Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 26 (207).
Экономика. Вып. 28. С. 81-86.
Л. Л. Божко
перспективы развития приграничных регионов в контексте карты индустриализации Казахстана
Рассмотрены вопросы экономического развития регионов казахстанско-российского порубе-жья. В развитии приграничных регионов важную роль играет инвестиционная составляющая. Приводится сравнение экономического развития регионов казахстанско-российского периметра на пространстве Республики Казахстан. Выделены основные параметры неоднородности приграничного пространства.
Ключевые слова: приграничные территории, пограничное пространство, инвестиции, регион, взаимодействие, пространство, карта индустриализации страны, порубежье.
Экономическое развитие приграничных регионов связано с особенностями их положения у границы. Оно может стимулировать или затруднять развитие региона. В его влиянии проявляется действие совокупности внутренних и внешних факторов. Синергетика этих факторов может вызвать чистый приток в регион ресурсов развития, а также может вызвать их чистый отток. Все это оказывает влияние на экономический рост и связанные с ним качественные изменения в структуре региональной экономики.
Из 14 областей Республики Казахстан 12 являются приграничными. Протяженность государственной границы Республики Казахстан по суше составляет 13 300,9 км, в том числе с Россией — 7500 км (51,96 %), Узбекистаном — 2 331 км (21,05 %), Китаем — 1 781,3 км (14,93 %), Кыргызстаном — 1 241,8 км (9,08 %) и Туркменистаном — 426,8 км (2,98 %) [1].
Граница между Казахстаном и Россией является уникальным, не имеющим аналогов политико-географическим феноменом евразийского и мирового масштаба. По своей протяженности эта самая длинная в мире сплошная сухопутная граница, к которой добавляется небольшой участок на Каспийском море.
С Российской Федерацией граничат семь регионов Республики Казахстана: Атырауская, Западно-Казахстанская, Актюбинская, Коста-найская, Северо-Казахстанская, Павлодарская и Восточно-Казахстанская области.
Геоэкономической особенностью приграничных регионов Казахстана и России в отличие от других приграничных сегментов является то, что они благоприятно расположены относительно национальных рынков и одновременно к рынкам друг друга.
Значительные внешние сухопутные границы и достаточно развитые транспортно-коммуни-
кационные связи ориентируют экономику приграничных регионов на рынки сбыта соседних государств, обладающих большей емкостью.
Для приграничных регионов, расположенных в стороне от основных международных транзитных коридоров, развитие внешнеэкономических связей с соседними странами компенсирует их удаленность от основных мировых рынков.
Динамичное развитие крупных приграничных городов и территорий способствует притяжению к ним ресурсов и миграционных потоков трудоспособного населения из близлежащих регионов сопредельных стран, что положительно влияет на демографический и экономический потенциал страны [2].
Региональная динамика инвестиций во многом предопределяет распределение производственного валового продукта по регионам. Увеличение (уменьшение) доли региона в ВРП происходит при условии, когда он имеет более высокую (низкую) долю в инвестициях в основной капитал и эта доля сохраняется в течение определенного периода времени. С этим, в частности, связан рост доли в казахстанском ВРП Атырауской, Актюбинской и ЗападноКазахстанской областей.
В 2008 г. в рассматриваемых приграничных регионах осуществлено 44% всех казахстанских инвестиций в основной капитал [5]. Наиболее крупные вложения были произведены в Атырауской области (826 373 млн тенге), практически в 3 раза меньше — Актюбинской (287 212 млн тенге) и Западно-Казахстанской (225 963 млн тенге) областях.
За 2000-2008 гг. количество регионов с наиболее и наименее активной инвестиционной деятельностью практически не изменилось. В то же время несколько изменилось положение
регионов, находящихся в промежуточных диапазонах инвестиционной активности.
Наблюдается региональная дифференциация инвестиционной деятельности, значительный рост межрегиональных различий: в СевероКазахстанской области средний индекс инвестиций в основной капитал на душу населения по отношению к среднеказахстанскому в рассматриваемом периоде составил 23,7, а в Атырауской области — 783,19.
Увеличилось число приграничных регионов с индексом инвестиций в основной капитал на душу населения ниже среднеказахстанского уровня — это Северо-Казахстанская, Коста-найская и Восточно-Казахстанская области. Данные регионы с 2001 г. устойчиво занимали низшие позиции в кластере регионов казахстанско-российского порубежья.
Серединное положение по показателю индекса инвестиций в основной капитал на душу населения в разные годы занимала Павлодарская область (2001, 2003, 2005, 2008 гг.).
В группе свыше 100 единиц практически стабильно находятся Атырауская, Западно-Казахстанская и Актюбинская области. Наибольшее превышение уровня среднеказахстанского показателя в 2008 г. наблюдается в Атырауской области (617,98), далее следуют Актюбинская (151,05) и Западно-Казахстанская (136,77) области.
В региональном аспекте следует отметить значительные контрасты в распределении и прямых иностранных инвестиций, т. к. в некоторых приграничных регионах они либо отсутствуют, либо их объемы имеют символический характер.
Среди рассматриваемых регионов по объемам ПИИ ведущее место устойчиво занимают Атырауская (наибольший удельный вес в общем объеме ПИИ) и Западно-Казахстанская области.
В 2008 г. количество действующих совместных и иностранных предприятий в Атырауской области составило 475, на которых задействовано 33 986 человек. Среди крупных стран-инвестров отмечают США, Нидерланды, Великобританию, Либерию, Турцию, Францию, Японию и Россию [4].
Созданное на базе всемирно известной компании «Шеврон Оверсиз компани» и казахстанского ПО «Тенгизнефтегаз» совместное казахстанско-американское объединение «Тенгиз-шевройл» предусматривает освоение капиталовложений в объеме 30 млрд долл. В настоящее
время ведется наращивание добычных и нефтеперерабатывающих нефтехимических мощностей. Согласно контракту объем годовой добычи предусматривается довести до 35 млн т и в течение 40 лет (срок контракта) извлечь 775 млн т нефти.
Освоение месторождения Тенгиз ведет к созданию нового промышленного района, развитию инфраструктуры, социальной и культурной сфер, подъему экономического потенциала региона.
С целью ускорения оценки перспектив не-фгегазоносности казахстанского сектора Каспийского моря и целенаправленного освоения морских месторождений образован Международный Консорциум, куда вошли известные западные нефтяные компании: Agip (Италия), British Gas (Англия), альянс British Petroleum Statiol (Великобритания-Нидер-ланды), Mobil (США), Shell (Нидерланды), Total (Франция), от Республики Казахстан — ГК «Казахстанкаспийшельф». В настоящее время в области ведутся интенсивные работы по проекту освоения шельфа Каспийского моря.
На основании прогнозных расчетов и стратегии развития Атырауской области добыча нефти в 2010 г. должна достигнуть 65 млн т в год, к 2030 г. эта цифра возрастет до 74-75 млн т. Следовательно, для обеспечения роста добычи в таких объемах потребуется приток значительных инвестиций. По самым минимальным расчетам предстоит привлечь и освоить порядка 130 млрд долл. [4].
Иностранные инвестиции имеют стратегическое значение и для развития ЗападноКазахстанская области, в частности топливно-энергетического комплекса. Динамика этих инвестиций больше определяется логикой развития проектов. Если в 2001 г. объем иностранных инвестиций составлял 181,2 млрд тн, что занимало 91,4 % объема всех инвестиций области, то к 2006 г. эта сумма составила 58,3 % со снижением доли до 58,8 % от общего объема инвестиций по области, что было связано в основном с завершением 2-го этапа развития Карачаганакского месторождения. Развитие 3-й и 4-й фазы Карачаганакского месторождения со строительством нового газоперерабатывающего завода потребует инвестирования до 10 млрд долл. США до 2012 г.
В 2008 г. по источникам привлечения инвестиций отмечается рост иностранных инвестиций
в Актюбинской области (в 3,5 раза), который составил 50,6 млрд тн.
В остальных рассматриваемых приграничных регионах Казахстана иностранные инвестиции имеют преимущественно волнообразный характер. Проекты после завершения их реализации не сменяются новыми большей стоимости. За крупными проектами чаще всего следуют небольшие, и наоборот, на смену небольшим иностранным инвестиционным проектам со временем могут прийти более крупные.
В прогнозном периоде определенные перспективы открываются перед приграничными регионами в связи с принятием Карты индустриализации, подготовленной в рамках Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 гг.
В целом, в рамках Карты индустриализации Казахстана рассматривались 385 проектов, из которых были отобраны 237 проектов на общую сумму 7,3 трлн тн, с созданием более 200 тыс. рабочих мест (87 тыс. новых постоянных рабочих мест и 149 тыс. рабочих мест на период строительства) [6].
Особенностью Карты индустриализации является ее деление на республиканскую и региональную. Критериями отбора инвестиционных проектов являлись: экспортоориентированность, производство продукции с высокой добавленной стоимостью, высокая производительность труда, сокращение энергопотребления, развитие казахстанского содержания, внедрение инноваций и передовых технологий.
В республиканскую Карту индустриализации включен 101 проект (общей стоимостью 6,7 трлн тн), реализация которых зависит от центральных исполнительных органов и национальных холдингов. Данные проекты получили положительные отраслевые заключения, прошли рассмотрение и обсуждение на Республиканском координационном совете и Государственной комиссии по модернизации экономики Казахстана.
В региональные Карты индустриализации, где основная роль в инициировании проектов и их рассмотрении на региональных координационных советах принадлежит акиматам, включены 136 проектов на сумму 490 млрд тн.
В отраслевом разрезе больше всего проектов планируется реализовать в агропромышленном комплексе (54 проекта), 37 проектов в металлургии, 34 — в стройиндустрии, 27 — в химии и фармацевтике, 21 — в энергетике, 19 — в машиностроении, 14 инфраструктурных проектов, 18 — в нефтепереработке.
Значимые, но недостаточно проработанные проекты вошли в категорию перспективных, которые являются ближайшим резервом для последующего наполнения Карты индустриализации, и будут рекомендованы институтам развития, банкам, иностранным инвесторам для решения вопросов их финансирования.
В перспективном периоде в экономику регионов казахстанско-российского порубежья будет привлечено 3 279 724 млн тн, что составляет 48 % от общего объема инвестиций, рассчитанных в рамках Карты индустриализации Казахстана (таблица).
Карта индустриализации страны в разрезе регионов казахстанско-российского порубежья [6]
Область Количество проектов Объем инвестиций
млн тн %
Атырауская 10 1 346 079 41,0
Актюбинская 31 448 879 13,7
Западно -Казахстанская 9 88 308 2,7
Костанайская 17 193 379 5,9
Северо -Казахстанская 13 25 047 0,8
Павлодарская 19 715 721 21,8
Восточно-Казахстанская 22 462 311 14,1
Итого 121 3 279 724 100
По объему инвестиций (41 % от общего объема инвестиций, приходящихся на рассматриваемые приграничные регионы) приоритетное положение занимает Атырауская область.
В перспективном периоде политика государства будет сфокусирована на стимулировании развития производств более высокой добавленной стоимости, формировании вспомогательного, обслуживающего и перерабатывающего блоков малых и средних предприятий через аутсорсинг и усиление местной составляющей в крупных проектах, а также на формировании кластеров вокруг крупных системообразующих компаний за счет объединения усилий обслуживающих и вспомогательных предприятий.
Такой подход позволит достичь широкого мультипликативного эффекта от развития нефтегазового сектора на сопряженные отрасли внутренней экономики с его активным внедрением в национальный воспроизводственный процесс.
С этой целью предусмотрена реконструкция вакуумного блока (мощностью 1,8 млн тн/год) установки ЭЛОУ-АВТ-3 и установки замедленного коксования (мощностью 1,0 млн тн/год) Атырауского НПЗ.
В регионе планируется создание нефтехимических производств по глубокой переработке углеводородного сырья для выпуска базовой и с высокой добавленной стоимостью нефтехимической продукции с использованием технологий взаимодействия продукции глубокой переработки с продуктами первичной переработки НПЗ, ГПЗ. В Республиканскую карту индустриализации включены следующие проекты:
— интегрированный газохимический комплекс по производству базовой нефтехимической продукции мощностью 1,3 млн т продукции в год, предусматривающий переработку углеводородного газа Тенгизского месторождения (срок реализации проекта: 2009—2014 гг.);
— строительство комплекса на Атырауском НПЗ по производству ароматических углеводородов — бензола — 133 тыс. тн/год, параксилола — 496 тыс. тн/год.
В региональной карте индустриализации обозначены проекты, общая стоимость которых составляет 14 699 млн тн.
Второе место по объему инвестиций (21,8 % от общего объема инвестиций, приходящихся
на рассматриваемые приграничные регионы) занимает Павлодарская область.
В Павлодарской области будет увеличено производство первичного алюминия на 125 тыс. т; также планируется начать строительство нового завода по производству первичного алюминия мощностью 250 тыс. т в год (стоимость проекта 74 700 млн тн).
В регионе предусмотрено создание Индустриальной зоны для размещения не менее шести малотоннажных производств, с ежегодным объемом производства до 15 тыс. т алюминиевой катанки, 20 тыс. т проката, 10 тыс. т профиля и 50 тыс. т сплавов.
В области химической и фармацевтической промышленности запланированы организация производства хлора и каустической соды мембранным методом мощностью 30 000 т в год (№ОН 100 %), реконструкция и строительство фармацевтического и медицинского заводов.
В машиностроении намечена организация производства стрелочных переводов и обработки железнодорожных колес в г. Экибастуз (стоимость проекта 9458 млн тн).
Предусмотрена реализация следующих проектов в области энергетики:
Экибастузская ГРЭС-2 (строительство блока № 3). Стоимость проекта — 118,3 млрд тн; мощность — 525 МВт; сроки реализации проекта — 2010—2014 гг.
Экибастузская ГРЭС-1 (восстановление блока № 8). Стоимость проекта — 23,4 млрд тн; мощность — 500 МВт; сроки реализации проекта — 2010—2012 гг.
462 311 млн тн, или 14,1 % от общего объема инвестиций, приходящихся на рассматриваемые приграничные регионы, будут направлены в экономику Восточно-Казахстанской области.
В регионе запланированы следующие проекты: производство концентрата меди — 500 тыс. т/год, медеплавильный завод — 25 тыс. т/год; производство губчатого титана — 16 тыс. т/год; катодной меди — 70 тыс. т/год.
Планируется реализация двух проектов в строительной индустрии и формирование вокруг них сети поставщиков: строительство цементного завода по «сухому способу» — 1000 тыс. т/год, организация цеха по производству полиэтиленовых труб на ТОО «Усть-Каменогорский завод полиэтиленовых труб».
В машиностроении предполагается модернизация действующих предприятий с целью созда-
ния гибких производств по расширению выпускаемого ассортимента и освоение новых видов машиностроительной продукции; организация крупных сборочных производств с увеличением уровня локализации через освоение производства деталей и комплектующих. В данном направлении в регионе планируется реализация инвестиционных проектов общей стоимостью 91 173 млн тн.
В химической и фармацевтической промышленности запланированы: реконструкция завода медицинских препаратов ТОО «Фармацевтическая компания “Ромат”», производство полимерных и композиционных материалов, направленное на замещение импортной продукции в городе Усть-Каменогорске, создание производства радиационносшитого полиэтилена и термоусаживаемых манжет и лент, создание производства взрывчатых веществ.
Четвертое место по объему инвестиций (13,7 % от общего объема инвестиций, приходящихся на рассматриваемые приграничные регионы) занимает Актюбинская область.
В регионе предусмотрена реализация следующих проектов:
— увеличение производства высокоуглеродистого феррохрома на 270 тыс. т в год с использованием инновационных технологий АО «ТНК “Казхром”» (стоимость проекта 117 649 млн тн);
— обогатительная фабрика № 2 по переработке медно-, медноцинковых руд;
— обогатительная фабрика по переработке золотосодержащих руд на месторождении «Юбилейное» и строительство рудника;
— подземный рудник-шахта на месторождении «Восход»;
— освоение Велиховского месторождения железных руд со строительством обогатительной фабрики.
Также запланированы проекты в области нефтепереработки, инфраструктуры нефтегазового сектора и строительной индустрии.
193 379 млн тн, или 5,9 % от общего объема инвестиций, приходящихся на рассматриваемые приграничные регионы, будут направлены в экономику Костанайской области.
В Костанайской области планируется создать малотоннажное производство по выпуску специальной стали мощностью не менее 200 тыс. т/год; увеличить годовой объем производства стального проката на 450 тыс. т; освоить производство гранулированного чугуна 500 тыс. т/год, горячего
брикетированного железа — 1,4 млн т/год, рельсовой продукции до 100 тыс. т/год.
Крупным проектом является организация сборочного производства комбайнов — 800 ед. в год, дорожно-строительной техники — 200 ед. в год и автобусов — 300 ед. в год, производство деталей и комплектующих.
Шестое место по объему инвестиций (2,7 % от общего объема инвестиций, приходящихся на рассматриваемые приграничные регионы) занимает Западно-Казахстанская область.
В Республиканскую карту индустриализации включен проект по строительству Уральской ГТЭС общей стоимостью 8 353 млн тн. В региональной карте обозначены проекты в области нефтепереработки, АПК и сельхозпереработки, металлургии, машиностроении и строительной индустрии.
Наименьший объем инвестиций приходится на Северо-Казахстанскю область (0,8 % от общего объема инвестиций, приходящихся на рассматриваемые приграничные регионы).
Таким образом, следует отметить, что по объему инвестиций в основной капитал на душу населения по отношению к среднему по стране уровню в приграничных регионах наблюдается наибольший разброс, связанный с особенностями их географического расположения и обеспеченностью ресурсной базой.
Порубежье характеризуется незначительной привлекательностью и для иностранных инвесторов. Наиболее привлекательные для иностранных инвесторов регионы либо богатые природными ресурсами, либо имеют крупный экспортный потенциал и емкий региональный рынок. Большинство же приграничных регионов несколько удалены от потенциальных инвесторов, для них характерны малоемкие региональные рынки и неблагоприятный инвестиционный климат вследствие слабо развитой инфраструктуры.
Инвестиционная политика и приоритеты операторов государственного сектора в приграничных регионах будут сконцентрированы и сфокусированы на потребностях индустриального развития.
В перспективном периоде в регионах казахстанско-российского порубежья индустриальная модернизация, как правило, будет определяться развитием традиционных экспортоориентированных отраслей экономики, а также сопутствующих отраслей, ориентированных на спрос этих
секторов, на основе интенсификации факторов производства.
Размещение производств традиционных и ориентированных на внутренний спрос секторов будет осуществляться в сложившихся центрах локализации, в привязке к источникам сырья, электроэнергии и транспортной инфраструктуре или вблизи рынков сбыта.
Развитие новых экспортоориентированных производств в сфере агропромышленного комплекса и легкой промышленности, учитывая требования к квалификации работников этих секторов и относительно низкую мобильность трудовых ресурсов страны, будет осуществляться в традиционных для этих отраслей приграничных регионах с ориентацией на рынки крупных городов.
Список литературы
1. Вардомский, Л. Б. Российское порубежье в условиях глобализации / Л. Б. Вардомский. М. : Либроком, 2009. 216 с.
2. Перская, В. В. Экономическая идеология и внешнеэкономическая политика России / В. В. Перская. М. : Анкил, 2007. 216 с.
3. Кузнецов, А. В. Интернационализация российской экономики: Инвестиционный аспект / А. В. Кузнецов. М. : КомКнига, 2007. 288 с.
4. Мировая экономика: прогноз до 2020 года / под ред. А. А. Дынкина. М. : Магистр, 2008. 492 с.
5. Регионы Казахстана в 2007 году : стат. сб. / под ред. А. Е. Мешимбаевой. Астана, 2008. 438 с.
6. Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010—2014 гг.