Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
151
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ПРОКУРОР / ПРОВЕРКА ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ / ПРОКУРОРСКИЕ ПОЛНОМОЧИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахметянов Д.М.

Рассмотрены основные задачи и актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законодательства, определены некоторые направления повышения эффективности деятельности прокуроров при реализации надзорных полномочий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF PROSECUTOR'S SUPERVISION OVER THE IMPLEMENTATION OF LEGISLATION

The main tasks and topical problems of prosecutorial supervision over the implementation of legislation are considered, some directions for increasing the efficiency of prosecutors in the exercise of supervisory powers are identified.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

УДК: 4414

Ахметянов Д.М. студент бакалавриата Уфимский университет науки и технологий

Россия, г. Уфа

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Рассмотрены основные задачи и актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законодательства, определены некоторые направления повышения эффективности деятельности прокуроров при реализации надзорных полномочий

Ключевые слова: прокурорский надзор, прокурор, проверка исполнения законов, прокурорские полномочия.

Akhmetyanov D.M. undergraduate student Ufa University of Science and Technology

Russia, Ufa

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF PROSECUTOR'S SUPERVISION OVER THE IMPLEMENTATION OF LEGISLATION

The main tasks and topical problems of prosecutorial supervision over the implementation of legislation are considered, some directions for increasing the efficiency ofprosecutors in the exercise of supervisory powers are identified.

Keywords: prosecutorial supervision, prosecutor, verification of the implementation of laws, prosecutorial powers.

Прокурорский надзор за исполнением законов является фундаментом надзорной деятельности прокурора. Именно в данной сфере находит проявление деятельность прокуратуры по обеспечению главенства закона, охране прав и свобод человека, общественных и государственных

В Федеральном законе «О прокуратуре РФ» поставлены следующие задачи воплощения прокурорского надзора за исполнением законов:

— обязательное вмешательство прокурора в связи с поступившей информацией о нарушении законов и принятии мер по устранению нарушения законов и реагирование на факт нарушений;

— предупреждение правонарушений;

— обеспечение неотвратимости ответственности за нарушение;

— доведение до населения через СМИ информации о принятых мерах по выявленным фактам нарушений закона, принятых мерам по их

устранению, мерах ответственности, состоянии динамики правонарушений в регионах;

— выявление пробелов действующего законодательства и потребностей в нормативном регулировании общественных отношений;

— повышение культуры чиновников, должностных лиц, руководителей государственных органов всех уровней, которые издают правовые акты и совершают юридически

значимые действия.

В качестве основных мер, способствующих успешной деятельности прокуратуры по надзору за исполнением законов, являются:

— глубокое и детальное изучение поступающей в прокуратуру информации о нарушениях законов;

— оценка нормативных актов с позиции их соответствия Конституции РФ и законам РФ;

— анализ различного рода материалов, статистических данных о работе поднадзорных объектов, которые также могут содержать сведения, указывающие на необходимость проведения проверок как своими силами, так и привлечением контролирующих органов

Необходимо отметить, что в целях совершенствования надзорной деятельности в названной сфере следует исключить возможность дублирования полномочий органов контроля федерального, субъектового и муниципального уровня, поскольку это значительно увеличивает административную нагрузку на предпринимателей.

Кроме того, представляется необходимым определить основания для возбуждения административного расследования, поскольку такой регламентации также позволяет органам контроля избегать прокурорского надзора подменяя проведение внеплановых проверок такими расследованиями, при том не всегда обоснованно, а также законодательно определить запрет на выдачу предписаний по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, так как такие предписания впоследствии могут служить основанием для проведения внеплановых проверок предпринимателей, тогда как их выдача не связана с контрольной (надзорной) деятельность государственного органа.

В связи с выдачей таких предписаний сотрудники органов контроля привлекаются к административной ответственности, поскольку запрет на выдачу предписаний в ходе рассмотрения дел об административных правонарушениях определен в разъяснениях Верховного суда РФ, однако не в законодательных актах.

Сходные изменения в значительной степени увеличат объём исполняемой прокурором работы, но вместе с тем позволят снизить негативные последствия от самовольности органов контроля (надзора) и, тем самым, снизить административное влияние на бизнес

Одним из главных в прокурорской деятельности в настоящее время является вопрос об организации и проведении надзорных проверок: обеспечения их подобающего качества и результативности. вдобавок значимость этого надзорно-правового средства прокуратуры столь значима, что нередко отождествляется с работой прокуроров в целом. Многочисленные ученые и практики работу по осуществлению проверок относят к доле ключевых индикаторов реального применения полномочий прокурора по надзору за исполнением законов

Приводя слова профессора В. Ястребова, работа по организации производства определенных прокурорских проверок относится к числу первостепенных элементов организационного обеспечения действенного использования полномочий прокурора по надзору за исполнением законов. По его мнению, именно обеспечению результативности прокурорских проверок, по существу, подчинена целиком организация работы прокуратуры на рассматриваемом направлении.

Традиционно осуществляемый Академией Генеральной прокуратуры РФ исследование состояния законности и правопорядка в стране, а вдобавок работы органов прокуратуры по их укреплению показывает, что несмотря на улучшение правовой определенности по многим аспектам организации и проведения прокурорских проверок исполнения законов, а также присутствие предметных научных разработок, практика проверок складывается все еще не без сложностей.

Например, ведомы случаи обращений прокуроров в суды на основании материалов проверок, оформленных ненадлежащим образом (уведомление о проведении прокурорской проверки направлялось простой корреспонденцией; взамен утвержденного по завершению проверочных мероприятий акта суду предъявлялась «Справка о проведении проверки», в которой отсутствовали все необходимые удостоверяющие подписи; документально не подтверждалось выполнение обязанности по доведению подобного акта до сведения проверяемых).

необходимо дальнейшее пересматривание и выработка новых, сообразных реалиям нынешней действительности научных представлений о последующем совершенствовании института прокурорской проверки исполнения законов, на которую сейчас сваливается основная нагрузка в механизме реализации полномочий прокуроров по обеспечению законности.

Важно отметить, что необходимым условием проведения любой проверки в порядке общего надзора является информация о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Указанное требование регламентировано ст. 21 Закона о прокуратуре РФ и действующим приказом Генпрокуратуры России от2007 № 195 (ред. от 01. 2015) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».

Приказом Генеральный прокурор ориентирует прокуроров на строжайшее обеспечение надзора за соответствием конституций республик, уставов, законов, нормативных правовых актов субъектов РФ, а также уставов муниципальных образований Конституции РФ и федеральным законам. Кроме того, в нем указывается, что в целях устранения принятия законодательными (представительными) органами субъектов РФ законов и иных нормативных актов, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству, поправить необходимое взаимодействие органов прокуратуры с представительными органами, гарантировать прямое

участие прокуратуры в правотворческом процессе (разработка законопроектов, имеющих базисное значение, разработка заключений на законопроекты, выступления на заседаниях и др.

Проверки исполнения законов Генеральный прокурор призывает проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.д.), а также иных материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий.

В качестве повода для прокурорских проверок рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а вдобавок иные материалы, содержащие достаточные сведения о нарушениях закона.

Таким образом, подводя итоги, в определении перспектив развития прокурорского надзора за исполнением законодательства нужно отметить, что в современных условиях прокурорский надзор представляется важнейшей гарантией обеспечения законности в стране. Нынешние обстоятельства требуют реализации зачастую еще более трудоемких и совершенных научно-обоснованных подходов к решению ответственных задач в сфере надзорных отношений, а потому необходимым является правильное истолкование реальных тенденций и потребностей прокурорского надзора. При реализации своих полномочий прокуроры должны помнить, что, отстаивая законность, личным примером подтверждая непоколебимость законоположений, они воспитывают уважение к праву, без которого не могут быть реализованы в полной мере подобные основополагающие принципы правового государства, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, гарантирована надежная защищенность публичных интересов.

Использованные источники: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О

совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» (206 изменений))

2. Федеральный закон Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»

3. Абдулин, Р. С. Прокурорский надзор в Российской Федерации. — Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2016.

4. Маматов, М. В. Проблемы прокурорского надзора за соблюдением прав потребителей: монография. — М., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.