Научная статья на тему 'Перспективы развития предприятий малого бизнеса, создаваемых ВУЗами в городах-курортах'

Перспективы развития предприятий малого бизнеса, создаваемых ВУЗами в городах-курортах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ГОРОД-КУРОРТ / УЧЕБНЫЕ И НАУЧНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / SMALL BUSINESS / RESORT CITY / EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баранова А. Ю.

На протяжении многих лет с помощью законодательных актов в России предпринимаются попытки активизации деятельности организаций малого бизнеса. В настоящее время научным и образовательным учреждениями дано право создавать такие предприятия. В данной статье рассматриваются перспективы функционирования предприятий малого бизнеса, создаваемых ВУЗами на территории городов-курортов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESSES, CREATED BY UNIVERSITIES IN THE RESORT CITES

In Russia attempts to revitalize small businesses through legislative acts for many years. Currently, scientific and educational institutions are entitled to establish such enterprises. This article contains the prospects for the operation of small businesses, created by universities in the resort city.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития предприятий малого бизнеса, создаваемых ВУЗами в городах-курортах»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА, СОЗДАВАЕМЫХ ВУЗАМИ В ГОРОДАХ-КУРОРТАХ

Баранова А.Ю., к.э.н., доцент, кафедра экономической теории, институциональной и экспериментальной экономики Санкт-

Петербургского университета управления и экономики

На протяжении многих лет с помощью законодательных актов в России предпринимаются попытки активизации деятельности организаций малого бизнеса. В настоящее время научным и образовательным учреждениями дано право создавать такие предприятия. В данной статье рассматриваются перспективы функционирования предприятий малого бизнеса, создаваемых ВУЗами на территории городов-курортов.

Ключевые слова: малые предприятия, город-курорт, учебные и научные заведения.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESSES, CREATED BY UNIVERSITIES IN THE RESORT CITES

Baranova A., Ph.D., docent, economic theory chair, experimental economics and institutional St. Petersburg State University of Management

and Economics

In Russia attempts to revitalize small businesses through legislative acts for many years. Currently, scientific and educational institutions are entitled to establish such enterprises. This article contains the prospects for the operation of small businesses, created by universities in the resort city.

Keywords: small business, resort city, educational and scientific institutions.

Предпринимательские структуры российского бизнеса представлены большим многообразием: от индивидуального предпринимателя (физического лица) до крупных юридических компаний. Безусловно, ключевую роль в экономике играет крупный бизнес, принося доход государственному бюджету в размере нескольких сотен миллионов рублей и обеспечивая занятостью десятки тысяч работников. Но в настоящее время все больше мнений высказывается аналитиками о повышении роли малого и среднего бизнеса в экономике региона.

В нашей научной литературе и статистике средний бизнес как самостоятельный субъект экономических отношений, как правило, не рассматривается. Обычно он, как нечто второстепенное, упоминается в сочетаниях с другими видами предпринимательства: «малый и средний бизнес» и «предприятия крупного и среднего бизнеса». В настоящее время доля малого и среднего бизнеса в ВВП, составляет 21%[3]. Малое предпринимательство представляет собой самостоятельный сектор рыночной экономики, выполняющий определенные функции, имеющий конкретную рыночную нишу и, в то же время, являющийся неотъемлемой частью бизнеса. Статус субъекта малого предпринимательства во многих странах, в том

числе и России, дает ему определенные преимущества: налоговые льготы, льготное кредитование и систему поддержек со стороны государства.

В соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», основным критерием отнесения к субъектам малого предпринимательства является средняя численно сть работников: до ста человек включительно для малых предприятий; до пятнадцати человек - для микропредприятий. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2008 года № 536 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для категории субъектов малого и среднего предпринимательства», выручка для микропредприятий не должна превышать значения в 60 млн. рублей, для малого предприятия находиться в промежутке от 60 до 400 млн. рублей.

Таким образом, сектор малых предприятий проявляется в обрабатывающей промышленности, строительстве, торговле, операциях с недвижимым имуществом.

Недавно появился новый вид организаций малого бизнеса в соответствии законом от 02.08.2009г. № 217-ФЗ «О внесении изме-

Таблица 1. Число малых предприятий по видам экономической деятельности (без микропредприятий) в 2009 г. [8]

Тысяч ед. В процентах к итогу

Всего 227,8 100

из них по видам экономической деятельности:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 14,1 6,2

рыболовство, рыбоводство 0,7 0,3

добыча полезных ископаемых 1Д 0,5

обрабатывающие производства 36,5 16,0

производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2,6 1,2

строительство 32,5 14,3

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 70,1 30,8

гостиницы и рестораны 8,2 3,6

транспорт и связь 12,8 5,6

из них связь 1,5 0,7

финансовая деятельность 2,1 0,9

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 38,6 16,9

образование 0,3 од

здравоохранение и предоставление социальных услуг 2,6 1,2

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 5,5 2,4

Таблица 2. Количество созданных хозяйственных обществ бюджетными учреждениями по состоянию на 26.01.2011 г.

Ведомства и учреждения Кол-во (ед.) В процентном отношении

Кол-во учреждений, относящихся к ведомству Минобрнауки России 144 82,76%

Кол-во ХО, относящихся к ведомству Минобрнауки России 654 90,21%

Кол-во учреждений, относящихся к ведомству РАН 9 5,17%

Кол-во ХО, относящихся к ведомству РАН 11 1,52%

Кол-во учреж., относящихся к ведомству Минздравсоцразвития России 6 3,45%

Кол-во ХО, относящихся к ведомству Минздравсоцразвития России 12 1,66%

Кол-во учреж., относящихся к ведомству Министерство транспорта РФ 4 2,30%

Кол-во ХО, относящихся к ведомству Министерство транспорта РФ 13 1,79%

Кол-во учреждений, относящихся к ведомству Минсельхоз РФ 3 1,72%

Кол-во ХО, относящихся к ведомству Минсельхоз РФ 4 0,55%

Прочие ХО 31 4,27

Таблица 3. Перечень организаций, создавших малые и средние инновационные предприятия в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 № 217-ФЗ [4]

№ Название учреждения, организовавшего ХО и зарегистрированного в БД ЦИСН Кол-во созданных ХО, зарегистрированных. Кол-во запланированных рабочих, мест Кол-во НИИ, организовавших ХО Кол-во ХО, организованных НИИ Кол-во ХО, соответствующих. ФЗ от 02.08.2009 № 217-ФЗ

1 Центральный федеральный округ 209 465 8 8 111

2 Северо-Западный федеральный округ 53 35 1 1 34

3 Южный федеральный округ, в том числе 61 64 0 0 41

4 Краснодарский край, в том числе 14 6 0 0 9

5 Сочи 5 0 0 0 2

6 Северо-Кавказский федеральный округ 26 85 0 0 5

7 Приволжский федеральный округ 118 357 2 2 61

8 Уральский федеральный округ 61 163 0 0 26

9 Сибирский федеральный округ 184 293 4 6 118

10 Дальневосточный федеральный округ 13 10 0 0 7

Итого 725 1472 15 17 403

нений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Теперь бюджетные, научные, образовательные учреждения и государственные академии наук имеют право без согласия собственника быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ (ХО), деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям. Такие предприятия могут создаваться как в форме ООО, так и в форме акционерных обществ, часть прибыли которых, в том числе дивиденды, может поступать в их самостоятельное распоря-

жение, направляться на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам, а также на осуществление уставной деятельности данных организаций.

На основании Закона № 217-ФЗ от 02.08.2009г. можно дать иное определение хозяйственным обществам (ХО), понимая под ними коммерческие организации малого бизнеса, создаваемые бюджетными научными организациями. По состоянию на 26.01.2011г. функционирует 725 ХО, из которых 708 создано в 159 ВУЗах, а 17 - в 15 НИИ [4]. В процентном отношении данная информация представлена в таблице 2.

Из функционирующих в настоящее время ХО являются: ООО -682 организации - 97,34%, ЗАО - 19 организаций - 2,66%.

По видам деятельности ХО представлены следующим образом по ОКВЭД:

- научные исследования и разработки в области естественных и технических наук - 81,2%;

- деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита;

Таблица 4. Основные показатели развития санаторно-курортного и туристского комплекса за период 2009-2010 годы по Краснодарскому краю [6]

Показатель 2009г. 2010г.

Количество коллективных средств размещения (ед.): 1334 1355

Численность размещенных лиц, (млн.чел.), В том числе 12 10,7

организованный сектор 2,7 2,9

неорганизованный сектор 9,2 7,8

Объем услуг (млрд. руб.), в том числе 48,6 54,4

Объем услуг организованного сектора размещения (млрд. руб.) 30,0 32,0

Объем услуг неорганизованного сектора размещения (млрд. руб.) 18,6 22,4

Удельный вес туристской добавленной стоимости в ВРП, % 15,4 15,5

консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием - 20,8%;

- технические испытания, исследования и сертификация -18,3%;

- деятельность в области архитектуры, стандартизации и метрологии и другие виды деятельности, связанные с решением технических задач, - 17,1%;

- различные виды образования - 11,2%.

Федеральный закон от 02.08.2009г. № 217-ФЗ «О внесении из-

менений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» позволил бюджетным научным учреждениям, высшим учебным заведениям и созданным государственными академиями наук научным учреждениям быть вовлеченными в процесс предпринимательской деятельности с помощью создаваемых ими малых предприятий. В соответствии с данным законом деятельность хозяй-

Рис. 1. Организации, оказывающие услуги по размещению [7] Таблица 5. Ранжирование услуг для сектора размещения туристов

Услуги Организованный сектор размещения Неорганизованный сектор размещения

Услуги гидов (гидов-переводчиков) 3 2

Разработанные новые туристские маршруты 4 3

Инженерно-строительные и дизайнерские проекты 6 4

Проведение исследований рынка 2 6

Бухгалтерские услуги 5 1

Услуги аниматоров 1 5

Составлено автором

Графически это представлено на рисунке 2.

■Организованный сектор размещения

■Неорганизованный сектор размещения

Рис. 2. Ранжирование услуг для сектора размещения туристов

ственных обществ заключается в практическом применении и внедрении результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау). Но поскольку в городах-курортах важным является развитие туризма как градообразующей сферы, то целесообразно ВУЗам, находящимся на территории таких городов, реализовывать через созданные ими малые предприятия следующие собственные идеи, услуги и проекты:

- услуги гидов-переводчиков;

- разработанные новые туристские маршруты;

- инженерно-строительные и дизайнерские проекты;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- проведение научных исследований рынка;

- бухгалтерские услуги;

- услуги аниматоров.

Данные услуги могут быть заинтересованы многими санаторно-курортными и туристскими организациями.

Из таблицы 4 следует, хотя неорганизованный сектор размещения по объему оказанных услуг уступает коллективному сектору примерно на 17%, однако по количеству обслуженных посетителей превосходит солидные гостиницы и санатории. Неорганизованный сектор размещения выигрывает за счет низких цен, упрощенной системы налогообложения и низких затрат на оказанные услуги.

Общее количество зарегистрированных в налоговой инспекции хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по кратковременному проживанию отдыхающих, в 2010 году составило 17 941, что на 30 больше, чем в предыдущем году [5].

Около половины (46%) организаций по размещению туристов приходится на крупные предприятия, средние предприятия составляют 8%, а малые предприятия и индивидуальные предприниматели в совокупности -46%. Таким образом, в сфере туриндустрии малый бизнес развивается не менее эффективнее крупного.

На основе анализа туристского рынка города Сочи было проведено аналитическое исследование, на основании которого можно сделать выводы, какие из шести основных услуг ВУЗов могут быть наиболее востребованы секторами размещения. Значимость этих услуг ранжируется от 1 до 6 отдельно для организованного и неорганизованного секторов размещения туристов.

Таким образом, неорганизованному сектору размещения необходимы, прежде всего, бухгалтерские и услуги гидов. Ему менее важны исследования рынка, потому что этот сектор не испытывает острых проблем с загрузкой, в отличие от коллективных средств размещения. Кроме того, мини-гостиницы не заинтересованы в расширении ассортимента услуг по причине отсутствия больших площадей и роста издержек.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что предприятия малого бизнеса, создаваемые научными учреждениями и ВУЗами, безусловно займут свою нишу и на рынке туристских услуг.

Литература:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2008 года № 536 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для категории субъектов малого и среднего предпринимательства»;

2. Федеральный закон от 02.08.2009г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

3. Марков М.М. Системное развитие предпринимательства как фактор обеспечения экономической безопасности России: теория и методология,, Дисс.. .д.э.н, СПб, 2009.-с.355.

4. Информация о Хозяйственных Обществах, созданных ВУЗами и НИИ в соответствии с Федеральным Законом от 02.08.2009 ФЗ-217 (26.01.2011 г.) www. strf.ru/Attachment.aspx?ld=2579

5. Итоги социально-экономического развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края в 2010г. http://www.kurortkuban.ru/rus/about_department/itogi/2010/

6. Основные показатели развития санаторно-курортного и туристского комплекса за период 2005-2010 годы http:// www.kurortkuban.ru/rus/about_department/indicators/

7. Статистический и аналитический материал Федерального агентства по туризму «О мерах по реализации государственной политики в области развития внутреннего и въездного туризма» -№19 (405), 2010 [Электронный ресурс] http://www.budgetrf.ru/ Publications/Magazines/VestnikSF/2010/VSF_NEW201011211038/ VSF_NEW201011211038_p_005.htm

8. Россия в цифрах 2010г.www.gks.ru.

МАЛЫЙ И СРЕДНИИ БИЗНЕС - КЛЮЧЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВА

Астремский А.Д., соискатель ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

В статье рассматриваются отдельные аспекты развития малого и среднего бизнеса. Приведены сравнительные аналитические материалы по его состоянию в мире и Российской Федерации. Показаны общие проблемы пути развития предпринимательства в мировой практике.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, предпринимательство, экономические показатели.

SMALL AND MEDIUM BUSINESSES - KEY DIRECTION OF DEVELOPMENT OF THE STATE ECONOMY

Astremskiy A., the applicant, FGUP «STANDARTINFORM»

The article overviews distinct aspects of the development of small and middle-sized businesses as well as provides comparative analytical materials concerning their presence in the world and the Russian Federation.The article indicates the general problems in the development of entrepreneurship in the global practise.

Keywords: small and medium-sized businesses, entepreneurship, economic indicators.

В настоящее время малый и средний бизнес относится к числу ти изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь

наиболее динамично развивающихся секторов экономики современ- монопольными, они все свои усилия направляют на приспособле-

ных индустриальных стран. Стремительно повышающийся уровень ние к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональ-

его технической оснащенности непосредственно воздействует на ные корпорации предоставляют им возможность первыми апроби-

эффективное взаимодействие с крупными промышленными ком- ровать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому про-

паниями. изводству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, так

Во всем мире, как малые предприятия, так и средний бизнес что происходит их воспроизводство. Примечательно, что в кризис-

являют собой фактор экономического роста и стабильности. Как ные годы занятость в мелком бизнесе не сокращалась [1].

свидетельствуют экономические источники, в Западной Европе В целом степень развития малого и среднего предприниматель-

примерно половина продукции обрабатывающей промышленнос- ства можно проиллюстрировать следующими экономическими по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.