Научная статья на тему 'Малый и средний бизнес - ключевое направление развития экономики государства'

Малый и средний бизнес - ключевое направление развития экономики государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
858
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / ENTEPRENEURSHIP / ECONOMIC INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Астремский А. Д.

В статье рассматриваются отдельные аспекты развития малого и среднего бизнеса. Приведены сравнительные аналитические материалы по его состоянию в мире и Российской Федерации. Показаны общие проблемы пути развития предпринимательства в мировой практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL AND MEDIUM BUSINESSES - KEY DIRECTION OF DEVELOPMENT OF THE STATE ECONOMY

The article overviews distinct aspects of the development of small and middle-sized businesses as well as provides comparative analytical materials concerning their presence in the world and the Russian Federation.The article indicates the general problems in the development of entrepreneurship in the global practise.

Текст научной работы на тему «Малый и средний бизнес - ключевое направление развития экономики государства»

ственных обществ заключается в практическом применении и внедрении результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау). Но поскольку в городах-курортах важным является развитие туризма как градообразующей сферы, то целесообразно ВУЗам, находящимся на территории таких городов, реализовывать через созданные ими малые предприятия следующие собственные идеи, услуги и проекты:

- услуги гидов-переводчиков;

- разработанные новые туристские маршруты;

- инженерно-строительные и дизайнерские проекты;

- проведение научных исследований рынка;

- бухгалтерские услуги;

- услуги аниматоров.

Данные услуги могут быть заинтересованы многими санаторно-курортными и туристскими организациями.

Из таблицы 4 следует, хотя неорганизованный сектор размещения по объему оказанных услуг уступает коллективному сектору примерно на 17%, однако по количеству обслуженных посетителей превосходит солидные гостиницы и санатории. Неорганизованный сектор размещения выигрывает за счет низких цен, упрощенной системы налогообложения и низких затрат на оказанные услуги.

Общее количество зарегистрированных в налоговой инспекции хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по кратковременному проживанию отдыхающих, в 2010 году составило 17 941, что на 30 больше, чем в предыдущем году [5].

Около половины (46%) организаций по размещению туристов приходится на крупные предприятия, средние предприятия составляют 8%, а малые предприятия и индивидуальные предприниматели в совокупности -46%. Таким образом, в сфере туриндустрии малый бизнес развивается не менее эффективнее крупного.

На основе анализа туристского рынка города Сочи было проведено аналитическое исследование, на основании которого можно сделать выводы, какие из шести основных услуг ВУЗов могут быть наиболее востребованы секторами размещения. Значимость этих услуг ранжируется от 1 до 6 отдельно для организованного и неорганизованного секторов размещения туристов.

Таким образом, неорганизованному сектору размещения необходимы, прежде всего, бухгалтерские и услуги гидов. Ему менее важны исследования рынка, потому что этот сектор не испытывает острых проблем с загрузкой, в отличие от коллективных средств размещения. Кроме того, мини-гостиницы не заинтересованы в расширении ассортимента услуг по причине отсутствия больших площадей и роста издержек.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что предприятия малого бизнеса, создаваемые научными учреждениями и ВУЗами, безусловно займут свою нишу и на рынке туристских услуг.

Литература:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2008 года № 536 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для категории субъектов малого и среднего предпринимательства»;

2. Федеральный закон от 02.08.2009г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

3. Марков М.М. Системное развитие предпринимательства как фактор обеспечения экономической безопасности России: теория и методология,, Дисс.. .д.э.н, СПб, 2009.-с.355.

4. Информация о Хозяйственных Обществах, созданных ВУЗами и НИИ в соответствии с Федеральным Законом от 02.08.2009 ФЗ-217 (26.01.2011 г.) www. strf.ru/Attachment.aspx?ld=2579

5. Итоги социально-экономического развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края в 2010г. http://www.kurortkuban.ru/rus/about_department/itogi/2010/

6. Основные показатели развития санаторно-курортного и туристского комплекса за период 2005-2010 годы http:// www.kurortkuban.ru/rus/about_department/indicators/

7. Статистический и аналитический материал Федерального агентства по туризму «О мерах по реализации государственной политики в области развития внутреннего и въездного туризма» -№19 (405), 2010 [Электронный ресурс] http://www.budgetrf.ru/ Publications/Magazines/VestnikSF/2010/VSF_NEW201011211038/ VSF_NEW201011211038_p_005.htm

8. Россия в цифрах 2010г.www.gks.ru.

МАЛЫЙ И СРЕДНИИ БИЗНЕС - КЛЮЧЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВА

Астремский А.Д., соискатель ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

В статье рассматриваются отдельные аспекты развития малого и среднего бизнеса. Приведены сравнительные аналитические материалы по его состоянию в мире и Российской Федерации. Показаны общие проблемы пути развития предпринимательства в мировой практике.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, предпринимательство, экономические показатели.

SMALL AND MEDIUM BUSINESSES - KEY DIRECTION OF DEVELOPMENT OF THE STATE ECONOMY

Astremskiy A., the applicant, FGUP «STANDARTINFORM»

The article overviews distinct aspects of the development of small and middle-sized businesses as well as provides comparative analytical materials concerning their presence in the world and the Russian Federation.The article indicates the general problems in the development of entrepreneurship in the global practise.

Keywords: small and medium-sized businesses, entepreneurship, economic indicators.

В настоящее время малый и средний бизнес относится к числу ти изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь наиболее динамично развивающихся секторов экономики современ- монопольными, они все свои усилия направляют на приспособле-

ных индустриальных стран. Стремительно повышающийся уровень ние к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональ-

его технической оснащенности непосредственно воздействует на ные корпорации предоставляют им возможность первыми апроби-

эффективное взаимодействие с крупными промышленными ком- ровать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому про-

паниями. изводству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, так

Во всем мире, как малые предприятия, так и средний бизнес что происходит их воспроизводство. Примечательно, что в кризис-

являют собой фактор экономического роста и стабильности. Как ные годы занятость в мелком бизнесе не сокращалась [1].

свидетельствуют экономические источники, в Западной Европе В целом степень развития малого и среднего предприниматель-

примерно половина продукции обрабатывающей промышленнос- ства можно проиллюстрировать следующими экономическими по-

казателями. Так, в 25 странах Европейского союза данные предприятия создают 57% добавленной стоимости обрабатывающей промышленности и более 50% в некоторых странах ОЭСР. На их долю приходится 95% предприятий, при этом они обеспечивают от 60% до 70% занятости в странах ОЭСР [2]. В Европейском союзе свыше двух третей занятых в нефинансовом секторе экономики трудоустроены именно на малых и средних предприятиях.

В качестве примера дадим краткое сравнение основных параметров сектора малых и средних предприятий в России и за рубежом (см. таблицу 1).

Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что в Российской Федерации показатели сектора малых и средних предприятий в абсолютных значениях в несколько раз ниже, чем в странах ЕС и США. Так, доля средних предприятий в России от общего количества предприятий составляет 0,8%, и обеспечивает средний бизнес всего лишь 3,9% от общего оборота предприятий и 3,2% от общей занятости.

Успешность политики Евросоюза по отношению к малому и среднему бизнесу заключается в вертикальном и горизонтальном подходах к решению проблем его создания и функционирования. Так, вертикальный подход выражается в мероприятиях, ориентированных исключительно на малые и средние предприятия. Они подготавливаются и осуществляются Генеральным директоратом Европейской комиссии в сотрудничестве с Европейским парламентом, Экономическим и социальным советом, представительскими организациями малых и средних предприятий в органах ЕС и другими службами Комиссии ЕС. Горизонтальный подход базируется на защите интересов малого и среднего предпринимательства в таких сферах деятельности Евросоюза, как политика в области исследований и технических разработок, региональная политика, международные отношения и т.д., и укреплении позиций малого и среднего бизнеса в соответствующем виде деятельности [4].

Учитывая важность малых и средних предприятий для экономической структуры ЕС, можно утверждать, что успешная интеграция экономики внутри Союза во многом зависит от развития малых и средних предприятий. Кроме важности «макроэкономических» позиций, следует помнить о роли малого и среднего бизнеса на региональном уровне, когда он способствует экономическому развитию и росту занятости в менее развитых регионах. Поэтому для успешного развития малых и средних компаний должны оптимально сочетаться две линии: макроэкономическая (общеполитическая) и микроэкономическая (предпринимательская).

Как свидетельствует практика, основными направлениями политики ЕС в отношении малого и среднего предпринимательства являются:

- упрощение нормативной базы, административных процедур;

- участие ассоциаций, представляющих интересы малых и средних предприятий, в принятии решений в ЕС;

- финансовая поддержка малых и средних предприятий, создающих новые рабочие места;

- содействие малому и среднему бизнесу в сфере исследований, инноваций и подготовки кадров;

- устранение нарушений в функционировании «единого рынка» и конкуренции на нем, снижающих эффективность деятельности малых и средних предприятий;

- повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий, в т.ч., в целях их выхода на внешние рынки;

- культивирование среди населения ЕС духа предпринимательства и поддержка различных форм сотрудничества между малыми и средними предприятиями.

Таким образом, национальная политика в странах-членах ЕС имеет своей целью предоставление лучших условий для бизнеса, увеличения конкурентоспособности и обеспечения роста предприятий. Малые и средние предприятия пользуются поддержкой государств, т.к. эти формы организации общественно необходимого труда отвечают социально-экономическим интересам государств.

В свою очередь заметим, что средний бизнес в России в качестве сегмента сектора малого и среднего предпринимательства был официально признан законодательством Российской Федерации в связи со вступлением в действие Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [5]. После принятия этого закона стала вестись и официальная статистика по среднему и малому предпринимательству. Но в тоже время информация о роли и месте среднего бизнеса в российской экономике, о потребностях и перспективах развития средних предприятий в настоящее время крайне скудна.

Основные экономические показатели деятельности средних и малых предприятий на территории Российской Федерации нашли свое отражение в статистических сборниках последних лет. Они свидетельствуют о том, что для страны характерен определенный экономический рост. Так, в частности, аналитические данные показывают, что в период с 2008 г. в Российской Федерации наблюдается увеличение количества малых и средних предприятий (см. таблицу 2).

Следует заметить, что пути развития предприятий малого и среднего бизнеса в странах, как с развитой, так и формирующейся рыночной экономикой насыщены многочисленными препятствиями, схожими по своей сути. Среди них явно прослеживаются неэффективность управления (бюрократические препоны и коррупция на государственном уровне), налоговые вопросы (налоговое регулирование и ставки налогообложения) и недостаточный доступ к финансированию. При этом в странах с формирующейся рыночной экономикой, воздействие такого вида препятствий на новые и действующие предприятия, более значительно.

Так, например, проведенное в 2009 г. Аналитическим отделом британского журнала «Экономист» (the Economist Intelligence Unit) обследование менеджеров высшего звена малых и средних предприятий, действующих в различных странах мира, дало следующие результаты: 48% респондентов отмечали, что местные органы власти либо «не помогают», либо «совсем не помогают» их предприятиям; 39% придерживаются такого же мнения об органах власти национального уровня и финансовых структурах. Также были названы и причины непредоставления поддержки малым и средним предприятиям: 39% респондентов компаний, расположенных

Таблица 1. Основные параметры сектора малых и средних предприятий

(Россия 2010 г., за рубежом 2009 г.) [3]

Микро предприятия Малые предприятия Средние предприятия МСП (всего)

Россия Количество, тыс. 5 G37 741 227 742 17 723 5 283 2G6

% доля в секторе МСП 95,4% 4,3% G,8% 1GG%

США Количество, тыс. 14 G49 GGG 468 GGG 191 GGG 14 7G9 GGG

% доля в секторе МСП 95% 3% 1% 1GG%

ЕС Количество, тыс. 18 788 GGG 1 4G2 GGG 22G GGG 2G 4G9 GGG

% доля в секторе МСП 92% 7% 1% 1GG%

Таблица 2. Число средних, малых и микро-предприятий (2008 - 2009 гг.)

Средние предприятия Малые предприятия Микро- предприятия

2008 2009 2008 2009 2008 2009

Число предприятий (на конец года) 14170 15547 1347667 1602491 1065016 1374661

в Азии и в регионе Тихого океана, полагают, что малые и средние предприятия не являются объектами достаточного внимания государственных структур. Такого же мнения придерживаются 30% всех респондентов. 32% европейских компаний и 28% всех опрошенных считают, что для общества крупный бизнес важнее, чем малый и средний. 31% респондентов Северной Америки (24% от всех компаний) считают, что у малых и средних предприятий меньше защитников и сторонников, чем у крупного бизнеса [6].

Важным аспектом является и то, что ведение хозяйственной деятельности требует достаточного финансирования, поэтому доступ к источникам финансирования - одно из условий успешного функционирования предприятий. Малое и среднее предпринимательство развитых стран, в отличие от крупных фирм, как правило, шире используют средства коммерческих банков. Коммерческие банки в странах с формирующейся рыночной экономикой, к сожалению, в большинстве случаев отклоняют деловые проекты малых и средних предприятий по причинам недостаточного обеспечения, неудовлетворительного финансового положения предприятий и отсутствия четких бизнес-планов.

Анализ средних и малых предприятий по видам экономической деятельности показывает, что Российская Федерация имеет достаточные возможности для экономического роста, прежде всего, за счет поддержки растущих малых и средних предприятий со стороны финансово устойчивых и прибыльных, зачастую использующих инновационные подходы к своему развитию и составляющих основу экономического потенциала страны. Как показала практика, преимущественное место среди малых предприятий отводится оптовой и розничной торговле, куда также включены ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного использования; среди средних предприятий наряду со сферой торговли выделилось и обрабатывающее производство.

Последнее зафиксированное число средних предприятий в Российской Федерации составило 15 547, малых - более полутора миллионов. Но в чем сохранилось единодушие малого и среднего бизнеса, так это в месте их наибольшего скопления. На сегодняшний день только одна столица насчитывает более 200 тыс. малых предприятий и 830 - средних. При этом наиболее крупной группой по количеству предприятий на 01.01.2010 г. по данным статистики была сфера производства машин и оборудования, а наиболее мелкой -сфера производства электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи [7].

Следует подчеркнуть, что в связи с кризисными явлениями в экономике в 2009 г. в целом по стране произошло сжатие сектора малого предпринимательства. Так, по итогам 2009 г. (по сравнению с 2008 г.) численность занятых на малых предприятиях снизилась на 1,1%, объем оборота малых предприятий за год с учетом индекса потребительских цен сократился на 17%, а объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях - на 32,6%. Единственное исключение составил показатель числа зарегистрированных малых предприятий - на 1 января 2010 г. число малых предприятий увеличилось по сравнению с 1 января предыдущего года на 20% [8].

Как считают специалисты, основные проблемы малых предприятий в условиях кризисных явлений носили, прежде всего, финансовый характер. Ситуация с малым предпринимательством характеризовалась:

- отсутствием оборотных средств в связи со значительным сокращением оборотов (объемов производства и продаж) у малых предприятий (особенно в строительстве, производстве стройматериалов, грузоперевозках, торговле непродовольственными товарами);

- ростом просроченной кредиторской задолженности фирм перед банками, лизинговыми компаниями и контрагентами при отсутствии системы реструктуризации задолженности малых предприятий перед ними;

- ростом неплатежей;

- отсутствием доступа к банковскому кредитованию (в связи с ужесточением требований к заемщикам и ростом процентных ставок по кредитам);

- сокращением платежеспособного спроса на продукцию малых предприятий;

- отсутствием свободного доступа к финансовым ресурсам, предоставляемым органами государственной власти в рамках осуществления программ поддержки в связи с малыми размерами этих ресурсов и ограниченным бюджетным финансированием [8].

Кризис обусловил резкое обострение типичных проблем, существующих в сфере малого предпринимательства. Произошло значительное сокращение доступа к дополнительным финансовым ресурсам и возможностям для инвестирования.

Вместе с тем важным, по мнению автора, является и то, что меры государственной поддержки в России на федеральном и региональном уровнях в меньшей степени направлены на развитие малого и среднего бизнеса. Он фактически лишен поддержки своего развития (каких-либо льгот при создании новых рабочих мест, возможности льготных кредитов, адекватных инвестиций в производство, кроме того, испытывает сильное налоговое бремя).

Практика показывает, что даже в регионах с традиционно развитой промышленностью (Центральная Россия, Урал, Сибирь), господдержка оказывается преимущественно крупным промышленным предприятиям, но никак не растущему малому и среднему производственному бизнесу, который работает и развивается преимущественно за счет внутренних ресурсов. Трудное положение растущих малых и средних предприятий осложняется также высоким уровнем коррупции, сложностями таможенного законодательства при выходе на внешние рынки.

В целом, уровень и качество поддержки малого и среднего бизнеса в многочисленных городах Российской Федерации требуют наличия четких программ развития на уровне муниципалитетов, определяющих прозрачное финансирование и подготовку квалифицированных специалистов, а также специализированных организаций, оказывающих бизнес-услуги (юридические, образовательные, информационные, консультации в области лицензирования, налогообложения и т.д.).

Аналитические исследования, проведенные ресурсным центром малого предпринимательства, показывают, что к основным проблемам развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации следует относить [9]:

- необоснованное завышение стоимости услуг организаций, обеспечивающих подключение малых предприятий к источникам электроснабжения. При любых изменениях в структуре предприятия энергетические службы требуют прохождения всех процедур и платежей в том же объеме, как и для вновь созданных объектов (зданий, предприятий, торговых точек и т.п.);

- административные проблемы, состоящие в отсутствии сбалансированной городской стратегии развития, способствующей активному развитию сетевых торговых предприятий, предлагающих зарубежные товары и продукцию при полном игнорировании продукции местных изготовителей, а также предельная забюрок-ратизированность всех подразделений федеральных служб, сочетающаяся с бесконтрольным наращиванием объема своих платных услуг;

- экономические проблемы (крайне низкая покупательская способность населения городов, обусловленная незначительным количеством производственных предприятий, среднего и крупного бизнеса; старение и отток квалифицированной рабочей силы в крупные города.

К числу проблем развития малого и среднего предпринимательства, следует отнести и проблемы делового сотрудничества, заключающиеся в нежелании предпринимателей объединяться и коллективно решать стоящие задачи; непонимании предпринимателями важности для их бизнеса доступа к информационным ресурсам; недостаточном уровне профессиональных знаний руководителей и специалистов малых предприятий по вопросам рыночной экономики и управления.

По мнению автора, существенное влияние на развитие малого бизнеса может оказать его интеграция в производственные и отраслевые сети сферы услуг более мощных экономических систем. Организационные формы такой интеграции достаточно широки: лизинг, франчайзинг, долгосрочные контракты на поставки комплектующих изделий под определенные финансовые гарантии и т.д. Как показала практика, эти организационные формы позволяют, прежде всего, осуществлять свою деятельность с минимальными затратами и сокращать производственный цикл, а также высвобождать финансовые ресурсы, которые могут быть направлены в другие стратегические сферы деятельности (исследования, разработки, маркетинг продукции). Данные организационные формы предприятия обеспечивают получение стратегических преимуществ, связанных с более быстрой реакцией на применение рыночного спроса, которые трудно достичь без кооперации.

Реалии сегодняшнего дня свидетельствуют о необходимости

всестороннего развития предпринимательства, обеспечивающего рост национального благосостояния, создание дополнительных рабочих мест, повышение макроэкономической эффективности и соответствующего, прежде всего, интересам потребителей благодаря появлению на рынке новой, менее дорогостоящих продукции и услуг.

Литература:

1. Экономика организаций (предприятий): Учебник для вузов / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

2. OECD, SME and Entrepreneurship Outlook, 2005.

3. Растущий малый и средний бизнес в России и за рубежом: роль и место в экономике // Ресурсный центр малого предпринимательства. www.rcsme.ru.

4. Лебедева С.Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России // Менеджмент в России и за рубежом, 2001. - № 1.

5. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 18.10.2007 г. № 230-ФЗ, от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ, от 23.07.2008 г. № 160-ФЗ, от 02.08.2009 г. № 217-ФЗ, от 27.12.2009 г. № 365-ФЗ, от 05.07.2010 г. № 153-ФЗ, от 01.07.2011 г. № 169-ФЗ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Understanding growth priorities at small and medium-sized businesses. Economist intelligence Unit, 2009.

7. Материалы исследования состояния и тенденций развития малых, средних и крупных производственных и научно - производственных предприятий города Москвы // www.subcontract.ru.

8. Малый бизнес и государственная поддержка сектора. Информационно-аналитический доклад. - М.: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, 2010.

9. Малый и средний бизнес в малых городах России как фактор социально-экономического развития и повышения уровня жизни в регионах // Ресурсный центр малого предпринимательства. www.rcsme.ru.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМ МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ПРИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ЛОКАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Выпирайло А.А., аспирант МГУ им. М. В. Ломоносова

Данная статья посвящена определению эффективности форм муниципально-частного партнерства при реструктуризации локальных экономических систем. Также в статье рассмотрены факторы успешности муниципально-частного партнерства.

Ключевые слова: муниципально-частное партнерство, частный сектор, муниципальная власть, экономическая система.

DEFINITION OF EFFICIENCY OF FORMS OF MUNITSIPAL-PRIVATE PARTNERSHIP AT RE-STRUCTURING OF LOCAL ECONOMIC SYSTEMS

Vypirajlo A., The post-graduate student, Lomonosov Moscow State University

Given article is devoted definition of efficiency of forms of munitsipal-private partnership at re-structuring of local economic systems. As in article factors of success of munitsipal-private partnership are considered.

Keywords: munitsipal-private partnership, a private sector, municipal authority, economic system.

Большинство услуг, обеспечиваемых местными органами власти, могут получить выгоду от соединения усилий частного и муниципального секторов. МЧП могут меньше подходить для услуг местных органов власти, доступ к которым не может быть ограничен (таких как услуги с характеристиками «общественных благ», включая контроль за выполнением постановлений местных органов власти, защиту окружающей среды и социальные услуги). Они также менее подходят для жизненно необходимых услуг (таких как поддержание общественного порядка, пожарная охрана и другие службы неотложной помощи).

В сущности, использование МЧП возможно на всех стадиях реализации услуг, включая: разработку проекта; управление проектом; строительство и материально-техническое обеспечение; финансирование; эксплуатацию и менеджмент; содержание объекта; маркетинг услуг; коммуникацию. Возможность реализации услуг через МЧП будет зависеть от политики и взглядов местных органов власти. Однако, вне зависимости от окончательной позиции, местные органы власти должны тщательно рассматривать возможности создания МЧП для реализации услуг в своих сообществах, в частности, в отношении:

• услуг, реализуемых в настоящее время;

• будущих услуг, рассматриваемых местными властями;

• инициативных предложений частного сектора.

При внедрении МЧП для предоставления существующих услуг, основной вопрос, который местные органы власти должны решить - какова реальная стоимость этих услуг на сегодняшний день? Местные органы власти могут встретить сопротивление, пытаясь изменить способ реализации существующих услуг с помощью МЧП, т.к. с привлечением частного партнера, общество может бояться снижения качества услуг или роста цен на них, или и того, и другого. Сопротивление также может исходить от служащих местных органов власти, которые опасаются возможных изменений:

сокращения персонала, снижения заработной платы и т.д.

Местные органы власти могут также применять МЧП для реализации будущих услуг, - как для принципиально новых для данного сообщества типов услуг, так и для модификации существующих услуг, обеспечивающих более высокий уровень сервиса (например, очистка воды).

Потенциальные частные партнеры могут выдвигать инициативные предложения, когда полагают, что могут оказывать какие-либо услуги на пользу обществу, местным органам власти и себе самим. Местным органам власти рекомендуется не принимать инициативные предложения на безальтернативной основе (без всестороннего анализа этих предложений с участием всех заинтересованных сторон и без конкурсной процедуры отбора претендентов). Канадские специалисты из Министерства по муниципальным делам сформулировали несколько условий, при которых создание партнерств путем объединения активов и управленческих навыков институтов общества (муниципалитетов) и частного сектора, может быть эффективно:

• проект не может быть реализован только за счет финансирования и профессиональной компетенции местных органов власти;

• с участием частного партнера качество или уровень услуг будут выше, чем если бы местные органы власти предоставляли их самостоятельно;

• участие частного партнера позволит сократить сроки реализации проекта или услуги;

• пользователи услуг являются сторонниками привлечения частного партнера;

• существует возможность конкуренции между возможными частными партнерами;

• нет нормативных или законодательных запретов на привлечение частного партнера для обеспечения услуг или осуществ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.