Научная статья на тему 'Перспективы развития приграничного сотрудничества России и Европейского Союза'

Перспективы развития приграничного сотрудничества России и Европейского Союза Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
106
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития приграничного сотрудничества России и Европейского Союза»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

24 июня в Москве, в Институте Европы РАН, состоялся научный семинар "Границы и приграничное сотрудничество в отношениях России и ЕС". Экспертная встреча была организована Институтом Европы РАН, московским представительством Фонда Ф. Эберта и Ассоциацией европейских исследований. Дискуссия была посвящена следующим темам: перспективы взаимодействия России и ЕС в рамках новых программ приграничного сотрудничества до 2013 года; роль приграничного сотрудничества в социально-экономическом развитии территорий и в усилении гуманитарных связей регионов; обеспечение безопасности границ и борьбе с трансграничной преступностью; перспективы установления безвизового режима между Россией и ЕС; новая стратегия ЕС в Балтийском регионе и её взаимодействие с уже существующими программами сотрудничества, а также деятельность еврорегионов с участием территорий России и ЕС.

С приветственным словом выступили Н.П. Шмелёв - директор Института Европы РАН, Фернандо М. Валенсуэла - глава представительства Европейского Союза в России и Райнхард Крумм - руководитель представительства Фонда Ф. Эберта в Москве. Открывая работу семинара, академик Н.П. Шмелёв отметил, что развитие приграничного сотрудничества играет важнейшую роль, в том числе и в процессе перехода к безвизовому режиму между Россией и ЕС, однако создание безвизового пространства от Атлантики до Тихого океана потребует значительного времени и усилий с обеих сторон. Глава представительства ЕС Фернандо Валенсуэла остановился на пяти программах приграничного сотрудничества ЕС, которые будут реализовываться при участии России. Райнхард Крумм, завершая вступительную часть семинара, отметил, что важно отслеживать, как развивается приграничное сотрудничество, и обратил внимание на то, что деятельность ЕС на постсоветском пространстве невозможна без взаимодействия с Россией. В частности, реализация программ в рамках "Восточного партнёрства"1 без привлечения РФ была бы сложно осуществима и нежелательна.

1 В программе "Восточное партнёрство" участвуют государства-члены ЕС и Украина, Молдавия, Белоруссия, Армения, Азербайджан, Грузия.

Первая секция была посвящена социально-экономическим аспектам приграничного сотрудничества. Профессор МГИМО(У) МИД РФ Л. С. Воронков рассказал об опыте трансграничного сотрудничества стран Северной Европы. По его мнению, уровень межрегионального взаимодействия североевропейских стран достаточно высок, поэтому там стало возможным создание трансграничных сетевых альянсов.

Большой интерес вызвало выступление Н.В. Смородинской, заведующей сектором Института экономики РАН. Доклад был посвящён "Балтийской стратегии", которая представляет собой реализацию концепции нового регионализма, и созданию Балтийского макрорегиона. Новые стратегические идеи и инновационные методы их реализации предусматривают триединое партнёрство государства, бизнеса и науки, а также единый план действий для всех участников программы. Приоритетными областями сотрудничества в Балтийском регионе становятся экономика, экология и наука. В перспективе предполагается создать единый рынок знаний и реализовать "пятую свободу" - свободу передвижения науки и знаний1. Для России данная инициатива весьма актуальна, поскольку Российская Федерация, безусловно, входит в Балтийский макрорегион.

В.Б. Белов, руководитель отдела Института Европы РАН, в своем выступлении рассказал о германском опыте создания территориальных объединений - штандор-тов, не совпадающих с государственным административным делением, которые охватывают различные сферы хозяйственной, социально-экономической и правовой деятельности. Большое значение в реализации таких территориальных объединений играет развитие транспорта и логистики, создание условий для инвестиций в производство. В качестве удачного примера развития российских регионов В.Б. Белов привёл Калужскую область

В дискуссии по проблемам, обозначенным в первой секции, обсуждались вопросы развития Балтийского макрорегиона и использования уже имеющегося опыта сотрудничества на Севере Европы. Было отмечено, что "Балтийская стратегия" должна стать "крышей" для региональных организаций Севера и Северо-Запада Европы, в том числе и для программы "Северное измерение". А наилучшим результатом стала бы синергия региональных проектов. Н.В. Смородинская и Д.А. Данилов - руководитель отдела европейской безопасности ИЕ РАН, обозначили переход к сетевому принципу организации в качестве основного тренда развития сотрудничества между отдельными территориями. Ю.А. Борко - руководитель Центра документации ЕС ИЕ РАН, отметил, что на Севере Европы в значительной степени получила распространение форма "мягкой интеграции" без институтов и членства, которая обеспечивает взаимодействие государств, общества и бизнеса на различных уровнях.

Вторая секция "Границы и безопасность" открылась выступлением доцента Европейского университета в Таллине Л. А. Карабешкина. Докладчик сконцентрировался на проблемах самоидентификации стран постсоветского пространства. Существует несколько стратегий формирования национальной идеи у бывших республик Советского Союза, которые имеют непосредственное отношение к России. Можно выделить два основных направления - политику конфронтации в отношении РФ, реализуе-

1 Понятие "четырёх свобод" - свободы передвижения рабочей силы, товаров, услуг и капитала, составляют основу Единого внутреннего рынка, существующего в ЕС.

136

Научная жизнь

мую через "образ врага" и политику балансирования между интересами глобальных игроков, в первую очередь России и ЕС. Последняя стратегия, по мнению Карабешки-на, более стабильна и жизнеспособна, а кроме того, позволяет постсоветским государствам, в частности Украине и Белоруссии, сохранять внеблоковый статус.

Следующие доклады второй секции касались проблем продвижения к безвизовому режиму между Россией и ЕС. М. Зданович, профессор Университета в Белостоке (Польша), отметила, что, несмотря на вступившее в силу Соглашение об упрощении визового режима между Россией и ЕС, трафик через российско-польскую границу за последние годы существенно снизился. А. Долива-Клепацка, профессор Университета в Белостоке (Польша), обрисовала перспективы отмены виз для краткосрочных поездок. В данной сфере существует целый ряд нерешённых политических и технических проблем. А. Долива-Клепацка отметила также, что программа "Восточное партнёрство", в которую Россия формально не входит, предполагает в перспективе реализацию более гибкого визового режима для её участников.

В.В. Войников, доцент РГУ им. Иммануила Канта (Калининград), отметил, что Россия пытается перейти на безвизовый режим с ЕС, но пока безуспешно. ЕС установил ряд критериев в определении стран, с которыми можно установить безвизовый режим. Это общая характеристика государственной политики, масштаб нелегальной иммиграции, уровень регионального сотрудничества и общий уровень отношений с ЕС. Россия всегда находилась в списке визовых стран. Обычно переход в категорию безвизовых стран с ЕС осуществляется в три этапа - облегчение визового режима и реадмиссия, дорожная карта об отмене визового режима, подготовка регламента. Реализация дорожной карты предполагает ступенчатый подход, когда после выполнения одной стадии обязательно происходит переход к реализации следующей. Иногда вместо дорожной карты ЕС предлагает составить План действий (Action plan), который носит менее обязательный характер, и ЕС может затормозить процесс или дать задний ход. В.В. Войников заострил внимание на том, что в настоящее время распространение безвизового режима на Украину и Молдавию для ЕС более приоритетно, чем установление аналогичного статуса для России. В 2009 году ЕС отменил визы для ряда стран Западных Балкан - Сербии, Черногории и Македонии. На подходе отмена визового режима с Албанией и Боснией и Герцеговиной. Эти государства выполнили дорожные карты, которые носили односторонний характер и содержали требования ЕС к кандидатам на отмену виз. Очевидно, что для России такой подход является неприемлемым. Важной составляющей успешного развития приграничного сотрудничества, по мнению В.В. Войникова, должно стать принятие регламента об облегчении передвижения в приграничных зонах (30 км по обе стороны границы). Однако исходя из конкретных условий Калининградской области заинтересованные регионы России, Польши и Литвы направили обращение в Европейскую Комиссию с просьбой включить в приграничные зоны крупные города, которые находятся за пределами тридцатикилометровой зоны.

В ходе последовавшей дискуссии О.Ю. Потёмкина, руководитель отдела исследований европейской интеграции ИЕ РАН, отметила, что стадии перехода к безвизовому режиму для России отличаются от схемы, разработанной для других стран. Соглашение о безвизовом режиме между РФ и ЕС будет оформлено не как поправка к существующему регламенту, принимаемая квалифицированным большинством го-

лосов, а в виде международного соглашения, которое требует единогласного решения и ратификации всеми государствами-членами ЕС. О.Ю. Потёмкина также заметила, что у Евросоюза есть серьёзные опасения, что при переходе на безвизовый режим с Россией ЕС захлестнёт волна нелегальной иммиграции из Центральной Азии. С.М. Фёдоров, старший научный сотрудник ИЕ РАН, обратил внимание собравшихся на то, что во многом переходу на безвизовый режим с Россией противодействуют бывшие страны соцлагаря. С.В. Голунов, научный сотрудник и стипендиат программы Marie Curie Университета Дурхама (Великобритания), отметил, что при реализации безвизового режима ещё актуальнее станет проблема неодинакового отношения к жителям различных регионов России со стороны властей ЕС.

В рамках третьей секции "Гуманитарная составляющая приграничного сотрудничества РФ-ЕС" выступили профессор СПбГУ А.А. Сергунин и директор по программной работе Агентства регионального экономического развития (Калининград) А.Ю. Игнатьев. Доклад профессора Сергунина касался интересного феномена - сотрудничества приграничных городов-двойников1 с российскими участниками. В настоящее время есть программы подобного развития для пар Иван-город и Нарва, Иматра и Светогорск. Аналогичный проект планируется запустить для городов Никель и Киркенес. Проекты с участием российских городов реализуются с разной степенью эффективности. Идея создания единого социально-экономического пространства у городов-близнецов часто сталкивается с проблемами на политическом уровне. Например, проект Нарва - Иван-город в настоящее время практически буксует. Наиболее успешным можно считать финско-шведский проект городов-близнецов Торнио и Хапаранда.

А. Ю. Игнатьев в своём выступлении вновь обратился к пяти программам приграничного сотрудничества, о которых в начале работы семинара говорил глава представительства ЕС в России Фернандо Валенсуэла. По мнению докладчика, доверие на региональном и местном уровне в юго-восточной Балтике существует. И если раньше реализация проектов сдерживалась отсутствием совместного финансирования, теперь возможностей стало больше. Приграничное сотрудничество в Балтийском регионе рассматривается как инструмент местного и регионального развития, позволяющий решать насущные проблемы. В последующей дискуссии участники семинара затронули вопросы гуманитарных контактов, в том числе развитие региональных образовательных программ. Была также поднята проблема формирования цен на авиабилеты из основной части России в Калининград.

Подводя итоги встречи, участники семинара отметили необычайную важность развития гуманитарных контактов на региональном уровне, которые ведут к повышению доверия и общего уровня отношений между Россией и Европейским Союзом.

Людмила Бабынина, сотрудник отдела исследований европейской интеграции Института Европы РАН.

1 Возможно также употребление термина "города-близнецы". В английском варианте употребляется определение twins.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.