Научная статья на тему 'Перспективы развития правового обеспечения и опыт становления электронного университета МЭСИ в российском экономико-правовом пространстве'

Перспективы развития правового обеспечения и опыт становления электронного университета МЭСИ в российском экономико-правовом пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ E-LEARNING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РОССИЙСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочерга Светлана Александровна

Формирование в России в сжатые сроки конкурентоспособной образовательной системы является определяющим фактором успешного развития нашего общества. Решение этой сложной задачи в информационном обществе может быть реализовано, в первую очередь, на основе инновационных подходов, на что обратил внимание в ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В.В.Путин 10 мая 2006 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития правового обеспечения и опыт становления электронного университета МЭСИ в российском экономико-правовом пространстве»

Перспективы развития правового обеспечения и опыт становления электронного университета МЭСИ в российском экономико-правовом пространстве

Кочерга С.А.,

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

Формирование в России в сжатые сроки конкурентоспособной образовательной системы является определяющим фактором успешного развития нашего общества. Решение этой сложной задачи в информационном обществе может быть реализовано, в первую очередь, на основе инновационных подходов, на что обратил внимание в ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин 10 мая 2006 года.

Российская Федерация занимает достойное место в мировом образовательном сообществе. Определяющее значение здесь имеют высокое качество и доступность российского образования, широкий спектр предоставляемых образовательных услуг, мощный интеллектуальный ресурс, высокий научно-педагогический потенциал образовательных учреждений. В интересах России — эффективное использование имеющегося образовательного потенциала, являющегося также одним из весьма значимых национальных экспортных ресурсов.

Мобильность современных общественных преобразований обуславливает острую актуальность задачи постоянного повышения квалификации даже для специалистов высокого уровня. Именно система непрерывного и открытого образования, главной составляющей которой является дистанционное обучение с использованием технологий е-1еаттg, открывает возможности для удовлетворения возрастающих интеллектуальных потребностей. В настоящее время наблюдается все большая интеграция усилий в этой области. В образовании как нигде действует принцип «не закрытость и жесткая конкуренция, а сотрудничество и обмен знаниями и опытом», соблюдение которого обеспечивает формирование конкурентной модели образовательного рынка и непременно обеспечит эффективное решение существующих проблем.

В связи с высокими темпами социально-экономического развития государства актуализируется значение принципа непрерывного образования граждан, предполагающего рост образовательного потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями ее самой и общества. Для каждого гражданина России вне зависимости от возраста, национальности и места проживания должны быть реализованы на практике реальные возможности получения знаний для обеспечения качественной жизнедеятельности на всех ступенях и уровнях образования.

Роли современного образования достаточно многоплановы. Во-первых, образование выступает в виде особой сферы общественной жизни, испытывающей на себе воздействие различных социальных условий. Во-вторых, эта сфера представляет собой разветвленную сеть образовательных учреждений, значительно отличающихся друг от друга материально-технической базой, сильно влияющей на результаты их деятельности. Она объединяет различные формы организации управления образовательным процессом с учреждениями образования, обеспечивает уровень и качество образования, удовлетворение растущих запросов современной учащейся молодежи в определенных образовательных услугах, сам процесс обучения, состоящий из учебных планов и программ с набором определенных дисциплин. Образование объединяет также учащихся и преподавателей, как ценность, связанную с интересами и ориентаци-ями и обучаемых, и педагогов.

Сегодня академическое образовательное сообщество рассматривает обучение с широким использованием средств информатизации и телекоммуникаций как один из высокотехнологических и высокоэффективных способов организации образовательного процесса. Этот вывод был подтвержден результатами Всероссийского эксперимента по дистанционному обучению (1997—2002 гг.).

Цель этого эксперимента заключалась в обеспечении организационной и технологической отработки функционирования такой системы образования, в которой жители любого населенного пункта нашей страны и ближнего зарубежья могли бы получать образование в любом высшем учебном заведении России, не покидая пределы той местности, в которой они проживают. В дальнейшем к этому эксперименту присоединились еще 16 учреждений высшего профессионального образования различных организационно-правовых форм из разных регионов России.

Эксперимент показал необходимость и государственную значимость развития дистанционного обучения в России при непре-

№4, 2007

Экономика, Статистика и Информатика

менном обеспечении его высокого качества, соответствующего национальным и международным стандартам.

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» путем подключения образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, формируется инфраструктура дистанционного обучения, позволяющая каждому гражданину получить доступ к качественным образовательным услугам.

Растет число образовательных учреждений, активно использующих дистанционные образовательные технологии в учебном процессе.

За последние два года было внесено значительное количество изменений в законодательства государств об образовании, которые коснулись использования дистанционных образовательных технологий. Однако для повсеместного и полного внедрения их в образовательную среду необходимо дальнейшее совершенствование национального законодательства. При этом развитие нормативной правовой базы дистанционного образования должно быть направлено на решение двух основных задач:

ц широкое и многовариантное развитие дистанционного образования;

ц непременное обеспечение качества образовательных услуг, предоставляемых посредством внедрения дистанционных образовательных технологий.

Дистанционные образовательные технологии надлежит рассматривать как основной элемент дистанционного обучения, который должен сопровождаться соответствующими нормативными правовыми требованиями при государственной регламентации деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования (лицензирование, аттестация, аккредитация).

На основе результатов НИР, посещения конференций и выставок МЭСИ ведется активная деятельность по выявлению новых процессов и принципов работы, соответствующих информационным технологиям. На основе данных анализа международного рынка образовательных услуг с использованием дистанционных образовательных технологий и НИР в области образования, ознакомления с опытом организации дистанционного образования в ряде ведущих университетов США и Европы, странах СНГ МЭСИ полагает, что образование может и должно стать катализатором образовательного сообщества, необходимо обеспечить поддержку прикладных научных исследований, направленных на разработку современных моделей и методик организации учебного процесса, совершенствование системы управления образовательным учреждением в новых условиях. При этом, используя свой опыт и участвуя в экспертных группах, МЭСИ в своих рекомендациях не раз озвучивал проблемы развития дистанционного (электронного) образования:

ц внедрение дистанционного (электронного) образования должно иметь государственную поддержку;

ц состояние российского законодательства в области образования составляет серьезное препятствие на пути внедрения современных образовательных технологий, оно обеспечивает лишь функционирование системы в старых форматах и не позволяет ей развиваться;

ц нет отражения изменений, вызванные внедрением электронного обучения, менеджмента качества образовательных сетей;

ц не находит законодательного обоснования формирования распределенных образовательных систем путем добровольного объединения ресурсов юридически независимых субъектов.

ц совершенствовать законодательное обеспечение защиты интеллектуальной собственности, информационной безопасности учреждений образования;

ц повышение качества образовательных услуг при использовании дистанционных образовательных технологий.

Образовательные, учебно-методические, научно-исследовательские и консультационные услуги МЭСИ ориентированы на качество образования и базируются на системе управления знаниями, информационно-коммуникационных технологиях, российских государственных образовательных и международных стандартах ISO, TQM, SCROM,AICC, IMS, основных положениях Болонской декларации. При этом МЭСИ стремится занять ведущее положение на российском и международном рынке электронного обучения обеспечить необходимые условия для непрерывного приобретения и обновления знаний на территории России и за ее пределами; постоянно расширять спектр и улучшать качество образовательных продуктов и услуг за счет применения современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий; стать лидером в предоставлении методических, научно-исследовательских и консультационных у слуг, повышать свой национальный рейтинг и укреплять свой международный статус, поддерживать и развивать сотрудничество с государственными и бизнес-структурами, общественными организациями и хозяйствующими субъектами различных форм собственности, с международными организациями, профессиональными и академическими сообществами.

Эффективное развитие перечисленных выше стратегических направлений МЭСИ невозможно без развитой нормативно-правовой базы для реализации образовательных услуг не только внутри страны, но и на экспорт.

В настоящее время МЭСИ концентрирует свои ресурсы и усилия на следующих основных стратегических направлениях:

ц обеспечение доступа к высококачественному образованию международного уровня вне зависимости от места проживания и ра-

боты на основе применения технологий электронного обучения (е^еагш^);

ц реализация принципа «образование без границ и на протяжении всей жизни»;

ц развитие экспорта российского образования на основе реализации концепции интернационализации образования и принципов Болонского процесса (е-Бо^па);

ц интеграция с международными образовательными сетями.

МЭСИ имеет серьезный задел и все необходимые условия для формирования инновационной образовательной среды вуза и совершенствования системы управления качеством вуза.

Опыт МЭСИ, наработанные методики и технологии в целях отработки методических, организационных и правовых основ образовательной деятельности вуза, реализующего образовательные программы с использованием инноваций в обучении, позволяют вносить предложения в нормативные правовые акты и инструктивные документы по совершенствованию образования.

Поэтому наиболее важная на сегодня задача — определить барьер, мешающий продвижению вперед. Это различного рода нормативные правовые акты не только собственно об образовании.

Построение в нашей стране информационного общества — это отклик на то, что происходит в мире. Феномен информационного общества тщательно исследуется на всех уровнях, рассматриваются вопросы глобализации, гигантских изменений в обществе в рамках одного поколения.

Безусловно, применение информационных технологий требует изменения содержания и порядка лицензирования и решения целого ряда организационно-методических и правовых вопросов.

В этой связи существует ряд предложений, которые должны найти поддержку при реформировании законодательного обеспечения модернизации российского образования, в том числе:

ц в гражданско-правовом обороте обозначить содержание понятия «дистанционное образование»;

ц внести соответствующие изменения в законодательные акты;

ц принять нормативные документы, регламентирующие ведение образовательной деятельности с использованием современной информационной образовательной среды, в том числе, вне места нахождения образовательного учреждения и места нахождения его филиалов;

ц сократить лицензионные нормативы для вузов, использующих дистанционные образовательные технологии (существующие нормативы сводят на «нет» преимущества программ, их доступность и экономичность);

ц предусмотреть особенности предмета и содержания экспертизы, проводимой в от-

№4, 2007

10

ношении образовательных учреждений, использующих дистанционные образовательные технологии;

ц принять лицензионные нормативы, акк-редитационные показатели и порядок процедур оценки качества подготовки выпускников при комплексной проверке вуза, использующего дистанционные образовательные технологии;

ц принять нормативные документы, регламентирующие организацию труда преподавателей и работников вуза, в том числе нормирование их труда в системе дистанционного образования.

В заключение, хочу заметить, что изменения и дополнения, которые предлагались МЭСИ за годы развития дистанционного образования, дали существенные коррективы в содержание и структуру нормативной правовой базы дистанционного образования, но очень многие вопросы еще требуют совершенствования и серьезных изменений.

Следующий шаг при совершенствовании правовой среды должен быть связан с закреплением на законодательном уровне возникшего

нового явления—электронных университетов. Которые существенно и принципиально отличаются от традиционных учреждений образования по своей миссии, предназначению в общественном производстве, реализуемым целям, решаемым задачам, организационным моделям, подходам к формированию стратегий развития, используемым механизмам и процессам управления распределенными образовательными системами и получаемым результатам.

Литература

1. Закон РФ от 10 июня 1992 г. № 3266-1 «Об образовании».

2. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

3. Приказ Минобразования России от 27 июня 2000 г. № 1924 «Об эксперименте в области дистанционного образования».

4. Приказ Минобразования Российской Федерации от 26 августа 2002 г. № 3149 «Об итогах эксперимента в области дистанционного обучения и перспективах развития дистанционных образовательных технологий».

5. Порядок использования дистанционных образовательных технологий (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 мая 2005 г. №137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».

6. Постановление Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796 «Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности».

7. Статья «Проблемы формирования институциональной и правовой среды для развития дистанционного образования в условиях реформирования системы образования». Бочков В.Е., Мартынова Т.Н., Кочерга С.А.

8. Вержбицкий В.В., Власова Ю.Ю. Дистанционное обучение в странах СНГ: мониторинг образовательных потребностей и возможностей. Аналитический обзор. М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2003.

9. «Нормативное правовое обеспечение реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий» — материалы В.Е. Бочкова. МГИУ.

Экономика, Статистика и Информатика^И 11 №4, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.