо отметить, что специфика функционирования региональных рынков состоит в том, что они не являются устоявшимися структурами в рамках одной территории.

Следует иметь в виду также, что региональные рынки не являются абсолютно замкнутыми и, соответственно, совершенно обособленными друг от друга, так как их приграничные участки могут взаимопе-рекрываться, что выступает фактором развития конкуренции.

Развитие локальных рынков нефтепродуктов обусловлено заменой централизованной системы распределения нефтепродуктов различными региональными схемами.

Выход какой-либо компании на тот или иной региональный рынок будет зависеть от ряда факторов, основные из которых следующие:

♦ наличие на данной территории своего нефтеперерабатывающего завода и системы нефтепро-дуктообеспечения, их удаленность друг от друга, стоимость транспортировки;

♦ наличие систем нефтепродуктообеспечения конкурентов, связанный с этим уровень конкуренции;

♦ уровень развития рыночной инфраструктуры региона.

Перечисленные выше моменты являются факторами функционирования региональных рынков в большей степени со стороны предложения, в то время как существуют еще и факторы спроса. Как известно, основными потребителями нефтепродуктов выступают промышленность и сельское хозяйство, следовательно, объем платежеспособного спроса на нефтепродукты, динамика их потребления, будут зависеть в основном от того, в каком социально-экономическом положении находится регион в целом, указанные отрасли в частности, какова доля крупных предприятий в производственной структуре региона и какова степень концентрации промышленного производства.

Таким образом, развитие региональных рынков нефтепродуктов в настоящее время обусловливается географическими, территориальными, социально-экономическими особенностями регионального развития, а также его динамикой.

При этом к основным проблемам развития рынка нефтепродуктов как сектора регионального товарного рынка можно отнести недостаточный уровень развития институционализации, в том числе регионального законодательства и антимонопольной политики, несовершенство программ содействия предпринимательству, реализуемых в данной сфере деятельности [4, 5, 6].

Как показывают исследования, рынок нефтепродуктов, как правило, является олигополистическим. Особой чертой таких рынков является постоянная «игра» его участников друг с другом. Все игроки на топливном рынке полностью взаимозависимы.

Следует отметить, что олигополистические рынки представляют для экономики страны наибольшую опасность с точки зрения «разгона» инфляции. Именно на них в первую очередь и растут цены. Эти рынки настолько сложны по своей структуре, что государство их практически не может контролировать [3].

В связи с этим особое значение в России в целом и регионах приобретает стратегическое управление региональными рынками. Низкий уровень взаимодействия предприятий в региональных экономических системах, характерный для России, при низкой централизации управления, стал одним из факторов, деформирующих региональные рынки и снижающих конкурентоспособность российских предприятий. Отсутствие стратегического управления региональными экономическими системами сдерживает экономический рост регионов, повышение качества жизни населения и вызывает центробежные тенденции «обособления» региональных рынков.

Все это приводит к выводу о необходимости дальнейшего развития методологии управления региональными рынками в регионах. Эта методология должна, с одной стороны, отражать специфические условия трансформации российской экономики, с другой — позволять адекватно реагировать на быстрые и неожиданные изменения. Чтобы определить направления развития методологии управления региональными рынками, необходимо:

♦ выявить тенденции эволюции теоретических представлений о рынках и на этой основе идентифицировать особенности современного этапа экономического развития страны;

♦ разработать концепцию стратегического управления региональными рынками, адекватную российским экономическим условиям и ориентированную на экономический рост.

Управление региональными рынками в переходной экономике понимается как разработка и реализация стратегий их формирования и развития. Оно предполагает координацию действий участников рынка с помощью рыночного механизма, который при определенных условиях обеспечивает наилучшее распределение ресурсов, а также мотивацию участников рынка для преодоления неизбежного конфликта интересов.

Формирующиеся региональные рынки нестабильны, и периоды высокой доходности бизнеса быстро сменяются периодами низкой рентабельности, в связи с чем одной из важнейших функций управления рынками становится поддержание их стабильности и приемлемой доходности [2, 7].

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3

184

Г.Р. АХМИЕВА

ЛИТЕРАТУРА

1. Градов А.П., Кузин Б.И., Медников М.Д., Соколицын А.С. Региональная экономика. СПб.: Питер, 2003.

2. Грайфер В.И. Нефтяной рынок России и стран СНГ. Прил. к справ. «Нефтяная промышленность РФ 1998, 1999 гг.» Т. 1. Добыча и переработка нефти / В.И. Грайфер, А.А. Козорев. М.: ВНИИОЭНГ, 2000.

3. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: 3-е изд. М.: ГУ-ВШЭ, 2003.

4. Григорьева Д.С., Забелин Д.А. Региональные рынки нефтепродуктов России. М.: ООО «ИнфоТЭК-КОНСАЛТ», 2001.

5. Дельман О.А. Региональный рынок нефтепродуктов в современных условиях / О.А. Дельман, А.Е. Яковлев. Чебоксары: Чуваш. гос. ун-т им. И.Н. Ульянова, 2001.

6. НовоселовА.С. Теория региональных рынков. Новосибирск: Сибирское соглашение Феникс, 2002.

7. Региональные рынки нефтепродуктов // Инфо-ТЭК: аналитика, документы, факты. 2004. № 1. С. 90-120.

8. Черкасов Г.И. Рынок. Регулирование рынка. М.: ЮНИТИ, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.