Научная статья на тему 'Тенденции развития административной реформы в образовании'

Тенденции развития административной реформы в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочерга С. А.

The role of education is determined by the challenges with which Russia faces at present stage, including transition to democratic legal state and market economy as well as need for eliminating the threatening gap in regard to the global tendencies of economic and social development. The delimitation of authority and competences at federal, regional and municipal levels carried out within the framework of the administrative reform has distinctly affected the field of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendencies of development of administrative reform in education

The role of education is determined by the challenges with which Russia faces at present stage, including transition to democratic legal state and market economy as well as need for eliminating the threatening gap in regard to the global tendencies of economic and social development. The delimitation of authority and competences at federal, regional and municipal levels carried out within the framework of the administrative reform has distinctly affected the field of education.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития административной реформы в образовании»

Таблица 7

Параметры игровых портфелей

Портфель X Портфель Y Портфель Z

Акции РАО ЕЭС 60% 25% 30%

Акции ОАО « Сургутн е фте газ » 25% 25% 0%

Акции ОАО «МТС» 15% 50% 70%

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ

В ОБРАЗОВАНИИ

С.А. Кочерга, проректор по кадровому и правовому обеспечению Тел.: (495) 442-24-95; E-mail: SKocherga@mesi.ru Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

http://www.mesi.ru

The role of education is determined by the challenges with which Russia faces at present stage, including transition to democratic legal state and market economy as well as need for eliminating the threatening gap in regard to the global tendencies of economic and social development. The delimitation of authority and competences at federal, regional and municipal levels carried out within the framework of the administrative reform has distinctly affected the field of education.

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

Образование в России должно стать одним из самых лучших в мире и отвечать потребностям инновационной экономики. Развитие системы образования - одна из наиболее важных жизненных ценностей, и в России созданы все условия для ее развития [1].

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с сис-

темами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования [2].

В современных условиях образование играет определяющую роль в обеспечении благополучия человека, формировании гражданского общества, в создании инновационной экономики, основанной на знаниях и наукоемких технологиях. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) [3].

Проводимая в стране административная реформа в части разграничения полномочий и предметов ведения между федеральным, региональным и муниципальным уровнем

серьезно затронула и сферу образования. Изменен порядок финансирования образовательных учреждений, система оплаты труда работников образования. Региональный уровень принял на себя обязанность по обеспечению социальных гарантий учащихся и педагогов. В качестве плюсов можно отметить то, что у регионов теперь есть больше возможностей повлиять на содержание и качество образования, сделать его более отвечающим потребностям региона. Однако существуют и серьезные недостатки проводимой реформы. Нынешними реформаторами образования обсуждается круг вопросов, связанных, прежде всего, с финансовой стороной такой отрасли, как образование, его стандартизации и доступности для населения, при этом не обсуждается, зачем вообще нужно образование, какую функцию оно выполняет в государстве или зачем необходимо для человека и общества.

Декларируемые цели реформы:

• Расширение доступности высшего образования.

• Создание условий конкуренции на

рынке образовательных услуг.

• Международное признание дипломов российских вузов (вступление в Болонский процесс).

• Введение единых стандартов образования и контроль за их соблюдением.

• Информатизация образования (реализация программы «Развитие единой образовательной информационной среды (20012005 годы))».

• Реализация Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы.

В октябре 2000 года Правительством утверждена «Национальная доктрина образования», которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. Доктрина также устанавливает рамки возможного реформирования в сфере среднего образования и высшего профессионального образования, фиксируя невозможность принятия каких-либо нормативных правовых актов, противоречащих доктрине.

Основные положения принятой 25 октября 2001 года «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривают введение:

• 12-летнего обучения в средней школе;

• единого государственного экзамена (ЕГЭ);

• зачисления в вузы по результатам ЕГЭ;

• иной системы финансирования вузов (вводится система государственных именных финансовых обязательств (ГИФО);

• единых стандартов образования.

Выделяются многие недостатки данного проекта: единый экзамен может привести к снижению уровня поступивших в высшие учебные заведения; стандартизация может решить проблему низкого качества образования в отстающих вузах, но в то же время может обернуться потерей качества образования в лучших вузах; по окончании 12 лет обучения в средней школе выпускник попадет в армию, не имея возможности поступить в вуз (здесь идет несовпадение двух реформ: военной и образования); не решается вопрос о подготовке людей, которые могли бы существовать в новых условиях и сферах, сложившихся за последние годы в России.

Только одновременная структурная, институциональная и содержательная модернизация высшего образования может дать системный эффект развития административной реформы в образовании.

Стратегически реформирование образования предполагает действия в трех измерениях: структурном, институциональном и содержательном. Закон об образовании 90-х годов начал структурную реформу, в результате которой появились негосударственные вузы и огромный сектор внебюджетного образования. Но проведенная структурная демократизация не была поддержана институциональными изменениями (в сфере финансов, управления, имущества и проч.) и совсем не коснулась содержания образования. Такой подход привел к проблемам в сфере высшего образования, что фиксируется в виде падения качества, роста коррупции, неэффективности расходования бюджетных средств. В этом состоит сложность реформы: ее нельзя проводить, не осуществляя изменений во всех трех измерениях.

Искусство стратегического управления на следующем шаге заключается в создании и отладке такой образовательной инфраструктуры, которая задавала бы векторы инновационного развития, готовя людей к экономике будущего; реагировала на изменения рынка труда и одновременно решала задачи, связанные с передачей культурных и социальных норм и стандартов общественной жизни. Инновационный подход к реформе образования основан на представлении о том, что система образования не столько

подстраивается под рынок труда, сколько сама является источником новых идей, инновационных решений, прорывных технологий. После нескольких лет дискуссий в среде ведущих российских экспертов достигнуто если не полное согласие, то, по крайней мере, существенное сближение позиций по ключевым вопросам модернизации высшей школы. Общее понимание позволяет дать реалистичную оценку сегодняшней ситуации.

Впервые за последние двадцать лет удалось запустить в федеральном масштабе программу поддержки ведущих вузов страны. Инвестиции в рамках приоритетного национального проекта «Образование» получили более 50 вузов, и в ряде случаев эти инвестиции сопоставимы с их годовым бюджетом.

Стал полностью легитимным единый государственный экзамен (ЕГЭ). Его, безусловно, надо развивать и улучшать, но это важный шаг для создания систем оценки результатов образования.

После трехлетних дискуссий произошел переход на двухуровневую структуру высшего образования: бакалавриат и магистратура. Такой переход актуален не столько потому, что Россия присоединилась к Болон-скому процессу. Он обусловлен современными экономическими и социальными реалиями, когда человеку приходится менять профессии и получать образование на протяжении всей жизни. Теперь у студента появится возможность выбора индивидуальной образовательной траектории: после бакалавриата он может поступить в магистратуру или начать работать и при желании поступить через несколько лет. При этом появляется возможность учиться в магистратуре любого вуза, а значит, получать дополнительные карьерные преимущества на рынке труда.

Результатом совместных усилий в последние годы стало движение в сторону открытости системы образования. Сегодня участие работодателей и других социальных институтов в оценке и развитии образовательных программ закреплено на законодательном уровне и активно входит в практику передовых университетов.

Увеличивающийся разрыв между качеством образования и ростом требований к компетенциям персонала - специфика мирового образования. Переход от индустриального общества и простых технологических операций к постиндустриальному типу эко-

номики требует большого числа людей, которые могут работать с пакетами современных технологий в изменяющихся внешних условиях, заставляющих человека самостоятельно оценивать ситуацию и принимать ответственные решения. Растет массовость образования, и это дает основания говорить о переходе к всеобщему высшему образованию в экономически развитых странах. Численность студентов в нашей стране самая высокая в мире: в 2005 году на каждые 10 тысяч жителей России приходилось 495 студентов, в США - 445, в Германии - 240, Великобритании - 276, Японии - 233 [4]. Что касается российских студентов, то они все меньше связывают обучение в вузе с реальной конкурентоспособностью на рынке труда. Наличие высшего образования для многих является знаком социальной нормальности.

Появилась новая статья экспорта - получение высшего образования иностранными студентами. Среди зарубежных стран, преуспевающих лидеров экспорта образования, Россия занимает скромное место (десятые доли процента мирового рынка), что говорит о неконкурентоспособности нашего высшего профессионального образования. Все больше образовательных программ следуют международным, а отнюдь не национальным стандартам качества. Те системы образования, которые не участвуют в международной конкуренции за иностранных студентов и, как следствие, в конкуренции стандартов качества образования, в конечном итоге делают неконкурентоспособными свои страны не только в сфере образования, но в перспективе и в сфере экономики.

Быстрый рост международной торговли профессиональными услугами дает экономике страны заработать на иностранных студентах, внести ощутимый доход в национальную экономику. Тем самым образование становится не просто некоей учебной задачкой, которой занимаются вузы, но стратегией и политикой развитых стран.

«Экспорт образовательных услуг» и «получение дохода высшими учебными заведениями» в списке приоритетов образовательной политики многих зарубежных стран занимают ведущее положение. Идет жесткая конкурентная борьба за образовательные рынки, многие правительства и университеты разрабатывают специализированную маркетинговую политику.

В связи со сложившейся ситуацией с экспортом образования в мире и совершенно

недостаточной ролью России в этом процессе перед государством и вузовским сообществом остро встает задача перевода высшего образования в режим инновационного развития, обеспечивающий полноценное вхождение страны в постиндустриальное информационное общество - общество и экономику знаний. Необходимо расширение экспорта российского образования, создание вузовских и межвузовских образовательных сетей, филиалов и представительств.

В ходе реформирования образования доля российских вузов на мировом рынке образования должна вырасти до 10%. В денежном выражении это означает, что годовой доход от обучения иностранных студентов в российских вузах должен составить не менее 5 млрд долларов США и стать сравнимым с бюджетным финансированием этой сферы (сегодня в России численность иностранцев от общего числа студентов менее 1%, что обеспечивает годовой доход порядка 100 млн долларов). И что еще более важно - экспорт образования обеспечит для страны не только прямую экономическую выгоду, но и экспансию своих социальных, экономических и технологических стандартов.

Годовой доход профессуры в ведущих университетах России должен стать сравним с доходами коллег в высокоразвитых государствах (средние доходы профессоров в Европе 60-80 тыс. долларов в год, в США -80-120 тыс.). Нельзя сделать образование перспективной отраслью для карьеры и самореализации молодых исследователей и преподавателей, если сохранятся неконкурентные социальные условия.

Доля НИР и НИОКР в структуре доходов ведущих университетов должна составить не менее 25%. Только в единстве с реальными научными исследованиями и разработками может осуществляться подготовка высококлассных специалистов, адекватных современной жизни. Не могут считаться полноценными профессорами и преподавателями те, кто не ведет собственную исследовательскую работу и (или) не вовлечен в реализацию социально-экономических проектов [4,6].

Еще один фактор, оказывающий мощное влияние на сферу высшего образования во всем мире, - информационная трансформация.

Без структурных изменений и концентрации инновационного потенциала и ресурсов в точках роста вероятность качест-

венного улучшения ситуации мала. Необходимо сделать следующий шаг структурной реформы: через механизмы конкурсного финансирования усилить тех, кто готов работать на переднем крае, обеспечивая при этом продвижение к новому качеству и всей системы образования в целом, для того чтобы вузы, которые используют инновации, вели образовательную и научно-технологическую деятельность мирового уровня, став научными центрами и интеллектуальными резервуарами для оснащения кадрами и технологиями всех сфер жизни страны.

Переход на двухуровневую систему образования является еще одним шагом реформы. Как считают авторы законопроекта, переход к двухуровневой системе высшего профессионального образования будет способствовать повышению эффективности использования бюджетных средств, качества высшего образования, его востребованности экономикой и социальной сферой страны. Переход на двухуровневую систему позволит получать образование с позиции гибкости и мобильности, иными словами, российский студент сможет комбинировать полученные образования (например, получить диплом бакалавра экономики и пойти в юридическую магистратуру), а также легко поехать учиться в магистратуру за границу. Таким образом, быть более приспособленными к меняющимся запросам современного рынка труда, быть включенными в мировой образовательный процесс.

У двухступенчатой системы есть свои сторонники и противники. Основная претензия заключаются в том, что проявится повышение платности высшего образования, а за счет этого и его недоступность. Возможно, появится армия бакалавров с неоконченным высшим образованием. Выпущенные бакалавры могли бы продолжать свое обучение без отрыва от работы, но в большинстве российских компаний ни о каком внутрикорпоративном обучении не идет и речи, плюс и сами работодатели не скрывают, что отдают предпочтение магистрам. Международные компании, которые присутствуют на российском рынке и где такое обучение присутствует в обязательном порядке, всех на работу не возьмут.

Чтобы не возникло механическое разделение вузами существующих программ подготовки специалистов на два этапа (4+2 года), необходимо, чтобы вновь вводимые образовательные стандарты соответствовали требованиям со стороны профессиональных

сообществ, следовательно, они должны разрабатываться с их участием и, как минимум, не уступать современному международному уровню.

После вступления в силу законодательства об уровнях высшего образования магистратура должна быть сосредоточена в университетах, активно ведущих реальную исследовательскую или проектную деятельность и обеспечивающих высокое качество, но это не должно привести к тому, что качественное образование будет сосредоточено только в магистратурах.

Смена финансовой модели, переход на двухуровневое высшее образование и отладка системы оценки качества связаны между собой и лишь при совместном введении создадут значимые предпосылки и стимулы к наращиванию качества образования. Результаты изменений будут заметны лишь через пять-десять лет, не все вузы будут готовы взять ответственность вести долгую, кропотливую и подчас непопулярную работу.

Неудовлетворительное качество российского образования осознают многие, но гораздо меньшее число людей признает необходимость серьезных, иногда болезненных мер для перехода на новый уровень образования. Публичные и конструктивные дискуссии о назначении и логике дальнейшего развития образования с участием работодателей, региональных властей, общественных сил, работников вузов и научных организаций могут обеспечить общественное принятие и поддержку изменений в сфере образования.

Важно, чтобы образовательная политика выражалась не только в провозглашении общих идей, концепций, а содержала в себе научно обоснованные принципы, стратегию, в соответствии с которыми должна развиваться система образования. Одним из показателей такого подхода и одновременно средством реализации образовательной политики является разработка программ развития образования.

Сегодня в России программ достаточно большое количество. В частности, к ним относятся:

1. Национальная доктрина развития образования в России.

2. Федеральная программа развития образования.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

4. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информацион-

ной среды» (2001-2005 гг.)

5. ФЦП «Электронная Россия» (20022010 гг.) и др.

6. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы.

Наиболее актуальным и крупномасштабным проектом в сфере образования является приоритетный национальный проект «Образование». Министерством образования и науки Российской Федерации была проведена значительная работа по уточнению и конкретизации государственной политики в области образования. Правительством России одобрены приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года. Организационной основой реализации государственной политики в области образования является Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, обеспечивающая продолжение модернизации российского образования.

Основной стратегической целью Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед - это и есть первоочередная задача национального проекта «Образование».

В последние годы активизировалась работа по совершенствованию и развитию законодательства в области образования. Целесообразным при выработке стратегических целей отечественной системы образования, принятии нормативных правовых актов, определяющих перспективы развития образования на период до 2025 года, является концентрация административных и ресурсных возможностей на решение следующих ключевых задач [5]:

- повышение доступности качественного образования для граждан независимо от их социального, имущественного, должностного положения и места жительства;

- ежегодное увеличение доли ВВП на цели образования, в том числе доведение

объемов финансирования науки в вузах до уровня, соответствующего требованиям Бо-лонского процесса;

- эффективное использование бюджетных средств и привлечение инвестиций в сферу образования;

- укрепление учебной и материальной базы образовательных учреждений;

- обеспечение образовательных учреждений кадрами в соответствии с современными требованиями.

Развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий является одним из ведущих факторов становления новой образовательной системы. Постоянное их совершенствование беспрецедентными темпами в последние десятилетия стимулирует и ускоряет нововведения в сфере образования.

Случайное использование технологий в учебном процессе не может быть достаточно эффективным. Процесс интеграции компьютерных и коммуникационных технологий в образовательный процесс должен основываться на выработке и реализации принципов эффективного управления развитием технологической основы образовательной системы.

В образовании важна не информационная технология сама по себе, какой бы современной и изощренной она ни была, а то, насколько ее использование служит достижению собственно образовательных целей. Поэтому применение информационных технологий предполагает, прежде всего, решение проблемы адекватного выбора технологий.

Опыт развития дистанционных образовательных технологий, многолетние сравнения результатов традиционного и дистанционного образования приводят многих исследователей к заключению о том, что сами по себе средства коммуникации, те информационные технологии, которые используются для связи преподавателей и обучаемых, не оказывают существенного влияния на результаты обучения. Использование новых коммуникационных технологий для общения в ходе учебного процесса как таковое не означает снижения качества обучения.

Более того, образование, в котором взаимодействие преподавателей и обучаемых в большой степени строится на базе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий, в принципе может быть более эффективным, чем традиционное образование.

Формирование в России в сжатые сроки конкурентоспособной образовательной системы является определяющим фактором успешного развития нашего общества. Решение этой сложной задачи в информационном обществе может быть реализовано, в первую очередь, на основе инновационных подходов, на что обратил внимание в ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин 10 мая 2006 года.

Развернувшаяся реформа российского образования, процессы интернационализации в сфере высшего образования, создание единого европейского пространства высшего образования и вхождение России в Бо-лонский процесс предполагают развитие системы нормативно-правового регулирования электронного образования особо актуальным.

Развитие законодательства, регулирующего электронное образование, должно обеспечивать как последовательность принятия и взаимную согласованность нормативных правовых актов, относящихся к такому законодательству, так и гармонизацию отечественного правового регулирования с международными правовыми актами, лучшей зарубежной практикой. Реализация дистанционного образования должна стать образовательной инновацией мирового уровня и послужить правовым и технологическим фундаментом для крупномасштабного экспорта российского образования по принципу «обучения на месте проживания».

Важнейшим стратегическим направлением развития российского законодательства, регулирующего дистанционное образование, является обеспечение интеграции России в мировое информационное пространство. Правовая совместимость связана, прежде всего, с необходимостью гармонизации национального законодательства с зарубежным, применением норм международного права и международных договоров в области использования дистанционных образовательных технологий и экспорта образовательных услуг. Необходимо осуществлять мониторинг изменения зарубежного законодательства и зарубежной правоприменительной практики с целью заимствования наилучших зарубежных практик. Это позволит на более ранних этапах согласовывать развитие национального законодательства с общей линией развития зарубежного нормотворчества, использовать практический опыт зарубежных стран и отстаивать рос-

сийские национальные интересы при совместной работе над проектами международно-правовых документов.

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» путем подключения образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, формируется инфраструктура дистанционного обучения, позволяющая каждому гражданину получить доступ к качественным образовательным услугам.

Растет число образовательных учреждений, активно использующих дистанционные образовательные технологии в учебном процессе.

За последние два года было внесено значительное количество изменений в законодательство об образовании многих государств, которые коснулись использования дистанционных образовательных технологий. Однако для повсеместного и полного внедрения их в образовательную среду необходимо дальнейшее совершенствование национального законодательства. При этом развитие нормативной правовой базы дистанционного образования должно быть направлено на решение двух основных задач:

^ широкое и многовариантное развитие дистанционного образования;

^ непременное обеспечение качества образовательных услуг, предоставляемых посредством внедрения дистанционных образовательных технологий.

Дистанционные образовательные технологии надлежит рассматривать как основной элемент дистанционного обучения, который должен сопровождаться соответствующими нормативными правовыми требованиями при государственной регламентации деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования (лицензирование, аттестация, аккредитация).

На основе данных анализа международного рынка образовательных услуг с использованием дистанционных образовательных технологий и НИР в области образования, ознакомления с опытом организации дистанционного образования в ряде ведущих университетов США и Европы, странах СНГ, полагаем, что образование может и должно стать катализатором образовательного сообщества, которое обеспечит поддержку прикладных научных исследований, направленных на разработку современных моделей и методик организации учебного процесса, совершенствование системы управления образовательным учреждением в

новых условиях. При этом ведущие вузы в сфере ДОТ, используя опыт и участвуя в экспертных группах, в своих рекомендациях не раз озвучивали проблемы развития дистанционного (электронного) образования:

• внедрение дистанционного (электронного) образования должно иметь государственную поддержку;

• состояние российского законодательства в области образования составляет серьезное препятствие на пути внедрения современных образовательных технологий, оно обеспечивает лишь функционирование системы в старых форматах и не позволяет ей развиваться;

• нет отражения изменений, вызванных внедрением электронного обучения, менеджмента качества образовательных сетей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• не находит законодательного обоснования формирование распределенных образовательных систем путем добровольного объединения ресурсов юридически независимых субъектов;

• совершенствование законодательного обеспечения защиты интеллектуальной собственности, информационной безопасности учреждений образования;

• повышение качества образовательных услуг при использовании дистанционных образовательных технологий.

Поэтому наиболее важная на сегодня задача - определить барьер, мешающий продвижению вперед. Это различного рода нормативные правовые акты, не только собственно об образовании, а также происходящие реформы, как в образовании, так и в сфере экономики, социальной сферы.

Построение в нашей стране информационного общества - это отклик на то, что происходит в мире. Феномен информационного общества тщательно исследуется на всех уровнях, рассматриваются вопросы глобализации, гигантских изменений в обществе в рамках одного поколения.

Безусловно, применение информационных технологий требует изменения содержания и порядка лицензирования и решения целого ряда организационно-методических и правовых вопросов.

В этой связи существует ряд предложений, которые должны найти поддержку при реформировании законодательного обеспечения модернизации российского образования, в том числе:

• в гражданско-правовом обороте обозначить содержание понятия «дистанционное образование»;

• внести соответствующие изменения в законодательные акты;

• принять нормативные документы, регламентирующие ведение образовательной деятельности с использованием современной информационной образовательной среды, в том числе вне места нахождения образовательного учреждения и места нахождения его филиалов;

• сократить лицензионные нормативы для вузов, использующих дистанционные образовательные технологии (существующие нормативы сводят на нет преимущества программ, их доступность и экономичность);

• предусмотреть особенности предмета и содержания экспертизы, проводимой в отношении образовательных учреждений, использующих дистанционные образовательные технологии;

• принять лицензионные нормативы, ак-кредитационные показатели и порядок процедур оценки качества подготовки выпускников при комплексной проверке вуза, использующего дистанционные образовательные технологии;

• принять нормативные документы, регламентирующие организацию труда преподавателей и работников вуза, в том числе нормирование их труда в системе дистанционного образования.

В заключение хочу заметить, что изменения и дополнения, которые предлагались ведущими вузами за годы развития дистанционного образования, внесли существенные коррективы в содержание и структуру нормативной правовой базы дистанционного образова-

ния, но очень многие вопросы еще требуют совершенствования и серьезных изменений.

Следующий шаг при совершенствовании правовой среды должен быть связан с закреплением на законодательном уровне возникшего нового явления - электронных университетов. Они существенно и принципиально отличаются от традиционных учреждений образования по своей миссии, предназначению в общественном производстве, реализуемым целям, решаемым задачам, организационным моделям, подходам к формированию стратегий развития, используемым механизмам и процессам управления распределенными образовательными системами и получаемым результатам.

Проводимая реформа образования показывает положительную тенденцию в государственной образовательной политике, которая действительно заявляет о приоритетности образовательной сферы для развития отдельной личности и государства в целом. В последние годы проводилась активная законодательная деятельность, нацеленная на разработку единой концепции развития образования, а также краткосрочных и долгосрочных программ. И если в последнее десятилетие XX века все обсуждали и хором говорили, что многие завоевания отечественного образования оказались утраченными и что образование претерпевает глубокий кризис, то в начале XXI века предприняты и еще, будем надеяться, будут приняты реальные шаги по выводу отечественного образования из этого кризиса.

Литература

1. Программная речь Путина В.В. о стратегии развития страны до 2020 года. 08.02.2008 г. Георгиевский зал Кремля Заседание Госсовета.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства РФ №1756 от 29.12.2001г.).

3. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.92 № 3266-1.

4. Волков А., Ливанов Д., Фурсенко А. Высшее образование: повестка 2008-2016 // Эксперт. - 2007. - №

32.

5. Российская Федерация. Законы. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы: распоряжение Правительства РФ от 03 сентября 2005 года № 1340-р. // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 37. - Ст. 3752.

6. Бочков В.Е., Мартынова Т.Н., Кочерга С.А. Проблемы формирования институциональной и правовой среды для развития дистанционного образования в условиях реформирования системы образования // Право и образование. - 2007. - № 9.

Интернету - кириллические имена

«Мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы добиться присвоения доменных имен на кириллице. Это символическая значимость русского языка, и у нас неплохие шансы добиться соответствующего решения», - обещал Президент Д. Медведев на Всемирном конгрессе русской прессы в Москве. Источник. Телеканал «Культура» (http://www.tvkultura.ru/theme.html?id=18002&cid=178)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.